Перейти к содержанию
Гордий

Происхождение монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

 

когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. 

 

Когда возможно было такое?

 

образно были названы одним из поэтов «халха минь» - «щит мой» 

 

Я как-то выдвигал другую версию, не связанную с тюркизмом "QALQAN" (щит).
 
На основе исторических событий, подтверждаемых письменными источниками, предполагаю, что это тюркское "QALYQ"(или Қалқ) - остатки, оставшиеся [тюркских племен] - синоним этнонима "QALMAQ" (или Қалмақ) - остатки, оставшиеся.
 
У обоих этнонимов один корень "QAL - QALU"(қал - қалу) - оставаться. 
 
Естественно, что в монгольских языках тюркское гортанное "Q"(қ) автоматически произносится как "Х".

 

Амыр-Менди!!! Они сами пишут так, происхождение народа с тюркским названием. ссылка http://www.hamagmongol.narod.ru/halha/index_r.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хаалга ,хаах -это чистый монголизм.Если этот слово используется для загона скота в тувинском,то это говорит о том ,что тувинцы приняли кочевую культуру у монголов.

 

пример на древнетюркском нашел два слова gapuy-дверь, gapuluy-закрытый, на тувинский хааглыг. Еще одно слово gapsady, переведено окружили, но по моему это слово обозначает закрыли всех сторон. Так что хаг это слово тюркский.

 

 

Конечно вы правы. Есть и другие тюркские лексемы с этим корнем, обозначающие процесс "открывания - закрывания":

 

Qap - мешок

Qapshyq - небольшой мешок

Qapa - душно, духота от закрытого пространства

Qapas - клетка

Qaqpaq - крышка, люк

Qaqpa или Qapyq - ворота

Qaqpan - охотничий капкан

и т.д. и т.п.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово хамык думал это монгольское слово, а оказывается древнетюркское. Gamay- на древнетюркском, весь, целый, полный, все без изьятия. По тувински хамык, все или всех. Улус тоже древнетюркское, обозначается селение. По тувински люди. Хамык Монгол Улус полностью тюркское название, УАаа.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы опять совершенно правы.

 

Древнетюркский словарь:

 

fd60525335bc.jpg

 

Древнетюркский словарь:

 

«Uγan bir bayat ol kamugda oza. öküs hamd-u ögdi angar ok seza» (всемогущий и единосущный бог предшествует всем [вещам]) 
Где «kamugda» - всем (qamaq - весь, целый) 

 

 

На казахском языке это "Qomaq":

 

«Қомақ» - определенное количество, число, объем, величина 
«Қомақты үлес» - внушительное, приличное участие
«Қамту» - охватывать определенное пространство, распространиться

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы опять совершенно правы.

 

Древнетюркский словарь:

 

fd60525335bc.jpg

 

Древнетюркский словарь:

 

«Uγan bir bayat ol kamugda oza. öküs hamd-u ögdi angar ok seza» (всемогущий и единосущный бог предшествует всем [вещам]) 

Где «kamugda» - всем (qamaq - весь, целый) 

 

 

На казахском языке это "Qomaq":

 

«Қомақ» - определенное количество, число, объем, величина 

«Қомақты үлес» - внушительное, приличное участие

«Қамту» - охватывать определенное пространство, распространиться

вы на верном пути! :osman6ue:

Изучайте древнетюркский, вместо монгольского

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хаалга ,хаах -это чистый монголизм.Если этот слово используется для загона скота в тувинском,то это говорит о том ,что тувинцы приняли кочевую культуру у монголов.

По моему кочевую культуру приняли от нас монголы .
Древних лесных тюркоязычных охотников всегда правили степные монголоязычные кочевники.В 13 веке в многих источниках тувинцы упоминяются как лесной народ Сибири.

