АксКерБорж Опубликовано 12 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2015 речь не об аннусаваре. А о детали символики сюнну Много слов, но нет фактов - вы не доказали, что: 1) У сюнну/хунну была единая государственная тамга в виде лежачей на спине луны и над ним солнца. 2) Если докажете, что это было так, то где на ней пламя, ведь для сближения ее с тибетско-халхаским соёмбо обязательно нужно пламя. А раз так, то есть все основания считать пламя аннусварой, которой нет у хуннов, но есть у халхасцев и тибетцев. любимой вами соёмбо и поклонника всего санскрит-тибетского? Хе-хе, поклонник не я, а монголоязычные народы. Неужели и это начнете оспаривать по привычке? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 12 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2015 Ответ ведь простой и однозначный - пол орла-беркута можно определить только при присутствии самца и самки рядом. Рисунок солнца не может заменить одного из них. Согласен с вами..Но к сожалению некоторые делают из этого целую науку.. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2015 Это все равно что обсуждать вопрос, жеребец на гербе Монголии или кобыла: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 12 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2015 Это все равно что обсуждать вопрос, жеребец на гербе Монголии или кобыла: Прямо в яблочко.. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Duwa-Soqor Опубликовано 12 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2015 Спор ни о чем. Ответ ведь простой и однозначный - пол орла-беркута можно определить только при присутствии самца и самки рядом. Рисунок солнца не может заменить одного из них. Тут некто действительно спорит ни о чём, я ведь ему уже давно всё объяснил на пальцах как и что, про пол животных на государственной символике. Но он вошёл в раж, может вы ему покажете пол.органы беркута на флаге, а то я вижу этот тип всё никак не успокоится. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Duwa-Soqor Опубликовано 12 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2015 Это все равно что обсуждать вопрос, жеребец на гербе Монголии или кобыла: А здесь обсуждать ничего не надо ув.АКБ, есть пояснение к гербу Монголии. Описание Герб вписан в круг. Синий фон означает небо, а золотистый узор «тумен нусан», который его окружает — единство. В центре расположена фигура, соединяющая в себе национальную эмблему «соёмбо» и драгоценного жеребца. Они означают независимость, суверенность и дух Монголии. В верхней части герба расположен талисман «чинтамани», который в монгольском фольклоре исполняет желания и означает прошлое, настоящее и будущее. К низу от центра герба изображена горная гряда и буддийское колесо-дхармачакра. Это колесо обвито ритуальным шарфом-хадаком. Если некоторым опять непонятно, читайте моё сообщение от 09.12.2015 20:10 А лучше выучить наизусть. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 13 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2015 Спор ни о чем. Ответ ведь простой и однозначный - пол орла-беркута можно определить только при присутствии самца и самки рядом. Рисунок солнца не может заменить одного из них. Действительно..Это чистый флейм..Просто некоторые стараются выставить себя орнитологом и доказать пол птицы на флаге,- в результате выставляют себя в не лучшем свете..Этот нехороший человек(чуть не написал "редиска")на просьба предоставить факты,что-то бормочет не внятное.. пусть эти некоторые перестанут троллить и внимательно прочтут этот пост..иногда неудобно вести диалог с такими женоподобными оппонентами муж.пола.. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2015 Это все равно что обсуждать вопрос, жеребец на гербе Монголии или кобыла: А здесь обсуждать ничего не надо ув.