Jump to content
АксКерБорж

Поминки (ас) и пиры (той) у татар Чингизхана 12-13 вв. и у казахских п

Recommended Posts

Поминки (ас) и пиры (той) у татар Чингизхана 12-13 вв. и у казахских племен 18-19 вв. - пышность и великолепие:

 

 

 

Свадебные пиры (той) и поминки по умершим (ас) у казахов проводились с особым размахом и богатством. Истории известны некоторые подробности таких мероприятий из записок русских этнографов и путешественников (для примера приведу случаи из разных регионов степи):

 

 

Западный Казахстан, Кіші жүз:

 

В 1803 году на поминках Сырым батыра Датулы было заколото на мясо 2 500 овец, 200 лошадей, испито гостями 1 000 бурдюков (саба) или 5 000 ведер кумыса.

 

На поминках Карибая из племени шөмекей (чжамуке) согласно данным И.В.Аничкова было заколото 200 овец, 40 лошадей, израсходовано 200 пудов риса, испито 200 сабов кумыса.

 

В 1860 году на поминках Ердена Сандыбайулы у одноименного озера "Ерденкөл" было изготовлено и поставлено 500 новых юрт для гостей, завалено на мясо 200 овец, 160 лошадей. В устроенных конных скачках участвовало 100 лошадей (прим: на поминках казахи как правило, устраивали состязания - конные скачки "bäyge", борьбу и прочее). Всего было проведено трое поминок в честь Ерден бая, на все про все израсходовано 600 овец, 1 860 лошадей, 1 000 бурдюков или 5 000 ведер кумыса.

 

В 1860 году у озера Қаракөл Куламбаевым из племени жаппас даны поминки в честь отца. По сведению В.Плотникова было израсходовано: 600 пудов мяса или по 5 фунтов на человека, 50 пудов сарацинского или сорочинского пшена (риса то есть), 150 бурдюков кумыса по 10 ведер в каждом, 25 фунтов чая, 8 пудов сахара, кроме того только для обслуги из соседнего аула в количестве 400 человек 20 овец, 8 лошадей, 8 пудов риса, 4 фунта чая и 2 головы сахара.

 

В 1861 году на поминках в честь Байдаулета  Кулбекулы в качестве главного приза на конных скачках были заявлены 100 голов лошадей, 100 овец, 10 верблюдов и 1 свежеизготовленная белая юрта для молодоженов (ақ отау).

 

В 1874 году на поминках сыну Куата было завалено 300 овец, 500 лошадей, установлено 700 новых белых юрт для гостей.

 

Особенно богатыми оказались поминки Сагыная, которые можно назвать сравнимыми с расходами на постройку самого мавзолея Тадж-Махал. :) Было поставлено 500 новых белых юрт, в которые было развешано 500 ковров из Бухары, 5 тонн чая, привезена новая посуда из Ташкента и Казани, закуплено и застилано в юртах для гостей 10 000 подушек и ковров, в качестве подарков для почитаемых гостей (киит) было приобретено 500 бухарских халатов (шапан) и 500 сибирских пушнин и шкур, заколото на мясо 20 000 овец, 1 000 лошадей, 500 джигитов верхом на лошадях развозили гостям чаши (табак) с мясом и 300 девушек накрывали угощения (дастаркан). В скачках (байге) участвовало 500 рысаков. Говорят, что знаменитый скакун Акана умер на этой скачке.

 

М.Леваневский в своих записках описывает поминки Жусупа Жолаева, проходившие в середине 19 века на берегу реки Иргиз. Конные скачки (байге) проводились на расстояние в 100 км., было объявлено 9 призов (АКБ: везде священная у тюрков и казахов число "9"...) - для первого места 500 овец, 100 верблюдов, 40 лошадей, 90 бобров и 1 девочка-сирота, невольница (күң).

 

Об обычае в качестве приза в конных скачках, в числе других подарков и скота, присуждать невольниц отмечено и в трудах И.Аничкова, Ы.Алтынсарина, І.Жансугурова (70-ые гг. 19 века).

 

 

Сарыарка, Орта жүз:

 

В 1894 году на поминках Жаманбала Курманова в местность Корык (курук) на берегу реки Нура были приглашены гости из Каркаралинского, Павлодарского и Акмолинского уездов. Было зарезано 160 овец, 100 лошадей, были закуплены мешки сахара и чая, испечено десятки мешков баурсаков.

