Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

 

5. Непонятно также "сохранившаяся в древних текстах Согдианы форма… Алты Чуб - шесть "племен клана" Чуб государства Юэ-бань ("Авар" по Паркеру и др.).

Алты Чуб Согдак никогда не были в Юэбань. Они были вначале на севере Ганьсу, а потом в Ордосе. Юэбань же располагалось в Семиречье.    

Чуб из Алты Чуб Согдак вероятнее всего передает кит. Чжоу 'административный округ', поскольку у нас имеется китайский перевод этого словосочетания Лю Чжоу Ху 'шесть административных округов хусцев'.

Юэбань никаким доступным мне способом нельзя соотнести с Авар.

"Бань" в китайском санскрите часто заменяет "Вар" (Паркер Е.) 

Отсюда он выводит Авар из Юэ-бань. Это ж северные хунны с древним клановым именем Чуб (Чуе), что вполне логично.

 

Вики:

<<Юэбань (кит. упр. 悅般пиньиньYuèbān) — древнее государство народа хунну в центральной части юга современного Казахстана.[1] Основано в 160-егоды н. э.

Юэбань делилась на 4 племени: чуюечумичумугуньчубань.[2]

Часть исследователей считают, что государство Юэбань получило своё название от племени чубань[3].>>

 

(Не получило, очевидно. Авар - ранговое имя хунн (средний ранг иерархии), Чуб - клановое имя. Т.е. это разные категории)

 

<<Алты чуб — в середине VII в. н. э. тюркское название шести чубов, интерпретируются как чуйские племена, потомки среднеазиатских хуннов:

чуюе (чоль),

чуми,

чумукунь (кимаки),

два раздела племени чубань, и

шато (чугай)[1]. Причем шато являются подразделением племени чуюе.>>

 

Кимаки нет, конечно. И не "чуйские племена", очевидно. Это северные хунны с клановым именеи Чуб. (Сюбу)

Слушайте, да не бывает никакого "китайского санскрита", что бы там кто-то не писал. Нет такого в природе.

 

В слове Юэбань два слога. Один имеет современное чтение бань. Действительно мог трансрибировать иноязычное вар.

 

А с другим-то как быть? Он читался *нга, это такой заднеязычный носовой.

 

Про Алты чуб, вероятно, следует все же не Википедию читать, а например, книжку Кляшторного про рунические надписи как исторический источник. Там этому делу целая глава посвящена.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В китайских транскрипциях каган 可汗  Кэхань и хатун 可敦 Кэдунь есть все, что ожидается.

 

Конечного -н нет в неудачных реконструкциях Пуллибланка.

Я уже писал, что не настолько лингвист, чтобы спорить даже с Вами.

 

Вот еще интересно у Дыбо А.В:

 

<<5. čo/uvy МК 'титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана в хотанской иерархии, = тюрк. yabgu' (Cl. 394: “a Khotanese word might be native Saka or corrupt Turkish; it is possible that this is a corruption of the word yabgu”) - хсак. şşau, Pl. ssuvanä 'официальный титул, противопоставленный rrund- 'царь', оппозиция примерно та же, что и между микенскими basileus 'правитель провинции' и wanax 'царь', <*xšāvan, от *xšā- 'владеть, править' Bailey 412; вокализм тюркской формы может указывать на хсак. косвенную основу как источник заимствования.>>

 

ssuvanä ?

 

Люди Суван (Суан) во главе с Вирагом ("цветок" на венгерском, распространенное имя в Венгрии) волжских болгар в записке у Ибн Фадлана.  

 

"титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана", 'правитель провинции'...

 

Хакан -> Балтавар -> Суван

 

Суван волжских болгар соответствует Жупану дунайских болгар, видимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Я не путаю. Чтобы убедиться в этом, можно просто поискать Сюйляньти в интернете. Займет примерно 0,0039 сек.

 

2. Хэлянь это та же фамилия, только записанная позже.

 

3. Дыбо зовут не А.Н, а Анна Владимировна.

 

4.  Не  Pulleyblanc, а Pulleyblank.

За Анну Владимировну благодарю... ))) Спешка, знаете ли...

 

Про имена и интерпретации с китайского - это ж только версии. 

 

Если та же фамилия со значением "Рыжий", то какое отношение она имеет к имени Клана?

1. Не за что. Папа Анны Владимировны чрезвычайно даровитый филолог, академик.

 

2. Версии. Но это овсе не означает, что они должны быть произвольными, бездоказательными.

 

3. Да нету там никакого "Рыжий". Дыбо же просто пишет, что, мол, похоже, да. Вы же сами привели текст:

 

"Возможно, тюрк. jegren ‘рыжий’ (EDT 914)? Такое толкование соответствовало бы отчасти и смыслу иероглифов, и китайскому прозвищу «красный» (см. Таскин 1973, 168)."

 

Действительно, возможно. Но возможно и нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это просто удивительно. Вы же пишете о форме, сохранившейся в древних текстах Согдианы. Потом оказывается, что это 1. тюркизированная форма 2. хотанского оригинала.

 

Но так или иначе в хотанском не было śāhauja 'зонт'. Зонт в хотанском chāya, см., например, Khotanese Texts, Volume 6, edited by H. W. Bailey, на странице 131 (доступно в Гуглбукс). В свою очередь, в хотанском это слово абсолютно достоверно является санскритским заимствованием cháyá 'зонт'. Это очень легко показать - в иранских везде в анлауте будет s- см. уже приведенное согдийское слово, авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д. Это вообще одно из кардинальных явлений иранских языков.

