Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

Выскажу также крамольную мысль что даже слово адам(человек) исконно тюркское,а не заимствование,так как и у арабов и у русских слово адам обозначает лишь первочеловека,а не человека.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On ‎18‎.‎7‎.‎2017‎ г. at 5:19 PM, Alan said:

Действительно ли у болгар имеется такой этический кодекс? Просто эт. кодекс карачаевцев и балкарцев называется Ёзден Адет (Узденьские [дворянские] нормы). Название, правда, позднее, придумано одним из наших историков, который вписал устный кодекс в книгу - Махти Джуртубаевым. Ранее этот свод правил называли просто таулулукъ (горство, балкарство), къарачайлыкъ (карачайство), джол джорукъ (кредо [жизненного] пути). В комментах увидел, что автор канала говорит, что этот кодекс сохранился у "кавказских булгар" (часто замечаю, что болгары нас считают булгарами. Игра слов сыграла с людьми злую шутку). Я так понимаю, просто наш кодекс перевели на болгарский язык?
http://www.elbrusoid.org/library/ethnography_and_history/362174/

Простите, но все это выходить за кругу моих личных научных изыскании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On ‎17‎.‎7‎.‎2017‎ г. at 1:00 PM, Ашина Шэни said:

Коктюрки оказывается продолжали разводить коней хуннских пород

Болгары не только восприняли коня от индоиранцев андроновцев и передали его другим народам, но и селектировали много новых и разных пород.

Самая выносливая на дальних переходах та порода, аргамак из которой в состоянии пробегать в день 1000 ли, т.е. 416 км. Когда соседы болгар потребовали этот конь, шаньюй Багатур, кит. Маодунь, велел отдать им, только что бы было мир.

Китайцы удовлетворяли нужды своей армии конями, покупая болгарские лошади:

В края на ІІІ в. пр.н.е., под ръководството на шаньюй, т.е. император Багатур (234-174), кит. Маодунь, Модэ, българите хунну създават обширна номадска империя (209-174) с площ повече от 2 млн. км² и простираща се между Байкал на север, Великата китайска стена на юг, Източен Туркестан на запад и пл. Хинган и р. Ляохе на изток. Тя обединява в себе си повече от 26 племена с тюркски, ирански, монголски и тунгузо-манджурски произход и етническа принадлежност:

In a remarkable reign that lasted 35 years the great Modu Chanyu founded the Xiongnu Empire, reorganized the system of governance of the Xiongnu and greatly expanded the boundaries of the state so that it was now larger than the famous empire of Alexander the Great.

 

Modu, however, was clearly the more competent politican and administrator of the two. While Alexander’s empire collapsed and splintered right after his death, Modu’s Hunnic Xiongnu Empire would last a further 400 years under the rule of Modu’s direct descendants. Alexander’s death not only led to the end of his empire, but also the extinction of his royal house [Kim 2017a, 51-55].

 

Within these vast new territories, Mao-tun then established the annual meeting place of the Hsiung-nu at Lung-ch'eng, which was located somewhere in Koshu-Tsaidam (in modern Outer Mongolia). Lung-ch'eng served as the capital of the Hsiung-nu confederacy, where all important religious and governmental matters were centrally administered. In the autumn of each year a mass meeting of the Hsiung-nu was held in the neighborhood of Lung-ch'eng at which a general census was taken of the people as well as of their animals [Cambridge History 2017, 384].

Он имел под собою более 300 т. войска. — От Шунь-вэй до Туманя — в продолжение слишком тысячи лет — Дом Хуннов то возвышался, то упадал, то делился, то разсевался: и посему порядок прежнего преемственного наследования у них невозможно определить. При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился; покорив все кочевые племена на севере, на юге он сделался равным Срединному Двору;

 

Почему Модэ притворился побежденным, и, отступая, заманивал гнавшееся за ним китайское войско. Модэ скрыл отборные войска, а выставил одни слабые: почему все китайское войско, состоявшее из 320 т. наиболее пехоты, устремилось за ним. Гао-ди прежде других прибыл в Пьхин-чен; а пехота еще не вся пришла. Модэ с 400 т. отборной конницы окружил Гао-ди в Бай-дын. 88 В продолжение семи дней китайское войско не могло доставить осажденным съестных припасов. Конница у хуннов на западной стороне имела белых, на восточной серых, на северной вороных, на южной рыжих лошадей.

