Перейти к содержанию
Haze

Жагалбайлы

Рекомендуемые сообщения

1 минуту назад, Джагалбайлы сказал:

Ах, да! Забыл сказать это будем бомба! 😁

Жду с нетерпением😄

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из "Изустная история казахов Акселеу Сейдимбек" Райхан Алдабергенова:

Цитата

БАЙ ДУЙСЕН. Среди жагалбайлы, в родовом объединении (ата) маликжан жил бай по имени Дуйсен. Среди представителей Младшего жуза, кочевавших между рек Сарысу и Шу, не было человека богаче, чем он. Чуть выше местности Жидели, что находится в Голодной степи (Бетпакдала), есть земля, которая называется Пишпежон. Сюда весной прикочевывал бай Дуйсен и после нескольких дней отдыха по его велению работники принимались за холощение двух-трехлетних жеребцов. Каждую весну содержали они здесь 200-300 оскопленных коней, и только к середине лета их выгоняли на летние пастбища-жайляу. Это место по сей день так и называется Пишпежон (пишпе-холостить, жон – плоскогорье, вовышенность – прим. переводчика). Немного далее есть другое место, которое называется «Колодец Дуйсена». Здесь верблюды и табуны Дуйсена могли напиться вволю воды. Молва гласит, что стоило верблюдам и коням Дуйсена побыть на водопое пару дней, как вода в колодце ополовинивалась. Работники Дуйсена также ни в чем не знали нужды. Говорят, Дуйсен, как и своим родственникам, выделял им свою долю. Дуйсен был весьма уважаемым в народе человеком, у него было шестеро сыновей. Когда он состарился, вызвал к себе всех своих детей, жен и сообщил им: «Сегодня я собираюсь отдать душу Аллаху. Кто из вас решится лизнуть мою ладонь?» Никому из домочадцев не хотелось лизать ладонь старого человека. Тогда Дуйсен посмотрел на своих невесток. Но и они, как видно, не изъявили никакого желания. Огорченный таким поведением своих сыновей и невесток, он раскрывает ладони и говорит своей байбише (старшей жене): «Положи мне сюда золу».  Жена кладет ему в ладони горсть пепла, которую бай скомкав, бросает в огонь. Языки пламени, взметнувшись вверх голубым сполохом, поднимаются до самого шанырака. «Вот так богатство, заработанное трудом, улетает вместе с пеплом, - сказал печальным голосом Дуйсен, затем, приказал своей байбише, - открой крышку большого черного саба; (саба – бурдюк для приготовления и хранения кумыса – прим. переводчика) и хорошенько взболтай». Байбише, видимо, не очень понравилось такое указание. Она нехотя встала с места и только принялась взбалтывать кумыс мутовкой, как из саба выпорхнул серый чирок и вылетел в открытый шанырак. «Посмотрите, в какую сторону полетела утка»? – сказал Дуйсен, уныло озирая своих детей. Один из сыновей выбежал наружу, затем вернувшись, сообщил: «На запад полетела».  На что Дуйсен: «Это хорошо… Эта утка была моей удачей. Если бы она полетела на восток, попала бы прямиком в алсай Жайма. К счастью, она полетела на запад. Значит, днем отдохнет у Мама; батыра и полетит дальше погостить к Жундыбаю. Слава Богу, что это недалеко от нас! – облегченно вздохнул он.    Как сказал, так и вышло. Одинокому бобылю Мама; батыру нежданно улыбнулись счастье и богатство, у него появилось много скота. У Мама; родился сын Байкотан, от него - Аргынбай би, от него - Оксикбай би. И Аргынбай, и Оксикбай были известными во всех трех жузах людьми. А Жундыбай из рода алшын, у которого также погостил серый чирок, оправдывая сказанные баем Дуйсеном слова, и вправду стал богатым человеком. У Жундыбая родились три сына – Отыншы, Ольке и Макан. Отыншы был очень крупным баем, а Ольке, благодаря своей душевной щедрости превратился в легенду, Макан стал борцом и силачом, чьи лопатки ни разу не коснулись земли. Их потомки в наши дни живут в Сарысуском районе Жамбылской области (сведениями поделился известный писатель Пернебай Дуйсенбин (1943), Жамбылская область, Сарысуский район, аул Жайылма; Пернебаю Дюйсенбину эти факты сообщил писатель Дулат Шалкарбаев (1923), Жамбылская область, Сарысуский район).

