Перейти к содержанию
Гость Askarbek

Hогайцы

Рекомендуемые сообщения

По моим данным Ногой (Ногай) один из родов казахов, даже не родов а народностей. Сами ногайцы выделяют себя в отдельную нацию. В степях Кавказа проживают около 60 тыс. ногайцев. Как мне известно, они весьма верующий народ, придерживающийся канонов ислама. При этом внешне они монголоиды, а язык практически идентичен казахскому. Они входят в состав РФ. Может Ногой и Ногай разные "народности"?

Кому интересно, зайдите на сайт http://www.noghayel.com

НОГАЙЦЫ

Ногайцы (самоназв. ногъайлар) — один из тюркских народов. Численность в ЮФО — 83,1 тыс. чел. (перепись 2002 г.). Расселены дисперсно гл. обр. на Сев. Кавказе: в республиках Дагестан — 38,1 тыс. чел., Чечня-Ичкерия — 3,6; Карачаево-Черкесия — 14,9; в Ставропольском крае — 20,7 и Астрах. обл. — 4,6 тыс. чел. В бывшем СССР насчитывалось 75,6 тыс. чел. Живут также в Турции (1—2 млн, оценка), Румынии, Болгарии и других странах. Потомки Н. растворились среди казахов, узбеков, кыргызов, татар, башкир и т.д. Наиболее компактно живут в 52 аулах в Ногайской степи. Внутри народа делятся на группы: караногайцы (Дагестан и Чечня), кубанские н. (КЧР, Кочубеевский р-н Ставропольского кр.), астраханские (кундровские, юртовские, карагаши) — Астрах. обл., ачикулакские (ембойлук, етишкул, етисан), кумские (куьми, бестав) — (Ставропольский кр.). Ног. язык относится к кыпчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с каракалпакским и казахским языками образует кыпчакско-ногайскую подгруппу. Говорят на ног. яз., имеющем 2 диалекта: караногайский и кубанский. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностью, с XVIII в. до 1928 г. ног. алфавит строился на араб. графике, с 1928 г. — на лат., с 1938 — на рус. графике. Антропологически Н. несут в себе монголоидные и европеоидные элементы.

Этноним «ногай» известен с V в. Существует версия, что назв. народу дано по имени золотоордынск-ого темника Ногая (XIII в.). Этническую основу

Н. составили древнетюркские племена, обитавшие на Прииртышье, Сев.- Зап. Монголии, совр. Казахстане, Сев. Кавказе: сираки, уйсуны, канглы, кыпчаки, найманы, керейты, мангыты, дормены, асы-аланы, булгары, байысы, бодыраки, кенегесы, катаганы, кобаны, байдары, мажары, аргыны и др. Представители этих родов и племен сохранились среди Н., имеют собств. тамги и их названия.

Ногай унаследовал земли, расположенные между Днепром и Днестром, а на Сев. Кавказе имел «Ногаев юрт». Здесь сложились условия для консолидации различных племен под собират. именем «ногаи». Н. Орда (основана в 1391 г.) функционировала на основе апробированных в Золотой Орде гос. структур и суверенной системы управления: имело надэтническое деление территории, гос. идеологию, терминологическое оформление гос. территории, надплеменную самоидентификацию населения, письменность. Кочевья Н. Орды простирались от Иртыша до Дуная, включая предгорья Кавказа. Ног. послы впервые прибыли в Москву в 1489 г. В 1-й пол. XVI в. Н. Орда могла выставлять более 300 тыс. воинов. Воинская организация позволяла Н. Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинниками соседним ханствам. В свою очередь Н. Орда получала военную и эконом. помощь от Москвы. В 1549 г. в Н. Орду прибыло посольство от турецкого султана. Через столицу г. Сарайчик проходила главная караванная дорога, соединявшая Вост. Европу со Сред. Азией.

Во 2-й пол. XVI в. начался распад Н. Орды: отделилась Малая Н. Орда, возглавляемая мурзой Ураком, затем его сыном Казыем, чьи улусы были между Кабардой и Азовом. Отдельно, на восток от Волги, в сторону Аральского моря, располагалась Алтыульская Орда, которая с распадом Н. Орды оказалась в составе казахских союзов. В 1500 г. 30 тыс. юрт Н. занимали сев. Бессарабию, создали Буджакскую, иногда называемую Белгородской, Орду, в которую входили и едисанцы, живущие на севере Крыма.

