Перейти к содержанию
Гость chilagun

Дархаты

Рекомендуемые сообщения

Отрывок из книги--перевод на русский мой - чилагун

The Eight White Ordon, the Offering Ceremonies of Genghis Khan and the Mausoleum of Genghis Khan

Алтан Ордоны Дайлга - Приношения в Золотой Дворец,

(Восемь белых орд, Церемонии почитания Чингисхана и Мавзолей Чингисхана, издана на классическом монгольском шрифте в 1983/ Авторы - Сайнжаргал и Шаралдай.)

Дархад монголы- одно из монгольских племен, живут сейчас в Монголии и Внутренней Монголии. Первоначалъное происхождение клана дархадов связано непосредственно с мавзолеем Чингисхана в Ордосе, место где он занемог перед смертью в 1227 во время похода на тангутов СиСя. Там, где находится ныне Мавзолей Чингисхана, по преданию, проехала ставка хана и были сохранены некоторые его вещи.

Дархад монголы - потомственные хранители Мавзолея Чингисхана в Ордосе, Внутренняя Монголия, который называется " Восемь Белых Орд или Тотемов" или Eight White Shutugen в месте Ejen-Khoroo, Ordos, Inner Mongolia (Эзэн Хороо означает Императорский Двор, существует по сей день)- на протяжении вот уже 750 лет.

По приказу Хубилая (1215-1294), 5-го Великого Хана Монгольской империи были созданы и утверждены полный этикет церемоний поклонения тотемам Чингисхана. Сам ритуал начался еще во времена хана Угэдэя.

Для исполнения церемоний по декрету Хубилай Хана в год Лошади из 400 000 семей монголов были отобраны 500 семей, чтобы охранять мавзолей Чингисхана в Ордосе и назначены из них специальные чиновники - яамтад - для выполнения церемоний.

Дархады оригинально не являлись одним племенем. По свидетельствам старейшин дархадов, первоначально выбрали 500 семей из кэрэит-монголов с запада Монголии, ширанутов из Алтайскиx гор и ойратов. Они были освобождены от налогов и получили право собирать побор для мавзолея, отчего и пошло название дархад- от монгольского слова дархан- неприкосновенный, защищенный.

Дархады делились на две группы - Баруун Яамтад - западные исполнители церемоний и Зїїн Яамтад - Восточные Исполнители Церемоний.

Баруун Яамтад также получили название Богдын Дархад - т.е. Дархады Священного (с указанием на то сакральность Чингисхана для монголов) и Зїїн Яамтад получили название Сїлдийн Дархад -- т/е Дархады Сїлда или Священного Знамени Чингисхана.

Следующие монгольские племена поставили своих семьи в состав западных Богдын Дархад -

Арулад - потомки клана Боорчу, одного из полководцев и друзей Чингисхана, Хэрээд (кереиты) - потомки клана Ван-хана Тогрула, а также Жойгурчин, Баргуд, Мэргэд, Боронуд, Торгуд,Мангуд, Ород, Хонгирад.

В Зїїн (Сулд) Дархады вошли представители монгольских племен Жалаиры, Хонхотаны, Агтачины, Хоничин, Сїлдэд, Сонид, Лонхочин, Баатар, Урианхай.

Верховный ханский представитель, руководивший дархадами - охранителями, получил титул жинон - высший административный титул в древней Монголии, равный по статусу государственному министру. Жинонами могли быть только родившиеся от Алтан Урга - Золотой ветви (династии) Чингисидов, т/е они не были не дархадами и не чиновниками яамтан.

Жиноны назначались непосредственно ханом. После того, как Внутренняя Монголия в 17 веке подчинилась манчжурам, власть жинонов была урезана, но тем не менее они оставались правителями дархадов. При манчжурах жиноны стали назначаться прямо из императорского двора манчжурского императора, которые сохранили традицию почитания Чингисхана. Эта традиция осталась до 1911 года, когда манчжурская династия пала. В то время жиноном дархадов был Шагдаржав, совмещавший должность с губернатором знамени Их Зуу - (района Их Зуу). После его смерти его сын Очир-Хуягт унаследовал титул и последним жиноном дархадов стал Тувшин-Жаргал, губернатор знамени Зїїн Ван, умерший в 1949. После его смерти коммунистическая власть Китая ликвидировало систему управления дархадов и титул жинона.

Были учреждены следующие должности чиновников яамтад церемоний, которые были ответственны непосредственно за обряд поклонению памяти великого хана, которые делились на правое и левое крыло - баруун и зїїн жигїїр:

8 Главных Исполнителей обряда поклонения - Гуйцэтгэгч из Правого Крыла

Тайж - Верховные чиновники дархадов, а именно

Манлай Тайж, Айлтгал Тайж, Ахлах Тайж и Тайж --Верховный тайж, тайж молитв, старший тайж, и просто тайж.

Ответственные за церемонии -- тайбу, также верховные, старшие и просто тайбу.