 

Однако если это заимствование из санскрита, то оно и появилось вместе с санскритом. То есть с буддизмом. Но буддизм в тех районах, где были сюнну, появился лет этак на 300 позже первой фиксации (не появления!) фамилий сюннуских родов. 

 

Следовательно, čowač не может иметь отношения к Сюйбу.

Да я согласен с Вами, только слова то и титулы хуннские заимствованы из языка юэ-чжи, очевидно.

 

Тот же Огур-Огар - "рог-бык" в структуре "десять рогов" хунн Онногур или в Болгар (пять рогов) из санскрита: Горайа - бык.

 

Про čowač согласен, речь идет об изначальной основе слов:

 

<<авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д>>

 

saya + bu -> Сюй-Бу

 

Хунны многие вещи культурно заимствовали у юэ-чжи. Да и ассимилировали сравнительно большую часть, видимо, судя по археологии.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В китайских транскрипциях каган 可汗  Кэхань и хатун 可敦 Кэдунь есть все, что ожидается.

 

Конечного -н нет в неудачных реконструкциях Пуллибланка.

Я уже писал, что не настолько лингвист, чтобы спорить даже с Вами.

 

Вот еще интересно у Дыбо А.В:

 

<<5. čo/uvy МК 'титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана в хотанской иерархии, = тюрк. yabgu' (Cl. 394: “a Khotanese word might be native Saka or corrupt Turkish; it is possible that this is a corruption of the word yabgu”) - хсак. şşau, Pl. ssuvanä 'официальный титул, противопоставленный rrund- 'царь', оппозиция примерно та же, что и между микенскими basileus 'правитель провинции' и wanax 'царь', <*xšāvan, от *xšā- 'владеть, править' Bailey 412; вокализм тюркской формы может указывать на хсак. косвенную основу как источник заимствования.>>

 

ssuvanä ?

 

Люди Суван (Суан) во главе с Вирагом ("цветок" на венгерском, распространенное имя в Венгрии) волжских болгар в записке у Ибн Фадлана.  

 

"титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана", 'правитель провинции'...

 

Хакан -> Балтавар -> Суван

 

Суван волжских болгар соответствует Жупану дунайских болгар, видимо.

SWR, всякий может спорить с любым. Но не по-всякому, есть вполне простые стандарты. Они заключаются в достоврености исходных посылок и доказательности утверждений. Это все.

 

Книжка Дыбо хорошая и насыщенная любопытными фактами. Но очень неряшливая, сделанная наспех. Даже в приведенной цитате видно - "rrund- 'царь'". Это не "царь", а "цари", и не rrund- тогда уж, а rrundе-. 

 

Поэтому читать надо, а пользоваться осторожно. Да как и с любыми книжками.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это просто удивительно. Вы же пишете о форме, сохранившейся в древних текстах Согдианы. Потом оказывается, что это 1. тюркизированная форма 2. хотанского оригинала.

 

Но так или иначе в хотанском не было śāhauja 'зонт'. Зонт в хотанском chāya, см., например, Khotanese Texts, Volume 6, edited by H. W. Bailey, на странице 131 (доступно в Гуглбукс). В свою очередь, в хотанском это слово абсолютно достоверно является санскритским заимствованием cháyá 'зонт'. Это очень легко показать - в иранских везде в анлауте будет s- см. уже приведенное согдийское слово, авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д. Это вообще одно из кардинальных явлений иранских языков.

 

Однако если это заимствование из санскрита, то оно и появилось вместе с санскритом. То есть с буддизмом. Но буддизм в тех районах, где были сюнну, появился лет этак на 300 позже первой фиксации (не появления!) фамилий сюннуских родов. 

 

Следовательно, čowač не может иметь отношения к Сюйбу.

Да я согласен с Вами, только слова то и титулы хуннские заимствованы из языка юэ-чжи, очевидно.

 

Тот же Огур-Огар - "рог-бык" в структуре "десять рогов" хунн Онногур или в Болгар (пять рогов) из санскрита: Горайа - бык.

 

Про čowač согласен, речь идет об изначальной основе слов:

 

<<авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д>>

 

saya + bu -> Сюй-Бу

 

Хунны многие вещи культурно заимствовали у юэ-чжи. Да и ассимилировали сравнительно большую часть, видимо, судя по археологии.

Неподтвержденные благоглупости.

 

Судя по археологии юэчжи вообще никак не отличались от сюнну. Нет еще способов их отличить, не придумали.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Неподтвержденные благоглупости.

 

Судя по археологии юэчжи вообще никак не отличались от сюнну. Нет еще способов их отличить, не придумали.

Т.е. были такие же характерные монголоиды? 

Принято считать Юэ-чжи европоиднами хотя некоторая монголоидность, очевидно, тоже присутствовала.

 

Вот взять хотя бы болгар - южных хунн (это видно даже по книге Паркера Е. 1895 года не говоря уже о работе Будберга 1936 года и недавние работы Sanpieng Chena) были европоидны, брахикранны с несколько уплощенным лицом не сильно выступающим носом - зливкинский тип. 