МЫНЖАСАР БАТЫР ИЗ РОДА ЖАГАЛБАЙЛЫ. Среди народа широко распространены истории о Мынжасар батыре из рода жагалбайлы, который принимал активное участие в освободительном движении во главе с Кенесары ханом и султаном Наурызбаем. Однажды Кенесары и Наурызбай прибыли к берегам реки Сарысу, где обитали племена Младшего жуза, собрали на совет местных биев и батыров, чтобы отправить в Коканд посланников. Целью было поднять Кокандское ханство против русского царя. Бии, посовещавшись, соглашаются с таким решением. Собирают послов из двенадцати человек во главе с Саржаном торе (чингизид). Одним из двенадцати посланников стал Мынжасар батыр. Пока обсуждали дело и приходили к соглашению, Кенесары, глянув на Мынжасар батыра, восхитился его высокими помыслами и спросил: «Есть ли у тебя ко мне какая-нибудь просьба?» Мынжасар, поднявшись с места, ответил: «Я – человек вольный и язык мой не привык к ограничениям, дай мне возможность говорить с ними свободно, мой повелитель»! «Пусть будет по-твоему, батыр»! – согласился Кенесары. Словом, Кокандский хан встретил послов во главе с Саржан торе с большим почетом. В ночь перед принятием соглашения, Наурызбай и Мынжасар нашли способ переночевать отдельно от всех, в другом доме. А подлые кокандские беки в ту ночь вырезали Саржана торе со всеми его джигитами. Затем они пришли и напали на Наурызбая с Мынжасаром. Мынжасар, имевший могучее телосложение, семь дней и ночей сражаясь с кокандскими наемниками, убивает их всех, спасает Наурызбая и сбегает вместе с ним. Кенесары сильно переживает по поводу случившегося вероломства. На следующий год устроили ас (поминки) по случаю годовщины смерти Саржана торе. Во время этого аса Кенесары, повернувшись, посмотрел благодарными глазами на Мынжасар батыра и сказал: «Наурызбай для меня и младший брат, и сын, ты доставил его ко мне целым и невредимым. Понял ли ты смысл сказанного мною? Байбише нашего отца Касыма сама выбрала и женила мужа на матери Наурызбая. Как только Наурызбай появился на свет, его мать умерла после родов. Новорожденного забрала к себе и приложила к груди наша мать, байбише Кунымжан. Понимаешь, так она потянулась к этому младенцу, что из ее груди вдруг обильно потекло молоко. Беспомощный кричащий комочек она сумела тут же насытить молозивом и успокоить, а затем вырастила, вскормив его грудью. Наурызбай очень нужен мне. Он есть мое копье, на которое я могу опереться, он есть мой меч, который я могу повесить на плечо, он есть то, что придает мне силы и решительность. Ты подарил мне моего Наурызбая. Как отблагодарить тебя? Весь этот бренный мир не стоит того подарка, который я должен сделать тебе. Разве что только ради настроения даю тебе трех жеребцов с косяками кобылиц. «Нет, - покачал головой Мынжасар батыр, - мой хан, я ведь даже не женат. Ищу невесту. Как найду, лучше ты мне сосватай ее». «Дело говоришь, батыр! Выбирай девушку, а я выполню твое пожелание»! – довольным голосом пообещал хан. В последующие дни Кенесары с Наурызбаем собрались ехать на земли родов тинали и темеш, чьи кочевья располагались по берегам рек Нура и Куланотпес, чтобы собрать войско и двинуться в сторону Улытау. Прибыв на место, в беседе с самым влиятельным среди местных родов Кейкиль бием, они просят помощи для борьбы с русским царем. Кейкиль би обещает выделить отряд своих джигитов. Позже, когда Кенесары и Наурызбай устроили в Улытау большой совет, на нем отряд Кейкиль бия так и не появился. Обеспокоенный Кенесары для выяснения причины отправляет к Кейкиль бию двести своих сарбазов во главе с Мынжасар батыром. Прибыв на место, они слышат в ответ, что джигиты Кейкиля ушли защищать Акмолинский округ. Поняв причину подобного предательства, Мынжасар батыр не стал трогать мирных людей, но угнал бесчисленные табуны Кейкиль бая. Прошло два дня. Вослед угонщикам прибыл целый отряд джигитов. Какой-то симпатичный юноша на белом коне подъезжает к Мынжасару и говорит: «Я – один из десяти сыновей Кейкиля. Вот, мы все здесь стоим перед тобой. Верни наши табуны, иначе мы будем сражаться с вами не на жизнь, а на смерть»! В ответ Мынжасар взревел: «Твой отец – предатель! Весь ваш род уничтожу, вырву с корнем»! На что юноша крикнул: «Жекпе жек»! (Один на один). Один из джигитов Мынжасар батыра вырвался вперед: «Позвольте мне выйти на этот поединок»? Итак, джигит и юноша начинают сражение на пиках. Бой длится некоторое время. Вдруг с головы юноши, представившегося сыном Кейкиля, слетает шлем. Оказалось, что это вовсе не юноша, а прекрасная девушка, чьи тяжелые косы, освободившись из-под шлема, рухнули вниз. Сражение тут же было остановлено. Мынжасар батыр, сраженный красотой девушки, так и застыл на месте, не зная, что сказать. И тогда заговорила девушка: «Я проиграла, батыр! Среди десяти сыновей моего отца Кейкиля я его единственная дочь. Теперь решение за вами, полностью доверяюсь вашей чести и вашему великодушию!» - затем совершила поклон перед Мынжасар батыром, выказывая ему свое уважение. Мынжасар батыр после таких слов без колебаний погнал табуны обратно в аул Кейкиля. И тогда Кейкиль, восхищенный благородством Мынжасар батыра, рассказал ему всю правду, как есть: «Мы подумали, как мы, казахи, таким малым числом будем сражаться с многочисленными русскими, зря ведь все погибнем, поэтому бежали в округ. Это правда. Теперь я готов отдать тебе, батыр, не только все свое богатство, но и душу»! Забирай все отряды обеих родов, и тинали, и темешей»! Мынжасар батыр возвратился в Улытау к Кенесары вместе с войском и хорошей добычей. Как-то, во время одной приятной беседы Мынжасар батыр обратился к Кенесары: «Мой повелитель, помните ли, я говорил, что ищу невесту? Я нашел ее»! «О, батыр, так чья она дочь?!» - воскликнул Кенесары. «Дочь Кейкиль бия, зовут ее Мольдир, мой хан!» - ответил Мынжасар батыр. После этого Кенесары и Наурызбай посватались к Кейкиль бию и женили Мынжасар батыра на красавице Мольдир. От этой самой Мольдир родились два сына – Адиль и Аккушик. Прошли годы и Мольдир ушла из жизни. Ее похоронили в местечке Бестау и возвели мавзолей. Оплакивая ее, Мынжасар батыр, говорят, сказал: «О, моя Мольдир, этот жестокий мир отнял тебя у меня, оставив ни с чем»! В конце концов, недалеко от местности Мынарал, на побережье Балхаша, в одном из сражений с русскими Мынжасар батыр погибает. Его похоронили в том же месте, где он в последний раз пролил свою кровь. Остались потомки от его сына Адиля, у Аккушика не было детей (сведения получены от известного писателя и композитора Илии Жаканова (1936), Жамбылская область, Сарысуский район, аул Актогай; Карабура. Составитель И.Жаканов. – Алматы, 2007. Стр. 411-412). ШУТКИ ЖАНАЛЫ БИЯ И ДАДЕН БИЯ. Жаналы би был из адаев, среди них из келимберды, а среди келимберды из косайынов и в свое время слыл всеми уважаемым человеком. Его отличали справедливое судейство, невероятное красноречие и умение в необходимых случаях не лезть в карман за словом, к тому же все отмечали его высокую грамотность в религиозных делах. Даден би, выходец из племени таз, был ровесником Жаналы бия. Свои дружеские отношения они сопровождали шутками, язвительными поддевками друг над другом. Их зубоскальство, подковырки, едкие остроты, ядовитый сарказм по отношению друг к другу не просто дополняли, но и украшали их близкие отношения. Однажды Даден би заложил начало очередному обмену любезными колкостями вот таким вопросом: - Жаке (уваж. от Жаналы), я не расскажу ничего Кудайке, только ответьте мне на вопрос по поводу келимберды. Хотелось бы узнать, когда кунанорыс станет доненом (в названии рода кунанорыс слово кунан означает самца-двухлетку, а донен – жеребец трехлетка – прим. переводчика), когда акбота станет тайлаком (бота – верблюжонок первогодок, тайлак – верблюжонок по второму году – прим. переводчика), а жары ваши наконец станут чем-то целым (название рода жары можно перевести, как половина – прим. переводчика)? Шутливые намеки бия всем были понятны, ибо кунанорысы, акбота и жары были родами в составе адаев. Догадавшись, на что намекает собеседник, Жаналы би лишь усмехнулся: - Ты давай, шути поосторожней, как бы эти остроты тебе самому боком не вышли. Но Даден би уже оседлал любимого конька и не думал униматься: - Так отвечай, если, конечно, есть что сказать! И тогда Жаналы би, устроившись поудобней, заговорил: - Ну тогда, Даден би, слушай! Наши дети достигнут того, о чем ты спросил тогда, когда ваши жантайлы выпрямятся (жантайлы – от жантаю – полулежать, опираясь на локоть или коситься, накреняться на бок – прим. переводчика), когда ваши жастабаны состарятся (жастабан – от слов жас- молодой, юный, табан – ступня, стопа – прим. переводчика), когда ваших бессары станет шесть (бессары – бес – пять – прим. переводчика) и, наконец, когда у ваших та;зов на головах вырастут волосы (таз – лысый). Жантаи, жастабаны, бессары, как известно, были названиями родов, входящих в состав племени таз. Даден би, говорят, остался весьма доволен столь метким и содержательным ответом своего друга и, признав поражение, пожал ему руку (сведениями поделился известный журналист и акын Айнахан Есет, Мангыстауская область; Адай ата. Книга вторая. – Алматы, 2006. Стр. 114-115). ЖАППАСЫ. Одним из двенадцати родовых объединений, входящих в состав племени байулы Младшего жуза, являются жаппасы. Мать Жаппаса Тобан биби, говорят, вошла в дом своего мужа младшей женой – токал. Старшая жена – байбише в этом доме слыла строптивой и властной женщиной. В те дни, когда Тобан биби должна была разрешиться от бремени, аул перекочевывал в другое место. Зловредная байбише, соорудив над роженицей жаппа, оставила ее на старом месте. Поэтому, сына, которого она родила под укрытием жаппа, (жаппа-балаган, временное укрытие из согнутых жердей, покрытых кошмой) назвали Жаппасом (сведения сообщил Шамиль Мамбетов (1940г.), Актобинская область)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Отрывок из "Изустная история казахов Акселеу Сейдимбек" Райхан Алдабергенова:

Урочище Сары-бель недалеко от Жидели на старой карте Голодной Степи:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/75/Карта_Голодной_степи.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ранее я пытался привести несколько аргументов в пользу связи Жагалбайлы и Конырат: https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=466559

Еще одним интересным совпадением в этом контексте кажется упоминание некого Мелде би, потомка Наганай батыра из племени Конырат (источник: https://proza.ru/2023/12/14/463)

Цитата

КОТЕНШЫ И КОКТЫНУЛЫ. В следующей версии родословных преданий говорится о том, что в Среднем жузе у сына Конырата по имени Наганай родились три наследника – Мелдеби, Орынби и Жыгалымырза (Жагалымырза). Из них у Мелдеби было два сына - от своей байбише по имени Кундызай имел сына – Кудайбергена (Котеншы), а токал по имени Жезбике родила ему другого сына – Танирбергена (Коктынулы). Как говорится «лишь отец – судья своим детям». Балуя сыновей, Мелдеби, оказывается, говорил о них следующее: про Кудайбергена – «он сын байбише, которая только и знает, что сидит на своем заде (котен), поэтому правильно будет дать ему второе имя - Котеншы. А про Танирбергена – «этот родился во время перекочевки под открытым Небом, поэтому ему подойдет имя - Коктынулы (здесь имеется ввиду, что Танир (Тенгри) и Кок – Небо, понятия для кочевников тождественные, а Коктынулы – в пер. сын Неба – прим. переводчика). После того, как пророческие уста Мелдеби произнесли это, все остальные так и стали звать Кудайбергена – Котеншы, а Танирбергена – Коктынулы (сведениями поделился Смагул Карабекулы (1894 г. – неизв.), Карагандинская область, Шетский район; А. Абдрахманулы. Вышеназванное издание. – Стр. 63-64; Е. Карибайулы. Шежире коныратов (;о;ырат шежіресі). – Алматы, 1992. Стр. 6-7). В самом начале родословной коныратов называются такие имена, как Наганай, Алтый, Сыргалы и Мелдеби. Известный акын и исследователь этимологии слов Байбота Серикбайулы, сравнивая эти имена с именами исторических личностей из «Сокровенного сказания монголов» и «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина, сделал предположение, что Наганай – это Дэй, Алтый – это Алчи, Сыргалы – Чирха, а Мелдеби – Мэнлиг (Б. Серикбайулы. История на кончике языка (Тіл ;шында;ы тарих). – Алматы, 2003. Стр.  296-304)