Манлай - генеральная администрация и обьявления на церемониях, делились на Дотрын Манлай - внутренний манлай, Гадны Манлай - внешний манлай, Их и Бага манлай - Большой и малый манлай чиновники.

Хонжин - ответственные за музыку и песни - включая Ереелч Хонжин - тех, кто читает ереел - пожелания.

Хохочин - читающие клятвы и оды, и объявляющие ханские декреты -- старший хохочин, чин зоригт хохочин, просто хохочин.

Тууль- приносящие дары.

Хасаа - отвечающие за порядок. - Засуул хасаа *главный или судъя, ахлах хасаа - старший хасаа и хасаа.

Чарби - виночерпий.

Также были менее главные яамтад как Харуул Манлай - внешний караул, Галч - хранитель огня, угтуул - встречающий, засуул, хаалгч - дверной, хїж залагч - хранитель молитвенных палочек, и др, которые не имели административной власти.

Левое крыло яамтад также звались сїлдийн дархад и сохранили военную структуру армии Чингисхана --

Зайсан, Чинсан , Тїмэт, Мянгат, Зуут, Тууль, Хохчин, Чарви --- (Генеральские звания, далее - Тїмэт - 10000, мянгат - 1000, зуут- 100).

Они сохранили армейские звания - Khushuuchi Baator, Darkhan Baator,Gavshgai Baator-- Хушууч баатар - командир соединения, дархан баатар и гавшгай баатар - воин с званием дархан и воин с отличием.

Левое крыло дархадов было набрано из армейских семей монголов, а правое крыло дархадов из семей монгольского ханского двора и правительства.

Дархад были освобождены от всех повинностей и служб и обязаны были несменно хранить обряды и церемонии в честь Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается титула жинон *или жонон - означает на монгольском выходца из ханской семьи, т.е из рода Чингисхана = Алтан Ураг, но не имеющего права на ханский престол в силу династических обстоятельств (временно или постоянно).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2002-02-09 09:31:16 - Джунгар

Тема: титулы

джинонг - своего рода ханский наместник, правитель левого или правого крыла ханства. Обычно им был сын и наследник хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Структура мавзолея Чингисхана в Ордосе

Мавзолей Чингисхана состоит из следующих 8 орд

Ордон Чингисхана и Бортэгэлжин Хатан, старшей жены хана

Место мавзолея Эзэн Хороо находится между холмами Бор Толгойт и Гожгор Толгой вблизи реки Баян Чанхуг в Ордосе примерно в 50 газар (газар - древняя монгольская мера расстояния, примерно 1 газар=0,5 км) от города Алтанширээт, столицы знамени (района) Эзэн Хороо.

Первоначально Ордон Хана и Бортэгэлжин Хатан был на гранитной платформе в виде особого двойного тента или чомчог, где в середине находился хуурцаг (коробка в классическом монгольском) из серебра размером 120*77*99,5, с портретом хана и его 9 полководцев. Там же в цомцоге хранились хроники, и другие реликвии. Часть их была утеряна в сентябре 1966 при нападении китайских хунвэйбинов.

Далее, находится ордон Хулан хатан, дочери вождя мэргэдов Дайр-Усуна, второй жены хана.

Его первоначальное местоположение было в районе Хуа -Толгой в 15 газар от Эзэн Хороо или Императорского Двора.

В ее цомцоге также хранился ее хуурцаг и портрет хана с хатан.

Ордон Гєрвєлжин гоо хатан

Местоположение его было в 240 газар от Эзэн Хороо, в сомоне Бор Тохой знамени Жунгар Ордоса, также состоящий из двойного цомцога и содержащий ее хуурцаг из сандалового дерева с золотым орнаментом на серебряном пласте, 2 меча хана и некоторые церемониальные книги.

Тотэм или Ордон Ундугун Цагаан Морь ( O"ndo"go"n Chagaan Horse)

Ундугун Цагаан Морь или священный белый конь именовал сакрального коня Вечного Синего Неба, в которое верил хан. Белый скакун, его живое перерождение (Amid Burilwaa in Mongol) свободно паслось в Бор-Тохой и только дархаддам было разрешено приближаться к нему. Когда скакун старел, годовалый коня избирали вместо него. У коня должны были быть совершенно черные глаза, снежнобелая грива и он должен был быть совершенно белым на протяжении многих лет. Посколъку скакун сам был живым перерождением, для него не было особого ордона.

Бор-Ундурын Ордон

Чингисхан молился 99 небесам на берегу реку Хэрлэн (Керулен по русски) поднося небесам молоко 99 белых кобылиц в специальном сосуде. Молитва совершалась раз в год, и сосуд был затем сохранен для церемоний поминания самого хана. Он был назван Бор -Ундур и получил статус тотема - шїтїгэн по декрету Хубилая.

Сосуд был высотой в 3 тохой - древнемонгольская мера, означает локоть, 1 тохой =1/3 метра), из сандалого дерева с тремя серебряными кольцами. По диаметру было установлена два серебряных изваяния головы крокодила с серебряным кольцом в каждом из них. Церемония подношения Бор Ундуру совершалась в небольшом монастыре на берегу реки Хатан гол в знамени Жунгар, позже отошедшем к знамени Баруун Тїмэд. В древности Бор Ундур тотэм также помещался в особом цомцоге.