Я думаю про это не стоит, что кто-то кем-то правил. Из истории, уранхайцев завоевовали монголы, нигде нет. Во времена ЧХ , мы в союзе были, наши полководцы во главе были, факты наш язык, которую сохранили. Во времена Алдын-Ханов тоже не написано что нас завоевовали, наши племена в союзе были. Независимость потеряли только в середине 18 века, попали под маньчжур, и то они правили отдельно от монголов как вассальное государство, поставили первое время монгольского нойона, позже были Уранхайские нойоны, и от них династия до революции. Мы же помогли вам разбить последний оплот Маньчжур в крепости кобдо. Тувинцы как этнос сформировался только в 19 веке, до этого Уранхайцы.
Значит вы себя не относите к тувинцам ( в ССМ -туба) ,а относите к урианхайцам. Какой урианхаец ? Лесной или степной?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Хаалга ,хаах -это чистый монголизм.Если этот слово используется для загона скота в тувинском,то это говорит о том ,что тувинцы приняли кочевую культуру у монголов.

По моему кочевую культуру приняли от нас монголы .
Древних лесных тюркоязычных охотников всегда правили степные монголоязычные кочевники.В 13 веке в многих источниках тувинцы упоминяются как лесной народ Сибири.
Я думаю про это не стоит, что кто-то кем-то правил. Из истории, уранхайцев завоевовали монголы, нигде нет. Во времена ЧХ , мы в союзе были, наши полководцы во главе были, факты наш язык, которую сохранили. Во времена Алдын-Ханов тоже не написано что нас завоевовали, наши племена в союзе были. Независимость потеряли только в середине 18 века, попали под маньчжур, и то они правили отдельно от монголов как вассальное государство, поставили первое время монгольского нойона, позже были Уранхайские нойоны, и от них династия до революции. Мы же помогли вам разбить последний оплот Маньчжур в крепости кобдо. Тувинцы как этнос сформировался только в 19 веке, до этого Уранхайцы.
Значит вы себя не относите к тувинцам ( в ССМ -туба) ,а относите к урианхайцам. Какой урианхаец ? Лесной или степной?

 

Хороший вопрос! Я думаю сперва надо убрать ССМ, т.к. это переписано по моему три раза, еще на йероглифах, хотя Тубалары есть среди алтайских народов, и ихний язык относится с кыпчакской группе. Лучше Рашид-Ад-Дин, все таки написано 13 веке, и написано при Чингизидах. Вот он ярко четко написал быт и жизнь лесных Уранхайцев, отличая от коренных Уранхайцев. Лесные Уранхайцы живут в лесу имея только чумы и оленей. Еще они пугали своих дочерей если что отдадут замуж за степных уранхайцев, что будешь кушать всю жизнь вонючее мясо баранов. До сих пор они так живут.

И они у нас составляли 5% от всего населения Уранхая (Тувы), всего лишь 5%. Остальные 95% это степные Уранхайцы, они и есть коренные, жили в юртах, имея бараны, лощадей, коров, яков, верблюдов, держа их тысячами. Если внимательно читать РАД-а, позже он их пишет не разделяя их. Я думаю к ЧХ Уранхайцы были самыми близкими людьми, после смерти ЧХ им же доверили охранять могилу ЧХ, и они сохранили тайну могилы ЧХ и заповедного места Хоруг (запрет). РАД с самого начала и до конца, когда пишет про монголов, он их причисляет к тюркам.  Мы Уранхайцы (Тувинцы) сохранили самые святые слова относящийся к роду ЧХ в неизменном виде, также окружении, и язык, чем другие народы, включая Уранхайцев Монголии которые потеряли свой язык ассимилировавшийся с в среде монголоязычных гордясь с своим лжемонголизмом, вам надо прочитать все мои посты про язык и в других темах. Плюс к этому разобрали самоназвание халха монгол и хамык монгол улус, оба названия являются чистыми тюркскими словами.  А этимология названия Уранхай можем найти в древнетюркском словаре. Уран-это боевой клич. Хай и хей возвеличивание. И после этого ищете еще, кто настоящие Уранхайцы, я думаю вам не стоит....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. 