И на казахском тут:

Цитата

Қоңыраттың азан шақырып қойған есімі Нағанай дейді. Нағанай жəне оның балалары үнемі өңкей қоңыр аттарға мініп жүретін болғандықтан, ел оларды «қоңыр аттылар» деп айтады екен. Осыған орай Нағанай «Қоңырат» атанып кетіпті дейді. Қоңыраттардың ұраны — Алатау, Мүкамал. Қоңырат тайпасының екі бірлестікке бөлінуі Қазақ шежіресі Қоңыратты оның Сеңке биінен таратады. Шыңғыс хан ұлы хандыққа көтерген он екі бидің бірі Сеңке биге қарап: «Əй, Сеңке, сенің ұраның — «Қоңырат», құсың — сұңқар, ағашың — алма, таңбаң — босаға «┌┐» болсын» [7; 37], — деген екен. Сеңке биден — Нағанай батыр. Оның жеті əйелі болған. Олардан отыз ұл жəне Емен, Семен деген екі құлы болған. Нағанай ол екеуін де өз балалары санағандықтан, отыз екі баласы бар делінеді. Шежірелерде ескі жыл санағы бойынша 616 жылы Отырардағы Ноғайлының елі жаугершілік заманға тап болып, Нағанай балаларымен алыс-алыс жерлерге көшіп жүріп, тарыдай шашылып кетеді. Нағанайдың бір баласы (есімі Орын би) жоғалған малдарын іздеп кеткен екен, қайтып келсе ел орнында жоқ. Орын би Əзіреті Түркістанға барып, үйлі-жайлы болып, одан Мелде би туады. Мелде би ер жетіп, Түркістанда елшілік, билік қызметін атқарған [8; 11]. Орын бидің екінші баласы Жығалы Жиделі-Байсында тұрғанда ерте қайтыс болады. Одан Құлшығаш, Қаракөсе деген екі ұл жас қалып, анасы Жезбикені əмеңгерлікпен Мелде би алып, соның қолында өседі. Сондықтан шежіреде оны Мелде бидің баласы етіп көрсетеді де, Көктің ұлы (Тəңірберді) тармағына жатқызады. Мелде бидің бірінші əйелі Орынбибіден — Құдайберді, лақап аты — «Көтенші», екінші əйелі Жезбикеден — Тəңірберді, лақап аты — «Көктің ұлы». Барлық Қоңырат елі негізінен осы екі атадан өрбиді [7; 37]. Сонымен, шежіре деректері бойынша, Қоңыраттар екі үлкен бірлестікке бөлінеді. Бұл екі бірлестікті əйгілі ғалым В.Радлов «жеті ата Көктің ұлы, алты ата Көктің құсы» деп атаған. Қазақ шежірелері Қоңырат тайпасын «алты ата Көтенші» (аузы дуалы Мелде би бұл «Көтіне сенген бəйбішенің баласы, аты «Көтенші» болсын» депті); «жеті көше Көктің ұлы» (жұртта қалған Жезбике аман босанып, баласын орайтын жөргек мата таба алмай, көк шөпке орап алып, көштен бұрын ауылы қонатын жеріне келіп жетіпті; осыған орай Тəңірберді көк шөпке оранған «Көктің ұлы» деп атаныпты [9; 162]), — деп екіге жіктеп, олардан 13 руды таратады. Мелде би қартайып, тоқсанның үшінде дүние салады. Ұрпақтары Түркістанға апарып қойған. Мелде бидің асында балалары, немерелері Хантағы деген жерде бəйге береді. Өлген кісінің асында бəйге беру үлгісі содан қалған деген сөздер бар.

Дополнение из https://pikabu.ru/story/zolotoordyinskie_klanyi_i_dinastii_sanovnikov_igravshie_vazhnuyu_politicheskuyu_rol_v_yepokhu_pravleniya_uzbek_khana_i_dzhanibek_khana_10544634

Цитата

2.2. Нангудай Кунгират. Мы склоняемся к версии, что он был сыном Яйлака (сын Сальджидая, сына Булагана) и Кабак (дочери Ногая). У него было несколько сыновей, известных из письменных источников: Хусейн Ак-суфи, Юсуф-Суфи. Согласно казахским шежире, у него было еще три сына Мелде, Жыгалы, Орын. Его дочь Кабак (возможно, названа в честь Кабак, матери Нангудая) была замужем за Узбек-ханом. Входил в состав четырех карачи-беков, но беклярибеком не был, погиб при правлении Лже-Кельдибека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Бозбет Шыны сказал:

Ранее я пытался привести несколько аргументов в пользу связи Жагалбайлы и Конырат: https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=466559

Еще одним интересным совпадением в этом контексте кажется упоминание некого Мелде би, потомка Наганай батыра из племени Конырат (источник: https://proza.ru/2023/12/14/463)

И на казахском тут:

Боевой клич Жагалбайлы - Малатау, а у Конырат - Алатау.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.09.2024 в 21:04, Бозбет Шыны сказал:

Ранее я пытался привести несколько аргументов в пользу связи Жагалбайлы и Конырат: https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=466559

Еще одним интересным совпадением в этом контексте кажется упоминание некого Мелде би, потомка Наганай батыра из племени Конырат (источник: https://proza.ru/2023/12/14/463)

И на казахском тут:

Дополнение из https://pikabu.ru/story/zolotoordyinskie_klanyi_i_dinastii_sanovnikov_igravshie_vazhnuyu_politicheskuyu_rol_v_yepokhu_pravleniya_uzbek_khana_i_dzhanibek_khana_10544634

Связь Конырат и Жагалбайлы (как минимум начиная с эры Чингисхана) кажется не вызывает сомнения. Цитата из  "КУНГИРАТЫ В ВОСТОЧНОМ ДЕШТИ-КИПЧАКЕ В XIII-XV ВЕКАХ" Ж.М. Сабитов:

Цитата

Согласно Таварихи Гузидайи Нусрат-наме предок Али-бека кунгирата был одним из нукеров Шибана, сына Джучи [4, 231]. На основе дастана о Шибане нами была выдвинута версия, что эмиры, указанные в том дастане получили 3 улуса, в Западной части улуса Джучи: Бурулдай кият получил улус Кара улак, Тук-Буга улус Крым, а предок Алибека кунгирата получил улус Джулат.