АКБ, есть пояснение к гербу Монголии. В центре расположена фигура, соединяющая в себе национальную эмблему «соёмбо» и драгоценного жеребца. Пояснение это одно дело, но по каким таким внешним признакам можно различить на рисунке жеребца, как вы думаете? Как Enhd будем отталкиваться от размеров солнца на соёмбо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Duwa-Soqor Опубликовано 14 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 14 декабря, 2015 Это все равно что обсуждать вопрос, жеребец на гербе Монголии или кобыла: А здесь обсуждать ничего не надо ув.АКБ, есть пояснение к гербу Монголии. В центре расположена фигура, соединяющая в себе национальную эмблему «соёмбо» и драгоценного жеребца. Пояснение это одно дело, но по каким таким внешним признакам можно различить на рисунке жеребца, как вы думаете? Как Enhd будем отталкиваться от размеров солнца на соёмбо? Я уже говорил, что если внешние признаки не представлены, то на этот случай могут существовать пояснения к символике о половой принадлежности, что не менее важно, а может и более значимо. З.Ы. Тут некоторые как я посмотрю, уже сами себя развлекают. На него давно рукой махнули, а он сам кривляется и сам же смеётся. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2015 Дурной пример заразителен. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Тут некоторые пассивы опять начал взывать к принципалу и сетовать,хотя на него давно уже не обращают внимания и забыли.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Коротко о традициях боевых знамен (стягов, флагов), тождественных у тюрков и татар Чингизхана: 1) Махмуд Кашгари (Тюркский словарь, Алматы, 1998 г., Т.3, Стр.182): "... Каким бы могущественным не был хан, какими бы городами и землями он не обладал, как бы не возрастало его величие, знамя не превышает 9 оконечностей." 2) Тюркские рунические памятники: В текстах упоминаются титулы "Секиз-туглук" и "Ети-туглук" (обладающий 8 или 7 знаменами). 3) Рашид-ад-дин "Джами-ат-таварих": "... В год барса Чингизхан, разгромив найманов и Тайбугу, провел великий сбор и большой пир.... водрузил 9 конечное белое знамя, здесь его нарекли Чингизханом." 4) Там же: ".. Итак, Чингиз-хан и Он-хан, направясь на войну против Буюрук-хана и его племени, находились в местности Кызыл-Баш возле Алтая. Они захватили это племя и учинили грабеж... Один из его эмиров, по имени Еди-туклук, выехал в дозор [каравули]. На тюркском языке Еди-туклук значит человек, который ведает 7 знаменами [‘алам]." (аналогичное свидетельство есть в ССМ, см: ниже) 5) "Сокровенное сказание" (Переводы из "Юань-Чао Би-Ши"): § 158. "После этого Чингис-хан и Он-хан отправились в поход против Буирук-хана найманского. Буирук-хан не мог им противостоять, отступил из местности Сохок-усун на Улуг-таге, где его настигли Чингис-хан и Он-хан, и пошел через Алтай. Чингис-хан и Он-хан гнали его вниз по реке Урунгу. Здесь взяли в плен его военачальника Едитублуха (АКБ: 7 знаменный), который шел со сторожевым охранением. Преследуемый нашими разъездами, он хотел бежать в горы, но был пойман, так как у его коня порвалась подпруга. Преследуя Буирук-хана вниз по реке Урунгу, [мы] догнали его около озера Кишил-баши и там покончили с ним." 6) Хондемир "Халасат ал-Ахбар": ".. В месяце Раджебе 602 года, когда блистательное солнце распустило знамя величия и пышности в доме блеска и славы, и когда всесильный Царь природы повелел растительной силе ее украсить сады и цветники, Темучин созвал сыновей своих, князей, нойонов и всех вельмож и дворян могольских. Такого рода собрание тюрки называют Куралтай. Повелев поставить белое знамя из 9 тугов, сей могущественнейший Монарх мира, сопровождаемый поздравлениями и мольбами всех присутствующих, с величайшим блеском вступил на престол." 7) В.И.Рассадин "Тюркские элементы в языке "Cокровенного сказания" (Источниковедение, филология, история. - Новосибирск, 1995): "... в "Сокровенном сказании" зафиксированы, например, такие личные имена найманов и керейтов, как … Йеди-Тублук (из древнетюркского Йеди туглук "7 знаменный")." 8) у Махмуда бен Вали "Море тайн": Упоминается в связи с шейбанидами тюркский эпитет "Токуз-туглуг хан" (хан с 9 знаменами). Таким образом, Чингизхан достиг самого наивысшего тюркского титула "Токуз-туглук хан" (обладающий 9 знаменами). Типа генералиссимус начала 13 века. Увы, но обладатели 10 знамен ("Он туглуг") истории не известны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Н.