dovuki Опубликовано 15 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2012 Тогда вы найманы или татары! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 15 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2012 Тогда вы найманы или татары! С калмыцкого найманские термины действительно хорошо переводимы,но найманские этнонимы (типа барлас,баарин) отсутствуют.О присутствии древних татар говорить не серьезно.Один калмыцкий историк писал,что слово татар происходит от слова тату-недоумок,из-за малопонятного их языка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 15 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2012 юзер Nurali не меня имел ввиду кушчи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 16 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2012 С калмыцкого найманские термины действительно хорошо переводимы,но найманские этнонимы (типа барлас,баарин) отсутствуют.О присутствии древних татар говорить не серьезно.Один калмыцкий историк писал,что слово татар происходит от слова тату-недоумок,из-за малопонятного их языка. Найманы считается людьми монгольского или ойратского происхождения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 16 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2012 Что ойратские дербеты ,возникшие в 15 веке в результате разделения чоросов на дербетов и зюнгаров, происходят от нирунов дербен 12 века гипотетично.Монголы среди дербетов практически отсутствуют. А ваши чиносы,тайджиуты,бесуты ,монглмуды не монголы что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 16 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2012 Среди калмыцких дербетов нет рода кусчи.С чего взяли? Не обязательно быть "кусчи". А по монгольски должно быть "шибагучи", "шувуучин", "шовуч". Кусчи, кушчи - шибагучин, шувуучин является производным родом возникающих из специально выделенных людей из разных родов которых назначили смотрщиками за птицами-охотниками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 17 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2012 А ваши чиносы,тайджиуты,бесуты ,монглмуды не монголы что ли? Чинос есть у дербетов, у бузавов(К.Илюмджинов-тайджиут)и монгол и у торгутов бесют.Но чиносы(волки) распространились по евразии во времена Тюркского каганата.У монголов 12 века они числятся нирунами.Ныне у волжских дербетов по значимости 4-й ясн(кость) из 7-ми.Попали к ойратам с монголами Корчи-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 17 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2012 Не обязательно быть "кусчи". А по монгольски должно быть "шибагучи", "шувуучин", "шовуч". Кусчи, кушчи - шибагучин, шувуучин является производным родом возникающих из специально выделенных людей из разных родов которых назначили смотрщиками за птицами-охотниками. Есть у одного торгутского рода тамга "шовучи". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2012 Не обязательно быть "кусчи". А по монгольски должно быть "шибагучи", "шувуучин", "шовуч". Кусчи, кушчи - шибагучин, шувуучин является производным родом возникающих из специально выделенных людей из разных родов которых назначили смотрщиками за птицами-охотниками. Еще уйрекчи - смотритель за утиной фермой, таукчи - за курятником. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 19 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 19 октября, 2012 Чинос есть у дербетов, у бузавов(К.Илюмджинов-тайджиут)и монгол и у торгутов бесют.Но чиносы(волки) распространились по евразии во времена Тюркского каганата.У монголов 12 века они числятся нирунами.Ныне у волжских дербетов по значимости 4-й ясн(кость) из 7-ми.Попали к ойратам с монголами Корчи-хана. Не знал ,что он мой брат! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2012 Сартуул Х. Содномцэрэн, зураач - Художник Х. Содномцэрэн из рода сартулов. (год рождения 1942??? или около) Прошлом неделе я посетил его выставку в галерее художников. Понравились его работы, абстрактные в основном по сюжету. Хотел сфотать на мобильнике но не смог. Его некоторые работы на выставке. (из интернет ньюс) И ещё меня поразил то что он занимается исследовательской работой под названием "Сокровенное сказание монголов написано на диалекте сартульском". (тоже из интернет ньюс) Молодцы, так держать наши сартулы - сарты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2012 Сокровенное сказание монголов написано на диалекте сартульском Я же предлагал Стасу открыть побольше разделов в общей теме Фольк-хистори: в России (в Калмыкии, Бурятии, в Хакасии, в Туве), в Казахстане, в Монголии, а теперь вот еще и в "Среди сартаулов". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 20 октября, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 октября, 2012 Займитесь на досуге. Я презираю фольк-хистори. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2012 Займитесь на досуге. Я презираю фольк-хистори. Это не мой, а Ваш излюбленный конёк, так дерзайте, а мы с нетерпением будем ждать от вас открытия новой темы "Фольк-хистори среди сартаулов" или вы интересуетесь исключительно казахами, так сказать специализация такая? ----------------------------------------- (Небо помогает праведным) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кыпшак Опубликовано 1 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2012 Зачем узбекам открешиваться от целого народа сартии? Помоему, если бы в маверенахре нашли пару слов якобы жившего одного атланта, сегоднящние узбеки называли бы себя атлантами яростно доказывая сходство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 1 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2012 Зачем узбекам открешиваться от целого народа сартии? Помоему, если бы в маверенахре нашли пару слов якобы жившего одного атланта, сегоднящние узбеки называли бы себя атлантами яростно доказывая сходство. Вы не потомки тех узбеков, которые ушли в Мавереннахр Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кыпшак Опубликовано 1 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2012 Вы не потомки тех узбеков, которые ушли в Мавереннахр Правильно, никто не отрицает. Они ушли своей дорогой. Чияльцы тоже не потомки тех узбеков, если не ошибаюсь? Вамбери что нибудь не сказал о чияльцах? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 1 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2012 Правильно, никто не отрицает. Они ушли своей дорогой. Чияльцы тоже не потомки тех узбеков, если не ошибаюсь? Вамбери что нибудь не сказал о чияльцах? Может я раньше ошибался, похожи они потомки, если они кушчи или найман, то точно. Обе присутствуют в составе шейбанидов в списке Рузбехана (16 век). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 6 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2012 Н.Батцэцэг. Халхасская сартка (Тудэвтэй сомон,Завханский аймак).известная киноактриса Монголии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кыпшак Опубликовано 6 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2012 Милая Халхасская сартка. Что говорят монгольские сарты о своем происхождении? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 7 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2012 Милая Халхасская сартка. Что говорят монгольские сарты о своем происхождении? Вобшем они признают свои корни . Түүхийн эх сурвалжаас харахад Сартуулууд нь эзэн Чингис хааны болон хаан хөвгүүдийнх нь төр барих үед дундад Азиас одоогийн Узбекстан, Афганистан, Тажикстаны нутгаас олноор нүүлгэн авчирч суурьшуулсан урчууд дархчууд тэдний удам ажээ. Энэ нь ч үнэхээр тийм бололтой. Харин яагаад чухам Сартуулууд гэж дуудах болов? Гадаад дотоодын эрдэмтдийн судалсанаар болҮгийн гарал үүслийн хувьд Сарт гэдэг үг нь худалдаачид, жинчид гэсэн эртний энэтхэг үгнээс гаралтай ба 8-9-р зууны үеэс дундад Азид хэрэглэгдэх болсон аж. Тухайн үед дундад Азид амьдарч байсан түрэг, перс гаралтай, суурьшмал амьдралтай хүмүүсийг Төв Азийн нүүдэлчин түрэг, Монгол гаралтай хүмүүс Сарт-ууд хэмээн нэрлэж байжээ. Сарт гэдэг нь ямар нэгэн овог аймаг, гарал үүсэл нэгдмэл хүмүүсийн нэр биш, харин гарал үүслээсээ үл хамааран тухайн үед дундад Азид байсан суурьшмал амьдралтай хүмүүсийг нэрлэсэн нэр бололтой гэж зарим судлаачид үзжээ. Юутай ч гэсэн Сарт хүмүүсийн гарал угсаа нь 8-9 зуунд дундад Азид амьдарч байсан түрэг, перс (иран тажигк) хүмүүс, дараа нь 16 зуунд тэднийг шахан зайлуулж Алтайн нуруу орчмаас түрж ирсэн бас нэгэн түрэг аймаг болох өнөөгийн Узбек гэж нэрлээд байгаа (Уйгур гаралтай хүмүүс) хүмүүстэй холбоотой аж. Гэхдээ өнөөгийн Узбекуудийг уугуул сартуулууд гэж үзэж болохгүй ба, узбекуyд ч нутгийн уугуул сарт-ууд болон өөрсдийн ялгааг гаргаж чаддаг байсан байна. http://tengerlegeyrtunts.blog.gogo.mn/read/entry68393 Кстати, среди монгольских сартов есть род "Дайр". Ашина Шэни Опытный пользователь Даир казах аргын Москва Россия erdene (зочин) bi bulgan aimgiin bayan-agt sumiin uuguul etseg eh ovog deedes tendehiin uuguul bid halh hymyys gedeg bailaa. getel bidend buu buuj manai ovog deedes sartuul hymyys bolj bid dair ovogton bolloo. gehdee bid sudar geed hadgalj baisan zyil maani manai ovog deedes baruun zygees olon uul davaag davj olon us goliig gatalj irsen tyyhiig soembo ysgeer olon zuunii omno bichjee gej negen lam 8 jiliin omno helj baisan yumaa. tegeheer haanah ni yag halh,haanah ni yag dorvod, haanah ni yag kazak gej helehed hetsyy l bolj baina daa. gantshan hyleen zovshooroh zyil bol mongol tuurgatan gedeg l yldlee 23. 2012 оны 02-р сарын 19 Вы к какому роду кипчаков будете? Я из рода "хавчигууд"(кипчаки) племени Бэсут. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2012 Я из рода "хавчигууд"(кипчаки) племени Бесут. Хафиз Таниш Бухари в произведении "Шарафномаи Шохий" ("Победы шахов") указывает, что узбеки Дашти Кипчака в XVI веке состояли из следующих этнических групп: бахрин, беш юз, дурмен, жалайир, кенагас, мангит, минг, мажар, найман, алчин, арлот, сулдус, тангярук, уйгур, халаж, китай, ширин, утарчи, кангли, катаган, кипчак, кунграт, кият, аргин, ёбу, мугул, сулжувут, тубайи, тама, кераит, карлук, сарай, тюрк, уйшун. А в XVII веке в произведении "Бахр ул-асрар" Махмуд ибн Вали к вышеуказанным этническим группам причисляет следующие племена: буйрак, кирк, курама, дугдак, юз, келачи, узз, кулан, аёнлик, кука, араб, куш аёк, уйрат, булачи (балгачи), макрит, фулавчи, шабаят, Месит и другие. По В.В.Радлову, узбеки (частью?) продолжали (еще в 1868 г.) кочевать, как казаки и кыргызы. Племена узбеков этих были следующие: 1) Кытай-кыпчак обитали в долине Зеравшана, от Самарканда до Катырши и на север до Чилека, разделяясь на отделы кытай (в нем роды сары-кытай, отарчи, канджигалы, коштамгалы, тараклы и балгалы) и кыпчак (роды тбрттамгалы, сары-кыпчак и тогузбай). 2) Кырк-мен-юз (т. е. кырки с юзами) жили между Ходжентом, Ура-тепе, Замином, Джизаком и Яны-курганом, а также к югу от Пенджекента; на севере находились юзы, на юге же у Джизака и Яны-кургана кырки; у кырков были роды: кара-койлы, карача, кара-сирак, чапанашлы, а у юзов: карапча, тыгырык, парче-юз, ергенеклы, солаклы, ханходжа-кытайсы, ходжа-кытайсы, коян-кулаклы, тюяклы, сиргели. 3) Канглы, небольшое племя, живущее в окрестностях Джизака. 4) Найман обитают к югу от Катты-кургана и около города Дахана. 5) Минг, значительное племя, к юго-востоку от Самарканда; население городов Кара-тепе и Ургута состояло из мингов; коканские ханы были из этого же племени. 6) Кенегес, многочисленное племя, составляющее главную часть населения Шахризябса и имеющееся также в Хиве. 7) Мангыт - главное население города Карши и его округа. 8) Месит, ябы и тама, именуемые в совокупности уч-ру (три рода), обитают в зиаддинском горном округе до города Кошкауса. 9) Сарай живут на западе от Кошкауса до Ханчарвагы. 10) Буркут (сравн. с телеутским родом меркит) обитают между Кермине и Мелике. 11) Аллат - около Каракуля, между Бухарою и Чарджуем. 12) Бехрин - около Пейшембе, на севере от Катты-кургана. 13) Баташ - в разных местах. Кроме узбеков, живут еще в разных местах оседлые кара-калпаки и туркмены; у первых роды оймаут, кары-койлы и кара-сингирь, обитающие около Ак-тепе и Беш-арыка и недавно прикочевавшие с Аму-дарьи; у вторых роды казайоглы, канджигалы и богошоли (два последних считают себя принадлежащими к племени юйсюнь, стало быть, родичи казаков большой орды), живущие на севере в горном нуратинском округе. Отсюда фамилия среди руских Меситов... Про хавчиг сами найдете. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кыпшак Опубликовано 7 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2012 Интересно, почему хавчигууд? Это как бы кыпшаков называли куманами? Я каракалпак-онторт руу-кыпшак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кыпшак Опубликовано 7 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2012 Түүхийн эх сурвалжаас харахад Сартуулууд нь эзэн Чингис хааны болон хаан хөвгүүдийнх нь төр барих үед дундад Азиас одоогийн Узбекстан, Афганистан, Тажикстаны нутгаас олноор нүүлгэн авчирч суурьшуулсан урчууд дархчууд тэдний удам ажээ. Энэ нь ч үнэхээр тийм бололтой. Харин яагаад чухам Сартуулууд гэж дуудах болов? Гадаад дотоодын эрдэмтдийн судалсанаар болҮгийн гарал үүслийн хувьд Сарт гэдэг үг нь худалдаачид, жинчид гэсэн эртний энэтхэг үгнээс гаралтай ба 8-9-р зууны үеэс дундад Азид хэрэглэгдэх болсон аж. Тухайн үед дундад Азид амьдарч байсан түрэг, перс гаралтай, суурьшмал амьдралтай хүмүүсийг Төв Азийн нүүдэлчин түрэг, Монгол гаралтай хүмүүс Сарт-ууд хэмээн нэрлэж байжээ. Сарт гэдэг нь ямар нэгэн овог аймаг, гарал үүсэл нэгдмэл хүмүүсийн нэр биш, харин гарал үүслээсээ үл хамааран тухайн үед дундад Азид байсан суурьшмал амьдралтай хүмүүсийг нэрлэсэн нэр бололтой гэж зарим судлаачид үзжээ. Юутай ч гэсэн Сарт хүмүүсийн гарал угсаа нь 8-9 зуунд дундад Азид амьдарч байсан түрэг, перс (иран тажигк) хүмүүс, дараа нь 16 зуунд тэднийг шахан зайлуулж Алтайн нуруу орчмаас түрж ирсэн бас нэгэн түрэг аймаг болох өнөөгийн Узбек гэж нэрлээд байгаа (Уйгур гаралтай хүмүүс) хүмүүстэй холбоотой аж. Гэхдээ өнөөгийн Узбекуудийг уугуул сартуулууд гэж үзэж болохгүй ба, узбекуyд ч нутгийн уугуул сарт-ууд болон өөрсдийн ялгааг гаргаж чаддаг байсан байна. Hooker, помогите перевести. Хотя бы смысл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 7 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2012 Интересно, почему хавчигууд? Это как бы кыпшаков называли куманами? Я каракалпак-онторт руу-кыпшак http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4289-%D1%85%D0%B0%D0%B2%D1%87%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%83%D0%B4-%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2/ Hooker, помогите перевести. Хотя бы смысл. Здесь пишут ,что монгольские сартаулы(сарты)есть потомки среднеазиатских народов персов,иранцев,оседлых уйгуров,тюрков из территории нынешних Узбекистан,Таджикистан,Афганистана.Их пересилили Чингис-хан и его сыновья. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться