Перейти к содержанию
АксКерБорж

Имя половецкого хана Котяна Сутоевича

Рекомендуемые сообщения

Никаких вопросов я не видел, а вилы забери, в хозяйстве пригодятся хоть и кривые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

...у...татаров Ян...

У татар "ҖАН"..., ну или "ЗЯН"...  :)

 

Извиняюсь, буду знать. Есть коллега башкир, а раньше был и татарин тоже со схожим именем.

А вообще суть в том, что язык домонгольских кипчаков скорее всего был более уникальным, то есть, без примесей, а эти Жан, Ян и т.д. появились уже потом в связи с разными обстоятельствами кипчакских племен после смешения с монголами.

 

В западном диалекте татарского языка (носителем коего я являюсь) современное литературное татарское - җан "душа" произносится как  Ян (хотя в паспорте может быть  ...зян или ...зянович, но это вопрос уже о способах транслитерации, когда диалектное сначала переводится на литературное татарское письмо, а затем с татарского на русское, где вообще отсутствует литера Җ, да и литера Я годится только в "твердых" словах) . Также вместо Җыр говорим Ер, "наказание" будет Яза вместо Җәза  и т.д. В литературном татарском языке есть некоторое смешение этих двух тенденций. Например, парень (джигит) будет Егет, хотя если досконально следовать джоканью, должно было бы быть Җегет.

Вполне возможно, что Котян - это   тюркское КОТ + фарсизм(?) ЯН, то и другое означающее Душа.

Для примера приведу устойчивое татарское сочетание Дус-Ишләр (Друзья), где Дус - фарсизм, а Иш - исконное тюркское, в одном и том же значении Друг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...у...татаров Ян...

У татар "ҖАН"..., ну или "ЗЯН"... :)
Извиняюсь, буду знать. Есть коллега башкир, а раньше был и татарин тоже со схожим именем.

А вообще суть в том, что язык домонгольских кипчаков скорее всего был более уникальным, то есть, без примесей, а эти Жан, Ян и т.д. появились уже потом в связи с разными обстоятельствами кипчакских племен после смешения с монголами.

В западном диалекте татарского языка (носителем коего я являюсь) современное литературное татарское - җан "душа" произносится как Ян (хотя в паспорте может быть ...зян или ...зянович, но это вопрос уже о способах транслитерации, когда диалектное сначала переводится на литературное татарское письмо, а затем с татарского на русское, где вообще отсутствует литера Җ, да и литера Я годится только в "твердых" словах) . Также вместо Җыр говорим Ер, "наказание" будет Яза вместо Җәза и т.д. В литературном татарском языке есть некоторое смешение этих двух тенденций. Например, парень (джигит) будет Егет, хотя если досконально следовать джоканью, должно было бы быть Җегет.

Вполне возможно, что Котян - это тюркское КОТ + фарсизм(?) ЯН, то и другое означающее Душа.

Для примера приведу устойчивое татарское сочетание Дус-Ишләр (Друзья), где Дус - фарсизм, а Иш - исконное тюркское, в одном и том же значении Друг.

Дус фарсизм, странно. Но мне кажется это сочетание означает русское известное выражение "вместе пуд соли сьели" т.к. на тувинском языке дус это соль, иш-выпей, лер-чуффикс мн.ч. и это как бы говорит вместе соль выпили или сьели, иносказательно друзья по несчастью. у словы есть еще одно значение иш-работа, но совместима ли это слово к этому выражению.

Хотелось бы узнать когда у татар это сочетание появилось, и как это сочетание толкуется, или вы только знаете это означает друзья?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

...у...татаров Ян...

У татар "ҖАН"..., ну или "ЗЯН"... :)
Извиняюсь, буду знать. Есть коллега башкир, а раньше был и татарин тоже со схожим именем.

А вообще суть в том, что язык домонгольских кипчаков скорее всего был более уникальным, то есть, без примесей, а эти Жан, Ян и т.д. появились уже потом в связи с разными обстоятельствами кипчакских племен после смешения с монголами.

В западном диалекте татарского языка (носителем коего я являюсь) современное литературное татарское - җан "душа" произносится как Ян (хотя в паспорте может быть ...зян или ...зянович, но это вопрос уже о способах транслитерации, когда диалектное сначала переводится на литературное татарское письмо, а затем с татарского на русское, где вообще отсутствует литера Җ, да и литера Я годится только в "твердых" словах) . Также вместо Җыр говорим Ер, "наказание" будет Яза вместо Җәза и т.д. В литературном татарском языке есть некоторое смешение этих двух тенденций. Например, парень (джигит) будет Егет, хотя если досконально следовать джоканью, должно было бы быть Җегет.

Вполне возможно, что Котян - это тюркское КОТ + фарсизм(?) ЯН, то и другое означающее Душа.

Для примера приведу устойчивое татарское сочетание Дус-Ишләр (Друзья), где Дус - фарсизм, а Иш - исконное тюркское, в одном и том же значении Друг.

Дус фарсизм, странно. Но мне кажется это сочетание означает русское известное выражение "вместе пуд соли сьели" т.к. на тувинском языке дус это соль, иш-выпей, лер-чуффикс мн.ч. и это как бы говорит вместе соль выпили или сьели, иносказательно друзья по несчастью. у словы есть еще одно значение иш-работа, но совместима ли это слово к этому выражению.

 

:lol:

Ха, ха. Респект!

Дус-Ишләр - татары говорят и думают как "друзъя". Но значит нету оказывается.

Как открыл ув. Эр-сүрэ это вы татары на самом деле говорите как "соль сьевшие". :D :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...у...татаров Ян...

У татар "ҖАН"..., ну или "ЗЯН"... :)
Извиняюсь, буду знать. Есть коллега башкир, а раньше был и татарин тоже со схожим именем.

А вообще суть в том, что язык домонгольских кипчаков скорее всего был более уникальным, то есть, без примесей, а эти Жан, Ян и т.д. появились уже потом в связи с разными обстоятельствами кипчакских племен после смешения с монголами.

В западном диалекте татарского языка (носителем коего я являюсь) современное литературное татарское - җан "душа" произносится как Ян (хотя в паспорте может быть ...зян или ...зянович, но это вопрос уже о способах транслитерации, когда диалектное сначала переводится на литературное татарское письмо, а затем с татарского на русское, где вообще отсутствует литера Җ, да и литера Я годится только в "твердых" словах) . Также вместо Җыр говорим Ер, "наказание" будет Яза вместо Җәза и т.д. В литературном татарском языке есть некоторое смешение этих двух тенденций. Например, парень (джигит) будет Егет, хотя если досконально следовать джоканью, должно было бы быть Җегет.

Вполне возможно, что Котян - это тюркское КОТ + фарсизм(?) ЯН, то и другое означающее Душа.

Для примера приведу устойчивое татарское сочетание Дус-Ишләр (Друзья), где Дус - фарсизм, а Иш - исконное тюркское, в одном и том же значении Друг.

