Перейти к содержанию
Гость sanj

Чингиз-хан-2

Рекомендуемые сообщения

Кажется немного, но опоздали! Дьоппуоны, джакуты, уже вовсю снимают фильм о

Великом и Любимом Чингисхане!

да все зависить от финас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы это про что?

я его знаю лично. и вообще у многих монголов под старости глаза становится голубые. даже есть поговорка глаза как у старого овца голубые стали мои глаза.

и вообще слово ко:гшин от слова ко:кэ по-тюркски тоже ко:к что означает синий.

Да я согласен, но цвет глаз нельзя назвать голубым, у стариков они обычно выцветают и становятся чем то средним между серым и голубым, часто с таким встречался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

он что серьезно казах?

Из "zab.kazachego voiska" ? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не помъню точно, но небыл ли чингискан описан в секретной истории монголов?

(тот момент когда его военое дело начилосъ и он наёмником стал)

потом я слышал что китайские власти в запрещёном дворце в пекине несколъко библиотек со времён темуджина под клучём держит. может там чтото о нём лежит.

а насчёт голубых глаз у монголов ето дело весёлое.

если в европе люди с тёмными и узкими глазами живут.

почему не наоборот?

ок.. у них там болъше на свежом воздухе живут глаза от снега и ветра узитъ чаще надо.

я недавно пару немцем из владивостока видел. они для меня руско-китайцы.

выяснилосъ они уже пару поколений, хотя всегда с европейцами женилисъ, но жили по местным обычаям и ели местныю еду.(в какойто деревне) вот и поменялисъ со временем. блондные голубоглазые, но щилется(? глаза узкими от снежного блеска и ветра держат аж привыкли мышцы, не ослабляются) и ели по другому; зубы и челюсти под еду неевропейскую с детсва подстроилисъ. а если с детсва рыбу и мясо сушоное как конфеты жуёш, то лицо станет широким (мушцы лисочные "накачиваются" и зубы стачиваются(короткие)) как у монгола или у чукчи. а ветер холодный пару лет в него подует то и кости на лице толще сделаются.(чтобы температура внутри лица и головы быстро под ветром не меняласъ(важно для кровеного течения)).

у нас тут недавно опубликовали что у людей с голубыми глазами и светлыми лицами видно быстрее, когда он грипом и болезъю боткина заражается. то естъ ето был естественый метод сохравения всего клана. как покраснел или глаза пожелтели так его быстро в карантен(тоест из деревни с мишком мяса выкидовали, или в своём доме закрывали). да и потом если я на северных якутов посмотрю, то они тоже не жутко "жолтые" .(некоторые даже светлее японских накрашеных геиш)

естъ некоторые иследования изменения тела индейцев от перехода с картофелъного на кукурузно-салатовое питание.

оченъ интересная вещъ. так у меня теперъ вопрос филосовский:

если мы сейчас (или скоро) будем во всём мире одинакувую еду(французко-китайско-италъянскую с местным смешиванием кухню по макдоналским стандартам) кушатъ и в одинаковых условиях житъ(город или посёлок) будем. то наверно мы рано или позно все одинаковыми станем? (смешные браки=быстрее подходение)

(современые китайцы и японцы выглядят оченъ по другому чем ихние родители.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте многоуважаемые знатоки прошлого.

Мне задали вопрос и я даже не знаю как ответить, может кто нибудь из вас мне поможет.

Подскажите пожалуйста, а если есть ссылки и статьи, укажите их, кто из политиков сейчас, в наше время, использует и ведёт политику Чингиз хара? это очень интересный вопрос, и при том, ответ на него мне кажется интересным.

За оказаную помощь буду очень благодарен, тем более что это будет вклад в мою курсовую работу ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте многоуважаемые знатоки прошлого.

Мне задали вопрос и я даже не знаю как ответить, может кто нибудь из вас мне поможет.

Подскажите пожалуйста, а если есть ссылки и статьи, укажите их, кто из политиков сейчас, в наше время, использует и ведёт политику Чингиз хара? это очень интересный вопрос, и при том, ответ на него мне кажется интересным.

За оказаную помощь буду очень благодарен, тем более что это будет вклад в мою курсовую работу ;)

Развернутого ответа дать не в состоянии, но предлагаю ознакомиться, в частности, со следующей работой: http://nils.lib.tufts.edu/Fletcher/yuandynasty.pdf. Как мне кажется, что-то в рамках Вашей темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Развернутого ответа дать не в состоянии, но предлагаю ознакомиться, в частности, со следующей работой: http://nils.lib.tufts.edu/Fletcher/yuandynasty.pdf. Как мне кажется, что-то в рамках Вашей темы.

а переведённой на русский язык данной работы нигде нет?! не силён в иностранном:(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а переведённой на русский язык данной работы нигде нет?! не силён в иностранном:(

Сорри, ничем не могу помочь. Не думаю, чтобы кто-то озадачивался переводом на русский язык каждой англоязычной магистерской диссертации :P

Учите английский - в любом случае пригодится. :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

http://thestar.com.my/genghiskhan/

GENGHIS KHAN

LEADERSHIP AND MANAGEMENT STRATEGIES

Public Lecture By JOHN MAN

Tuesday, 12 Sept 2006 - Cititel Mid Valley, Kuala Lumpur (3.00pm-5.30pm)

Thursday, 14 Sept 2006 - Cititel Penang, Penang (3.00pm-5.30pm)

About Genghis Khan:

Genghis Khan is one of the greatest leaders in world history. A military and political genius, he united the quarrelling Mongol tribes and forged a powerful and mobile army. Genghis Khan conquered all that was before him and created the most extensive, contiguous empire the world has ever seen.

About the Speaker:

John Man read German and French at Keble College, Oxford, before doing two postgraduate courses, a diploma in the History and Philosophy of Science at Oxford and Mongolian at London University's School of Oriental and African Studies. After training in journalism with Reuters, he became a correspondent in Bonn, Germany. He left to edit the partwork The History of the 20th Century. He then joined Time-Life Books to edit the partwork The British Empire, done in conjunction with a 13-part BBC TV series, and went on to become Time-Life Book's European Editor. John Man has done scholarly research on Genghis Khan and is the first writer to have explored the hidden valley where the great Khan is believed to have died. From his studies he has produced many books and among them is a fascinating account of Genghis's rise and conquests

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Hi there:

Sorry for writing in English.

Koizumi-san, the outgoing Japanese prime minister, said good things about Chinggis haan's leadership skills, and some of his quotes were published in Asahi shimbun and other Japanese newspapers. Mongolian new papers such as Unuudur also wrote about how Koizumi-san learned about Chinggis in his childhood, and how his grandfather and father (both were well-known politicians in Japan) admired Chinggis. Visit websites of Japanese newspapers and news agencies (Kyodo, etc.,). I think you will find related materials in English or Japanese. In addition, some Mongolian politicians such as the president and parliament members say things like learn from Chinggis and so on.... Good luck!

Здравствуйте многоуважаемые знатоки прошлого.

Мне задали вопрос и я даже не знаю как ответить, может кто нибудь из вас мне поможет.

Подскажите пожалуйста, а если есть ссылки и статьи, укажите их, кто из политиков сейчас, в наше время, использует и ведёт политику Чингиз хара? это очень интересный вопрос, и при том, ответ на него мне кажется интересным.

За оказаную помощь буду очень благодарен, тем более что это будет вклад в мою курсовую работу ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Типичная имперская политика: разделяй и властвуй

Основные отличия от европейской имперской политики было то, что Чингисхан считал веротерпимость одним из столпов своей политики. И второе в военной сфере: если ты разбил соперника, ты не должен ждать , ты должен его добить(в европейских войнах после боя всегда давали сопернику убежать, не преследуя его(рыцарство))

а вообще про монгольскую имперскую политику написано у Вернадского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Knowing when to be ruthless

PENANG: Is Genghis Khan’s ruthlessness in battles appli-cable in the corporate world?

This question was posed to British historian and travel writer John Man by a member of the audience who turned up at Cititel Penang here to learn what made Genghis Khan feared, respected and revered to this day.

“Ruthlessness is useful in certain extreme circumstan-ces, even in the corporate world.

“But, of course, it does not involve spilling blood and brandishing swords,” he said in his talk Genghis Khan: Lea-dership and Management Stra-tegies yesterday.

To another question, he said there was also a hint of de-mocracy in Genghis Khan’s rule.

“For instance, he did not ap-point his successor himself. The decision was made after a consensus among his prin-ces was reached,” he explai-ned.

In his talk, Man said Gen-ghis Khan was a leader who raised himself above his followers, but he was also one of them when facing adversity.

“That’s one of the many pa-radoxes of great leadership. Many of today’s leaders look out only for themselves.

“Genghis Khan was not the type to have Swiss bank ac-counts. He was known to be generous and the loots were distributed fairly,” he added.

His talk, based on his re-search into the strategies and skills that earned Genghis Khan the titles “emperor of all emperors” and “oceanic ru-ler”, sent out a message that organisations should adopt positive leadership qualities and not destructive ones.