Древний город Джулат находился когда-то в Кабардино-Балкарии на берегу Терека. Шибан жил в 13 веке.

Напомню, что ранее я находил представителя жагалбайлинского рода Аккожа с Y гаплогруппой N1c, чьим совпаденцем оказался кто-то из Кабардино-Балкарии (Balkaria (Chegem, Bulungu), Caucasus). 

Еще одна инфа в этом контексте из "Улусы джучидов в 1242-1266 годах" Ж. Сабитова:

Цитата

Также вполне возможно, что Джулат (мы считаем, что Джулат и вилайет ас это один и тот же улус) входил в состав Западного крыла улуса Джучи. Первоначально, его правителем был Берке, позже на его месте оказался Сартак. После смерти Сартака этот улус был передан одному из Шибанидов, при котором эмиром был кунгратский бек. После 1266 года Менгу-Тимур передал данный улус Тука-Тимуриду.

Еще одна статья по коныратам на казахском: Т.Омарбеков и Г.Б.Хабижанова “Исторические истоки средневековых конратов”.

Из Трепавлова "История Ногайской Орды":

Цитата

Кунграты в Улусе Джучи являлись одним из самых могущественных кипчакских элей. С появлением на исторической арене массы мангытов они оказались оттесненными
на второй план (см. главу 2). Ю.Э.Брегель считает, что соперничество этих этноплеменных группировок началось еще в XIII в., а кунграты влились в Мангытский юрт в начале XV в., после разгрома Эдиге кунгратской династии Суфи в Хорезме (Bregel 1982, р. 386).

P.S.: Вполне возможно, что жагалбайлинский Карабука/Карабукан был все же коныратом, а не киятом.

P.P.S У протестированных жагалбайлинцев R1b нашлись совпаденцы среди коныратов, кара-кипчаков, найман, один украинец и один татарский мурза из Кадома-Керенска: https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=464928

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь обратимся к более древним дочингизовским временам.

1) Эпос о коныратском батыре Алпамысе описывает противостояние казахов с калмыками, начавшееся примерно с 15 века. Однако корни эпоса видимо идут из глубокой алтайской древности:

Цитата

В. М. Жирмунский полагает, что сказание об Алпамыше первоначально возникло в предгорьях Алтая ещё в эпоху Тюркского каганата и что к древнейшей стадии ближе всего стоит алтайский Алып-Манаш. Сказание об Алпамыше было в IX—X вв. занесено из предгорий Алтая в низовья Сырдарьи огузами, у которых оно получило самостоятельное развитие и вошло впоследствии в эпический цикл Салор-Казана (рассказ о Бамси-Байреке в книге «Китаб-и дэдэм Коркут»).

Бросается в глаза сходство имен алтайского богатыря алып Манаша и жагалбайлинского Ман ата, о котором мало что известно.

 2) Жагалбайлинский O2, разошедшийся с одним протестированным ойратом O2 где-то в 10 веке, скорее всего был Чиком (тамга "Т") и пришел в Семиречье/Приисыккулье (тогда в землю Чигилей) с территории Тувы вместе с енисейскими кыргызами (после падения уйгурского каганата).

3) У правого крыла кыргызов существует род под названием Мунгуш, который некогда жил в Туве, т.к. у тувинцев есть род Монгуш. Вроде их тамги даже совпадают. У кыргызских Мунгушей есть два отделения: "Жагалмай тамга" и "Кош тамга". https://ru.wikipedia.org/wiki/Киргизские_роды

Цитата

По Аристову, группа мунгуш происходит «из разнородного сбора, составившимся под главенством остатков джагатаидских монголов, оставшихся верными кочевой жизни и нашедших убежище в горах между Кашгаром и Ферганой после падения власти джагатаидов». С. Ильясов и Г. Нуров эту группу мунгуш (по их терминологии монгуш) относят к группе монгольского происхождения. Значительная же часть наших информаторов, причислявшая себя к правому крылу «он» группы Тагая или Адигине, всегда выделяла из своей среды киргизов, входивших в состав подразделений мунгуш, считая их, хотя и родственной, но совершенно обособленной племенной группой правого крыла «он».

4) Повторю, что Муса ответил хану Кенесары, что "исконная земля" Жидели-Байсын лежит у подножия Алатау, а не в низовьях Сырдарьи или еще где-то. То есть предки Жагалбайлы (как и коныраты и другие казахские и киргизские племена) были вынуждены уйти оттуда в 14 или 15 веке под давлением невыносимых язычников ойратов . https://rep.ksu.kz/bitstream/handle/data/6366/Мирзабекова_Традиционный_2-74-2014.pdf?sequence=1&isAllowed=y

Цитата

В середине XV века ойраты вступили в союз с восточными монголами, после чего в 1450 году вторглись в Моголистан и дошли до Сырдарьи. Как пишет автор «Тарихи Рашиди» войско численностью в триста тысяч человек во главе с Амасанджи-тайши вытеснило моголов в Туркестан[2].

На рубеже XV—XVI веках с ойратами воевал Султан-Ахмад-хан, которому удалось несколько раз одержать победу над ойратами. В начале XVI века ойраты окончательно оттеснили моголов из Тянь-Шаня. С конца XV века моголы после нашествий казахов владели только лишь Восточным Туркестаном с центром в Яркенде.