Ордон Хор Саадага - сумки для стрел и лука

Ордон Хор Саадаг был посвящен ханскому луку, и стрелам, находился в местности Худуг в 8 газар от Эзэн Хороо. В 1944 он был перемещен в Эзэн Хороо и помещен справа от ханского цомцога. Он содержал 3 лука из оленьих рогов, один был длиной в 5 тохой и другой в 7 тохой. Наконечники стрел были из железа и стрелы были оперены перъями сокола.

Ордон Жолоо- Ордон Уздечки

The Ordon of the Jiloo

Жолооны Ордон состоял из двух отдельных ордонов в 90 газар от Эзэн Хороо и содержал весь набор для всадника- седло из сандалово дерева покрытое золотом, использовавшееся ханом было в верхнем Ордоне. Нижний содержал следующие предметы - Хазаар - уздечка, Жолоо - поводъя, Дєрєє, Жирэм, Гулум, Даруулга - кожаное покрывало и другие присппособления для верховой езды.

Исследования экспертов из Венгрии и Монголии подтвердили, что седло является аутентичным седлом 12 века.

Ордон Шангийн Єргєє

The Ordon of the Shang-in O"rgo"o"

Ордон почестей находился около Ордона Хана и Хатан, содержал серебряные и золотые украшения, старые монгольские хроники и книги по ритуалу церемоний, такие как

Chagaan Tu"kh" ( White History), "Ulaan Tu"kh" ( Red History) "Shar Tu"kh" (Yellow History) "Altan Bichig" (Golden Document/Book) --- Белая История, Красная история, Желтая История и Золотое Письмо.

Кроме этих 8 белых орд, были также орды, содержащие Сїлд - Знамена Чингисхана

Черное знамя Чингисхана - Хар Сїлд или Чингисханы Ихт Хар Сїлд, Chinggis Khan-nii Kharia Yikhit Khara Su"lde" или Дєрвєн Хєлт Хар Сїлд ( Khara Su"lde with four feet) - Черное знамя на четырех опорах - поднимался во время войн. По поверью, Черное знамя олицетворяло силу Вечного Синего Неба и концентрировало дух и мощь всех монголов во все времена и во все (четыре) направления.

Цагаан Сїлд (белый) -поднимался во время мира.

Хар СЇлд состоит из двух лезвенного наконечника копья длиной в 1 тохой, котороя называется Зэлмэ - копье по монгольски, серебряной платы с 81 отверстием ( сакральным монгольским числом 81 = 9*9) и шилви или деревянного штыря копъя.

Хїхїїл или конские гривы связаны к отверстиям в серебряной плате. Шилви был длиной в 13,5 тохой и сделан из кедра. Пояс длиной 12 тохой из желтого шелка связывал копъе и оно вставлялось в отверстие на спине гигантского каменного изваяния черепахи.

Четыре Элчи Сїлд - или Вестника Сїлд, покороче и длиной в 9 тохой стояли в 4 концах Хар Сїлд.

Поскольку Сїлд был очень важным предметом для хана, подношения ему были особенные

Baga Dailga ( baga means small or not big, dailga means offering ceremony)- Бага Дайлга малое подношение каждое 3 число месяца

Juslang-in Dailga ( summer time ceremony) -- Зїслангийн Дайлга - каждое 3 день 7 месяца

Yikh Dailga (grand offering),-- Их дайлга - Большое подношение, 14 числа 10 месяца

Togshiulkh Dailga Тогшуулах Дайлга - 5 числа 1 месяца зимы года Дракона

Кроме того были Алаг Сїлд - Декорированное знамя и

Chagaan Su"lde - Цагаан Сїлд

Подношения Цагаан Сїлд также проводились в Чахар Монголии и Халха Монголии. Цагаан Сїлд имел 8 Элчи сїлд и 81 белую гриву. Подношение ему происходило 13 числа 8 месяца и большая церемония каждый три года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8O Какие подношения приносились в честь Чингизхана? Правда ли что в недавнем прошлом приносились и человеческие жертвы?

И что монахам (жрецам) удалось уговорить дух Чингизхана на замену человеческой жертвы скотом? :?:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Церемонии подношений Чингисхану (продолжение)

С самого начала, монголы возносили подношения духам предков и Вечному Синему Небу. Традиции возношения подношений духу Чингисхана органично вписались в эти традиции, разделяясь на три вида

Церемония подношения пильгримов

Месячная церемония подношений

Сезонные подношения

1, Церемонии подношения пильгримов происходили по просьбе пильгримов, которые могли выбрать любой подходящий день для подношений, начиная с 1 хэм (древнемонгольская мера веса, =0,5 кг) масла до бод мал, те. крупного рогатого скота, верблюдов и лошадей.

2, Ежемесячные подношения и сезонные подношения имели фиксированные даты.