The great Khan had welded rival tribes into a nation and then made that nation the heart of the largest land em-pire the world had ever seen – stretching from Central Asia’s Aral Sea to the Yellow Sea of China.

It has been 779 years since his death, but political and corporate leaders across the world are still showing inte-rest in his management skills and strategies, and adop- ting them in their daily business.

Some 400 people attended the one-hour talk.

Здравствуйте многоуважаемые знатоки прошлого.

Мне задали вопрос и я даже не знаю как ответить, может кто нибудь из вас мне поможет.

Подскажите пожалуйста, а если есть ссылки и статьи, укажите их, кто из политиков сейчас, в наше время, использует и ведёт политику Чингиз хара? это очень интересный вопрос, и при том, ответ на него мне кажется интересным.

За оказаную помощь буду очень благодарен, тем более что это будет вклад в мою курсовую работу ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Diane Wolff

What George II Can Learn From Genghis Khan

George W. Bushs public-relations advisers would probably blanch at the comparison, but the president might want to think about the highly successful experience of Genghis Khan in dealing with Islamic extremists.

The Supreme Khan, remembered more for ruthlessness in warfare than skill in governing, dealt with efforts to topple his 13th-century empire from Muslim extremists harshly, but successfully. Genghis, however, didnt have to worry about the United Nations, a free press or notions of democracy within his people. Nor did he have to worry about keeping a coalition together. The Mongol nobility gathered in a pavilion tent that held a thousand people, in his capital of Khara Khorum in Inner Mongolia, listened to his plans for war, and voted to contribute men, horses and money.

Genghis Khan, who ruled from the Pacific Ocean to the Mediterranean during his time, was a great leader, and although he consulted with the nobility, he usually got what he wanted.

Bush -- despite protestations from domestic and overseas critics that he is acting unilaterally -- doesnt have the power to just snap his fingers and make something happen. Many of the worlds leaders, including Mr. Putin of Russia, might want to study the Mongolian leaders model, since the Mongol Khans had such a long and intimate relationship with Russian history as well as Chinese and Central Asian history.

Like America in the 21st century, Genghis Khan was the superpower of his era. While the Crusades were going on in the Middle East and Europe was still a backwater, Genghis Khan, known as The Conqueror, ruled China, Persia, Russia, the Muslim lands of Central Asia and the Middle East.

In fact, he almost conquered Europe. His cavalry was the greatest fighting force in the world. He built roads that connected one end of his empire to the other. He had a pony express-type messenger service that kept him abreast of events at the far ends of his empire. He established a code of laws throughout his empire. He protected trade and insisted on religious toleration. The peace his army imposed lasted for a century.

After his conquest of China, Genghis Khan received a plea from the Caliph of Baghdad, the pope of the Muslim world. It seemed that a heretic sect called the Order of the Assassins, recruited by the Old Man of the Mountain, the Osama bin Laden of his day, was committing political murders all over the Muslim world.

Headquartered in present-day Syria, the leader of the Assassins recruited youths in the bazaars and alleyways, fed them hashish and tutored them in a radical form of Islam. They were promised virgins and an immediate entry to Paradise if they killed in the name of Allah.

Genghis Khan had no intention of riding West to make war in the Muslim world. China was always the main object of Mongol arms. He was the most powerful sovereign in Asia, he was rich beyond belief and he was enjoying life after conquering China.

He was not a hater of Islam.

From the time he was a boy, the Supreme Khan respected the Muslim capitalists. The caravan traders knew the currencies, languages and goods of many countries. They had been plying the caravan routes between China and Europe for 400 years, ever since the Arab conquest of Central Asia, the land called Turkestan, in the ninth and 10th centuries.

Genghis Khan even looked out for his Muslim subjects. An old enemy of The Conqueror closed the mosques and bazaars along the Silk Road in eastern Turkestan -- presently Chinas Far West -- and persecuted Muslims.

The Supreme Khan did not want to give the Muslim Shah of Central Asia an excuse to come into his domains to protect Muslims, so he sent his able Gen. Jebe, known as The Arrow because of his superb marksmanship, to enforce the peace. Khans old enemy was removed, his head paraded on a stick in the oasis towns along the Silk Road and Muslims in those regions welcomed the Mongol army as their liberators.

Like President Bush, Genghis Khan saw other leaders as either friends or enemies. When Shah Mohammed, who ruled what is now Uzbekistan, murdered a Mongol ambassador sent to initiate trade relations, Genghis grew infuriated and changed his friendly demeanor.

Eager for profits, Genghis had fervently wished to establish trade relations with the Shah, whose capital was in the fabled garden city of Samarkand. He sent a trade embassy of 500 camels and, as a special courtesy to the Shah, ordered that the ambassador and all the members of the embassy were Muslims.

When the embassy reached the outskirts of the Shahs territory, the governor of Utrar, an outlying city, under orders from the Shah, murdered the ambassador and stole the valuable goods, including a lump of gold the size of a camels hump. A camel-puller was the only survivor of the massacre. He made his way back to the Supreme Khans headquarters and told the tale.

The Supreme Khan tried diplomacy

Genghis Khan has had the worst press of any leader in world history because his conquests were always recorded in the languages of his enemies. The Mongols did not have writing at the time of the conquests. True, he was a ruthless warrior, the man who left heaps of skulls at city gates, who did not flinch at using citizens of enemy nations as human shields.

Modern people do not think of Genghis Khan as a diplomat, but he was. He considered the person of an ambassador sacrosanct. Not believing the Shah, as ruler, would have been so foolish as to order the massacre of a Mongol embassy, Khan sent word to the Shah to execute the governor, or extradite him to me and let me execute him.

The Shah refused. He had ordered the murder personally. He even tried to turn the follow-up envoy into a spy and offered him a bribe. The man remained true to Genghis Khan.

Khan didnt take noncompliance lightly, considered it an act of war, and after two years of planning -- he never left any detail of a campaign to chance -- took his army over the high mountain passes that separate China from Turkestan. He waged a brilliant desert campaign that decimated the Shah.

During the conquest of the Muslim lands, his army rode to the gates of a walled city and delivered Orders of Submission. The message basically was: Submit and be spared. Resist and be plunged into humiliation.

He wanted to avoid waging war if he could. The Persian historians whined about Genghis Khan laying waste to fertile lands, turning a city of gardens into a desert from which some of these lands have never recovered, and this he did, to punish resisters. He ordered his army to take bags of ears and lay them at the gates of the cities along his armys path. It sent, in the manner of the Mafia sending a dead fish, a very precise message.

He ordered his men to assemble the elders of Samarkand into the mosque and rode his horse into it: He demanded tribute of them and told them he was the Scourge of God, come to punish them for their sins. When the mullahs came to him to explain their belief system to him, that the righteous faced Mecca and prayed five times a day, Genghis Khan, a proud nomad and a shamanist, told them this was ridiculous.

Pax Mongolica lasted a century

Genghis Khan laid waste to Central Asia as part of his canon of war, the standard for medieval warfare. He never left an enemy population behind the advancing front line of his army. The Persian historians were wrong. He did not persecute Islam. As long as the Muslims paid their taxes to the garrison of the Mongol army, Genghis Khan preserved the peace.

The Pax Mongolica lasted for about 100 years, the longest period of international relations between China and Europe for 1,000 years.

He destroyed the Muslim monopoly of trade and intercourse that had existed in the Middle East and Central Asia since the Arab conquests of the ninth and tenth centuries.

The great fortunes of the merchant princes -- which financed the Renaissance in Italy -- were made in the overland trade between China and Europe.

The Mongol army garrisoned the Muslim lands, a census was taken and taxes were paid. Local magistrates kept their jobs and used their own system of governance and peace reigned until the time of Genghis Khans grandson and successor, the Emperor Mongke, who ruled 30 years after the conquest of the Muslim lands.

This grandson became emperor because Batu, the Khan of the Golden Horde in Russia and the senior prince of Genghis Khans line, did not want a Muslim ruler on his southern border.

Things had not been going well in the Muslim world for some time, and the Muslims had designs on all of Eurasia. They had held a monopoly of trade between China and Europe from antiquity to medieval times, and they wanted to get it back. Batu Khan ruled the Russian princely states from the steppes. He was growing rich from the overland trade that went through the Caucasus and the Black Sea on its way to what is Istanbul today. He wanted a Mongol prince on his southern border to safeguard his interests.

That prince was to be Hulegu, younger brother of the new ruler of the Mongol world, Mongke Khan. (Hulegu was also the younger brother of the noted ruler Khubilai Khan, famous from Marco Polos tales.)

The Old Man of the Mountain, the terror master of the day, sent 400 Assassins to kill Mongke Khan at his coronation. This was revenge for the devastation caused by Genghis Khans armies 30 years earlier.

Mongke ordered Prince Hulegu to destroy the Order of Assassins. Whoever resists you, Mongke ordered, plunge him into humiliation.

The Assassians slit their own throats rather than be captured short of success.

He then began to conscript troops and make plans for war. The Muslims, fearing the Mongol army was riding against them, sent ambassadors to the courts of England and France, asking for an alliance of the People of the Book against the infidel. In both cases, they were refused. Let these heathen dogs devour one another, said the Bishop of Winchester to King Henry II.

Hulegu destroyed the Old Man of the Mountain and put the Assassins to the sword. Many orthodox Sunni clerics and statesmen thanked the Mongol army for performing this service. The Mongol army had rid the Muslim world of a menace. Hulegu then went on to lay siege to Baghdad. He killed the last Abbasid caliph for refusing to send his viziers to answer the Orders of Submission. The caliphate, by this time, had been on the decline for a century. Mongol rule was young and vigorous by comparison. Hulegu and his successors then ruled present-day Iraq and the rest of the so-called Persian Khanate, which included Iran and Central Asia, later converting to Islam.

The Pax Mongolia brought 100 years of peace and opened the roads between China and Europe for the first time since the Arab conquests of the ninth and 10th centuries. The fortunes that built the Renaissance were built in the overland trade.When the Mongol Empire fell, the Muslims took over again, and thus began the European Age of Exploration, looking for a sea route to Asia in place of the overland route, the Silk Road. Thus, indirectly, the end of the Mongol Empire brought about the Age of Exploration.

History is a wise teacher

While bin Laden may seem like a 21st-century man employing the latest technological advances, he is grafting his mission onto a longing for the restoration of the caliphate, the international Islamic state that the armies of Genghis Khan destroyed.

A little history helps to clarify the fuzzy details of bin Ladens back-to-the-future mentality. He is selling to the impoverished Arab masses the restoration of an idealized state that never was. The last Abbasid caliph, a spiritual ruler, was deeply flawed, corrupt and fatally involved in the political intrigues of his time.

The problem, in Genghis Khans time as in ours, was not Islam but theocracy, the failure to create and maintain institutions for the expression of popular political will.

The problem, then as now, in the words of the Pakistani journalist Ahmed Rashid, is in the use of assassination, religiously sanctioned, for the purpose of gaining political change.

Islam has had and will continue to have a rocky road to modernization. It has not yet been through the Enlightenment or the Reformation as the other two great monotheistic religions have. It has yet to come to organize itself into a private religious sphere and a public political sphere. It believes, as Rashid points out, in the use of Quranic authority to justify political violence to cleanse and purify the state. It will be left to America, as it was to Genghis Khan, to assert the international order.

Confronted with hooligans and rogue dictators, instead of hand-wringing, America ought to go about its business with the clarity and sense of purpose of Genghis Khan.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Diane Wolff is a widely published journalist and the author of the forthcoming biographical novel Genghis Khan.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот, оказывается ларчик просто открывался. Как я и думал.

Поговорил я с одним из ныне здравствующих авторов книги о Чингисхане и он мне просто объяснил, что в Китае есть стела Угэдея, на которой ясно прописана дата рождения Угэдея и сколько лет на это событие было его отцу. И дата рождения Чингисхана, получается совершенно определенная -1162 год. Вопрос закрыт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот, оказывается ларчик просто открывался. Как я и думал.

Поговорил я с одним из ныне здравствующих авторов книги о Чингисхане и он мне просто объяснил, что в Китае есть стела Угэдея, на которой ясно прописана дата рождения Угэдея и сколько лет на это событие было его отцу. И дата рождения Чингисхана, получается совершенно определенная -1162 год. Вопрос закрыт.

Рад за Вас. Вот только про 1162 г. в китайских источниках известно давно. Только достовернее они от тысячекратного их упоминания не становятся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По следу Чингисхана

Сергей Волков

--------------------------------------------------------------------------------

Много веков люди пытаются отыскать гробницу Чингисхана. Утверждают, что великий воитель покоится либо в степях Монголии, либо в Китае. Некоторые же ученые предлагают поискать легендарную могилу на территории России...

(Фото: Евгений Епанчинцев/ИТАР-ТАСС)

Восемь веков назад, в 1206 году, Темучин, сын Есугэя-багатура, потомок рода Борджигат, был единогласно избран каганом монголов и получил прозвище Чингисхан, что означало "Великий хан". Несмотря на множество исторических хроник и летописей, описывающих жизнь и деяния Чингисхана, достоверных сведений о Великом хане сохранилось немного. "Своим" Чингисхана числят сразу несколько народов - монголы, буряты, китайцы, японцы и казахи. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты - голубые глаза и светло-рыжие волосы. По образному замечанию историка Льва Гумилева: "В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения". И, добавим мы, заканчивая местом его захоронения. По распространенной версии, Чингисхан умер в 1227 году во время похода на Тангутское государство (Центральная Азия). В разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны, полученной в бою, от продолжительной болезни после падения с лошади, от удара молнии, от руки плененной тангутской ханши. Согласно легенде, воитель повелел похоронить его у некой горы Бурхан-Халдун, местонахождение которой остается загадкой до сегодняшнего дня. Интерес к поискам места захоронения Чингисхана подогревают и многочисленные легенды о несметных богатствах, якобы спрятанных в гробнице. Родилась даже шутка: если могила Чингисхана будет найдена, цена на золото в мире сразу упадет.

Игра в прятки

Итак, согласно преданию, Чингисхан был похоронен на родовом некрополе Их-Хориг у горы Бурхан-Халдун. В глубокой гробнице Великий хан сидит на золотом троне...

Для того чтобы могилу не нашли и не осквернили, были приняты особые меры предосторожности. После того как саркофаг с телом Чингисхана опустили в гробницу, ее видимые следы сровняли с землей и по этому месту прогнали несколько раз гигантский табун лошадей.

По другой версии, могила была устроена в речном русле, для чего реку на время перекрыли. Затем дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло. А всех, кто участвовал в погребении и мог запомнить место, впоследствии умертвили.

В этом году Монголия отпраздновала 800-летие своей государственности. В Улан-Баторе по этому поводу установили гигантскую скульптуру Чингисхана.

(Фото: Ng Han Guan/AP)

В сборнике летописей персидского историка Рашида ад-Дина говорится: "В Монголии есть большая гора, которую называют Бурхан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам - бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех местах живут племена тайджиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булук-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Бурхан-Халдун будет шесть дней пути".

В "Сокровенном сказании" монголов говорится, что их предки кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-Халдуне. Современные исследователи текста склоняются к версии, что речь может идти о горах Хэнтэйского нагорья в Монголии, в частности о массивной центральной вершине Хан-Хэнтэй. Но так ли это, многие сомневаются, даже сами монголы. Подъехать к этой вершине по непроходимому болотистому торфянику очень сложно, не говоря уж о том, чтобы прогнать там табун лошадей. По версии немецкого историка Герхарда Фридриха Миллера, название Бурхан-Халдун в переводе может означать "Божья гора", "гора, где поставлены божества". Рашид ад-Дин указывал на то, что на Бурхан-Халдуне потомок Чингисхана Тимур якобы сделал изображения покойных предков и построил капище. Но военных походов восточнее Иртыша Тимур никогда не совершал, соответственно, он вряд ли стал бы устраивать капище на Хан-Хэнтэе в Монголии, которую сегодня пытаются отождествить с Бурхан-Халдуном.

Географические названия времен Монгольской империи за многие века полностью изменились, и с точностью сказать, где находится гора Бурхан-Халдун, никто сегодня не может. И тем не менее интенсивные поиски продолжаются.

Череда сенсаций

Могилу Чингисхана в последнее время находят с завидной регулярностью. Уже несколько мест в Монголии и Китае претендуют на то, чтобы считаться местом последнего упокоения правителя.

В сентябре 2001 года мировые информационные агентства сообщили о сенсационном открытии. Американец Моури Кравиц и его соотечественник профессор Чикагского университета Джон Вудс в 360 километрах от Улан-Батора, близ горы Биндэр, обнаружили четыре десятка могил, с трех сторон закрытых каменной стеной высотой 3-4 метра. С помощью радаров американцы определили, что в захоронении находятся останки более чем шестидесяти человек. Судя по обнаруженным доспехам и оружию, эти люди принадлежали к монгольской знати. Надо заметить, что это захоронение уже исследовалось в конце 50-х годов монгольскими учеными, которые датировали его более ранним, "дочингисовым" периодом - 947-1125 гг. - и отнесли к так называемым киданьским захоронениям.

Специалисты боннского университета нашли на месте бывшей столицы монгольской империи каракорума многочисленные скульптурные изображения.

(Фото: MICHAEL REYNOLDS/EPA)

Тем не менее американские исследователи поспешили сделать официальное заявление о том, что найдено место упокоения великих монгольских ханов и, возможно, Чингисхана. Затем в полусотне километров от этого места было найдено еще одно захоронение с останками около сотни воинов. Это, по мнению Вудса, те самые воины, которых, согласно легенде, убили, чтобы скрыть место погребения Чингисхана. Более подробное исследование данных захоронений планировалось провести летом 2005 года. Однако сделать это не удалось. Случилась небывалая засуха, и вся местность подверглась нашествию шелкопряда, личинки живым панцирем покрыли место предполагаемого захоронения великих нойонов. Местные жители усмотрели в этом "кару за нарушение покоя запретного места с останками великих монгольских вождей" и стали протестовать против планов проведения раскопок. Бывший премьер-министр Монголии Дашийн Бямбасурен направил президенту страны Нацагийну Багабанди письмо, в котором обвинил американскую экспедицию в том, что она попирает священный прах. Оказывается, у монголов существует поверие, что если будет найдена могила Чингисхана, то нация погибнет. Экспедицию пришлось свернуть.

Вскоре после этого пришло сообщение из Китая. Сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй заявил: "Мы нашли подлинную могилу Чингисхана!" Согласно появившейся информации, она находится на севере страны, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, вблизи монголо-китайской границы, у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила (Чинхэ). Правда, что послужило основанием считать это захоронение "подлинной могилой Чингисхана", в информации из Китая не сообщалось.

Американские исследователи обнаружили в 360 километрах от Улан-Батора, близ горы Биндэр, каменную стену, за которой находится древнее захоронение

(Фото: University of Chicago/AP)

В 2001 году японско-монгольская экспедиция начала раскопки на территории Восточного аймака Монголии, в местности Аврага, где, по летописным данным, находился дворец Чингисхана. Археологическая программа "Новый век" реализовывалась совместно учеными Академии наук Монголии, японских университетов Ниигата и Кокугакуин. Раскопки позволили определить площадь древнего поселения: с запада на восток - 1500 метров, с севера на юг - 500 метров. В 2004 году археологам удалось обнаружить фундамент здания, построенного в XIII-ХV веках, предположительно это мог быть Великий Ордо - дворец Чингиcхана. Были найдены каменный фундамент в форме квадрата 25 на 25 метров и остатки стен с отверстиями для несущих опор. Судя по всему, толщина стен достигала полуметра - сооружение для того времени очень внушительное. Шинпей Като, глава экспедиции, профессор японского университета Кокугакуин, в 2004 году заявил: "Наши поиски дали долгожданный результат. Мы нашли фундамент дворца, где, по всей видимости, жил Чингисхан, а впоследствии и его сын Угедей-хан". При раскопках ученые обнаружили каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. На жертвеннике, считают они, сжигали лошадей во время поминальных церемоний, устроенных после смерти высокочтимых людей. Участники экспедиции утверждают, что в найденных близ дворца четырех глубоких ямах диаметром в полтора метра сохранились зола, остатки костей домашних животных, пепел шелковых тканей. Эта находка натолкнула ученых на мысль, что данное здание могло быть не дворцом, а поминальным мавзолеем Чингисхана. При этом специалисты полагают, что место захоронения Великого хана находится где-то неподалеку. Однако прошло уже почти три года, а ничего нового археологи так и не обнаружили. Заметим, что найденные кости лошадей едва ли могут быть сильным аргументом в пользу гипотезы о захоронении рядом Чингисхана. Могилы с лошадьми характерны для многих тюркских народов и встречаются археологам от Китая до Якутии.

Тем временем появились утверждения, что могилу полководца вообще надо искать не в Монголии.

Эй, Баргузин!..

Кроме Китая и Монголии, на место подлинного захоронения Чингисхана претендует... Россия. Наиболее вероятными местами захоронения знаменитого завоевателя называют местность, прилегающую к реке Онон в Читинской области, а также Баргузинскую долину в Бурятии.

У бурят сохранилась легенда о том, что в Баргузинской долине находятся могилы знатных монгольских нойонов. В "Золотом своде", летописи всех монгольских ханов, и в "Сокровенном сказании" говорится, что предки Чингисхана "явились, переплыв Тенгис" (внутреннее море), под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал.

Земля Монголии манит к себе археологов со всего мира. Японские ученые в местности Аврага раскопали фундамент дворца, в котором, возможно, жил Чингисхан, а впоследствии и его сын Угедей-Хан.

(Фото: The Japan-Mongol joint research team/AP)

Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. В описании Рашида ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, до Байкала и дальше на восток. Хотя в "Сокровенном сказании" и нет на сей счет указаний, но ряд историков считает, что Баргуджин-Токум - это определенно Баргузинская долина на восточном побережье Байкала, напротив острова Ольхон. В пользу этой версии свидетельствует также тот факт, что здесь расположена священная вершина Барагхан-Уула, у подножия которой, по преданию, располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе в давние времена местные жители якобы находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе.

(Фото: Hermann J. Knippertz/AP)

Из "Сокровенного сказания" также известно, что мать Чингисхана, Оэлун-учжин, была уроженкой страны Баргуджин-Токум и неоднократно ездила на кладбище в "землю предков". Утверждают, что и сам монгольский правитель также ездил поклоняться могилам предков и совершал жертвоприношения духам гор Забайкалья. А перед смертью он якобы дал наставление своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили в "земле предков", куда многие века ездили на моление его родичи. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описанию находится "земля предков" рода Чингисхана, - Баргузинская долина, то, возможно, и могила великого правителя тоже находится здесь.

Удивительно, но факт: великая Монгольская империя, которая считается одной из крупнейших за всю историю человечества, загадочным образом не оставила потомкам практически никаких материальных следов своего существования. О монголах и их предводителях мы узнаем преимущественно из мифов и летописей. До сих пор, несмотря на многолетние усилия археологов и использование самого современного поискового оборудования, не найдено ни одного захоронения великих монгольских ханов. Не обнаружено никаких значительных памятников архитектуры эпохи монгольского владычества, а также и фантастических богатств. Быть может, ничего этого и нет, а может, нас ждут еще замечательные открытия.

ВРЕЗ: МНЕНИЯ

Поможет случай

Где искать могилу Чингисхана и можно ли найти ее в принципе? С этим вопросом "Итоги" обратились к специалистам.

Лариса Павлинская, кандидат исторических наук, заведующая отделом этнографии Сибири Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН:

- Конечно, могилу Чингисхана обнаружить рано или поздно можно, но вряд ли пользуясь научными методами. Мое мнение: если этот объект и найдут когда-нибудь, то скорее всего наткнутся на него случайно. Поэтому будем хранить надежду, что такое открытие состоится. А вот где это может случиться? Китайцы, например, заявили, что они уже нашли могилу Чингисхана. Это представляется сомнительным, как, впрочем, и уверения в том, что Чингисхан покоится в Баргузинской долине. В то же время Забайкалье лично мне представляется перспективным районом для поисков.

Андрей Жуков, кандидат исторических наук:

- Поиски могилы Чингисхана, по моему мнению, являются не самой актуальной проблемой средневековой истории. Допустим, могилу нашли, вытащили из нее груду дорогих вещей со всех концов света, но вряд ли это скопление драгоценностей изменит взгляд на исторические процессы, происходившие в те времена. Скажем, находка какой-то редкой вещицы из заморской страны вовсе не будет являться доказательством того, что Чингисхан со своим войском доходил до этой страны. Поэтому я не считаю, что для науки находка могилы Чингисхана будет иметь большое значение. Для культуры - да, несомненно. Активные поиски захоронения Великого хана, которые ведутся сегодня, скорее направлены на удовлетворение интереса политиков, нежели историков.

Наталья Жуковская, профессор, доктор исторических наук, заведующая отделом азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН:

- Многие азиатские народы ищут следы Чингисхана на своей территории: буряты, тувинцы, казахи - все хотят считать своим предком этого великого человека. Но могила Чингисхана может располагаться только на его родовой территории, которая находится в Монголии. А монголы вряд ли дадут добро на исследования ученых из других стран. Впрочем, как один из вариантов расположения захоронения - это юг Читинской области. Когда-то эта территория входила в родовые земли великого полководца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тайна могилы Чингисхана

С этим именем связана самая большая тайна и, возможно, в будущем самая сенсационная находка, которая когда-нибудь может быть и произойдет. Ведь находят же до сих пор захоронения (в том числе и не разграбленные) египетских фараонов.

Речь идет о Могиле Чингисхана, о тайне его захоронения. Но прежде напомню, хотя бы фрагментарно о нем самом. Тем более что, наверное, не все знают, что Чингисхан - уроженец Забайкалья.

Самый знаменитый забайкалец

Родился он предположительно в октябре 1155 года в урочище Делюн-Болдок на реке Онон. Это место и сейчас сохраняет свое название и находится неподалеку от села Цасучей, центра Ононского района Читинской области. Его отец Есугай-батыр был главой одного из древних родов. Об его детстве и юности известно больше измышлений и мифов, чем правды, что дает широкие возможности писателям выстраивать различные варианты этой темы. По-видимому, в 1183-1204 гг. Тэмуджин, как звали будущего завоевателя, разгромил основных соперников в борьбе за власть над степняками, и вожди степных народов и родов на курултае в 1206 г. провозгласил его великим ханом с титулом "Чингис" (от тюркского "тенгиз", то есть "море", "океан"). Чингисхан - властелин с безбрежной властью "от моря до моря". Через несколько лет, в 1211 г. проведя необходимую реорганизацию своего государства и армии, он начал свои завоевательные походы, которые буквально потрясли в ХШ веке всю Евразию. Умер Чингисхан на территории тангутского государства Си-Ся во время начатого им в 1226 г. похода в эту страну. Точная дата смерти известна, ибо в то время его уже сопровождали официальные летописцы его деяний. Он умер 25 августа 1227 г.