Никак не могут найти в Европе место где происходило смешение якобы изначально монголоидных болгар с сарматами, аланами до 370 года... Так ведь и не надут. Это смешение произошло еще в Китае видимо с малыми юэ-чжами и прочими осколками, оказавшимися в той же ситуации. 

 

Знаете, Ваше "saya" навело на мысль о разрядах скифов:

Таргитай - вождь 

Колаксай, 

Арпоксай (средний брат)

Липоксай

 

Все это напоминает разряды хунн и тюрков:

Тугры, Кули, Лули, Апо (Вар - середина, где В-протез)

 

Арпоксай - Ар-пу-сай

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Книжка Дыбо хорошая и насыщенная любопытными фактами. Но очень неряшливая, сделанная наспех. Даже в приведенной цитате видно - "rrund- 'царь'". Это не "царь", а "цари", и не rrund- тогда уж, а rrundе-.

Справедливости ради, у Дыбо А.В. все таки "runde - ‘цари", а не царь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати есть вопрос к знатокам знакомым с трудами Гумилева, в своей книге История народа Хунну в главе о знатных родах он пишет:

"Знатные роды.Знатных родов у хуннов в эпоху Модэ было три: Хуянь, Лань и Сюйбу217. Хуянь – тюркское слово, означает «заяц»; сюйбу также тюркское слово – «край»; лань – слово китайское и значит «орхидея» – национальный цветок китайцев в древности . "

Хуань— заяц и сюйбу— край?

 

Гумилев в смысле этимологии древних слов абсолютно не авторитет. 

Клан "Luan" - это чтение на современном китайском, на древнекитайском прочтение R(h)оn (ведущий лингвист-тюрколог Дыбо А.Н.), "возможная фонетическая интерпретация Runde или Rwande. Ср. с сакским Runde - "цари".

То же самое касается и других древнехуннских слов и особенно титулов. Шаньюй - Дархан (иран.)

Сюйбу - Su-pu, вероятно из сакского "Тень", а с учетом возможного Pu - "князь"(в чувашском), Сю-pu - князья в тени (царя). Осуществляли, кстати, всю "судебную деятельность". Первоначально, возможно, Su - эдакая узкая скифская специализация "сдирать кожу" с виновных (навевает схожесть современного глагола Cю - "сдирать кожу" в чувашском и, кажется, во всех тюркских). Если к Cю-бу добавить общетюркский суффикс -аш (-ач), то получим Сюбаш - люди клана Сюбу.

Ну, и сохранившаяся в древних текстах Согдианы форма "Чобач" - "тень(зонт) царя" и Алты Чуб - шесть "племен клана" Чуб государства Юэ-бань ("Авар" по Паркеру и др.) малосильных хунн, вообщем, раскрывает этимологию клана Сюбу.

Очень странная этимология SüBaşı у вас получается..

Сю незнаю как там сдирают кожу но древнетюркский, словарь переводит данное слово как - Война,

Общетюркский суффикс ач / чи / ши то есть суффикс проффесий тут непричем! Вторая часть слова это Baş (голова, главарь)

Титул Сюбаши - то есть главнокомандующий имеет массу и поздних аналогов как Minbaşı,Yüzbaşı - командующий тысячей, сотней ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Очень странная этимология SüBaşı у вас получается..

Сю незнаю как там сдирают кожу но древнетюркский, словарь переводит данное слово как - Война,

Общетюркский суффикс ач / чи / ши то есть суффикс проффесий тут непричем! Вторая часть слова это Baş (голова, главарь)

Титул Сюбаши - то есть главнокомандующий имеет массу и поздних аналогов как Minbaşı,Yüzbaşı - командующий тысячей, сотней ...

А где я писал SüBaşı? Вернее Субаши?

И причем здесь древнетюркский З-Ш. язык 7-11 века? Клан с именем SüBu древнее лет эдак на 900 как минимум первого слова в этом словаре.

Суффикс -аш/-ач относиться не только к профессиям. Вспомните Тургаш, Тобгач, Чуваш - Суваш (в древних текстах у Радлова). Это еще и принадлежность к клану, например. Люди Туруга, люди Тоба, люди Субу.

Хунны говорили на Р-Л языке в силу древности, известное двустишие южных хунн (записано со слов прорицателя для Ши Лэ по отношению к Лю Яо, оба хунны, кстати) 310 года (или 329 года?) можно прочитать только на чувашском. "Войско должно выйти, Бугу схватить".

Тала - "наружу", в чувашском - Тула. Во всех остальных тюркских З-Ш. типа ожидаемо -Таш.

 

Собственно, я о чем. Определенно известно, что Болгары - южные хунны, в китайских летописях даже четко записано когда и почему родился этот этноним: генерал Цао Цао ввел новую структуру южных хунн "Пять племен" - Болгар (Беле (в)агар на чувашском Р-Л типа) вместо старой "Десять рогов" (Онногур - тоже Р-Л типа). Случилось это в 216 году. 

Замечу, что нечетная структура с названием "Пять племен" могла родиться только у зависимых хунн под протекторатом Китая, хотя ничего нового в ней для хунн не было - это старая структура под названием  "Четыре рога". Только главное племя самого Шаньюя у независимых хунн во 2 веке до н.э. в названии не учитывалось, как и в более поздней структуре "Десять рогов".