 

Придя к власти, Модэ выделил в составе гуннской армии 4 конных корпуса, они отличались по масти коней: черная, белая, рыжая и серая.

 

В то время, как Модэ вступил на престол, [дом] Дун-ху был в силе и цветущем состоянии. Получив известие, что Модэ убил отца и вступил на престол, Дун-ху отправил к нему посланца сказать, что он желает получить тысячелийного коня, оставшегося после Туманя. Модэ потребовал совета у своих вельмож. Вельможи сказали ему: тысячелийный конь есть сокровище у хуннов. Не должно отдавать. К чему, сказал им Модэ, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной лошади для них? И так отдали тысячелийного коня.

 

Когда Маодунь вступил на престол, дунху были сильны и достигли расцвета. Узнав, что Маодунь убил отца и вступил на престол, они отправили гонца сообщить Маодуню, что хотят получить бывшего у Тоуманя коня, пробегавшего в день 1000 ли. Маодунь посоветовался с сановниками и все они сказали: «Конь, пробегающий в день 1000 ли, является драгоценным конем для сюнну, не отдавайте его». «Маодунь ответил: «Разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одного коня», и отдал дунху коня, пробегавшего в день тысячу ли.

 

Возвращаясь к тексту раздела о тамгах, отметим еще раз, что в нем почти нет известий о внешнеторговых сношениях Китая с перечисляемыми племенами. Он дает только их список с краткой, сугубо деловой характеристикой лошадей каждого племени в отдельности, и это обстоятельство заставляет определить его значение в несколько ином плане. Судя по лаконичности изложения, он представляет собой копию интендантского реестpа Китайской армии или приказа сношений с внешними стpанами. Поэтому мы напрасно стали бы искать автора списка тамг. Вероятно, авторами были военные интенданты составившие его как практическое руководство к приобретению лошадей.

 

Лошади [племени] Пу-гу (Bugu) меньше Чжан-и-гу"ских, похожи на Тунло"ских. [Они] постоянно находятся на юге гор Ю-лин-[шань]. Тамга [4] .

Лошади [племени] А-де (Ediz) одной породы с Пу-гу"скими (Bugu) лошадьми, находятся на удобных пастбищах к юго-востоку от Мо-хэ ку-хань-шань, в нынешнем Цзи-тянь-чжоу. Тамга [8] .

Лошади вышеназванных племен - общей породы, но их тамга у всех различны.

Лошади [племени] Хуй-гэ (Uigur) одной породы с Пу-гу"скими (Bugu). Компактно кочуют на удобных пастбищах к северу от У-тэ-лэ-шань. Тамга [11]  [Зуев 2012, 5-21].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.07.2017 в 20:02, Alan сказал:

А к вам вопрос, как к человеку, кто разбирается в алтайских языках. Слово "къала" - крепость, башня - все же тюркизм или арабизм? Есть ли аналоги в древнетюркских? Просто у нас "къаларгъа" глагол еще значит "накладывать, нагромождать, строить".

Скорее арабизм "qalea" (قلعة). Если бы было производным от глагола "къаларгъа", то должны были бы наблюдать присоединение определенного словообразовательного аввикса существительных. Тут же в балкарском видим существительное "къала" без всякой аввиксации => заимствование из арабского.

Собственно тюркский аналог арабизму:

Proto-Turkic: *bialɨk
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: city, fortress
Russian meaning: город, крепость
Old Turkic: balɨq (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: balɨq (MK)
Middle Turkic: balɨq (Pav. C.)
Sary-Yughur: balɨq, paluq
Halaj: baluq 'деревня'
Chuvash: püler
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Ермолаев said:

Скорее арабизм "qalea" (قلعة). Если бы было производным от глагола "къаларгъа", то должны были бы наблюдать присоединение определенного словообразовательного аввикса существительных. Тут же в балкарском видим существительное "къала" без всякой аввиксации => заимствование из арабского.

