Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

Можете пояснее расписать выше написанное Вами?

Имеете ввиду, что песня у казахов и кыргызов не о Кара жорга?

 

 

Қара жорға болмаса, бидің сәні келер ме,

Қос етек көйлек кимесе қыздың сәні келер ме.

Ал қәнекей жолдастар біреуің шық тойбастар,

Той дегенде дейді екен домалайды қу бастар.

Ал халайық билеңдер билеңіздер сүйгенмен,

Басыңыздар шаттанып қара жорға биіне.

Қоссын барлық бейнеге қан тарасын денеге,

Қара жорға болмаса тойдың сәні келер ме.

Қара жорға ойнаңдар қой десе де қоймаңдар,

Қос жүректің шаттығын дәл осылай тойлаңдар.

Келе бермес ыңғайға дәл осындай күн қайда

Ойнаңыздар жамағат билеңіздер мұндайда.

Шалдар жүрсе шаттанып жанарынан от жанып

Би билесін майданда кемпіріне мақтанып

Кемпір жүрсін кеңкілдеп ақ жаулығы желпілдеп

Шалдарына көз қысып би билесін секілдеп

Биле жеңгем билегім мына тойдың гүлі едің

Ағалардың қалайда дыр дыр еткіз жүрегін

Салауатты ағасы азаматтың сарасы

Билеп жатқан сылқылдап келіншектерге қарашы

Биле биле жігіттер жанып тұрған үміттер

Шыққанынша тоқтама маңдайыңнан тұнық тер

Биле қыздар бұралып сауық сайран құратып

Жауласын бір от сезім жүректерде сұрапыл

Қыздар солай мәздасын жүрек қылын қозғасын

Көрген кезде жігіттер талып түсе жаздасын

Ғашықтарда тіл қатып жүректерді жыр қатып

Қыз бен жігіт қосылып билеу деген бір бақыт

Биле биле сұлуым қандай ғажап күлуің

Сыртылдасын саусағың былқылдасын буының

Анау тұрған бойжеткен сүйкімді еді ау ой неткен

Талайлаған жігіттің жүректерін сөйлеткен

Қара жорға болмаса, бидің сәні келер ме

Қос етек көйлек кимесе қыздың сәні келер ме

Қара жорға ойнаңдар қой десе де қоймаңдар,

Қос жүректің шаттығын дәл осылай тойлаңдар!

 

 

 

Будет ли красивым танец, без кара жорга?

Будет ли красивой девушка, без нарядного платья?

А, ну-ка, товарищи выйдите кто-то и начинаем праздник наш,

Когда праздник, тогда все потанцуют.

А, ну-ка танцуйте народ, танцуйте с любимыми,

Начинайте велеситься, танцуя кара жоргу.

Пусть все танцуют, пусть кровь бушует,

Будет ли красивым праздник, без кара жорга?

Танцуйте кара жорга, если скажет: "прекращайте", не прекращайте,

Празднуйте именно так, радость двух сердец.

Не каждый день бывает, такой удобный случай,

Так что, танцуйте народ, танцуйте в таком случае.

Пусть старики ходят радостными, радуясь жизни,

Пусть танцуют на площадке, хвастаясь своей жене.

Пусть старухи не сидят на месте,

Пусть они тоже танцуют, подмигивая старикам.

Танцуй невестка, ты цветок этого праздника,

Пусть сердце наших парней сильно бьется.

Здоровые и отличные старшие браты у нас,

Смотрите-ка на тех молодых женщин, которые ой как танцует.

Танцуйте, танцуйте парни, наши надежды,

Не останавливайтесь до тех пор, пока не потейте сильно.

Танцуйте девушки, красиво, изящно,

Пусть нас охватит горячие чувства.

Девушки пылайте, заводя наши сердца,

Когда увидят парни, пусть потеряют сознание.

Молвить сердце возлюбленных,

Когда парень и девушка танцует вместе, это одно счастье.

Танцуй, танцуй моя красавица, какая чудесная у тебя улыбка,

Пусть все суставы будут в движении.