Если вспомнить Великую Болгарию с "Пятью сыновьями Кубрата" (пятью племенами) или Волжскую Болгарию с "пятью племенами" (у Ибн Фадлана), то Болгары, очевидно, четко помнили, что означает их имя и какова структура при этом должна быть со времен Цао Цао.

После принятия балтаваром Алмушем титула Эмир (рухнула лествичная система престолонаследования, чем, видимо, и был недоволен родственник Алмуша с титулом Суван Вираг), а позже со строительством городов в ВБ тем более, система "Пять племен", очевидно, пошатнулась и тоже рухнула. Т.е. Болгары перестали быть Болгарами (Пять племен) в полном смысле слова.

Что осталось? Только древние кланы. Не известно, какие кланы вообще были, но, очевидно, древнейший хуннский клан СюБу остался. Может быть только этот клан и ушел на запад (можно вспомнить Юэ-бань с их кланом Чуб (Сюбу).

 

Ну и последнее. Субу+аш - Субаш - Суваш - Чуваш. 

 

Лингвисты голову сломали, что означает имя Чуваш. Логично заключить - "люди древнейшего клана Сюбу" народа Болгар - южных Хунн и вообще Хунн. Имя клана Сюбу древнее имени Болгар как минимум на 400 лет. Видимо, поэтому чуваши его и удержали в своем этнониме, не переставая быть Болгарами и Хуннами, естественно.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обсолютно из пальца высосанная версия,..никак нельзя опредилить языковую пренадлежность того или иного народа, по 1 десятку слов, из которых 8 могут быть заимствованиями... сейчас Азербайджанцы по каким-то шумерским клинописям доказывают что Азербайджан это урхаймат всех тюрков,..

Можно годать и верить но правда такова что не язык Хунну не Гуннов невозможно сегодня опредилить, как и их родство друг с другом в связи с крайне скудным материалом для изучения..

Представьте что через 2000 тысячи лет найдут архиологические остатки того же Азербайджана, и будут годать о языковой пренадлежности Азербайнцев по десятку имен, 5 титулам / проффесиям и одному предложению

7 имен будут семитского (арабского) происхождения, 2 иранского (персидского) и 1 локального или тюркского.

Все 5 проффесий будут персидского или арабского произхождения ( Назир, Сафар, раис, Ашбаз,тарзан)

Предложение будет : Gövhәr ila mәkәn mәnәm kövnü mәkәna sığmazam.

Это классика азербайджанской литературы одна из двух самых знаминитых строк на данном языке из 14 века.

Но что имеем? Арабско персидские слова все вплоть до глогола сыгхмаг (вмещять, впихвать) , благодаря персидскому эзафе от тюркской грамматики остался только суффикс маз в финальном слове.

Вывод -Ираноязычные и сильно арабезированные, тюркское почти только как исключение проскальзывает.

Все гипотизы о Хунну и Гуннах и Скифах аналогичны! !

Темболее это кривые переводы построенные на не точных реконструкциях древне китайского, а китайцы в связи со спецификой своего языка и своего письма и так не способны транслитирировать иностранные предложение не искоая их до неузнаваймости..

это как когда мальчик незнающий арабского перерисовал калиграфию, не там расставил точки итд и тп, позже другой также не владеющий подобными знаниями сделал тоже самое есчо раз ( сделал кривую копию кривой копии) потом покажи это арабу и он сам уже ничего не поймет.

Кроме того Хунну это не национальное государство это степная конфедерация из массы разных племен как и все остальные подобные степные империи, там чуть ли не накаждой кочевле говорили на своем языке / говоре как можно говорить о Языке Хунну? Имеется в виду язык правящего клана? Онможет составлять всеголшь несколько процентов от населения.. этот стих с захватом Бугу читается не только с чувашского но и с других тюркских + и енисейских языков. Но опять же это годание на коффейной гущще

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обсолютно из пальца высосанная версия,..никак нельзя опредилить языковую пренадлежность того или иного народа, по 1 десятку слов, из которых 8 могут быть заимствованиями... сейчас Азербайджанцы по каким-то шумерским клинописям доказывают что Азербайджан это урхаймат всех тюрков,..

Можно годать и верить но правда такова что не язык Хунну не Гуннов невозможно сегодня опредилить, как и их родство друг с другом в связи с крайне скудным материалом для изучения..

Все гипотизы о Хунну и Гуннах и Скифах аналогичны! !

Темболее это кривые переводы построенные на не точных реконструкциях древне китайского, а китайцы в связи со спецификой своего языка и своего письма и так не способны транслитирировать иностранные предложение не искоая их до неузнаваймости..

это как когда мальчик незнающий арабского перерисовал калиграфию, не там расставил точки итд и тп, позже другой также не владеющий подобными знаниями сделал тоже самое есчо раз ( сделал кривую копию кривой копии) потом покажи это арабу и он сам уже ничего не поймет.

Кроме того Хунну это не национальное государство это степная конфедерация из массы разных племен как и все остальные подобные степные империи, там чуть ли не накаждой кочевле говорили на своем языке / говоре как можно говорить о Языке Хунну? Имеется в виду язык правящего клана? Онможет составлять всеголшь несколько процентов от населения.. этот стих с захватом Бугу читается не только с чувашского но и с других тюркских + и енисейских языков. Но опять же это годание на коффейной гущще

А Вы лингвист? 

 

Вот что пишет корифей лингвист-тюрколог Дыбо А.В.

 

<<Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы...
 
