Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Кидани, китаи, каракитаи.

Рекомендуемые сообщения

http://www.zaimka.ru/kochevie/pikov1.shtml

Кидани и Сибирь.

Пиков Г. Г.

Период X – XII вв. занимает особое место в истории Евразии. Практически все регионы этого полицентричного мира вышли на новый виток своего развития. Киданьская империя Ляо (907 – 1124 гг.) представляет собой закономерное звено в цепочке государств-империй того времени. Практически с самого начала она складывалась как полиэтническое образование. Кидани составляли в ней лишь одну пятую часть населения. Уже сам факт установление господства киданей над соседними кочевыми и оседлыми народами неизбежно приводил к сложной этнополитической ситуации. Переход под их власть исконно ханьских районов заставлял ляосских правителей формировать и совершенствовать особую политику взаимоотношений с внутренними и внешними чужими племенами и народностями. История этого государства ярко демонстрирует модель развития типичной кочевой империи. Все сказанное находит достаточно полное освещение в письменных источниках киданьско – ляосского происхождения и в текстах, созданных представителями других народов.

В начале X в. резко меняется политическая ситуация на севере Центральной Азии. Образовавшаяся киданьская империя Ляо стала крупнейшей державой к северу от Китая, и многие народы Центральной Азии, в том числе ряд южносибирских племен, прямо или косвенно оказались вовлечены в сферу ее влияния. После образования этой империи племена, не желавшие подчиниться, ушли на запад. С ними ушли и отдельные киданьские роды. В 924 г. Абаоцзи «на западе захватил древние земли туцзюэ», «вступил в область уйгуров» и 2 октября «достиг древнего уйгурского города». В итоге огромная киданьская армия продвинулась на запад вплоть до территории обитания «племен иртышских гор». После окончания похода часть киданей осталась близ Южного Алтая, где попала под сильное влияние местного населения. Китайский путешественник Ху Цяо в 953 г. сообщал, что на западе империи «живут туцзюэ и хуэйхэ, а на северо-западе граница доходит до суцзюэлюй … к западу … живут сяцзясы». Взаимоотношения киданей с этими народами еще недостаточно исследованы.

Еще Н. И. Конрад отмечал, что исторический процесс направляется так или иначе народами, вышедшими на передний край общественного развития. В Х-ХП вв. кидани владели обширными степными районами Центральной Азии на западе, вплоть до Алтайских гор (Цзинь-шаня – Золотых гор), и около 60 правителей этих мест признавали власть Ляо[1]. В этом районе сложилась аналогичная китайская модель цивилизация – варвары, где в качестве культурного центра выступала именно новая империя, что не могло не наложить отпечатка. на политические контакты. Земледельческий «юг» и кочевнический «север» были связаны сложными отношениями. На эту сложность оказывали также воздействие различия хозяйственных укладов народов и племен, уровней их культурного развития. Взаимоотношения киданей с этими народами еще недостаточно исследованы.

Основное влияние Ляо. было сосредоточено на юге и юго-западе, где кидани пытались стать активными участниками в торговле по Великому шелковому пути. Но и северные районы неоднократно приковывали внимание киданьских правителей. В «Ляо ши» (37 цз, 2а) говорится, что на севере границей киданьского государства была р. Лю-цзюй (т.е. Керулен), однако фактически под власть Ляо попадали и племена к северу от этой реки. Об этом же говорится и в другом месте «Ляо ши» (103цз). Сведений о военных столкновениях киданей с сибирскими племенами в источниках практически нет. Известно, что ко двору киданьского императора «хягасы постоянно присылали посланников и дань»[2]. Особо отмечается присылка дани в 930, ноябре 952 и в 977 гг.[3] В 939 г. «король» царства Ся-ла-го-чжи прислал дань вместе с другими племенами Притяньшанья, видимо, с целью завязать торговые отношения[4]. Кыргызы находились в ведении Управления по делам вассальных государств северной стороны, где существовала должность пограничного генерал-губернатора.

Положение этих племен хорошо видно из доклада ляосского чиновника Ханьцзяну, поданного им императору Син-цзуну в 1035 году. По этому докладу, политика ляосских императоров в отношении племен шла по двум основным направлениям: эффективный сбор податей и налогов и обеспечение стабильности границ. «Если племя отлагалось от подданства, заставляли ближайшее к нему племя усмирять его оружием и взаимно надзирать за силой каждого». Сообщения о не прекращаются, и это мы можем видеть по ежегодным записям хроник. По мнению Ханьцзяну, причина мятежей и военных столкновений на границе – в неумеренной экспансии киданей и слишком тяжелых поборах. Главный соперник империи, как считает он, все же на юге, и потому нельзя слишком растягивать границы, иначе можно не успеть перебросить войска на юг в случае начала там крупной войны. В числе мер, предложенных Ханьцзяну для укрепления положения империи – изменение политики в отношении племен на границе, более терпимое отношение к их самостоятельности (»прощать им преступления», «если покорны – с любовью кормить»).

Периодически к отдельным сибирским племенам отправляли послов и кидани. У них был обычай (ЛШ 16,61)[5] отправлять туда совершивших какие-либо преступления. В последнем разделе «Ляо ши» «Лечжуань» в биографиях Елюй Шичжи (цз. 77) и Пэньду (цз. 113) упоминает факт ссылки мятежников братьев Люгэ и Пэньду во владения кыргызов в верховьях р. Енисей (948 г.) в качестве послов. По возвращении Пэньду получил прощение[6].

»При ляосском Тай-цзуне юго-западная граница руководила приходом к просвещению людей государства хягасы (938 г.)»[7]. Впоследствии (1004 г.) для этой цели кидани переселяли туда бохайцев и чжурчжэней из пограничных с Кореей областей. Это могло способствовать привнесению в материальную культуру кыргызов и других племен дальневосточных элементов.

На арену мировой истории впервые мощно вступают и племена, населявшие районы современной Северной Монголии и Забайкалья. В основном источнике по истории киданьского государства «Ляо ши» по отношению к этим племенам применяется собирательное название «цзубу». По мнению китайского исследователя Ван Говэя[8], этот термин используется в «Ляо ши» вместо слова «дада» (татары), которое в данном сочинении встречается всего несколько раз. Л. Л. Викторова, возражая, считает, что «название «татары» сунских авторов было не этническим, а собирательным»[9], а вместо «дада» традиционно продолжал использоваться термин «шивэй»[10]. Однако термин «татары» встречается не только у сунских авторов. Он есть в орхонской надписи 731 г.[11]. Персидское географическое сочинение «Худуд ал-Алам» (982 г.) сообщает, что татары и тюрки принадлежали тогузгузам. В китайских текстах термин «дада» упоминается с 842 г., а по некоторым данным[12], даже с 4 в. н.э. Г. Е. Грумм – Гржимайло[13] полагает, что татары пришли с востока и заселили земли, оказавшиеся свободными после разгрома уйгурского ханства. По мнению китайского исследователя Ван Цзинчжу (1931), татары идентичны цзубу, а слово «цзубу» используется со времени Цзинь. Оба слова напоминают тибетское название монголов «согпо».

Ли Фанцзюнь[14] предположил, что под этим названием фигурировали ираноязычные согдийцы, вернее, потомки согдийских колонистов, составлявших значительную часть населения центральноазиатских городов в тюркское и уйгурское время[15].

В киданьских письменных источниках (Ляо ши, Цидань го чжи) четко различаются термины «цзубу» и «шивэй». Кроме того, в ляосской надписи, опубликованной в 1934 г., прямо сообщается о победе над «дада». Описание этой победы очень напоминает рассказ «Ляо ши» о длительной борьбе киданей с цзубу (25 цз.). Это вместе с изложенным выше позволяет предположить, что к северу от киданьского государства в начале Х в. складываются предпосылки для образования одного из первых монгольских государств-союзов племен, представлявших большую потенциальную опасность для Ляо. Подтверждает это и история взаимоотношений цзубу и киданей.

В первые годы существования киданьского государства цзубу не были предметом беспокойства и традиционно продолжали поставлять ежегодную дань (ЛШ, цз. 60). Но в 942 г. основатель киданьского государства Елюй Абаоцзи был вынужден совершить крупную военную экспедицию против них и союзных им племен. Поводом для восстания цзубу послужили, видимо, чрезмерные требования дани со стороны киданей. Так, в 918 г. цзубу вынуждены были поставить в Ляо 20 тыс. лошадей (ЛШ, цз. 60). На землях цзубу были созданы три наместничества, в которых появилась двойственная система управления. Власть правителя, назначенного из местных племенных вождей или старейшин, контролировал представитель центрального правительства из киданьских родов Елюй и Сяо. Здесь размещались отряды, состоявшие из киданей, бохайцев, си и других племен. Монгольскими археологами[16] были обнаружены развалины укрепленных городов, построенных киданями, крупнейшим из которых был г. Хэдун.