Листая древние манускрипты

"Жизнь Чингисхана послужила основой для двух монгольских хроник, из которых до нас дошли две редакции, видимо, составленные вскоре после смерти великого хана, - писал исследователь, автор книги "Чингисхан" (переведена с французского языка и издана в Ростове-на-Дону в 1997 году). Мишель Хоанг. - Первая хроника, Altan Debter ("Книга золотой династии"), воспроизводит историю потомков Чингисхана. Оригинал потерян, но существует китайский список 1263 года, Chengwu xin zhenglu ("Отчет о военных походах Святого Императора-воина"), и второй, персидский, 1303 года Djami at-Tawarikh ("Сборник летописей"), переписанный с подлинника Рашидаддином, который сам отметил, что оригинал фрагментарен.

Вторая хроника, Mongol-un Ni,uca Tobci,an ("Сокровенное сказание о монголах"), представляет собой мифологическую генеалогию Чингисхана, эпическое повествование об его царствовании и частично о царствовании Угедея, его сына и преемника. Она также была потеряна и неизвестно, на каком языке была написана (уйгурско-монгольском вертикальном, китайско-монгольском или каком-нибудь другом)".

Автор приводит далее весьма интересные, хотя и не бесспорные размышления о судьбе этих основных источников, рассказывающих о Чингисхане и его времени. Но, так у данного исследования цель несколько иная, их пропустим. Сразу обратимся к одному из первоисточников. Вот, что говорится в "Сокровенном сказании монголов" (в переводе С. Козина) о смерти Чингисхана: "Дважды ополчась на Тангутский народ за нарушение данного слова, Чингисхан, после окончательного разгрома Тангутов, вовратился и восшел на небеса в год Свиньи (1227)".

Этой информации явно было недостаточно для поисков Великой Могилы. Но имеются и другие источники. Вот что по этому поводу писал Мишель Хоанг: "О самом Чингисхане существуют еще другие тексты, монгольские, китайские или персидские, созданные значительно позднее описываемых событий и восходящие к более ранним текстам: "Драгоценная история" (Yuan Shi) или "Хроника Санана Сечжена"… Сохранились также рассказы многих средневековых путешественников - Виллена де Рубрука, Плано Карпини, Ордирика де Порденоне, Марко Поло, которые оставили нам живописные зарисовки повседневной жизни монголов, а также записки таосского монаха Чан Чуня и нескольких китайских послов, свидетельства которых часто субъективны".

Марко Поло писал: "Поцарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет, пошел на крепость Канги и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер". Тоже, мягко говоря, далеко не полная информация.

А потому вернемся к Мишелю Хоангу, очертившему круг возможных источников. "Средневековые восточные источники также неполны и необъективны, поскольку их авторы Рашидаддин, Ибн аль-Асир, Джувейни, Нессави сами пережили набеги кочевников, но они дают драгоценный исторический и этнографический материал. Добавим, что история монголов ХIII века рассказана почти исключительно иностранцами: китайцами, персами, арабами, армянами, грузинами, русскими и западноеврепейцами".

Французский историк Д, Оссон в своей "Истории монголов", что была на русском языке издана в 1937 г. в Иркутске, рассказал о том, что монголы вторглись в Си-Ся. Разбили тангутские войска и осадили столицу Тангутского государства Нин Ся. Ли Сянь, тангутский царь, сначала оказал сильное сопротивление и этим вызвал со стороны Чингисхана бешеную злобу, которую тот, однако, на время затаил.

Через некоторое время Ли Сянь, сознавая безнадежность своего положения, начал переговоры о сдаче. Чингисхан притворно выразил свое согласие и даже дал клятву сохранить Ли Сяню жизнь и смотреть на него, как на своего сына. Но это было только очередное коварство свирепого старика. В это время Чингисхан был болен и уже чувствовал приближение смерти. И вот, тайно призвав своих военачальников, он приказал им в случае его смерти скрыть это и когда тангутский король в условленное время выйдет из своей столицы, убить его и вырезать все население, не щадя ни старых, ни малых. Этот приказ был в точности выполнен. После 8-дневной болезни Чингисхан умер. А на следующий день Ли Сянь был убит, а население его столицы поголовно истреблено.

По пути к заветному месту

Ну, а дальше начался тайный путь тела великого завоевателя к месту погребения.

Известно, что у древних народов существовали различные способы тайных похорон своих вождей. Можно вспомнить тех же египетских фараонов, правителей государств Майя или древнего Китая. Вестготы, к примеру, похоронили своего любимого короля Алариха в полном вооружении и с сокровищами на дне реки, заставив пленников отвести воду, а затем, после его погребения, вернуть реку в ее прежнее русло. Пленников же перебили. Когда умер великий полководец гуннов Аттила, то, по преданию, его тело положили в три гроба - золотой, серебряный и железный - и ночью похоронили с богатою добычею в пустынном месте. Пленников, помогавших рыть могилу и нести гроб, как и в предыдущем случае, уничтожили. Тайна этой могилы также не раскрыта до сих пор.

Нечто подобное, даже еще в больших масштабах, происходило и в случае с Чингисханом. Чтобы помешать распространению слухов о его смерти, войска, сопровождавшие его тело, убивали всех встречных на длинном пути в главную орду. И лишь когда они достигли истоков Онона и Керулена, было объявлено об его кончине. После долгих, растянувшихся на несколько месяцев церемоний, гроб был… И вот тут начинаются вариации на тему.

Одно точно - все "лишние", кто участвовал в похоронной церемонии, также были уничтожены.

"Очевидно, - считает Ш.Н. Цыденжапов, автор вышедшей в Бурятии книги "Тайна Чингисхана" (Улан-Удэ, 1992 г.), - Чингис оказался дальновидным по сравнению с некоторыми правителями, если он, в отличие от них, перед смертью дал наставление детям о тайном погребении своего тела и тем самым предотвратил надругательство злоумышленников над его захоронением". А о том, что это было действительно так, сообщает в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дин. В этой древнеперсидской летописи достаточно подробно описано и место захоронения, которые находится в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен и Гола. Вот как описывается в летописи выбор места: "Дело обстояло так: однажды Чингисхан был на охоте; в одном из этих мест росло одинокое дерево. Он спешился под ним и там обрел некую отраду. Он сказал: "Эта местность подходящая для моего погребения! Пусть ее отметят!" Во время оплакивания люди, которые слышали тогда от него эти слова, повторили их. Царевичи и эмиры, согласно его повелению, избрали ту местность для его могилы".

А вот, к примеру, что писал, причем без всяких ссылок на исторические источники, Владимир Череванский в книге "Две волны. Историческая хроника", изданной в Санкт-Петербурге в 1898 году:

"Ни искусство теленгутов, ни тибетские волшебницы не могли ослабить его страдания. Верховный шаман затеял было пляску, но его попросили удалиться, так как умиравший выразил желание сказать предсмертное слово. Оно было кратко: "Сыновья и багадуры! Я чувствую, что ко мне идут уже слуги Неба и Земли и, вот, когда они сделают свое дела, вы возьмите мои останки из мяса и костей и отнесите их туда, куда укажет вам Тули (его любимый сын - авт.)"…

Останки последнего были вынесены из ордоского лагеря сыновьями и багадурами, направившимися к указанному Тули месту последнего успокоения. Таинственный кортеж их шествовал под охраною особого летучего отряда, на обязанности которого лежало убивать по дороге все живое, хотя бы и не обладавшее ни словом, ни волей, ни разумом. Люди и звери, птицы и гады - все одинаково падали под стрелами и палицами этого траурного караула, как того требовал старинный обычай погребения великих людей Монголии. Могилу вырыли сыновья и багадуры - под камнями многовекового кедра, опаленного не раз ударами алтайской грозы. Боевой плащ, пробитый во многих местах стрелами, послужил погребальною пеленою этого низвергателя царств и тронов. Седло послужило ему изголовьем. Здесь же, у могилы, разрезали живот у его боевого коня и из искусно снятой шкуры выделали чучело, которое подвесили к ветвям дерева. Неподалеку были так же подвешены лук и колчан, наполненные надломленными стрелами…"

Вот и все, ни о каких богатствах в этом исследовании не говорится ни слова. И все же тайна могилы Чингисхана влекла и влечет к себе все новых исследователей и… авантюристов.

По преданию же, местность, где была эта могила, покрылась со временем густым лесом, где затерялось то дерево, возле которого были погребены останки хана. Охрана леса была вверена тысяче воинов из племени урянхит, освобожденного по этой причине от военной службы. Но, в конце концов, охрана была снята. И с тех пор никто уже не знает, где находится эта могила. Так что вроде бы она находится на территории современной Монголии, но это лишь одна из версий, запущенная еще в ХIII веке. Но есть и другие предположения…

Монгольская версия

В Монголии могилу Чингисхана активно ищут вот уже на протяжении нескольких десятков лет археологи разных стран, а на протяжении столетий грабители древних захоронений. С определенной регулярностью интерес к такого рода экспедициям то вспыхивает, то угасает, каждый раз, порождая новую "волну" гипотез, догадок и предположений.

