Перейти к содержанию
Гость Elch

Сартаул-Халха

Рекомендуемые сообщения

Что же касается формирования наций, следует учитывать следующие аспекты:

- нации не формируются за несколько лет.

- само понятие нации сформировалось в конце 18 века, в период Французской революции, поэтому все, что называется нацией до этого, чисто условное обозначение.

- понятие нации не применимо к восточным реалиям.

Собственно период между французской революцией и второй мировой войной называется в историографии эпохой национализма - именно в этот период сформировались все европейские и американские нации. Понятие нации стало для них решающей и они пытались применять его к восточным реалиям. Однако вплоть до нового времени ни в одной точке мусульманского мира не было ничего похожего на европейские нации. В Средней Азии, на Кавказе, В Турции, Индии, Иране, Восточном Туркестане основное население не имело единого самоназвания, а современные национально мотивированные псевдоученые пытаются связать это с якобы несуществованием наций или этносов. Так обстоят дела до сих пор в Афганистане, который избежал национального строительства. Конечно, наций в современном понимании не существовало, ни у узбеков, ни у казахов тем более, однако были другие идентификаторы этнополитического самосознания, поэтому все эти заявления а ля "узбеков не существовало до Х" не более чем форменный дилетантизм, незнание элементарных азов этнологии.

Характерно. Европейские авторы, как Вамбери или Борнс, которые пытались понять восточные реалии и использовали для них европейскую терминологию, в Средней Азии только для узбеков используют термин "нация", остальных, в том числе и казахов, называют просто народом. Поскольку именно узбеки по тем временам отвечали основным требованиям для того, чтоб считаться в европейском понимании нацией - государственностью в первую очередь, а также оседлой письменной культурой и кодифицированной историей. По тем же признакам они называли нацией османов, т.е. турок. В дальнейшем русская историография, кроме узбеков, тюрок Восточного Туркестана называла нацией, и все. Очень печально для национально озабоченных историков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Характерно. Европейские авторы, как Вамбери или Борнс, которые пытались понять восточные реалии и использовали для них европейскую терминологию, в Средней Азии только для узбеков используют термин "нация", остальных, в том числе и казахов, называют просто народом. Поскольку именно узбеки по тем временам отвечали основным требованиям для того, чтоб считаться в европейском понимании нацией - государственностью в первую очередь, а также оседлой письменной культурой и кодифицированной историей. По тем же признакам они называли нацией османов, т.е. турок. В дальнейшем русская историография, кроме узбеков, тюрок Восточного Туркестана называла нацией, и все. Очень печально для национально озабоченных историков.

Приведите отрывок где узбеков называют нацией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведите отрывок где узбеков называют нацией.

"...обращает на себя внимание только

то обстоятельство, что даже отдельные племена

широко разбросаны по названной территории, и

исследователя поражает, часто ему кажется просто

невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда,

чей язык, обычаи и лица совершенно различны,

осознают свою принадлежность не только к одной

нации, но и к одному племени, к одному

роду" (Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. – М.:

2003. стр 254-255).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"...обращает на себя внимание только

то обстоятельство, что даже отдельные племена

широко разбросаны по названной территории, и

исследователя поражает, часто ему кажется просто

невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда,

чей язык, обычаи и лица совершенно различны,

осознают свою принадлежность не только к одной

нации, но и к одному племени, к одному

роду" (Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. – М.:

2003. стр 254-255).

Теперь приведите отрывок из "русской историографии" где "кроме узбеков, тюрок Восточного Туркестана называла нацией".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему многие предки нынешних узбеков называли себя не узбеками, а по названию города (ташкентцы, самаркандцы и др.)?

не всегда так, у жителей самарканда и бухары были этнонимы в 19 веке, узбек и таджик. т.е. они себя не идентифицировали как особый этнос-самаркандцы или бухарцы, а называли себя таджиками и узбеками.

иначе было у хорезмийцев, у большей части из них не было этнонима, называли они себя хорезмийцами.

в целом, отсутствие этнонима не говорит о том что не было этнической общности, возьмем для примера группы итальянцев (римляне, флорентийцы, неаполитанцы, венецианцы и др.) или грузин (мегрелы, сваны, аджарцы, хевсуры, картвелы и др.), у кого из них был этноним? все эти итальянские этнографические группы не называли себя итальянцами, вплоть до 19 в., также и у грузин, гораздо позже они приняли общий этноним одной группы - картвелы.

и дайте комментарий, на то что я вам скинул выше (вчера).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не всегда так, у жителей самарканда и бухары были этнонимы в 19 веке, узбек и таджик. т.е. они себя не идентифицировали как особый этнос-самаркандцы или бухарцы, а называли себя таджиками и узбеками.

иначе было у хорезмийцев, у большей части из них не было этнонима, называли они себя хорезмийцами.

в целом, отсутствие этнонима не говорит о том что не было этнической общности, возьмем для примера группы итальянцев (римляне, флорентийцы, неаполитанцы, венецианцы и др.) или грузин (мегрелы, сваны, аджарцы, хевсуры, картвелы и др.), у кого из них был этноним? все эти итальянские этнографические группы не называли себя итальянцами, вплоть до 19 в., также и у грузин, гораздо позже они приняли общий этноним одной группы - картвелы.

Значит вы подтверждаете, что не все предки современных узбеков называли себя узбеками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если б казахи считали сартов частью узбеков, то узбеков бы назвали по-другому чтобы различить их.

казахи сейчас не могут отличить "узбеков" от "сартов", хотя потомки и и тех и др. и сейчас имеются, откуда может быть уверенность что они могли их отличать в 19 веке.

данная поговорка рождена давно скорее в 15-16 вв., тогда "эти" узбеки были больше похожими наверное на самих казахов, но в 19 в. этой большой разницы между "узбеками" и "сартами" не было. как казахи их могли отличить, если они почти слились?

просто они эту "поговорку" произносили по исторической памяти, по сути не отличая "сарта" от "узбека", и уже в 19 веке всех узбеков они считали сартами.

есть источники где указано что "такой то казах" говорит/указывает типа "вот это узбеки, а вот это сарты", и т.п.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь приведите отрывок из "русской историографии" где "кроме узбеков, тюрок Восточного Туркестана называла нацией".

Валиханов избр сочинения

"Кашrарцам оказывали всюду большое уважение. Эмиrранты

этой нации разъезжали из одноrо орода в друrой, собирая

приношения для предполагаемоrо газата. Рассказы их о

судьбе своей родины производили желанное действие:

исторгали слезы"

. стр 149

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит вы подтверждаете, что не все предки современных узбеков называли себя узбеками.

Не называли себя современными этнонимами предки уйгур, азербайджанцев, турок и казахов. Как я уже говорил, заострение внимания на этом вопросе свидетельствует о дилетантизме и националистических мотивах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит вы подтверждаете, что не все предки современных узбеков называли себя узбеками.

само собой, я этого не отрицал, изначально они не называли себя все узбеками, а сартами вообще себя никто никогда не называл, но в 19 в. эти группы фактически слились, выше я скидывал большую исчерпывающую информацию по этому вопросу: и там черным по белому русским языком написано мнение одного известного "сарта", на вопрос кто такие сарты, он отвечает что здесь много племен, но наиболее крупные из них это киргизы, узбеки и таджики, и т.п.

тут же суть вопроса, когда они слились в одну общность в 20 в. или ранее, так?

так вот ответ, в 19 веке, они уже практически слились.

но в 20 в при при национальном-территориальном размежевании, в состав узбеков уже влились (добровольно или политически целенаправленно), собственно не "узбеки" и не "сарты", а представители других групп соседних этносов, не могу быть уверенным насчет казахов (хотя читал про это не мало), но уйгуров и таджиков было не мало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

есть источники где указано что "такой то казах" говорит/указывает типа "вот это узбеки, а вот это сарты", и т.п.?

Я уже приводил слова Рыскулова. Те города, в которых перепись 1897 года обнаружила узбеков, он называет сартовскими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куда исчезли сарты?

В современных условиях народы Центральной Азии должны искать сходства, а не различие. Исследование вопроса «Куда исчезли сарты?» можеть служит упрочению дружы между народами, убежден автор статьи писатель Адаш ИСТАД.

О сартах, как народности я впервые услышал в начале 70-х годов на чайхане Навои, который находился на площади Регистан в Самарканде. Тут постоянно играли в шахматы. Двое незнакомых мне мужчин играли, а я наблюдал. Они разговаривали между собой на узбекском языке. Когда один из них после очередного хода соперника произнес слово «хош» и продвинул пешку его напарник сказал: «Оттого, что сказали «хош», вы из сартов!». Слово «хош» (хуш) таджикское и означает «хорошо». Соперник наверное был из узбеков, знающих свою родословную и намекнул противнику своему, что он узбек, а он сарт.

Сколько было сартов в одной только Самаркандской области?

Обратимся сначала к статистике.

В Самаркандскую область по переписи 1897 г. входило 4 уезда с 6-ю городами (Самарканд, Пенджикент, Джизак, Катта-курган, Ходжент и Ура-тюбе) из которых Пенджикент и Ура-тюбе без уездьные. Населения Самаркандского уезда (куда входил г. Пенджикент): 342 тыс. 197 чел.

г. Самарканд-55 тыс. 128 чел. г. Пенджикент-3658 чел. В Ходжентском уезде проживало 185 тыс. 135 чел. включая Ура-тюбе, а в Ура-тюбе-20621чел.

Всего по Самаркандской области проживало 860.021 чел.

На таджикском языке по области говорили 124 тыс. 316 мужчин и 106 тыс. 068 женщин, а в городе Самарканде 19821 мужчин и 17024 женщин. На персидском языке в городе говорили 506 мужчин и360 женщин. На узбекском языке по области говорили 278 тыс. 806 мужчин и 228 тыс. 781 женщин.

А в городе Самарканде узбекский язык считали родным 3 тыс. 185 мужчин и 2 тыс. 321 женщин. В статистической таблице есть и сартский язык.

Их количество по области 9 тыс. 800 мужчин и 8 тыс. 273 женщин, а в городе Самарканде 262 мужчин и 25 женщин.

В Джизакском уезде количество сартов составило 9 тыс. 19 мужчин и 7 тыс. 906 женщин.

В уезде без городов количество сартов 1167 и 1057 соответственно. В Ходжентском уезде 142 и 173, а в г. Ура-тюбе всего 3 человека...

В справочниках указывали, что для практической деятельности европейца в Самаркандской области очень важно знания одного из ведущих четырёх языков, главным же образом сартского, как ассимилирующего все языки этой группы, за исключением русского. В этой переписи ягнобцы ошибочно названы матчинцами, а их общее название - галча, что в переводе с согдийского означает горец. А об их языке ничего нет, так как наверное туда не могли добраться.

Среди городского населения наиболее грамотными были жители г. Самарканда, среди которых грамотных мужчин было 23,06%. Наименее грамотны были жители городов Пенджикент и Джизака.

У сартов к общему числу грамотных было 5,9% мужчин и 0,9% женщин, у таджиков 7,3% и 0,7%, у персов 5,6% и 0,0%, у узбеков 2,4% и 0,1%. А у татар 30,1% и 11,4%.

Грамотностью считали умет писать и читать на родном языке. В таблице грамотности Самаркандской области после малороссов (54,5% мужчин) великороссов (42,9% мужчин) таджики с 7,3 процентами грамотных мужчин заняли третье место.

Сарты с 5,9 и 0,9 процентами на четвёртом месте. Тюрки с 2,4 и 0,1 процентами на пятом. Узбеки с 2,3 и 0,1 процентами на шестом, а киргизы с 1,7 и 0,4 процентами заняли седьмое место.

В 1904 году русско-туземных школ в городах было 7 и в селениях тоже 7. Одна школа на 72 тысяч человек!...

Бабур, если говорит о населении Андижана употребляет слово «тюрк», если о Маргинане, то «сарт». По мнению исследователя А. Самойловича Бабур отмечает сартов от таджиков когда говорит, что население города Кабула и несколько селений состоит из сартов, когда в других селениях и вилаятах живут другие народы, в том числе таджики. Алишером Навои сопоставляется сартский язык с тюркским. Абулгази в «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче. Бартольд подчеркивает, что это разделение сохранилось до сих пор. В Бухаре под сартом подразумевалось земледельцы и городское население.

В Коканде правительственное постановление начиналось словами «Сартов и казахов ставим в известность, что». Здесь под словом сарт подразумевали все оседлое население. В официальном языке слово сарт означал тюркизированное оседлое население в противоположность таджикам, которые свой язык сохранили. Согласно исследованием Радлова сартами называется «сейчас говорящее по-тюркский городское население Средней Азии, в противоположность крестьянам-узбекам». Не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками. Бартольд правильно подчеркнул, что оседлый житель Средней Азии чувствует себя в первую очередь мусульманином, определенного города или деревни, мысль о принадлежности к определенному народу не имеет для него никакого значения. Лишь в новейшее время под влиянием европейской культуры (через посредство России) возникло стремление к национальному единству. Действительно так. Если до недавнего времени спрашивали белобородого самаркандского старика какое у него национальность, он отвечал: — Слава Аллаху, мусульманин.

Далее Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как сарык ит (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).

Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году в номерах 22, 23, 25 и 26 вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Это заглавие говорит о том, что без глубокого этнографического научного анализа спор зашёл в тупик. Новая советская власть не признавал такое явление как сарт. Так как между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и остался один языковой барьер, то по своему языку бывшие узбекоязычные сарты определили свою национальность. Они растворились в узбекскую нацию.

Только–ли узбеко-таджикское явление сартизация? Думаю, что нет. На окраине Самарканда живут туркмены. Их школа на родном языке закрылась в советское время. Они давно перешли на узбекский язык. В годы независимости авторитет и влияние узбекского языка возрос во много раз. Таджики и представители других народностей все больше и больше дают детей в школы с узбекским языком обучения. Но эти интернациональные по сути явления остались в стороне от этнографической науки. Не входит–ли изучение этой проблемы в сфере деятельности ЮНЕСКО?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бахтияр, ты понял уже, с кем споришь?

Проигнорировав все наши посты, он опять начал со второго круга. Не имея аргументов, тупо цитирует попавшуюся бредятину, лишь бы избежать ответов на наши аргументы и продолжить свою великоказахвкую демагогию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не называли себя современными этнонимами предки уйгур, азербайджанцев, турок и казахов. Как я уже говорил, заострение внимания на этом вопросе свидетельствует о дилетантизме и националистических мотивах.

у казахов был этноним с того времени как они сложились в этническую общность (15-16 вв), это не оспоримо. насчет турков не знаю, но скорее всего тоже.

у части предков уйгур как раз так и были этнонимы (уйгуры и могулы), не было изначально этнонима у той части что вышла из караханидской общности, в силу того что у этой общности (караханидской) культура была доминирующей, те две группы утратили свои этнонимы в дальнейшем, и например в 19 веке большая часть групп уйгуров идентифицировала себя по вере - муслимами, по происхождению - тюрками (но это не было этнонимом) и по этнографической группе - юрту или племени (таранчи, хотанлик, долан, мачин и т.д.).

видимо что то схожее было и у азербайджанцев, единственно, такого этнонима как азербайджанец, никогда не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валиханов избр сочинения

"Кашrарцам оказывали всюду большое уважение. Эмиrранты

этой нации разъезжали из одноrо орода в друrой, собирая

приношения для предполагаемоrо газата. Рассказы их о

судьбе своей родины производили желанное действие:

исторгали слезы"

. стр 149

Вряд ли Валиханов и Вамбери дали к слову "нация" какой-то смысл. В то время нация и народ синонимы. ТОлько не говрите что у уйгуров и узбеков тогда были паспорта :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

само собой, я этого не отрицал, изначально они не называли себя все узбеками, а сартами вообще себя никто никогда не называл, но в 19 в. эти группы фактически слились, выше я скидывал большую исчерпывающую информацию по этому вопросу: и там черным по белому русским языком написано мнение одного известного "сарта", на вопрос кто такие сарты, он отвечает что здесь много племен, но наиболее крупные из них это киргизы, узбеки и таджики, и т.п.

тут же суть вопроса, когда они слились в одну общность в 20 в. или ранее, так?

так вот ответ, в 19 веке, они уже практически слились.

но в 20 в при при национальном-территориальном размежевании, в состав узбеков уже влились (добровольно или политически целенаправленно), собственно не "узбеки" и не "сарты", а представители других групп соседних этносов, не могу быть уверенным насчет казахов (хотя читал про это не мало), но уйгуров и таджиков было не мало.

Там под киргизами имелось ввиду наверно казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у казахов был этноним с того времени как они сложились в этническую общность (15-16 вв), это не оспоримо. насчет турков не знаю, но скорее всего тоже.

у части предков уйгур как раз так и были этнонимы (уйгуры и могулы), не было изначально этнонима у той части что вышла из караханидской общности, в силу того что у этой общности (караханидской) культура была доминирующей, те две группы утратили свои этнонимы в дальнейшем, и например в 19 веке большая часть групп уйгуров идентифицировала себя по вере - муслимами, по происхождению - тюрками (но это не было этнонимом) и по этнографической группе - юрту или племени (таранчи, хотанлик, долан, мачин и т.д.).

видимо что то схожее было и у азербайджанцев, единственно, такого этнонима как азербайджанец, никогда не было.

Замечаю, вы справедливый историк чем Канишка :qazaq1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже приводил слова Рыскулова. Те города, в которых перепись 1897 года обнаружила узбеков, он называет сартовскими.

о чем это говорит?

что собственно я вам и пишу, что в 19 веке казахи фактически не различали узбеков от сартов, и как и сейчас и тех и других называли и сартами и узбеками.

вот возьмем племенного узбека чиала, и кого нибудь по происхождению из т.н. "сартов", как вы их отличите? кто из них будет "ага", а кто "садака"? и кем они себя считают, и делят ли друг друга? и того и другого вы назовете сартом, или когда надо узбеком, так же было и в 19 веке, и в 20 в., по другому было давно, в 16-17 вв, возможно, тогда (в те времена) казахи могли уверенно отличить "сарта" от "узбека", но не потом.

это я alp-bamsi

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у казахов был этноним с того времени как они сложились в этническую общность (15-16 вв), это не оспоримо. насчет турков не знаю, но скорее всего тоже.

у части предков уйгур как раз так и были этнонимы (уйгуры и могулы), не было изначально этнонима у той части что вышла из караханидской общности, в силу того что у этой общности (караханидской) культура была доминирующей, те две группы утратили свои этнонимы в дальнейшем, и например в 19 веке большая часть групп уйгуров идентифицировала себя по вере - муслимами, по происхождению - тюрками (но это не было этнонимом) и по этнографической группе - юрту или племени (таранчи, хотанлик, долан, мачин и т.д.).

видимо что то схожее было и у азербайджанцев, единственно, такого этнонима как азербайджанец, никогда не было.

У турок тоже не было этнонима.

Что касается уйгур, то основная часть предков узбеков в принципе имела самоназвание узбек, но речь идет о городских группах. Такая же картина была накануне 20 века в Восточном Туркестане.

В состав казахов уже в новое время инкорпорировались некоторые неказахские племена. Я об этом. Ведь речь об этом. 2 млн жителей назывались узбеками, 1 млн не имели. Такая же картина у всех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У турок тоже не было этнонима.

Что касается уйгур, то основная часть предков узбеков в принципе имела самоназвание узбек, но речь идет о городских группах. Такая же картина была накануне 20 века в Восточном Туркестане.

В состав казахов уже в новое время инкорпорировались некоторые неказахские племена. Я об этом. Ведь речь об этом. 2 млн жителей назывались узбеками, 1 млн не имели. Такая же картина у всех.

Наоборот казахское крупное племя Курама, которые жили в Узбекистане полностью записаны узбеками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вряд ли Валиханов и Вамбери дали к слову "нация" какой-то смысл. В то время нация и народ синонимы. ТОлько не говрите что у уйгуров и узбеков тогда были паспорта :D

Ваша ирония от банального незнания матчасти. Я уже объяснил, но вы по обыкновению прошли мимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вряд ли Валиханов и Вамбери дали к слову "нация" какой-то смысл. В то время нация и народ синонимы. ТОлько не говрите что у уйгуров и узбеков тогда были паспорта :D

под их словами нация, имелось ввиду этническая общность, по современным научным понятиям, уйгуры и сейчас не являются нацией, а этносом. нация это граждане своего государства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наоборот казахское крупное племя Курама, которые жили в Узбекистане полностью записаны узбеками.

Чиво? Казахское? Подучите кагбэ матчасть.

Курама никогда не считались казахами, их всегда выделяли, даже в статистических данных.

Они есть и в статистике 1926 года, а ассимилировались позже, так что не надо блабла о "полностью переписали", а то национально озабоченной псевдонаукой запахло.

Вы форменный великоказахствующий фрик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

под их словами нация, имелось ввиду этническая общность, по современным научным понятиям, уйгуры и сейчас не являются нацией, а этносом. нация это граждане своего государства.

Он опять хитрит. Я просто сказал ему, что европейцы и русские слово нация употребляли по отношению к предкам узбеков и уйгур. А он опять пытается увести разговор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

под их словами нация, имелось ввиду этническая общность, по современным научным понятиям, уйгуры и сейчас не являются нацией, а этносом. нация это граждане своего государства.

Вот-вот, значит и сарты, и таджики, и казахи, и туркмены Узбекистана входили в состав узбекской нации да?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...