С тех пор и почти до конца династий Елюй цзубу платят дань киданям (до 1112 г.), но взанмоотношения их порой были весьма острыми. Мятежи цзубу происходили в 983-984, 1000, 1012, 1069 гг. (подавлен с помощью императорской гвардии). В 1026-1027 гг. восстали все племена, входившие в состав союза цзубу. Они разгромили несколько экспедиционных корпусов киданей.

Цзубу постоянно числятся среди племен, которые облагались особенно тяжелыми поборами. Это снова вызвало восстание цзубу в конце XI в. В 1097 г. они были разгромлены, и часть населения переселена внутрь империи. Военнопленные цзубу упоминаются в составе орды Му-цзуна.

Война эта, судя по всему, была длительной и весьма кровопролитной. Во главе цзубу встал талантливый полководец и дальновидный политик Могусы. Он в 1089 г. возглавил племени и союз, ядром которого явились цзубу. Кидани в 1092г., отправили экспедиционный корпус против одного из северных племен. Киданьский полководец попутно совершил рейд и против северных цзубу. Это и послужило сигналом для Могусы. Во 2-м месяце 1093 г. он, разгромив посланные против него войска, вторгся на территорию Ляо, нанес сокрушительное поражение посланной против него армии и тем спровоцировал выстуление ряда внутренних племен. Летучие отряды цзубу угоняли ляосских лошадей. С огромным трудом и помощью других племен «мятеж» Могусы был подавлен к концу 1095 г. Новые вожди распавшегося, видимо, союза изъявили покорность киданьскому императору. Цзубу снова были переселены на другие земли. В 1100 г. и Могусы был захвачен и во 2-м месяце изрублен на рынке в присутствии толпы. Можно предположить, что либо к Могусы, контролировавшему некоторое время часть территории будущего «Каракатая», либо в империю Ляо «турки послали за помощью против франков», по свидетельству «истории антиохийской».

Наконец, в 1119 г. вождь цзубу Бушучжи, воспользовавшись войной киданей и чжурчжэней, поднял восстание и освободился из-под власти Ляо. При чжурчжэньской династии Цзинь цзубу неоднократно совершали нападения на владения империи, но вынуждены были в конце концов подчиниться.

В китайских источниках приводятся довольно скудные сведения о социально-экономическом и политическом развитии союза цзубу, тем не менее некоторые выводы сделать можно. Территория расселения цзубу была значительной. На юге граница с Ляо проходила в северо-восточной части Гоби, а на севере владения цзубу простирались севернее р. Керулен (Лунцзюй). Здесь обнаружены городища, напоминающие по планировке киданьские. Состав союза цзубу был неоднороден, выделяется три группы: западная, северная и северо-западная. Племена, входившие в их состав, различались по уровню своего социально-экономического развития. Для большинства из них характерно разложение первобытно-общинных отношений, о чем свидетельствует выделение правящего рода, родовой верхушки. Отмеченные в китайских источниках наименования титулов и должностей позволяют прийти к выводу о серьезном политическом влиянии южного соседа – киданьской империи. Ляосское государство вынуждено было мириться с мощью племен, признавая право их вождей представлять подчас весь племенной мир степей.

Разнообразные природно-климатические условия обитания племен цзубу отразились в разнообразном перечне предметов дани. Помимо лошадей здесь значатся также верблюды, соколы, горностаи, кроты и т.д. Любопытно, что кидани несколько раз запрещали продажу этим племенам железа и меди, опасаясь что они могут усовершенствовать свои орудия труда., оружие, а также наладить выпуск фальшивой монеты (сер. XI в.). Ляосское государство вынуждено было смириться с помощью племен, признавая право их вождей представлять, подчас весь племенной мир степей. Некоторые свидетельства позволяют думать, что цзубу активно участвовали в торговле со многими племенами и народа и Восточной Азии, возможно, даже с Кореей (ЛШ, цз. З).

Таким образом, можно предположить, что складывание племенного союза цзубу, апогеем развития которого было правление Могусы, явилось одной из первых попыток северных монгольских племен создать свою государственность.

Особые отношения у киданей сложились с племенами шивэй. По вопросу о занимаемой им территории нет единодушного мнения среди исследователей. Одни расширяют зону их обитания до Якутии (В. П. Васильев), другие (Э. Бретшнейдер, Д. Позднеев, В. В. Радлов) ограничивают Прибайкальем. Называется и бассейн р. Амур (Виттфогель К. А., Фэн Цзя-шэн, Окладников А. П.). Современные исследователи (Комаи Есиаки, Е. И. Кычанов, В. С. Таскин, Л. Л. Викторова) сходятся в том, что шивэй проживали к северу от империи. Южная их часть (по Рашид ад-Дину, племена тутукулуйт, алчи, чаган, куин, терат, баркуй) были покорены киданями при создании своего государства. Район их обитания был богат медью, железом, золотом и серебром. Эти племена были подчинены киданьской администрации.

Через киданьскую империю проникали в Южную Сибирь и многие элементы дальневосточной и цунтральноазиатской культуры. Прежде всего, нужно упомянуть о буддизме, с которым киданьские племена познакомились довольно рано. Страны, где буддизм преобладал или имел значительное влияние (Китай, Корея, Бохай) , с незапамятных времен окружали киданей. Неоднократно совершая набеги на соседние территории, кидани уводили в плен большое количество жителей, среди которых было немало и буддийских монахов. Так, Храм Небесных Героев в Верховной Столице основан в 912г. после похода киданьской армии на Китай, где было захвачено в плен пятьдесят монахов. Да и сами буддисты из Китая, Уйгурии и других стран активно проповедовали свои взгляды за пределами родины. В 1067г. тангуты прислали киданьскому двору буддийскую сутру «Цзюэ-цзин» на санскрите, золотую статуэтку будды и уйгурского монаха. В одной из ляоских надписей сообщается, что один из членов императорского рода Елюй собрал большое количество буддийских сутр из разных стран.

Установление могущественной державы открыло дорогу широкому распространению буддийского вероучения. Распространившись сначала среди земледельческого населения, буддизм вскоре приобрел приверженцев и среди кочевников, преимущественно знатных. И здесь он вступил в контакт с племенными культами. В киданьской империи происходил процесс медленной ассимиляции древних форм религии, включение в буддийскую практику местных обрядов. Буддизм был связан прежде всего с теми сферами человеческой судьбы, где важны были оккультные возможности реинкарнации, окончательного спасения и вечного отдохновения. В результате наметилась тенденция и к ассимиляции буддизмом других религиозных верований. Распространение буддизма на широкие пространства Центральной Азии, дополнительный толчок которому дали кидани, продолжалось. Кроме того, ушедшие на запад от разгрома кидани понесли свою религию племенам и народам Восточного Туркестана.

После крушения киданьской империи часть племен с территории Ляо откочевала на запад. Член императорского рода Елюй Даши, по сообщению сунского чиновника Чао Цзуди (1128 г.), провозгласил на северо-западе империи себя правителем государства Бэй Ляо (Северное Ляо) с почетным титулом Тянь-юй[17]. Впервые в отечественной историографии об этом упомянул Л. Р. Кызласов[18]. Анализ письменных источников позволяет уточнить, что здесь мы имеем дело с любопытной, но более простой ситуацией. Даши с целью восстановления империи и организации борьбы с чжурчжэнями пытается создать союз племен и придать ему наступательный характер. Этот план он и излагает в своей известной речи на курултае в Бэйтине: «Сейчас, полагаясь на справедливость своего дела, я прошу вашей помощи в уничтожении нашего общего врага и восстановлении нашей империи. Я уверен, что вы почувствуете сострадание к нашим бедам. Можете ли вы смотреть без горя на разрушение храмов наших духов-правителей? Без сомнения, вы поможете вашему императору и отцу; вы не будете безразлично смотреть на несчастье наших людей»[19]. Племена дали 10 тыс. хорошо вооруженных и прекрасно обученных воинов. Даши назначил командиров, привел в порядок оружие и снаряжение, разделил отряды по 500 человек[20]. Под его знамена стали собираться и киданьские беженцы, и «лишившиеся имения голодные, истомленные, бедные и всякого сорта люди»[21]. Одновременно он пытается создать систему укрепленных районов («семь чжоу на западной границе»: Вэйу Чун-дэ, Хуй-фань, Синь, Да-линь, Цзу-хэ, До)[22]. В силу этого говорить о каком-либо реальном «государстве» Бэй Ляо не приходится. Это была всего лишь попытка сколотить военную коалицию племен и подготовиться к чжурчжэньскому нашествию. Но племена, собравшиеся на съезд, предполагали организовать лишь оборонительный союз и потому после первых же активных действии Даши (поход на округ Тайчжоу к запасу от слияния рек Нонни и Сунгари), один за другим стали отпадать от этого союза. Таким образом, киданям, предводительствуемым Елюй Даши, не оказалось места среди кочевых народов Восточной Азии и оставалось либо подчиниться чжурчжэням, либо уйти в западные районы, где они (пусть силой) могли получить земли для расселения. Среди 18 же племен, поддержавших Даши, значатся племена, жившие в самых разных частях Монголии и Сибири. Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкал», теле (теленгуты Рашид-ад-Дина), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары) тан-гу (тангу), ху-му-ссю (ху-мус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х -чу, уру – ди (уги, урянхаи), бу-су-а.нь, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у Рашид-ад-Дина тамгалык), цзю-эр-би. Этим списком подтверждается сообщение «Цзинь-ши», что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию[23].