Вон та девушка, ой какая она красивая!

Немало парней она влюбила в себя.

Будет ли красивым танец, без кара жорга?

Будет ли красивым девушка, без нарядной платьей?

А, ну-ка, товарищи выйдите кто-то и начинаем праздник наш,

Когда праздник, тогда все потанцуют

 

г-н. Арсен, извините меня, но в этом тексте песни "Кара жорга" не про иноходце, а именно здесь речь про танца "Кара жорга" и не больше.

Например текст казахской песни "Бозжолга":

Бозжорға

 

Мінген атым Бозжорға,

Сен дегенде сөз бар ма,

Бозжорға,Бозжорға.

Қос тұяғың кербездей,

Әндей сұлу созғанда,

Бозжорға,Бозжорға.

Өмір барда,бақыт жолда,

Жорғалашы,жорға жүйрік жорғала,

Жүрегімде іңкар жүйрік сен ғана.

Қ-сы.

Жорға,жорға,жорға,жорғалашы,

Жорға,жорға,жорға,жорғала,

Жол серігім сен ғана,

Алдымызда арман тұнған кең дала.

Өмір бәйге бозжорға,

Сенен жүйрік озған ба,

Бозжорға,Бозжорға.

Айналайын Бозжорға,

Сен дегенде сөз бар ма,

Бозжорға,бозжорға.

Құшақ жайған өз даласы,

Жүрегімңің Бозжорғасы,сен ғана,

Іңкар жүрек басылар ма сонда да

Қ-сы.

 

здесь действительно поётся про "жорга", т.е. песня про иноходце! 

У каракалпаков в оригинале "кара жорга" это нама (музыка без слов исполняется дутаром), а постановка каракалпакского танца на музыку "Кара жорга" на сценах называется "Шабандоз".

 

фотографий из темы  http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4679-29-aprel-mezhdunarodnyi-vsemirnyi-den-tantca/

1a7662afcce2.jpg 558480465179.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы, что не хотите видеть разумеющее или действительно не видите? Песня "Кара жорга" о танце Кара жорга...

Бозжорга - это песня, а не танец...

Странно получается у Вас название музыки и танца под нее различны... Это и есть не совпадение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть Ваш дед просил исполнить казахскую Кара жорга?!

казахская песня "кара жорга" под которым танцует, по моему новодел. А так сейчас танец кара жорга у нас вышел из моды.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книге Лейаса Годфри «Kazak exodus» (Исход казаков), в которой рассказывается история о вынужденном исходе (миграции) казахов СУАР КНР (в основном это керейты) от коммунистов России, МНР и КНР, через Тибет, Индию, Пакистан в Турцию.

 

Книга хорошо иллюстрирована. Вот некоторые из фотографий:

 

"The Dance of the Black Stallio" - "Танец черного жеребца" (Это "Қара жорға"?):

 

kazak-exodus-29.jpg

 

""The Dance of the Roebuck" - "Танец самца косули"? Правильно ли я перевел? Есть ли похожее название танца у торгутов?:

 

kazak-exodus-30.jpg

 

Со слов автора следует, что мужчины казахи Кобды и Синьцзяня (по-казахски этот район называется Алтай), в основном это кереи, стали осваивать танец из-за сильного влияния ислама, чтобы исключить женский танец как аморальное поведение взяли это на себя!!!

 

АКБ:

 

наверняка надо понимать автора так, что у казахов всегда существовали исключительно женские танцы, но с усилением влияния ислама мужчины казахи региона Кобды и Синьцзяня, которые близко соседствуют с торгаутами, как говорится "решили взять огонь на себя" запретив женщинам танцы и принявшись сами за танцы, за неимением которых (мужских казахских), переняли указанные пару танцев у монголоязычных торгаутов!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Если танец кара-жорга казахи заимствовали у торгоутов в совр. СУАР, чтобы аморальными вещами не занимались женщины, то закономерно возникает вопрос - откуда этот танец появился у кыргызов, кара-калпаков и т.д.? Тоже решили уберечь своих женщин от аморальных танцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший вопрос. Но на него у меня есть и хороший ответ.  :)

 

Лейасу Годфри, автору книги, само появление этих 2-х мужских танцев таким образом объяснили сами казахи. У кого они заимствовали эти 2 танца автор не уточняет (можно лишь предположить, что он не спросил, а те не объяснили). Точно также, как не уточняет автор и то, кому первично принадлежали эти 2 танца - кыргызам или торгаутам:

 

1 - танец черного жеребца

2 - танец марала (?)