Дус фарсизм, странно. Но мне кажется это сочетание означает русское известное выражение "вместе пуд соли сьели" т.к. на тувинском языке дус это соль, иш-выпей, лер-чуффикс мн.ч. и это как бы говорит вместе соль выпили или сьели, иносказательно друзья по несчастью. у словы есть еще одно значение иш-работа, но совместима ли это слово к этому выражению.

:lol:

Ха, ха. Респект!

Дус-Ишләр - татары говорят и думают как "друзъя". Но значит нету оказывается.

Как открыл ув. Эр-сүрэ это вы татары на самом деле говорите как "соль сьевшие". :D :D

Амыр-Менди, Энхд ака! Мне кажется это словосочетание наше наследие с тех великих времен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я полностью присоединяюсь к словам Админа и тоже валялся от смеха, правда минуты не считал. :)  

Я рада, что Вам весело. А что бы Вы и впредь не скучали, возьмите Махабхарату, Рамаяну на языке оригинала, словарь санскрита и посмотрите с каким значением там используется слово "КУТА". Там есть и голова и рога и острие. Санскрит вторичен по отношению к древнерусскому языку, поэтому в современном русском так много однокоренных слов со схожей семантикой. Чего не скажешь о других языках. Одно слово - одно значение всегда говорит о заимствовании.

Этимология наука точная. Я фантазиями не занимаюсь.

Одно уже хорошо, никто не отрицает факт, что форма Котян - это искажённое Кутан ;) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые участники дискуссии!

Убедительная просьба, пожалуйста избегайте сверхцитирования, это сильно затрудняет просмотр темы. Будте взаимно вежливы.

 

Возвращаясь к мифу о Царе-Великане.

Мифы со схожим сюжетом распространены: по левобережью Енисея, в Сев. Хакасии, среди сибирских татар, телеутов, алтайцев, тяньшаньских кыргызов. Эпизод мифа (о выборе супруги) имеет аналогии в якутских преданиях. В 13 веке вместе с кыргызами, попавшими в монгольскую армию, легенды о славном правителе широко распространились среди многих тюркских народов. Через кыпчаков они попали к тюркам-мамлюкам Египта.

Миф очень древний, а потому на каждом этапе заимствования он обрастал как грязью позднейшими наслоениями, сюжетных подробностей и деталей. Оригинальные имена приобретали новое звучание в языке-преемнике, появлялись новые имена и события близкие для восприятия на новых территориях.

Древнейшая же часть мифа укладывается в несколько предложений. Главная идея, которых сводится к констатации факта вырождения человечества. От предков с выдающимися способностями, очень высоких, сильных и мудрых, живших по тысяче лет, рождались дети, не наделённые отцовскими талантами и с меньшей продолжительностью жизни.

Отсюда главная идея мифа – это смена эпох. На смену великому правителю приходят бездарные потомки, мир сменяет война и пр. и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Soma сказал(а) 25 Ноя 2015 - 05:48:

Читала опусы местных аксакалов про Хана Котяна и валялась со смеху. Так уж совпало, буквально недавно объясняла младшему брату от кого произошла наша порода и что означает имя Кутан. По прадеду мы из Кутанаев.

Если написать это имя старинными буквами, то, становится понятным, откуда пошла вся свистопляска. Не зная правил правописания легко ошибиться и прочесть долгое «У» как «О», ведь начертанием они очень похожи. В древнем алфавите было две буквы «У» - долгая и краткая.

У-долгая произносилась как обычная «У», а в конце слова как носовая, а У-краткая звучанием похожа на «U». Малограмотные писарчуки, упростили себе задачу и везде для отображения на письме звука «У» использовали У-краткую, а У-долгое писали и читали как «О». В этой связи становится понятным, что правильно читать нужно КУТАН, а не КОТЯН.

 

Если это так на самом деле, то хотел бы уточнить, что кут в русском и других славянских языках прежде всего угол. В избе, например, красный кут - восочный угол с образами, а кут для скота - закут. В деревнях до сих пор вечером скотину в баз гонят приговаривая - в закут, в закут...

кутовой - старший команды и руководитель облавной охоты

Толковый словарь Даля, кут: http://alcala.ru/dal-slovari/slovar-K/24996.shtml

Хутор: http://enc-dic.com/fasmer/Hutor-15142.html

 

Кут (хут) — душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше богами, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма.

Для древних тюрков обладание верховной властью определялось наличием у кагана дара Тенгри — кут:

«По милости Неба и потому, что у меня самого было счастье (кут), я сел (на царство) каганом»

(Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л., 1959).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если это так на самом деле, то хотел бы уточнить, что кут в русском и других славянских языках прежде всего угол. В избе, например, красный кут - восочный угол с образами, а кут для скота - закут. В деревнях до сих пор вечером скотину в баз гонят приговаривая - в закут, в закут...

кутовой - старший команды и руководитель облавной охоты

Да, но ведь это в современном русском, слово употребимо чаще всего в этом значении, я же говорю о древней форме. Почему кут в значении угол, я подробно написала. Даже привела слово синоним, закуток=заголовок. Всё дело в традиции письма.

А слово кутовой, прямо говорит, что мужик главный!

Кута=Глава.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выясняя происхождение имени половецкого хана из династии Тертеровцев (Тертер-оба) Котяна Сутоевича (в исторической литературе встречаются различные транскрипции его имени - Köten, Kutan, Kuthen, Kuthens, Kotyan, Kotjan, Koteny, Kötöny, Kuethan, Кутен, Хотен), следует учитывать, что он долгое время был в среде восточного христианства, а в 1237 году, разбитый монголами Батыя, Котян бежал с 40 тысячами единоплеменников в Венгрию, где приняли католицизм. Обычно при крещении даётся новое имя. Так что не факт, что имя Котян его прирождённое родовое имя.
Итак, рассмотрим версию имени Котян как христианского:
Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский: Котя — синоним имён Конкордия, Константин, Констанция, Екатерина (католический мужской вариант имени - Катерин)
Помнится, вроде в мультике "Цветик-семицветик", есть мальчик с именем Котя, полное имя - Константин, а Котя от Костя с выпаданием С.
Ну, а суффикс -ан (-ян), Котян же? Ведь очень напоминает Толян, Колян, Вован, так же?
Вообще, суффикс -ан (-ян) образует имена существительные со значением:
1. части тела, характеризующейся интенсивным внешним признаком: пузан, лобан, голован, губан;
2. лица, склонного к тому, что названо исходным словом: интриган, политикан, критикан (от существительных); грубиян (от глагола);
3. названия животного: орлан.
В именах же личных, эти суффиксы образуют огрублённую форму от полного имени: Николай-Коля-Колян с оттенком фамильярности (ср. друг → дружбан, брат → братан) или просторечной аффективности (старик → старикан, мальчик → мальчуган). В связи с перечисленными свойствами, эти суффиксы активно используется в жаргонном словообразовании и за счёт их  перечисленные антропонимы несут пейоративные коннотации.
Источник: Анатолий: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9

Так что, остается выяснить, работали ли данные суффиксы как описано в современном языке, так же и в древности в среде западных славян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Имя Котян как и имя его отца Сутой просто объясняется с тюркских языков. Именно поэтому гадать о якобы древнеславянском или христианском заимствовании - это нелепица.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имя Котян, как и имя его отца Сутой, просто объясняется с тюркских языков.