Главным опорным пунктом Даши был г. Кэдуньчэн. С таким названием было несколько городов. В какой же из этих городов направился Елюй Даши, в каком направлении – на запад (24) или на север (25)? Иначе говоря, к тангутам или монголам? Анализ источников убедительно показывает, что он намеренно шел именно в гopoд, расположенный на р. Орхон, – важный военный центр на северо-западной границе киданьской империи. Основной задачей размещенного там гарнизона был контроле над союзными племенами. Он насчитывал более 20 тыс. киданьских воинов.

Анализ китайских источников приводит к выводу, что кидани дважды пытались вторгнуться на территорию Туркестана. Прежде чем отправиться к «арабам» армия Даши для отдыха и пополнения продовольствия пыталась пробиться в горы Иншань (хр. Борохоро, входящий в систему Тянь-шаня), но не смогла сразу дойти до пастбищ из-за обильного снега и нагромождения скал. Затем она двинулась на север (26).

На первых порах кидани поселились в районе, где, как указывают мусульманские источники, проживают киргизские племена. Этот район постепенно превращался в плацдарм для дальнейшего продвижения на запад. «Земля эта заселилась: отовсюду лишившиеся имения, голодные, истомленные, бедные и всякого рода люди собирались в этот город; народонаселение увеличилось до сорока тысяч семейств» (27). Город, о котором идет речь, находился на юге Тувы. В монгольском эпосе есть сообщение, истоки которого восходят к XI в., о родоначальнике племени мангутов хане Нанчине, жившем на Орхоне: «Соседним государством Нанчина является государство кергисов», Рашид ад-Дин тоже указывает, что киргизы в это время граничили с юго-запада с найманами, жившими к югу от Алтая. У них часто происходили стычки, а в 1199r. найман Буюрук-хан бежал со своей территории от Чингис-хана в Туву, которая в это время была «одной из областей кыргызов». Вскоре кидани, по сообщению Абулгази, «считая тамошних жителей за пришельцев … начали похищать скот у них, а потому и там не могли ужиться» (28). По словам Рашид ад-Дина, войско киданей «подошло к границе киргиз: они напали на племена, которые были в те пределах, а то племя (кыргызы) также оказывало им противодействие» (29). Встретив это сопротивление, кидани в 1132 г. вернулись в Турфанское княжество. И уже отсюда вторым путем они пришли в район Имиль (Чугучак), захватив с собой огромное количество тюркских племен (40 тыс. шатров). Пришедшие с Даши племена «основали город» Имиль (30).

Кидани не пытались закрепиться на Саяно-Алтае. По сообщению Джувейни, кыргызы жили за пределами контроля кара-китаев. Степи южнее Танну-Олa заняли найманы. Как сообщает Рашид ад-Дин, «ранее эпохи Чингис-хана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-Каан … они разбили племя киргизов …» (31). Это произошло около середины XII в. Кыргызы явно враждебно относились к новому киданьскому государству. Среди племен, примкнувших к Даши или оказавших ему помощь (ЛШ, 30), кыргызов не было.

Особого внимания заслуживает так называемая «восточная экспедиция» киданей. В 3-м месяце 1134г., как указывает «Ляо ши», Елюй Даши отправил семидесятитысячную армию под командованием Сяо Валила на восток, через пустыню, чтобы восстановить империю Ляо. Можно предположить, что перед этой экспедицией ставилась задача подчинения киргизов (32).

По сообщению Рашид ад-Дина, кыргызы и другие племена Южной Сибири приняли активное участие в борьбе Кучлука, последнего правителя западнокиданьского государства, с монголами: «После того как найманы и кереиты были разгромлены в районе верхнего Иртыша, Чингисхан послал свои войска в noграничные районы Туркестана для отражения племен киргиз и тумат и захвата Кушлука и Куду – сыновей государя меркитов, образовавших после своего поражения и бегства враждебное сборище» (33). Отсюда видно, что Кучлук предпринял попытку образовать союз племен для отражения монгольской опасности, куда входили и некоторые южносибирские племена. Известно, что и захвачен в плен Кучлук был во владениях тяньшаньских киргизов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926.

Кюнер Н. В. Новые китайские материалы по этнографии кыргызов (хакасов) VII – VIII в. // Учен. зап. ХНИИЯЛИ. Абакан, 1951. Вып.2. С.12.

Wittfogel К.А., Feng Chia-sheng. History of Chinese society: Liao. Philadelphia, 1949. P.320,321.

Ibid. P. 110.

ЛШ 61, 1в; 16, 5а.

ЛШ 5, 2а.

Кюнер Н. В. Указ. соч.

Wittfogel К.А., Feng Chia-sheng. History…Р. 101.

Викторова Л. Л. Монголы. М., 1980.

Там же, с. 15.

Радлов В. В. К вопросу об уйгурах. СПб., 1895.

Shott W. Kitai und Karakitai. Berlin, 1879.

Грумм – Гржимайло Г. Е. Указ. соч.

Wittfogel К.А., Feng Chia-sheng. History…Р. 101.

Викторова Л. Л. Указ. соч.

Пэрлээ Х.К. К вопросу о древней оседлости в Монгольской Народной Республике // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974.

Кызласов Л.Р. Ранние монголы//Си6ирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975.

Bretshneider E.V. Mediaeval researches from Easten Asiatic Sources, L.,1888. Р.214.

Ibid. P. 213, 214.

Родословное древо тюрков. Казань, 1906.

Пиков Г.Г. Западные кидани. Новосибирск, 1989. С. 67,68.

Там же. С. 68.

ЛШ 29, 2а.

ЛШ 30, 4в.

Wittfogel К.А. Feng Chia-sheng. History … P.636.

Родословное древо тюрков… С. 44.

Рашид ад-Дин. Сб. летописей. М.;Л.,1946. T.I, ч.2. С. 78.

Там же.

D'Ohsson.. Histoire des Mongols. La Haye, 1834. T.I. P.441.

Рашид ад-Дин. Указ. соч. С.135 – 140.

Пиков Г.Г. Указ. соч. С.78.

Рашид ад-Дин. Указ. соч. С.189, 190.

Там же. С. 179.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"...В 10 в. среди киданей жило ещё белокурое племя, шедшее всегда в авангарде их победоносных полчищ..." Подробнее см. Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. Кн. 1. М. Институт ДИ ДИК, 1998, С. 347. Грум-Гржимайло Г.Е. Белокурая раса в Европе.

_______

Ас-Катанцы - упоминаются Клавдием Птолемеем (2 в. н.э.) на Юж. Урале. См. дополнительно: Ахмед Заки Валиди Тоган. Башкорттарзын тарихи. Офо, Башкортостан, 1992

Башкирский Род Аша(Ассы), входит в племя Катайу.

_______

БАШКИРСКОЕ ПЛЕМЯ - КАТАЙ(У)

Имя башкортского рода Катай восходит напрямую к "Авесте", где говорится, что Катайун был братом Фаридуна (авест. - Траэтаона), который помог последнему в битве с царем- людоедом Заххаком.

О Катайуне в "Авесте" говорится так: "Траэтаона могучий владел такой силой - у него было волшебное перо (ЯШТ 14, 36-37, 40). И еще у него было победное оружие Саошьянта-Спасителя, грядущего сына Заратуштры, который родится чудесным

образом в конце мировой истории и Друджа (Ажи-Дахак-Заххок в "Шах-наме"). Этим оружием из праведного мира навек изведет (ЯШТ 19, 92-93).

Теперь Траэтаона мог бросить вызов Ажи-Дахаке. Грянул бой, беспощадный, кровавый, смертный бой Истины с Друджем. Траэтаона победил. "Он поверг и связал Ажи-Дахаку, который был столь чудовищно греховен" (Меног и Храт, 27.38).

"И благодаря победе той Дахака им был сокрушен, а создания Ахуры спасены и утешены" (Денкарт VII 1.26). Траэтаона (Фаридун в Шахнаме с.г.) совершил этот великий подвиг. Вместе с ним также были Бармийун и Катайун - его старшие братья, однако Траэтаона был более велик, нежели они (Бундахишн 31.8). (См. И.В. Рак "Зароастрийская мифология" Спб. 1988. стр. 193 - 195).

Происхождение этнонима башкортского рода - Катай из древнего иранско - авестийского языка доказывается и другим историко - мифологическим фактом. Как нам донес Фирдоуси в "Шах - наме", написанное им на основе не дошедших до нас древних пехлевийско - парфянских источников. Рождению Фаридуна (Траэтаоны. авест.), а следовательно, и его старших братьев Бармийуна и Катайуна предшествовало рождение и сложения в единый этнос - кордов.

Убив Джамшида (Йима. авест.), Заххак захватил царскую власть в Иране и, следуя злому духу Ахриману - Ангро - Манью (авест.), стал кормить змей, что росли из его плеч человечьим мозгом до тех пор, пока два храбреца Армаил и Кармаил, притворившись поварами, не устроились работать на кухню Заххака. Каждый день они спасали одного из двух юношей, обреченных на убой, и тайком, ночью, выводили их из дворца, когда число их достигало тридцати человек в конце каждого месяца.

По совету Армаила и Кармаила эти юноши убегали в горы и стали скотоводами - кочевниками. По преданию, от них и происходит племя кордов.

Эту "народную" теорию о происхождении кордов, независимо от Фирдоуси описал и арабский историк Ал-Масуди. Сами корды с освобождением своего народа в древние времена от тирании Заххака связывают происхождение своего кордского национального

праздника Навруз. Наличие этой мифологической традиции у кордов подтвердил и английский путешественник Морьер, который отмечал в своих путевых заметках за 1812 год празднование кордами возле горы Демавенд праздника - Эйд - е корди (гайет - корд), или "Дня освобождения" кордами тирании Заххака, который по "Авесте" был прикован к этой горе.

Применительно к этим именам в "Авесте", важно отметить о наличии в

Башкортостане гидронимов - Арман (речка в Зилаире, где живут башкорды рода Борзян) и Кармай (река, левый приток Узяна в Бурзянском р-не); Карманиха (речка, приток Мал. Ика в Зилаире) и Кармасан (река, правый приток реки Белой в Уфимском р-не), который, предположительно, происходит от антропонима Кармасан.

По башкирским преданиям, Кармасан и Сармасан были сыновьями Яик-бея, бывшего предводителем борьбы башкордов против Тимура.

В современном башкортском языке слова того же иранского корня, что и Армаил, например Армау - означает "заговаривать", а слово Арман - несет значение "сила". Даже существует башкортская пословица "Дeрт бар - арман юк" - "Воля есть, да сил нет"(см. Словарь башкирских говоров, редактор Н.Х. Максютова. Уфа 1970 г. стр.30.).

На основании даже выше приведенного анализа и в контексте с этнонимами других башкортских родов становится ясно, что имя башкирского племени Катайу восходит к тексту "Авесты".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Весь день читал Рашид-ад-дина. Уяснил для себя значение терминов Хитай и Кара-Хитай, получается довольно стройная и логическая картина не противоречащая Сокровенному Сказанию.

Итак, Хитай или Китад это прежде всего термин политико-географический и означает чжурчжэньское государство Цзинь. Хитайцы в этом понимании термина это подданные государства Цзинь вне зависимости от национальной принадлежности.

Кроме того, иногда термин Хитай употребляется и в узком этническом смысле. Чаще всего в выражениях типа "хитайский язык", под которым почти везде у Рашид-ад-дина понимается китайский. Следовательно, можно заключить, что хитайцами в узком, этническом смысле слова являются китайцы, а точнее ханьское население Северного Китая. Южные китайцы называются по-монгольски Нангяс.

Кроме того, есть также и примеры употребления термина Хитай в узко-географическом смысле. В этом случае, под Хитаем понимается не вся территория государства Цзинь, а лишь его китайские земли - Северный Китай.

Перейдем к следующему термину. Принято считать, что термин Кара-Хитай обозначал государство киданей переселившихся в Джунгарию и Семиречье и основавших там государство кара-китаев. Однако и Рашид-ад-дин и Сокровенное Сказание употребляют термин Кара-Хитай для обозначение киданей оставшихся в государстве Цзинь. Поэтому становится ясно, что термин Кара-Хитай попросту означает кидани, вне зависимости от того, где они живут, в Маньчжурии или Туркестане. В географическом смысле Кара-Хитай имеет двоякое значение:

а) страна киданей в Южной Маньчжурии и Внутренней Монголии. В этом значении, следует понимать указание Рашид-ад-дина о том, что Алтан-хан хитайский является правителем Хитая (т.е. Северного Китая), Кара-Хитая (южной Маньчжурии и Внутренней Монголии) и области Джурджэ (северная Маньчжурия - родина чжурчжэней)

б) страна кара-китайского гурхана в Джунгарии, Семиречье и Мавераннахре

Таким образом, различие терминов Хитай и Кара-Хитай можно считать установленным. Хитайцы в широком смысле слова это все подданные государства Цзинь, в узком смысле это ханьцы Северного Китая. Кара-Хитайцы же это кидани, живущие как в государстве Цзинь, так и подданные гур-хана.

Чжурчжэни всегда обозначаются как Джурджэ, Джурчид. Их страна, то есть область проживания чжурчжэней называется Джурджэ. Само же государство чжурчжэней носит название Хитай.

Кроме того, Рашид-ад-дин употребляет для обозначения государства чжурчжэней еще один термин - Джакут. В Сокровенном Сказании этот слово встречается как Ликуд. Смысл этого термина неясен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На дружественном сайте "Сибирская заимка" присутствует статья Г.Г. Пикова "Кидани и Сибирь".

Интересно то, что кытаи у него ассоциируются с найманами. В принципе статья интересная - но меня смущает один момент - о том, как Кучлука захватили во владениях тянь-шаньских кыргызов.

Я сомневаюсь, что в то время кыргызы кочевали на Тянь-Шане.

Адрес статьи:

http://www.zaimka.ru/kochevie/pikov1.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На дружественном сайте "Сибирская заимка" присутствует статья Г.Г. Пикова "Кидани и Сибирь".

Интересно то, что кытаи у него ассоциируются с найманами. В принципе статья интересная - но меня смущает один момент - о том, как Кучлука захватили во владениях тянь-шаньских кыргызов.

Я сомневаюсь, что в то время кыргызы кочевали на Тянь-Шане.

Адрес статьи:

http://www.zaimka.ru/kochevie/pikov1.shtml

Огромное спасибо за ссылку. Нашел там, то, что давно искал

"Современные исследователи (Комаи Есиаки, Е. И. Кычанов, В. С. Таскин, Л. Л. Викторова) сходятся в том, что шивэй проживали к северу от империи. Южная их часть (по Рашид ад-Дину, племена тутукулуйт, алчи, чаган, куин, терат, баркуй) были покорены киданями при создании своего государства. Район их обитания был богат медью, железом, золотом и серебром. Эти племена были подчинены киданьской администрации. "

Эти племена куин и видимо были теми самыми загадочными чжуинцами, упоминающимися в Сокровенном Сказании.

Интересно кем они числились в 12 века, ведь не шивэй, конечно.

Может татарами как и племена алчи, чаган, баркуй?

О киргизах в Притяньшанье.

Пиков пишет: "В 939 г. «король» царства Ся-ла-го-чжи прислал дань вместе с другими племенами Притяньшанья, видимо, с целью завязать торговые отношения[4]. Кыргызы находились в ведении Управления по делам вассальных государств северной стороны, где существовала должность пограничного генерал-губернатора."

Единственное, что непонятно, так это почему он зачислил страну киргизов к Притяньшанью. Вроде бы они жили на несколько тысяч километров севернее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понимаю, что тема не совсем возможно к месту, но все же хочу затронуть вопрос этногенеза найманов.

Вновь буду повторятся - прошу не судить строго:

Найманские имена, даже с учетом популярности тюркской титулатуры в то время (в чем сомневаюсь), уж больно тюркские:

Inandj belga bucu khan - (Верующий, Мудрый, Быко-подобный, Хан).

Buyruk - (приказчик, командир)

Sairak kuksu - (человек с больной грудью)

Ede mukluk - (человек, знающий семь частей мудрости)

Kuchluk - (Сильный)

baurci - "повар"

Данные по современным найманам - улутауские казах-найманы, бежавшие в 13 веке от Иртыша на запад, имеют идентичную родовую структуру и предания, что и иртышские казах-найманы.

По Викторовой

[К вопросу о найманской теории происхождения монголов... // Уч. записки ЛГУ, серия востоковедческих наук, номер 305, вып. 12]именно в "Ляо ши" не отождествляет найманов с киданями, татарами (шивей), хи (татаби) и др. племенами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понимаю, что тема не совсем возможно к месту, но все же хочу затронуть вопрос этногенеза найманов.

Вновь буду повторятся - прошу не судить строго:

Найманские имена, даже с учетом популярности тюркской титулатуры в то время (в чем сомневаюсь), уж больно тюркские:

Inandj belga bucu khan - (Верующий, Мудрый, Быко-подобный, Хан).

Buyruk - (приказчик, командир)

Sairak kuksu - (человек с больной грудью)

Ede mukluk - (человек, знающий семь частей мудрости)

Kuchluk - (Сильный)

baurci - "повар"

Данные по современным найманам - улутауские казах-найманы, бежавшие в 13 веке от Иртыша на запад, имеют идентичную родовую  структуру и предания, что и иртышские казах-найманы.

 

По Викторовой  

[К вопросу о найманской теории происхождения монголов... // Уч. записки ЛГУ, серия востоковедческих наук, номер 305, вып. 12]именно в "Ляо ши" не отождествляет найманов с киданями, татарами (шивей), хи (татаби) и др. племенами.

Это именно титулы, а не имена. И мы даже знаем чьи титулы. Инанч-билгэ Буку-хан это имя (или скорее титул) хана Уйгурского Каганата 8 века. Любопытно, что сами уйгуры такой титулатуры не сохранили и ограничились куда более маленьким - ыдыкут. Из уважения к своим великим предкам, надо полагать.

Того же типа утверждение мы встречаем и у Рашид-ад-дина. Он пишет о найманах: "У их царей в древние времена имя было кушлук-хан или буюрук-хан. Значение кушлук-хан - сильный и великий государь"

Как известно, это все уйгурские титулы времен Каганата.

Очевидно, принятием такого титула государь найманов выдвигал претензию на происхождение от уйгурских каганов. C целью надо полагать самоутверждения по отношению к самому сильному соседу - кара-китайскому гур-хану.

Кроме того, Рашид-ад-дин утверждает, что наряду с уйгурской титулатурой, найманы применяли и китайскую. И ссылается на имя последнего хана найманов - Таян-хан, что по Рашид-ад-дину происходит от "хытайского" Ай-ван (сын хана).

Любопытно, что Инанч-билгэ-Буку-хан (мы не знаем его настоящего имени, а только его титул) дал китайский и уйгурский титулы своим двум сыновьям - Таян-хан старшему, Буюрук-хан младшему.

Видимо вокруг этих титулов шла какая то политическая борьба. Не всем надо полагать нравилось утверждение уйгурских традиций и принятие китайского титула наследником было жестом в сторону, назовем так, кара-хитайской партии.

Версия Гумилева о том, что найманы откололись от кара-китайского государства видимо обьясняет эти факты лучше всего. Как и кара-китаи, найманы являлись сложносоставным народом в который вошли компоненты самого различного происхождения. Эти компоненты и вели борьбу за утверждение своих традиций. В конце концов это привело к распаду найманского государства на два, а затем и его гибели.

Гумилев называет Инанч-Билгэ-Буку хана сотником, создавшем свое государство. Психологически это очень верно. Именно такие люди выбившиеся из самых низов и склонны к такому беспардонному обращению с аристократическими титулами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вновь буду повторятся, но...

Рассматривая историю кочевых народов иногда приходит мысль о не совсем "кочевом" характере их жизни, т.е. кочевки если и происходили, то только по проторенным и постоянным путям. Великих и многочисленных переселений было не так много. Это я к тому, что например на юге Казахстана жил такой немалочисленный народ Усунь. Сейчас там же живут их надо полагать прямые потомки - казах-уйшуны. Так же и с найманами. Если принять во внимание их количественное соотношение в Среднем Жузе и расположение именно на тех землях (Иртыш и Алтай) - сложно принять мнение об их быстрой ассимиляции и смене языка.

Насчет Таян-хана - так звали эуштинского татарского князя, который, испытывая гнет кыргызов (хакасов) отдал Томск Борису Годунову в 1604 году. Не знаю, встречается ли такое имя в монгольских языках?

Помимо этого можно принять во внимание мнение Петрова К.И. - жили на Иртыше долгое время кимаки, потом внезапно исчезли и появились найманы. С киданями вообще на мой взгляд получается несуразица - жили кидани, повелевали Китаем, посылали всякое добро/дань на свои исконные земли на северо-восток от Китая, потом были разбиты и уже на реке Эмель 200 000 войско Елюй-даши создает свое государство приучастии множества (это в источниках) присоединившихся тюрок. Откуда тогда на Иртыше задолго до Елюй Даши появились многочисленные и по сей день найманы? Смысл их великой, если судить по количеству народа, откочевки на запад из родного киданьского государства?

По поводу названия тоже можно подисскутировать - совр. калмыки имеют тюркский по сути автоэтноним "калмак" - "оставшийся, отделившийся". Почему тогда возможно тюркоязычные по происхождению племена не могли иметь монгольского этнонима найман как эквивалент термина секиз-огуз?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вновь буду повторятся, но...

Насчет Таян-хана - так звали эуштинского татарского князя, который, испытывая гнет кыргызов (хакасов) отдал Томск Борису Годунову в 1604 году. Не знаю, встречается ли такое имя в монгольских языках?

По поводу названия тоже можно подисскутировать - совр. калмыки имеют тюркский по сути автоэтноним "калмак" - "оставшийся, отделившийся". Почему тогда возможно тюркоязычные по происхождению племена не могли иметь монгольского этнонима найман как эквивалент термина секиз-огуз?

есть такое имя - Даян-ханом называли одного из объединителей Монголии.

по поводу калмыков, то это не самоназвание а имя данное другими группами, которое закрепилось только у одной из ойратских ветвей, я думаю вследствие ее оторванности от основного массива населения.

если найманы были тюрками, то они должны были пережить что то подобное..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вновь буду повторятся, но...

Рассматривая историю кочевых народов иногда приходит мысль о не совсем "кочевом" характере их жизни, т.е. кочевки если и происходили, то только по проторенным и постоянным путям. Великих и многочисленных переселений было не так много. Это я к тому, что например на юге Казахстана жил такой немалочисленный народ Усунь. Сейчас там же живут их надо полагать прямые потомки - казах-уйшуны. Так же и с найманами. Если принять во внимание их количественное соотношение в Среднем Жузе и расположение именно на тех землях (Иртыш и Алтай) - сложно принять мнение об их быстрой ассимиляции и смене языка.

Насчет Таян-хана - так звали эуштинского татарского князя, который, испытывая гнет кыргызов (хакасов) отдал Томск Борису Годунову в 1604 году. Не знаю, встречается ли такое имя в монгольских языках?

Помимо этого можно принять во внимание мнение Петрова К.И. - жили на Иртыше долгое время кимаки, потом внезапно исчезли и появились найманы. С киданями вообще на мой взгляд получается несуразица - жили кидани, повелевали Китаем, посылали всякое добро/дань на свои исконные земли на северо-восток от Китая, потом были разбиты и уже на реке Эмель 200 000 войско Елюй-даши создает свое государство приучастии множества (это в источниках) присоединившихся тюрок. Откуда тогда на Иртыше задолго до Елюй Даши появились многочисленные и по сей день найманы? Смысл их великой, если судить по количеству народа, откочевки на запад из родного киданьского государства?

По поводу названия тоже можно подисскутировать - совр. калмыки имеют тюркский по сути автоэтноним "калмак" - "оставшийся, отделившийся". Почему тогда возможно тюркоязычные по происхождению племена не могли иметь монгольского этнонима найман как эквивалент термина секиз-огуз?

Мне очень сложно признать ваш тезис, иначе мне придется допустить, что хунну, сяньби, тоба, жужани, тюрки, уйгуры, кыргызы, кидани и все прочие народы проживавшие на территории, скажем, Арахангайского аймака Монголии за последние две тысячи лет это один и тот же народ. :-)

Возможно в некоторых особо отдаленных от более оживленных районах как и в кавказских горах древние народы могли жить на одном месте очень долгое время.

Про Западную Монголию это сказать трудно.

Что касается найманов-казахов, то известно, что на Иртыш и Алтай они проникли лишь во второй половине 18 века, после разгрома Джунгарского ханства маньчжурами, а до них на этих землях кочевали ойраты, а именно дербеты и урянхайцы.

Обьявлять найманов-казахов исконными обитателями этих земель могут лишь национально озабоченные сочинители казахских учебников истории, а мы ойраты хорошо помним чьи это земли и когда казахи их у нас отняли.

Извините за резкость.

По поводу найманов настоящих. Мне неизвестны сведения источников о найманах "задолго до Елюй-даши". Я полагал, что сведения о найманах появляются лишь 13 веке, при описании войн Чингисхана. Как пишет Гумилев "В то время когда большинство

кочевых племен степной Азии известны историкам с конца Х в. или

начала XI в., сведения о найманах, самом большом, сильном и

культурном народе, действительно появляются в конце XII в."

Причины же откочевки киданей Елюй-даши из родного государства всем известны. Их родину завоевали чжучржэни и те кто не захотел подчиняться завоевателям вместе с Елюй-даши бежали на запад и создали там свое государство.

Другое дело, что этих киданей не могло быть очень много [сорок тысяч ушло с Елюй Даши из Монголии] и что по источникам большую часть войска кара-китаев составляли местные племена, не обязательно тюркские. Гумилев пишет:

"Достигнув города Бишбалыка [*88] (в Южной Джунгарии)) Даши

подсчитал свои силы. К нему примкнули главы семи оседлых областей

Притяньшанья, очевидно уйгурских, и вожди восемнадцати племен.

Состав последних крайне примечателен. Здесь названы: большие желтые шивэй и тьеле [+144], обитавшие по берегам Амура, а также их

соседи: уги [+145] и бигудэ [+146], затем монгольские племена:

онгираты, джаджираты, йисуты [+147], нирун [+148], таргутай [+149],

тамгалык [+150], меркиты, хушины [+151]; потом уже известные нам

цзубу (вероятно, осколок орды, распавшейся за 30 лет перед этим) и

тангуты, потому что Елюй Даши не порвал союза с царством Ся. И

наконец, четыре племени, по поводу которых ни Виттфогель, ни я не

можем дать никаких сведений: пусувынь, хумусы, си-ди и гю-эр-би."

Что то не вижу я здесь никаких тюрок, кроме уйгуров.

Если принять версию Гумилева, о том, что найманы откололись от кара-китайского гур-хана, то тогда становится ясно, что в состав найманов вошли в основном чисто монгольские племена и монголоязычные кидани, шивэй, цзубу. Возможно присутствовал и уйгурский компонент, в частности судя по претензиям самого Инанч-билгэ-буку-хана, он сам мог быть по происхождению уйгуром.

Об "автоэтнониме" калмак, Санжи уже сказал. Это тюркское название, которое волжские ойраты приняли главным образом потому, что так их называли жители Русского государства чьими подданными они являются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таян-хан как пишет Рашид-ад-дин это не тюркское и не монгольское имя, а "хытайское", то есть китайское имя "Ай-ван" - "сын хана".

Имя Даян-хана Батболда, обьединителя Монголии в 15 веке также по некоторым сведениям китайского происхождения и является искаженным "Да-Юань", то есть "Великое Юань", что означало претензию на титул юаньских императоров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таян-хан как пишет Рашид-ад-дин это не тюркское и не монгольское имя, а "хытайское", то есть китайское имя "Ай-ван" - "сын хана".  

Имя Даян-хана Батболда, обьединителя Монголии в 15 веке также по некоторым сведениям китайского происхождения и является искаженным "Да-Юань", то есть "Великое Юань", что означало претензию на титул юаньских императоров.

Батмунх Даян-хан, конечно. Ошибся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне очень сложно признать ваш тезис, иначе мне придется допустить, что хунну, сяньби, тоба, жужани, тюрки, уйгуры, кыргызы, кидани и все прочие народы проживавшие на территории, скажем, Арахангайского аймака Монголии за последние две тысячи лет это один и тот же народ. :-)

Возможно в некоторых особо отдаленных от более оживленных районах как и в кавказских горах древние народы могли жить на одном месте очень долгое время.  

Про Западную Монголию это сказать трудно.  

Что касается найманов-казахов, то известно, что на Иртыш и Алтай они проникли лишь во второй половине 18 века, после разгрома Джунгарского ханства маньчжурами,  а до них на этих землях кочевали ойраты, а именно дербеты и урянхайцы.  

Обьявлять найманов-казахов исконными обитателями этих земель  могут лишь национально озабоченные сочинители казахских учебников истории, а мы ойраты хорошо помним чьи это земли и когда казахи их у нас отняли.  

Извините за резкость.  

По поводу найманов настоящих. Мне неизвестны сведения источников о найманах "задолго до Елюй-даши". Я полагал, что сведения о найманах появляются лишь 13 веке, при описании войн Чингисхана. Как пишет Гумилев "В то время когда большинство

кочевых племен степной Азии известны историкам с конца Х в. или

начала XI в., сведения о найманах, самом большом, сильном и

культурном народе, действительно появляются в конце XII в."

По вопросу преемственности - думаю, если применить возможные методы анализа в современных насельниках Арахангайского аймака можно будет обнаружить гены тех народов/орд, которые Вы упомянули. :)

По поводу ранних упоминаний найманов - я не точно выразился - подвела костность языка - я имел в ввиду все тех же секиз-огузов - задолго до Елюй Даши.

По вопросу "истинности" найман-казахов или монгол-найманов. Надо определиться с терминами и периодами. Мне кажеться с 18 веком Вы немного погорячились (правда извинившись за резкость) :D

Еще во времена Тимура территории от Балхаша до Иртыша и, по всей видимости, южного Алтая занимали кочевые улусы дуглатской и другой знати - Камар ад-Дина, Хаджи-бека-аркинута, Бай-Мурат-черика и других... Там же кочевали и кыргызские племена, в частности улус "булгачи" (одно из названий группы южнокыргызских племен - отделения "Ичкилик"). Известно, что в одном из походов против них и моголов, войска Тимура дошли до Иртыша, форсировали его и произвели тамгование лесов где то севернее Иртыша. В 1407 году Золотоордынский хан Пулад (Фулад) организует поход к Иртышу для наказания кыргызов, которые тревожили его владения набегами. После победы в прииртышье, Пулад-хан поручает охрану тех границ эмирам племени баарин (бахрин).

Может мы говорим о разных Иртышах? - О Черном Иртыше в Джунгарии и Иртыше в совр. Вост. Казахстане?

Кроме этого, надо принять во внимание и алтай-найманов. Названия вроде черные калмыки, ойраты (казахи тоже до 20 гг. 20 века по ошибке именовались киргизами) для алтайцев чужды, хотя собственно ойратские племена оказали на них большое влияние. Однако тюркская основа южных алтайцев вне сомнений. Любой филолог докажет, что монголизмы в языке тех же найманов Алтая заимствованные, язык их сейчас очень близок кыргызскому.

По Гумилеву, особенно в плане названий племен и китайских интерпретаций (а другие нам практически не известны) присоединюсь к позициям Кляшторного и Малявкина, о чем уже писал здесь на форуме.

Надо посмотреть источники. Особенно "Ляо ши". Думаю, если бы найманы были частью киданей, Алтай бы рассматривался последними как своя исконная вотчина. В этом таки я сомневаюсь.

Кстати, очень важно было бы попытаться свести позиции монголоведов с тюрковедами. Обязательно будут наложения и вместе надо будет с ними разбираться. Это я о консенсусе . :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По вопросу "истинности" найман-казахов или монгол-найманов. Надо определиться с терминами и периодами. Мне кажеться с 18 веком Вы немного погорячились (правда извинившись за резкость)  :D  

Еще во времена Тимура территории от Балхаша до Иртыша и, по всей видимости, южного Алтая занимали кочевые улусы дуглатской и другой знати - Камар ад-Дина, Хаджи-бека-аркинута, Бай-Мурат-черика и других... Там же кочевали и кыргызские племена, в частности улус "булгачи" (одно из названий группы южнокыргызских племен - отделения "Ичкилик"). Известно, что в одном из походов против них и моголов, войска Тимура дошли до Иртыша, форсировали его и произвели тамгование лесов где то севернее Иртыша. В 1407 году Золотоордынский хан Пулад (Фулад) организует поход к Иртышу для наказания кыргызов, которые тревожили его владения набегами. После победы в прииртышье, Пулад-хан поручает охрану тех границ эмирам племени баарин (бахрин).  

Может мы говорим о разных Иртышах? - О Черном Иртыше в Джунгарии и Иртыше в совр. Вост. Казахстане?  