 На обоих древах соответствующий узел датируется около -30 — 0 гг. до н.э. Мы связывали бы эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан, на Сыр-Дарью в 56 г. до н.э.
 
...Надо отметить, что соответствующую предполагаемой историческую ситуацию мы можем видеть в истории разделения гуннов на северных и южных: первое такое разделение и уход северных гуннов на запад произошли, как было сказано выше, в 56 г. до н.э., причем считается, что эта группа (Northern) гуннов была уничтожена китайцами, а оставшиеся гунны оказались под властью Китая; второй раскол гуннов на северных и южных происходит в 48 г. н.э., с этого времени северные гунны постепенно смещаются в западную Монголию и далее в Восточный Туркестан, в Джунгарию, а в 155 г. мигрируют в Восточный Казахстан и Семиречье, где живут до 5 в. н.э. 228. Вероятно, что первая (Northern) группировка не была уничтожена физически, а только потеряла государственность, а затем вторая (Second Northern) слилась с ней, принеся с собой культурные китайские заимствования...>>
 
Для того, чтобы знать на коком языке говорили гунны, достаточно одного названия Днепра на гуннском - Вар. В таком виде во всех тюркских, кроме булгарского-чувашского, это слово не может быть представлено, ибо все тюркоязычные (кроме  чувашей) З-Ш язычные.
Собственно, этнонимы Онногуры, Болгары, Сувары, Авары, Беленджер, Барсилы и т.д. непроизносимы на З-Ш тюркских языках.
 
Хунну - это народ. Правящий народ. Хуннская империя - это не конфедерация, а империя, как и всякая империя характеризуется тем, что в нее входили подчиненные народы, которые говорили на разных языках. О кланах хунну можно говорить только в разрезе кланов самого народа хунну, естественно. Кланы канкал, теле и других народов империи не имели отношения к кланам хунну. Клан Ашина - это клан Ашина только самих тюрок, к примеру.
 
"Стих с захватом Бугу" читается только с чувашского и ни с какого другого тюркского не читается в силу Р-Л язычности чуваш и З-Ш язычности остальных тюрок. Про "енисейские фантазии" можете почитать у Дыбо А.В. Не достойна даже внимания такая гипотеза.
 
Вы очень облегчите себе жизнь, если изначально отделите хунн от остальных тюркоязычных: канкал, теле, уйгур, огузов и т.д., которые говорили на З-Ш языках и которые являются предками современных З-Ш язычных.
 
Хунны ушли на запад под давлением все тех же канкал, теле и т.д., бывших в коалиции с сяньби и Китаем, южные хунны - болгары ушли на запад после геноцида в Китае в 350 году. Собственно, это дата говорит о том, что инициировали "Великое переселение народов в Европе" изначально китайцы, а движущей силой являлись болгары, как наиболее родовитая и аристократичная часть хунн, создавшая несколько государств-империй в Китае, кстати, а кланы имели прямое отношение к Багатуру Модэ.
Ни о каком "накапливании хуннами в течении 200 лет сил где то в Приуралье" по Гумилеву не может быть и речи. Это не подтверждается и археологией. Хунны с ходу атаковали Европу и уже к 372 году подчинили алан. 
 
Сейчас появляется много "наследников" хунн и гунн... Время такое, видимо... )))
 
P.S. С научной точки зрения, во всех аспектах... потомками хунн и гунн, а лучше сказать, просто хуннами и гуннами, ибо ниточка не обрывалась никогда... являются только... чуваши - "люди древнейшего клана хунн - Сюбу".
Других просто не осталось. 
 
Вот такой научно выверенный вывод. 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Для того, чтобы знать на коком языке говорили гунны, достаточно одного названия Днепра на гуннском - Вар."

А вариант того что слово заимствованное, вам в голову конечно не приходило?

Вообще дискуссия о лингвистической принадлежности гуннов изчерпан, раз вы определяете язык по одному слову, да ещё и географическому названию...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Для того, чтобы знать на коком языке говорили гунны, достаточно одного названия Днепра на гуннском - Вар."

А вариант того что слово заимствованное, вам в голову конечно не приходило?

Вообще дискуссия о лингвистической принадлежности гуннов изчерпан, раз вы определяете язык по одному слову, да ещё и географическому названию...

У кого? У алан из Данапр? Гунны были первыми тюрками... )))

Хотя, очевидно, правильно перевели скифское и аланское Апр - Арф  с тем же значением.

 

<<соответствует осетинскому «арф» (с закономерным более поздним осетинским «ф» из 

древнеиранского «п»): «глубокий», «глубина» (воды и земли). То же слово входит в название 

Днепра: от Дан-апр (Данаприс греческих авторов) — «Река глубокая». Восходящие к «апра» 

скифское «арпа» и осетинское «арф» отражают метатезу (перестановку) в группах из соглас- 

ного плюс «р», характерную для части скифо-сарматских диалектов, а также для осетинского. >>

 

На З-Ш тюркских языках Днепр звучит как Озу или Узу, что абсолютно соответствует Вар в чувашском. 

 

Вы, видимо, настолько далеки от лингвистики, что давно устоявшиеся вещи для Вас кажутся из ряда вон выходящими. 

Есть работы по заимствованным гуннским словам в германские языки. Читайте. Читайте Дыбо А.В. хотя бы. Ее работы есть в сети.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Для того, чтобы знать на коком языке говорили гунны, достаточно одного названия Днепра на гуннском - Вар."