Map_of_the_Oirat_Confederation.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Настоящее имя Ман ата (Манатау батыра) якобы было ШирМухамед https://cyclowiki.org/wiki/Манатау_батыр

Тут интересно сходство с могульским ханом 15 века Шер Мухаммадом, правнуком Туглук-Тимура: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шер_Мухаммад

Шер Мухаммада упоминали также в этой ветке:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Траектория движения мангытского юрта по легенде берет начало на юге Аральского моря и проходит через горы Алатау. Цитата из "История Ногайской Орды" Трепавлов:

Цитата

...их «народ кочевал несколько лет возле городов Бухары, Хивы и Оркаи (вероятно, Ургенч. — В.Т.) под предводительством Чингисхана». Затем ими стали управлять
два калмыцких хана, Бодролтой и Бурголтей,
которые принялись притеснять подданных. По этой причине ногаи, дескать, перекочевали в урочище «Алатавлы-Киргз» под начало Узбек-хана. Оттуда они вскоре переместились со всеми стадами и кибитками «к озеру Ака-Оку под покровительство тамошнего бия Мусы» (Рудановский 1863, № 48, с. 301).

Как видим, данная версия, во-первых, позволяет судить о времени миграции — период от Чингисхана (первая четверть XIII в.) до Мусы (вторая половина XV в.); во-вторых, она очерчивает ее маршрут: Мавераннахр и Хорезм — горы Алатау (Юго-Восточный Казахстан и Кыргызстан) — озеро Ак-Куль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если о тесной исторической связи с Коныратами было сказано достаточно, то связь Жагалбайлы с Кара-кипчаками была упомянута лишь вскользь. Но и здесь кажется накапливается достаточное количество свидетельств:

1) Частичное совпадение одного жагалбайлинца R1b c кара-кипчаком KaraQypshaq>Yzyn>Altys>Baigara-uly по 23 из 25 маркеров. По очень грубым оценкам расхождение имело место 39 поколений назад (около 1000 лет).  https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=464928

2) Часть Кара-кыпчаков также были в Ногайской орде и Крыму.

3)Кыргызское племя Мунгуш имеет два отделения: Жагалмай тамга и Кош тамга. Кош тамга в свою очередь характеризует казахское племя кипчаков и имеет вид "II". У кыргызских мунгушей кош тамга иногда выглядит также ("II"), а иногда имеет вид креста ("+") https://new.bizdin.kg/media/books/Кыргыздардын_уруулук_эн_тамга_белгилери_жана_алардын_маанилери.pdf.

В этом же pdf показано несколько форм жагалмай тамги, но чаще всего она просто напоминает букву "Т". Среди енисейских памятников разные формы этой тамги также встречаются (не пойму из каких источников они взяты). Кыргыз тамга тоже напоминает букву "Т" или "Y" и была обнаружена в Тыве. "Y" почему то еще называют "кош тамга" (таблица внизу). Кстати, у казахских найман баганалы и найман каракерей тамга очень похожа на "Y". У казахских конырат тамга "П" совпадает с одной из тамг кыргызов Кесек из отделения Ичкилик (табл. ниже).

9ERlZ1JmccQ5YRys9Skq6ick_E22LMlWWtJGyGyNmqC53LxbVqk1lLr3of60ag1va8DgtYHnvi3JnfqJJx20IOui.jpg?quality=96&as=32x30,48x45,72x68,108x102,160x152,240x227,360x341,480x455,540x512,640x606,686x650&from=bu&u=dwZ21co4qitYVHzF23AsihJkhUyrYmEnE_N3dWb8Dng&cs=686x650

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попробуем собрать все пазлы воедино и прийти к некому единственно верному выводу:

1) Тимуриды или сам Тимур переселил Жагалбайлы с Дешт-и-Кипчака в Маверанахр и Афганистан:

Цитата

Во времена Империи Тимуридов, в XIV-XV вв., джагалбайли в составе кипчаков переселелились с Дешт-и-Кипчака на территорию Маверанахра (Трансоксиааны) и северного Афганистана и проживали в районе Балха. В 70-х годах XIX в., большая группа жагалбайлы вернулась и осела на территории современного Пастдаргомского района Самаркандской области. Основная масса узбекских джагалбайли в конце XIX – начале XX в. была в составе зарафшанских кипчаков [29, с. 132-133]. Джагалбайлы в составе курама Букинского района имели подразделения даберди, ходжа, чигатай и уштамгалы [30, с. 46].

Рахимов А.М.  К вопросу генетической генеалогии казахского рода жагалбайлы // Исторический журнал: научные исследования.  2022. № 5.  С. 52-68. DOI: 10.7256/2454-0609.2022.5.38699 EDN: GLOVPP URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38699

2) Могульский хан Шер Мухаммад (1421 — 1425) возможно был прототипом легендарного прародителя Маната (Манатау батыра)

3) Ж-лы вероятно сложилось на базе тувинско-кыргызского союза племен Мунгуш, которое уже до Чингисхана обитало на земле Чигилей, т.е. в Жетысу и Приисыккулье (чиковская тамга "Т", жагалмай-жагалбай, расхождение с кара-кипчаком R1b ок. 1000 лет назад, расхождение с ойратом O2 (тувинским чиком?) в 10 веке).

4)Аристов: группа мунгуш происходит «из разнородного сбора, составившимся под главенством остатков джагатаидских монголов, оставшихся верными кочевой жизни и нашедших убежище в горах между Кашгаром и Ферганой после падения власти джагатаидов».

5) "Исконное" местоположение земли Жидели-Байсын именно у подножия Алатау, а не в низовьях Сырдарьи или Узбекистане, как многие считают (Муса Шорманов в беседе с Кенесары ханом).

6) "Жагалбайлинские" топонимы из Жетысу: Хантау, Улан и Шамбыл, Ак-тениз, возможно Сарыбел.