Собственно тюркский аналог арабизму:

Proto-Turkic: *bialɨk
Altaic etymology: Altaic etymology
 
Meaning: city, fortress
Russian meaning: город, крепость
Old Turkic: balɨq (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: balɨq (MK)
Middle Turkic: balɨq (Pav. C.)
Sary-Yughur: balɨq, paluq
Halaj: baluq 'деревня'
Chuvash: püler

Не понимаю, во время пратюркского языка, были ли города и крепости, когда это?

 

И еще, возможно ли, что несъществующее Chuvash: püler являться коррелятом Proto-Turkic: *bialɨk???

 

Лично я считаю, что слово балик является иранизмом в тюркских языках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.07.2017 в 11:34, Ермолаев сказал:

Скорее арабизм "qalea" (قلعة). Если бы было производным от глагола "къаларгъа", то должны были бы наблюдать присоединение определенного словообразовательного аввикса существительных. Тут же в балкарском видим существительное "къала" без всякой аввиксации => заимствование из арабского.

Собственно тюркский аналог арабизму:

Proto-Turkic: *bialɨk
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: city, fortress
Russian meaning: город, крепость
Old Turkic: balɨq (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: balɨq (MK)
Middle Turkic: balɨq (Pav. C.)
Sary-Yughur: balɨq, paluq
Halaj: baluq 'деревня'
Chuvash: püler

Тогда какая этимология у арабского слова? Есть ли глаголы, как у нас? Просто у нас больше аналогов этому слову нет. И башни, и крепости мы называем "къала". Как в целом постройки. Странно, если такой народ, который строил у себя уникальные постройки, в т.ч. башни, крепости, каменные жилища и склепы, не имел бы своего слова для их обозначения. Тем более странно заимствовать у арабов слово къала. У народа, который башенно-крепостным строением никогда не отличался, а мы в арабских странах никогда не были, чтоб у них это слово заимствовать. Кстати, примечание. Само слово "къала" является так же в том числе глаголом. Дословно "строй, построй".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, к примеру, наше крепостное зодчество. Крепость Зылгы-Кала в Малкъарском ущелье. Датируется по разному, от 12 до 14 века. Построена на скале, очень умело. Сейчас сохранились лишь развалины:

COPC0pWi4go.jpg

KpdtTIdCuUM.jpg

v-y4cDA4yAo.jpg

9i6zpcoYVJw.jpg

ZHM38TvsNo8.jpg

Wyn5ngSz1qw.jpg

plcmtbTGzy0.jpg

LTC9ux67FIw.jpg

SZWS-zQ8xwQ.jpg

 

Пожалуй, может показаться странным и даже невероятным, что маленькая, занесенная на кручи высокогорий Кавказа, Балкария вдруг оказалась источником для заполнения недостающих страниц истории всей мировой архитектуры... 
 
Э. Б. Бернштейн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Alan said:

Вот, к примеру, наше крепостное зодчество. Крепость Зылгы-Кала в Малкъарском ущелье. Датируется по разному, от 12 до 14 века. Построена на скале, очень умело. Сейчас сохранились лишь развалины:

COPC0pWi4go.jpg

KpdtTIdCuUM.jpg

v-y4cDA4yAo.jpg

9i6zpcoYVJw.jpg

ZHM38TvsNo8.jpg

Wyn5ngSz1qw.jpg

plcmtbTGzy0.jpg

LTC9ux67FIw.jpg

SZWS-zQ8xwQ.jpg

 

Пожалуй, может показаться странным и даже невероятным, что маленькая, занесенная на кручи высокогорий Кавказа, Балкария вдруг оказалась источником для заполнения недостающих страниц истории всей мировой архитектуры... 
 
Э. Б. Бернштейн

Это скорее не крепость как в классическом значении, а шивээ. Шивээ, шибе - построение из камни для обороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, enhd сказал:

Это скорее не крепость как в классическом значении, а шивээ. Шивээ, шибе - построение из камни для обороны.

В Хакасии све , наверно , один корень?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, povodok сказал:

В Хакасии све , наверно , один корень?

Енхд тувинец= тюрк, хакасы тюрки - получается шивээ/све это тюркское слово (уверен  - монгольское). Что скажете  уважаемые форумчане?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 hours ago, arkuk said:

Енхд тувинец= тюрк, хакасы тюрки - получается шивээ/све это тюркское слово (уверен  - монгольское). Что скажете  уважаемые форумчане?

шивээ - монгольское слово, мы тоже говорим "шивээ" точно как монголы. А хакасы "све", что то не верю думаю что русская транскрипция, догадываюсь должно быть что то "сивэ" или "шибэ" и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красноярский край: Горная крепость (све) Шишка. Минусинский район
 

 

Хакасская фольклорная традиция относится к подобным памятникам как средневековым кыргызским или монгольским крепостям. Такая традиция отношения к горным сооружения продолжала существовать в науке до недавнего времени. 

Укоренившиеся научные взгляды о строительстве горных памятников «све» в эпоху средневековья базировались на почти полном отсутствии датирующих находок в материалах сборов и раскопок. Долгое время существовало мнение, что эти памятники малоперспективны в археологическом отношении, в связи с чем, они почти не раскапывались. 

Археологические исследования целой серии памятников выявили горные сооружения «све», которые убедительно датируются окуневской культурой (2000лет до н.э.). Сейчас достоверно известно 4 горных памятника окуневского времени: све Чебаки, Чергаты, Устанах и Шишка . В культурных слоях этих памятников найден массовый окуневский материал, представленный многочисленными фрагментами керамики, характерными предметами каменного и костяного инвентаря.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 minutes ago, povodok said:
Красноярский край: Горная крепость (све) Шишка. Минусинский район
 

 

Хакасская фольклорная традиция относится к подобным памятникам как средневековым кыргызским или монгольским крепостям. Такая традиция отношения к горным сооружения продолжала существовать в науке до недавнего времени. 

Укоренившиеся научные взгляды о строительстве горных памятников «све» в эпоху средневековья базировались на почти полном отсутствии датирующих находок в материалах сборов и раскопок. Долгое время существовало мнение, что эти памятники малоперспективны в археологическом отношении, в связи с чем, они почти не раскапывались. 

Археологические исследования целой серии памятников выявили горные сооружения «све», которые убедительно датируются окуневской культурой (2000лет до н.э.). Сейчас достоверно известно 4 горных памятника окуневского времени: све Чебаки, Чергаты, Устанах и Шишка . В культурных слоях этих памятников найден массовый окуневский материал, представленный многочисленными фрагментами керамики, характерными предметами каменного и костяного инвентаря.

Монголы говорят "шивээ босгох, шивээлэх" - построить оборонительное сооружение с видом как стена из всяких материалов крепко и плотно поставленных или оплетанных чтобы не проходили стрела.

Ойроты оборудовали "шивээ" в горах где переходы и пр. чтобы защищаться.

Окуневская культура - наверное ойроты (в том числе хакасы) называли этих памятников окуневской культуры как "сивэ" потому что они напоминали защитное сооружение "шивээ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/23/2017 at 11:24 PM, povodok said:

В Хакасии све , наверно , один корень?

88. Temuĵin tein oduat,  šibeeleĵu qorğolaqsan qaĵar-duriyen ķurču, ebesuno alurqai-bar Onan-muren oede močikiĵu (morķiĵu), horoneče Qimurğa-ğoroqan oroĵu, iren aĵuu. Tere oede močikied (morķiet), Qimurğa-ğoroqan-no Beder qošiun-a Qorčuqui-boldaq-a bukui-tur ĵoluğalduba.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Peacemaker сказал:

88. Temuĵin tein oduat,  šibeeleĵu qorğolaqsan qaĵar-duriyen ķurču, ebesuno alurqai-bar Onan-muren oede močikiĵu (morķiĵu), horoneče Qimurğa-ğoroqan oroĵu, iren aĵuu. Tere oede močikied (morķiet), Qimurğa-ğoroqan-no Beder qošiun-a Qorčuqui-boldaq-a bukui-tur ĵoluğalduba.