 

Судя по региону, то соседствовали казахи СУАР КНР больше с торгаутами, поэтому я так предположил (торгауты же, емнип, в свою очередь соседствуют с севера через государственную границу с кыргызами КР). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если танец кара-жорга казахи заимствовали у торгоутов в совр. СУАР, чтобы аморальными вещами не занимались женщины, то закономерно возникает вопрос - откуда этот танец появился у кыргызов, кара-калпаков и т.д.? Тоже решили уберечь своих женщин от аморальных танцев?

А что танец для вас кыргызов не аморален?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое отношение к теме имеют последние 2 ролика? Зачем захламлять тему?

Для этого есть другое место:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3901-mongoly/?view=getnewpost

 

Лучше бы ответили, конечно если знаете, существуют ли у торгаутов, хошутов и олётов Синьцзяня такие танцы как "Танец черного жеребца" и "Танец марала" или что-то похожее по стилю или названиям?

 

Оговорюсь, что к большому сожалению есть и минусы данного форума, который в виду своего русскоязычия позволяет активно в нем участвовать из всех халхоязычных народов лишь калмыкам и бурятам и не дает такой возможности халхасцам Халхи, другим народностям Халхи и АРВМ КНР, торгаутам, хошутам, олётам и другим племенам Синьцзяня КНР и прочим.

 

Имхо, узнать их мнения, информацию об особенностях их языков, их традиций, культур и о многом другом, было бы гораздо интереснее и полезнее. В особенности это касается закрытого от мира монголоязычных племен Синьцзяня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Если танец кара-жорга казахи заимствовали у торгоутов в совр. СУАР, чтобы аморальными вещами не занимались женщины, то закономерно возникает вопрос - откуда этот танец появился у кыргызов, кара-калпаков и т.д.? Тоже решили уберечь своих женщин от аморальных танцев?

А что танец для вас кыргызов не аморален?

 

А что аморального в этом танце? Может поясните?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Последний ролик - монгольский танец - можно было бы отнести к заимствованию от русского перепляса,.. или наоборот (?). :)

И начать новую дискуссию о заимствовании.:) :) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лейасу Годфри, автору книги, само появление этих 2-х мужских танцев таким образом объяснили сами казахи. У кого они заимствовали эти 2 танца автор не уточняет (можно лишь предположить, что он не спросил, а те не объяснили). Точно также, как не уточняет автор и то, кому первично принадлежали эти 2 танца - кыргызам или торгаутам:

 

1 - танец черного жеребца

2 - танец марала (?)

 

Судя по региону, то соседствовали казахи СУАР КНР больше с торгаутами, поэтому я так предположил (торгауты же, емнип, в свою очередь соседствуют с севера через государственную границу с кыргызами КР). 

 

Сами казахи Синьцзяня (Алтая) пишут, что танец "Кара жорга": 

 

1 - называется также "Боз айғыр" или "Сивый жеребец"

2 - распространен только среди казахов Китая (Синьцзянь) и Монголии, собственно которые и принесли его казахам Казахстана в начале 2000-х годов, но наш сарыаркинец Arstanomar уверен, что знает его чуть ли не с пеленок.   :osman6ue: 