 

Когда возможно было такое? Про халхасцев не встречал такого, чтобы они кошмарили Китай. Может у кого то есть ссылки на источники по этому поводу?

 

А если имеются в виду татары Чингизхана, то их страна не была на территории Халхи и они могли "откатываться" только в северо-западном направлении, в Могулистан, Джунгарию.

 

образно были названы одним из поэтов «халха минь» - «щит мой» 

 

Я как-то выдвигал другую версию, не связанную с тюркизмом "QALQAN" (щит).
 
На основе исторических событий, подтверждаемых письменными источниками, предполагаю, что это тюркское "QALYQ"(или Қалқ) - остатки, оставшиеся [тюркских племен] - синоним этнонима "QALMAQ" (или Қалмақ) - остатки, оставшиеся.
 
У обоих этнонимов один корень "QAL - QALU"(қал - қалу) - оставаться. 
 
Естественно, что в монгольских языках тюркское гортанное "Q"(қ) автоматически произносится как "Х".

 

 

А кто тогда в 13 веке кошмарил Китай? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кошмарили татары, но не халхасцы. Разве татары "теряя силу откатывались назад"? Нет конечно, Билэгт Лувсанвандан явно намекает на мощь халхасцев.

 

А татары никак не могли "откатываться назад" на территорию Халхи, потому что обычно "откатываются назад" туда, откуда пришли. А татары согласно письменным источникам напали на Китай с северо-запада. Если верить версии Билэгт Лувсанвандана, то поэтичным "мой щит" (халха минь) должна называться область северо-западнее провинции Ганьсу.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение имени ЧХ, во что пишет РАД про ЧХ, «Чингиз-хан», и он счастливо воссел на престол. Утвердившим это звание был Кокэчу, сын Мунлик-беки эчигэ из племени конкотан, его звали Тэб-тэнгри. 1019 Значение чин – сильный и крепкий, а чингиз – множественное от него число, [по смыслу] одинаковое с [наименованием] гур-хан, которое было прозванием великих государей Кара-Хитая, иначе говоря – государь сильный и великий. Когда это собрание и курилтай кончились, они выступили в поход против Буюрук-хана.

 

Сколько разных слов приводили чтобы разобрать имя ЧХ, 

Мы Тувинцы толковали так, Чангыс хан, как бы единственный хан великой степи, но прочитав РАД и слово чин-крепкий и сильный, можно разобрать на другой смысл. Тувинском языке есть слово Чаң значение Чаң-сильный, крепкий характер, и от этого слова чанчыл-обычай. Гис, вот на это слово похожее, на Тувинском кыс-крепко держи, сжимай. Чанкыс- Чингис сильным крепким характером  крепко держащий,  т.к.  он по жизни крепким характером, также что он завоевывал крепко держал. Вот такое мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Происхождение имени ЧХ, во что пишет РАД про ЧХ, «Чингиз-хан», и он счастливо воссел на престол. Утвердившим это звание был Кокэчу, сын Мунлик-беки эчигэ из племени конкотан, его звали Тэб-тэнгри. 1019 Значение чин – сильный и крепкий, а чингиз – множественное от него число, [по смыслу] одинаковое с [наименованием] гур-хан, которое было прозванием великих государей Кара-Хитая, иначе говоря – государь сильный и великий. Когда это собрание и курилтай кончились, они выступили в поход против Буюрук-хана.

 

Сколько разных слов приводили чтобы разобрать имя ЧХ, 

Мы Тувинцы толковали так, Чангыс хан, как бы единственный хан великой степи, но прочитав РАД и слово чин-крепкий и сильный, можно разобрать на другой смысл. Тувинском языке есть слово Чаң значение Чаң-сильный, крепкий характер, и от этого слова чанчыл-обычай. Гис, вот на это слово похожее, на Тувинском кыс-крепко держи, сжимай. Чанкыс- Чингис сильным крепким характером  крепко держащий,  т.к.  он по жизни крепким характером, также что он завоевывал крепко держал. Вот такое мнение.

 

 

Цензура (АКБ)

 

чаң - зан - характер (именно просто характер)

чанчыл - заншил - обычай

 

Это же просто монголизм в тувинском.

(В кириллик тувинском алфабете буквой "ч" выражается звук "дж" в большинстве так что я бы написал как "жаң" и "жаншыл" соответственно)

 

Знаете ли Вы что в тувинском языке огромное количество монгольских заимствований?

Надо учиться и расширять свой кругозор!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Цензура (АКБ)

 

чаң - зан - характер (именно просто характер)

чанчыл - заншил - обычай

Это же просто монголизм в тувинском.

(В кириллик тувинском алфабете буквой "ч" выражается звук "дж" в большинстве так что я бы написал как "жаң" и "жаншыл" соответственно)

Знаете ли Вы что в тувинском языке огромное количество монгольских заимствований?

 

Надо учиться и расширять свой кругозор!!!

 

 

Еnhd, я все таки научу вас вести себя вежливо и культурно, если уж вы считаете, что у вас широкий кругозор. :osman6ue:  (Вон Zet не внимает предупреждениям и все продолжает хамить, поэтому он не скоро увидит свои посты).

 

Ваш пост, Enhd, подвергается цензуре, прошу вас впредь не оскорблять и не хамить собеседникам!

 

По поводу вашего мнения замечу, что вовсе не удивительно когда вы будучи монголоязычным тувинцем все и вся без разбору приписываете монгольским языкам. Но ведь надо же хоть чуточку доказывать свои заявления.

 

К примере, близкие к тывинскому выражению "зан" (чаң, жаң, жаңшыл) - "характер" существуют и в казахском языке: "жанашыр" - сущ. человек, проявляющий сострадание, заботу; "жанашу" - гл. проявлять сострадание, заботу; "жаншыл" - быть угнетенным, подавленным и другие.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

значение чин – сильный и крепкий, а чингиз – множественное от него число

 

 

Enhd, а имя Чингизхана, в пояснении Рашид-ад-дина, идеально объясняется с позиции казахского языка:

 

"Шын" (общетюрк. Чын, Чин) - крепкий; "шыныққан" -  крепкий, закаленный [металл]; "шынығу" - закаляться, крепнуть (ну типа укреплять свое здоровье занятиями спортом или физическим трудом) ;) ; "шындау" - закалять.

 

И к удивлению, никак не объясняется с позиции монгольских языков! 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, тувинский самый монголизированный язык после якутского

Я бы сказал что тувинский самый монголизированный потому что тувинцы и монголы жили бок о бок, и очень много общего у наших народов в языке, а в обычае и культуре 100% сходство.

 

Якутский имеет много монголизмов, но это более архаичнее как я думаю.

Может я не прав, якутский тюрк язык мне оооочень трудно поддается.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Якутский имеет много монголизмов, но это более архаичнее как я думаю.

 

Я лично пытался изучать саха тыла или, как вы выразились якутский, и не соглашусь, что монголизмов в нем много, по моим меркам раз-два и обчелся, что на мой взгляд связано исключительно с территориальным соседством по югу и юго-востоку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Происхождение имени ЧХ, во что пишет РАД про ЧХ, «Чингиз-хан», и он счастливо воссел на престол. Утвердившим это звание был Кокэчу, сын Мунлик-беки эчигэ из племени конкотан, его звали Тэб-тэнгри. 1019 Значение чин – сильный и крепкий, а чингиз – множественное от него число, [по смыслу] одинаковое с [наименованием] гур-хан, которое было прозванием великих государей Кара-Хитая, иначе говоря – государь сильный и великий. Когда это собрание и курилтай кончились, они выступили в поход против Буюрук-хана.

 

Сколько разных слов приводили чтобы разобрать имя ЧХ, 

Мы Тувинцы толковали так, Чангыс хан, как бы единственный хан великой степи, но прочитав РАД и слово чин-крепкий и сильный, можно разобрать на другой смысл. Тувинском языке есть слово Чаң значение Чаң-сильный, крепкий характер, и от этого слова чанчыл-обычай. Гис, вот на это слово похожее, на Тувинском кыс-крепко держи, сжимай. Чанкыс- Чингис сильным крепким характером  крепко держащий,  т.к.  он по жизни крепким характером, также что он завоевывал крепко держал. Вот такое мнение.

 

 

Цензура (АКБ)

 

чаң - зан - характер (именно просто характер)

чанчыл - заншил - обычай

 

Это же просто монголизм в тувинском.

(В кириллик тувинском алфабете буквой "ч" выражается звук "дж" в большинстве так что я бы написал как "жаң" и "жаншыл" соответственно)

 

Знаете ли Вы что в тувинском языке огромное количество монгольских заимствований?

Надо учиться и расширять свой кругозор!!!

 

Амыр-Менди акаа ЕНХД! Принимаю ваше замечание, чан- да это может быть просто характер, я скорей всего неправильно довел  свою мысль. Но все таки рассмотрим что такое характер, на это приведу вот этот афоризм:

 

 "Посеешь мысль - пожнешь поступок;

Посеешь поступок - пожнешь привычку;

Посеешь привычку - пожнешь характер;

Посеешь характер - пожнешь судьбу"

 

Обычно безвольные люди даже неспособны на поступок, а характер имеют только сильные и крепкие люди.  И скорей всего от этого для меня Чан-символизируется крепким и сильным характером. А ЧХ со своим характером создал свою судьбу, что его имя останется в истории великим человеком.

То что вы пишете что у Тувинцев много монголизмов, все может быть, но может это древнетюркские слова которые не написаны на камнях, и многие это принимают за монголизмов. Мы же только вот убедились что даже самоназвание монголов обе, на чистых тюркских словах. Слово чан вы мне написали что это монголизм, но это слово тоже древнетюркское, JAN-форма, образ, манера. Я думаю в этом мне поможет АксКерБорж, просто не умею с древнетюркского словаря копировать сюда. Также он вам объяснил что означает Чин на казахском,  тоже тюркское слово. И скорей всего, я думаю вам надо снять свои очки неизвестного производства, научится более правильно смотреть на вещи, тогда вы продвинетесь намного дальше. Вашу цензуру я прочитал, и на это я отвечу Тувинской пословицей "сөс сүрер, чар үнер" если это правильно понимаете, тогда поймете о чем это. Всего хорошего акаа! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да, тувинский самый монголизированный язык после якутского

Я бы сказал что тувинский самый монголизированный потому что тувинцы и монголы жили бок о бок, и очень много общего у наших народов в языке, а в обычае и культуре 100% сходство.

 

Якутский имеет много монголизмов, но это более архаичнее как я думаю.

Может я не прав, якутский тюрк язык мне оооочень трудно поддается.

Насчет 

 

Да, тувинский самый монголизированный язык после якутского

На это есть Тувинская пословица "арган аътка ушкашба":), И исправлю, Тувинский язык самый старомонголизированный, чем современный монголизированный:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Развитие языков сопровождается размыванием структуры, из за чужеродных заимствований. Сначала заимствования переделываются под структуру своего языка, а затем, при переходе какого то барьера, структура ломается.

Так вот, монгольский более структурированный, чем любой из тюркских языков, а калмыцкий - структурированее монгольского. Из этого следует, что калмыцкий наиболее близок к древнейшему языку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Развитие языков сопровождается размыванием структуры, из за чужеродных заимствований. Сначала заимствования переделываются под структуру своего языка, а затем, при переходе какого то барьера, структура ломается.

Так вот, монгольский более структурированный, чем любой из тюркских языков, а калмыцкий - структурированее монгольского. Из этого следует, что калмыцкий наиболее близок к древнейшему языку.

Амыр-Менди! Вы пишете что калмыцкий язык наиболее близок к древнейшему языку, интересно какому, древнетюркскому или старомонгольскому? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Развитие языков сопровождается размыванием структуры, из за чужеродных заимствований. Сначала заимствования переделываются под структуру своего языка, а затем, при переходе какого то барьера, структура ломается.

Так вот, монгольский более структурированный, чем любой из тюркских языков, а калмыцкий - структурированее монгольского. Из этого следует, что калмыцкий наиболее близок к древнейшему языку.

Амыр-Менди! Вы пишете что калмыцкий язык наиболее близок к древнейшему языку, интересно какому, древнетюркскому или старомонгольскому?

Менд!

Я не знаю древнетюркского. Но вот формула на современном калмыцком языке: Менке Энке Кеке Тенгр, Вечное Спокойное Синее Небо - есть ли отличия от "старомонгольского"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Развитие языков сопровождается размыванием структуры, из за чужеродных заимствований. Сначала заимствования переделываются под структуру своего языка, а затем, при переходе какого то барьера, структура ломается.

Так вот, монгольский более структурированный, чем любой из тюркских языков, а калмыцкий - структурированее монгольского. Из этого следует, что калмыцкий наиболее близок к древнейшему языку.

Амыр-Менди! Вы пишете что калмыцкий язык наиболее близок к древнейшему языку, интересно какому, древнетюркскому или старомонгольскому?

Менд!

Я не знаю древнетюркского. Но вот формула на современном калмыцком языке: Менке Энке Кеке Тенгр, Вечное Спокойное Синее Небо - есть ли отличия от "старомонгольского"?

 

Тут два слова по созвучию, как они будут по калмыцки, вырезка от РАД: 

Значение [слова] «улук»: человек, который ничего не боится; этим названием обозначают также труп. Обычай того [Мисар-Улука] был таков, что когда он засыпал, то не просыпался три дня. Он был очень сильный, так что говорят, что столб палатки в руке его бывал подобен хлысту. Говорят [также], что в весеннюю пору он собирал на берегу озера ракушки и складывал в мешок, чтобы, изжарив их, съесть. Раз он нес [такую] торбу, полную ракушек, в пути [165] он заснул под торбой и три дня не просыпался. Так как он не двигался, то птица, которую называют иру 844, решив, что [это] холмик, снесла на его спине яйцо. Этот Мисар-Улук взял [за себя] жену отца, которая принесла от него сына по имени Куралас, из рода которого происходят все племена куралас. Хотя корень [асл] кураласов тот, что они произошли из Алтан-кудукэ,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Развитие языков сопровождается размыванием структуры, из за чужеродных заимствований. Сначала заимствования переделываются под структуру своего языка, а затем, при переходе какого то барьера, структура ломается.

Так вот, монгольский более структурированный, чем любой из тюркских языков, а калмыцкий - структурированее монгольского. Из этого следует, что калмыцкий наиболее близок к древнейшему языку.

Амыр-Менди! Вы пишете что калмыцкий язык наиболее близок к древнейшему языку, интересно какому, древнетюркскому или старомонгольскому? 

 

Эр-Сүрэ, жашынг жаш болгаш база аныяк оол сен.

Чүү дээр мен аа, көбей көбей ужурлуг чүвелерни билер хэптиг сен аан?

 

Бо бижип дурар "амыр-менди" дээр сөзүн дыва сөс деп бодаар сен бе?

 

амыр деп - дывалап чүү болур?

мэнди деп - дывалап база чүү болур?

 

Ча, ынжангаш улуг ла чевелерин билир, улуг угаанныг тенек дыва оол силер чүү деп менгээ канчап тайылбырлаар силер? Шыдаар силер бэ?

 

тайылбырлаар - тоже монголизм в тывинском

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...