 

В Баянауле на поминках Мусы Шорманова было заколото 300 овец, 200 лошадей, выпито 20 000 ведер кумыса и для гостей закуплена масса чая, баурсаков, лепешек, изюма, кураги и других угощений, приготовлен плов (палау). По словам Д.Путинцева, все это легло не на расходы сыновей умершего, а стало помощью от богатых казахов.

 

Например, казахи говорят "Қазақ жұртында Өскенбайдың асындай ас болмады", что означает "Не было у казахов поминок, сравнимых с поминками Оскенбая".

В связи с чем привожу свой перевод из Собрания сочинений М.Ж.Көпейұлы (Қазақ тарихы шығармалары. Т.7, С.152-153):

"... В народе говорят, что для проведения поминок по случаю смерти отца Оскенбая, Кунанбай из рода Тобықты (АКБ: отец великого Абая из Аргынского племени Тобыкты) специально прикочевал в Каркаралинские горы, где и провел поминки среди густого соснового бора. Говорят, что для тех, кто приехал участвовать в «жаназа» (АКБ: главная молитва перед погребением, своего рода проводы души умершего в иной мир) было поставлено 70 юрт. Говорят, что в юртах было все что нужно и все необходимое. Говорят, что у каждой юрты даже уголь для самоваров был припасен. Говорят, что «жайнамаз садақасы» (АКБ: пожертвование при чтении сур "дұға") было роздано каждому участвовавшему в нем. Говорят, что кроме скота, предназначенного для общего забоя, мулле, который совершил «жаназа шығару» были выданы 4 верблюда. Говорят, что не было использовано и пропало неисчислимое количество внутренностей от забитого скота (АКБ: хотя это своего рода деликатес в обычные дни). Говорят, что возле очагов, на которых были установлены казаны, было запрещено чистить и мыть внутренности. Говорят также, что возле каждого очага были выставлены меткие стрелки, которым было велено пристреливать любую приближавшуюся к очагу собаку. Говорят, что сколько бы не участвовало лошадей в байге, призы были выданы (выплачены) даже за лошадь, пришедшей последней, т.к. со слов Кунанбая: «Пусть душу моего отца даже не обременят не выданные награды за байгу «Ат тері» (букв: конский пот)."

 

Яркий этнограф Ибрагимов Ш.М. (Очерки быта казахов. Этнографические очерки киргизского народа) в качестве очевидца подробнейшим образом описывает поминки одного богатого казаха по имени Шалдык в Западно-сибирской степи (АКБ: наши края), состоявшиеся в июне 1869 года, лишь некоторые цитаты:
- Пока старшие занимались разговорами, молодежь удалилась в другую кибитку, где начались свои забавы: аульные молодые женщины и девицы стали задавать прибывшим гостям загадки и отгадавших награждали звонкими поцелуями.
- Потом начались песни.
- Отправились в другую кибитку, где, как нам сообщили, происходило, среди громадной толпы зрителей, состязание двух певцов (АКБ: аккомпонирующих себе на домбре), старавшихся превзойти друг друга ловкостью, умением и красноречием.
- На другой день, мы пошли смотреть борцов.
- На следующий, назначена была скачка лошадей.
(АКБ: никакого упоминания о мужских танцульках нет и в помине, это для АрстанОмара, если что )

 

 

Монголия, Баян-Ульгий:

 

Когда умер Ултарак бай поминки (ас) были даны по истечении 3-х лет со дня смерти. Это происходило в 1909 году в аймаке Баян-Ульгий в сомоне Дайын в местности Жаланаш, Тастыбулак. К месту поминок было согнано 2 000 лошадей. Стали накидывать аркан с петлей на конце для поимки лошадей (шалма) и валить всех подряд лошадей. Старики стали возмущаться, что мол среди табуна есть иноходцы и рысаки (жорга и рысаки), мол зачем их то резать, режьте избирательно. Но Дутбай зянги с сыновьями воспротивились, мол если они не пойдут на пользу умершему, чьей собственность они и являются, то кому они еще предназначены. На поминках участвовали казахи Алтая, Кобды, Чуи (Косагаша), а именно, 9-тамговые Найманы и 12-племенные Абак-Кереи. Были поставлены новые белоснежные юрты, в которых гости расположились отдельно по родам и коленам. Ежедневно закалывалось по 40 лошадей и по большому количеству овец. Поминки растянулись на неделю, в конных скачках участвовало 500 лошадей, по древней казахской традиции хозяину лошади, пришедшей первой (занявшей первое место), был вручен приз в виде 9 слитков серебра (жамбы), а хозяину лошади, пришедшей последней, по обычаю было присвоено звание "көк бұқа" или "көк өгiз" (сивый бык) и вручен приз из 9 быков.

