Jump to content
asan-kaygy

Уаки

Recommended Posts

Если кто-нибудь разбирается в шежире уаков, ответьте на вопрос:

Какова генеалогическая линия от Шокше до Ер Кокше?

Link to comment
Share on other sites

Если кто-нибудь разбирается в шежире уаков, ответьте на вопрос:

Какова генеалогическая линия от Шокше до Ер Кокше?

Вот сюда нужно наверное обращаться:

http://www.kazakh.ru/talk/mteam.phtml?mg=12

Link to comment
Share on other sites

уаки:

1. часто в шежире фигурируют рядом с кереями, иногда как подрод, иногда как уак-керей

2. слышал, что вместе с кереями считаются кырме среди казахов

3. предположительно пришли в восточный казахстан с сибирского юрта или с туркестана вместе с абак-кереями

4. генетически по отцовской линии родственны с сыргели поэтому вполне возможно уаки происходят от уйсынов-хушинов

Link to comment
Share on other sites

Я думаю Уак антропоним и восходит к Уаку, сыну Акбалтыра, эмиру времен Едиге, чья родоплеменная принадлежность не указана.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Ранее я уже писал по уакам, однако думаю, что будет правильно повторить информацию.

 

Сельджукский султан Малик-шах (1072-1092) использовал ополчения туркменских племен в борьбе с египетскими халифами, непокорными арабскими феодалами, византийцами и крестоносцами.

 

В 1072 году султан посылает туркменские ополчения во главе с Атсызом ибн Уаком ал-Хорезми для завоевания Сирии. Атсыз вторгается в Палестину, захватывает Рамлу, осаждает Иерусалим, а в 1076 году вступает в Дамаск.

... Под эгидой предводителей огузов и туркмен возникли и другие самостоятельные княжества в Закавказье, Передней и Малой Азии. Вожди племени "йива" основали владения в Хое (южн. Азербайджан), Урмии, Хузестане и Иранском Курдистане.
(Агаджанов С.Г. - С.92-93)

Атсыз, по словам ибн ал-Асира, и других авторов, происходил из племени "Уак".

 

Ф.Сюмером отмечено соответствие данного этнонима названию огузского племени "Йива, Йивак".

 

Племя Уак фигурирует и в труде Сибта ибн ал-Джаузи. Говоря о завоевании Палестины Атсызом, он называет его "предводителем (мукаддам) тюрок-гузов" и "Атсыз ат-туркмани, вождь племени Навакийа".

 

Агаджанов соглашается с Ф.Сюмером и считает "навакийа" у Джаузи ошибкой переписчиков.
(Агаджанов С.Г. С.248(сноска 237))

Туркменское племя Йива является одним из ответвлений огузов. Йиваиты владели в правление халифа ал-Муктафи (1136-1160) Шахразуром, его округом и соседними крепостями в горах Ирака.

 

Их вождем был Кыпчак ибн Арслан-Таш ат-туркмани - основатель кыпчакского Киркукского эмирата. В 1339/40 году их покоряет правитель Мосула, атабек Имад ад-Дин Занги (1127-1140).

Известны многие представители племени Йива из рода Кыпчака ибн Арслан-Таша:
у хорезмшаха служил эмир Шихаб ад-Дин Сулайман-шах ал-Йиваи, во времена халифа ал-Мустансира (1226-1242) в Киркукском эмирате правил эмир Фалак ад-Дин Абу-л-Музаффар ва Абу Харб Гази-бек ибн Кыпчак ибн Абдаллах ал-Йиваи ат-Турки.
(Комментарий З.М.Буниятова к "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны" ан-Насави. - М:Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342))

У Насави: "Наконец тюрки [племени] Йива озлобили сердце султана: из-за них дороги стали небезопастными и они совершали набеги на соседствующие с ними области."
(ан-Насави. "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны". - М: Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342))

У Рашид ад-Дина в списке туркменских племен упоминается племя Йива (Бую), как потомки легендарного Денгиз-хана в крыле Учуков.
(Рашид ад-Дин. С. 88)

Н. Аристов доказывает древность казахских Уаков и ведет их происхождение от незаконной жены Акжола, основателя Среднего Жуза.
(Н. Аристов. Заметки об этническом составе. - С. 97)

Валиханов Ч.Ч. "имен Уак-Кирей, сколько мне известно, нет между древними племенами монголо-тюркскими, но в киргизской поэме Эдиге в числе беков Тохтамыша есть представитель Уаков."
(Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. т.I - 1961 - С.205)

Из племени Уак, как известно, происходят богатыри Ер-кокче и его сын Ер-косай, причем ишимские уаки считают Ер-кокче основателем своего рода.

Ссылаясь на "Никоновскую летопись" Чокан Чингисович устанавливает историческую достоверность существования Ер-кокче (в летописи "Кокчю") и время его гибели 1423 г.

Муканов, соглашаясь с Маргуланом А.Х., считает Уаков потомками Киреев. Согласно полевым исследованиям 1959 года, Уак считается младшим братом легендарного Кирея.
(Муканов - С.65-66)

 

 

********************

Таким образом есть основания предполагать соответсвие казахского племени уак огузскому племени йива(к).

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Ок. Если есть информация и тексты по Ер-Косай и Ер-Кокче тоже скидывайте или ссылки. В "Манасе" Кошой является близким сподвижником батыра, есть там и Ер-Кокче, причем последний называется вроде казахом. Плюс я упоминал про поэму Ер-Кокше, в которой Эр-Манас убивает Кобланды-батыра. Все это надо найти.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...