Chagaan Sar-in Dailga: Chagaan Sar ( means White Moon or White Month in Mongol)-- Подношения в честь Цагаан Сар, лунного нового года по монгольскому календарю. Происходили в первый день Нового года и 3 ий день Нового года-(Shiniin Negen in Mongol) и (Shiniin Gurvan).

Подношения состояли из 9 приготовленных целых туш овец , 9 хэм ( 1 khem wine = 1/2kg) вина, более 100 kg Jangsa Boorsog ( a kind of braided pastry/cookie fried in butter)- боорцог или специальные пироги из теста, обжаренные в масле, 3 сосуда jujubes ( ulaan chavga)- чернослива, 5 кг смеси сладостей, сахара, меда и изюма.

Церемония подношения духу Чингисхана происходила в соответствии с церемониалъным этикетом следующим образом:

1 Nindar Ниндар Хадаг - Возношение ниндара или хадак - специальной шелковой полосы в монгольской традиции для особенных церемоний (обычно голубого цвета)

2 Jula Зул -- Возношение (зажигание) зул - лампад

3 ЪtkhЪ Отго -- Возношение приготовленных блюд из туш

4 KhЯji ( incense stick) Хїж -- Возношение (зажигание) хуж - ароматных палочек

5 Gal Takhikh Гал тахих - почитание огня и возношение огню вина и кусочка сала из приготовленных блюд

6 Arban Yaamu TЪЪkh Арван яамы тїїх - распределение долей между 10 яамтад - церемониальными офицерами

7 Yikh Ъchig Ъchikh (reading the grand oath) Их Єчиг Єчих - Произношение Великой Клятвы

8, Sarkhud (wine offering) Подношение вина

9 Singing the 12 songs Исполнение 12 церемониальных песен

10 8 Yaamu TЪЪkh Распределение долей между 8 офицерами

11 Гадны Ереел - Внешняя Молитва Пожелание

12 Доторын Ереел - Внутренняя Молитва Пожелание

13 Чаг хариулна - Возврат Вина в черпии

14 Отго хариулна -Возврат блюд

15 Читая хїнхийн ерєєл - молитву пожелание с вином

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Церемония Большого БелогоПо дношения весной начинается с подготовки 10го дня 3 месяца и состоит их подношений следующих тумэнов . (Тїмэн или 10000 солдат, 1000 аравт (десятков) или 100 зуут (сотен), крупнейшее соединение армии в древней Монголии. По видимому, Ордосцы происходят от тїмэна-гарризона Ордоса. ) По масштабу- самое большая церемония подношений Чингисхану в Ордосе.

Ордосский тїмэн 1 лошадь, 100 архи (алкогольный напиток)

Урианхайский тїмэн и чахарский тїмэн по 1 лошади, 100 архи;

Юшибу - 3 лошади, 300 архи

Халха 3 лошади, 300 архи

Тїмэд 3 лошади и 300 архи

Собирание 8 белых ордонов на Церемонии Большого Подношения

( Naiman Chagaan Ordon Jigilekh):

Только во время большого подношения все ордоны собираются вместе

на ночь 17 дня в Эзэн Хороо, Императорском дворе.

The Khan's Ordon, the Ordon of Khulan Khatun, the Ordon of Khor-Saadag, the Ordon of the Jiloo , the Ordon of the Shang

Ордон Хана, Хулан хатан, Хор-Саадаг (Стрел и лука и футляра), Жолоо (сбруи) и Шангийн (почестей) собираются на западном берегу реки Чанхуг и ордоны Гєрвєлжин хатан, Бор Ундура и Цагаан Морь- Белого Коня the Ordon of GЪrveljin-goo khatun, the Ordon ofBor-ЖndЯr and the ЕndЪgЪn Chagaan Horse на восточном берегу реки, на котором поправляется мост.

В 18 день месяца Ханская шкатулка реликвий :хуурцаг и шкатулка Бортэ хатан помещаются в Ордон Хор Саадаг на желтую повозку и два белых верблюда везут ее на западный берег, где находился золотой ордон хана.

Жонон, ханская семъи из Алтан Уруг и все чиновники идут за повозкой, за ними идут простые монголы черного и желтого слоя ( Khara, Shara ) - т.е. чернолюдины и ламы. После помещения реликвий в золотой ордон хана, начинается сама церемония и все 8 белых ордонов перемещаются на официальные места церемонии.

Ордон Хор Саадага на самом западе; The Ordon of Khor Saadag ,

далее Ордоны Жолоо, the Ordon of Jiloo,

Золотой Ордон хана, the Ordon of the Khan ( Golden Ordon),

Шангийн Ордон, the Ordon of the Shang,

Ордон Гєрвэлжин хатан, the GЪrveljin-goo Khatun's Ordon ,

Ордон Бор Ундур the Ordon of Bor ЯndЯr помещаются в одну прямую линию с запада на восток. Белый Конь Ордон должен быть привязан перед Ордном Бор Ундура.

Всем ордонам происходят подношения.

На 21 день, начинается церемония цацлага или подношения молока кобылицы небесам.

