Перейти к содержанию
Гордий

Происхождение монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

В I-III вв. сяньбийцы кочевали от Иртыша до Хингана 

 

культурой плиточных могил 

 

хуннского времени

 

Монголия прародина монголов

 

Все это конечно хорошо, раз так "принято считать" (кроме лозунга конечно). Но вы ответьте мне тогда, куда подевались в 6-8 веках монголы, почему повсюду в Монголии тюрки и их материальное наследство? Может прав Ашина Шэни, может быть материальные следы предков современных монголоязычных народов надо искать восточнее Монголии, в Приамурье и в Маньчжурии? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Peacemaker, ваш троллинг скрыт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

зачем вам надо спрашивать о самых элементарных знаниях?

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

 

"После упадка Жужаньского государства часть жужаней ушли на восток и другая часть осталась в территории современной Монголии".

 

тюрки вытеснили монголов.

 

 

Мы говорим, что "все исчезнут, где чёрные казахи и китайцы живут".

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

 

Тюрки умеют ассимилировать другие народы. Греческая византийская, албанская, хорезмийская
скифская, сарматская, пазырыкская, тагарская, тохарская, юэчжийская цивилизации считай уже наши.
При желании могли бы проглотить русскую, славян скую, китайскую, сирийскую, месопотамскую, египетскую
Хуррито урартскую, тибетскую, корейскую персидскую цивилизации. Потом докажи что древние
вавилоняне, армяно урарты, русы, славяне, ханьцы, египтяне, тибетцы, корейцы не тюрки?
Монголы тоже много вклада привнесли. Но их достижения включили в свои успехи татары, китайцы,
Русские, арабы, персы, кавказцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что надо ему обязательно быть монголоведом что ли? Он доктор исторических наук и профессиональный синолог, мне этого лично достаточно. Дзицудзо тоже значит в расчет не берем? А Крадина и Скрынникову?

 

другая версия акскерборжа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что надо ему обязательно быть монголоведом что ли? Он доктор исторических наук и профессиональный синолог, мне этого лично достаточно. Дзицудзо тоже значит в расчет не берем? А Крадина и Скрынникову?

 

другая версия акскерборжа.

Эт Кычанов другая версия АКБ? Ну я ему передам:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урянхайцу на заметку: мнргие ученые считают юэчжи тюрками:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ты сам другая версия акскерборжа.

Я где то говорил что ЧХ тюрк?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тюрки вытеснили монголов.

 

Давайте придерживаться принятых в науке терминов и названий. Вы же возмущаетесь, когда некоторые юзеры неоправданно используют этноним "казах" к временам, предшествовашим его появлению? Так монголов или жужаней вытеснили тюрки? Давайте отделять мух от котлет.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я где то говорил что ЧХ тюрк? :)

 

Нет, такого от вас ожидать трудно. Но вы согласны с тем, что он жужанец.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"После упадка Жужаньского государства часть жужаней ушли на восток и другая часть осталась в территории современной Монголии".

 

Выйти сухим из воды прикрывшись жужанями не получится. ;) 

 

Потому что, во-первых, их этническая принадлежность окончательно не установлена, навскидку Дыбо, Хелимский и другие считают их тунгусами, Текин и некоторые исследователи - тюрками, а третьи - монголами.

 

А, во-вторых, и это выяснено более точно чем этнический вопрос, после своего поражения основная часть населения Жужаньского каганата осталась на месте войдя в состав Тюркского каганата и только некоторая часть порядка 30 000 шатров откочевала, причем не на восток, куда вы их засылаете, а на запад, где по письменным источникам они стали известны как "обре" (абары).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эт Кычанов 

 

Не один Кычанов, об амурской прародине современных монголоязычных народов писал и Н.Я.Бичурин:

 

"... Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них... составлял одно из поколений северовосточных мохэсцев... Мохэсцы обитали по обеим сторонам Амура, от Аргуни до Восточного океана."

 

 

О приамурской родине современных монголоязычных народов утверждают и ученые мужи из Российской Академии наук:

 

"... в древности монголоязычные народы - это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущих в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов.

... До 10 века всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркские племена (АКБ: это выводы, построенные в первую очередь на результатах археологических материалов и только дополнительно на письменных; при этом ни о каких монголах до 10 века, всякого рода сяньби и жужанях у них не говорится, у них монголы в современном понимании субэтноса впервые появляются на территории Монголии начиная с 10 века н.э.!!!).

 

далее:

 

... Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты.

... Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере - титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"После упадка Жужаньского государства часть жужаней ушли на восток и другая часть осталась в территории современной Монголии".

Выйти сухим из воды прикрывшись жужанями не получится. ;)

Потому что, во-первых, их этническая принадлежность окончательно не установлена, навскидку Дыбо, Хелимский и другие считают их тунгусами, Текин и некоторые исследователи - тюрками, а третьи - монголами.

А, во-вторых, и это выяснено более точно чем этнический вопрос, после своего поражения основная часть населения Жужаньского каганата осталась на месте войдя в состав Тюркского каганата и только некоторая часть порядка 30 000 шатров откочевала, причем не на восток, куда вы их засылаете, а на запад, где по письменным источникам они стали известны как "обре" (абары).

То что авары это жужани лишь одна из теорий. По мне так эта версия слаба чисто из-за огромного расстояния, которое не позволило бы жужаням так легко уйти да еще и построить великий каганат далеко на западе. Плюс наш главный источник китайцы про запад ничего не пишут, пишут ясно что последних жужаней китайский император выдал тюркам и те их всех казнили.
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тюрки вытеснили монголов.

 

Давайте придерживаться принятых в науке терминов и названий. Вы же возмущаетесь, когда некоторые юзеры неоправданно используют этноним "казах" к временам, предшествовашим его появлению? Так монголов или жужаней вытеснили тюрки? Давайте отделять мух от котлет.  :)

Под "монголами" тут имеются ввиду монголоязычные. Говорим же мы о "тюрках" до рождения Тюркского каганата.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

лишь одна из теорий. 

 

Вот именно, что в этих вопросах всё на уровне теорий, в том числе принятое "договорное" разделение: хунны и гунны - тюрки, сяньби и жужани - монголы. Типа всем поровну.   :)

 

Под "монголами" тут имеются ввиду монголоязычные. Говорим же мы о "тюрках" до рождения Тюркского каганата.

 

В том то и дело, что до тюркских каганатов тюрков в упор видеть не желают.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

лишь одна из теорий.

 

Вот именно, что в этих вопросах всё на уровне теорий, в том числе принятое "договорное" разделение: хунны и гунны - тюрки, сяньби и жужани - монголы. Типа всем поровну.   :)

 

Под "монголами" тут имеются ввиду монголоязычные. Говорим же мы о "тюрках" до рождения Тюркского каганата.

 

В том то и дело, что до тюркских каганатов тюрков в упор видеть не желают.  ;)

Хуннов, цзе, гуннов, усуней, динлинов, кыргызов, гаоцзюйцев вполне себе считают тюрками. Весь базар крутится вокруг скифо-сарматов:)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История Улан-Удэ. 2012

В развитии раннемонгольской культуры выделяются в развитии раннемонгольской культуры  

два этапа: ранний хойцегорский VII-X, и поздний саянтуйский X-XIV в. На начальном этапе своего развития раннемонгольские племена испытывали значительное влияние раннесредновековых тюркских племен, государственные образования, которых Тюркскии и Уйгурский каганаты включали в себя территорию Западного Забайкалья и проживавшие там раннемонгольские племена. Для контроля над ними правители каганатов размещали в Западном Забайкалье своих ставленников из этнических тюркских племен. Им принадлежат немногочисленные по сравнению с могилами местного монголоязычного населения курганные кладки тюркского облика. Но концу I  тыс. господство тюркских лемен в степях Центральной Азии закончилось, началось возвышение монгольских племен.

http://baikalfund.ru/mediacache/e9367296-256f-4e7c-b050-90072db741fe.pdf

 

