Перейти к содержанию
Гость медер

Киргизские рода и их тамги

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Сегодня нашел эту статью и карту, отсканировать ее не получится — она оказывается имеет формат А2, просто не полезет в мой сканер. Попробую потом воспользоваться фотоаппаратом, однако боюсь, что пострадает качество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня нашел эту статью и карту, отсканировать ее не получится — она оказывается имеет формат А2, просто не полезет в мой сканер. Попробую потом воспользоваться фотоаппаратом, однако боюсь, что пострадает качество.

Раке! У Вас как я понял сканер А-4. Вы по кусочкам отсканируйте и отошлите мне. Главное чтобы между ними "просветов" не было, лишнее можно при сшивки удалить. А я их (кусочки) сошью и выложу в теме. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чолпонай Назаралиева

Вы давно наверное не заходите.

Адрес cholponay@mail.ru не существует или заблокирован

ПИШИТЕ ДРУЗЬЯ, КТО ЧТО ЗНАЕТ О ПЛЕМЕНИ ЖЕТИГЕН!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые участники сайта, прошу отозваться всех, кто что нибудь знает о роде Жетиген. Слышал, что группы с названием Жетиген встречаются и среди жителей современного Казахстана. Сам я из племени Конур рода Жетиген. Мои родственники проживают в селе Арал Таласского района Кыргызстана, среди представителей рода Кушчу. До недавнего времени я думал что Жетиген - часть Кушчу. Но оказывается это не так. Из совершенно разных, не зависимых друг от друга источников, мне стало известно, что Жетиген - это один из сорока кыргызских родов. Но, ни в исторических статьях, ни в санжыра, я не встретил упоминаний о Жетиген. Не знаю, может плохо искал.

Я узнал, что жетигены проживают почти во всех регионах Кыргызстана, а также за ее пределами. От представителя рода Жетиген, проживающего сейчас в Лос-Анджелесе я узнал что немало жетигенов сейчас живут среди казахов. Они так и говорят: "Мы - Жетигены", но этнически относят с ебя к казахам. Говорят, что знаменитый кыргызский актер - Суйменкул Чокморов - тоже Жетиген.

Здравствуйте дорогие Жетигены, в Кеминском районе Чуйской области в с.Кичи-Кемин  проживает большое количество представителей рода Жетиген а в частности племена Карамоюн, Сарымоюн, Тилеш и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые участники сайта, прошу отозваться всех, кто что нибудь знает о роде Жетиген. Слышал, что группы с названием Жетиген встречаются и среди жителей современного Казахстана. Сам я из племени Конур рода Жетиген. Мои родственники проживают в селе Арал Таласского района Кыргызстана, среди представителей рода Кушчу. До недавнего времени я думал что Жетиген - часть Кушчу. Но оказывается это не так. Из совершенно разных, не зависимых друг от друга источников, мне стало известно, что Жетиген - это один из сорока кыргызских родов. Но, ни в исторических статьях, ни в санжыра, я не встретил упоминаний о Жетиген. Не знаю, может плохо искал.

Я узнал, что жетигены проживают почти во всех регионах Кыргызстана, а также за ее пределами. От представителя рода Жетиген, проживающего сейчас в Лос-Анджелесе я узнал что немало жетигенов сейчас живут среди казахов. Они так и говорят: "Мы - Жетигены", но этнически относят с ебя к казахам. Говорят, что знаменитый кыргызский актер - Суйменкул Чокморов - тоже Жетиген.

Здравствуйте дорогие Жетигены, в Кеминском районе Чуйской области в с.Кичи-Кемин  проживает большое количество представителей рода Жетиген а в частности племена Карамоюн, Сарымоюн, Тилеш и т.д.

 

         Жетиген это семерка ?Если семерка,то это калька от монгольского ДОЛАН.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас тестировался один из рода Жетиген, он типичный R1a1

если набрать 30 жетигенов для тестирования можно прояснить вопрос происхождения племени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть тут эксперты или знатоки по кыргызской родословной(санжыра)?Меня ооочень сильно интересует кыргызский род БАСЫЗ...Что за род?Откуда взялись?И т.д.Буду рад любой информации..

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Племя басыз, входящее в левое крыло кыргызов упоминается в "Маджму ат-Таварих" - первом по времени списке кыргызских племен.

 

(Перечисление лиц, принявших духовное покровительство сейида Мир Джалила)[37]

Сперва из Кулана прибыл в семью с сыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Имена сыновей (его): Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар, Туле-Йар. Признали (они) Маулану) Азама своим наставником. Семь братьев выезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу [38]. В сражениях семь братьев выступали вместе. По этой причине (их) назвали "Йети кашка" [39]. Йети кашка и Кар(а)кара были одного и того же происхождения.

После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями - Отуз Огулом (и) Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах [40], Кангды. Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине [41], Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), Сунджек Хытай.

 

По Винникову басыз делились на 5 родов: клыч-тамга, керки-тамга, каман, маметберек и кудайлят.

 

У Аттокурова дается более развернутая санжыра басыз: Басыз - Норус - Орус - Ак Суулук Тугол - Ак Була - Тобой, от которого: Сарыкуп (Сарыкучук) и Ак-куп (Ак кучук) и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племя басыз, входящее в левое крыло кыргызов упоминается в "Маджму ат-Таварих" - первом по времени списке кыргызских племен.

 

(Перечисление лиц, принявших духовное покровительство сейида Мир Джалила)[37]

Сперва из Кулана прибыл в семью с сыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Имена сыновей (его): Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар, Туле-Йар. Признали (они) Маулану) Азама своим наставником. Семь братьев выезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу [38]. В сражениях семь братьев выступали вместе. По этой причине (их) назвали "Йети кашка" [39]. Йети кашка и Кар(а)кара были одного и того же происхождения.

После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями - Отуз Огулом (и) Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах [40], Кангды. Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине [41], Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), Сунджек Хытай.

 

По Винникову басыз делились на 5 родов: клыч-тамга, керки-тамга, каман, маметберек и кудайлят.

 

У Аттокурова дается более развернутая санжыра басыз: Басыз - Норус - Орус - Ак Суулук Тугол - Ак Була - Тобой, от которого: Сарыкуп (Сарыкучук) и Ак-куп (Ак кучук) и т.д.

Большое спасибо Рустам аке за информацию!А каким годом датируется эта запись из "Маджму ат-Таварих"?После долгих поисков в Интренете,только узнал об этом...))  А Винникову можно доверять?

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Сочинение "Маджму ат-Таварих" ("Собрание историй") написано на таджикском языке в XVI веке в области Ферганы муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. Пока известны два списка этого сочинения, которые по почерку и внешним признакам датируются концом XVIII - первой половиной XIX в. - В 667 (ЛО ИВАН) и № 693 (хранится в ЛГУ).

 

Кудайлят по Аттокурову происходит от Сарыкүп (Сары күчүк), от него дальше идут Дөөлөт, Борчо, Мурат, Темир, Чүйүт, Ачабаш.

 

Как я понял бысызы очень разбросаны по стране, очень много басызов у нас в Джалал-Абадской области  :qyrgyz_new:  :kg2:

 

Винников вполне объективен, он сам в рамках комплексной археолого-этнографической экспедиции проехал весь Кыргызстан и собрал массу информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сочинение "Маджму ат-Таварих" ("Собрание историй") написано на таджикском языке в XVI веке в области Ферганы муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. Пока известны два списка этого сочинения, которые по почерку и внешним признакам датируются концом XVIII - первой половиной XIX в. - В 667 (ЛО ИВАН) и № 693 (хранится в ЛГУ).

 

Кудайлят по Аттокурову происходит от Сарыкүп (Сары күчүк), от него дальше идут Дөөлөт, Борчо, Мурат, Темир, Чүйүт, Ачабаш.

 

Как я понял бысызы очень разбросаны по стране, очень много басызов у нас в Джалал-Абадской области  :qyrgyz_new:  :kg2:

 

Винников вполне объективен, он сам в рамках комплексной археолого-этнографической экспедиции проехал весь Кыргызстан и собрал массу информации.

Я бы хотел еще спросить..Басыз-монгольского или тюркского происхождения?А также,если распологаетесь информацией,какой тамга был у басыз?

Извините за настойчивость.. :kg2::qyrgyz_new:

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

kirgiz-tamga-coin-obv.jpg           kirgiz-tamga-coin-rev.jpg

Киргизские тамги на монетах номиналом 10 сом

3 сентября 2015

 

В конце августа Нацбанк Киргизской Республики кроме монеты «Кыз куумай» ввел в обращение еще одно платежное средство — «Тамга – символ единства Кыргызского каганата». Вошло оно в цикл «Эпоха Кыргызского каганата».

Тамга широко распространена у киргизов. Это родовой фамильный знак, передававшийся из поколения в поколение. Часто тамга видоизменялась путем добавления в нее дополнительных элементов. Разные группы и племена азиатского народа имели свой отличительный знак. Сегодня общим родовым знаком киргизов является выделенный золотом на реверсе монеты символ.

 

Аверс: в центре выгравирован герб Республики. Окружен он несомкнутым элементом национального орнамента. Вверху написано: «Улуу Кыргыз каганаты». Вдоль буртика размещены различные вариации киргизской тамги. Внизу помещен год чеканки («2015»).

Реверс: золотом выделена общая для народа тамга. Алтайские кусты, деревья, войско каганата, изображенное на фоне синего неба и очертания гор, рога мать-оленихи — композиционные элементы отражают распространение влияния киргизов от Сибири до Центральной Азии. Легенда состоит из: названия родового знака («ТАМГА»), номинала («10 СОМ»), массы («28.28»), металла, пробы («Ag 925°»).

 

Технические характеристики, тираж киргизской монеты Номинал Металл (проба) Вес, гр Диаметр, мм Качество Тираж. шт. 10 сом серебро (925) 28,28 38,6 пруф 1000

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кемских (енисейских) кыргызов материнская тамга сверху, отцовская снизу

Практически у всех народов отцовская тамга сверху, материнская снизу, кроме кыргызов естественно. Конечно же у кыргызских мужчин были попытки вернуть свое верховенство в тамгах и в семьях, что видно из сравнения тамг из письменных памятников VII-IX веков и тамги упомянутой в вышеуказанном китайском сочинении Х в. Однако изначально тамга материнского рода была наверху и нам стоит придерживаться этой традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...