Перейти к содержанию
Rustam

Каракалпакский род Колдаулы

Рекомендуемые сообщения

Что значает "колдаулы"?

 

Колдаулы - буквально из каракалпакского переводится как "рука возмутитель", то есть "кол" (рука), а "дау" (спорить, возмущаться). Хотя можно перевести как "колыдауыллы" (рука поднимающая ветер), мне известно второе определение, которое скорее всего появилось из шаманистских ритуалов. В любом случае происхождение Колдаулы мне неизвестно, рассказывали разное, но все в стиле мифов. Откуда и когда все начинается я незнаю.

Колдаулы (кулдовли) есть в составе и узбекских конратов, несомненно Колдаулы и Кулдовли одно и то же, только нынче первые - каракалпаки, вторые - узбеки. У казахов, кыргызов и ногайцев вроде нет, у туркмен есть похожее - Голыдаглы.

 

Выше я описал более известные события из истории колдаулинцев, по сути связанные с установлением каракалпакского самосознания там, где народ в тяжелейших условиях межфеодальных распрей все же сумел доказать окружающим, что как народ имеет право на существование. Нет гарантии, что каракалпаки могли сохраниться как народ, если бы выходцы из рода Колдаулы не высказали бы свое веское слово, не проливали бы кровь, не прививали бы соплеменникам, что они каракалпаки - народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ярким представителем колдаулинцев был основоположник каракалпакской литературы Бердах - Бердимурат Гаргабай улы. Действительная дата его рождения 1828, а смерти - 1901 год, а не ошибочно принятые 1827-1900 гг, к тому же он был очень высокообразованным человеком, а не самоучкой выгнанный из медресе за "пошлые" стихи, был глубоко религиозным, а не атеистом. Все несоответствия в биографии поэта создавались в советскую эпоху - герой должен быть героем на 100% - идеология такая была. По этой же причине многие его труды не издавались, в том числе поэмы "Хорезм", "Волостной Кулен" и много других.

Тем не менее Бердах в своих стихах правдиво описал тяжелую жизнь каракалпаков 19 века, сам тоже нищенствовал, подвергался гонениям, но не боялся гнева власть имущих, открыто их высмеивал. Оружием против несправедливости в его руках служило перо.

 

Творческое наследие Бердаха занимает особое место в духовной жизни каракалпакского народа. В лучших его произведениях звучит мужественный гражданский голос в защиту человеческих прав своего народа, подвергавшегося бесчеловечному угнетению в его «жестокий век», наиболее точно и правдиво выражены думы и чаяния обездоленных людей труда. 
Стихи и поэмы Бердаха, переведенные на многие языки братских народов нашей страны, входят в золотой фонд классической поэзии прошлого. Дооктябрьская судьба каракалпакского народа — это многоактная драма со многими трагическими исходами, в которой главный герой, идя своей грозовой дорогой, успел лишиться всего, кроме своего человеческого достоинства, своей черной шапки на голове и песни на устах. А если же попытаться составить карту маршрутов изгнания и скитания каракалпаков, то они черными нитями пробежали бы по берегам многих больших вод: Аму-Дарьи — Днепра — Волги и Урал-реки — Сыр-Дарьи и снова уперлись бы в Аму-Дарью….. 
Впрочем, это — дело истории. Это длинная дорога, следовавших чередой лишений и невзгод, жестокой борьбы за существование и самоопределение многострадального, разоренного народа. Об этом в свое время лучше всех сказал сам Бердах: 

С тех пор, как зваться стал народом 
Каракалпак, он год за годом 
По жизни шел нелегким ходом, 
А равенства сиянья не было. 

 

Везде осмеянный, гонимый, 
Блуждал он, голодом губимый, 
Кляня сей мир неумолимый, 
Где людям состраданья не было. 

 

Терзаем нищетой и страхом, 
Он выжил, не сравнялся с прахом

Как стал Бердимурат Бердахом,

Грустней именованья не было…

 