Внутреннее подношение

В час дракона, дархады ведут жонона и других чиновников к столу перед Белым Конем Тотемом и преподносят коню блюда; конъ тотем украшен 3*9=27 белыми шелковыми полосами. После этого, они

входят в Золотой Ордон с Зул- лампадой, Jula ( butter lamp), KhЯj ( incense) ароматной палочками хїж и тремя тарелками 3 Tavig (or Tabig).

Затем церемониальные блюда преподносятся Тотему Бор Ундура - 300 жин (древняя монголськая мера веса) Jing ( 1 Jing=1/2 kg) 99 белых кобылиц вливается в Бор Ундур тотем и молоко мечется в воздух и на землю, сперва жононом, затем предствителями всех знамен. Произносится молитва 99 белых молочных подношений (99 Chagagchin nii SЯЯn Sachulgan nii yЪrЪЪl) .

по прибытию жонона в золотой ордон и подношения в жертву овцы убиваемой по монгольской традиции с коротким разрезом в животе овцы и затем рука всовывается в разрез и разрывают артерию у позвоночника овцы Галч яамтаном, в то время как жонон держит овцу.

Хїхэчин яамтан читает в это время ереел подношения овцыYЪrЪЪl of Shivshilge.

Жонон ведет группу и становится на колени перед ханской шкатулкой реликвий и подносит дары очагу - Golomt.

Затем яамтаны Tuuli and Charbi Yaamutu преподносят дары. После даров очагу хадаг, зул лампада и блюда подносятся Хану.

Пилгримы могут поклонятся только будучи ведомыми яамтанами независимо от того, есть ли они нойоны тайжи или чернолюдины харачу.

Во время церемонии один человек, потомок преступника, должен игратъ роль Алтан Гадас или Золотого Столба; по окончании церемонии, он должен уйти в направлении северовостока и не возвращаться в Эзэн Хороо до конца подношений. Хадаги, серебряные и медные монеты из подношений пилгримов отдаются этому бедному человеку.

После этого, церемония Алтан Хундага Шинжэх - Исследование Золотого Бокала ---"Altan Khundaga Shinjikh" ( Altan Khundaga: golden wine cup; Shinjikh: to observe, to study, to inspect;) или гадания начинается, жонон кладет золотую чашу на спину Белого Коня Тотема. Как говорили, если чаша падала вперед на землю, то Вечное Синее небо будет милостиво к монголам в грядущем году. Исследование золотого бокала - гадание- длилось 3 раза. По слухам, традиция гадания пошла с времен самого Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дархад монголы- одно из монгольских племен, живут сейчас в Монголии и Внутренней Монголии. Первоначалъное происхождение клана дархадов связано непосредственно с мавзолеем Чингисхана в Ордосе, место где он занемог перед смертью в 1227 во время похода на тангутов СиСя.

darhadi v Mongolii i darhadi i vnutr.mongolii eto 2 raznie plemeni nenado ih putat' istoriya ih obrazovaniya raznie.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из книги--перевод на русский мой - чилагун

The Eight White Ordon, the Offering Ceremonies of Genghis Khan and the Mausoleum of Genghis Khan

Алтан Ордоны Дайлга - Приношения в Золотой Дворец,

(Восемь белых орд, Церемонии почитания Чингисхана и Мавзолей Чингисхана, издана на классическом монгольском шрифте в 1983/ Авторы - Сайнжаргал и Шаралдай.)

Дархад монголы- одно из монгольских племен, живут сейчас в Монголии и Внутренней Монголии. Первоначалъное происхождение клана дархадов связано непосредственно с мавзолеем Чингисхана в Ордосе, место где он занемог перед смертью в 1227 во время похода на тангутов СиСя. Там, где находится ныне Мавзолей Чингисхана, по преданию, проехала ставка хана и были сохранены некоторые его вещи.

Дархад монголы - потомственные хранители Мавзолея Чингисхана в Ордосе, Внутренняя Монголия, который называется " Восемь Белых Орд или Тотемов" или Eight White Shutugen в месте Ejen-Khoroo, Ordos, Inner Mongolia (Эзэн Хороо означает Императорский Двор, существует по сей день)- на протяжении вот уже 750 лет.

По приказу Хубилая (1215-1294), 5-го Великого Хана Монгольской империи были созданы и утверждены полный этикет церемоний поклонения тотемам Чингисхана. Сам ритуал начался еще во времена хана Угэдэя.

Для исполнения церемоний по декрету Хубилай Хана в год Лошади из 400 000 семей монголов были отобраны 500 семей, чтобы охранять мавзолей Чингисхана в Ордосе и назначены из них специальные чиновники - яамтад - для выполнения церемоний.

Дархады оригинально не являлись одним племенем. По свидетельствам старейшин дархадов, первоначально выбрали 500 семей из кэрэит-монголов с запада Монголии, ширанутов из Алтайскиx гор и ойратов. Они были освобождены от налогов и получили право собирать побор для мавзолея, отчего и пошло название дархад- от монгольского слова дархан- неприкосновенный, защищенный.