Вывод: Жагалбайлы вероятно сформировались именно в Западном Могулистане, но были вынуждены оттуда бежать (в т.ч. в составе мангытского юрта Едиге) в 14-15 вв. из-за опустошительных походов Тимура (с запада) и усиливающегося давления язычников ойратов на востоке (15 век и позже).

undefined

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По логике Жагалбайлы переселенные Тимуридами в Афганистан должны были оставить след среди хазарейцев. Но пока я нашел лишь более менее близких Найман и Чигиль (Chihil Ghoriсреди хазарейцев-чагатаидов:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.09.2024 в 20:09, Бозбет Шыны сказал:

Попробуем собрать все пазлы воедино и прийти к некому единственно верному выводу:

1) Тимуриды или сам Тимур переселил Жагалбайлы с Дешт-и-Кипчака в Маверанахр и Афганистан:

2) Могульский хан Шер Мухаммад (1421 — 1425) возможно был прототипом легендарного прародителя Маната (Манатау батыра)

3) Ж-лы вероятно сложилось на базе тувинско-кыргызского союза племен Мунгуш, которое уже до Чингисхана обитало на земле Чигилей, т.е. в Жетысу и Приисыккулье (чиковская тамга "Т", жагалмай-жагалбай, расхождение с кара-кипчаком R1b ок. 1000 лет назад, расхождение с ойратом O2 (тувинским чиком?) в 10 веке).

4)Аристов: группа мунгуш происходит «из разнородного сбора, составившимся под главенством остатков джагатаидских монголов, оставшихся верными кочевой жизни и нашедших убежище в горах между Кашгаром и Ферганой после падения власти джагатаидов».

5) "Исконное" местоположение земли Жидели-Байсын именно у подножия Алатау, а не в низовьях Сырдарьи или Узбекистане, как многие считают (Муса Шорманов в беседе с Кенесары ханом).

6) "Жагалбайлинские" топонимы из Жетысу: Хантау, Улан и Шамбыл, Ак-тениз, возможно Сарыбел.

Вывод: Жагалбайлы вероятно сформировались именно в Западном Могулистане, но были вынуждены оттуда бежать (в т.ч. в составе мангытского юрта Едиге) в 14-15 вв. из-за опустошительных походов Тимура (с запада) и усиливающегося давления язычников ойратов на востоке (15 век и позже).

undefined

Долго развивал шато-онгутскую версию (и в итоге её опроверг), но всё же отчасти она должна быть верна. А именно жагалбайлинская G1b (Бозбет Шыны) скорее всего попала на территорию Зап. Могулистана будучи осколком тюрков-шато (вероятно их согдийская компонента):

Цитата

Shatuo nobles established the Later Tang dynasty of China (923-956).[19] During the Mongol period the Shatuo fell under the Chagatai Khanate, and after its demise remained in its remnant in Zhetysu and northern Tian Shan.

Этим объясняется, почему ближайшие G1b мы находим у китайского дунганина Ма (известная фамилия среди Онгутов) и у тайской народности Карен (вероятно бежали так далеко на юг после распада Уйгурского каганата в 9 веке).

P.S. Не исключено, что синтез Жагалбайлы происходил в белотатарской/онгутской среде в Буир-нурский период (XII в.) и период Татарского великодержавия (X—XI вв.).ведь сами Хунгираты (предки Конырат) по одной из версий относились к Белым Татарам и значит имели связи с онгутами. О династических браках онгутов и найман я тоже писал ранее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Zake сказал:

Чики, чигили, онгуты, коныраты .... В итоге жағалбайлы кто по вашей версии?

Это смесь потомков чиков (позже ойрат и чигиль), найманов, кара-кыпчаков, тюрков-шато и возможно монголоязычных хунгиратов, сформировавшаяся в Западном Могулистане (территориально) в 10-12 вв.

P.S. Откуда инфа, о том что настоящее имя Ман ата/ Манатау батыра было Шир Мухамед, я так и не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Это смесь потомков чиков (позже ойрат и чигиль), найманов, кара-кыпчаков, тюрков-шато и возможно монголоязычных хунгиратов, сформировавшаяся в Западном Могулистане (территориально) в 10-12 вв.

P.S. Откуда инфа, о том что настоящее имя Ман ата/ Манатау батыра было Шир Мухамед, я так и не нашел.

А что вы понимаете под "Западным Могулистаном" 10-12 веков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

А что вы понимаете под "Западным Могулистаном" 10-12 веков?

Восточно-Караханидское ханство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

Восточно-Караханидское ханство.

Ок. Откуда сенсационные данные что в Восточн Караханид ханстве были ойраты, найманы, шато и "монголоязычные хонгираты" и т.д.? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Zake сказал:

Ок. Откуда сенсационные данные что в Восточн Караханид ханстве были ойраты, найманы, шато и "монголоязычные хонгираты" и т.д.? 

Не вижу причин, почему они там не могли оказаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Не вижу причин, почему они там не могли оказаться.

Мне очень интересно, где именно в Западном Могулистане, оно же Восточн Караханид ханство по вашему, находились например ойраты и "монголоязычные хонгираты" в 10-12 веке. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Zake сказал:

Мне очень интересно, где именно в Западном Могулистане, оно же Восточн Караханид ханство, находились например ойраты и "монголоязычные хонгираты" в 10-12 веке. 

Меня там не было, как впрочем и вас. Но достаточно вспомнить вторжение каракитаев с востока в 12 веке. Хунгиратов там вероятно не было вплоть до монгольского периода.

Цитата

В 1124 году Елюй Даши принял титул гурхана и стал правителем новой державы. В 11301134 годах кидани предпринимали попытки овладеть территориями енисейских кыргызов в Восточном Туркестане и Западной Монголии, закончившиеся для них неудачей. В 1134 году Елюй Даши отвоевал у государства Караханидов Баласагун, сделав его своей столицей. Его силы вскоре пополнились киданями, ранее проживавшими на территории Караханидской державы.

В 1137 году кидани наносят поражение Западному Караханидскому ханству. В битве при Катване в 1141 году Елюй Даши в союзе с карлуками наносит сокрушительное поражение войскам сельджуков султана Санджара и караханидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Меня там не было, как впрочем и вас. Но достаточно вспомнить вторжение каракитаев с востока в 12 веке. Хунгиратов там вероятно не было вплоть до монгольского периода.

Причем тут я и то время, в котором мы живем, если мы говорим о далеком средневековом прошлом? Вы же пишите о неких ойратах, "монг. хунгиратах" и т.д. 10-12 веков, которые якобы располагались в Западном Могулистане и из которых якобы образовались жағалбайлы? Поэтому стало интересно, откуда такие данные и где именно они располагались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Zake сказал:

Причем тут я и то время, в котором мы живем, если мы говорим о далеком средневековом прошлом? Вы же пишите о неких ойратах, "монг. хунгиратах" и т.д. 10-12 веках, которые якобы располагались в Западном Могулистане и из которых якобы образовались жағалбайлы? Поэтому стало интересно, откуда такие данные и где именно они располагались.

Всех деталей я не знаю. Ясно, что ситуация там была очень динамичная. Найманы насколько я понял были частью кара киданией (по Гумилеву). Ойраты вообще не упоминаются до 13 века, но ясно что траектория их миграции на юго-запад в сторону Семиречья схожа с оными у тувинских Чиков и Енисейских Кыргызов. Хунгираты вероятно пришли в те земли уже в монгольский период, но очевидно они уже ранее могли интенсивно взаимодействовть с тюркоязычными кочевниками (конкретнее с тюрками шато) в силу высокой экономической активности вдоль Северного Шелкового пути. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сложилось впечатление, что часть Жагалбайлы очень рано оказалась в Крыму и Северном Кавказе (13-14 вв?) именно благодаря связям с коныратами (например предок Алибека кунгирата получил улус Джулат в Сев. Кавказе уже при Шибане). По крайней мере это объяснило бы появление некого жагалбайлинского визиря хана Джанибека аж в 14 (!) веке https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=472760

Тогда еще мангытские смутьяны Едиге якобы еще не успели оттеснить баринских и кунгратских беков от престола (согласно Трепавлову).

С другой стороны, батыр и прорицатель Карабукан/Карабука и вправду мог быть Киятом как гласит эпос. Тогда способ раннего попадания Жагалбайлы в Крым и Причерноморье мог быть еще "прямее":

Цитата

По мнению В. В. Трепавлова, кияты уже с середины XIII века проживали в Крыму, а также кочевали к востоку от Волги, на территории Казахстана[25].

Либо верно и то и это, ибо грань между Кият и Конырат может быть очень тонкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из легенды о детях Ойсыла:

Цитата

Визирь хана не мог вытерпеть такую жестокость и уехал в Жагалбайлы. Место где были убиты дети Ойсыла было названо Оликты.

Местоположение Оликты/Уликты - где-то на границе Астраханской обл. (РФ) и Курмангазынского р-на (КЗ), то есть недалеко от Старого Сарая. https://www.zin.ru/animalia/coleoptera/xls/atyrau.xls

В тот период ставка Жагалбайлы должна была быть где-то рядом с Оликты (но не факт). Однако затем с началом смуты она могла двинуться дальше на запад вместе с киятом Мамаем:

Цитата

Со второй половины 1350-х годов Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года при хане Бердибеке занимал должность беклярбека — одну из двух главных в администрации Золотой Орды...

После убийства Бердибека ханом Кульпой в 1359 году Мамай объявил тому войну. В Орде началась так называемая «Великая замятня». Поскольку беклярбек не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 года Мамай провозгласил ханом Белой Орды своего ставленника Абдуллаха из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде воспротивились этому. В период с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.

Временами, в период «Великой замятни» (1363, 1367—1368, 1372—1373), Мамаю удавалось овладевать столицей Сараем на левом берегу Волги. Ставка беклярбека находилась в становище особо преданного ему тумена в городе Замык в низовьях Днепра (в устье реки Конки на месте современного Каховского водохранилища)[7]. 

Не стоит правда забывать, что и мангытский юрт вероятно переселился на Волгу как раз с началом смуты, как пишет Трепавлов:

Цитата

Можно предположить, что заметное переселение целого мангытского массива с юго-востока произошло в 1350-1360-х годах. До того времени какие-либо крупные перемещения населения в Золотой Орде неизвестны, да и едва ли были возможны. В первой половине XIV в. она находилась в зените могущества, и ордынское правительство не допускало перехода племен (элей) из одного крыла или улуса в другой, чтобы не нарушать стройного деления населения и территории, не запутывать системы налогообложения и мобилизации ополчения. А вот в ходе смут, начавшихся после смерти хана Джанибека б. Узбека (1357 г.), в Дешт-и Кипчаке в самом деле начались масштабные миграции.

В это смутное время след Ж-лы как-будто теряется и всплывает вновь уже только в эпоху "зрелой" Ногайской Орды.

Например, топоним Джегал-болди мы находим как раз близ Новой Каховки, правда уже в составе Ногайской Орды и на более поздней карте Rizzi Zannoni, Carte de la Pologne, 1772.  Карта отображает географические объекты не позднее 17 века (no later than the first half of the 16 th-second half of the 17 th centuries). Эпос "Кыз-Жибек" датируется нач. 16 века, то есть спустя 200 лет после начала "великой замятни". 

Ман-Ата батыр aka Шир Мyхаммед (15-16 вв.) якобы ставил основную цель вернуть племена, роды младшего жуза на «Ишжер» то есть междуречье Жайык (Урал) — Едиль (Волга). Если верить его времени жизни, то калмыков в междуречье еще тогда не было, но в 1577 году столица Орды Сарайчик была взята русским войском князя Серебряного.

Еще пожалуй вспомню посла Крымского хана в РИ Жанбулдыя (родоначальник ветки Булдый). Просидел в тюрьме в Москве 16 лет в период царствования Ивана Грозного (16 век).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...