Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

По мне юг тоже джокают. Например: джамбыл,джоқ,и.т.

Когда слушаю прогноз погоды по ТВ (Хабар, Ел Арна и др., в которых не присутствует северо-восточный говор) резко бросается иное произношение, чем у нас. К примеру, в словах жанбыр, жауын (дождь, ливень) начальный звук произносится аналогично русскому "ж" (как в слопе "попа" :) ). Я про это.

У нас говорят "джянбыр", "джяун", в других местах "жанбыр", "жаун".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Довольно большая часть т.н. "кочевников" занималась земледелием. В своем сезоне естессно. Ираче они не прокормились бы. Вспомните хотя бы калмыков в Алпомише.

У казахов этим занимались джатаки - обедневшие, не имеющие скота, а потому не имеющие возможности кочевать. При этом основной культурой испокон веков было одно просо "тары" (со времен онгутов и возможно ранее - Мэн-да Бэй-лу). А джатаки это ничтожная часть от всего кочевого общества. А кормились кочевые казахи исключительно мясо-молочной продукцией, а зерновые при необходимости получали в торговле с соседями.

Так что у вас ошибочные представления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов этим занимались джатаки - обедневшие, не имеющие скота, а потому не имеющие возможности кочевать. При этом основной культурой испокон веков было одно просо "тары" (со времен онгутов и возможно ранее - Мэн-да Бэй-лу). А джатаки это ничтожная часть от всего кочевого общества. А кормились кочевые казахи исключительно мясо-молочной продукцией, а зерновые при необходимости получали в торговле с соседями.

Так что у вас ошибочные представления.

Ала, не надо учить меня. О кочевничестве знаю намного лучше вас. Как-никак, у вас лишь отрывочное представление о былых Великих Кошпенди из всякой великоказахской макулатуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ала, не надо учить меня. О кочевничестве знаю намного лучше вас. Как-никак, у вас лишь отрывочное представление о былых Великих Кошпенди из всякой великоказахской макулатуры.

Ала? Было вроде как оло-ло. :D

Я никого не учу, так было вплоть до моих дедов, какая еще там макалатура? А о кочевничестве сами недавние кочевники наверно тоже кое-что знают, даже такие тонкости, о которых вы даже представления не имеете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

П.И. Пашино, на которого была возложена "обязанность" изучить вопрос о "происхождении сартов", в своих путевых заметках "Туркестанский край в 1866 году" (1868) писал: "Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения. Но такое обстоятельство не должно противоречить моему доводу о происхождении сартов"10. Пашино, как бы дискутируя с Южаковым, писал, что некоторые исследователи "смешивают сартов с таджиками и говорят, что сарт и таджик - одно и то же. Действительно, между таджиками и сартами есть много общего, так как оба эти народа арийского происхождения"11, но таджики Туркестанской области это "кровные персы", тогда как "персидское" происхождение сартов - "предположение гадательное". К тому же сам сарт "очень оскорбился бы, если бы его назвали таджиком". Поэтому Пашино скорее, согласен" признать сартов "за особый народ арийского происхождения", чем смешивать их с таджиками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тут можно посмотреть на тот фрагмент из двухтомника Юджина Скайлера "Туркестан" который я перевел и привел выше (для тех, кто упорно ни во что не верит - как ничья бабушка):

http://books.google.com/books?id=UVgVAAAAIAAJ&pg=PA51&lpg=PA51&dq=Sarts+origin&source=bl&ots=sK_3CeXqJn&sig=gNdFD-gGcPhFVGtlcC5h9-Xr42s&hl=en&sa=X&ei=P3ssUObJCOeC6QHqgoGQBQ&ved=0CDUQ6AEwATge#v=onepage&q=Sarts%20origin&f=false

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слава Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.)

Примечательно, что у старинных писателей слово сарт использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или Cамарканде, хотя оно передалсь в Кашгар, Коканд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной как Бухара он использует слово таджик. В настоящее время название сарт также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенеми это слово сарт является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного человека.

Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, Скайлер хорош, но кто во что не верит и шо хотите доказать упорным цитированием сего отрывка? По большей части, оно ничего такого не доказывает, а тем более опровергает вас же, указывая на то, что сарт - не этнос и что т.н. сарты Ташкента - это узбеки. И уж тем более тут ничего нет о Великих Казахах - Прямых Потомках всех без исключения Великих Тюрков и о плохих злых сартах, укравших имя узбек и всю Великую Казахскую Историю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Таджики — племя арийского происхождения, составляющее ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы; живут Таджики также в Бадахшане, до Памира, и в Кашгаре; в качестве торговцев встречаются и в Южной Сибири, и в Восточном Туркестане, где сельское население состоит из отатарившихся Таджиков. Слово Таджики означает "увенчанный"; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости Таджики называют себя "парсиван", т. е. персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии. В наружных физиономических особенностях Таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У Таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы, густая борода. Таджики живут в селениях и городах, занимаются земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей. Они исповедуют магометанскую религию шиитского толка, но сохраняют еще следы почитания огня и солнца. По духовным качествам Таджики стоят много выше своих татарских завоевателей — узбеков: Бухара только потому сделалась средоточием среднеазиатской цивилизации, что там с древних времен Таджики составляли преобладающее большинство населения, которое, хотя и покоренное, не переставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям. Как в первые века по принятии ислама на поприще религиозных знаний и философии отличались более всего Таджики, так и теперь еще в Бухаре, Коканде и Кашгаре известнейшие муллы и знатнейшие имамы принадлежат к Таджикам. Они же были устроителями ирригации в оазисах Туркестана. По своему быту и образу жизни Таджики сходны с сартами (см.), вследствие чего некоторые ученые считают их за одно и то же племя; Вамбери утверждает, что слово "сарт" есть турецкое название таджика. Словарь таджикского (или бухарского) языка составлен А. Старчевским ("Спутник русского человека в Средней Азии", вып. V, СПб., 1878). О горных Таджики, или гальчах, см. Ср. Ю. Д. Южаков, "Сарты или Таджики" ("Отечеств. записки", 1867, т. 173); А. Вамбери, "Очерки Средней Азии" (рус. пер., М., 1868); А. Гребенкин, "Таджики" (сборник "Русский Туркестан", вып. 2, M., 1872).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбеки-шейбаниды менее похожи на казахов, потому что они смешались с "сартами".

Это было задолго до советов.

Читаем Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с сев. побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах. Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название узбек. В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру. Общее политическое название этих племен было джагатаи (или сарты по казахской версии).

Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеки. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения — таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем Узбек стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и т. д. До какой степени термин узбек потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот

Вамбери (до прихода советов):

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и за¬нимающегося земледелием. Они живут на обширном пространст¬ве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах.

Здесь узбеками названы не только потомки кочевых узбеков. Узбеки и доузбекское население - чагатайцы (или сарты по казахской версии) смешались и все стали узбеками и они не были близки к казахам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19 веке никакой разницы между гипотетическими сартами и узбеками не было.

Читаю Абашина, он цитирует Ефремова-Кондырева конец 18 века, там четко различаются узбеки и бухарцев. Если хотите могу процитировать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читаем Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

Вамбери (до прихода советов

Здесь узбеками названы не только потомки кочевых узбеков. Узбеки и доузбекское население - чагатайцы (или сарты по казахской версии) смешались и все стали узбеками и они не были близки к казахам.

Сартов по переписи 1897 года четко отличали от узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с казахами связи оборвались еще во времена Шейбани, если не до него.

Рузбехан говорил: "Предположим, что у казахского войска действия несогласны с велениями божественного закона, но ведь тем не менее казахи вам родственны". Убайдулла (внук Шейбани), не отрицая последнего положения, ответил Рузбехану следующей, весьма характерной, фразой: "что касается соблюдений обязанностей родства, о которых вы говорите в отношении казахов, то между нами столь ясно проявились побуждения к вражде и предпосылки к соперничеству и неприязни, что источник родства совершенно иссяк. " [Михман-намэ-й и Бухара, л. 32-а].

Время: в конце января 1509 г.

С 16 века у узбеков, переселившихся в Ср.Азию и сливавшиеся с "сартами" отдельная история, а у казахов, оставшихся в степях отдельная. Впрочем, asan-kaygy это прекрасно понимает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читаю Абашина, он цитирует Ефремова-Кондырева конец 18 века, там четко различаются узбеки и бухарцев. Если хотите могу процитировать

Цитируйте, если хотите. Но мы сотню раз разжевывали эту тему не знаю уже в какой теме и приводили десятки выдержек из разных авторов, и сейчас нет желания по сотому кругу идти. Четкого различия между узбеками и сартами не было - это самый аправильный вывод, к которому мы пришли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сартов по переписи 1897 года четко отличали от узбеков.

Благодаря казахов:

Этнография в царское время.

Казахи были путеводителями царских завоевателей и их переводчиками,они ознокомили их здешными жителями исходя из своих собственных антипатий и симпатий к тем или иным группам населения, иначе говоря термин сарт был привнесен казахами,они вдохновляли российских этнографов, воодушевляли и призывали их чтобы они намеренно навязывали это обидное прозвище неугодным им группам узбеков, хотя самим "сартам" слово сарт было скорее неизвестно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сартов по переписи 1897 года четко отличали от узбеков.

Никого четко не отличали. Ничего вы не знаете о деталях переписи, как и все, кто опирается на перепись в качестве доказательства дефиниции узбек-сарт. Вам бы Аристова проштудировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Радлов Сарты "сильно отличаются от остального тюркского населения средней азии и внешне очень похожи на персоязычных таджиков"

Это к вопросу о похожести сартов и узбеков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...