Еще в начале 20-х годов первый председатель Комитета наук МНР (предшественника Академии наук) О. Жамьян предпринял некоторые действия по установлению места рождения Чингисхана, ибо считается, что оно и может быть местом погребения. Он высказал предположение, что таковым является местечко под названием Гурван нуур сомона (района - авт.) Дадал нынешнего аймака (области - авт.) Хэнтий. Это предложение, естественно, поддержали многие монгольские ученые. Более того, в 1962 г. в честь 800-летия со дня рождения Тэмуджина именно в этом местечке был сооружен памятник из бетона, посвященный Чингисхану. И, несмотря на то, что в определенные периоды в МНР на исследования, связанные с Чингисханом, по политическим мотивам накладывалось своеобразное табу, они практически никогда не прекращались, а в конце 80-х - начале 90-х годов, опять таки в силу политических причин, получили новый мощный импульс. В апреле 1989 г. в выходящих на русском языке "Новостях Монголии" появилось интервью с известным монгольским археологом Намсрайном Сэр-Оджавом. Он - доктор исторических наук, заведующий сектором археологии Института истории АН МНР, член Постоянного комитета Международной ассоциации по изучению протоистории и предыстории, в течение многих лет занимавшийся поисками захоронения Чингисхана.

В своем интервью Н. Сэр-Оджав напомнил, что в уникальной исторической хронике "Монголын нууц товчоо" ("Сокровенное сказание монголов"), написанной неизвестным автором, говорится, что Чингисхан умер 12 июля 1227 года после завоевания Тангадского государства. Его останки, погруженные на колесный экипаж, были привезены и захоронены в "Их газар" (буквально - "Большая земля") у подножья горы Бурхан Халдун.

"…тело Чингис хаана, - утверждал монгольский археолог, было привезено и похоронено в Хэнтийских горах, а вот где именно - это и предстоит выяснить. Хотя для нас факт захоронения Чингис хаана в Хэнтийских горах бесспорен, за рубежом еще продолжают утверждать, будто его могила находится вне Монголии".

В данном случае он имел в виду не только и даже не столько российские версии, сколько китайские. "Результаты наших изысканий, - говорил в 1989 г. Н. Сэр-Оджав, - в последнее время позволяют выдвинуть две гипотезы о местонахождении могилы Чингис хаана. Первое. Чингис был похоронен на южном солнечном склоне горы Хэнтий Хан, в окрестностях озера Хух нуур, в верховьях речки Богд… Второе. Могила находится на территории сомона Цэнхэрмандал аймака Хэнтий на склоне горы Ногоон нуруу в местечке под названием Шарилын дугуй (буквально - "круг кладбища") недалеко от источника Борхурган, истока реки Цэнхэр…".

Но полной уверенности даже у яростных приверженцев "монгольской версии" явно нет.

След так и не найден

Оно и понятно, ведь целый ряд экспедиций, пытавшихся практически доказать верность теоретических изысканий, постигла неудача.

Так, в 60-х годах монгольский археолог Д. Пэрлээ и ученый из ФРГ Шуберт, основываясь на сведениях именно из "Сокровенного сказания монголов", провели совместные изыскания на территории аймака Хэнтий, окончившиеся безрезультатно.

Были уверены в своем успехе и члены совместной монголо-японской экспедиции, начавшей свои поиски в начале 90-х годов. Более того, как писала летом 1991 г. лондонская "Санди Таймс", "она уже близка к обнаружению Чингисхана". "После десятилетий тщательных исследований, - сообщала английская газета, - монгольские ученые указывают на удаленную изолированную гору в пустынях Северной Монголии, где, по их мнению, был похоронен этот "завоеватель всех людей". Японские ученые, используя спутниковые данные в комбинации с аэрофотосъемкой с вертолетов, а также сверхчувствительную электронную аппаратуру, способны обнаружить подземные полости, которые могли бы быть могилой Чингисхана, либо одного из 13 его преемников. Эти 14 могил включают, по всей вероятности, также могилу хана Хубилая, его внука, который правил Китаем". Но сенсации открытия могилы великого завоевателя в Монголии так и не произошло.

И осенью 1994 года буквально по всем информационным каналам прошло сообщение о том, что "преуспевающий американский бизнесмен и историк-любитель Мори Кравитц готов истратить пять миллионов долларов на поиск легендарной могилы Чингисхана на территории Монголии. Он заявил об этом после визита в Улан-Батор, где, по его словам, подписал соглашение с монгольским правительством". Далее сообщалось, что М. Кравитц хотя и любитель, но еще и своего рода подвижник, ибо сбору информации об этой тайной истории посвятил 34 года из своих 62 лет. Он настолько уверен в своем успехе, что, видимо, заразил им окружающих. Во всяком случае, американский журнал "Нэшнл джиографик" поспешил назвать запланированное на нынешнюю весну предприятие Мори Кравитца "Величайшее из последних экспедиций ХХ века". В мае 1995 года в Чите на торжествах, посвященных 60-летию Забайкальского военного округа, побывал посол России в Монголии С. Разов. Я поинтересовался у Сергея Сергеевича, не слышал ли он в этом году чего-нибудь новенького об экспедиции М. Кравитца. Он сказал, что никаких американских экспедиций, ведущих поиск могилы Чингисхана, во всяком случае, в начале мая, в Монголии не появлялось, а вот японские археологи ведут поисковые работы такого рода уже пару лет.

Увенчаются ли их раскопки успехом или нет, покажет только время.

Китайская и другие гипотезы

Вместе с тем все же "монгольский след" в той тайной истории не является единственным, существуют на этот счет и иные версии.

В частности, в "Алтан тобчи" Лубсан Данзана сообщается, что "Подлинный труп его, как говорят некоторые, был похоронен на Бурхан-Халдуне. Другие же говорят, что похоронили его на северном склоне Алтай-хана, или на южном склоне Кэнтэй-хана, или в местности, называемой Йэхэ-Утэк".

Лондонская газета "Санди Таймс", рассказавшая в 1991 году о совместной монголо-японской экспедиции, ведущей поиски могилы Чингисхана в Монголии, профинансированной японской газетой "Иомиури", свою статью закончила следующей фразой: "Многие монголы так же надеются, что находка захоронения положит конец китайским притязаниям на то, что оно находится все же на территории Китая, а сам Чингисхан был не монголом, а китайцем".

Китайскую версию попытался оспорить монгольский археолог Намсрайн Сэр-Оджав. "Достоверно известно", - рассказывал он, - что проезжая через Ордос (местность в нынешнем автономном районе Внутренняя Монголия Китая) колесница, а она была весьма массивной, застряла в непролазной грязи. Дальше, как гласит легенда, один из приближенных Чингис хаана подошел к колеснице и сказал следующее: "Твое государство, твои верные воины, твои родные монголы, твои подданные, твое родное место Дэлуун болдог еще далеко", и после его слов колеса экипажа сами пришли в движение. Насколько это достоверно, неизвестно, но в честь этого или какого-то другого события решено было на этом месте поставить юрту, оставить в ней некоторые предметы из гардероба хаана и каждый год совершать здесь жертвоприношения. В последующем местонахождение этой юрты стало служить отправной точкой для утверждений о том, будто бы Чингис хаан похоронен в Ордосе (то есть на территории нынешнего Китая - авт.)"

Единственные, кто не претендует на то, что восточный полководец захоронен у них, являются японцы, ограничивающиеся утверждением, что Чингисхан… японский самурай, в силу ряда обстоятельств вынужденный бежать с островов на материк в монгольские степи…

Что ж, пусть спорят монголы, китайцы и японцы, а мы то, россияне-забайкальцы, точно знаем, что похоронен он так же, как и родился, у нас, на юге Читинской области

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Забайкальские легенды

Наибольшее распространение в России получила именно ононская версия, связанная, прежде всего, с местом рождения Чингисхана.

В газете "Забайкальский рабочий" за 1925 год (18 января), в котором местный автор Н. Тюменцев привел одну из легенд. Его рассказ так и назывался "Клад". Говорилось в нем о том, как таежник-приискатель Каюк с сотоварищами отправился на поиски могилы великого хана.

"Мунголы там жили - князья, знамо, богатые люди были - позолота, да кака позолота - настоящее золото везде было - струмент, посуденка, топоры-то и те из золота были… а вот уж гроб-то это уж прямо беда - добратца бы до иво - ручку бы отвернуть - нам и хватит. О камнях и не говори - говорят, зияли. Вот бы добратца - хватанул бы я и конец - пожил бы и долой. Главно - доказал бы этим, которы сумлеваются", - так думал герой рассказа.

Их попытка окончилась неудачей

"- Ни заразы нету - ханом тут твоим не пахнет - здря это дело… Мечта", - бросил под конец вечера Пронча.

- Ханом? Де же сразу. Искать надо.

- А место ты не промахнул?

- Не… тут где-то - по рассказам… Пороем… да и можно на другое место"…

Через некоторое время товарищи бросили упорного инициатора поисков. Конец рассказа грустен и поучителен: "Каюк искал клад - гробницу хана…В округах ходила легенда о кладе…И уж после донеслось, - повесился Каюк на сосне… В округах все ходила легенда о кладе". Прошли годы, но интерес к этой теме не исчез.

Вот какую историю, произошедшую в 60-е годы, поведал читинский археолог М. Рижский:

"Совершенно непонятный для меня случай произошел летом 1961 года. Приходит ко мне некий гражданин К. и сразу заявляет, что он, ни мало, ни много, нашел могилу Чингисхана. Признаться, только услышав это, я сразу потерял интерес к нему и к его рассказу".

Почему? Самое интересное, что в качестве основного аргумента археолог привел почти чеховскую фразу: "Потому что это было совершенно невероятно". Опять же - почему? Сработал своего рода стереотип. "Легенд о Чингисхане по Забайкалью ходит множество, - объяснял свое неприятие автор книги. - Это можно понять - как-никак здесь была его родина. А особенно распространены легенды о смерти и погребении завоевателя. По крайней мере, в двух десятках мест Читинской области и Бурятии показывают пункты, где будто бы находится могила Чингисхана: обычно это какое-нибудь глухое ущелье или пещера, или одинокая роща посреди степи".

И никто, добавлю от себя, никто не собрал все эти легенды. Вновь возникает прежний вопрос: почему? Как часто мы пренебрежительно отмахиваемся от "ненужной" информации…

"Однако он, не смущаясь моим довольно выраженным недоверием, продолжал рассказывать, будто осенью прошлого года, охотясь на уток, он нашел в одном месте два обрывка толстой цепи, которые уходили под углом в землю. А так как он, К., еще в детстве слышал предание, что Чингисхана был похоронен в золотой лодке, зарытой в землю на железных цепях, то он считает, что эти-то цепи он и нашел. А где-то под землей на этих цепях должна быть и золотая лодка".

Вот тут бы расспросить поподробнее, попросить показать на карте хотя бы примерно это место, а нет…

"Я, с оттенком все же сомнения, - вспоминал дальше ученый, - конечно, понимал, что золотая лодка - это очередная небылица, отзвук древней легенды. В рассказе К. меня смущало другое, - что это могли быть за цепи?

После разговора я больше его не видел. Но позже узнал, что этим дело отнюдь не окончилось. К., оказывается, написал письмо в Академию наук, и одному из археологов, приехавших на раскопки в Читинскую область, было поручено проверить это сообщение. Как мне позже рассказывал этот археолог (интересно, кто это был?), они на автомашине проехали вместе с К. до 300 километров на юго-восток от Читы. Там К. водил археолога целый день по топям и болотам, измучился сам, измучил своего спутника и… никаких цепей не нашел. К. в отчаянии повторял, что запутался, забыл место, но он обязательно найдет эти цепи… Так я до сих пор, - заканчивает свой рассказ автор, - и не знаю, что подумать обо всей этой странной истории".

Если же прикинуть эти 300 километров на юго-восток, то мы "упремся" в "треугольник" Ононского и Оловяннинского районов и Агинского округа, то есть те самые места, где прошло детство Темучжина, и где и родилось наибольшее количество легенд, которые все далеко не беспочвенны.

Ононский след

Сообщение о предполагаемой экспедиции М. Кравитца в середине 90-х годов вызвало несколько откликов и в газете "Забайкальский рабочий". Первым высказался на этот счет известный забайкальский краевед А. Сизиков, рассказавший довольно забавную историю, произошедшую с ним 30 с лишним лет назад, когда он, молодой тогда начальник Кайнозойской тематической партии, побывал в Ононском районе.

"На окраине Кухубая (небольшое село на берегу реки Онон - авт.)… ко мне, - вспомнил он, - подошел бодрый старик и уверенно сказал: "Не тут ищете! Он на дне".

- Кто он? - спросил я.

- Как, то есть, кто? Вы ищите могилу Чингисхана?"

Из дальнейшего разговора стало ясно, что старожил (не забудем, что русские появились здесь вообще в ХVII веке, а с бурятскими родами и их связью с Монголией и Забайкальем вообще отдельная история --авт.) был уверен, что великий завоеватель покоится на дне Онона и именно недалеко от Кубухая. А. Сизиков проникся этой уверенностью и даже поведал о своей "интригующей находке" - куске кожи, которая к нашей истории скорей всего не имеет никакого отношения. "Итак, - сделал краевед свой вывод, - Кубухай, возможно, откроет тайну захоронения Чингисхана. Ведь не случайно же у приононских казаков "жила" легенда!"

Вот с последней мыслью можно вполне согласиться. Что-то во всей этой истории все же есть. Что-то от аборигенов первые русские "землепроходцы" услышали и запомнили, со временем, правда, обработав "испорченным телефоном". То, что Кубухай какую-то легенду и хранит вполне вероятно, хотя не обязательно это связано с Чингисханом…

"Заведенный" сообщением о предполагаемой экспедиции американца и воспоминаниями краеведа читинский писатель Юрий Курц в том же "Забайкальском рабочем" в ноябре 1994 года опубликовал целое историографическое исследование на тему "Где могила Чингисхана?". Кстати, его интерес к этой теме появился тоже не вчера. Несколько десятилетий назад, молодой журналист колесил по Забайкалью и впервые услышал о легенде. "И началось тоже, - вспоминал он, - со встреч в одной из журналистских командировок с бурятскими стариками и знакомства с устной легендой о погребении Чингисхана.

Уже тогда муссировалась мысль, что местом последнего успокоения "Великого Монгола" стало дно реки Онон. Находились чудаки, готовые указать створ в сотню метров, в котором находится могила, "только отведя реку чуть в сторону". Не отвергая "ононскую", как, впрочем, и ряд других гипотез, Юрий Францевич высказывает свою версию захоронения Чингисхана, связанную не с местом и не с формой захоронения, сколько с содержанием. Но об этом чуть позже. Пока же хочется подчеркнуть, что кроме источников, названных Мишелем Хоангом, имеется еще один достаточно важный - народная память, устная информация, передававшаяся из поколения в поколение простыми людьми, в данном случае жителями Забайкалья.

Поиски агинчан

В Агинском Бурятском автономном округе живет человек, по праву именуемый "Летописцем степной Аги", много лет бывший директором окружного краеведческого музея, Жигжитжаб Доржиевич Доржиев.

Он рассказал о некоторых итогах своей поисковой деятельности, а поисками следов могилы Чингисхана он занимается уже давно. Так, летом 1990 года Ж. Д. Доржиев вместе с местным журналистом Ц. Г. Гонгоровым провели специальную изыскательскую экспедицию на реке Онон, в том числе и на легендарном острове Делюн-Болдог, что примыкает к левому берегу реки. "При обследовании нами местности вблизи сел Цасучей, Икарал, - рассказывал Ж. Д. Доржиев, - мы обнаружили и места, соответствующие тем описаниям, что приводятся в записях французского ученого К. Д, Оссона, на которые обычно ссылаются многие исследователи".

"Легенда, оставшаяся в наследство от тех, кто жил много лет назад в этих местах, - напомнил агинский историк, - гласит, что Чингисхан свое кладбище избрал там, где он родился, стало быть, на островке Делюн-Болдок. Бытует в народе и версия о том, что на берегах Онона находились его покои. Кроме того, у бурят, хамниганов, тунгусов Приононья хранится легенда о том, что Чингисхан якобы завещал похоронить его на одном из островов именно этой реки".

Так что, скорей всего, убежден Жигжитжаб Доржиевич, могила Чингисхана находится на дне реки Онон, которая за прошедшие столетия многократно меняла свое русло.

Ж. Д. Доржиев и Ц. Г. Гонгоров, начав свои изыскания в 1990 году, продолжали их на протяжении ряда лет, ведя сбор информации, которая бережно сохраняется местными жителями. Более того, они установили памятные знаки и столбы с надписями о том, что те или иные места являются возможными захоронениями Чингисхана и его свиты. Кто знает, может быть, эти знаки сами по себе положат начало новым легендам и версиям.

Даже если в Ононе, точнее, на его дне, и не укрыта могила именно Чингисхана, какая-то тайна там все равно имеется. И, возможно, ее бережно стерегут потомки того самого "Урянхай тумэна", десятитысячного корпуса воинов, которым была поручена охрана места тайного захоронения, в силу чего племя урянхит было освобождено от военной службы, но и судьба самого племени и история охраны им заветной могилы тоже до сегодняшнего дня - нераскрытая тайна.

Тайна, хранимая… хамниганами?

Но, как заметил еще один исследователь проблемы, связанной с точным определением места рождения Чингисхана, Дашинима Дамдинов, "агинские буряты, пришедшие в агинскую степь не так давно, в начале ХIХ века, и тем более русские исследователи не получили точных сведений и путают то священное место с другим". Результатами своего поиска он поделился в статье "Где родился великий Чингисхан?", которая 25 ноября 1995 года была напечатана в газете "Бурятия", а 21 марта 1996 года - в газете "Забайкальский рабочий".

Он пошел достаточно интересным путем, обратив внимание, прежде всего на то, что "географические названия бассейна реки Онон в большинстве своем древние и поэтому являются своего рода историческими памятниками, хотя их первоначальное звучание несколько изменилось, приблизившись к звучанию слов живых монгольских языков и диалектов". Это, по мнению исследователя, помогает "установить границы былой общности этнических групп, которая позднее разрушилась".

"В среднем течении реки Онон, - описывает он предполагаемое место рождение Чингисхана, - напротив центра Ононского района - села Нижний Цасучей, между двумя рукавами р. Онон расположен самый большой остров реки Экэ арал (букв. "мать-остров"), в местном русском произношении - Икарал, с таким же названием и русская деревня. Размеры острова (длина почти 20 км и ширина около 10 км) послужили основанием для присвоения острову названия Экэ арал, и на нем же находится урочище Дэлюн-Болдок". Однако, как заметил Д. Дамдинов, несмотря на то, что "русские (дореволюционные и советские) и монгольские исследователи интересуются этим местом с давних пор, оно точно не определено до сих пор".

- Почему? - спросит читатель. "Потому что коренные жители бассейна реки Онон - ононские хамниганы - никому точно не показали то место", - ответил автор, сам являющийся по национальности хамниганом.

В связи с этим определенный интерес представляет версия читинского археолога и журналиста Валерия Немерова. "Чингисхан на склоне лет возил с собой гроб, выдолбленный из цельного дубового кряжа, выложенный внутри золотом. Когда он скончался, его уложили в гроб сыновья. Руки Великого кагана сжимали рукоять отточенного меча. По обе стороны гроба были положены лук со стрелами, нож, огниво и золотая чаша для питья, - писал он, придерживаясь версии о том, что это захоронение должно быть достаточно богатым. - Чингисхан завещал похоронить его на родине, возле местечка Делюн на реке Онон. Завернув гроб Потрясателя Вселенной в войлок и положив на двухколесную повозку, запряженную двенадцатью быками, монголы направились в Коренную орду… По завещанию Чингисхана, рабов заставили углубить протоку Онона и перекрыть основное русло реки. Работы велись день и ночь. Множество рабов утонуло и было истреблено охранниками. Когда вода ушла от подножья скалы, рабы углубили подводную пещеру до огромного зала. В пещеру уложили гроб с Чингисханом и несметные сокровища со всех захваченных монголами земель". Затем реку вернули на прежнее место. Где здесь историческая правда, а где художественный вымысел точно знает только автор и, возможно, кто-нибудь из… хамниган Приононья.

На этом можно было бы и завершить этот рассказ, но есть еще одна проблема, обойти молчанием которую нельзя.

Не тревожьте этот прах

"Открытие в 1974 году гигантской армии из терракоты в могильнике (еще не до конца раскопанном) китайского императора Ши Хуанди (221-206 год до Рождества Христова), за которым последовала в 1987 году эксгумация новой армии бронзовых солдат в китайской провинции Сычуань (1000 год до Рождества Христова) дает основания верить, - писал Мишел Хоанг, - что дальневосточная археология добьется больших успехов в изучении исчезнувших цивилизаций. Может быть, обнаружат также и захоронение Чингисхана?"

А стоит ли вообще искать эту могилу?

Вне всякого сомнения, это захоронение представляет огромную научную ценность, но не это привлекло и привлекает большинство из числа тех, кто пытался разыскивать это "Клад". Золото! Огромное количество золота! Несметное количество золота! Богатство!

А есть ли оно? - вот ведь в чем вопрос.

"Лет пятнадцать назад, - вспоминал в своей статье "Где могила Чингисхана?" ("Забайкальский рабочий", 18.11.94) Юрий Курц, - я встречал информацию о поисках могилы Чингисхана одним немецким ученым (к сожалению, фамилию не помню) с помощью таких (то есть улавливающих большое скопление золота - авт.) приборов методом наземной и аэрокосмической разведки. Он затратил на это не один год, но так ничего и не обнаружил. Мне, - делится Юрий Францевич, - ближе к сердцу версия… о традиционно скромном погребении Чингисхана без несметных сокровищ". А если нет "золота", то пропадает и "маячок".

"Если кто и знает место погребения, - заканчивает свою статью Ю. Курц, - то только сам Господь Бог. Но он что-то не очень торопится указать путь блаженным изыскателям, небезосновательно усматривая в порыве каждого не только интересы первооткрывателя".

Не ведая того, Ю. Курц лишь повторил выводы, к которым пришел в эмиграции доктор Эренжен Хара-Даван, издавший в 1929 году в Белграде книгу "Чингис-хан как полководец и его наследие". "На горе Бурхан-Халдан оно покоится до наших дней, - писал он о теле Чингисхана, - попытки европейских путешественников найти место последнего успокоения величайшего завоевателя всех веков и народов успехом не увенчались, так как не было поставлено никаких надгробных знаков, чтобы кладбище не подверглось разграблению. Место это заросло густым лесом… Умер он в походной обстановке так же просто, как и прожил всю жизнь. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, а, следовательно, по понятиям своего века, обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств". Вывод о том, что может быть, а, точнее, чего не может быть в его могиле, по мысли этого автора, настолько очевиден, что он о нем даже и не пишет.

От себя добавлю, что, видимо, у него, то есть у Бога, на это есть свои основания.

"Предположительно, - написал в своей книге "Тайна Чингисхана" Шираб-Нимбу Цыденжапов, - что оскорбление духа великого сына своего времени может навлечь беду на целые народы. Таким образом, следовало бы прекратить всякие акции, которые могут потревожить могущественный дух предводителя общемонгольского государства".

Такое же мнение высказали и монгольский ясновидец Ч. Дашцэрэн, и журналист Ч. Гомбоин, считающие, что тайна могилы Чингисхана должна быть священной. Думается, что с этой точки зрения, если уж и не соглашаться безоговорочно, то уж и игнорировать ее, конечно же, нельзя. Тогда же, в 1991 г., руководитель той объединенной экспедиции профессор Бадам Хатан, кстати, учившийся в Московском университете у знаменитого антрополога М. Герасимова, заявил: "У всех у нас единое мнение - не вскрывать могилу, если не будет согласия монгольского народа. Наше намерение - сохранить ее".

Тем более что один "пример" такого рода вроде бы и имеется.

Так, еще один известный восточный завоеватель Тамерлан однажды произнес магическое заклятие: "Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или будущей, навлечет на себя неминуемую гибель и позор".

По личному распоряжению другого деспота, а именно И. Сталина, группа ученых обследовала усыпальницу грозного властителя и тем самым нарушила его заветные слова. И что же?

А то, что это вскрытие произошло в 5 часов утра 22 июня 1941 года…

На этом пока ставим точку в истории "Тайны захоронения Великого забайкальца Чингисхана", точнее не точку, а многоточие, ибо, думается, что благодаря новым данным, к этой теме исследователи еще не раз будут возвращаться.

А память о великом воителе и государственном строителе продолжает жить, одних устрашая, других восхищая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Провокационный постинг удален, пользователь ХОРМЕНТОВ наказан баном на месяц. Если это не поможет - получит бан на АЙ-Пи адрес.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://english.people.com.cn/200612/26/eng...226_335950.html

Ancient fresco may show Genghis Khan funeral ceremony:

A fresco painting of a Mongolian funeral ceremony in Arjai Grotto in North China's Inner Mongolia Autonomous Region shows Genghis Khan (1167-1227), according to experts.

The richly-decorated mural in the 28th cave of Arjai Grotto is 50 cm long and 35 cm wide. It depicts a luxurious Mongolian funeral of a man held above a funeral pit by the beaks of four white cranes, said Pan Zhaodong, a researcher from the Social Science Academy of the Inner Mongolia Autonomous Region.

A well-dressed onlooker near the ornate coffin might be the prince who accompanied Genghis Khan to annihilate the Western Xia regime 780 years ago, while the other two are monks, Zhang said.

A monk on his knees appears to be praying to release the dead man's soul from purgatory, Zhao said.

The woman crying in the palace in the left of the picture is his wife, Zhao said.

Not everyone agrees with Zhao's view.

Although the fresco accurately represents noble Mongolian funeral rites, the body may not be Genghis Khan, said Batujirghal, director of the Otog cultural relics protection center.

The picture is nevertheless a very valuable icon that shows Mongolian attitudes towards death, dress and ritual, Batujirghal said.

Mongolian tents and palaces are also shown in the painting, he said.

The four white cranes carrying the body to heaven express the Mongolian aspiration towards spiritual release, Batujirghal said.

Genghis Khan, whose grandson Kublai Khan founded the Yuan Dynasty (1271-1368), unified Mongol tribes and conquered most of Eurasia. He was given the title "Genghis Khan", which means "universal ruler".

Source: Xinhua

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

ба, какие новости! а можно работающую ссылку привести а то верхняя че то не работает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ба, какие новости! а можно работающую ссылку привести а то верхняя че то не работает.

ты можешь ждать. Это работало.

All they have wrote is here, i have copied. There was no pictures. If no pictures, we don't know if it is true or not. Always doubt what comes from Chinese side

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...