Дархады делились на две группы - Баруун Яамтад - западные исполнители церемоний и Зїїн Яамтад - Восточные Исполнители Церемоний.

Баруун Яамтад также получили название Богдын Дархад - т.е. Дархады Священного (с указанием на то сакральность Чингисхана для монголов) и Зїїн Яамтад получили название Сїлдийн Дархад -- т/е Дархады Сїлда или Священного Знамени Чингисхана.

Следующие монгольские племена поставили своих семьи в состав западных Богдын Дархад -

Арулад - потомки клана Боорчу, одного из полководцев и друзей Чингисхана, Хэрээд (кереиты) - потомки клана Ван-хана Тогрула, а также Жойгурчин, Баргуд, Мэргэд, Боронуд, Торгуд,Мангуд, Ород, Хонгирад.

В Зїїн (Сулд) Дархады вошли представители монгольских племен Жалаиры, Хонхотаны, Агтачины, Хоничин, Сїлдэд, Сонид, Лонхочин, Баатар, Урианхай.

Верховный ханский представитель, руководивший дархадами - охранителями, получил титул жинон - высший административный титул в древней Монголии, равный по статусу государственному министру. Жинонами могли быть только родившиеся от Алтан Урга - Золотой ветви (династии) Чингисидов, т/е они не были не дархадами и не чиновниками яамтан.

Жиноны назначались непосредственно ханом. После того, как Внутренняя Монголия в 17 веке подчинилась манчжурам, власть жинонов была урезана, но тем не менее они оставались правителями дархадов. При манчжурах жиноны стали назначаться прямо из императорского двора манчжурского императора, которые сохранили традицию почитания Чингисхана. Эта традиция осталась до 1911 года, когда манчжурская династия пала. В то время жиноном дархадов был Шагдаржав, совмещавший должность с губернатором знамени Их Зуу - (района Их Зуу). После его смерти его сын Очир-Хуягт унаследовал титул и последним жиноном дархадов стал Тувшин-Жаргал, губернатор знамени Зїїн Ван, умерший в 1949. После его смерти коммунистическая власть Китая ликвидировало систему управления дархадов и титул жинона.

Были учреждены следующие должности чиновников яамтад церемоний, которые были ответственны непосредственно за обряд поклонению памяти великого хана, которые делились на правое и левое крыло - баруун и зїїн жигїїр:

8 Главных Исполнителей обряда поклонения - Гуйцэтгэгч из Правого Крыла

Тайж - Верховные чиновники дархадов, а именно

Манлай Тайж, Айлтгал Тайж, Ахлах Тайж и Тайж --Верховный тайж, тайж молитв, старший тайж, и просто тайж.

Ответственные за церемонии -- тайбу, также верховные, старшие и просто тайбу.

Манлай - генеральная администрация и обьявления на церемониях, делились на Дотрын Манлай - внутренний манлай, Гадны Манлай - внешний манлай, Их и Бага манлай - Большой и малый манлай чиновники.

Хонжин - ответственные за музыку и песни - включая Ереелч Хонжин - тех, кто читает ереел - пожелания.

Хохочин - читающие клятвы и оды, и объявляющие ханские декреты -- старший хохочин, чин зоригт хохочин, просто хохочин.

Тууль- приносящие дары.

Хасаа - отвечающие за порядок. - Засуул хасаа *главный или судъя, ахлах хасаа - старший хасаа и хасаа.

Чарби - виночерпий.

Также были менее главные яамтад как Харуул Манлай - внешний караул, Галч - хранитель огня, угтуул - встречающий, засуул, хаалгч - дверной, хїж залагч - хранитель молитвенных палочек, и др, которые не имели административной власти.

Левое крыло яамтад также звались сїлдийн дархад и сохранили военную структуру армии Чингисхана --

Зайсан, Чинсан , Тїмэт, Мянгат, Зуут, Тууль, Хохчин, Чарви --- (Генеральские звания, далее - Тїмэт - 10000, мянгат - 1000, зуут- 100).

Они сохранили армейские звания - Khushuuchi Baator, Darkhan Baator,Gavshgai Baator-- Хушууч баатар - командир соединения, дархан баатар и гавшгай баатар - воин с званием дархан и воин с отличием.

Левое крыло дархадов было набрано из армейских семей монголов, а правое крыло дархадов из семей монгольского ханского двора и правительства.

Дархад были освобождены от всех повинностей и служб и обязаны были несменно хранить обряды и церемонии в честь Чингисхана.

В Бурятии есть буряты рода Дархан. Наверное это тоже дархады.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Бурятии есть буряты рода Дархан. Наверное это тоже дархады.

Дархан на языке Саха это военная должность, скорее всего он командовал укреп. районом где была концентрация кузнечных мастерских. Которых надо было охранять и защищать от набегов и пр. неприятностей. :tw1: :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольское племя,проживают в западных сомонах Хубсугульского аймака.Раньше считалось как тюрко-монгольское лесное племя.