По глубине своей народности и социальной значимости творчество Бердаха было и есть особое явление в истории каракалпакской литературы. Свою родную поэзию он наполнил новым содержанием, придал ей идейную остроту, вдохнул в нее большую нравственную силу и беспредельную веру в светлое будущее трудового народа. В поэзии Бердаха и сегодня трепетным пульсом бьется народная жизнь прошлого и явственно слышится ее дыханье, от нее по сей день веет холодными ветрами его времени. Да, его породил угнетенный народ, в чьем сердце кипели гнев и возмущение жестокостью судьбы-злодейки, чья горестная чаша терпения переполнилась. Породил его трудовой народ, чтобы он, поэт, был плоть от плоти от него, чтобы он стал его устами и правдивым голосом, выразителем его дум и чаяний, певцом его глубокого горя, точильщиком его меча возмездия, его душой и совестью. И он стал именно таким поэтом, каким его хотел видеть народ. Поэта живо интересовало все, что происходило в общественной жизни его времени: борьба и страсти современников, их быт и нравы. В своих поэмах он воспевал сильных исторических личностей, создавал яркие типические образы людей с разными жизненными интересами. А самое главное, — на все окружающее поэт смотрел глазами угнетенного трудового народа. Будущий поэт родился ( 1827 г .) в ветхой юрте рыбака Каргабая в отдаленном ауле на южном побережье Аральского моря на территории нынешнего Муйнакского района, и его нарекли Бердимуратом. А мать, которая прожила, к сожалению, лишь до тех пор, пока ее малыш достиг десятилетнего возраста, сидя у качалки ребенка и мурлыкая колыбельную, ласково звала его «Бердахом». И с этим именем он вошел в поэзию, с ним же остался и в благодарной памяти родного народа. Вскоре скончался и отец. Оставшись круглым сиротой, подросток пас телят своих аульчан и одновременно учился в аульном мектебе. Затем с помощью двоюродного брата, подметившего необычайный ум и способности подростка, будущий поэт поступил в Каракумское медресе — мусульманское духовное училище. Но Бердаху не удалось окончить его. Молодой поэт, возможно, был выдворен из медресе за вольнодумье и «дурные стихи» 
Бердах усиленно занимался самообразованием, углубленно изучая народную поэзию и шедевры классической поэзии Востока, устные и письменные памятники истории своего народа и хорезмских государств. 
Наставником Бердаха в поэтическом искусстве являлся Кунходжа, который в свое время прославился как мудрый народный поэт. И другой, старший современник Бердаха, выдающийся поэт-лирик, Ажинияз тоже сыграл немаловажную роль в поэтическом возмужании Бердаха. Молодой поэт, к счастью, прекрасно владел и искусством народного певца — «бахсы», которое во многом помогло Бердаху донести до гущи народа свою правдивую песню, прокормить свою семью: жену и восьмерых детей. 
В народе с гордостью звали его «Бердах шаир» или «Бердах бахсы». Он был желанным гостем во всех аулах, часто выступал на больших и малых тоях, свадьбах, на полевом стане жнецов и в лачуге рыбаков, слагая свои правдивые песни. В них звучала то жалоба на судьбу бесправного человека, угнетенного непосильным тяжелым трудом, то голос возмущения и протеста, направленный против поработителей, то призыв мужественного борца — защитника интересов народа и родины. Он в то же время умел и взволновать людей до глубины души, до слез, и одновременно вдохновлять их на борьбу за лучшую долю, за свои человеческие права. А время, в которое жил Бердах, было насыщено ожесточенной борьбой, явилось периодом наибольшего обострения социальных противоречий и подъема национально-освободительных движений народов Приаралья, в частности каракалпаков. Каракалпакия для окружающих ее сил стала как бы «яблоком раздора». Хивинское ханство считало ее «денежным мешком» и постоянно облагало непосильными для трудового народа поборами. Туркменским сердарам она служила богатой трофейной добычей, той средой для легкой наживы, где можно безнаказанно грабить. Царская империя также была заинтересована в ней, так как Каракалпакия была стратегически удобным «бродом для переправы» в глубь Средней Азии. А это раздражало Англию, которая беспрестанно выискивала пути к господству в Средней Азии. И «яблоко раздора» нелегко было отведать без острых конфликтов. Среди социальных проблем, за решение которых горячо ратовал Бердах, особое место занимает защита прав и достоинства женщины. Поэт страстно проповедовал идею равенства, человеческих прав женщин. 
Заветной мечтой поэта об объединении разрозненных родов в единое самостоятельное государство была озарена и символическая картина «изобретения арбы» из исторической поэмы «Шежирэ», в создании которой принимают участие все каракалпакские племена. 
Но ни одной мечте Бердаха не было суждено сбыться при его жизни. Самым крупным произведением Бердаха была — поэма «Царь-Самодур», обобщающее большой жизненный и поэтический опыт поэта. 
Как-то русская администрация приглашает поэта в г. Петро-Александровск. Предполагается, что там кое-кто заинтересовался произведениями прославленного поэта Каракалпакии и задумал написать их из уст самого Бердаха. 
Но не суждено было состояться этой встрече. Старость не выдержала далекой трудной дороги, по пути поэт заболел и, вернувшись домой, в этом же году умер. До нас дошло стихотворение другого поэта-классика Утеша, посвященное смерти своего великого друга Бердах. Он с чувством гордости воспевает искреннюю любовь народа к своему поэта, пишет о том, как оплакивали смерть Бердаха представители всех братских народов Хорезмской долины — каракалпаки, узбеки, казахи и туркмены. «Даже русских как-то я видел среди них», — пишет в своем стихотворении «На смерть Бердаха». 
Поэзия Бердаха в целом является реальной картиной общественной жизни каракалпакского народа, картиной с социальными пейзажами нищеты и насилия, с яростными столкновениями угнетенных с власть имущими, восстаниями с трагическим финалом, страстной мечтой о свободе и ненавистью к несправедливости, непоколебимой верой в светлое будущее. Так он, поэт-гражданин, певец-мученик, пел подобно бернсовскому дрозду, восславил он свободу во имя счастья угнетенных, бесправных людей подневольного труда. И этим поэт навечно снискал себе высокую любовь народа и грядущих поколений.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал, спасибо большое! Очень интересно читать, то что вы пишите.

Насчет значения слова Колдаулы: я думал что это имя человека родоначальника. Как по вашему, если значение "рука возмутитель", то почему род мог получить такое имя?

И еще, я лет пять назад пытался искать в интернете что то насчет отличительных знаков рода, но не нашел, может быть у каракалпаков вообще такого не было, но логика подсказывает, что обязательно должно было быть, иначе как упоавлять отрядами конницы на поле боя? Значит должен был быть и боевой клич и что то вроде знамени. Как бы их узнать?

И еще вопрос: поясните, если знаете, по какому принципу произошло деление на рода Колдаулы и тд и дальнейшее деление: Кулкикожак, Муйтен и тд...

Знаете ли вы как переводится Кулкикожак?