Именно поэтому гадать о якобы древнеславянском или христианском заимствовании - это нелепица.  

 

Да кто ж спорит, что с позиций тюркских, да что там тюркских, - даже монгольских языков имена Котян, как и имя его отца Сутой легко объясняются: в детстве, когда мы жили в Калмыкии, мой отец был водовозом и первое угощение за привоз воды всегда был сутый цай. Это действительно был сытый чай! Но на самом деле, перевод с калмыкского давал другое - Суутэй цай - молочный чай. Хотя, кто его знает, может в славянские языки сутой и перешло в значении "сытый", т.е., напившийся молока всегда сытый или не голодный...

 

Да  и краеведы села Сутой Селенгинского района Республики Бурятия вот что говорят:

Во многих легендах о географических названиях Бурятии упоминается имя Чингисхана. Будто он, побывав в той или иной местности, присвоил названия разным местностям, которые сохранились до сего времени.

Например, свято верят  в Сутое в передающую из поколения в поколение легенду о том, что в этих местах походом продвигался Чингисхан со своим войском. Войска его решили сделать отдых на этом левом берегу Селенги: благодатные были места. Утром хану преподнесли душистое парное молоко. Чингисхан окропил им землю и изрек: «Это богатая и красивая долина, похожая на лотос, пусть будет всегда молочной – СYYТЭЙ,  а жители её счастливыми». И оставил здесь несколько воинов с семьями. Отсюда и пошло название села Сутой.

Красивая легенда, однако молоко, молочный в качестве имени и даже в качестве прозвища разве применяется? Чаще "молоко" видишь в словосочетаниях типа "молочный брат", эшек сүтүн (ослиное молоко), Аслан Суту (молоко льва)...

 

Однако есть ещё одна версия Сутой.

Узнал о нём отсюда: народы запада времен вэйлюи по хронисту ю хуан. ал: http://www.proza.ru/2012/10/31/861

В более ранних китайских источниках («Ши цзи» — II в. до н.э., «Хань шу» - I в. до н.э.) основными территориями Кангюя были Средняя Сырдарья и прилегающие земли.

Яньцай находилось в 800 км на северо-западе от Кангюя.  Птолемей указывает на то, что  аланорсы локализуются на территории Кангюя, а аланы-скифы в Яньцай-Алань.

Яньцай — «огромные степи“...

Yancai ; ; переводится буквально как «обширные степи» или луга... Тем не менее, Пюлибланк связал его лингвистические особенности с греческим именем * ;;;;;; [* Aorsoi].

Цянь Хань шу, история ранней династии Хань, о котором Пан Ку сообщает, дает ту же самую информацию. Она включает в себя, однако, отчет о деятельности в Чжи-чжи (Chih-chih), в котором сказано, что когда он был на службе у Кан-Чу (43-36 до н.э.) он отправил послов к Хо-су и Та-юаней требовать уплаты ежегодной дани. Значение этого заявления заключается в том, что „Хо-су» было другим названием „Ян-цай».

3) Так же, говоря об Ян-цай, он замечает, что не они называются „а-лан“, но некоторые органы власти говорили о них как „а-лан“. Совершенно очевидно, таким образом, что соединение абзоэ и Янцай в конфедерацию алан подразумевается без потери идентичности и не было ничего более постоянного, чем их торговые связи с Кан-чу и Северо-Западной Индии. Действительно, после революций, которые повлияли на весь азиатский континент в конце второго и начале третьего века, абзои перестали быть аланами, а в таблице Peutinger (четвертого века) имена Abzoae, написанные Arzoae, а аланы появляются независимо в регионе Дона и Кавказа.

Было признано очень давно, что Янцай ;;(первый йероглиф переводится как „внезапно“) и аланы из китайских хроник должны относиться к аорсам  и аланам из классических авторов.

Не только имена очень похожи, но они занимали те же области между Каспийским и Черным морями.

Также время появления названия Алан / Алани людей соответствует как в китайских так и в западных документах. Согласно китайским хроникам, около второго века она была переименована в Аланию и зависела от Кан-Чу. Военно-политический союз между сарматскими и аланскими племенами,  живущими между низовьями Волги и Аральского моря была создана под именем Йан-цай-Алания. В соответствие с источниками шестого века, регион аланских племен Ян-цай был переименован в Су-я или Су-те...

Столь длинную выдержку привел для понимания того, что какая-то территория между Каспием и Черным морем, согласно письменному источнику, именовалась Суте, может, ещё сильно не вник, как версия - по названию народа или племени.

Почему такая версия?

Ну, все знают фамильные и отческие суффиксы -ич, -вич.

Именно отюда, наверное, и сделан вывод из антропонимического сочетания "Котян Сутоевич", что Котян - это имя, а Сутоевич - это отчество - имя отца Котяна - личное имя Сутой в сочетании с суффиксом -вич.

Хотя, вполне можно предположить, что Котян - это имя, а Сутоевич - фамилия - до сих пор этот принцип построения фамилий используется в Белоруссии, Сербии и Польше.

Однако суффикс -вич, сочетаясь с личным именем является символом связи человека с ближайшим и главным кровным родственником - отцом. Но не только - в фамилиях значение -вич родства и рода пересекается ещё и значение принадлежности к местности, имеющей соответствующее название.

Таким образом, "Сутоевич" может быть и отчеством, и родовым отнесением, и отнесением к местности, откуда вышел или владеет.

Одно известно - в 13 веке на Руси не было отчеств для каждого, да и фамилий в нынешнем понимании тоже. Однако, Мстиславовичей, Ярославовичей, Боровичей - полно, как и царевичей, впрочем :)

Из этого легко следует вывод, что суффикс -ич, -вич в антропониме тех времён (в 13 веке) есть своеобразный титул, подобно иностранным приставкам "фон", "де" и "ван", применяемых для указания высокого происхождения, соответственно, в немецком, французском и голландском языках, свидетельствующий о высокородности, избранности, принадлежности к верхушке сословного общества.

Но, всё-таки, суффикс -вич, это что, исконно славянское изобретение, или заимствование, что это изначально? Известно, что суффиксы изначально были отдельными словами,  

В русском языке слово "вич" (или как оно звучало первоначально) потеряло свое исконное, первоначальное непосредственное значение и дошло до нас всего лишь как часть слова (суффикс), имеющая и придающая определенное значение - принадлежности.

Но что оно непосредственно значит/ло мы не знаем.