Кроме этого, надо принять во внимание и алтай-найманов. Названия вроде черные калмыки, ойраты (казахи тоже до 20 гг. 20 века по ошибке именовались киргизами)  для алтайцев чужды, хотя собственно ойратские племена оказали на них большое влияние. Однако тюркская основа южных алтайцев вне сомнений. Любой филолог докажет, что монголизмы в языке тех же найманов Алтая заимствованные, язык их сейчас очень близок кыргызскому.

Безусловно тут наличиествует путаница. Под "Иртышом и Алтаем" я понимаю территорию к востоку от озера Зайсан, к югу от современного русского Горного Алтая и по обеим сторонам Монгольского Алтая, включая бассейны рек Черный Иртыш и Урунгу.

Это исконная территория ойратов непрерывно заселенная ими начиная с 13 века, а до этого здесь располагались кочевья найманов.

То что вы называете - район между Балхашом и Иртышом я всегда считал частью Семиречья. Это также спорные территории служившие ареной многочисленных ойратско-казахских войн в 16-18 веках, но не их я имел в виду.

Про Горный Алтай уже было сказано. Это отдаленные районы, в которых как и на Кавказе могут очень долго сохраняться остатки древних этносов.

Охотно верю, что эти роды южных алтайцев могли быть потомками древних найманов.

В 1759 сюда, в эту окраинную провинцию Джунгарского ханства бежали многие тысячи ойратов спасаясь от маньчжурских завоевателей. Этого оказалось достаточно, чтобы тюркские народы Горного Алтая приняли название ойрот и сохраняли его до 20 века. Вполне возможно, с найманами произошло тоже самое в 1204 году.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помимо этого можно принять во внимание мнение Петрова К.И. - жили на Иртыше долгое время кимаки, потом внезапно исчезли и появились найманы. С киданями вообще на мой взгляд получается несуразица - жили кидани, повелевали Китаем, посылали всякое добро/дань на свои исконные земли на северо-восток от Китая, потом были разбиты и уже на реке Эмель 200 000 войско Елюй-даши создает свое государство приучастии множества (это в источниках) присоединившихся тюрок. Откуда тогда на Иртыше задолго до Елюй Даши появились многочисленные и по сей день найманы? Смысл их великой, если судить по количеству народа, откочевки на запад из родного киданьского государства?

По поводу названия тоже можно подисскутировать - совр. калмыки имеют тюркский по сути автоэтноним "калмак" - "оставшийся, отделившийся". Почему тогда возможно тюркоязычные по происхождению племена не могли иметь монгольского этнонима найман как эквивалент термина секиз-огуз?

"Относясь критически к данным источников, В.В.Бартольд не доверял сообщениям компилятора Идриси, который о многих племенах, населявших территорию Казахстана, писал совершенно в ином плане, чем было принято у других мусульманских авторов. Согласно Идриси, у племени кимаков (которых многие исследователи традиционно считали и сейчас еще, по нашему мнению, ошибочно считают состоявшими в генетической связи с кипчаками) было много городов с большим количеством населения, высокоразвитое земледелие и все признаки государственности. Исходя из этого, В.В.Бартольд пишет: "кидане у Идриси не упоминаются, на наш взгляд, можно согласиться с мнением Григорьева, что Идриси смешивает киданей с кимаками ..." [32 - C.292]. "

http://www.kyrgyz.ru/biblio/b_26.shtml

Таким образом, жили на Иртыше кимаки, они же кидани, затем от них откололись найманы.

Все просто.

Если же кипчаки и происходят от кимаков-киданей (в чем Бартольд сомневается), то это еще один довод в пользу их первоначального монголоязычия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По вопросу языковой принадлежности хунну. Можно вернуться к той единственной фразе, которая от них осталась, точнее от хуннуского племени ЦЗЕ. Как только найду ее опубликую но в разделе Древние народы.

Чулуу - я приведу ее тюркские переводы, Вы попробуйте перевести ее с монгольского.

По поводу чувашей - лингвистические исследования действительно относят их язык к древнему языку, который считается был присущ и хунну.

По поводу Ашина, я уже писал, что учитывая восточнотуркестанское происхождение этого рода, мне понятнее перевод этого термина как "голубые/небесные" с иранских языков - asana - тем более что они так себя называли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высказывалось мнение, что предок саха Эллэй – реальная историческая личность. При этом исходят из того факта, что Эллэй выступает как сын татарского царя. А древние тюрки называли татарами монголоязычных шивеев, близких к киданям. Отсюда имя Эллэя сравнивают с фамилией царей киданей Елюй. Весьма характерно и то, что Эллэй бежал от народа нуучча. Как утверждает Ю.И.Васильев, “нуучча” в преданиях - это не русские, а тунгусоязычные ниуча, предки маньчжуров. Возможно Эллэй был сыном или родственником Елюя. Возможно Эллэй был сыном или родственником Елюя Даши, основателя империи Кара Киданей в Туркестане.

В "Эллайаде" есть десятки преданий об отце Эллэя Джура-хане, который воевал с нуучча, когда последние начали истреблять татар, Эллэй переселяется в другое место, точнее на Среднюю Лену. Данный персонаж присуствует и в предании, записанном С.И.Боло. Там он носит имя Суура Хаана (Шури-хана) из татар. Надо сказать, что Шури-хана, воевавшего с нуучча, кангаласцы в XIX в. считали своим предком.

Действительно, в кара-киданьском государстве с 1178 г. до 1213 г. правил внук Елюя Даши по имени Чжулху (Джурка, т.е. Юрка, Юрий) свергнутый Чингис-ханом. Возможно, именно он фигурирует как Джура-Хаан враждовавший с нуучча т.е. с чжурчженями. У Гумилева есть

известие о том, что кидане в долине Иртыша покорили племя канглы -

то есть предков тех же кангаласцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид-ад-дин государство чжурчжэней знает еще под именем Жакут.

8O Значит, они были якуты!

Если серьезно, у эвенков Байкала были роды под названиями Джеку,

эхе, йако в которых видят саха, ассимилированных эвенками.

Напомню, слово якут от эвенкийского йако, под которым они знали

саха. В этой связи еще один парадокс истории. Дело в том, что саха

знают русских как нуучча, от тунгусского нуучча - дьявол, далее самодийского, еще лопарского лоча - искажения от руотси-русь.

Но еще до прихода русских на Вилюе был род Лууччин, в эвенкийских

хосунных эпосах их герой имеет слугу-раба обязательно из Нуучча.

Поэтому здесь речь должна идти исключительно о ниуча - слова под

которым знали чжурчжэней монголы и китайские источники.

Вот этот факт привел к огромной путанице и недоверии к якутскому

фольклору как достоверному источнику. В ней обязательно, говорится

о войне нуучча с татарами, в итоге которого предок саха вынужден был бежать с родины предков. А ведь из истории хорошо известно

о долгой и упорной войне татар Монголии с ниуча-чжурчженями. Хотя бы трагическая гибель Есугэя - отца Темучина (сравни якутское Дьэсэгей Айыы-божество коневодства).

У Дионео (XVIIIвек) говорится, что буряты вышли из Монголии спасаясь от бродячей орды Ниуча. Поэтому надо полагать, что тунгусы и саха русских приняли за чжурчжэней-маньчжуров, о которых были наслышаны. Еще минские источники упорно называют

предков маньчжур под именем урянхайцы, корейцы также маньчжур именовали Оранкай. Из маньчжурских источников известно, что прародитель их государства вышел из долины Омохой-Биган, Омогой

- один из легендарных предков саха. Ураанхай, уранкай - старинное название саха, как и эвенков. В маньчжурском языке саха - означает черный, север, охота. В олонхо саха называются народом ураанхай-саха и борон ураанхай т.е. черные, смуглые уранхайцы. У маньжур

были племена под названием сахарча, сахалянь. По версии Е.С.Сидорова они были черными маньчжурами. Как он утверждает,

в языке саха, особенно из эпоса-олонхо большое количество слов совпадающих с мертвым маньчжурским. Еще в эпосе и фольклоре

саха существует понятие Кытай, Кытат сирэ - страна с теплым климатом, где зимуют птицы.