И еще: я не нашел на схеме каракалпакских родов род Муйтен среди Колдаулы, там есть Муйтен отдельно. Поясните пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-первых, Колдаулы не обязательно должен быть именем родоначальника, скорее всего прозвище. Может быть родоначальник был шаманом и вызывал ветер, или еще есть такое понятие у каракалпаков - "гудибузар" (синоним колыдаулы) - о человеке, которого нельзя переспорить, он во всем прав, где нет аргументов в ход идет сила и т.д. Кстати, такое качество мы наблюдаем у Айдоса - он бил своих, чтоб чужие боялись, так как, переубедить людей словами наверное для него было трудновато. Также созвучное с Колдаулы (кулдовли, голыдаглы) мы наблюдаем только у каракалпаков, узбеков и туркменов, а распространились они на юго-восток, то есть, в Дешт и Кипчаке не встречается, разве что Голыдаглы в Астрахани, посему можно полагать, что этот род местного происхождения. Я не помню к какому периоду истории каракалпаков это относится, но дед рассказывал такую легенду: "... настал решающий момент, каракалпакам отступать было некуда - или погибнут все, или можно часть народа спасти разделившись. Тогда один аксакал сказал - воины, старики, женщины, дети останемся и будем биться, мы всеравно далеко не уйдем, а всех молодых крепких парней и девушек надо снабдить всем необходимым, дать лучших коней и отправить в разные стороны и кто-то обязательно выживет, народ каракалпакский не умрет. На том и решили...". Если легенда относится именно роду Колдаулы, который до последнего оставался с Айдосом, то мы наблюдаем такую картину - Колдаулинцы сконцентрированы на севере Каракалпакстана в нынешнем Муйнакском, Тахтакупирском районах (в этих же районах, кстати и Кияты с Муйтенами), Кулдовли - в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях РУз, Голыдаглы - в Астраханской области РФ.

Во-вторых, отличительные знаки у Колдаулы отсутствует по причине того, что род входит в состав Арыса Конрат у которого тамга - "П", уран - "Жайылган". Айдос собирал всех под эти отличительные знаки - объединял. Арыс Онторт уру долгое время жил как бы своей жизнью и заботами, потому и у них каждое племя имеет свои отличительные знаки. Но и в Арысе Конрат есть Кияты (уран - "Арухан") и Муйтены (тамга - "Трезубец", уран - "Акшолпан") имеют свои отличительные знаки, возможно были союзниками Айдоса с самого начала. Также есть и другие рода, которые имеют свою собственную тамгу. Также стоит отметить, что эти новообразования видимо сложились после Жанадарьинских событий каракалпаков. Идею присоединения к России отклонил Орунбай бий из племени мангыт, а Айдос предложил присоединиться Хиве, Маман бий - к России и короче, пошла война между биями, то есть, решалась дальнейшая судьба Нижних каракалпаков, уцелевших после джунгарских событий. До 1723 года каракалпаков было очень много, существовала ханская власть из чингизидов, и какая была родоплеменная структура тогда, мне фактически неизвестно.

В-третьих, как уже отметил, Муйтены как бы автономия в составе Арыса Конрат, они не входят в род Колдаулы. Кстати, есть отдельная тема "Муйтены" на форуме "Племена/народы с неясным происхождением". Их отличительный знак найден на стенах древних крепостей Хорезма наравне с другими знаками нынешних каракалпакских племен. По всей вероятности у них длинная история.

Как переводится Кулкикожак - я честно говоря затрудняюсь, возможно из ходжей, вроде бы "осмеянная ходжа" но я не уверен. Есть город Ходжейли, многие расшифровывают как Ходжа Эль (страна ходжи), но это также может быть переведен как "страна-хозяин". Есть мнения некоторых, что в Ходжейли в давние времена мирно сосуществовали четыре Арыса и возможно были независимы от кого-либо.

Что касается принципа деления родов в подроды, то у каракалпаков наблюдается не родственная структура, а союзническая, то есть, Кызылаяк, Кулкикожак, Карасийрак, Шулжуит, Калмак и т.д. (всего 16 подродов) не являются детьми Колдаулы, а некое объединение, во главе которого стоял Колдаулы. Представители рода Колдаулы могут свататься друг другу между подродами, а представители подродов внутри себя уже не могут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сыновей Айдоса по Т. Каипбергенову звали Рза и Туре. Ерназара, того который выдающимся борцом был, он называет племянником Айдос-бия, сыном Мыржыка.

 

Хивинский летописец Баяни, живший в 19 - начале 20 века пишет, что Ерназар Алакоз приходится внуком Айдосу. Баяни тот историк, который восстанавливал утерянные сочинения Муниса и Агехи "Райский сад счастья" в период 1911-1914 годов. Поэтому я со скепсисом отношусь этому источнику, когда его цитируют, так как, сочинение основано на слухах и преданиях, события записывались из уст третьих лиц. Но Баяни подробно описал те события, которые ему известны при его жизни, но от его сочинения выпали события в ханстве с 1856 по 1873 годы и идут лишь в небольших цитатах, в том числе восстания каракалпаков 1855-56 и 1858-59 годов. К слову скажу, что с 1873 года до 80% каракалпакского населения хивинского ханства оказалось в составе Российской империи. Колдаулинцы вместе с другими 20 процентами остались в хивинском ханстве и лишь к 1925 году воссоединились к основной массе, когда образовалась Каракалпакская Автономная область в составе Киргизской АССР.

Таким образом, если у Баяни Ерназар внук Айдоса, то можно полагать, что такие сведения ему дали более осведомленные информаторы, так сказать - по свежим следам. А Т.Каипбергенов мог получить сведения в искаженном виде, ведь вполне допустимо, что колдаулинцы могли скрыть правду от лишних ушей дабы уберечь Ерназара от беды до его совершеннолетия и для кого-то иное происхождение Ерназара Алакоза, наверное осталось правдой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Также стоит отметить, что эти новообразования видимо сложились после Жанадарьинских событий каракалпаков. Идею присоединения к России отклонил Орунбай бий из племени мангыт, а Айдос предложил присоединиться Хиве, Маман бий - к России и короче, пошла война между биями, то есть, решалась дальнейшая судьба Нижних каракалпаков, уцелевших после джунгарских событий. До 1723 года каракалпаков было очень много, существовала ханская власть из чингизидов, и какая была родоплеменная структура тогда, мне фактически неизвестно.