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CCgQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.minber.kz%2F2013%2F12%2F%25D0%25B6%25D0%25B5%25D2%25A3%25D1%2596%25D1%2581%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25BD-%25D0%25BD%25D2%25AF%25D1%2581%25D1%2596%25D0%25BF-%25D2%259B%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0-%25D0%25B6%25D0%25BE%25D1%2580%25D2%2593%25D0%25B0-%25D0%25B1%25D0%25B8%25D1%2596%25D0%25BD%25D1%2596%25D2%25A3-%25D2%259B%25D0%25B0%2F&ei=i5uqU4r1L6i7ygOXuYDIDA&usg=AFQjCNEbtfyhH6sRfHlWJ0oxzey5XVGtSQ&bvm=bv.69620078,d.bGQ&cad=rjt

 

"Кара жорга" в исполнении китайских казахов, имхо, потомков древних керейтов,   ;)  а самое главное, что на ролике танец исполняется на земле древнего и истинного Могулистана Чингизхана (в северной части СУАР КНР):

 

Эксклюзивно для репетиций Arstanomar'а.  :) 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

75-летний халхасец Риймид Самжид, с 1955 года артист хореограф Баян-Ульгийского казахского драматического театра, в совершенстве владеет казахским языком и с дества танцует "Кара жоргу":

 

55bcca262331e4c64c8664b6f485a1cd.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если танец кара-жорга казахи заимствовали у торгоутов в совр. СУАР, чтобы аморальными вещами не занимались женщины, то закономерно возникает вопрос - откуда этот танец появился у кыргызов, кара-калпаков и т.д.? Тоже решили уберечь своих женщин от аморальных танцев?

А что танец для вас кыргызов не аморален?

А что аморального в этом танце? Может поясните?
Ну в этот странный танец танцуют женщины наряду с мужчинами, но конечно в нынешные время это пустяк, но раньше до революций не думаю такие вещи приветсвовали среди кыргызов, среди казахов-мусульман точно нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что-то разные по звучанию, вот еще один казахский кюй "Кара жорга".

 

 

А это каракалпакский вариант на дутаре:

 

http://www.youtube.com/watch?v=5ucnAgiuAyI

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

 

 

Если танец кара-жорга казахи заимствовали у торгоутов в совр. СУАР, чтобы аморальными вещами не занимались женщины, то закономерно возникает вопрос - откуда этот танец появился у кыргызов, кара-калпаков и т.д.? Тоже решили уберечь своих женщин от аморальных танцев?

А что танец для вас кыргызов не аморален?
А что аморального в этом танце? Может поясните?
Ну в этот странный танец танцуют женщины наряду с мужчинами, но конечно в нынешные время это пустяк, но раньше до революций не думаю такие вещи приветсвовали среди кыргызов, среди казахов-мусульман точно нет.

 

 

А что казашки до революции носили паранджу наверное? Все читали пятикратный намаз, не ели конину, запрещенную в исламе, носили одежду арабского образца? Не надо здесь сказок про прямо таки сказочное прошлое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До революций казахские девушки не плясали перед мужчинами, этого было точно. А судя по вашим нервным постом у вас было не так. Но это не мое дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

А Вы так уверены в своих словах? Если для Вас танец перед мужчинами напоминает только стриптиз, тогда понятно, очарование простого танца тогда Вам не понять. Во втором предложении вырисовывается некое пренебрежение, выпад в адрес моего народа. Поверьте мне в 19 веке казахи и кыргызы ничем не отличались, только у нас не было чингисидов. Уровень исламизации был практически одинаков. И у казахов и у кыргызов ислам в массы несли муллы-татары. Далее не советую Вам пренебрежительно отзываться о том или ином народе, последует наказание.