Древние монголы и древние тюрки очень близкие по всем параметром этносы, я не говорю о тюркоязычных и монголоязычных как таковых. Оба они из рода волка (Бурто-Чино, Шоно). К тому же оба народа имели предания о том, что они были кузнецами у другого народа и

вышли из гор расплавив его. По моему и древние тюрки именовали

это священное место, как и монголы Эргунэ. Только они относились к разным регионам. У одних Хангай, у других Алтай. Оба этноса почитали Отукен-Этиген, землю-мать. У монголов аристократический род борджигин, у кыпчаков - бурджоглу(бурчевичи), которых считают потомками древних тюрков. Отсюда и слова Субэдэя обращенные к половцам, возглавлямым бурчевичами "Мы и вы одного роду и племени". Я высказывал мнение, опираясь на бурятского ученого Дугарова, согласно которому, монголы - потомки древних уйгуров,

что скорее они потомки древних тюрков. На что бурятские товарищи на Форуме глубоко обиделись. Что ж определенная доля истины в их патриотизме есть. По моему еще не оценена роль безусловно монголоязычных сяньби и их племен (тоба, муюнов и жужаней) в истории Великой степи и сопредельных территорий, особенно Дальнего Востока, в отличии от тех же хунну и тюрков. В этой связи очень убедительна гипотеза Л.Н.Гумилева, выводящая Ашина от монгольского Чино, Шоно - волк, волчий род. Таким образом, Ашина-означает благородный волк. К тому же известны китайские источники,

выводящие Ашина-тюрков из сяньби проживавших на провинции Ганьсу. В отличии от гипотезы Кляшторного, высосанного из пальцев.

Ашина при всем желании не имеют отношения к Алшынам - от слова ала, алачин. В олонхо мифический предок племени саха носит имя Адьына, Айына Сиэр. Сравни династия Ашина Шер. С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Мухаммад б. Текеш
Подскажите кто такие кара-китаи, и предками какого современного народа они являются.

Каракитаи это ушедшие на запад кидане. Жили на севере китая, образовав государство Ляо, были завоеванны и согнаны со своих насижанных мест в начале 12 веке Джурдженями.

Вот ссылка на более подробную историю ссылка

Насколько я могу судить, прямых потомков киданей в современном мире не существует :)

Удачи!

С уважением

М.б.Т.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В "Ляо ши" (подчеркну специально - написано монголом Токто) есть пассаж (в нем в круглых скобках даны сами китайские слова): "Племя (було) называется бу, а род (шицзу) называется цзу. Кидани по старым обычаям делили землю и жили, соединяли роды и существовали."

В.С. Таскин предлагает понимать под "бу" племя или кочевье, а под "цзу" - род или обок. Однако есть сомнение - в своем предположении Таскин следует только из одного фрагмента книги Б.Я. Владимирцова, где вся этно-социальная структура (ЭСС) монголов схематично представлена как цепочка аил-род (обок)-племя (иргэн)-улус. Хотя в то же время Владимирцов не раз подчеркивает, что эта система была и сложнее и куда более вариативной, меняющейся, когда границы между данными составляющими цепочки были размытыми и переходящими друг в друга. Кроме того, в данной цепочке выпали еще 2 важных составляющих этой ЭСС - уруги и ясуны. Таким образом вполне возможно, что китайцы поняли под "племенем" (було) как раз сложные обоки и иргэны, а под "родом" (шицзу) - уруги и ясуны, т.е. именно кровнородственные кланы и линиджи. Тогда возникает вопрос, а не переданы ли через "бу" и "цзу" соответствующие понятия из киданьского языка ? Есть ли глоссы в киданьском (да и вообще всех монгольских, и шире - алтайских, языках) с такими значениями и возможным их транскрибированием в 12-14 вв. китайскими "бу" и "цзу" (тут они даются в современном их звучании) ?

Очень соблазнительно видеть тут опускание начального гласного в киданьских терминах сравнительно с монгольскими эквивалентами: смотрим пары - предположительный киданьский термин и его монгольский эквивалент (предположительное звучание киданьского выводится через реконструкцию среднекитайской фонетики соотв. иероглифов):

бу ~ *бок и обок ;

цзу ~ *зут и ясун

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В "Ляо ши" (подчеркну специально - написано монголом Токто) есть пассаж (в нем в круглых скобках даны сами китайские слова): "Племя (було) называется бу, а род (шицзу) называется цзу. Кидани по старым обычаям делили землю и жили, соединяли роды и существовали."

...Тогда возникает вопрос, а не переданы ли через "бу" и "цзу" соответствующие понятия из киданьского языка ? Есть ли глоссы в киданьском (да и вообще всех монгольских, и шире - алтайских, языках) с такими значениями и возможным их транскрибированием в 12-14 вв. китайскими "бу" и "цзу" (тут они даются в современном их звучании) ?

Очень соблазнительно видеть тут опускание начального гласного в киданьских терминах сравнительно с монгольскими эквивалентами: смотрим пары - предположительный киданьский термин и его монгольский эквивалент (предположительное звучание киданьского выводится через реконструкцию среднекитайской фонетики соотв. иероглифов):

бу ~ *бок и обок ;

цзу ~ *зут и ясун

Племя (було) называется бу, а род (шицзу) называется цзу

Я не знаю про киданьский достоверно, но вообще у бурят есть такое слово

БYЛЭ "родня" или ГЭР БYЛЭ "семья". Ничего не могу пока больше придумать. Хотя в целом ваша идея про обог нравится.

А вот цзу... Тут мне припомнилось, что в кит. цз- может передавать много каких разных звуков из алтайских. Даже к- и рг- и что-то еще. Я в этом ничего не разбираюсь, просто слышал от коллег кто по китайскому понимает. Еще припомнилось, что в Цидань го чжи объединение борджигин-монголов кажется (не могу тут ручаться, просто это чье-то предположение) названо ВАЦЗЕЦЗИ, а если это так, то -цзе- тут передает -рдж-?

Еще версии. Цзу также напоминает юж.-монг. чусан "кровь", в халхаском - цус, в бурятском шуhан.

Еще может быть, что связь со словами типа "кровь" не так уж далека, потому что в бурятском БYЛЭ родня, как уже говорил, но БYЛИН - это "сгусток крови" и есть кажется еще какие-то слова в бурятском с этим корнем БYЛ, которые относятся одновременно к понятиям кровь и родство. Может быть, у киданей была какая-то не сохранившаяся до нас система терминологии кровного родства, где уделяется место не идее "кости" и "суставов", как сейчас у многих монголов (типа YЕ - одновременно сустав и поколение, счет генеалогии ведется по условным как бы суставам).

Вот пока все, что я могу помочь и придумать.

Хотя тут еще мне вспомнилось, что "кровная месть" у халхасцев называется МАХ ЦУСНЫ ХОНЗОН, т.е. "мяса и крови месть", а у бурят - мяха шуhанай хиhаан или мяха шуhанай Yhоо и еще есть несколько подобных терминов для обозначения мести за близкого родствениика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть, у киданей была какая-то не сохранившаяся до нас система терминологии кровного родства, где уделяется место не идее "кости" и "суставов", как сейчас у многих монголов (типа YЕ - одновременно сустав и поколение, счет генеалогии ведется по условным как бы суставам).

Вот пока все, что я могу помочь и придумать.

Хотя тут еще мне вспомнилось, что "кровная месть" у халхасцев называется МАХ ЦУСНЫ ХОНЗОН, т.е. "мяса и крови месть", а у бурят - мяха шуhанай хиhаан или мяха шуhанай Yhоо и еще есть несколько подобных терминов для обозначения мести за близкого родствениика.

Да, это любопытная мысль, спасибо ! Действительно, у киданей вполне могло быть несколько иное деление, чем у монголов Чингисхана (не "суставы", а "мясо" например ;) ), хотя и сохраняющее общие с ними принципы по развитию не в простой кровнородственный клан, но в более сложную структуру типа обок/иргэн.

ЗЫ: "було" в данном случае китайское слово/термин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племя (було) называется бу, а род (шицзу) называется цзу
Я не знаю про киданьский достоверно, но вообще у бурят есть такое слово БYЛЭ "родня" или ГЭР БYЛЭ "семья".

У кыргызов дети родных сестер называют друг друга бёлё (одноплеменники по метеринской женской линии). Например, дети моей тетки по материнской линии приходятся мне бёлё.

По-кыргызски Yй бюлё - семья, где Yй - дом. Очень сходно с бурятским ГЭР БYЛЭ, где гэр - юрта, жилище, дом.

бюлёлюю - семейный.

Кёп бюлёлюю - многосемейный

Уй бюлёлюю, беш баланын атасы - женатый, отец пятерых детей.

Еще может быть, что связь со словами типа "кровь" не так уж далека, потому что в бурятском БYЛЭ родня, как уже говорил, но БYЛИН - это "сгусток крови" и есть кажется еще какие-то слова в бурятском с этим корнем БYЛ, которые относятся одновременно к понятиям кровь и родство.

В кыргызском языке слова с корнем бёл переводятся как деление, делить и т.п.

бёлёк - отдельный, другой

бёлюк - часть, сегмент

бёлюм - секция, департамент

бёлюнчё - часть, доля

бёлюшуу - разделять, делить

и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...