Я.Бичурин («Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Т.1): «…[кыргызский предводитель] говорил [уйгурскому кагану]: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя.» Интересно как оно выглядело? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Там же, стр.141: «над воротами своего местопребывания (АКБ: Ашина, не путать с Ашина Шэни ) выставил знамя с волчьей головою – в воспоминание своего происхождения.» Стр.214-215: «Хан, гордясь своей силой, выставил войско, подвел… поклониться волчьему знамени.» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Китайский путешественник Чжао Хун, посетивший ставку Чингизхана в 1220-1221 гг.: «Возвеличивая белое знамя на Орду Чингизхана, он сел на трон («хучуан»), на котором был орнаментирован золотым позументом образ дракона.» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Но что было изображено на белых знаменах татар Чингизхана? Частичный ответ находим у авторов, согласно которым на боевых знаменах был изображен равносторонний крест, как это было (сохранилось?) позже у казахских и крымских киятов, кереев, меркитов, уак-кереев: Ян Длугош "История Польши" описывает ход сражения под городом Легницей князя Генриха с объединенными польско-немецкими силами с татарами хана Бату: "... Была в татарском войске среди иных хоругвей одна гигантская, на которой виднелся такой знак: " Матфей Миховский "Трактат о двух Сарматиях" описывая то же сражение: "... какой-то их знаменосец с громадным знаменем, на котором была греческая буква "хи" " У Андрея Лызлова "Скифская история" также: "... Но егда узреша татарина выбежавша со знаменем, на нем же таково знамя было: " Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2015 Теперь от знамен тюрков и татар перейду к боевым знаменам торе - чингизидов: М. Ауэзов. Путь Абая. Роман-эпопея в двух томах. Т.1, М., 1971, стр.181 – 182: «[Если покойник] происходил из ханского рода, то вывешивалось [над юртой] знамя торе - белое, голубое или полосатое (АКБ: "ала" означает и пёстрое, и полосатое). Если же умерший простого происхождения, то цвет знамени зависит от его возраста… у тела молодого умершего вывешивается красное знамя, у старика - белое, а у человека среднего возраста знамя должно состоять из двух полос - черной и белой.» (АКБ: по Красовскому у человека непреклонных лет знамя вывешивалось черное) ИКВРИ, т.1, стр.527, комментарий к док. № 171 от 1616 г.: «пёстрознаменный казахский хан Есим» (АКБ: наверняка в оригинале "ала тулы Ер Есім") Согласно казахским преданиям на голубом боевом знамени Джанибек-батыра была изображена золотая голова волка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2015 Информация о боевом знамени последнего казахского хана чингизида: Из описания Казахской степи Оренбургского ведомства, составленного штабс-капитаном Фомаковым, 1844 год: "... родовое знамя Кенесары, зеленого цвета" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2015 Но что было изображено на белых знаменах татар Чингизхана? Частичный ответ находим у авторов, согласно которым на боевых знаменах был изображен равносторонний крест, как это было (сохранилось?) позже у казахских и крымских киятов, кереев, меркитов, уак-кереев: Ян Длугош "История Польши" описывает ход сражения под городом Легницей князя Генриха с объединенными польско-немецкими силами с татарами хана Бату: "... Была в татарском войске среди иных хоругвей одна гигантская, на которой виднелся такой знак: " Матфей Миховский "Трактат о двух Сарматиях" описывая то же сражение: "... какой-то их знаменосец с громадным знаменем, на котором была греческая буква "хи" " У Андрея Лызлова "Скифская история" также: "... Но егда узреша татарина выбежавша со знаменем, на нем же таково знамя было: " Каракалпакские кенегесы называют эту тамгу "Ата Нах" (старший знак). Честно говоря я не знаю, почему именно у кенегесов тамга самая почетная среди каракалпаков, а не у конратов "П" или у кипчаков "I" к примеру. Возможно это связано с несторианством?! Может быть все, у кого нынче этот знак, исторически связаны? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 23 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2015 Но что было изображено на белых знаменах татар Чингизхана? Частичный ответ находим у авторов, согласно которым на боевых знаменах был изображен равносторонний крест, как это было (сохранилось?) позже у казахских и крымских киятов, кереев, меркитов, уак-кереев: Ян Длугош "История Польши" описывает ход сражения под городом Легницей князя Генриха с объединенными польско-немецкими силами с татарами хана Бату: "... Была в татарском войске среди иных хоругвей одна гигантская, на которой виднелся такой знак: " Матфей Миховский "Трактат о двух Сарматиях" описывая то же сражение: "... какой-то их знаменосец с громадным знаменем, на котором была греческая буква "хи" " У Андрея Лызлова "Скифская история" также: "... Но егда узреша татарина выбежавша со знаменем, на нем же таково знамя было: " Каракалпакские кенегесы называют эту тамгу "Ата Нах" (старший знак). Честно говоря я не знаю, почему именно у кенегесов тамга самая почетная среди каракалпаков, а не у конратов "П" или у кипчаков "I" к примеру. Возможно это связано с несторианством?! Может быть все, у кого нынче этот знак, исторически связаны? Кенегесы - какой будет монгольская племя? Хинигисы? Хэнэгисы? Вообщем они есть из монгольских племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2015 Кенегесы - какой будет монгольская племя? Хинигисы? Хэнэгисы? Вообщем они есть из монгольских племен. Я не хочу углубляться в подробности, так как, один черт ничего не понять - монгольское или тюркское это племя?! Относительно каракалпакских кенегесов, они выделились от мангытов, у которых тамга "f" (меч), а уран и у кенегесов, и у мангытов один - "Шаули-шаукай" . Учитывая, что их (кенегесов) тамга "крест", это наводит на мысль, что какая-та группа каракалпакских мангытов была из более раннего пласта, видимо, приверженцев несторианства. По крайней мере некоторые кенегесские рода, в частности "аранши" проживали в приаралье, когда там существовало христианство - религия несторианского толка. По-моему только так можно объяснить отделение кенегесов от мангытов, и почему "крест" считается старшим (главным, древним и т.д.) знаком в среде каракалпаков. Хотя часть каракалпаков пришлая (скитальцы), часть все же местная, а все вместе нынче мусульмане. Но все же на территории в разное время существовали разные религии и естественно оставляли свой отпечаток, это надо учитывать. Я высказываю свою мысль относительно того, почему кенегесскую тамгу каракалпаки называют "Ата Нах". Мангыты тоже считаются монгольским племенем, и конраты, и кияты..., короче, пока нам более или менее "известно монгольско-тюркское происхождение" некоторых племен, поэтому какая разница - тюркское или монгольское это племя. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 9 января, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 9 января, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 января, 2016 Поделиться Опубликовано 22 января, 2016 К тому же на гос. флаге и гербе Монголии на символе "соёмбо", где солнце и луна, третий знак называется также по санскрит-тибетски "аннусвара" - это точка, из которой, согласно буддийскому учению, начала свое развитие вселенная, три языка пламени, венчающие "аннусвару", олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Огонь в буддийской терминологии "бинду", является символом рождения, процветания и возрождения: Так что натяжки санскрит-тибетских символов к хунским кочевым скотоводческим мотивам беспочвенны! Да вы всё правильно скопировали, но речь не об аннусаваре. А о детали символики сюнну позже вошедшей как часть целого любимой вами соёмбо и поклонника всего санскрит-тибетского? А вам никто не говорит что на черепахе соёмбо ( не спорьте с самим с собой), вам же никто не говорит что соёмбо Дзанабадзара имеет отношение к монголам 12 века, наоборот символ "огонь, луна и солнце" имеет отношение к соёмбо Дзанабадзара. Будьте повнимательней и вы увидите что на черепахе хунн-монгольский симбол "огонь, луна и солнце". Повторяю вам еще раз, символ "соёмбо" (композиция из лежачего полумесяца, солнца и пламени огня) на каменной черепахе близ монастыря Эрдэни-цзу, искаженно заявленного как развалины татарского Каракорума , а также на государственных флагах Монголии, Внутренней Монголии в Китае и Бурятии в России, никакого отношения к тамгам тюрков хунну (сюнну) не имеет. Натяжки тут излишни и могут быть расценены как откровенный фольк. "Соёмбо", как и его неотделимая деталь "аннусвара" - это самые обыкновенные религиозные символы тибетского буддизма! Пожалуйста факт: Мистическая монограмма "Намчувангдан" - эмблема Калачакры. Из книги Э. Бернбаума Путь в Шамбалу: Десятка силы, эмблема калачакры. Пламя, солнце и полумесяц наверху представляют слоги Ом ха сва. Внизу переплетены семь слогов: ха кша ма ла ва ра ям. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2016 Поделиться Опубликовано 30 января, 2016 Из-за дефицита времени появился на форуме пару раз наскоками и то на пару минут, чтобы закончить свою мысль. (вот счастья то наверно привалило моим поборникам и единомышленникам Tynych'у, Pecemaker'у, Kiirikmiltik'у? ) Дабы вконец развеять все заблуждения ув. Duwa-Soqor, ошибочно ассоциирующего тибетский символ «Соёмбо» с тюрками хуннами, приведу еще пару-тройку доводов. Монгольский священный символ тибетского буддизма «Соёмбо» из 3-х знаков - луны, солнца и пламени огня, изображенного на государственных флагах и гербах почти всех монголоязычных стран (Монголия, Внутренняя Монголия, Республика Бурятия), а также на каменной черепахе близ ламаистского монастыря Эрдэни-цзу в местности, которая в качестве фейка преподносится всем нам якобы как татарский Кара-корум: Так что же это за символ в тибетском буддизме (ламаизме) и имеет ли он отношение к тюркам хуннам и татарам Чингизхана, не знавших тибетского буддизма (гелугпу)? Луна, солнце и огонь - это три глаза Шивы, три источника света, жизни и тепла для людей. Луна, солнце и пламенеющий огонь – это Нада (А. Позднеев. Очерки быта буддистских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. 1887 г. С. 58 – 60) А вот и монограмма Намо Шри Калачакры: Внизу в основе монгограммы шуньевое пространство – ям, рам, бам и лам, из которых исходят мандалы воздуха, огня, воды и земли. А в центре их наверху трон из лотоса, луны, солнца и ревущего огня времени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2016 Поделиться Опубликовано 30 января, 2016 Из статьи Аскара Умарова «К вопросу об исторических знаменах казахов и их предков»: пруф: http://e-history.kz/media/upload/1466/2015/04/17/a9252d7101b1d0c079edf26dc369c13b.pdf Петроглифы. Изображения древнетюркских знаменосцев и боевых знамен: АКБ: нижний знаменосец в центре по сути «ети-туглук» или «семизнаменный», термин часто встречается при описании битв между Чингизханом и его союзниками с кереями, меркитами и найманами. Но в сравнении с "тогуз-туглук" Чингизханом или генералиссимусом как наивысшим воинским титулом (званием) хана этот семизнаменный всего лишь какой-то генералишка. Отсюда (на петроглице 7 бунчуков) совсем не трудно представить наяву боевое знамя Чингизхана с 9-тю бунчуками. А всякие нынче модные и абсолютно бесконтрольные исторические реконструкции с толстыми конскими хвостами с трезубцами на верху это имхо лабуда. Автор: Также предположим, что красное знамя (АКБ: у тюрков) могло появиться из белого знамени, окропленного жертвенной кровью. Белый цвет в семантике тюрков означал стабильность и мир в государстве. Но в период начала войны или битвы, вождь окроплял знамя собственной кровью. Такая традиция соблюдалась в империи Чингисхана (1206-1368), преемнице тюркских каганатов. Но белый флаг в этом государстве оставался олицетворением мира, а красный конфликта (спутник Плано Карпини брат Бенедикт пишет, что во время коронации Гуюка все выборщики были в белом одеянии, не удалось достичь согласия. Только на третий день, когда участники курултая были одеты в красный шелк, был сделан окончательный выбор. Т.