А теперь Вам к прочтению данные ученых:

 

 

Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец). В музыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания — переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по несколько дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическими действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, которые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для "изгнания злого духа". В отличие от узбеков, таджиков и др. вост. народов мусульм. вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, — коян беркут.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Еще Вам информация для просвещения:

 

С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

post33small2.jpgНаиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.

post33small3.jpgАвтору этих строк посчастливилось видеть выступление одного из старейших народных танцовщиков в 1966 году. В числе других на свадьбу сына одного из моих давних знакомых в Алма-Ате был приглашен и я. В разгар свадебного торжества, войдя в зал, в котором веселилась молодежь, обратил внимание на старика, наблюдавшего, прислонившись к стене, за «движениями-танцами» парней и девушек, исполнявших, кто как мог, рок-н-ролл и твист. В какое-то мгновенье, недовольный весьма непристойными, по его мнению, движениями танцующих, старик вышел в центр площадки и сам стал плясать, представляя публике какой-то незнакомый танец. Своими движениями и мимикой он изображал устремленный полет и охоту беркута — древнего символа мужества и благородства, его гордо посаженную голову, грозный взгляд, стальные когти, размах крыльев. Это был известный в павлодарском Прииртышье народный акын Жунисбек Жолдинов. Так я познакомился с этим удивительным человеком, талантливейшим представителем народных танцовщиков. В тот вечер он нам показал рисунки и основные движения таких старинных танцев, как «Айкосак», «Жезтырнак», «Клышпан-би», «Бала-буркут», «Казахско-калмыцкий танец», «Кусбеги», «Алка-котан» и др.

post33small4.jpgБолее того, в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, например, «Келиншек», «Коян-буркут», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена имели своих мастеров-танцовщиков (кулар) на положении придворных шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов». Мне довелось услышать однажды в Шимкенте, на вечере-диспуте из уст самого Мухтара Ауэзова об искусстве исполнителей народного танца «Ортеке», бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков с незапамятных времен и исполнявшегося странствующими танцовщиками — ортекешилер, изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь Вам к прочтению данные ученых:

 

 

Ув. Rust, автор информации Узбекали Джанибеков сын своего региона (ЮКО), и сын своего времени (вторая пол. 20 в.), поэтому это исключительно его личное видение вопроса в существующем его окружении.

 

Хотя буквально все этнографы, путешественники и историки вплоть до 19 века (Гавердовский, Красовский, Аристов, Гродеков, Валиханов, Букейханов, Ибрагимов и мн. др.), подробно описавшие казахскую культуру и традиции, отрицают наличие мужского танца у кочевых казахов степных областей.

В их трудах можно встретить что угодно, описания ритуалов, обычаев, поверий, игр, состязаний, песенного и инструментального жанра, женского танца (точнее девичьего) и т.д и т.п., но о существовании традиции мужского танца никто даже не заикается.

Часть цитат я приводил выше.

Кроме них также считает и сам народ - у нас невозможно словосочетание "ердің биі" (мужской танец), оно звучит не логично, кроме того ни один казах ни в одном уголке огромной страны не сможет вам продемонстрировать ни одного танца, кроме современных "международных": цыганочку, лезгинку, ламбаду, брейк и т.п.

 

Поэтому я склонен полагать, что чрезвычайно не популярный в народной массе мужской танец "Кара жорга", о котором казахи узнали по ТВ лишь в самом начале 2000-х гг. от оралмана из Синьцзяня - это явное заимствование, как самой традиции мужского танца, так и непосредственно данного танца "Кара жорга", может быть и других там всяких "Буын би" и прочих. 

 

Возникают вопросы:

Кто заимствовал? Естественно те казахи, кто близко соседствовал и имел контакты с народами, у кого эти танцы существуют издревле.

У кого заимствовали? Естественно у каракалпаков, кыргызов и торгаутов.

 

Хороший пример для сравнения - у русских юго-западной Сибири близко контактировавших с казахами степных областей существовала устойчивая традиция говорить между собой на казахском языке и с удовольствием есть конину и пить кумыс, но разве можно по ним судить о всех русских? Конечно же нет! Точно также и с этим танцем в паре регионов - на юге и в Синьцзяне.

 

Таким образом, можно резюмировать - у казахов не было и нет мужских танцев, они им просто не свойственны! А популистски навязанный казахам "Каражорга" вероятно и останется единственным мужским танцем как некое средство для увеселительных мероприятий наряду с лезгинкой, ламбадой и другим иностранными танцами. :az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...