А вариант того что слово заимствованное, вам в голову конечно не приходило?

Вообще дискуссия о лингвистической принадлежности гуннов изчерпан, раз вы определяете язык по одному слову, да ещё и географическому названию...

У кого? У алан из Данапр? Гунны были первыми тюрками... )))

Хотя, очевидно, правильно перевели скифское и аланское Апр - Арф с тем же значением.

<<соответствует осетинскому «арф» (с закономерным более поздним осетинским «ф» из [/size]древнеиранского «п»): «глубокий», «глубина» (воды и земли). То же слово входит в название [/size]Днепра: от Дан-апр (Данаприс греческих авторов) — «Река глубокая». Восходящие к «апра» [/size]скифское «арпа» и осетинское «арф» отражают метатезу (перестановку) в группах из соглас- [/size]ного плюс «р», характерную для части скифо-сарматских диалектов, а также для осетинского. >>[/size]

На З-Ш тюркских языках Днепр звучит как Озу или Узу, что абсолютно соответствует Вар в чувашском.

Вы, видимо, настолько далеки от лингвистики, что давно устоявшиеся вещи для Вас кажутся из ряда вон выходящими.

Есть работы по заимствованным гуннским словам в германские языки. Читайте. Читайте Дыбо А.В. хотя бы. Ее работы есть в сети.

Вы лингвист? Хотелось бы узнать какое у вас оброзавание / академическая степень..

Дыбом я читал, как и Мудрака и многих других "проффесоров " которые убивались что Бай это ранне заимствование из китайского другие что от индогеманского Бага - властелин бог....

Любой профан допускает ошибки причем постоянно, и поэтому нельзя дословно брать чьи-то слова в голову и увековечивать их там не имея серьёзной критики

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 октября 2013 г. (четверг)Анна Владимировна Дыбо – главный научный сотрудник, заведующий отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН.Тема: "Сюнну-гунны – кто же они?".

http://polit.ru/article/2013/09/19/publectures_afisha/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Для того, чтобы знать на коком языке говорили гунны, достаточно одного названия Днепра на гуннском - Вар."

А вариант того что слово заимствованное, вам в голову конечно не приходило?

Вообще дискуссия о лингвистической принадлежности гуннов изчерпан, раз вы определяете язык по одному слову, да ещё и географическому названию...

 

Язык хунну/сюнну болгарский, следовательно, они являются болгарами:

И В А Н   Д О Б Р Е В

ПОТОМЪК НА ПРАБЪЛГАРСКИЯ ДИНАСТИЧЕН РОД ДУЛО

ОСНОВАВА ТУРСКАТА ДЪРЖАВА

(в т о р а   ч а с т)

(Первая часть: http://bolgnames.com/Images/Osmanids_1.pdf )

The Huns are the immortal topic of human pioneering spirits

(Хуните са безсмъртната тема на прогресивния човешки дух!)

Hunlar ise Türk tarihinde bilinen ilk teşkilatlı siyasi örgütlenmeyi oluşturmaları açısından ayrı bir yere sahiptir. Bulgarların Türk dili tarihinde özel bir yeri vardır. Bulgar Türklerinden kalan dil malzemesi çok olmamasına rağmen eldeki malzeme bazı önemli özellikleri belirlemeye ve Bulgar Türkçesinin, bugün yaşamakta olan Çuvaş Türkçesiyle ilişkisini ortaya koymaya yetmektedir.

 

През Късната Античност тюркските племена и народи отдавна вече са се разделили и обособили до основните си групи и подгрупи, а повечето от тях дори и до отделните си племена, родове и колена. Именно поради това приемането на хунну/сюнну за тюрки и наименоването им съответно чрез етнонима тюрки е прекалено общо и ги поставя в една плоскост с всички останали тюркски племена и народи, без обаче да разкрива изконно-присъщите им специфично-характерни черти и особености.

 

Едно от безспорно-неопровержимите свидетелства и доказателства за това, че хунну/сюнну са тъкмо прабългари/болгари, се крие в прабългарските имена и думи в древнокитайските летописи. При това известна част от тези имена и думи се характеризират със силно диференциращите и същевременно идентифициращите ги именно и единствено само като прабългарски, фонетични белези Ре/Ле (G. Clauson). Или както се изразяват други изследователи, българите са продължители на хунну, а техният ЛиР-език носи основните черти и белези на тюркския праезик в по-голяма степен, отколкото „общият тюркски език”:

Many nations have tried to assert themselves as ethnic or cultural successors to the Huns. For instance, the Nominalia of the Bulgarian khans may indicate that they believed themselves to have been descended from Attila. The Bulgars certainly were part of the Hun tribal alliance for some time, and some have hypothesized that the Chuvash language (which is believed to have descended from the Bulgar language) is the closest surviving relative of the Hunnic language.[18] [Huns 2013, 3-4].

 

…and the sound change -ş- > -l- as in taulai hare from Turkish tavışğan.

…Turkish *kurlağçi from (11th century Khakani) kurşa:ğ belt, which would be *kurlağ in an l/r dialect of Turkish… [Clauson 2009, 116-121].

 

Ligeti'nin bu itirazına şöyle yanıt verilebilir: Bir kez *l-ş değişmesi bütün lehçelerde meydana gelmiş değildir. Bu değişme yalnızca Ana Türkçede olmuş, batıda konuşulan Kuban, Tuna ve Volga Bulgarcaları ile bugünkü Çuvaşçanın atası olan Bulgarcada *l sesi > lʹye değişmiş ve l¹ ile bir ve aynı olmuştur. Bu nedenle, Doğu Hunca adı verilen Ana Türkçenin konuşulduğu doğu bölgelerinde de *l > ş ses değişmesine uğramamış Ana Bulgarca türünde l- ve r- lehçeleri var olabilir. Kuzey Çinʹde devlet kuran T’opa ya da Tabgaçların dili de büyük bir olasılıkla bir l- ve r- lehçesi idi (bk. Clauson, ‘Türk, Mongol, Tungus’, Asia Major, VIII, s. 116).

lʹ > ş ses değişmesinin 4. yüzyıldan önce, örneğin Milat sıralarında gerçekleştiği düşünülüyorsa, 4. yüzyıl başlarında Doğu Huncanın konuşulduğu bölgelerde, özellikle kuzey Çin’de, z- ve ş- lehçeleri yanında Ana Çuvaşça ya da Ana Bulgarca tipinde r- ve l- lehçeleri de var olmuş olabilir (T. Tekin).

 

The Hunnic language is an extinct language of the Huns. The record of the language is sparse, and its relationship to other languages is controversial.

Previously, Hunnic was considered an Altaic language, related to the present-day Chuvash language. Today however both languages are classified as members of the western branch of the Turkic language family.[1][2]

The probability, that Hunnic was a Turkic language, arises from comparison of Hunnic names and words to that of Turkic names and words,[3] some recorded from certain artifacts.[4]

1997 edition of the Encyclopaedia Britannica reasons that "It is assumed that the Huns also were speakers of an r- and l-type Turkic language and that their migration was responsible for the appearance of this language in the West. The r- and l-type language is now documented only by Chuvash, a language considered as a descendant of a Volga-Bulgarian language. The rest of the Turkic languages are of the z- and s-type" (Hunnic Language).

 

Bütün Hunların olmasa bile en azından Doğu Hunlarının Türkçesi bir l-r Türkçesi idi. Ş yerine l, z yerine r kullanılması daha sonraki Bulgar ve Çuvaş Türklerinin özelliğidir. Moğolca da bir l-r dilidir. Bulgar ve Çuvaşlar dışındaki bütün Türklerin dili ş-z Türkçesidir.

Bulgarların Türk dili tarihinde özel bir yeri vardır. Bulgar Türklerinden kalan dil malzemesi çok olmamasına rağmen eldeki malzeme bazı önemli özellikleri belirlemeye ve Bulgar Türkçesinin, bugün yaşamakta olan Çuvaş Türkçesiyle ilişkisini ortaya koymaya yetmektedir. Bulgar Türkçesiyle onun bugünkü temsilcisi sayılan Çuvaş Türkçesi, diğer Türk lehçelerinin hiçbirin de bulunmayan bazı özellikleriyle Türk lehçeleri arasında farklı ve özel bir yer tutar (A. Ercilasun).

 

The Bulgar state in Europe emerged on the remnants of the Hun Empire, and early Bulgar traditions, namely The List of Bulgar Princes, starts with rulers of the Huns. Thus, it is customary to accept the Bulgar entity as a continuation of the Huns. The linguistic relation is, however, above this political connection. Of the two main branches of Turkic, the Bulgar dialect (or LiR as it is linguistically expressed) is believed to represent the basic features of Proto-Turkic more than Common Turkic, the second branch. Hunnic is thus associated with the earlier Turkic speech, that is, the Bulgar dialect, in contrast to the more recent Common Turkic (O. Karatay).

 

Mainstream scholarship place the Bulgar language among the "Lir" branch of Turkic languages referred to as Oghur-Turkic, Lir-Turkic, or, indeed, "Bulgar Turkic" as opposed to the "Shaz"-type of Common Turkic. The "Lir" branch is characterized by sound correspondences such as Oghuric r versus Common Turkic (or Shaz-Turkic) z and Oghuric l versus Common Turkic (Shaz-Turkic) š. As was stated by Al-Istakhri "the language of Bulgars resembles the language of Khazars". The only surviving language from this linguistic group is the Chuvash [bulgar Language 2012, 1].

 

Но прабългарските думи и имена в древнокитайските летописи съдържат в себе си и още един, не по-малко съществено-важен диференциращ и идентифициращ ги именно като такива фонетичен признак. Този фонетичен признак е началният звук д в прабългарската например титла Davğu. Той е пряко продължение на същия звук в тюркския праезик и на него в огузотюркските езици противостоят звуковете й и дж. Началният звук д се наблюдава в късноантичния североизточноевропейски хидрнм Δάϊξ като най-старото българско наименование на р. Урал; в квболг. *дурган, дохия и в дунавско-прабългарския език в лицето на дохторъ "възглавница" [СлДСЯз, 183], а така също и в календарно-цикловото наименование Дилом - год. Змия, срещу тур. yılan или каз. жылан [ЭСТЯз-дж-й, 277, вж. и срв. Щербак 1970, 158-161; Мухаметшин, Хакимзянов 2012, 1-3], но още и в мли Δονάτ като име на сановник от рода на хан Атила:

I suggest that this is Turkish, teŋri: kutu: *davğu: ”his divine Majesty, the Yavğu”.