 

 

 

 

Насчет раннего шежире каракалпаков - восстановить уже сложно - жалаиры ушли, мангыты и кенегесы также частями сохранились, частями ушли к другим, сколько еще ушло племен, одному Аллаху известно. И вообще, после разгрома от джунгар каракалпаки разделились на две части - Верхние и Нижние - то есть, по историческим источникам, каракалпаки потеряли как минимум 50%, а по преданиям потеряли до 90% своего населения. От оставшихся 10% во времена противостояния бийев в конце 18-начале 19 века также кто-то ушел. и только после этого установилась нынешняя родоплеменная структура. То есть, объем шежире в течение 18 века по меньшей мере сузился в 10 раз.

 

Конраты считают своим родоначальником Нагадая у которого было 30 сыновей. Но я наткнулся на такое шежире самаркандских каракалпаков - видимо потомков Верхних каракалпаков, которые нынче узбеки:

 

http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=6591   Некий Абатай пишет:

 

Здравствуйте, Нурбол! Я кара-конырат, то есть каракалпак. Мы земляки и соплеменники.

Я тоже из Самарканда. Мой шежире: Кара - Жайыл - Конырат - Тийекли - Айтхожа.

 

 

Кара - я так думаю цветовое обозначение тюрков, Жайыл - по Бердаху Жайыл хан, кстати у конратов уран "Жайылган", только потом идут Конраты, дальше Тийекли, а Айтхожа в составе нынешних каракалпакских Тийекли отсутствует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жайылхан и Сейилхан у нас братья. Жайылхан общий предок нескольких тюркских соседних народов, Сейилхан - предок туркменов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жайылхан и Сейилхан у нас братья. Жайылхан общий предок нескольких тюркских соседних народов, Сейилхан - предок туркменов

 

Тогда тюркское "Кара" (черный) получается имеет более широкое значение. О цветовом различии тюркских племен отмечали ряд ученых и ЕМНИП, в том числе Кляшторный. 

Потом от них выделились потомки Жайылхана, дальше Конраты и т.д. Если я правильно понял шежире (кара-жайыл-конрат-тийекли-айтхожа) указывает на это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Во-вторых, отличительные знаки у Колдаулы отсутствует по причине того, что род входит в состав Арыса Конрат у которого тамга - "П", уран - "Жайылган". Айдос собирал всех под эти отличительные знаки - объединял."

Камал, расскажите пожалуйста подробней о тамга и уране. Тамга это был просто такой символ похожий на русскую букву "П"? У тюрков не было знамен, но он видимо изображался на бунчуках и тд? Подскажите как переводится на русский уран. Как он использовался, это был боевой клич на поле боя по аналогии с русским Ура?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал, расскажите пожалуйста подробней о тамга и уране. Тамга это был просто такой символ похожий на русскую букву "П"? У тюрков не было знамен, но он видимо изображался на бунчуках и тд? Подскажите как переводится на русский уран. Как он использовался, это был боевой клич на поле боя по аналогии с русским Ура?

 

Тамга конратов напоминает букву "П", а в действительности это "босага" (порог/дверь/вход). Айдос объединял всех в Арыс Конрат, видимо "босага" означала вхождение в единый союз, то есть, предложение "войти в дом". Знамена конечно были (родовые), но Айдосу не удалось реализовать все свои планы - сначала противостояния бийев, особенно Арыса Онторт уру под началом Маман бия, потом война с местными аральскими правителями, а позже противостояние против хивинского хана, то есть, он в основном выступал под чужими знаменами и скорее всего не успел выдвинуть свою личную символику. Хотя, не мешало бы еще раз пройтись по Нукусским музеям, особенно по музею Савицкого - очень богатый музей, в последний раз посещал за 10 лет до распада СССР, может быть там есть знамена, а я не обратил внимания. 

"Уран" это боевой клич, у конратов боевой клич "Жайылған" под которым подразумевается Жайылхан - один из значимых предков. Вы конечно не знакомы с разными диалектами каракалпакского языка, колдаулинцы и часть конратов долгое время оставались в составе хивинского ханства, поэтому у них долгое время существовало огузско-кипчакское наречие, мой дед и его сверстники даже в 80-е годы говорили на этом наречии. Здесь буквы "Х", "К" и "Қ" звучат как "Ғ" и "Г".

Ураны играют свою роль перед боем, этим кличем люди идут в бой - это своего рода гипноз, внушает бесстрашие. Человек освобождается от страха что он будет убит, а быть убитым в бою - честь.

"Уран" и "Ура" однокоренные слова, может быть есть какая-та связь. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению я не помню всего что мне рассказывали. Отца Айдоса звали Султан, Т.Каипбергенов пишет как Султангельди. В связи с этим у меня есть сомнения: а если это не имя, а титул - Султан?! Во-первых, во времена Айдоса такое имя не давали, а султанами называли детей правителей. Во-вторых, Айдос в союзе с хивинским ханом пошел против аральских правителей из клана суфидов, хотя сам же был суфидом. В-третьих, братья Айдоса - Бегис и Мыржык защищали интересы аральских правителей и были убиты от рук самого Айдоса. В-четвертых, все это напоминает, что Айдос по праву считал себя наследником престола и его война носила чисто узурпаторский характер. Эти моменты никем не освещены, кем на самом деле был отец Айдоса не понятно. Вообще, содержание исторической поэмы Бердаха "Айдос бий" в советский период было сильно искажено, об этом пишет сам писатель Т.Каипбергенов:

 

А вот дедушка — человек компанейский и сугубо мирской, — напротив, даже оставаясь один, все равно был как бы среди людей. В юности, когда ему было лет 18, он много раз видел Бердаха.