 

На поминках Бурулбая Мойынбайулы было поставлено 200 новых белых юрт, установлен "тайказан" (громадный котел для варки мяса) , поминки тянулись 10 дней, было съедено 200 овец, 80 лошадей, было привязано для дойки и изготовления кумыса 300 кобылиц.

 

 

 

Истории также известные грандиозные поминки в честь знаменитых личностей, сохранившихся в памяти народа и превратившиеся в легенды: "Абылай ханның асы" (поминки Аблай хана), "Өскенбайдың асы" (поминки деда Абая Кунанбаева, см: выше), "Қанжығалы Шауыпкел батырдың асы" (поминки канжыгалинского батыра Шауыпкеля), "Керей Сағынайдың асы" (поминки керея Сагыная), "Дулат Сыпатай батырдың асы" (поминки дуглатского батыра Субэдэя) и другие.

 

Наличие вот таких традиций яркий признак почитания казахами духов своих предков, признак гостеприимства, щедрости, широкой души и взаимопомощи казахского народа, который усилиями всего народа (племен и родов), а не в узкой среде одной семьи или аула, проводил значимые мероприятия, такие как "ас" (поминки по году или позже) и "той" (свадебные пиршества), при этом многочисленный скот, кумыс, изготовление большого количества новых юрт и всепоможение другими ценностями осуществлялось гостями, съезжающимися со всех концов степи, из других племен и родов.

 

Link to comment
Share on other sites

Западный Казахстан, Кіші жүз:

 

И.А.Кастанье “Надгробные сооружения киргизских степей”. Оренбург, 1911 г.:

 

“Собралось на поминальный пир до 12 000 человек... Пришли поесть и повеселиться, а главное - принять участие в скачках. Сын достойно почтил память отца. Он сам только лишь на одну еду истратил из отцовской кубышки четыреста рублей денег да зарезал двух кобыл и для плова привез четыре батмана риса... Влиятельные близкие родственники выставили сто юрт, и от каждой юрты по барану, а родовичи расставили двести кибиток. Четыре дня поминали покойного, проводя время то на его могиле в молитве, то за едой. В промежутках выезжали на соколиную охоту и устраивали пробные скачки”

Link to comment
Share on other sites

А теперь свидетельства из древности:

 

"Огуз-наме":

 

"По случаю благополучного возвращения в родной юрт Огуз приказал ради такого праздника зарезать 90 тысяч баранов900 жеребят и, задав большой пир, он воздвиг золотой дом (шатер, юрту)"

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

В теме указаны некие татары Чингис-хана (те которых он вырезал?), в сообщениях о них ни слова.

Link to comment
Share on other sites

Юмор понял. Действительно упущение.  :)

 

При открытии темы я имел в виду свидетельства китайских путешественников об улусе керейтов, когда они отметили аналогичные пиры с тысячами юрт, мяса и кумыса путем такого же вспоможения улусными гостями. Надо привести эти данные.

Link to comment
Share on other sites

Юмор понял. Действительно упущение. :)

При открытии темы я имел в виду свидетельства китайских путешественников об улусе керейтов, когда они отметили аналогичные пиры с тысячами юрт, мяса и кумыса путем такого же вспоможения улусными гостями. Надо привести эти данные.

Амыр, АКБ! Мы не можем хвалится такими размахами, но все это до сих пор соблюдаем. Те времена мы и монголы были основном бедны, про это господин каррутерс писал, ибо ламаизм привитый китайцами нас довел до бедства.
  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Еще данные:

 

Собе­седники А. И. Левшина (Описание киркиз-казачьих..., СПб) помнили, что поминки батыра Срыма, возглавившего в конце XVIII в. движение про­тив царской администрации, "стоили наследникам и родным более 2500 овец, до 2000 лошадей, до 500 ве­дер кумыса, несколько кибиток, панцирей и множества других вещей, розданных отличнейшим наездникам, стрелкам и борцам."

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...