А я что говорил?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Мы присоединяемся к мнению, С.С. Миняева полагающего, что ранние хунну, были носителями культуры «верхнего слоя сяцзядань» и считаем его мнение достаточно аргументированным. Также мы поддерживаем точку зрения П.Б. Коновалова, считающего Хунну и Дунху родственными племенами, происходившими из Южной Маньчжурии.

На наш взгляд, вполне вероятно, что носители культуры «верхнего слоя сяцзя-дань» были предками и хунну и дунху. Об этом свидетельствует сходство погребального обряда культуры «верхнего слоя сяцзядань», которую С.С. Миняев связывает с ранними хунну и погребального обряда дунхусского племени Ухуань, описанного в «Хоуханьшу».

Данные палеоантропологии также подтверждают эту версию, относя «плиточников», хунну и дунхусское племя сяньби к палеосибирскому типу монголоидной расы.

Между тем, учёнными доказано, что дунхусские племена Ухуань и Сяньби были протомонголами [16; 28]. Современные же монголы, согласно данным генетических и антропологических исследований являются прямыми потомками хунну.

Таким образом, набор фактов имеющихся в данной работе позволяет нам предположить, что правящие племена империи хунну были родственны соседним дунхус-ским племенам сяньби и ухуань, а следовательно являлись протомонголами. Вместе с тем мы полагаем, что племена культуры плиточных могил, быстро и безболезненно приняли культуру родственных им хунну, и слившись с ними, значительно увеличили их численность.



КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-hunnu-v-svete-dannyh-arheologii-antropologii-i-analiza-pismennyh-istochnikov-1

https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-hunnu-v-svete-dannyh-arheologii-antropologii-i-analiza-pismennyh-istochnikov-1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как дела у глубоко уважаемого Igor'я и его анализа порядка 1000 сюннуских глосс?

Ув. Igor, есть ли какие-нибудь новые данные по лингвистике?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.07.2017 в 14:34, Ермолаев сказал:

Скорее арабизм "qalea" (قلعة).

 

Это обыкновенное тюркское слово, от которого сами тюрки незаслуженно отказались в пользу арабов (к сожалению таких "отказников" у нас очень много).

 

Кьала - город

 

Арабам такое название совершенно не знакомо, все названия городов, в которых присутствует данное слово, все тюркские.

 

Этимология: тюрк. гл. кьала, кьалау - воздвигать, сооружать, складывать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On ‎31‎.‎7‎.‎2017‎ г. at 4:40 PM, Peacemaker said:

Между тем, учёнными доказано, что дунхусские племена Ухуань и Сяньби были протомонголами [16; 28].

Ничего подобного никем не доказано! В действительности, сяньби – болгарские сабиры, а ухуань – булгарские авары. Единственно меродавно-показательной и в этом случае является корректно-правильная реконструкция китайских наименовании этих племен:

4) В западных летописях встречаются названия 14 гуннских племен, похоже, всем им можно найти соответствия в китайских хрониках. Большинство из них - племена из сяньби, некоторые - племена, покоренные сюнну:

(12) Sabiroi - Сюбу[sio-pok], или просто транслитерация Сяньби[sian-pie].

Выше названные 8 - возможно все были племенами Сяньби. Перечисленные за ними китайские названия можно найти в записях "Вэй шу: Гуаньши чжи"(История Вэй: записи фамилий чиновников) в главе "Нажу чжу син" [Тайшан 2012, 24].

 

Chinese official historiography of the ancient and early medieval period used two generic designations for «barbarians» to the northwest: Hsiung-nu and Tung Hu. The Tung Hu or «Eastern barbarians» were known from the third century B.C.E., and later developed two branches: the Wu-huan, first mentioned in 78 B.C.E., and the Hsien-pi, documented from 45 C.E. Chinese historical phonology, which is now a precise and reliable discipline [9], allows us to reconstruct the ancient pronunciation of the two designations: these are *ahwar (= Avar) for the Wu-huan, and *säbir, säbär (> Sibir, hence Siberia) for the Hsien-pi [10] [Pritsak 2009, 2-3].

...and the Proto-Mongolian Säbirs (Hsien-pi = Σβιροι) [Pritsak 2013, 9-10].