Бурятия в древности

Несколько тюркизированный облик раннемонгольских погребений хойцегорского этапа УН-Х вв. хорошо согласуется с беспокойным временем падения одних кочевых держав и возвышением других, о чем ярко свидетельствует политическая история Центральной Азии в I тысячелетии н. э. Уже подчеркивалось, что уход с политической арены того или иного этноса вовсе не означал его физического исчезновения. И это убедительно подтверждают раннемонгольские погребения. Возвышение на политической арене Центральной Азии после падения Жужаньского каганата в середине VI века сначала тюркоязычных племен тугю, затем уйгуров, кыргызов вовсе не означал исчезновения с этнической карты Центральной Азии монголоязычных племен. Они по-прежнему жили в степях Монголии и Забайкалья, но уже под властью I и II Тюркского каганатов в У1-У1П вв. и Уйгурского каганата в УШ-1Х вв. Монголоязычное население степей Центральной Азии в это время испытывало на себе сильное тюркское, в том числе культурное и этническое, влияние. Об этом свидетельствует несколько тюркизированный облик инвентаря раннемонгольских погребений хойцегорского этапа. Сказалось и прямое этническое влияние тюрок, о чем свидетельствует значительная европеоидная примесь в черепах некоторых раннемонгольских захоронений, например могильника Баин-Улан II на границе Бурятии и Монголии. И, что примечательно, в этом же погребении костяк сопровождался золотыми ременными обкладками тюркского облика.

Большинство раскопанных на территории Бурятии средневековых курганов относится к раннемонгольской культуре. Но наряду с ними здесь имеется несколько могильников с захоронениями тюркского культурного облика: на сопке Тапхар недалеко от Улан-Удэ, в районе еравнинских озер Исинга и Харга, в местности Хукшол в Баргузинской долине (рис. 52). Их малочисленность свидетельствует, видимо, о монголоязычности основного населения края в эпоху тюркских каганатов и о незначительном присутствии здесь собственно тюркского населения.

 

http://www.istmira.com/istdr/buryatiya-v-drevnosti/page/60/

 

 

http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=1859

БУРХОТУЙСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура. Относится к эпохе средневековья в Вост. Заб.  А. П. Окладников датировал культуру 2–8 вв. и этнически соотносил с древнемонгольскими племенами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B1.D0.BB.D0.B5.D0.BC.D0.B0_.D0.BA.D1.83.D1.80.D1.83.D0.BC.D1.87.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.82.D1.83.D1.80.D1.8B_.D0.B2_.D1.81.D0.B2.D1.8F.D0.B7.D0.B8_.D1.81_.D0.BA.D1.83.D1.80.D1.8B.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BC.D0.B8

 

Николаевым в отдельную усть-талькинскую культуру ряд памятников (могильники XIII в. на р. Ангара), вероятно, действительно по крайней мере отчасти принадлежит пришлому (тюркскому) населению. В этой традиции прослеживается характерный для алтайских тюрок раннего средневековья и монголов XII—XVII вв. обряд захоронения с конем.

 

 

Коренные народы Сибири: Якуты
 
http://sib-guide.ru/siberia/ar/130

В происхождении курыкан принимали участие местные, по всей вероятности, монголоязычные скотоводы, связанные с культурой плиточных могил или шивэйцами и, возможно, древние тунгусы. Но все же в этом процессе ведущее значение принадлежало пришлым тюркоязычным племенам, родственным древним уйгурам и кыргызам. Культура курыкан развивалась в тесном контакте с Красноярско-Минусинским регионом. Под влиянием местного монголоязычного субстрата тюркское кочевое хозяйство оформилось в полуоседлое скотоводство.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А. И. Бернштам

Н. Я. БИЧУРИН (ИАКИНФ) И ЕГО ТРУД "СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ О НАРОДАХ, ОБИТАВШИХ В СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА"

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Sobr_sved_o_narodach/Tom_I/framepred1.htm

 

Достоинства трудов Бичурина несомненны; однако он справедливо подвергался и критике современников. Об этом будет сказано ниже...Далее, он защищает монгольскую теорию, в частности происхождение тюрков-тугю и уйгуров, и отмечает кратко историю создания своего труда и его структуры.

Здесь мы остановимся на конкретных научных ошибках Бичурина, связанных главным образом с трудом “Собрание сведений”. Бичурин отождествлял этническую принадлежность древних народов с этнической принадлежностью современного населения тех же районов. Так как на территории расселения монгольских племен действовали до господства монголов различные племена — гунны, сяньби, жужане, тюрки-тугю, уйгуры и другие, то они, по Бичурину, являлись не чем иным, как монгольскими племенами. И Бичурин — страстный поклонник и защитник теории монгольского происхождения всех этих народов. Он монголизирует тюрок-тугю, называя их дулга и этимологизируя их имя из монгольского языка, и один из тюркских народов-уйгуров, выступающих в древне-китайских текстах под именем хойху, которых он отождествлял с племенем монгольского происхождения — ойхор. В данном вопросе Бичурин уступал в правильности суждений своим современникам — Клапроту и Казембеку, — установившим, в частности, тюркоязычный характер хойху-уйгуров.

Защите теории монгольского происхождения указанных народов Бичурин посвятил немало труда, и по существу нет такой работы, в которой он не возвращался бы к этому вопросу. Развернутую аргументацию он дал в одной из своих журнальных статей в 1850 г. Он писал: “Китайская статистика И-тхун-чжы показывает восемь единоплеменных владетельных домов, от которых монголы в продолжении двадцати столетий получали народные названия, последовательно одно за другим. Сии дома были: хунну, ухуань, сяньби, жужаны, дулга, ойхор. сйэяньто, кидань”.

 

Далее он отмечал: “Итак происхождение монгольского народа и дома монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различные между собою. Начало монгольского народа восходит слишком за 25 столетий до Р. Х.; дом монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове”. Указание на различное происхождение имени народа и самого народа говорит о первом отдаленном приближении Бичурина к правильной постановке проблем этногенеза.

 

Бичурин Иакинф
Кто таковы были монголы

http://az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0180.shtml

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

О приамурской родине современных монголоязычных народов утверждают и ученые мужи из Российской Академии наук:

 

"... в древности монголоязычные народы - это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущих в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов.

... До 10 века всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркские племена (АКБ: это выводы, построенные в первую очередь на результатах археологических материалов и только дополнительно на письменных; при этом ни о каких монголах до 10 века, всякого рода сяньби и жужанях у них не говорится, у них монголы в современном понимании субэтноса впервые появляются на территории Монголии начиная с 10 века н.э.!!!).

 

далее:

 

... Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты.

... Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере - титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий."

 

автор И.Д. Кызласов не монголовед.

http://arheologija.ru/srednevekovyie-gosudarstva-yuzhnoy-sibiri-i-dalnego-vostoka/

 

редактор Янин тоже не монголовед.     

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 

 

российский историк и археолог

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8B%D0%B7%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2

Кызласовхакасская фамилия.

 

whogivesafuck.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно монгольский археолог Эрдэнэбат сказал, что некоторые люди ведут бессмысленные споры о монгольской истории с политическими и научными целями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тела давно минувших дней

Тела давно минувших дней

http://www.kommersant.ru/doc/2682568


Журнал "Огонёк" №9 от 09.03.2015, стр. 30
Елена Кудрявцева узнала, каким был сибирский родственник американских индейцев


09.03.2015

Странные захоронения древнего забайкальского человека привлекают ученых со всего мира. Пока датчане изучают его ДНК, российские антропологи впервые реконструировали облик представителей загадочной культуры. "Огонек" публикует первые изображения

Елена Кудрявцева

Древний забайкальский человек "одет" в медвежью шкуру. Слегка раскосые восточные глаза и высокие скулы делают его похожим на смесь Киану Ривза с Джеки Чаном. На вид ему лет 30 — это средний возраст, в котором уходили из жизни во времена верхнего палеолита. Облик нашего древнего предка ученые реконструировали на основании останков, обнаруженных при раскопках крупнейшего в мире археологического комплекса Усть-Менза, который находится при впадении реки Мензы в реку Чикой на юго-западе Забайкалья. Там два года назад археологи нашли странные захоронения: небольшие ямы, диаметром меньше метра, куда людей клали свернутыми буквально в колечко. Как и, главное, зачем это делали — ученые только догадываются.

На сегодняшний день это самое древнее погребение, обнаруженное в Забайкалье,— ему примерно 8 тысяч лет,— рассказывает "Огоньку" профессор кафедры отечественной истории Забайкальского государственного университета, руководитель Чикойской археологической экспедиции (обнаружившей погребения), Михаил Константинов.— Умерший человек был уложен набок в соответствии с контуром ямы, а само тело засыпано охрой — красной краской естественного происхождения.

Михаил Васильевич руководит раскопками не первый десяток лет, и необычные захоронения раскапывал именно он. Археологам работать в Забайкалье непросто: здесь глинистые и, главное, мерзлые почвы, поэтому раскопки продвигаются очень медленно. Бывает, что найденный скелет не удается извлечь, потому что начинаются дожди, так что приходится сооружать полиэтиленовый купол, ждать, пока погода наладится и почва просохнет. Кости желательно поднимать из земли с частью грунта, чтобы случайно не повредить во время очистки. Находку обкладывают поролоном, запечатывают в коробку и отправляют на дальнейшее изучение. В данном случае — в Институт этнологии и антропологии РАН. Здесь с помощью особой технологии скрюченные скелеты распрямили, склеили черепа и вычистили "Блендамедом" зубы. Теперь можно приступать к подробному изучению, которое иногда растягивается на годы.

Важные сантиметры

— Сейчас образцы костей взяли специалисты из лаборатории геогенетики Университета Копенгагена, и теперь мы ждем четких дат жизни, в этом должен помочь радиоуглеродный метод,— поясняет "Огоньку" заведующий отделом физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Сергей Васильев.— К тому же датчане будут исследовать образцы ДНК — это часть большой работы, которая проходит во всем мире. Ученые берут ДНК из разных территорий, например с Дальнего Востока, из Забайкалья, Восточной Сибири, и сравнивают между собой. Это позволяет понять, насколько родственны различные популяции, и соответственно узнать, каким образом мигрировало и расселялось древнее человечество.

В отделе антропологии в прозрачных пластиковых контейнерах с разноцветными крышками, которые мы частенько используем для хранения всяких мелочей, лежат черепа самых разных цветов, форм и размеров. Часть из них сильно разрушена, но, что удивительно, несмотря на тысячелетнюю историю, у многих прекрасные зубы.

— Да, это удивительно,— говорит младший научный сотрудник отдела Равиль Галеев, который воссоздал облик забайкальского человека.— У древних людей зубы, как правило, сохранялись в хорошем состоянии на протяжении всей жизни. Кариес возник одновременно с изменением образа жизни и с образованием городов.

По словам ученого, работа по восстановлению облика по оставшимся костям — очень долгая и кропотливая. Сначала тщательно измеряют все пропорции скелета, причем иногда по каждой части тела, будь то уши или зубы, работает отдельный специалист. Затем реконструктор восстанавливает недостающие части черепа с помощью специального состава из воска, канифоли и зубного порошка — такая смесь не повреждает кость и прекрасно сохраняется. С помощью 3D-принтера с черепа снимают точнейшую копию — слепок из пластика получается легким, напоминающим пенопластовую модель. Уже поверх нее ученые с помощью скульптурного пластилина воссоздают черты лица — методики для этой непростой работы были разработаны именно в этой лаборатории знаменитым антропологом Михаилом Герасимовым. Сейчас ими пользуются во всем мире. В завершение всего делают копию из твердого пластика или бронзы, которая, как правило, отправляется в музей.

Для реконструкции внешности специалисты подробно изучили скелеты древних людей. Всего были найдены останки восьми человек — пяти мужчин, двух женщин и одного ребенка. Оказалось, что они похожи на современных людей. Правда, отличия все-таки есть — рост древних забайкальцев по нашим меркам чуть ниже среднего, у них очень узкие плечи (не больше 31 сантиметра даже у мужчин) и более вытянутые предплечья. Судя по останкам, древние люди страдали от инфекций, болезней крови, типа анемии, недостатка кальция и от холода — об этом говорят измененный особым образом лицевой скелет и свод черепа, а также суженные наружные слуховые проходы.

Благодаря антропологическим реконструкциям мы знаем, что они были монголоидами,— рассказывает профессор Константинов из Забайкальского университета.— Это тип человека, который чаще всего называют палеоазиатским. Они образуют основу для дальнейших сибирских этносов, ближние к ним — монгольские и тунгусские.

В апреле в Читу собираются приехать японские специалисты из знаменитого университета Токио — Метрополитен, где в последние годы развиваются геоархеология и экспериментальная археология. Эти относительно новые направления воссоздают орудия труда, ремесла и быт предыдущих поколений на основе древних технологий. Например, в последнее время здесь активно проводят эксперименты, чтобы понять, каким образом древние люди расщепляли камни.

— Мы ожидаем визита одного из самых известных специалистов в этой области — профессора Масами Изухо,— рассказывает профессор Михаил Константинов.— Он специализируется на изучении палеолита Евразии. Японцев интересуют все скелеты, обнаруженные на территории Забайкалья. Они делают копии, а затем выставляют их в Центральном историческом музее в Токио. Японцы совершенно справедливо считают все сибирские народы своими родственниками. Этим они, к слову сказать, сильно отличаются от китайцев, которые, наоборот, считают свою нацию исключительной.

Вообще, современная наука, по словам ученых, меняется в сторону большей комплексности, что очень важно. Археологи работают вместе с геологами, географами, специалистами по фауне, флоре, и это позволяет представить, как жил человек в конкретных природных условиях. Правда, знаем мы все равно мало.

Пощупать время

Когда люди пришли в Забайкалье — точно неизвестно. Ясно только, что сначала это были неандертальцы, а затем кроманьонцы. Не так давно Чикойская экспедиция обнаружила древнейший памятник археологии Забайкалья — стоянку человека возрастом минимум 120 тысяч лет. Таким образом, история пребывания человека в этом регионе увеличилась примерно на 40 тысяч лет.

Ранее считалось, что люди появились здесь около 80 тысяч лет назад. Они пришли с юга — с территории современной Монголии и из Китая. Люди перемещались в поисках пищи вдоль рек, которые называют дорогами древности, и отсюда отправились дальше в Якутию, в Заполярье. Потом по существовавшему тогда сухопутному мосту — Берингии они перешли на Аляску. Известно, что этот мост поднимался из воды как минимум шесть раз, и каждый раз по нему мигрировали в обе стороны и животные, и позже люди. Так что древний забайкальский человек — родственник американским индейцам.

В самом забайкальском регионе климат несколько раз кардинально менялся: до появления человека здесь были субтропики с папоротниками и лианами, недавно в Бурятии, близ Гусиноозерска, были обнаружены кости и зубы мартышки возрастом 3 млн лет. Но во времена древних забайкальцев уже было довольно холодно, водились мамонты и шерстистые носороги.

— Это культуры каменного века. Люди тогда были охотниками, рыболовами, собирателями,— говорит профессор Михаил Константинов.— Они много чего умели делать, в том числе строить жилища в виде чумов, пользоваться луками и стрелами, изготавливать посуду из глины. Также они мастерили орудия из камня, подбирая красивые породы — нефрит, яшму, халцедон. Если говорить о недавних важных находках, я бы отметил найденную нами самую древнюю в мире скульптуру медведя. Ее возраст 35 тысяч лет, и она является одним из древнейших в мире произведений искусства. Скульптура выполнена из позвонка носорога. Также мы нашли голову лося и очень красивый "жезл начальника" из рога северного оленя — это самые редкие находки.

Самое сложное — восстановить духовный мир древних людей. Их захоронения всегда говорят о религиозности — о некотором представлении о загробном мире. Погребение байкальского человека в этом плане особенно интересно.

— Пока неясно, зачем нужна была такая странная форма положения тела,— говорит профессор Константинов,— но красная охра традиционно символизирует огонь, кровь и продолжение жизни. Все это отражает веру в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Это, по-видимому, попытка осознать мир, найти свое место, укрепиться в силах.

Странная форма погребений — не единственная загадка прошлого. Не так давно ученые наткнулись на уникальное в своем роде захоронение собаки возрастом 5-7 тысяч лет. По всей видимости, животное погребли с особыми почестями, потому что рядом с телом найдены каменные орудия.

Чтобы лучше понять культуру далекого прошлого, ученым не хватает большего количества артефактов, но отвоевать их в этих краях — достаточно проблематично. Например, на Ангаре и Енисее песчаные берега довольно часто обваливаются и сами преподносят находки. На Алтае есть большое количество необследованных пещер, где, по всей вероятности, есть шанс сделать открытие, но тут нужно идти буквально наугад. Так что главным качеством археолога ученые называют терпение.

— Наши дальнейшие усилия будут направлены на обнаружение более древних погребений,— говорит профессор Михаил Константинов.— Сейчас речь идет о захоронениях, которым 7-8 тысяч лет, но мы знаем, что человек в Забайкалье появился как минимум 100 тысяч лет назад. Мы нашли более тысячи каменных орудий того периода, определяемого как средний палеолит, но антропологический материал этого возраста пока в Забайкалье неизвестен. Мы надеемся обнаружить следы пребывания человека в Забайкалье, жившего и 200-300 тысяч лет назад. Парадоксально, но чтобы узнать нас самих, нужно уйти вглубь веков.
 

Облик нашего древнего предка ученые реконструировали на основании останков, обнаруженных при раскопках крупнейшего в мире археологического комплекса Усть-Менза, который находится при впадении реки Мензы в реку Чикой на юго-западе Забайкалья.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B0

монгольское название Минж /бобр/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29

монгольское название Цөх. по-бурятски Сүхэ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Erchis, это копипаст, вы бы еще учебники запостили сюда.  :)  Вы не ответили на вопрос, куда подевались монголы на территории Монголии, раз вы считаете, что таковые были, и отсутствовали вплоть до первых достоверных известий о халхаских княжествах в 16 веке н.э.? Когда они, по вашему, пришли в Монголию?

 

Или вы хотите заявить, что это тюрки были пришлым этносом в Монголии, мол в 6 веке пришли и в 10 веке ушли, а монголы тем временем мол решили отдохнуть где-нибудь по близости сдав землю в аренду тюркам?  :)  Вы же к этому клоните вместе с Peacemaker'ом? Что мол жуны - монголы, ди - монголы, дунху - монголы, хунну - монголы, сяньби - монголы, жужани - монголы, тоба - монголы, дальше - аренда земли :) , потом вновь татары - монголы и далее уже более правдоподобно, халхасцы - монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Erchis, это копипаст, вы бы еще учебники запостили сюда.  :)  Вы не ответили на вопрос, куда подевались монголы на территории Монголии, раз вы считаете, что таковые были, и отсутствовали вплоть до первых достоверных известий о халхаских княжествах в 16 веке н.э.? Когда они, по вашему, пришли в Монголию?

 

Или вы хотите заявить, что это тюрки были пришлым этносом в Монголии, мол в 6 веке пришли и в 10 веке ушли, а монголы тем временем мол решили отдохнуть где-нибудь по близости сдав землю в аренду тюркам?  :)  Вы же к этому клоните вместе с Peacemaker'ом? Что мол жуны - монголы, ди - монголы, дунху - монголы, хунну - монголы, сяньби - монголы, жужани - монголы, тоба - монголы, дальше - аренда земли :) , потом вновь татары - монголы и далее уже более правдоподобно, халхасцы - монголы.

Они чо реально жунов и ди в монголы записали?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...