Среди них есть уйгуры,кыргызы,хакасы,чоносцы,онгуты,илджигины ,соены......

 

ДАРХАД

 

Дархад нь Хөвсгөл аймгийн баруун сумдаар нутагтай Монгол үндэст ястан юм. 2010 оны хүн амын тооллогоор 21558 хүн Дархад хэмээн бүртгэгджээ. Дархадууд Хөвсгөл аймгийн Улаан тайга, Соёны нуруу, Хөвсгөл нуур орчмын нутаг буюу Рэнчинлхүмбэ, Цагааннуур, Улаан-Уул, Баянзүрх сумдын нутгаар амьдардаг бөгөөд монголын уламжлалт бөө мөргөлийн ёс заншлыг хадгалж үлдсэн өвөрмөц ястан юм.

 

Дархад бол Монгол нутгийн умард хэсэгт байсан ойн иргэдийн залгамж бөгөөд Монгол, Түрэг овог аймгийн нийлбэрээс бүрэлджээ. Дархад ястны бүрэлдэхүүнд нийт 32 овог байх бөгөөд Монгол угсааны Хар дархад, Ухаа дархад, Шарнууд, Барнууд, Чонод, Онход, Урад, Манхилаг, Хариад, Маанжраг, уйгар, хиргис, Хаасууд, Зоот, Соён, Илжгэн, Хорломай, Балагч, Эрхит , Хуулар  гэх мэт олон  овог байгаагаас хар дархад нь халх хамниганы холимог гаралтай юм. Дархад ястан нь Монгол овог голлосон түрэг угсааны холимог гаралтай ажээ.

 

555 онд Түрэгийн гурав дахь хаан Кигинь Тагна-Соёны хавиар нутаглаж байсан олон овог аймгуудыг эзлэн авснаар Дархад тэдний харъяанд орсон бөгөөд ерөнхийд нь “ойн иргэд” гэж нэрлэж байв. Ойн аймгууд нь Байгал нуураас Хөвсгөл нуур хүртэлх ой тайгаар нутаглаж, ан гөрөө хийж, урцанд амьдарч, цаа буга маллаж, сарлаг үхэр өсгөн амьдардаг байжээ

 

http://turuunii_undraa.blog.gogo.mn/read/entry530467

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольское племя,проживают в западных сомонах Хубсугульского аймака.Раньше считалось как тюрко-монгольское лесное племя.

Среди них есть уйгуры,кыргызы,хакасы,чоносцы,онгуты,илджигины ,соены......

 

ДАРХАД

 

Дархад нь Хөвсгөл аймгийн баруун сумдаар нутагтай Монгол үндэст ястан юм. 2010 оны хүн амын тооллогоор 21558 хүн Дархад хэмээн бүртгэгджээ. Дархадууд Хөвсгөл аймгийн Улаан тайга, Соёны нуруу, Хөвсгөл нуур орчмын нутаг буюу Рэнчинлхүмбэ, Цагааннуур, Улаан-Уул, Баянзүрх сумдын нутгаар амьдардаг бөгөөд монголын уламжлалт бөө мөргөлийн ёс заншлыг хадгалж үлдсэн өвөрмөц ястан юм.

 

Дархад бол Монгол нутгийн умард хэсэгт байсан ойн иргэдийн залгамж бөгөөд Монгол, Түрэг овог аймгийн нийлбэрээс бүрэлджээ. Дархад ястны бүрэлдэхүүнд нийт 32 овог байх бөгөөд Монгол угсааны Хар дархад, Ухаа дархад, Шарнууд, Барнууд, Чонод, Онход, Урад, Манхилаг, Хариад, Маанжраг, уйгар, хиргис, Хаасууд, Зоот, Соён, Илжгэн, Хорломай, Балагч, Эрхит , Хуулар  гэх мэт олон  овог байгаагаас хар дархад нь халх хамниганы холимог гаралтай юм. Дархад ястан нь Монгол овог голлосон түрэг угсааны холимог гаралтай ажээ.

 

555 онд Түрэгийн гурав дахь хаан Кигинь Тагна-Соёны хавиар нутаглаж байсан олон овог аймгуудыг эзлэн авснаар Дархад тэдний харъяанд орсон бөгөөд ерөнхийд нь “ойн иргэд” гэж нэрлэж байв. Ойн аймгууд нь Байгал нуураас Хөвсгөл нуур хүртэлх ой тайгаар нутаглаж, ан гөрөө хийж, урцанд амьдарч, цаа буга маллаж, сарлаг үхэр өсгөн амьдардаг байжээ

 

http://turuunii_undraa.blog.gogo.mn/read/entry530467

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дархаты древние оленеводы. Что связано с регионом обитания, это высокогорная Саянская тундра, сплошь покрытая оленьим мхом "ягелем".

 

 

По наблюдениям Грайворонского, «самый высокий процент аратства (61, 5%) был отмечен у дархатов, занимающихся оленеводством, что позволяет сделать вывод о том, что кочевое оленеводство более консервативно по сравнению с другими видами кочевого животноводства и менее поддается внешнему влиянию» [Грайворонский, 1997. С. 46].

Из монгольской Вики: 555 онд Түрэгийн 3-р хан Кигинь нь Тувад одоо нутаглаж байсан овог аймгуудийг эзлэн авснаар дархад олон Түрэгийн харяанд орж 13-р зуун буюу байлдан эзлэлт хүртэл үргэлжилсэн юм.Түрэг,Нэн,Монгол угсааны хэсэг бүлэг овгууд суурьшиж байсан ба тэднийг Ойн иргэд гэж ерөнхийлэн нэрлэж байсан.Ойн аймаг нь Байгаль нуураас Хөвсгөл нуур хүртэл нутаглаж ой тайгаар ан гөрөө хийж, гэр орон майхан гэж мэддэггүй, ой тайгадаа амьдарч цаа буга маллаж (АКБ: оленье поголовье) өндөр уулсийн оройгоор сарлаг хариулж байснаар ингэж нэрлэгдсэн байдаг.

 

Хөвсгөл нутгийн улаан тайга, цэнхэр хотгорт дархад түмэн цаа бугын аж ахуй эрхэлж, амьдралаа залгуулж ирсэн цаатнуудын цаа бугын сүрэг цус ойртож бие нь давжаарсан:

 

527-1419577810ccae1fcc1b84d693big.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

дархаты не оленеводы. просто часть тувинцев-оленеводов слилась с дархатами. Хоть один раз побывавший в тех краях человек не может путать так. Очень сильна разница между цаатанами-оленеводами и скотоводами-дархатами. Дархаты принебрежительно относятся к цаатанам, считая их мягко говоря "дикарями". Грайвронский не этнограф а историк по современной истории МНР

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вайнштейн, который, емнип, специально занимался вопросами происхождения оленеводства в Саянах?

 

 

Это ведь уникальный реликтовый регион, где растет ягель в южных широтах земли, и местные народы и племена не преминули этим воспользоваться. Другие виды скота там наверно не жильцы.  :)

 

 

Этот так сказать "мховый" регион населяют, и естественно, занимаются оленеводством, разведением оленей "Карагасской породы", принадлежащих к виду северных оленей, но более одомашненных, чем у эвенков:  

 

1. С юго-запада: тюркоязычные Тувинцы - Тоджинцы, Тоджинский район Республики Тыва;

 

2. С юго-востока: монголоязычные Дархаты, а также монголоязычные Цаатаны (самоназвание - духа), Хубсугульский аймак Монголии;

 

3. С северо-запада: тюркоязычные Тофалары, Иркутская область;

 

4. С северо-востока: Окинские бурятоязычные Сойоты, Республика Бурятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вайнштейн, который, емнип, специально занимался вопросами происхождения оленеводства в Саянах?

 

 

Это ведь уникальный реликтовый регион, где растет ягель в южных широтах земли, и местные народы и племена не преминули этим воспользоваться. Другие виды скота там наверно не жильцы.  :)

 

 

Этот так сказать "мховый" регион населяют, и естественно, занимаются оленеводством, разведением оленей "Карагасской породы", принадлежащих к виду северных оленей, но более одомашненных, чем у эвенков:  

 

1. С юго-запада: тюркоязычные Тувинцы - Тоджинцы, Тоджинский район Республики Тыва;

 

2. С юго-востока: монголоязычные Дархаты, а также монголоязычные Цаатаны (самоназвание - духа), Хубсугульский аймак Монголии;

 

3. С северо-запада: тюркоязычные Тофалары, Иркутская область;

 

4. С северо-востока: Окинские бурятоязычные Сойоты, Республика Бурятия.

 

 

Цаатаны двуязычны.Родной язык -тюркский.

 

 

Наверное вы АКБ прекрасно понимаете песню девушки-цаатанки.

 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цаатаны двуязычны. Родной язык -тюркский.

 

Так точно, их родной язык близок к тувинскому. Но широко используют и монгольский. 
 

Наверное вы АКБ прекрасно понимаете песню девушки-цаатанки.

:D

 

Слова песни всегда сложнее понять чем обычную разговорную речь, но некоторые части понятны. Это примерно как для вас калмыцкий язык.  :qazaq1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слова песни всегда сложнее понять чем обычную разговорную речь, но некоторые части понятны. Это примерно как для вас калмыцкий язык:qazaq1:

Так ведь уважаемый Peacemaker сам калмык,причем тут калмыцкий язык?Или я ошибаюсь? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он всегда представляется халхасцем, то из одного аймака (бесют кипчак), то из другого (найман), то из третьего, хотя живет и работает совсем в другой стране.  :) Наверно он все таки калмык, я так думаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Слова песни всегда сложнее понять чем обычную разговорную речь, но некоторые части понятны. Это примерно как для вас калмыцкий язык:qazaq1:

Так ведь уважаемый Peacemaker сам калмык,причем тут калмыцкий язык?Или я ошибаюсь? :)

 

 

:lol:

 

Я 8-н.мгл.Калмыцкий мне 99,9 проц.понятен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...