 

Doğu Avrupa'ya gelmiş Ogur boylarından Sabirler önemli bir yer tutmaktadır. Bunların adı Orta Asya’da yaşadıkları zaman Çin kroniklerinde kaydedilmiştir. Uzmanlar Çin kroniklerinde Syanbi (hianbi, śjä-bi) biçiminde kaydedilmiş etnonimi Bizans kaynaklarındaki σαβιρ biçimiyle aynı olduğunu düşünmektedirler [Yegorov 2014, 4640].

 

These may perhaps reflect increasing penetration and admixture with Eastern Hun that is the Hsien-pi and Wu-yüan 乌桓 M. ơu-ħwan < *aħu-ħwan = Avar.

These forms imply an ethnic War or Awar which can scarcely be separated from the Ούαρ Χουννί of Theophylactus Simocatta, the Ούαρ-χώνĭτᴂ of Menander Protector and the Avars of Europe. Still earlier the same name occurs as 乌桓 M. ơu-ħwan < *aħu-ħwan, one of the two divisions of The Eastern Hu in the Han period (the other being the Hsien-pi). The phonetic identity is perfect and there are very good supporting arguments in favour of a connection between the peoples [Pulleyblank 2008, 209-259].

 

During Han times the Eastern Hu were differentiated in Chinese sources into two groups, the Wuhuan §, or Wuwan A to the south and the Xianbei ¥.* farther north. In spite of the difference in modern pronunciation, Wuhuan and Wuwan are both reconstructed as EMC ʔɔ ɤwan, going back to *ʔá-wán in the Han period. Chinese -n is the normal equivalent of foreign -r at that period which allows us to reconstruct this name as *Awar [Pulleyblank 2017, 44].

 

The Tung Hu or «Eastern barbarians» were known from the third century B.C.E., and later developed two branches: the Wu-huan, first mentioned in 78 B.C.E., and the Hsien-pi, documented from 45 C.E. Chinese historical phonology, which is now a precise and reliable discipline [9], allows us to reconstruct the ancient pronunciation of the two designations: these are *ahwar (= Avar) for the Wu-huan, and *säbir, säbär (> Sibir, hence Siberia) for the Hsien-pi [10] [Pritsak 2009, 2-3].

 

Иероглифы: 1), совр. кит. wū, др.-кит., класс. кит., ЗХ, ВХ ʔā, ПДК ʔō, ср.-кит. ʔo ‘ворон; ворона; черный; вороной’ (Karlgren 0061 ac); 2) , совр. кит. yuan, др.-кит. w(h)ar, класс. кит., ЗХ, ВХ, РПДК w(h)an, СПДК, ППДК w(hn, ср.-кит. wən ‘стена’ (Karlgren 0164 m). Действительно, читается примерно ʔā-w(h)an, т.е. (x)awar. [10] [Дыбо 2013а, 81].

http://bolgnames.com/Images/Osmanids_2.1.pdf

http://bolgnames.com/Images/Xiongnu.pdf

http://bolgnames.com/Images/GreatWall_1.pdf

http://bolgnames.com/Images/GreatWall_2.pdf

http://turkologiya.org/saylar/2015-4/2015-4-6.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Кьала - город

Арабам такое название совершенно не знакомо, все названия городов, в которых присутствует данное слово, все тюркские.

Этимология: тюрк. гл. кьала, кьалау - воздвигать, сооружать, складывать.

Так речь идет о понятии "крепость", которую арабы называют "qalea" (крепость). 

Вы этимологию не предоставили, а предоставили возможный источник. Под этимологией подразумевается выяснение пути образования слова, в данном случае в виде "глагол => существительное". Следов агглютинативного словообразования не видно, в отличие от, например, термина "курган", который явно является производным от глагола:

Proto-Turkic: *Kur-
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: to erect (a building), to establish
Russian meaning: строить, устанавливать
Old Turkic: qur- (OUygh.)
Karakhanid: qur- (MK)
Turkish: kur-
Tatar: qor-
Middle Turkic: qur- (AH, Houts.)
Uzbek: qur-
Uighur: qu(r)-
Azerbaidzhan: Gur-
Turkmen: Gur-
Kirghiz: qur-
Kazakh: qur-
Noghai: qur-
Bashkir: qor-
Balkar: qur-
Gagauz: qur-
Karaim: qur-
Karakalpak: qur-
Kumyk: qur-
========================================
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, Ермолаев сказал:

Так речь идет о понятии "крепость", которую арабы называют "qalea" (крепость). 