*Davğu: is a good pre-8th century form of yavğu:, a word with a long history; by the 8th century it was usually only a very high title, having been deposed from the top position by kağan, a word which is first found among the Hsien-pei (G. Clauson).

Hsiung-nu şan-yü < *dian-gịwo = *d'abgu, *cabgu = ET yabgu.

Hsiung-nu ç'eng-li ku-t'u şan-yü söz öbeğindeki üçüncü sözcük araştırıcılarca genellikle Eski Türkçe yabgu ünvanı ile bir ve aynı sayılmıştır. Bu sözcük Çin kaynaklarında hiep-ho (<’ğiep-gu) diye de yazılmıştır (Doerfer, TEMN, IV:128). Buna göre, birinci yazım *cabgu’yu ikinci yazım ise *yabgu’yu yansıtır. Bu sözcüğün başka bir yazımı da çe-hu’dur (Doerfer, TEMN, IV:130). Bu yazım da birinci yazım gibi /c/ ile başlayan bir *cebgu ya da *cabgu biçimini yansıtmaktadır. Bu /c/’li biçim sözcüğün Arap ve Fars kaynaklarındaki cabgu, cebu, cibu biçimlerine (Doerfer, TEMN, IV:130-132) çok yakındır (T. Tekin).

 

Δονάτ-. The word *donát corresponds to the Turkic generic word for horse, yonat ~ yont, yund, etc.; see OT Inscr. yont, OT Brahmi yunt ~ yund, MTÜ Käsg. yond, Qipcaq/Golden Horde (ca. 1342-1357) yont (ёнтя літа 'in the horse year'). Some Middle Turkic (Abu Haiyän, 1312) and older Ottoman texts spelled the word dissyllabically, the latter with the vowels written plene: يونات yonat. The initial consonant, in Greek spelled with δ, was probably d. The initial d- is attested in Danube-Bulgarian, e.g., δυγε- {dügä-) 'to finish.' [Pritsak 2013, 437].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ядро гуннского племенного союза состояло из монгольских племён,

Глава всего союза, судя по китайскому воспроизведению этого слова, именовался «дзену» лишь впоследствии соответствующие китайские иероглифы стали произноситься «шаньюй», как обычно называют гуннских вождей в исторической литературе. В условиях постоянных войн и набегов в обществе гуннов деятельно шёл процесс имущественного расслоения. Среди гуннских погребений отчётливо выделяются более богатые и более бедные родовые кладбища. Особенно богаты погребения в Ноин-Уле; они были расположены близ ставки гуннских вождей и, возможно, принадлежали тому самому роду, из которого выходили дзэн'у (шаньюи) гуннского союза,

 

 

Дзен- это монгольское слово эджэн или эзэн.

 

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st062.shtml

 

Названия "Ноён Уул "и "Эзэн Уул "имеют одинаковый смысл на монгольском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные монголы являются генетическими  потомками хуннов.

 

 

http://japanesemythology.wordpress.com/the-xiongnu-and-mongol-connection/

The Xiongnu and Mongol connection

The paper, establishes the following strong or close connections and genetic affinities:
  • between the Xiongnu and Bronze Age Mongols as well as modern Mongols ( This finding shows a clear line of descent from the Xiongnu polity through to those people now inhabiting the modern nation-state of Mongolia);
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если точнее,Современные монголы являются генетическими  потомками правителей хуннов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Гунны в Бурятии

Хуннские хатуни

Предки бурятов - мengwu shivei, хунны - тюрки.

В легенде о происхождении усуней рассказывается о том, что усуньский правитель имел обширные владения на западных хуннских пределах (АКБ: равнинная часть СУАР КНР - Джунгария, Кумул, Хами, Ганьсу, районы близ западных окраин Китайской стены?).

Хунны считали уйсуньского Гуньмо, вскормленного волком, духом и особо не тревожили его. Очевидна ориентация этих легендарных мотивов на представление о происхождение усуней от великого волчьего тотема.

[Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950, т.1, стр.41]

Еще в одной китайской летописи отмечено, что и тюрки происходят из рода хуннов. Так, во время одной из грандиозных битв тюрки были истреблены, остался один десятилетний мальчик, которого волчица кормила мясом. Враг заметил это и хотел убить их. Волчица с мальчиком укрылись в стране на восток от западного моря (Аральского), в центральном уезде Алтайских гор…. В этих местах беглецы укрылись и волчица родила от подростка десять сыновей. Потомки размножились и впоследствии образовали десять племен (он ок). В их числе был знаменитый род Ашина (шене-волк). Ашина – человек с великими способностями – был признан государем, который «над воротами своего местопребывания выставил знамя с волчьей головою – в воспоминание своего происхождения».

 

Из всех центрально-азиатских народов- только монголы одни считают,что их предок волк. У тюрков такого понятия как их предок- волк не существует. Так что хватит к волкам примазываться!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Е%сть эгин-гол, где есть генетические данные есть еще публикации (Жингуцци), там нет прямого указания на родственность хуннов с современными народами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из всех центрально-азиатских народов- только монголы одни считают,что их предок волк. У тюрков такого понятия как их предок- волк не существует. Так что хватит к волкам примазываться!

 

В восточном Казахстане была государство гаогюйцев. Они потомки хуннов. У них тоже был тотоем волк

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...