е. угроза междоусобной войны заставила поторопиться с выбором общего главы государства). Сами вожди проводили обряд окропления знамени собственной кровью: Чжамуха перед выступлением объединенных сил Ван-хана, Темучжина, Чжамухи против меркитов совершил обряд окропления знамени, это же проделал Ван-хан. Перед победой над найманами Чингис-хан также окроплял знамя (ССМ). И знамя у него также было белого цвета: «Что касается церемониальной гвардии при Чингисе, водружается большое совершенно белое знамя как знак отличия» (Мэн-да Бэй-лу). АКБ: В казахском языке сохранились выражения «ту қандау» или «туды қанға бояу» («окропить боевое знамя кровью» или «омыть боевые знамена кровью»). Кстати казахи окрапляли кровью врага не только боевое знамя, но и саблю со стрелами, а позже и дуло ружья (термин «қандау»), что было хорошим предзнаменованием предстоящей победы. В мирное время так делали охотники окропляя конец дула ружья кровью первого зверя, ритуал также предвещал удачную охоту. Глагол «қандау» имеет широкий спектр значений – от понятия «окроплять кровью» до «сражаться в бою», «убивать» и другие. Над юртой Абылай-хана (1711-781) по преданиям реял белый шелковый флаг. Как гласит легенда, хан перед боем ранил себе большой палец и окропил кровью полотнище флага. Считается, что этим Абылай отдавал долг красным боевым знаменам своих предков-чингизидов. При этом белый цвет считался элитным. На Руси до Петра I государственный флаг был белого цвета с золотым двуглавым орлом. Назывался этот стяг тюркским словом ясашный. Очевидно это было влияние тех времен, когда Русь платила в Орду дань (ясак). Затем это знамя уже укрепившаяся Московия использовала, чтобы собирать дань с подвластных народов, позиционируя себя как наследницу Орды. Петр I проводя модернизацию России, ввел новый трехцветный флаг, но белый цвет сохранил. Интересно, однако, что такая же традиция существовала и в Западной Европе, где знамя белого цвета с гербом олицетворяло монархию. Ссылаясь на сведения Махмуда Кашгари, академик В.В. Бартольд говорит о том, что «высшее число знамен, которое могло быть у одного хана, было девять (АКБ: число «9» было и есть сакральным у тюрков); когда говорили о хане с девятью знаменами (токуз туглуг хан; АКБ: им собственно и был Чингизхан с 9-тью боевыми знаменами, типа генералиссимуса!))))), то это вызывало представление о самых могущественных ханах». О девяти казахских знаменах сообщается в сочинении "Бахр ал-асрар" Махмуда ибн Вали (XVII век). В "Тарих" Шах-Махмуда Чураса (XVII век) говорится о семи бунчуках (АКБ: в войске Чингизхана это «етитуглук») и знаменах казахского правителя Хак-Назара. Сообщается, что именно при правлении хана Казахской Орды Хак-Назара (1560-1580) во войне с правителем Яркенда Абд ар-Рашид-ханом было утеряно в битве при Эмиле девятиножное белое знамя. Это было катастрофическое поражение казахов, в котором погиб сам хан Хак-Назар и многие представители рода торе (чингизидов). Казахский язык имеет массу словесных оборотов связанных с «ту» - знаменем: ала ту → полосатое знамя (Аблая) алтын найзалы бөрі бас ту → волчьеглавое знамя на золотом копье қара ту → траурное знамя (знатного усопшего, поднимается в день смерти, снимается с окончанием годовой тризны) сары ала ту → желто-пегое знамя (относят к эпосу «Ер-Таргын») шұбар ту → пестрое знамя (относят ко времени казахского первопредка хана Алаша) ту байлау → привязать знак рода к челке каждой лошади ту жығылу → падение знамени (т.е. поражение, разгром) ту көтеру → выбрать хана и стать организованной единицей (войском или государством) ту қандау → окропить знамя кровью, как это делалось со времен древнетюркских каганатов ту тігу → водрузить знамя, также может означать всеобщий воинский сбор или созыв Курултая А.