А вот в лезгиском же языке суффикс "-ви" мало того что является частью слова, придающей то же самое значение принадлежности, так он еще и не потерял свое первоначальное исконное значение - "-ви" от "иви" т.е. "кровь". Стlалви это не просто Стальский, это буквально "Стальских кровей" или "Стальская кровь".

Итак, мы выяснили, что "Сутоевич" - это что-то вроде фамилии-титула половецкого хана с именем Котян, показывающую кровную принадлежность к роду или местности с названием Сутой.

Теперь перейдём к имени Котян.

Чтоб не тянуть волынку, а сразу взять быка за рога определим в имени Котян основу и суффикс. Я предлагаю так: Ко-тян.

Наверное, гуры этого форума уже не раз говорили о так называемом именном суффиксе -джан, -джян, добавляемом к имени или прозвищу и позиционирующем имя в определённой иерархической структуре. Так вот суффикс -тян очень похож на суффикс -джан и до сих пор, по-моему, применяемый в японском языке. Т.е., хочу сказать -тян=-джан с соответствующем имени и положению выбором значений. Возможно, в те времена, -джан звучало как -тян.

А вот что такое Ко-? Ведь сохранились фамилии с ко- - Котовский, например, легендарный Кутеяр...

Тут вот какое соображение - названию животного кот Фасмер так и не дал убедительной этимологии, но извесно, что это ловчее хищное животное - ловит мышей в засаде у норок-углов.

Есть ещё такая ловчая рыболовная снасть, у нас называемая капцы, у тюрков коты или котцы, где рыба, идущая вдоль загородки, попадает в угол-ловушку, откуда её черпают подсаком.

Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
КОТЕЦ
род. п. -тца "кошель, запруда для ловли рыбы", обычно мн. котцы,
укр. котець, род. п. кiтця "закол для ловли рыбы",
цслав. котьць (ХII в.),
болг. котец (Младенов 253),
сербохорв. кот, род. кота; котац, род. п. коца "небольшой хлев для ягнят, козлят, курятник",
словен. kotc, род. п. kotca "курятник, свинарник",
чеш. kot, kоtес "маленький дом",
др.-польск. kосiес, род. п. kоcса "клетка, садок",
польск. kоjес, род. п. kоjса "курятник, перегородка в хлеву".
Родственно:
авест. kаtа- м. "комната, кладовая",
нов.-перс. kаd "дом",
гот. hejо "кладовая",
др.-инд. catant-, прилаг. "прячущийся";
см. Бернекер 1, 588 и сл.; Фасмер, RS 6, 174 и сл.; Младенов, РФВ 65, 365 и сл.; Кипарский 278 и сл.
Неприемлемо объяснение заимствованием из герм.,
ср.
др.-англ. соt ср. р., соtе ж. р. "хижина",
англ. соt "дом, хижина",
др.-исл. kоt "хижина",
ср.-нж.-нем. kоt (вопреки Уленбеку (AfslPh 15, 488), Перссону (111), Зеленину (ЖСт., 22, 435); см. Сергиевский, ИРЯ 2, 355).
Неправильно также объяснение из в.-нем. kotter "тесный, плохой дом", шваб. kott "пристройка при крестьянском доме" (вопреки Бернекеру, там же) и из ирл. соit, соitе "хижина" (вопреки Шахматову, AfslPh 33, 90) или из вост. языков (Голуб 113).
Абсолютно неубедительно и сравнение сербохорв. кот с лат. cassis "силки" (Левенталь, WuS 9, 173).
Ср. также котух, коты.

Есть ещё слово кат, и у Фасмера в его этимологии как-то неясно определено:  но едва ли более вероятно предположение о происхождении из имени деятеля на -t "мститель"...

Ну, вот так просто можно в конце концов объяснить имя Котян, как и имя его отца Сутой ресурсами тюркских языков.

 

Однако, версии древнеславянского или христианского заимствования в антропониме Котян Сутоевич, всё-таки имеют исторические основания, которые и действительно могут показаться на первый взгляд нелепыми в отношении половецкого хана, но:

- у Котяна зять - князь Мстислав Мстиславич;

- имя одного из его сыновей - Мангуш, в индоевропейских языках, возможно, от mangush из древнеиндийского языка

- дочь Котяна - Лиза, Елизавета Куманская, жена Стефана (Иштвана) V Венгерского

- официально из исторических источников известно, что Котян был крещён по латинскому обряду в 1239 г. (католик), следовательно и имя его крещенское - католическое.

- половцы в 13-м веке сочетали восточное христианство с поклонением верховному тюркскому божеству Тенгри.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да откройте ж кто ни будь санскритский словарь на странице 244 :( .

Фасмер - не лучший источник.

Насчёт суффиксов, потерявших значение как корней основ, полностью согласна. Именно так и понимается - "ич", "вич".

Ответ на условный вопрос: "Вы чьих будете?" В значении - чьих кровей.

Другая модификация суффикс - "их". Всё зависит от корня основы стоящего в начале.

Слово "Су" раньше означало не только молоко матери, хотя слово сосунок - это конечно же детёныш, который питается только молоком.

Но слово су означало так же и сок растений и кровь в том числе. В общем жидкость текущую по организму животного или растения.

Очень древний корень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да откройте ж кто-нибудь санскритский словарь на странице 244 :( .

Вы имеете ввиду страницу 244 в этом словаре?:

Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты: http://nirmalayoga.ho.ua/materials/Sanskrit_Simfonicheskij_slovar'_Smirnov.pdf

 

Фасмер - не лучший источник.

Наверное, но, всё же, обратили внимание, что по Фасмеру "кут" и "кот" имеют одинаковые значения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Имя Котян, как и имя его отца Сутой, просто объясняется с тюркских языков.

Именно поэтому гадать о якобы древнеславянском или христианском заимствовании - это нелепица.  

 

Да кто ж спорит, что с позиций тюркских, да что там тюркских, - даже монгольских языков имена Котян, как и имя его отца Сутой легко объясняются: в детстве, когда мы жили в Калмыкии, мой отец был водовозом и первое угощение за привоз воды всегда был сутый цай. Это действительно был сытый чай! Но на самом деле, перевод с калмыкского давал другое - Суутэй цай - молочный чай. Хотя, кто его знает, может в славянские языки сутой и перешло в значении "сытый", т.е., напившийся молока всегда сытый или не голодный...

 

Да  и краеведы села Сутой Селенгинского района Республики Бурятия вот что говорят:

Во многих легендах о географических названиях Бурятии упоминается имя Чингисхана. Будто он, побывав в той или иной местности, присвоил названия разным местностям, которые сохранились до сего времени.

Например, свято верят  в Сутое в передающую из поколения в поколение легенду о том, что в этих местах походом продвигался Чингисхан со своим войском. Войска его решили сделать отдых на этом левом берегу Селенги: благодатные были места. Утром хану преподнесли душистое парное молоко. Чингисхан окропил им землю и изрек: «Это богатая и красивая долина, похожая на лотос, пусть будет всегда молочной – СYYТЭЙ,  а жители её счастливыми». И оставил здесь несколько воинов с семьями. Отсюда и пошло название села Сутой.

Красивая легенда, однако молоко, молочный в качестве имени и даже в качестве прозвища разве применяется? Чаще "молоко" видишь в словосочетаниях типа "молочный брат", эшек сүтүн (ослиное молоко), Аслан Суту (молоко льва)...

 

Однако есть ещё одна версия Сутой.

Узнал о нём отсюда: народы запада времен вэйлюи по хронисту ю хуан. ал: http://www.proza.ru/2012/10/31/861

В более ранних китайских источниках («Ши цзи» — II в. до н.э., «Хань шу» - I в. до н.э.) основными территориями Кангюя были Средняя Сырдарья и прилегающие земли.

Яньцай находилось в 800 км на северо-западе от Кангюя.  Птолемей указывает на то, что  аланорсы локализуются на территории Кангюя, а аланы-скифы в Яньцай-Алань.

Яньцай — «огромные степи“...

Yancai ; ; переводится буквально как «обширные степи» или луга... Тем не менее, Пюлибланк связал его лингвистические особенности с греческим именем * ;;;;;; [* Aorsoi].

Цянь Хань шу, история ранней династии Хань, о котором Пан Ку сообщает, дает ту же самую информацию. Она включает в себя, однако, отчет о деятельности в Чжи-чжи (Chih-chih), в котором сказано, что когда он был на службе у Кан-Чу (43-36 до н.э.) он отправил послов к Хо-су и Та-юаней требовать уплаты ежегодной дани. Значение этого заявления заключается в том, что „Хо-су» было другим названием „Ян-цай».

3) Так же, говоря об Ян-цай, он замечает, что не они называются „а-лан“, но некоторые органы власти говорили о них как „а-лан“. Совершенно очевидно, таким образом, что соединение абзоэ и Янцай в конфедерацию алан подразумевается без потери идентичности и не было ничего более постоянного, чем их торговые связи с Кан-чу и Северо-Западной Индии. Действительно, после революций, которые повлияли на весь азиатский континент в конце второго и начале третьего века, абзои перестали быть аланами, а в таблице Peutinger (четвертого века) имена Abzoae, написанные Arzoae, а аланы появляются независимо в регионе Дона и Кавказа.

Было признано очень давно, что Янцай ;;(первый йероглиф переводится как „внезапно“) и аланы из китайских хроник должны относиться к аорсам  и аланам из классических авторов.

Не только имена очень похожи, но они занимали те же области между Каспийским и Черным морями.

Также время появления названия Алан / Алани людей соответствует как в китайских так и в западных документах. Согласно китайским хроникам, около второго века она была переименована в Аланию и зависела от Кан-Чу. Военно-политический союз между сарматскими и аланскими племенами,  живущими между низовьями Волги и Аральского моря была создана под именем Йан-цай-Алания. В соответствие с источниками шестого века, регион аланских племен Ян-цай был переименован в Су-я или Су-те...

Столь длинную выдержку привел для понимания того, что какая-то территория между Каспием и Черным морем, согласно письменному источнику, именовалась Суте, может, ещё сильно не вник, как версия - по названию народа или племени.

Почему такая версия?

Ну, все знают фамильные и отческие суффиксы -ич, -вич.

Именно отюда, наверное, и сделан вывод из антропонимического сочетания "Котян Сутоевич", что Котян - это имя, а Сутоевич - это отчество - имя отца Котяна - личное имя Сутой в сочетании с суффиксом -вич.

Хотя, вполне можно предположить, что Котян - это имя, а Сутоевич - фамилия - до сих пор этот принцип построения фамилий используется в Белоруссии, Сербии и Польше.

Однако суффикс -вич, сочетаясь с личным именем является символом связи человека с ближайшим и главным кровным родственником - отцом. Но не только - в фамилиях значение -вич родства и рода пересекается ещё и значение принадлежности к местности, имеющей соответствующее название.

Таким образом, "Сутоевич" может быть и отчеством, и родовым отнесением, и отнесением к местности, откуда вышел или владеет.

Одно известно - в 13 веке на Руси не было отчеств для каждого, да и фамилий в нынешнем понимании тоже. Однако, Мстиславовичей, Ярославовичей, Боровичей - полно, как и царевичей, впрочем :)

Из этого легко следует вывод, что суффикс -ич, -вич в антропониме тех времён (в 13 веке) есть своеобразный титул, подобно иностранным приставкам "фон", "де" и "ван", применяемых для указания высокого происхождения, соответственно, в немецком, французском и голландском языках, свидетельствующий о высокородности, избранности, принадлежности к верхушке сословного общества.

Но, всё-таки, суффикс -вич, это что, исконно славянское изобретение, или заимствование, что это изначально? Известно, что суффиксы изначально были отдельными словами,  

В русском языке слово "вич" (или как оно звучало первоначально) потеряло свое исконное, первоначальное непосредственное значение и дошло до нас всего лишь как часть слова (суффикс), имеющая и придающая определенное значение - принадлежности.

Но что оно непосредственно значит/ло мы не знаем.

А вот в лезгиском же языке суффикс "-ви" мало того что является частью слова, придающей то же самое значение принадлежности, так он еще и не потерял свое первоначальное исконное значение - "-ви" от "иви" т.е. "кровь". Стlалви это не просто Стальский, это буквально "Стальских кровей" или "Стальская кровь".

Итак, мы выяснили, что "Сутоевич" - это что-то вроде фамилии-титула половецкого хана с именем Котян, показывающую кровную принадлежность к роду или местности с названием Сутой.

Теперь перейдём к имени Котян.

Чтоб не тянуть волынку, а сразу взять быка за рога определим в имени Котян основу и суффикс. Я предлагаю так: Ко-тян.

Наверное, гуры этого форума уже не раз говорили о так называемом именном суффиксе -джан, -джян, добавляемом к имени или прозвищу и позиционирующем имя в определённой иерархической структуре. Так вот суффикс -тян очень похож на суффикс -джан и до сих пор, по-моему, применяемый в японском языке. Т.е., хочу сказать -тян=-джан с соответствующем имени и положению выбором значений. Возможно, в те времена, -джан звучало как -тян.

А вот что такое Ко-? Ведь сохранились фамилии с ко- - Котовский, например, легендарный Кутеяр...

Тут вот какое соображение - названию животного кот Фасмер так и не дал убедительной этимологии, но извесно, что это ловчее хищное животное - ловит мышей в засаде у норок-углов.

Есть ещё такая ловчая рыболовная снасть, у нас называемая капцы, у тюрков коты или котцы, где рыба, идущая вдоль загородки, попадает в угол-ловушку, откуда её черпают подсаком.

Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
КОТЕЦ
род. п. -тца "кошель, запруда для ловли рыбы", обычно мн. котцы,
укр. котець, род. п. кiтця "закол для ловли рыбы",
цслав. котьць (ХII в.),
болг. котец (Младенов 253),
сербохорв. кот, род. кота; котац, род. п. коца "небольшой хлев для ягнят, козлят, курятник",
словен. kotc, род. п. kotca "курятник, свинарник",
чеш. kot, kоtес "маленький дом",
др.-польск. kосiес, род. п. kоcса "клетка, садок",
польск. kоjес, род. п. kоjса "курятник, перегородка в хлеву".
Родственно:
авест. kаtа- м. "комната, кладовая",
нов.-перс. kаd "дом",
гот. hejо "кладовая",
др.-инд. catant-, прилаг. "прячущийся";
см. Бернекер 1, 588 и сл.; Фасмер, RS 6, 174 и сл.; Младенов, РФВ 65, 365 и сл.; Кипарский 278 и сл.
Неприемлемо объяснение заимствованием из герм.,
ср.
др.-англ. соt ср. р., соtе ж. р. "хижина",
англ. соt "дом, хижина",
др.-исл. kоt "хижина",
ср.-нж.-нем. kоt (вопреки Уленбеку (AfslPh 15, 488), Перссону (111), Зеленину (ЖСт., 22, 435); см. Сергиевский, ИРЯ 2, 355).
Неправильно также объяснение из в.-нем. kotter "тесный, плохой дом", шваб. kott "пристройка при крестьянском доме" (вопреки Бернекеру, там же) и из ирл. соit, соitе "хижина" (вопреки Шахматову, AfslPh 33, 90) или из вост. языков (Голуб 113).
Абсолютно неубедительно и сравнение сербохорв. кот с лат. cassis "силки" (Левенталь, WuS 9, 173).
Ср. также котух, коты.

Есть ещё слово кат, и у Фасмера в его этимологии как-то неясно определено:  но едва ли более вероятно предположение о происхождении из имени деятеля на -t "мститель"...

Ну, вот так просто можно в конце концов объяснить имя Котян, как и имя его отца Сутой ресурсами тюркских языков.

 

Однако, версии древнеславянского или христианского заимствования в антропониме Котян Сутоевич, всё-таки имеют исторические основания, которые и действительно могут показаться на первый взгляд нелепыми в отношении половецкого хана, но:

- у Котяна зять - князь Мстислав Мстиславич;

- имя одного из его сыновей - Мангуш, в индоевропейских языках, возможно, от mangush из древнеиндийского языка

- дочь Котяна - Лиза, Елизавета Куманская, жена Стефана (Иштвана) V Венгерского

- официально из исторических источников известно, что Котян был крещён по латинскому обряду в 1239 г. (католик), следовательно и имя его крещенское - католическое.

- половцы в 13-м веке сочетали восточное христианство с поклонением верховному тюркскому божеству Тенгри.

 

 

Ув. Егер, элемнтарный ответ на Ваше предположение - Яньцай и Суте - это китайские обозначения тех земель или областей. Поэтому соотносить тюркское сут/сют - молоко с китайским термином суте, который может обозначать что угодно, я бы не стал.

Отца Котяна звали Сутой, что переводится как "молочный". Он мог быть светлым отрождения, или когда родился, пролили молоко, однако имя как то связано именно с молоком.

Корень в слове Котян - "кот", от него котон - т.е. крестец. Это самый почетный "жилик уча" у нас кыргызов, т.е. из всех частей туши самый почетный кусок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кроме того М.С. Муканов приводит легенду, согласно которой предком казахов был Котан, а его сыновьями Уйсун, Болат и Алшын - основатели трех джузов. Другими транслитерациями данного антропонима называют формы Кодан, Кутан, Кодон, Котян.

 

Да что там половцы-кыпшаки, уйсыны-хушины, алшыны-алчи и т.д. Если даже наследник великого трона Чингизхана назвал своего сына именем половецкого хана - Котан (имхо, нынче искусственно искажается в современной монголизированной фонетике как Годан). 

 

Короче Котан оказывается, имхо, не только имя половецкого хана, но и имя внука Чингизхана!  ;)

 

Который, как об этом пишет востоковед Ю.А Зуев, "в междуусобной борьбе, возникшей после смерти Чингис-хана, Котан занимал особое положение. Он определенно претендовал на юрт своего отца." (однако его опередил старший брат Куйук, ставший великим ханом)

 

 

Ю.А. Зуев в обоснование древности происхождения племен Среднего жуза Казахского ханства (Кыпчаков, Найманов, Кереев, Конгиратов, Аргынов, Уаков) приводит казахское предание о происхождении племени Аргын, согласно которому предок Аргынов некто Котан посадил своего пестрого сына (Алаш), чтобы избавиться от него, в сундук и пустил в море (Тенгиз)... Судя по приведенному известию о месте жительства потомков Котана (сына Угедея) на Эмеле и значению имени самого мальчика (Ала), этим "морем" должно быть озеро Ала-куль, названное Плано Карпини море-океаном. На другой стороне моря сундук попал в руки нищего, который взял мальчика к себе и вырастил богатырем. Кажется именно по ту сторону этого обширного тогда моря (Семиречье) находился Органум." 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позволю себе сделать сенсационное предположение!

 

Если исходить из тюрк. объяснения "Көтөн" (совр. южн-каз. говор "Көтен") - "зад, крестец, попочка", то значит и Чингизхан, вероятнее всего, нарёк своего любимого внука этим же именем с тем же помыслом и обычаем. Почему любимый внук? Да потому что он свой всевеликий ханский имперский трон завещал не кому то, а именно папочке этого Котенчика.  :)

 

Вывод получается ошеломительным - родным языком Чингизхана был тюркский язык?!  :o 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кроме того М.С. Муканов приводит легенду, согласно которой предком казахов был Котан, а его сыновьями Уйсун, Болат и Алшын - основатели трех джузов. Другими транслитерациями данного антропонима называют формы Кодан, Кутан, Кодон, Котян.

 

Да что там половцы-кыпшаки, уйсыны-хушины, алшыны-алчи и т.д. Если даже наследник великого трона Чингизхана назвал своего сына именем половецкого хана - Котан (имхо, нынче искусственно искажается в современной монголизированной фонетике как Годан). 

Короче Котан оказывается, имхо, не только имя половецкого хана, но и имя внука Чингизхана!  ;)

Который, как об этом пишет востоковед Ю.А Зуев, "в междуусобной борьбе, возникшей после смерти Чингис-хана, Котан занимал особое положение. Он определенно претендовал на юрт своего отца." (однако его опередил старший брат Куйук, ставший великим ханом)

 

Ю.А. Зуев в обоснование древности происхождения племен Среднего жуза Казахского ханства (Кыпчаков, Найманов, Кереев, Конгиратов, Аргынов, Уаков) приводит казахское предание о происхождении племени Аргын, согласно которому предок Аргынов некто Котан посадил своего пестрого сына (Алаш), чтобы избавиться от него, в сундук и пустил в море (Тенгиз)... Судя по приведенному известию о месте жительства потомков Котана (сына Угедея) на Эмеле и значению имени самого мальчика (Ала), этим "морем" должно быть озеро Ала-куль, названное Плано Карпини море-океаном. На другой стороне моря сундук попал в руки нищего, который взял мальчика к себе и вырастил богатырем. Кажется именно по ту сторону этого обширного тогда моря (Семиречье) находился Органум."

 

Сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет.

 

Об этимологии и семантике этнонима «АЛАШ»

http://articlekz.com/article/4592

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогой, Kirikmiltik, вы хотите оспорить мнения Муканова М.С. и Зуева Ю.А. адресовав им поговорку про халву?  

 

И при чем здесь "алаш"? Вроде как тема про ханское имя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогой, Kirikmiltik, вы хотите оспорить мнения Муканова М.С. и Зуева Ю.А. адресовав им поговорку про халву?  

 

И при чем здесь "алаш"? Вроде как тема про ханское имя.

Вот и я о том же , а на счет Муканова промолчу ,но Зуева Ю, А к которому было много критических высказываний от его коллег наводит на мысль о дремучей балтологий  . Примеров множество взять хоть Кляшторного который на некоторые его опусы  высказывался отрицательно .

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зуева Ю, А к которому было много критических высказываний от его коллег наводит на мысль о дремучей балтологий  .

 

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хөт,хөтлөх

ХӨТЛӨХ

 – Залж дагуулан явах: морь хөтлөх (морийг цулбуураас нь барин сул дагуулан явах), хүүхэд хөтлөх (хүүхдийг гараас нь барьж дагуулан явах) Энэ үг эртний түрэг хэлний “хөт” буюу бөгс гэсэн үгнээс гаралтай. Өөрөөр хэлбэл хөтлөх гэдэг нь анх бөгснөөс дагуулан явах гэсэн утгыг тэмдэглэдэг байжээ. “Хөт” гэдэг үгээс үүссэн бас нэгэн үг бол өнөөгийн бидний хэрэглэдэг орос хэлний “горшок”, монгол хэлний “хөтөвч” буюу шээсний сав юм.

МОНГОЛ ХЭЛНИЙ ТАЙЛБАР ТОЛЬ

Видимо монгольское слово бөгс вошло в казахский язык как монголизм.

 

У Угедей хана второго сына звали Хөтөн.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.12.2015 в 12:06, Rust сказал:

Да, как-то не завершена эта тема.

Скажу сразу - подразумевать под именем большого деятеля своего времени Котяна Сутоевича Тертероба Половец (так полное имя звучит) как "уважаемый человек, угощаемый почётным куском мяса с зада" как-то язык не поворачивается. Представляете, нужно каждого, незнакомого с торжественными процедурами застолья половцев, предупреждать, что это имя - не зад (говоря корректно), а совсем наоборот, через вкусное мясо - главный человек. Нет, это не котит. Да и во францзском côtelette (котлета), кот - это тоже вкусное мясо, только не с крестца, а вырезка сверху по спине над рёбрами (первоначально) близко к крестцу, мясо высшего качества. Об этимологии "котлета" очень хорошо здесь: http://moya-lepta.livejournal.com/70684.html

Да, была такая историческая личность - Лёва Задов (Лев Николаевич Зиньковский). Псевдоним  преобразовался в "Задов" из смысла свойства Л.Н. - тем, кто с ним имел дело - ж..па. Но это в проекции на Сутоевича слишком вульгарно, тоже не котит (почему пишу кОтит, а не кАтит - об этом позже).

Теперь, почему в объяснении фамилии КотЯна обратился к китайскому наименованию племёни Суте, заселивших территории в районе Осетии (Р. Алания) (по китайским летописям) потому, что табор или кош, с которым Котян Сутоевич перемещался по землям и весям был около 40000 - я решил, что это воины, войсковое объединение, армия. А такое количество можно было собрать только с очень больших территорий. Да и единственное изображение внука Котяна от дочки, что была за Мстиславовичем - китайчёнок-китайченком, и это в 3-м поколении!

Но сейчас, поразмыслил - насчёт китайченка - а кто Мстиславович был, какой у него облик? Вот взять Андрея Боголюбского - князя Вышгородского, по реконструкции облика - у него явное преобладание азиатских черт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Юрьевич_Боголюбский Так что это не показатель.

Теперь насчёт 40000, это оказывается его соплеменники, то есть всё племя, на колёсах, путешествовало с ним. А откуда? Да, есть здесь в Приазовье река Молочная, до 19-го века включительно - «Сюттень» (тюрк. «Молочные воды»): https://readtiger.com/wkp/ru/Молочная_(река)

Это крупная для региона река, в бассейн которой входит несколько административных округов и даже по населённости 13-го века 40000 жителей с региона наберётся легко.

Летом 1981 года на реке Чингул, притоке реки Молочная, Института археологии Украинской ССР был раскопан половецкий курган 13-го века "Чингульский": "Наука и жизнь", 1983, № 7 "История Чингульского кургана":  http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i_jizn'''/_''Nauka_i_jizn'''_1983_.html

Или здесь об этом кургане: http://www.kitabhona.org.ua/forums/viewtopic.php?t=1158 https://swordmaster.org/2009/10/07/prodolzhenie-istorii-chingulskogo-kurgana.html http://www.kitabhona.org.ua/lib_arh/chingul.html

Так вот, как полагает доктор исторических наук Б.И. Маршак - это захоронение Котяна Сутоевича, тело которого соплеменники вывезли после венгерских событий и захоронили на его родине.По заключению антрополога кандидата исторических наук С.И. Круца об облике половца - черты монголовидности очень слабо выражены.

Итак, если предположение верно, КотЯн Сутоевич - глава половецких племён с бассейна реки Сютень (половецк. «сютана» (кормилица, мать). Т.е. Сутоевич это всё-таки фамилия, а не отчество.

Но вот почему его называют ханом? Разве институт ханства существовал в те времена? Уж не для удобства исследователи проецировали гораздо более поздний титул на социальный статус КотЯна Сутоевича? Я думаю, что только исключительно в этих целях удобства. В поименовании КотЯна Сутоевича титул уже был,  только современным исследователям он непонятен. Да и в летописях КотЯн Сутоевич с титулом хан не встречается.

В книге Бориса Акунина "История Российского государства. От истоков, до монгольского нашествия": http://readme.club/books/89_istoriya-rossiyskogo....pdf

о социальном устройстве степного сообщества половцев:
 

Цитата

 

Такой была судьба исчезнувшего кочевого народа, который сыграл столь важную роль в русской истории.
О внутренней жизни половцев мы знаем сравнительно немного, поскольку собственной письменной культуры у них не было и единого государства они не создали, но все же сохранилось достаточно сведений и свидетельств, чтобы составить некоторое представление об устройстве этого степного сообщества.

Каждая орда состояла из родовых объединений – куреней. Курень подразделялся на коши, большие семейства, во главе которых находились старейшины - кошевые. (Здесь видна кочевидная связь с куренно-кошевым устройством будущих казацких общин, которые возникнут в тех же приднепровских краях несколько веков спустя).