В 30-е гг. XVII в. в Поволжье появились калмыки и вынудили Н. уйти на зап. берег Волги и далее к сородичам на Терек, Кубань, Крым, Буджак.

В вытеснении Н. из Ниж. Поволжья калмыкам помогло и донское казачество, получившее в 1633 г. от царского правительства указание «до конца разорити и покорити» их. Зимой 1670 г. 15 тыс. ног. семей присоединились под Астраханью к Степану Разину.

Двоякая ориентация — на Восток и на Москву — размывалась. Большая часть имущей верхушки ориентировалась на Москву. 28 июля 1722 г. Петр I во время перс. похода принял ног. депутацию от Н. Сев-Зап. Прикаспия, подтвердившую подданство России. Российская ориентация среди Н. еще больше усилилась после заключения Кучук-Кайнарджийск-ого мирного договора 1774 г., когда Н. были объявлены не только вольными, но и независимыми. Екатерина II приняла делегацию из 112 ногайских мурз, старшин, передавших письмо о дружбе с российской империей. Екатерина II поддержала мнение о создании на Кубани Ногайской обл. с собственным Верховным правительством и выделила для этого 30 тыс. руб. Из-за разногласий ног. феод. верхушки и противодействия эмиссаров Порты эти планы не были осуществлены.

К 1780 г. численность Н., живших только по Кубани и ее притокам, составляла 300—350 тыс. чел.

В 70-е гг. XVIII в. был принят план постройки линий укреплений по р. Кубань и дальше до Моздокской линии с тем, чтобы отрезать Н. от горцев и затруднить их отношения с турками. Н. подняли мятеж; он был подавлен и Н. вынуждены были уйти в Румынию, Болгарию.

16 янв. 1778 г. командующим Кубанским корпусом был назначен А.В. Суворов. Против непокорных группировок Н. он предпринял дипломатические ходы, когда это не помогло, по приказу Г.А. Потемкина войска под его командованием, в ночь на 1 окт. 1783 г. у уроч. Керменчик разгромили Н. Десятки тысяч людей погибли, многие были переселены с Кубани в Крым и сев.-зап. Прикаспия, а сотни ты сяч вынуждены были покинуть пределы Российской империи.

К к. XVIII в. Н., помимо Кубани, были сосредоточены и в степной зоне Сев. Кавказа. Для управления ими в 1793 г. были образованы четыре приставства: Калаус-Саблинское (земли по верховьям Калауса и его нагорной стороны, участок между озерами Б. и М. Янкули, р-н Кав. Мин. вод); Калаус-Джембойлуковское (низовья Калауса и р-ны бассейнов рек Айгур, Барханчук, Камбулат, Кучульда); Ачикулак-Джембойлуковское (закумская безводная часть); Караногайское (от сев.-зап. Каспийского моря до р. Кумы и Степан Бугорского урочища). Эти приставства существовали формально, надзор за населением продолжало осуществлять военное ведомство. В 1803 г. для Н. этих четырех приставств было учреждено самостоят. приставство во главе с кубанским ногайским князем генерал-майром Султаном Менгли-Гиреем.

В к. ХVIII — нач. ХIХ вв. часть Н. Буджакской Орды была депортирована в Турцию, а другая часть переселена на Молочные воды, в Таврическую губ. (Н. были отведены земли от Азовского моря по левой стороне оз. Молочного и вдоль р. Молочной до ее притока Токмак, а на востоке — от устья р. Берды до ее верховьев). Освободившиеся земли заняли гагаузы, болгары, украинцы. В Таврической губ. было создано Ногайское приставство, на месте сел. Обиточного возник г. Ногайск. В 1850 — 1860 гг. отсюда ушло 48 345 Н. Турецкие власти поселили переселенцев-Н. из Таврической губ. в Болгарии, Румынии, а после русско-турецкой войны 1877 г. в большинстве переселили в Брусский, Кокийский вилайеты Турции.

Кавказская война 1817—1864 гг., начавшаяся для Н. в 1770-е гг. вовлекла в свою орбиту многие народы. Одни Н. участвовали на стороне царских войск, другие — повстанцев. Поручик Даут Утакаев и его соратники за помощь движению Шамиля были осуждены царским судом и сосланы в Олонецкую губ. В целом Кавказская война тяжело отразилась и на судьбе Н. — тысячи семей погибли. Начатая в 1780-е гг. депортация Н. из различных мест российской империи продолжалась.

В к. 1860-х гг. в Ставропольской губ. сохранились только два ног. приставства — Ачикулакское и Караногайское. Н. этих приставств было передано свыше 2 млн десятин земли (из них 25% были удобны для хлебопашества, 43% — сыпучие пески, солончаки и т.д.). На Кубани осталось около 5 тыс. Н.

В годы советской власти Н. не получили стабильного гос. образования. В 1922 г. кубанские Н., как и их соседи — абазины, карачаевцы, черкесы, изъявили желание иметь единую автономию. Но в указ об образовании в 1922 г. Карачаево-Черкесской авт. обл., как ее субъект, Н. и абазины не попали. Пере мены 1990-х гг. частично исправили положение, но Н. по-прежнему не обозначены собственным р-ном.

На базе Ногайской степи, которую заселяли гл. обр. Н., в 1922 г. для них был создан Кизлярский нац. округ. Его в 1937 г. передали Ставропольскому кр., в 1944г. — Грозненской обл., в 1957 г. округ был расформирован, компактно живущие в 52 аулах Н. были разобщены между Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР, Ставропольским кр.

Для Н. Нижн. Поволжья в Астраханской обл. был создан Наримановский татаро-ногайский нац. р-н (просуществовал с 1931 по 1943 гг.). С к. 1930-х гг. здешних Н. обозначали «татары». В 1990-е гг. Н. начали обретать самоназв., возрождать язык, культуру.

Главной отраслью хоз-ва Н. было кочевое и полукочевое скотоводство, у кубан. Н., начиная с XVII в. — отгонное. Н. разводили овец, лошадей, крупный скот, верблюдов, коз, птицу. Преобладало овцеводство. Занимались охотой (волки, зайцы, лисы, сайгаки); рыболовством (лосось, усач, осетр, сом и т.д.).

Переход кочевников-Н. к оседлости, изменивший их образ жизни, происходил в разное время, у Н. сев.-зап. Прикаспия этот процесс завершился в 1930-е гг.

Земледелие предкам Н. знакомо издревле; с XV в. они «у Пятма гор пашню пахали». Кубан. Н. приобщились к земледелию с XVII в.; причерноморские и приазовские с XVI в., а в к. XVIII — нач. XIX вв. Н. Таврической губ. было отведено 352 766 десятин земли. Н. сеяли просо, пшеницу, ячмень, в к. XIX в. — лен, коноплю, табак, рис. Занимались бахчеводством, садоводством, частично — пчеловодством.

Дополнительный доход в бюджет давала торговля. В сер. XVI в. в Москве Н. ежегодно продавали лошадей ног. породы, часть из них пополняла кавалерию рус. царя. Н. из Москвы получали сукно, железо, медь, писчую бумагу, меха и т.д. Н. торговали в Казани, Тифлисе, Ставрополе, Астрахани, а в Бухаре существовал «ногайский караван-сарай». Тонкорунная овца породы «ногайская», выведенная в годы советской власти в Ногайском р-не Республики Дагестан, известна за пределами Российской Федерации.

Брак у Н. был экзогамным, сословным. В верхушечных слоях существовала и полигамия. Помимо левирата и сорората, существовало несколько форм брака: сватовство неродившихся детей (бел къуда), люлечное обручение (бесик къуда), обменный брак (oтелес). Нормой брака выступал выкуп. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сватовство, бракосочетание, привод невесты, обряд открывания лица невесты — большая свадьба. Молодоженам отводилось отдельное помещение «отав».

Н. имели различные поселения: города, крепости, аулы. Наиболее распространены были аулы. До оседания они делились на: весенне-летние (яйлак), летне-осенние (язлав), зимние (кыслав).

Жилище прошло такой путь развития: юрты «термэ», «отав»; землянки «манъгdзы», дома «уй». Юрта типа «термэ» была неразборной, типа «отав» — разборной. «Термэ» относились к юртам зап.-тюрк. подтипа. Остов (турлак) состоял из складных деревянных решеток (эргенек, кереге). Войлок для юрты изготавливали определенной формы. Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками (шыпта), богатые — коврами. Переход к оседлости вызвал строительство в начале землянок, а затем домов.

Традиц. одежда имела свои особенности в каждой из этнических групп, но обладала и общими чертами. У мужчин — рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом. На рубаху надевали куртку-безрукавку (къыспа, курте тон). Существовал легкий кафтан (еленъ) без подкладки. Верх. одеждой служил бешмет (къатал); он шился в талию, а ниже пояса расширялся. Принадлежностью легкого верх. костюма была черкеска (шепкен), которая походила на бешмет: в талию, с цельной спиной, от пояса вниз расклешенная, но без стоячего воротника. Надевали бурку из тонкого войлока с широкими плечами (ямыши). Мужчины, как правило, брили голову. Старики носили бороды. Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи. В XVII в. начали пользоваться ружьями. Женский костюм

по покрою был близок к мужскому. Носили штаны, туникообразную рубаху. Нательная рубаха (ишки кoлек) была до колен, шилась без стоячего воротника, на нее надевали верхнюю рубаху (тыс койлек), длиной почти до щиколоток. На платье-рубаху надевали короткий шелковый кафтан (зыбын). Его шили в талию. Другой верх. одеждой служило распашное платье (шыба). Оно шилось длинным, с облегающим лифом. Рукава также длинные, откидные.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища — супы (сорпа), заправленные кусочками теста с кислым молоком (увмаш), с курятиной (къалжа), болтушки (буламыкъ), из пшена или кукурузной муки (уйре), из замешанной в кипяченной воде муки (къудыр); каши, хлеб из кислого теста, лепешки, блины. Пищу готовили женщины. Употребляли конину, баранину, говядину, мясо домашней птицы, дичи. Свинину не ели.

В обществ. строе преобладали феод. отношения с сохранением патриархально-родового уклада. Для управления аулом избирались голова, двое старшин и казначей. Избирали старейшин (аксакалов), руководивших мелкими племенными подразделениями. Родовое подразделение называлось аксакальством. Следует отметить, что у разных групп Н. были отличия в обществ. отношениях. У всех групп Н. существовала обязат. семейно-родственная взаимопомощь, гостеприимство, куначество, аталычество.

Патриархальная семья в к. XIX в. была вытеснена малой моногамной. Отношения в семье, как и права ее членов, были закреплены адатом и шариатом. Сохраняется семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Совр. семья состоит из двух-трех поколений и насчитывает в среднем четыре — шесть чел.

Праздничная культура Н. включала в себя как религиозные, так и светские праздники, приуроченные к нар. календарю. Новый год начинался с марта (навруз ай). В этом месяце проводили праздник плуга «сабантой» с приглашением гостей, жертвоприношением; состязанием и т.д. Бытовой праздник «тепреш», колядные хождения «шарамазан», «коькек батыр» и т.д. Массовыми были и мусульм. праздники. Наиболее значительные из них: посвященные жертвоприношению — Курман-байрам, окончанию тридцати-дневного поста – Ораза-байрам; дню рождения пророка Мухаммеда – Маульт. Обрядовой стороной их было коллективное моление в мечети с участием муж. населения. В домах устраивали угощение с приглашением родственников. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя (такта-коршак, андиршопай) с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

Ведущее место в уст.-поэт. творчестве занимает ног. нар. эпос («Ахмат, сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Манаша», «Манашы улы Туркбай», «Эр Таргыл», «Мусевке батыр», «Адиль-Солтан», «Сорок ногайских богатырей», «Карасай-Казы», «Эр Кусеп», «Эр Косай», «Аманхор», «Эр Кокше», «Камбар батыр» и др. Сказочный фольклор представлен волшебными, героич., бытовыми сказками, сказками о животных.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические (о батырах — народных заступниках), казацкие (о тех, кто боролся с соц. неравенством), трудовые, лирические и бытовые (обрядовые, сатир., юморист.) песни, частушки. Танцам свойствена повествовательность, они имеют сложную структуру, некоторые содержат элементы пантомимы («Тоьгерек», «Кадав», «Узын», «Коьшек»). Традиц. муз. инструменты: кобыз (род скрипки с двумя струнами из конского волоса со смычком), къылкъобыз (обыкновенная скрипка), домбра (род лютни с двумя витыми струнами из козлиных кишок), дутар (инструмент с двумя витыми из козлиных кишок струнами, с большим корпусом, имеющим форму полугруши), сыбызгы (разновидность флейты), даулбаз (разновидность барабана). С к. XIX в. получила распространение гармонь.

Ислам суннитского толка предки Н. приняли в составе Золотой Орды в XIII в. Некоторые племена до этого проповедовали и христианство несторианского толка, но вплоть до настоящего времени сохранили реликты домусульм. верований: почитание явлений природы (ветра, небесных светил, культ предков, духов-хозяев (иеси) — домового (уьй иеси), водяного (сув иеси). Верили в верховное тюрк. божество Танъри. Многие персонажи демонического характера: албаслы, аздага, сазаган. В обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных, в обычаях наблюдается переплетение традиц. и мусульм. верований. Элементы традиц. верований оживают в последнее время и связаны в большинстве с нар. медициной.

В советское время были созданы многоотраслевые колхозы и совхозы. Ног. народ, как и все народы СССР, поднимал индустрию страны, в годы ВОВ отражал нашествие нем. фашистов. К.С. Кумуков повторил подвиг Александра Матросова, удостоен звания Героя Советского Союза, орденом боевой Славы всех трех степеней награжден А.А. Асанов, семерым чабанам было присвоено звание Героя социалистического труда, один стал полным кавалером ордена Трудовой Славы.

Литература:

Викторин В.М. Астраханские ногайцы // Ногайцы сегодня. М., 1993.

Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX — нач. XX вв. М., 1979;

Она же. Матер. культура ногайцев в XIX — нач. XX вв. М., 1976;

Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. Ногайцы. Черкесск, 1988;

Кочекаев Б.Б. Ногайс.-рус. отношения в XV—XVIII вв. Алма-Ата, 1988;

Сикалиев А.И.-М. Ногайс. героич. эпос. Черкесск, 1994;

Керейтов Р.Х. Орда пашню пахала на Куме. Минводы, 1996.

Курейтов Р.Х. Этническая история ногайцев. Ставрополь. 1999.

Автор: Керейтов Р.Х. (Черкесск)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо!

Но про череп там

http://www.tatar-history.narod.ru/idegey1.doc

http://www.tatar-history.narod.ru/idegey2.doc

нету?

Хотел бы спросить заодно:

Там есть такая фраза: "Наш священный город Булгар,

И ему подчиненный Сивар". Эти города, особенно второй, что, существовали в постмонгольскую эпоху?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему бы и нет?!

Что с ними сделается?!

Сожги? Разрушили? Как разрушили, так и построили. Делов-то. Вон, сколько городов Александр Македонский основал!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
минг минг минг минг

юз юз юз джуз(юз)

кырк кырк кырк кырк

джалаир джалаир джалаир джалаир

сарай сарай сарай сарай

конгурат конгурат кунграт конгурат

найман найман найман айман(найман?)

аргун аргын аргун аргын

алчин алчин алчин алчын

кыпчак кипчак кипчак кыпчак

кыргыз кыргыз кыргыз кыргыз

чакмак чакмак чакмак чакмак

калмак калмак каламак калдык

шымырчик сымырчик сымырчик шымырчик

бадай будай будай бадай

арлат арлай арлат арлай(адылай)

килекеш кинегес кенегес кунакаш

кыят кыят кыят кыят

хытай хытай хытай кытай

канглы канглы канглы кангелди

джуналахи джубаладжи джусуладжи чоплачи

пуладчи булат пуладчи буланчи

онгут онгут онгут онгкот

мангут мангыт мангыт мангыт

тангут тангут тангут тангут

джыйыт джыйыт джыйыт джыйыл

кереит кераит кераит кыйрат

джалаут джалджаут джалджут чарчут(чалчут)

илачи илачи джуладжи ылаачи

меркит меркит меркит меркит

буркут буркут буркут буркут

араб араб гариб арап(араб)

куралаш куралас барлас курлас

кият кият кият кият

туркмен туркмен туркмен туркмен

джубурган джубурган шубурган чубурган

кышлык кышлык кышлык кыштык

гирей гирей гирей

дурмен дурман дурмен дурман

табын табын табын табан

тама тама тама там(тама?)

рамадан рамадан рамадан рамлам(рамнан)

уйшун уйшун уйшун ойшон

хафиз хафиз хафиз апыз(апыл)

татар татар татар татар

санхиян сактиян сахтиян сактан

оглан оглан оглан углам(оглан)

ширин ширин ширин ширин

чаркас чилкас чилкас чилкас

чимбай чимбай чимбай чынабай

уйгур уйгур угур уйгур

таргыл таргыл таргыл таргыл

шуран суран шуран сооран

буйурук буйурак бойрок

онг онг онгкой

байаут буйут буйазут

куджи, кучи кучи кошчу(кушчу)

бурят бурия бирия

килечи килечи килечи

каттаган каттаган катаган

мамасит масит масид

джуйут джуйут чувут

уймаут уймаут уймаут

оглен оглен оглен

кары кары кары

сулдуз сулдуз сулдуз

авар агар ачар(агар)

баташ банаш табаш

джулджут джилджиут

джурат джурат джуурат

тилау тилау

тубай тубай тубай

курлат курлаут куулат(курлат)

кыргын кыркын кыргын(кырчин)

калывай кылдый

тургак, турган турган

ябу ябу ябу

кохат кохат кохат

куджалык куджалык коджолук

кардари киради кирдираи(кылдырай)

буйат буйтай буят

уйурджи уйурджи

б.дж.к.р. йадж.к.р.

онгачит онгачит

баглан баган

кырлык карлук

митан митан

тюрк турукай

бурлан бурлат

анмар арнамар

утарчи утарчи

ойрат ойрот

маджар маджар

бахрин бахрин

тувадак тоодак

азак адак(азак)

авган санвадан урмак кычит

кимат каракалпак махди джыглак

шуджа-ат туйчи тушлуб ойчу

теит уйрасут кур чыкыр

дераджат джуйрасут кара кутчу

каучин никуз мундуз

юрга там чит

фахыр бостон мойтон

турмаут дуджир казак

нуджин бусе окулат

убрят уз кыдый

урйуз уят

кабаша мит

баташ буллак

калтабий

катаган

кийрат(килят)

Уау.Одни Монголы! :tw2: :tw2: :tw2:

Неужели Чимбай, Бадай,Кишлиг оставили свойх потомков среди ногайцев?. :huh:

Арулады,Салжиуды .Хатагини.Буряты,Торгуты и ещё Калмыки! :o

Этот лист мне показалось как лист воинов армии Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тематические основы сказки о лебединой деве вскрываются особенно ясно в эпическом сказании об Идиге.90 Согласно казахской версии сказания, род Едигея ведет свое происхождение от почитавшегося в Казахстане мусульманского народного святого Баба-Тукласа (в прошлом, по-видимому, языческого шамана) и лебединой девы. Официальные родословные русских княжеских родов - князей Юсуповых и Урусовых, возводящих себя к потомкам нагайского мурзы Едигея, правителя Золотой орды, - сохранили имя Баба-Тукласа как своего легендарного родоначальника.91

Этот святой, как рассказывает эпос, совершая однажды омовение у источника, увидел трех лебедей, которые, сбросив лебединые одежды, превратились в прекрасных женщин и стали купаться. Святой похитил одежду младшей из них, и она согласилась стать его женой под условием, что он не будет смотреть ей на голову, когда она чешет волосы, под мышку, когда она снимает рубаху, и на ноги, когда она разувается (брачные запреты). По истечении некоторого времени Баба-Туклас нарушает запрет, и тогда он замечает, что у его красавицы череп прозрачный, под мышкой просвечивают легкие, а ноги птичьи.92 Жена, узнав, что тайна ее открыта, покидает мужа, но, улетая, сообщает ему, что у нее во чреве младенец, за которым отец должен прийти в положенное место. От этого младенца происходит род Едигея.

Исторический Едигей происходил из племени мангыт, которое появилось в Средней Азии в период монгольского нашествия. Потанин записал в северо-западной Монголии сказание о тотемистических предках балаганских и аларских бурят, представляющее, вероятно, не случайное сходство со сказанием о предках Идиге.

"В Балаганском ведомстве, - сообщает Потанин, - есть род хангин; хангины почитают своим предком лебедя; они говорят, что три лебедя прилетали на озеро, снимали с себя шкурки, обращались в прекрасных девиц и купались в озере. Предок хангин стащил одну шкурку, когда девицы вошли в воду; две девицы, обратившись в лебедей, улетели, а одна осталась и должна была стать женой похитителя шкурки. Хангин считает великим грехом убить лебедя" (т.е. своего звериного предка).

Вариант того же сказания. Потанин сообщает о происхождении бурятских родов харят и ширят, которые также, "считая лебедей своими предками, поклоняются им, приносят жертвы и не убивают их". Здесь героем сказания, похитителем лебединой одежды, является бурятский шаман ("бо"). Пойманная красавица через три года находит свою одежду и покидает своего возлюбленного, оставив ему дочь и сына, которые становятся родоначальниками двух названных бурятских родов.93 Вероятно, и сказание о предках Едигея представляет тотемистический миф о происхождении рода "белых мангытов" (ак мангыт), к которому принадлежал исторический Едигей.

http://www.ruthenia.ru/folklore/zhirmunsky1.htm

Но тут ничего не пишется о женщине, которая понюхала (а может съела) порошка, сделанного из волшебного черепа, и таким образом зачала предка мангытов?

Или я с чем-то спутал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот лист мне показалось как лист воинов армии Чингисхана.

Разве ногайцы не потомки татарских воинов из армии Чингизидов Узбека м Тохтамыша?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Этот лист мне показалось как лист воинов армии Чингисхана.

Разве ногайцы не потомки татарских воинов из армии Чингизидов Узбека м Тохтамыша?

Признают ли они своего монгольского происхождения?

Я уже говорю о нирун и дарлекин ногайцах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Признают ли монголы свое татарское происхождение? :ost1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Этот святой, как рассказывает эпос, совершая однажды омовение у источника, увидел трех лебедей, которые, сбросив лебединые одежды, превратились в прекрасных женщин и стали купаться. Святой похитил одежду младшей из них, и она согласилась стать его женой под условием, что он не будет смотреть ей на голову, когда она чешет волосы, под мышку, когда она снимает рубаху, и на ноги, когда она разувается (брачные запреты). По истечении некоторого времени Баба-Туклас нарушает запрет, и тогда он замечает, что у его красавицы череп прозрачный, под мышкой просвечивают легкие, а ноги птичьи.92 Жена, узнав, что тайна ее открыта, покидает мужа, но, улетая, сообщает ему, что у нее во чреве младенец, за которым отец должен прийти в положенное место. От этого младенца происходит род Едигея.

Исторический Едигей происходил из племени мангыт, которое появилось в Средней Азии в период монгольского нашествия. Потанин записал в северо-западной Монголии сказание о тотемистических предках балаганских и аларских бурят, представляющее, вероятно, не случайное сходство со сказанием о предках Идиге.

"В Балаганском ведомстве, - сообщает Потанин, - есть род хангин; хангины почитают своим предком лебедя; они говорят, что три лебедя прилетали на озеро, снимали с себя шкурки, обращались в прекрасных девиц и купались в озере. Предок хангин стащил одну шкурку, когда девицы вошли в воду; две девицы, обратившись в лебедей, улетели, а одна осталась и должна была стать женой похитителя шкурки. Хангин считает великим грехом убить лебедя" (т.е. своего звериного предка)...

http://www.ruthenia.ru/folklore/zhirmunsky1.htm

Но тут ничего не пишется о женщине, которая понюхала (а может съела) порошка, сделанного из волшебного черепа, и таким образом зачала предка мангытов?

Или я с чем-то спутал?

Хангины - хамниганы является племеном или родом маньчжурского происхождения.

Маньчжурцы своим предком считают лебедя, и кажется у них легенда точно такого же смысла ( Юнгүлэй и Фунгулей ??? забыл). Вообщем интернете можете искать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хамниганы-омонголенные эвенки. Компактно проживают в бурятских сумонах Хентийского, Сэлэнгийского, Дорнодского аймагов.

ЗЫ У казахов вроде знаю что грех убивать лебедь и сову? Каз+ак-белый лебедь, тотемный предок?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
? Каз+ак-белый лебедь, тотемный предок?

Лебедь тоже тотем у Каракытай ? У нас тоже грех убивать лебедь.Хун шувуу хараалтай.

Признают ли монголы свое татарское происхождение? :ost1:

Да вы что? Борте чино татарин очень не красиво звучит для меня лично . :angry:

Для китайцев всё кочевники-Татары !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для китайцев всё кочевники-Татары !

Извините, но это для русских все кочевники (и не только) являются татарами. Самих татар (не поволжских, а центральноазиатских!) китайцы называли (предположительно) шивей.

Р.S. первые 10 страниц данной темы не читал. Прочитаю - дам более внятный ответ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Было время когда форуме преобладали москвичи затыкая всем рот!

Были казахские, кавказские, бурятско-хакасские, аербайджанские времена.

Сейчас снова монгольский период, как вначале в 2002-2003 годах!

Представляю, скоро снова начнутся горячие дискуссии на урянкайскую, меркитскую,

татарскую тему! :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Извините, но это для русских все кочевники (и не только) являются татарами. Самих татар (не поволжских, а центральноазиатских!) китайцы называли (предположительно) шивей.

Р.S. первые 10 страниц данной темы не читал. Прочитаю - дам более внятный ответ.

Дадан кто они?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините, но это для русских все кочевники (и не только) являются татарами.

Ну, в настоящее время для русских татарами являются только татары.

В 18-19 веках понятие было шире - туда включали многие тюркоязычные народы. Но многие и не включали. Скажем, турки-османы, ил казахи никогда татарами не назывались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Это русская провокация?

Ну татары скоро мы эту ошибку сами исправим!

О чем идет речь? Булган хангай - нельзя ли писать понятнее? И при чем здесь русские? Какая провокация? Прдупреждаю. что за оскорбления в адрес любых народов здесь можно получить бан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
О чем идет речь? Булган хангай - нельзя ли писать понятнее? И при чем здесь русские? Какая провокация? Прдупреждаю. что за оскорбления в адрес любых народов здесь можно получить бан.

Ну извиняюсь.

Разве называть европейдов-булгаров азиатами т.е татаро-монголоми-это не оскорбление? :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в настоящее время для русских татарами являются только татары.

Одно из прежних названий современных татар: "ногайцы"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непонятно, про кого вопрос, про ордынских ногаев

http://rus-hist.on.ufanet.ru/nogay.htm

и в этногенезе каких народов (татар (крымских и волго-уральских), казахов, каракалпаков, ногайцев и т.д.) они приняли участие?

Или вопрос только про ногайцев? http://nogayel.dax.ru/

В этногенезе казахов Младшего жуза, в лице Ногай-казахов (ногайлинцев), Астраханских ногаев, Саратовских ногаев и казахов. Вообще неправильно делить кочевников по территориальному признаку, правильней по племенному - я Кара кипчак, Ногай-казак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хамниганы-омонголенные эвенки. Компактно проживают в бурятских сумонах Хентийского, Сэлэнгийского, Дорнодского аймагов.

ЗЫ У казахов вроде знаю что грех убивать лебедь и сову? Каз+ак-белый лебедь, тотемный предок?

У наших дальних родственников Северо-американских индейцев Сова - также тотем и украшения из перьев Совы используются как обереги. Жена привезла из Штатов индейский оберег из перьев совы, занимает почетное место рядом с моим собственным из перьев совы - его мне моя Ажека (бабушка) подарила.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Признают ли монголы свое татарское происхождение? :ost1:

Уважаемый Урянхаец!

К племени Татар относится Чингисхан и его юрт. Монгол это в основном Ойратские племена монголии - из них формировалась гвардия Чингисхана. Кроме, того в состав монголов входят основные тюркские племена и роды - в большей или меньшей степени. Что надо сказать - типично для любой Империи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногайцы потомки всех тех кто жил от Жёлтого моря и до Дуная, от Персии и Афганистана до лесостепной зоны Сибири, потомки тех для кого слово честь и доблесть была превыше меркантильных и политических интересов, тех для которых законы Яссы ставились превыше происхождения от того или иного народа. Поэтому мы разные по своему облику, но похожие друг на друга в душе -являемся одним целым и единым народом, и открыты для всех кто относится к нам с открытой душой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...