С тех пор и до старости многие стихи поэта помнил наизусть. Особенно любил дастан Бердаха «Айдос-баба» и часто по памяти читал песни из этого дастана. Бий Айдос вообще был его любимым героем, к тому же он доводился предком нашему роду, и поэтому дедушка никогда не звал его Айдос-бием, а только Айдос-баба (то есть дед Айдос). Когда перед войной и особенно сразу после нее начали в народе распространяться и насаждаться мнения, что этот легендарный бий каракалпаков был ставленником Хивы и чуть ли не предателем своего народа, когда эти высказывания проникли в школьные учебники, а издательство опубликовало дастан Бердаха в таком виде, что из него тоже вроде бы следовало, будто Айдос был предателем, дедушка мой страшно возмущался. Он буквально пылал от ярости. Он кричал: «Какой безмозглый обалдуй так перековеркал известный дастан?! Откуда взял он эти подлые слова? Ведь вот же, вот как это звучит! Вот как слышал я эти стихи из уст самого Бердаха!» И читал. Читал наизусть сотни строк. И, слушая, его ровесники — аксакалы нашего аула кивали головами и говорили: «Да, да, ты прав, Хакимнияз».

 

 

Рустам, Ваш дед не упоминал об отце Айдос баба и его предках? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно был ли прототип Жайылхана в Золотой Орде?!

 

"Жайылхан" уран конратов, которые отделились от Золотой орды в середине 14 века, скорее всего нет прототипа, да и зачем конратам имя правителей ненавистной империи, тут возрождение и "Жайылхан" мог быть символом свободы, значит Жайылхан если он реальная личность, то жил задолго до Чингисхана. Это версия. 

 

Жалко, что я не записывал все рассказы. А вообще, у бабушки с дедушкой непосредственно я жил всего один год, а потом лишь изредка навещал. В 6 лет заболел, переехали в другую квартиру, а там я не ужился, не мог спать, перестал есть и пить, уж очень тяжелая аура была в этой квартире, короче, приехала бабушка и забрала меня к себе в деревню в Муйнак. Вот так в течение года, пока родители не подыскали подходящий дом, я нахватался всего, бабушка расказывала сказки, дед - разные истории, а теперь я сижу и пытаюсь отделить быль от сказки. 

 

Меня все же интересует происхождение Айдос бия, не мог же хивинский хан войти в сговор с простолюдином - тут два равных личности нашли друг-друга - одному нужна поддержка, другому нужна чужая кровь для его темных дел, а когда миссия обоих казалась бы была выполнена, эти же двое стали врагами друг-другу, но к сожалению, Айдос всех своих потенциальных союзников к тому времени уже уничтожил. 

В связи с этим не политика ли замешана в объявлении одного из выдающихся предков каракалпаков предателем своего народа?! Ведь, при одном этом слове отпадает все желание изучать подлинную биографию героя и пример тому, происхождение Айдос баба до сих пор никем не рассматривалось, словно он для народа чуждый, негативный элемент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дедушке мне называл предков на 8 поколений назад от него. Самое старое из имен, он назвал Аллиберде, это я помню очень точно, далее назвал трех братьев, детей Аллиберде. Один из братьев Айдос, имена двух других я не запомнил, запись потерял. Так же он сказал, что у одного из братьев Айдоса не было детей и его род прервался, а у второго брата были дети и он наш предок. Вот всё что помню. Далее помню из предков дед называл имя Хосак-батыр, но это уже где то через 3-4 поколения после Айдоса, ну а из последних предков, дедушку звали Генжемурат, его отца Айтмурат (от его имени наша фамилия теперь), его отца Аллике, жену Айтмурата звали Шарипа и её отец был главным муфтием Каракалпакии. Это всё что помню, дальнейший порядок не помню. Очень хотелось бы найти какого то историка в Каракалпакии, который помог бы достоверно восстановить родословную по каким то архивам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дедушке мне называл предков на 8 поколений назад от него. Самое старое из имен, он назвал Аллиберде, это я помню очень точно, далее назвал трех братьев, детей Аллиберде. Один из братьев Айдос, имена двух других я не запомнил, запись потерял. Так же он сказал, что у одного из братьев Айдоса не было детей и его род прервался, а у второго брата были дети и он наш предок. Вот всё что помню. Далее помню из предков дед называл имя Хосак-батыр, но это уже где то через 3-4 поколения после Айдоса, ну а из последних предков, дедушку звали Генжемурат, его отца Айтмурат (от его имени наша фамилия теперь), его отца Аллике, жену Айтмурата звали Шарипа и её отец был главным муфтием Каракалпакии. Это всё что помню, дальнейший порядок не помню. Очень хотелось бы найти какого то историка в Каракалпакии, который помог бы достоверно восстановить родословную по каким то архивам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень хотелось бы найти какого то историка в Каракалпакии, который помог бы достоверно восстановить родословную по каким то архивам.

 

Не думаю, что найдется такой историк, все упирается в политику и за провальное дело никто из ученых-историков не возьмется. Эта тема была "закрыта" еще в советский период, а сейчас сам Бог велел. Любая каракалпакская история выходящая за рамки дозволенного обречена на провал, за нас нашу "историю" уже написали.

Знаю, все что я пишу на форумах, другими юзерами воспринимаются как мои личные фантазии, хотя буквально лет 25 назад.многие нынешние независимые народы сами-то толком незнали о своей подлинной истории, но сейчас у всех есть большие возможности исследовать, узнать, открыть для себя те белые страницы из своей собственной истории, только мы все еще лишены этого. Я хоть и не ахти какой ученый, но пытаюсь озвучивать те сведения из истории своего народа, которыми владею. Провокатров много, считаю, что это не от какого-либо злого умысла, а людям просто-напросто абсолютно непонятна история нашего народа. Как же, ведь едва ли дотягиваем до миллиона (официально 650 тысяч), а предки успевали наследить в разных регионах Евразии - Волга. Урал, Сырдарья. даже Сибирь и Фергана, Кавказ и Днепр.., как писал Сабыр Камалов - как объять необътное?! Ну, было бы нас 40 млн или хотя бы 15 млн (как наши близкие соседи), то как-то можно было бы понять...

 

Извини за такое лирическое отступление, думаю, на историков не стоит полагаться, по крайней мере не сейчас. Надо бы с народом пообщаться, а как это сделать - эммигрантов волнует только политика, простых каракалпаков на форумах еще ни разу не встречал. Есть каракалпакские сайты с девизом "за мир и дружбу со всеми", они ведут мирные беседы о традициях, культуре и искусстве народов. Вот, если бы через них постараться выйти на разговорчивых стариков из рода Колдаулы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты же не эмигрант, по крайней мере внутри СССР твоя родня жила тогда. Я имею ввиду нынешних переселенцев-эмигрантов, у каждого общий мотив, я сам такой но не особо проявляю здесь.

Лучше конечно съездить когда есть возможность. Мои дети кто-где. один вообще за пределами бывшего СССР, с родителями прямой связи нет. Со своей стороны помог бы тебе, но пока не могу кого бы посоветовать в сопровождение, да и незнаю войдут ли в контакт со мной. Я подумаю еще, если от меня помощь потребуется, друзей было полно.

 

П.С. Если есть родственники, то лучше было бы чтоб они сначала поспрашивали, нашли архивы, чтоб можно было ехать уже в определенные точки. Колдаулинцы в основном в Муйнаке, нукусские сами уже приезжие, моему отцу уже за 80 и не уверен, что он как-то осведомлен. Но в любом случае колдаулинская цепочка может дать шансы на успех в этом благородном деле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Долго искал когда-то прочитанное.

Сабыр Камалов также всесторонне рассматривал деятельность Айдоса, перелистал кучу архивов, записывал устные сведения информаторов, сравнивал. Естественно, как ученый он придал значение тем скудным письменным источникам, которые более или менее имелись в хивинских хрониках (ученые братья требуют факты). Но все же, оставляя устные предания за кадром, он также оставил под вопросом достоверность письменных источников (на своих многочисленных черневиках). Если эти черневики сохранились, то хорошо было бы ознакомиться.

 

http://old.eu.spb.ru/reset/files/Djumashev.pdf

 

А.Джумашев

Для сопоставительного анализа с другими работами по устной истории, которые использовал П.Томпсон, я выбрал монографию С.К.Камалова6 , опубликованную в 1968 году. Сразу оговорюсь, что эта монография не может 1 быть использована как работа по устной истории, так как она написана на основе многочисленных архивных документов и опубликованных материалов.

Может возникнуть вопрос о том, почему выбор пал именно на эту работу? Во введении к своей книге автор подробно описывает комплекс материалов, которые были собраны им в архивных и библиотечных хранилищах (Москвы, Ленинграда, Оренбурга, Алма-Аты, Ташкента и Нукуса) 7 в процессе работы над монографией. Далее автор пишет, что в основу «исследования, кроме литературных и архивных источников, положены полевые историко-этнографические материалы, собранные Каракалпакским отрядом Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии наук СССР в период с 1945 по 1950 гг.» 8 . Автор сам принимал участие в работе данной экспедиции, начиная с 1948 г. С 1950 по 1966 годы он провел самостоятельное историко-этнографическое исследование в северных районах Каракалпакстана. Кроме того, в монографии были использованы полевые историко-этнографические, диалектологические, фольклорные материалы, собранные сотрудниками Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук УзССР в течение 1956-1966 гг., которые в данное время хранятся в библиотеке вышеуказанной организации. Еще П.Томпсон в своей книге говорил о том, что «записанные устные свидетельства могут, да и должны использоваться отдельными учеными в библиотеках точно так же, как и любой тип документальных источников»9 .

Ян Вансина полагал, что «идеальный информатор – это человек, живущий привычной жизнью, пожилой или старый, который пересказывает предания без особых колебаний, понимает их содержание» 12. Ссылаясь на рассказы информаторов-долгожителей, С.К.Камалов использовал для сопоставления архивные документы, дневники миссионеров царской России и материалы архива хивинских ханов по тем или иным событиям, которые были рассмотрены в монографии.