 

Значит заимствовали у тюрков. Я не арабист, привести арабское объяснение не могу. К тому же тюрки не называют свои города "калеа", но говорят "кала".

 

58 минут назад, Ермолаев сказал:

Вы этимологию не предоставили, а предоставили возможный источник. Под этимологией подразумевается выяснение пути образования слова, в данном случае в виде "глагол => существительное". Следов агглютинативного словообразования не видно, в отличие от, например, термина "курган", который явно является производным от глагола:

 
Russian meaning: строить, устанавливать
Karakhanid: qur
========================================

 

Вы усё уперепутали. :) Но ничего страшного.

 

Есть такое понятие как синонимы или близкие по значению слова. Казахский язык чрезвычайно богат на синонимы и омонимы. Перечисляю в рассматриваемом ключе первые пришедшие мне на память слова с одинаковыми значениями:

qur / quru - строить, воздвигать, сооружать

(от него "қорған"  - укрепление, крепость; "қорық" - охраняемые места, заповедник; "қора" - сарай для скота; "қоршау" - ограждение, "құрылыс" - стройка и т.д.)

sal / salu - строить, воздвигать, сооружать

(от него "сал" - плот, салчи или салчиут - плотовщик и т.д.)

qala / qalau - строить, воздвигать, сооружать

(от него "қала" - город, "қалау" - кладка из кирпича, камня и т.д.)

 

Но если подойти к ним более скрупулезно в семантическом плане, то их все таки можно слегка различить по случаям их применения, в более узких смыслах:

qur / quru - сооружать

(так можно сказать, к примеру, по отношению к шалашу "күрке құру" - "воздвигнуть шалаш")

sal / salu - ложить, накладывать

(так можно сказать, к примеру, по отношению к дому "үй салу" - "построить дом")

qala / qalau - класть кирпичи, камни, строительная кладка 

(так можно сказать, к примеру, по отношению к стенам "кірпіш қалау" - "класть кирпичи")

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Значит заимствовали у тюрков. Я не арабист, привести арабское объяснение не могу. К тому же тюрки не называют свои города "калеа", но говорят "кала".

А вы послушайте в Google-trаnslаte как звучит арабское слово:

https://translate.google.ru/?hl=ru&tab=TT#ru/ar/крепость

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Есть такое понятие как синонимы или близкие по значению слова. Казахский язык чрезвычайно богат на синонимы и омонимы. Перечисляю в рассматриваемом ключе первые пришедшие мне на память слова с одинаковыми значениями:

Где и что перепутал? Я вам привел пример того, как выглядит собственно тюркское слово, образованное от глагола. Оно отличается от глагольной основы тем, что имеет слоовобразовательный показатель на конце. И оно всегда отличается от исходного слова.

Тюрк. же "qаlа" (крепость; город) - существительное; тюрк. "qаlа" (строить) - глагол.

1 час назад, АксКерБорж сказал:

qala / qalau - строить, воздвигать, сооружать

(от него "қала" - город, "қалау" - кладка из кирпича, камня и т.д.)

Вы не понимаете. Глагол не равен существительному. Это как русское "строить" будет означать "город"; глагол "ездить" = "машина". То бишь, лингвистический бред. В тюрк. "qаlа" нет никакого словообразования от глагола "qаlа", т.е. оно не связано своим происхождением с этим глаголом, как бы вам этого не хотелось. 

У вас что, часто глагол и существительное одним словом выражаются?

Вот если бы было "qаl(а)gаn" - другое дело. А так, извините, это уже желаемое за действительное. 

================================

Тем более посмотрите в ДТС слово "qаlа".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У вас много не нужных слов, имхо, беспредметно все, один лишь натиск и желание. 

И все же.

Кала - тюркское слово, и существительное (кала), и глагол (калау).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...