В 16.12.2015 в 12:06, Rust сказал:

Ув. Егер, элемнтарный ответ на Ваше предположение - Яньцай и Суте - это китайские обозначения тех земель или областей. Поэтому соотносить тюркское сут/сют - молоко с китайским термином суте, который может обозначать что угодно, я бы не стал.

Отца Котяна звали Сутой, что переводится как "молочный". Он мог быть светлым отрождения, или когда родился, пролили молоко, однако имя как то связано именно с молоком.

Корень в слове Котян - "кот", от него котон - т.е. крестец. Это самый почетный "жилик уча" у нас кыргызов, т.е. из всех частей туши самый почетный кусок.

Летом половецкие курени кочевали каждый на своей территории, а в холодное время года вся орда собиралась в определенных местах, которые в русских летописях названы «городами», хотя это были всего лишь зимовья. Один из таких станов, Шарукань, впоследствии превратился в город Харьков.

 

Итак, титулов типа "хан" не было, был титул кошевой. Этимология кош, кошт не совсем мне ясна, но при выпадении звука ш (синкопический метаплазм) получается кот. Т.е., титул у Сутоевича кот - кошевой (Избрание хана в независимом Казахском ханстве: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хан_(титул) ).

Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.
 

Цитата

коштан это:
...Из чув. koštan, kuštan "горлопан, вожак, властный мужик" (Рясянен, FUF 29, 197) или тат. kоštаn – то же (Мi. ТЕl. 1, 329; Младенов 254).

Но тут есть ещё одна версия в отношении титула Кот - были ведь походные атаманы, командующие походом. Поход это движение.

Вот есть слова, связанные с этим - коты (галоши), котома. Насчёт "котомы (котомка)" Фасмер говорит, что это трудное слово, но очевидно что от слова, связанного с путешествием - катит, котит. Вообщем, кот - главный кочевья (замечаете связь КОТ-КОЧ(кочевье)?).

Ну, а теперь об имени Сутоевича. Думаю, оно кроется в суффиксе слова КотЯн. Уважаемый АксКерБорж предлагал создать тему о суффиксах-топоформантах и не только. Думаю, что эта тема неподъёмна, невозможно "вычислить" исходное слово, затем служащее суффиксом. Но в отношении слова Котян, которое пишется слитно, позволю себе предположить, что после титула "Кот" следует имя "Ян".

Вот что говорится об имени Ян:

http://kakzovut.ru/names/yan.html
 

Цитата

Значение имени Ян Краткая форма имени Ян. Яня, Яник, Янчи, Янко, Еник. Синонимы имени Ян. Йоан, Иан, Юханнес, Иоаннис, Янис, Януш. Происхождение имени Ян. Имя Ян еврейское, православное, католическое. Имя Ян имеет много версий происхождения и толкования имени. Самая распространённая версия: имя Ян – это форма мужского имени Иван, соответствующее древнееврейскому имени Иоанн (Йоан), означающее «милость Божия». Поэтому все именины имени Ивана, в принципе, можно отнести и к имени Ян. Имя Ян в России используется редко, в основном оно распространено в Польше, Латвии, Литве, Венгрии, Чехии, Белоруссии и на Украине, реже в Германии (Иоганн, Йоханн), Швеции и Норвегии. В настоящее время имя Ян стало самостоятельным и используется наравне с именем Иван и его аналогами в других странах. Однако, есть ещё версии происхождения имени Ян. Считается, что имя появилось от имени бога света и солнца, почитаемого в Древнем Риме – Януса. В Дании и Шотландии это имя переведут как «защитник», у тюркских народов – «покровитель». Также это имя ассоциируется у восточных народов с образом души, придавая ему значение «жизнь». В других странах есть аналоги этого имени – Йоан, Иан, Юханнес, Иоаннис, Януш. Также Ян – это сокращённая форма некоторых мужских имён (Боян, Северьян), но используемая очень редко. В Болгарии существует большое количество имён, образованных от имени Ян: Янко, Яник, Яни, Януш.

Итак, по предлагаемой версии - Кот (титул, звание), Ян (имя), Сутоевич (фамилия).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Eger сказал:

Но тут есть ещё одна версия в отношении титула Кот - были ведь походные атаманы, командующие походом. Поход это движение.

Вот есть слова, связанные с этим - коты (галоши), котома. Насчёт "котомы (котомка)" Фасмер говорит, что это трудное слово, но очевидно что от слова, связанного с путешествием - катит, котит. Вообщем, кот - главный кочевья (замечаете связь кот-коч?).

Интересно, ув. Егерь. В восточно-протомонгольском имеется "ködele-h" (двигаться; трогаться; шевелиться; трудиться; работать), более древняя вариация - "köde-h". Отсюда, видимо, "ködeɣö(n)" - "степь; сельская местность; сельский; деревенский; провинциальный". Также связь, возможно, имеется с древнемонг. "kotаn" (город; деревня; группа юрт; стойбище; семья; дом). 

Вот Котян...Как псевдо-научная версия: от письм.-монг. "qotа" (стойбище; группа юрт) + аффикс "-n" (аффикс  прилагательных от именной основы) => письм.-монг. "qotа-n" (стойбищный; юрточный).

Соответственно, достопочтенный Котян Сутоев сын Тертероба из Половцев, где:

  • Qotа-n - письм.-монг. "стойбищный; юрточный [начальник]";
  • Sutoj - тюрк. имя отца; отчество;
  • Terter-obа; Durut (у Ибн-Халдуна: "племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар...") - имя рода; фамилия <= древнетюрк. "tört-obа" - букв. "четыре племени; рода" (сравните; "toks-obа" <= древнетюрк. "tokuz-obа" - букв. "девять племен; родов"). 

Бред у меня, хотя красиво. Хотя...

Также, еще интересно посмотреть как древнемонг. "kuda" (сват; свойственник; тесть; свёкор; зять) + аффикс "-n" (аффикс  прилагательных от именной основы) =>  "kuda-n" - "сватский; своячий; тестяной; свёкорный; зятский" (?). Вспомните, ведь Котян выдал свою дочь за Мстислава Удатного Киевского. Может, Котян - прозвище?

46 минут назад, Eger сказал:

Но вот почему его называют ханом? Разве институт ханства существовал в те времена? Уж не для удобства исследователи проецировали гораздо более поздний титул на социальный статус КотЯна Сутоевича? Я думаю, что только исключительно в этих целях удобства. В поименовании КотЯна Сутоевича титул уже был,  только современным исследователям он непонятен. Да и в летописях КотЯн Сутоевич с титулом хан не встречается.

Так титул хан (точнее, древнетюрк. "qаn") очень древний, впервые упоминается в надписи в честь Тоньюкука (примерно 712-716). При том это поздняя вариация развития из еще более древнего "qаɣаn".

 Были вроде половцы Тугор-кан и Шару-кан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...