И. Левшин, утверждает, что казахи пользовались знаменами системно. Он пишет, что каждый казахский род имел свое большое знамя и каждое отделение свой значок или флаг. Эта атрибутика тщательно сохранялась и использовалась во время войны. Я. Гавердовский (АКБ: на рубеже 17-18 вв.) также отмечает, что казахи до российского управления пользовались знаменным строем. Он описывает это время как «прежде, когда в ордах господствовал порядок». Т.е. российское владычество лишило казахов государственной атрибутики и народ остался без былого порядка. Особо описывается воинский сбор: «Как скоро старейшина или султан, управлявший родом, выставлял у своей хижины знамя, тогда все могущие управлять оружием, как бы возбужденные от сна, хватались за оное. Гонцы бегали из аула в аул, рассеивая весть брани, всюду раздавались крики наступающей войны; всюду в союзных аймаках поднимались также знамена, призывающие ратников, которые, облекшись в твердую сбрую, на добрых конях летели к сонму сотоварищей, совокупленных под сими развевающими знаками кровопролития». Флаг и знамя служили ориентиром в битве. Их отсутствие могло спровоцировать панику среди воинов, поэтому от знаменосцев требовалась особая отвага и смелость. Отношение казахов к флагу в средние века, вообще в дореволюционное время, как утверждает академик А.Х. Маргулан мало чем отличается от почитания флага древними тюрками, что говорит о силе и беспрерывности культурных традиции именно в этом вопросе. Поэтому и семантика флагов особо не менялась. До российской экспансии в Казахской Орде активно применяют белые и красные флаги. В "Тауарих хамсе" говорится, что у казахского хана Есима (1565−1628) находилось красное знамя Урус-хана(?-1377). Ч. Валиханов в своем отчете пишет, что «обладателей пестрого знамени (среди торе-чингизидов) мало. Они живут в Великом жузе». При это этом, в письменных и устных источниках встречаются именно красные и белые знамена казахов. В. Татищев в своем труде «История государства российского» отмечает, что шейбаниды потомки Чингисхана, проживающие в окрестностях Ташкента также имеют свой белый флаг: «Акъялав (АКБ: по-казахски звучит как «Ақ джалау»), народ сильный, выше Ташкента на южной стороне. Сии были в войске Тамерляна до 60 000, и так как им между прочими белое знамя дано, от того это имя, белизна меншики, получили. Ныне именуются шибан». При этом известная картина Н. Каразина, демонстрирует, что именно на юге Казахстана в начале 19-го века сохранялись при дворе правителя белые бунчуковые знамена на копьях или иначе говоря «жалаулы найза». В казахском устном фольклоре встречается немало сведений о белых знаменах казахских ханов, в частности, "Абылайдың ақ туы", один из которых, по непроверенной информации, находится ныне у казахов Монголии, другой - долгое время хранился у казахов Китая. Возможно, что здесь имеется в виду белое знамя керея Ер Жанибека(1693-1752), которое было передано ему Абылай-ханом. Можно сделать вывод, что знаменная культура и традиция казахов была достаточно сложной. … Можно предположить, что пестрое знамя это государственный флаг, а белое - символ правителей, окрашенное кровью в красный цвет - боевое или военное. П АКБ: Боевые знамена у казахов сохранились вплоть до последних казахских восстаний против царской России: В восстании Пугачева (1773-1775) ханские дружины держат красное знамя: Рис. Н. Каразина (1842-1908): В известном Тургайском восстании 1916 года, избранный хан Абдугаппар поднял над своим станом древнее пестрое знамя. А главнокомандующий силами повстанцев Амангельды Иманов – красное. АКБ: мысли вслух: Таким образом можно предполагать и даже резюмировать, что при создании независимого государственного флага кыргызского народа были сохранены древнетюркские традиции. А нам казахам урок на будущее не заниматься ерундой и фантазиями, и даже может и замаячит у нас когда нибудь возможность заменить степного орла степным волком, хотя бы его головой, а небесную синеву цветом священного молока или той же алой крови… Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться