Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

))) Джунгар, что за боязнь, признать Джунгарию как левую сторону Золотой орды, или по Акб Монголии, только на западной стороне Алтая. Все время пытаетесь схватится за пустоту. Джунгар это не левая рука (неправильный перевод слова), а левая сторона, таких слов У Тувинцев хватает, кызыгаар, кыдыгаар, дугаар, аткаар, бурунгаар, даштыгаар, иштигээр, артыгаар  и т.д. и т.п. и все они указывает сторону.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Ligden 98 сказал:

 золотой ордa , этa казахское ханство со своими cартами ? 

Позже Казахское ханство (из-за этого боязнь признания левой части Казахов что-ли), а до этого часть Монгольской империи. Мое мнение по войне между Казахами и Джунгарами, это была война гражданская, между левой и правой стороны.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 hours ago, Эр-Суге said:

Позже Казахское ханство (из-за этого боязнь признания левой части Казахов что-ли), а до этого часть Монгольской империи. Мое мнение по войне между Казахами и Джунгарами, это была война гражданская, между левой и правой стороны.

 золотой орды уже давно не было ко временам джунгарии 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Эр-Суге said:

Позже Казахское ханство (из-за этого боязнь признания левой части Казахов что-ли), а до этого часть Монгольской империи. Мое мнение по войне между Казахами и Джунгарами, это была война гражданская, между левой и правой стороны.

казахи как и хазарейцы наследники монголов чингисхана, 

три краеугольных камня всемонгольского очага – ойраты, халхасы и чахары, то есть западные, северные и южные монголы. Севером, Халхой правили младшие потомки Золотого рода. Во главе ойратов стояли чоросские владетели. Южанами правил Лигдэн и другие старшие князья Золотого рода; у них сохранялись обычаи поклонения онгону Чингис-хана.

Хотя Северная Монголия и была колыбелью чингисова белого знамени, но воспользоваться этим преимуществом и выйти на первые роли она не смогла. Поэтому ханом в конце концов был провозглашён буддийский первоиерарх из семьи Тушэту-хана Гомбодоржа, Занабазар.

Южные монголы управлялись наследными ханами вплоть до Лигдэна. Западные же монголы образовали государство во главе с Галдан-ханом. Чем более ослабевала борьба Лигдэн-хана с маньчжурами, тем больше южных князей один за одним шли на поклон к маньчжурам, получали от них титулы, в конечном итоге изменяли и с 1630-х годов стали окончательно переходить в стан врага. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Ligden 98 сказал:

казахи как и хазарейцы наследники монголов чингисхана,

На мой взгляд не все..наследниkи монголов: kереи(ты),аргыны,найманы,дулаты,уйсыны и т.д.

А таkие kазахсkие ру kаk: kыпчаkи, адаи и др. являлись тюрkсkими..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Ligden 98 сказал:

 золотой орды уже давно не было ко временам джунгарии 

а ЧХ получается был да, чтобы назвать их джунгарами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 минут назад, Ligden 98 сказал:

 золотой ордa , этa казахское ханство со своими cартами ? 

кто тут сарт, тот народ у которого есть большое племя сартулов, если не в курсе халхасцы 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

16 hours ago, Balkin said:

кто тут сарт, тот народ у которого есть большое племя сартулов, если не в курсе халхасцы 

Sartuul (Mongolian: Сартуул) is one of the Mongol clans. They are sometimes confused with the Sartuuls, a group of captured artisans from Central Asia. However, their name is originated from Sart Uul (Mountain with the Moon), the name of a mountain where they live.[1] During the Qin rule there was a banner named Tsetsen Sartuul's hoshuu (Wise Sartuul's banner) and descendants of the banner began to use its name as a clan name when Mongolians began using their ancestors' clan names after 1990.

9 khutagts of Khalkha and 2 presidents of Mongolia are from the Tsetsen Sartuul's hoshuu.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://knigilib.net/book/317-vestnik-kalmyckogo-instituta-gumanitarnyx-issledovanij-ran-4-2008/6-ojraty-i-kalmyki-drevnee-nasledie-i-transformacii-kultury.html ""В кол- лективной монографии 《Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир» (Новосибирск, 1988. С. 63) указывается основная маркировка позиции осваивающего пространство «от входа», но мужская сторона тюркской юрты называется «правой от входа»: «Обыкновенно южная, правая от входа, сторона считалась мужской, противоположная – женской». Такой отсчет возможен при позиции осваивающего пространство изнутри юрты, а не «от входа»: южная/мужская сторона в юрте, стоящей входом на восток, будет правой только при позиции и глубины юрты, а от входа данная сторона будет левой. Иное обозначение отмечено авторами монографии относительно алтайской юрты на с. 61: «подобно тому как пространство юрты делилось на левую (мужскую) и правую (женскую) стороны» [5, c. 61].

В целом наименование мужской/южной стороны «правой» связано с общим значением понятия «правый» (и у монгольских народов, и у тюркских народов Южной Сибири) как «правильный». Но указание позиции осваивающего пространство «от входа» предполагает иное соответствие: южный-мужской-левый; северный- женский-правый. Данная схема в целом не соответствует положительной семантике понятия «правый», закрепленной в языке и обычаях ряда тюркоязычных и монголоязычных народов.

В культуре калмыков также прослеживается положительная семантика значения «правый» и праворукости. Тем не менее, именно в калмыцкой  культуре  присутствует оппозиция«правый/женский» и «левый/мужской», соответствующая системе освоения пространства в эпосе «Джангар» -«восточному» локативному коду и позиции «от входа в жилище». Подобная оппозиция, связывающая понятия левое и мужское, правое и женское, прослеживается на уровне, связанном с соматическими признаками, что является свидетельствомивозможности применения именно такой бинарной оппозиции в древности.

Так, несмотря на общее положительное значение понятия «правый», в культуре калмыков сохранилось представление о том, что в левой стороне тела у мужчин находится их жизненная сила, или (условно) душа, связанная с дыхани-ёем - імн2. Украшения, имевшие охранительное значение, мужчины носили именно с левой стороны: в левом ухе мужчины носили серьгу, на левой руке – кольцо. Наконец, именно с левой стороны полагалось мужчине-калмыку носить нож, и данная традиция сохранялась в более позднем обычае нож помещать в левый карман брюк, отчасти сохранившемся и в настоящее время. Возможно, именно с древним наследием следует связывать бурятский обычай, согласно которому «мужчины, надевая халат или шубу, вначале продевают руку в левый рукав, а женщины – в правый», хотя Д.А. Николаева и М.Б. Дагданова, упоминающий данную традицию, объясняют ее тем, что мужчина, входя в жилище «разворачивался влево» [7, c. 177]. Этногенетические связи предков бурят, калмыков, яку- тов также подтверждаются и обычаем ношения мужчинами-саха ножа на поясе с левой стороны.

У калмыков считалось, что жизненная сила імн  женщин находится с правой стороны. Девушкам полагалось носить одну серьгу в правом ухе, а на правой руке – кольцо. Известную калмыцкую поговорку «Кўўкін  ґгхлі, сиикін хармлдм  биш»  -  «Отдавая девушку [замуж], не жалеют серьги/серьгу», думаем, необходимо рассматривать в связи с обычаем носить замужней женщине серьги в обоих ушах3. Способ ношения серег замужней женщиной сочетался с ношением ею колец на обеих руках и прической в виде двух кос, причем волосы ее считались также хранилищем силы ее и мужа. Оппозиция левое/мужское –правое/женское отражена в следующем калмыцком обычае, бытовавшем в XIX в.: «Замужняя женщина благодарность выражает, проведя рукой сверху до низу по левой косе» [8, c. 106].

Таким образом, древнейшие представления о членении тела и его характеристиках, сохранившиеся в калмыцкой культуре, свидетельствуют о взаимосвязи характеристик «левое» и «мужское», «правое» и «женское». Подобные бинарные оппозиции не могли явиться заимствованием и являются, вероятно, наследием культуры народов, участвовавших в этногенезе ойратов. В системе освоения пространства жилища эти понятия сопоставимы с «восточным» локативным кодом и позицией «стоя у входа в жилище», которая соответствует пространственным ориентирам, реконструированным по материалам эпических сказаний «Джангара».

Исследователями уже отмечались различия в «монгольской» системе ориентации в пространстве, построенной на ориентации на полуденное солнце, и «тюркской» системе, ориентированной на восход солнца: монгольские народы обычно ставят юрты входом на юг, тюрки Южной Сибири – на восток.""

Осмелюсь предположить, что "зюн гар"-левая сторона, или Зюнгары-Джунгары прозваны за "свои представления" О позиционировании в пространстве и "мужжскости" левой стороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Ligden 98 сказал:

Это называется не тюркскими  , а восточные обычаи. 

 

Видите ли, понятие "восточные" очень растяжимое. :)Его понимают в русскоговорящей среде довольно широко, это и Ближний Восток, это и Индия и т.д. Так что просьба определиться. 

 

А было бы лучше, если бы вы ответили на мой конкретный вопрос, существует ли такой обряд у калмыков и бурятов России, а также у халхасцев в Монголии? Если да, то было бы хорошо залить документальный и фотоматериал. 

 

Если у вас нет ответа на вопрос (кстати ответов не дал ни один из братьев калмыков, бурятов и халхасцев), то это будет основанием считать, что данная традиция у монголоязычных народов отсутствует, но присутствует только у торгаутов как соседей кыргызов и казахов. 

 

Ждем.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Ligden 98 сказал:

 В переводе с к монгольского языкa «зюн гар» означает — «левая рука», левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках

 

Ув. Ligden 98, прошу вас пройти по ссылке и ознакомиться с моим материалом, что данный вопрос "о левых и правых руках" не так прост, как раньше всем казалось. В нем оказалось сплошные грубейшие нестыковки, на которые раньше никто не обращал внимания, могу даже похвастаться -_-, что я первым затронул этот вопрос. У вас еще все впереди. Прошу вас, не надо так категорично утверждать и защищать и без того существующие давно устаревшие академические аксиомы. Нужен новый, свежий, современный взгляд, подход, нужны попытки самостоятельно все проанализировать и пересмотреть с учетом новых возможностей и достижений, а не радоваться "достижениям" 19 - 20 веков, короче, не надо быть консервативным, особенно молодежи. ;)

 

Данный вопрос, если подойти к нему объективно и беспристрастно, яйца выделанного не стоит, он прост как велосипед - левая рука (крыло, фланг, войско, юрт, сторона государства) это непременно восток, правая рука (крыло, фланг, войско, юрт, сторона государства) это непременно запад. Кто сможет доказать обратное пусть плюнет мне в лицо. Попытки моих оппонентов устроить в пойтой ссылке спор ради спора увенчались безуспешно.

Если кратко, то территория географической Джунгарии выступала окраиной татарского мира, восточной окраиной государства Чингизхана! 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Ув. Ligden 98, прошу вас пройти по ссылке и ознакомиться с моим материалом, что данный вопрос "о левых и правых руках" не так прост, как раньше всем казалось. В нем оказалось сплошные грубейшие нестыковки, на которые раньше никто не обращал внимания, могу даже похвастаться -_-, что я первым затронул этот вопрос. У вас еще все впереди. Прошу вас, не надо так категорично утверждать и защищать и без того существующие давно устаревшие академические аксиомы. Нужен новый, свежий, современный взгляд, подход, нужны попытки самостоятельно все проанализировать и пересмотреть с учетом новых возможностей и достижений, а не радоваться "достижениям" 19 - 20 веков, короче, не надо быть консервативным, особенно молодежи. ;)

 

Данный вопрос, если подойти к нему объективно и беспристрастно, яйца выделанного не стоит, он прост как велосипед - левая рука (крыло, фланг, войско, юрт, сторона государства) это непременно восток, правая рука (крыло, фланг, войско, юрт, сторона государства) это непременно запад. Кто сможет доказать обратное пусть плюнет мне в лицо. Попытки моих оппонентов устроить в пойтой ссылке спор ради спора увенчались безуспешно.

Если кратко, то территория географической Джунгарии выступала окраиной татарского мира, восточной окраиной государства Чингизхана! 

 

 

 

 

мы с вами  оцениваем монгольский язык  ? Догшн Зүңһара Нутук ,   :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Ligden 98 сказал:

мы с вами  оцениваем монгольский язык  ? :wub:

:o:mellow::huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ligden98, вы не развили свою мысль про "восточный обычай", не привели доказательства существования обычая у других монголоязычных народов, не смогли доказать что левое это правое, а правое это левое, так еще и не всем понятный английский текст заливаете.

 

Как вас понимать изволите?

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОЙРАТЫ это О(У)ГУРы !

http://www.sgr.fi/sust/sust264/sust264_rassadin.pdf

Архетип **оγïr, восстанавливаемый в этнониме оyirad, можно счи-
тать фонетической разновидностью древнего тюркского этнонима оγur – рота-цирующего варианта древнего тюркского слова оγuz «племя, объединение племен», в основе которого, как отмечает ЛА. Покровская [2003. С. 23–24], А.Н. Кононов [1958. С. 82–84] верно выделил корень оγ (оq), означающий «род; племя» (ср., кстати, старомонгольский термин uγ «1) основа-
нАрхетип **оγïr, восстанавливаемый в этнониме оyirad, можно счи-
тать фонетической разновидностью древнего тюркского этнонима оγur – 
рота-цирующего варианта древнего тюркского слова оγuz «племя, объединение, корень; 2) начало; возникновение; происхождение; 3) основа, суть» ), снабженный показателем множественного числа -(u)z. Этот же корень прослеживается и в тюркских словах оγuš «1) род, племя; 2) каста; 3) род, класс; порода»; оγul «1) ребенок, мальчик; 2) сын; 3) детёныш животных и
птиц». Впоследствии словоформы oγur // oγuz стали употребляться в качестве этнонимов, причем оγur - тюрками с ротацирующим языком, а оγuz- с зетацирующим. Такая дифференциация наметилась еще в Алтайскую эпоху, как утверждает Н.А. Баскаков [1969. С. 152]: «Итак, дифференциация тюрко-монгольских племён и выделение монгольских племён с характерными для них р~л- языками и тюркских племён с характерными для них з~ш/с- языками окончательно завершилось в Алтайскую же эпоху из
общих тюрко-монгольских племён и в том числе огуров, сарагуров, котригуров и пр., которые легли в основу главным образом тюркских племён (ср. этнонимы булгар и более поздних уйгуров) и дифференцировались позже
в Алтайскую и Хуннскую эпохи на огур~уйгур (форма, характерная для языков монгольских и тюркских – булгарских, сохранивших ротацизм) и огуз (форма, характерная только для тюркских языков)».
Относительно тюркских языков Хуннской эпохи (III в. до н. э. - IV 
в. н.э.) Н.А. Баскаков [1969. С. 155–156] пишет следующее: «В Хуннскую эпоху тюркские языки были представлены уже многими племенными языками, в которых происходил процесс их дифференциации на р~л- языки, т.е. языки огуров (угуры), онугуров, сарагуров (сарагуров//сараугуров), 
кутургуров - предков древних аваров, сабиров, булгар и современных чувашей, и з~ш-языки, т.е. языки огузов (узов), древних киргизов, части древних уйгурских племен, оставшихся на востоке, а также из позднейших потомков, главным образом огузов, кыпчаков и карлуков». Подробнее о ротацизме в языке современных чувашей и древних булгар см., кстати, в работе М.Р. Федотова [1980. С. 138–156].""

 

{О(У)ГУР+ОГУЗ} >>> У(О)ЙГУР >>> ОЙРАТ - это одна история родственников со сменой НИКов и особенностей внутр.уклада во времени и в пространстве  !!!

P.s. То что вызывало сразу подозрение у простых юзеров, выразилось у "маститых ученых" через сотни лет )))

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://uighur.narod.ru/book/book1c.html

"....Bан Тунлин считает, что этническую основу уйгуров составили племена динлин, "великих юеджи", усуней, эфталитов, гаочэ и др [15]...."

http://www.rusif.ru/vremya-istorii/sv-zip/books/Penzev---Arii_drevnei_Rusi.htm

"...Таншу, гл. 217, сообщает нам о названии и происхождении уйгуров следующее: «Предки Дома ойхор [хойху] были хунны». Уйгуры назывались еще и гаогюйскими динлинами, а о динлинах Н. Я. Бичурин, со ссылкой на первоисточник, сообщает в примечаниях: «В Цянь [Хань]-шу Ин-и сказано: динлины составляют отрасль хуннов»..."

http://history-library.com/index.php?id1=3&category=arhiologiya&author=tihonov-di&book=1966&page=11

"...В надгробной надписи уйгурского кагана Моюн-чура, относящейся к середине VIII в., сказано: «Калмысы будун он yiryp токуз огуз уза ]'уз ]ыл олурупс» — «оставшимся народом десять уйгуров и девять огузов более ста лет мы управляли».9 :D:D:D

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1880-1900/Grumm_Grzimajlo/Neizv_Stran_Azii/text1.htm

"... против которой предостерегал историков, видевших в гуннах и xиогнy (хунну) один и тот же народ 37. Что же касается до уйгуров, то, действительно, большинство ориенталистов и историков хочет вндеть в них тюрков, ссылаясь, между прочим, на так называемый “Уйгурский словарь", составленный по приказанию китайских императоров в XVI—XVП в. Пусть будет так, пусть уйгуры XVI в. остаются тем же [21] самым народом, что и в IX веке, только странно тут то, что в слышанных нами от современных тюрков Турфана легендах во всех случаях уйгуры назывались калмыками, т. е. монголами; достойно также всякого внимания и то обстоятельство, что в китайских летописях, относящихся к началу XV века, мы находим уже указания на совместное существование в Хами трех враждебно настроенных друг против друга народов: Хой-хой, Вэй-ур и Хара-хой 38, причем другой источник называет последних еще Та-та (Tha-ta), т. е. Монголами 39; и что такое же разделение по национальностям наблюдалось и в Турфане, гд-Ь рядом с уйгурами жили и хой-хои, резко отличавшиеся от первых религией и костюмом..."

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text5.htm

"....Хакасы были одного племени с хойхе, или хойху, и говорили одним языком, а сей последний народ происходил от Хиунгну, следовательно, киргизы, или хакасы, были турецкого поколения. При династии же Ханской (Han), то есть два столетия перед Рождеством Христовым и два столетия после те же киргизы назывались киан-куен...

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Хойху говорили на одном языке с енисейскими кыргызами, как о том сообщает Таншу (история династии Тан, 618–907 гг.): «Письмо их (кыргызов. – К. П.) и язык совершенно сходны с хойхускими» (Бичурин Н. Я. [Иакинф]. Собрание сведений… 1950).

http://www.tuva.asia/journal/issue_25/7792-chuluun-dongak.html

Их стали называть цаатанами из-за того, что они занимаются оленеводством, хотя они сами себя называют «духалар» или «уйгар». 

http://kzbydocs.com/docs/3421/index-8936.html?page=18

".. само наименование «уйгур», как справедливо заметил Д.Девиз, имеет для Золотой Орды даже более определенные «буддийские» коннотации, чем термин бакши..."

http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a156.php

""Tоргутский говор. Первое упоминание о торгутах встречается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года. К нам подошли, – говорится в нем, – Тархудский Хадаан-Далдурхан с братьями, всего пять Тархудов (§ 120)....

Среди калмыков наблюдается двоякое произношение этнонима: торгуттаргут. В Багацохуровском улусе у владельца Очира Буюнтукова был род таргутов. Среди калмыков известно племя тавн оток торгут, которое, возможно, является потомком тех пяти тархутов, о которых сказано выше. Поскольку торгутов возводят к Ван-хану кереитскому, то следует отметить, что Хадаан-Далдурхан с братьями также выделился от кереитов. Отсюда торгут и тархут, возможно, являются одним и тем же словом.

Одно поколение из Дома хуннов под родовым названием Ашина в предгорье Монгольского Алтая жило с тюркоязычными племенами. Ашинайцы, приняв себе имя тюрк, или тюркют, наделили этим именем те племена. Слово тюрк~турк значит «сильный, крепкий» и слово чино, от которого произошло имя Ашина «благородный волк», также значит «сильный, крепкий». Эти слова являются эпитетами к названию тотемного животного, эвфемизмами, подменившими настоящее название волка «кият-койра», т.е. слова, происходившие от корней кай~кой~куй~кий~кей (ср. кият, койра, ойрат, хойт) и их производные. Таким образом, видимо, Д.Е. Еремеев прав, когда к этнониму тюрк возводит целую цепь видоизменившихся этнонимов: тюрк, турк, тюркют, туркут, тархут, торгоут, торгут.

Предметом научного исследования торгутский говор стал в начале ХХ столетия в трудах Н. Очирова. Этот говор отличается некоторым консерватизмом и близостью к исторической основе. Б.Я. Владимирцов, возводивший торгутов к кереитам, предполагал, что СПМЯ возник у кереитов, что Чингис-хан ввел для нужд своей державы уже готовый литературный язык [1929: 19-20].....

1.1.1. Цаатанский подговор торгутского говора. Цаатаны восходят к ранним ойратам – хойтам. За особые заслуги хойтским принцам Инальчи и Торельчи Чингис-хан выдает свою дочь Чечейкен и внучку Холуйхан. Дочь Чечейкен привозит к ойратам отцовское белое (ца?ан) знамя. При ойратском (хойтском) дворе образовался аристократический клан (род) ца?ан туг хойт, который позже именовался «цагатаны», а потом «цаатаны»....

1.1.4. Хошутский подговор торгутского говора. Калмыцкие историки этноним хошут считают военным термином, являющимся, названием боевого строя «клюв, морда, передовой отряд войска» и возводят к Хабуту-Хасару и родословную их тайшей и нойонов ведут от рода Чингиса «борджигин кият». В «Сокровенном сказании монголов» (§ 249) этноним имеет форму Хашин и выступает как синоним к слову Тангут, при этом слово Каши~Коши переводится из китайского языка, в котором Hoasi обозначает «запад большой реки».

Некоторые выходцы из Хаши добавляют к своему имени слово Хашиха, что, видимо, должно переводиться как «хошутский», например, Удумту-хашиха – «Удумту-Хошутский», Цэцэн-хашиха – «Цэцэн-Хошутский». Хошутский Туру-Байху взял себе титул Гуши-хан. Здесь слово «гуши», вероятно, является фонетическим вариантом хушин~хашин~хошин. Географический термин китайского языка хэ-син~хоа-си «запад большой реки» на монгольской языковой почве перешел в этноним: хэ-син~хоа-си >хашин~хушин~хошин>хошут.

Академик Б.Я. Владимирцов утверждает, что хошуты Западной Монголии по языку принадлежат к говору торгутов алтайских, а хошуты с Волги – к говору торгутов астраханских Д.А. Павлов также считает, что хошутский говор смешался с торгутским и ничем не отличается от последнего, если не иметь в виду отдельные слова. А.Ш. Кичиков отмечает, что говор хошутов почти не отличается от торгутского говора.

1.2. Дербетский говор. Первое упоминание о дербетах восходит к эпохе Чингис-хана. В «Сокровенном сказании монголов» 1240 года говорится, что четыре сына Дува-Сокора, образовав четыре рода, стали дербен-иргеном. Рашид-ад-Дин возводит к четырем братьям Коричар-Мергена.

Исследователь истории Куку-нора В. Успенский считает, что слово дэрбэн означает не «четыре», а является именем племени. Этой же версии придерживается и Г. Грумм-Гржимайло. Д.Е. Еремеев дает ряд разновидностей этнонима тюркторготоргоуттуркментуркпен и допускает, что в этот ряд входит и этноним дурмен. Такое допущение вполне возможно и слово имеет значение «сильный, крепкий», под которым подразумевается значение «волк». Среди калмыцких дербетов Г.О. Авляев отмечает родоплеменное название чоносы «волки». Отсюда вполне возможно, что В. Успенский и Г. Грум-Гржимайло были правы, отрицая количественную семантику этнонима «дербет». Соглашаясь с Д. Еремеевым, который этноним дурмен-дурбет возводит к торк-турк с семантикой «сильный, крепкий» и подразумевает тотемного животного (волка), можно предположить, что этноним «дербет» имеет значение «волк».

Этнолингвистические особенности, можно полагать, сохранились от языка древних дербетов, потомков Дува-Сохора, которые не то вошли в состав, не то послужили родоначальниками ранних ойратов. В настоящее время их язык является говором современного калмыцкого языка.....

1.3. Бузавский говор. ............В своем движении на Волгу калмыки вовлекали в свой состав представителей других народов, например, ма?хар ма?,хапчнтуркменноhай. Последних, т.е. ногайцев, обитавших в прикаспийских степях, калмыки оттеснили на Кавказ. Многие из этих народов смешались с калмыками, которые знали названия их родов, среди которых можно назвать нагайский род «буджаг», нужно отметить, что ногайцы нередко назывались буджагскими татарами. Можно предположить, что когда воины хана Аюки, уже в который раз пришли, чтобы силой вернуть донских калмыков в пределы ханства, вполне могло быть, что донские калмыки назвали себя буджаг, который на калмыцкой языковой почве могло звучать бузаг~бузав.

1.4. Язык каракольских калмыков. .....Известный тюрколог Э.Р. Тенишев перечисляет названия их родов: калмак, байнбах, солто, харбатыр, шонкур, сатвалды, кыпчак, бугу, сары, багыш, чимит, джетигер, годонул, шуйкунул. Самоназвание – калмыки. Калмыками, торгутами – цаатанами считает их Д.А. Павлов, системно описавший язык данной этнической группы. 

http://kigiran.com/sites/default/files/narodnoe_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.indd_.pdf

""Большая часть тамог закономерно представлена наиболее древним в своём происхождении геометрическим орнаментом и его распространённой в калмыцкой орнаментике разновидностью – культовым. Так, тамга “джунгру” (“свастика”) означает четыре пассивных элемента мироздания: огонь, воздух, землю и воду – изображаемые лопастями креста “сольвр-огур”. Последний, таким образом, представляет собой символ энергии, приводящей в движение эти элементы. Такое объяснение древней орнаментальной композиции дано в начале ХХ столетия А.Миллеру (с сохранением написания им названий - С.Б.) калмыцкими духовными лицами [49, л.15].""

http://www.sgr.fi/sust/sust264/sust264_rassadin.pdf

""Архетип **оγïr, восстанавливаемый в этнониме оyirad, можно считать фонетической разновидностью древнего тюркского этнонима оγur – ротацирующего варианта древнего тюркского слова оγuz «племя, объединение племен», в основе которого, как отмечает ЛА. Покровская [2003. С. 23–24], А.Н. Кононов [1958. С. 82–84] верно выделил корень оγ (оq), означающий «род; племя» (ср., кстати, старомонгольский термин « 1) основан Архетип **оγïr, восстанавливаемый в этнониме оyirad, можно считать фонетической разновидностью древнего тюркского этнонима оγur – ротацирующего варианта древнего тюркского слова оγuz «племя, объединение, корень; 2) начало; возникновение; происхождение; 3) основа, суть» ), снабженный показателем множественного числа -(u)z.

Этот же корень прослеживается и в тюркских словах оγuš «1) род, племя; 2) каста; 3) род, класс; порода»;

оγul «1) ребенок, мальчик; 2) сын; 3) детёныш животных и птиц». ""

Цитата

ТУРИСТ 

Hoihor   >   Ho-oihor   >   Hoit   ???

"Хо" по-калмыцки "светло-рыжий". Считаю, что тотем-масть лошадей была часто определяющими названия родов/племен.

В процессе "монголизации" языков племен центр.Азии могло добавиться монгол.окончание и видоизмениться название ???.

Вариации "Хор", "Хорай" часто встречаются у кочевников. Среди современных же исследователей Тибета существует тенденция относить этническое имя "Хор" исключительно к тюрко-монгольским народностям Туркестана и Монголи

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДЕГТЯРЕВ И.В. ИЗ ПРОШЛОГО БРОДОКАЛМАКСКОГО РАЙОНА

/Газета «Колхозная жизнь» №97 13.12.1958 г./

""Нужно отметить, что кроме Бродокалмака /или Калмацкого Брода на Тече/ селения или урочища с названиями, производными от слова «калмык» имеются и в других местах Зауралья, а также в Башкирии, Сибири и Северном Казахстане. Так в соседнем Щучанском районе на реке Миасс имеется деревня Калмыков-Миасс, а также деревня Калмыков-Камыш, в Свердловской области, в верховьях реки Исети, есть поселок Калмацкий, в Тюменской области есть село Калмацкое и т.д.

Все эти названия обязаны своим происхождением пребыванию в тех местах в прошлые времена «калмацких воинских людей».""

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/15/2016 at 8:28 AM, Турист said:

ОЙРАТЫ это О(У)ГУРы !

 

Түшээ гүн - титул от маньчжурского хана Канси реке Орхон.

Когда в конце XVII века вторгшиеся в Халху джунгары дошли до Эрдене-Дзу, святой покровитель монастыря предстал перед ними со свитой из небесных львов; джунгары Галдана  в страхе бежали и многие утонули в Орхоне. За такую заслугу император Канси возвел потопившую их реку в ранг Туше-Гуна, то есть князя 5-й степени, с жалованьем 400 лан серебра в год.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/628290

""Ойраты заняли монастырь Эрдэни-Дзу и ограбили его окрестности, но сам монастырь не тронули. Ставка тушэту-хана была захвачена и разорена. Между тем Галдан-хан с главными силами подошел к Керулену, переправился через него и двинулся по его течению, при этом хан рассылал гонцов к тайджи и нойонам цэцэн-хана, уведомляя, что его враги – Чжэбдзун-Дамба-хутукту и тушету-хан, а с остальными халхасцами он не воюет, призывал их оставаться на месте и жить спокойно. В конце августа - начале сентября 1688 г. Галдан-хан повернул свои войска с Керулена на берега Тола для полного уничтожения сил тушету-хана. 8 октября 1688 г. тушету-хан впервые обратился к цинскому императору Канси, прося его выступить в карательный поход против Галдана. 9-10 октября 1688 г. у озера Улугай Галдан-хан разгромил войска тушету-хана Чимэддоржи, который стал отступать в цинские владения Во время военной кампании Галдан-хана в Монголии его племянник и противник Цэван-Рабтан""

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже в монгольском парламенте обсудили вопрос о переименовании Орхон в Орхон Түшээ Гүн гол.

http://www.sonin.mn/news/easy-page/16033

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...