 

Я хочу привести один эпизод из этой монографии, где описывается восстание каракалпаков 1827 г. против хивинского хана. С.К.Камалов пишет, что «по рассказам стариков-информаторов, Айдос13 отправил отряд повстанцев в Кунград не столько с целью его захвата, сколько для того, чтобы убить своего личного врага – правителя Кунграда, хивинского сановника. Кроме того, Айдос рассчитывал угнать лошадей и крупный рогатый скот кунградцев в свою крепость, чтобы потом эти табуны и стада подарить своему новому покровителю – кокандскому хану» 14. Несколько слов про Айдоса: он был неординарной личностью. По материалам хивинских хроник, Айдос добровольно принимает подданство Хивинского хана, за это он был «пожалован должностью бия, после чего, благодаря всемилостивой поддержке, стал правителем всего каракалпакского народа» 15. У Айдоса было два брата: старший Бегис и младший Мыржык. Оба были на стороне противников хивинского хана. Хивинский хан все 3 время уговаривал Айдоса избавиться от братьев, говоря ему: «Если ты убьешь их, то я сделаю тебя ханом над всеми каракалпаками». В народных преданиях говориться, что «стремясь к власти, Айдос убил своих братьев» 16. В хивинских хрониках эти события также получили свое отражение: «после того как в начале июня 1810 г. был захвачен в плен Бегис, Айдос-бий, умертвив его, направился в столицу и, явившись ко двору, был удостоен ханских милостей, соответствующих его заслугам»17. В устных преданиях рассказчики отзываются положительно об этих двух братьях. Их называют батырами, которые боролись против хана, чтобы не платить ему налоги18. Сам Айдос обычно описывается с презрением из-за того, что убил их. Сведения о событиях 1827 года, автор находит в материалах хивинских хроник, где было сказано, что «закрепившись на Сары-атау, 29 июля 1827 г. Айдос послал для захвата Кунграда 300 всадников во главе со своими сыновьями Рза и Торе. Однако осада Кунграда окончилась неудачей: большинство воинов Айдоса было перебито, остальные бежали к морю, где был настигнут и убит Рза. Второй сын Айдоса, Торе, был взят в плен и отправлен в оковах в Хиву»19. Согласно этим хроникам, «Айдос, узнав от прибывших к нему остатков уничтоженного под крепостью Кунград отряда о поражении, совершенно растерялся и со своими приверженцами и сородичами покинул Сары-атау, где не мог более оставаться, и двинулся в сторону Коканда» 20 . «Хивинский карательный отряд, направленный для подавления восстания, был организован 27 июля 1827 г. И 29 июля он находился в окрестностях Ходжейли, а затем действительно был отвлечен нападением на Кунград отрядов Рза и Торе» 21. Об этих событиях в народных преданиях, которые были записаны и приведены С.К.Камаловым, сказано, что «отряд во главе с Рза и Торе должен был отвлечь внимание хивинцев на Кунград, – рассказывал информатор Ернияз Пирниязов. – В это время восставшие должны были оставить свою 4 крепость и перекочевать в сторону Коканда. Отряд же, захватив лошадей и скот кунградцев, должен был с этой добычей присоединиться к Айдосу по дороге к Коканду. Поэтому Айдос, хотя и слышал, что отряд перебит, но, не веря этому, не разрешил уничтожить колодцы на пути уходивших каракалпаков, говоря: «мой Рза сюда приедет, мой Торе приедет». Он даже остановил повстанцев в местности Чирик-рабат, решив дождаться здесь своих сыновей, но вместо них его догнали хивинцы» 22. Далее, С.К.Камалов пишет, что «хивинские войска догнали Айдоса близ Чирик-рабата и предложили ему сдаться, но он отказался и завязался бой. Хивинцы ворвались в лагерь восставших, всех перебили и захватили их имущество; Айдоса взяли в плен и отсекли ему голову. Из восставших только трое спаслись бегством, хивинцы же потеряли всего двух человек. Так сообщают официальные хроники» 23. Автор монографии записал рассказы стариков каракалпаков об этом событии, которые звучали иначе, чем сообщали хроники хивинских ханов. «Хивинцы, догнав Айдоса на Чирик-рабате, вручили ему письмо с печатью хана, где говорилось о том, что хан прощает ему все проступки, разрешает приехать обратно и занять свое прежнее положение. Учитывая, что Айдос был глубоко верующим человеком, хан вписал письмо в Коран. Айдос, прочитав письмо, поверил и не разрешил своим людям сопротивляться хивинцам. Его батыры Арзы и Адил настойчиво просили разрешения вступить в бой с хивинцами, убеждая, что разгромят их, хотя тех и много, но Айдос не разрешил. Хивинцы пригласили Айдоса с батырами в свой лагерь, чтобы они торжественно поклялись и получили подарки, присланные ханом, но предупредили их, чтобы они пришли без оружия; если же придут с оружием, то их покорности не поверят. Все батыры Айдоса советовали ему не идти в лагерь врагов, пытались убедить, что эти хивинцы опять обманут, а если уж идти, то с оружием. Однако Айдос приказал своим батырам оставить оружие и идти за ним, говоря, что он никогда никакого зла хану не делал и 5 поэтому хивинцы никакого вреда им не причинят. Как только Айдос и его батыры, оставив оружие, вступили в лагерь противника, хивинцы окружили их и уничтожили. Айдосу отсекли голову. Некоторые батыры, хотя и были безоружными, успели убить несколько хивинцев» 24.

 

Дальше С.К.Камалов делает вывод, что «во время полевых работ в 1948-1966 гг. при сборе фольклорных материалов о восстании 1827 г. мы слышали и записали от информаторов один и тот же вариант сообщения о разгроме хивинцами восставших каракалпаков в Чирик-рабате, совпадающий с приведенными выше» 25. Утверждение П.Томпсона о том, что «легенды варьируются в соответствии с изменившимися социальными потребностями рассказчиков и слушателей, но сохраняют достаточную преемственность, чтобы можно было выделить первоначальные элементы путем сравнения различных версий» 26, было использовано С.К.Камаловым, хотя оно ему не было известно. «Это народное предание кажется нам более правдоподобным, – пишет С.К.Камалов, – чем сообщения хивинских хроник. Наши соображения подтверждаются многими фактами. Во-первых, если события и происходили действительно так, как говориться в предании, то хивинские историки все же не писали бы правды: она унизила бы престиж «победоносного» войска хана. Во-вторых, если обе стороны сражались, как пишется в хронике, то потери со стороны хивинцев должны были быть более двух человек»27. Когда П.Томпсон отвечал на вопрос о достижениях устной истории, он разделил их на три части. В данном примере очевидна вторая часть, где сказано, что «даже там, где архивные материалы наличествуют, устные источники позволяют их существенно скорректировать» 28. Историки того периода Мунис и Агехи являлись авторами хивинских хроник, и в составлении этих хроник хивинские ханы принимали непосредственное участие. Описывая отношение Вольтера к архивным документам, П.Томпсон писал, что «в личной оценке монархом своего царствования, и в подборе документов, сохраненных и даже отобранных 6 царскими властями, могут быть искажения»29. На мой взгляд, подтверждением этому может служить объяснения сделанные С.К.Камаловым в своей монографии по поводу разногласия между архивными документами и устными преданиями в освещении Чирик- рабатских событий.

 

Уместно также вспомнить высказывание П.Томпсона о том, что «устная история – это история, построенная вокруг людей» 30, и что «устная история бросает вызов общепризнанным историческим мифам, авторитарности суждений, заложенной в научной традиции. Она способствует радикальному преобразованию социального смысла истории».

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятнее всего род Колдаулы и тем более его подрод Кызылаяк происходит от огузского объединения племен. По крайней мере в данной статье такие выводы напрашиваются.

 

http://suyun.info/userfiles/bulletin/2015-9/Kiniks_2_14102015_9[1_2]_BEHPS_2_October_2015_9.pdf

 

В обоих вышеприведённых тестах, у башкирских боро-сальютов совпаденцами являются каракалпакские колдаулы[3]. Сам этноним ‘колдаулы’ вряд ли является производным от имени человека, т.к. помимо каракалпаков, он известен также у узбеков под названием кулдовли, и у туркмен в форме — голыдаглы. У астраханских ногаев известен топоним — Голыдаглы, указывающий на расселение клана голыдаглы в данном регионе, что перекликается с башкирскими преданиями, согласно которым предки башкирских сальютов и катаев расселялись недалеко от Кавказа[4].

Интересны и особенности диалектов башкирских сальютов и каракалпакских колдаулы. Разговорный язык сальютов составляет самостоятельный салзегутский (или синара- карабулакский) говор северо-восточного диалекта. Особенностью его фонетической системы является упо- требление звука h вместо ҙ и д в любых позициях: kahтap ? гусиг вместо каҙтар; kыhыл ‘красный’ вместо kыҙыл; тоh ? соль' вместо тоҙ[5], kыhtaр ‘девушки’ вместо kыҙҙар, оһон ‘длинный’ вместо оҙон. Язык же каракалпакских колдаулы отличается от диалектов других каракалпаков тем, что звуки ‘x’, ‘k’ и ‘к’ у каракалпаков-колдаулы звучат как ‘ғ’ и ‘г’. Помимо этнонима ‘колдаулы’ широка география распространения и самого этнонима ‘сальют’. У башкир сальюты именуются ‘hальот’, у тех же каракалпакских БЭИП «Суюн»; Том.2, Октябрь 2015, №9 [1,2]; ISSN:2410-1788 932 колдаулы они известны под названием шулжуут[6], у турков Анатолии — сельджук, у тувинцев — салчак, у ногайцев — джулджут-джилджиут, а у средневековых монголов — салджиут и салчжот[7]. Топонимы Сиджеут, Саджеут зафиксированы к западу от Азовского моря и в Крыму[8]...

В свою очередь названия: сельджук[9], салджиут[10], сальют- хальот, салчжот, салчак, шулжуут, сиджеут и др. — являются производными вариантами этнонима ‘салджи’, образованного от имени человека — Салджи[11], упоминаемого согласно Рашид-ад-Дину в качестве среднего сына Алан-Гоа[12]. Позднее над кланом салджи, согласно Абул-Гази был назначен управлять представитель царственного дома огузов[13], получивший своё имя Сельджук, по причине того, что он управлял народом салджи. Имя этого принца — ‘Сельджук’ значило — ‘к салджи принадлежащий (т.е. над салджи поставленный управлять властитель)’. В дальнейшем за потомками Сельджука — Тогрул-беком, Алп- Арсланом, Санджаром и Меликшахом закрепилось и название их династии — Сельджукиды, названной так по имени родоначальника этого клана — Сельджука. О предке самого Сельджука у Абул-Гази сказано, что он был потомком Афрасиаба[14]. Из этого перекликающегося с Авестой отрывка становится ясно, что Сельджук, получивший своё имя по управляемому им народу салджи — был наследником туранских богатырей, которые в эпоху средневековья у степной аристократии, представлены были в частности принцами царственного дома Ашина[15].

Имеются и параллели в тамгах башкирских сальютов и каракалпакских колдаулы. Если у сальютов это тамга ук-йэйэ (стрела и лук), то у колдаулы одна из исходных вариаций кунской[20] тамги — капка (ворота) . Тогда как тамга кыныков — ук-елан[21] (стрела-змея) является вторым исходным протототипом в тамге башкирских сальютов — ук-йэйэ (стрела и лук). В таком случае тамга ук- йэйэ — является комбинацией двух исходных тамг — кунская капка (ворота) и бороская — ук (стрела). В итоге тамга ук-йэйэ (стрела и лук) означало союз двух кланов — народа боро и кунов-туранцев, образовавших единый народ — кыныков-салджи (славных[22]). Историческими данными это потверждается тем, что правящая элита народа салджи — были представителями царственного дома огузов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...