Jump to content
Guest

Хакасы

Recommended Posts

На форуме наши монгольские братья вроде уже упоминали, что древние могилы у них называются "кыргызскими". Просьба к ним уточнить этот вопрос.

Link to comment
Share on other sites

Кара-Кыргыз, в Хакасии около 20-ти могильников носят название "хыргыс сооктерi" или "хыргыс сыыраттары" - то есть кыргызские кладбища. Интересен тот факт, что сами хакасы очень чётко разделяют скифские (более ранние) и кыргызские (средневековые) захоронения.

Офф-топ: так как с литературой? Я данные работ Бутанаева в этой теме выкладывал. Выслать готов, как и договаривались.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

В Якутии тоже остатки старинных жилищ дорусского периода называются отехами кыргыс т.е. юртами кыргыс. Вообще дорусский период называется эпохой кыргыс кэмэ. Обьясняется все просто. В языке саха кыргыс означает - сражение, войны, битва. А дорусский период был эпохой междоусобной войны между различными якутскими кланами.

Link to comment
Share on other sites

На форуме наши монгольские братья вроде уже упоминали, что древние могилы у них называются "кыргызскими". Просьба к ним уточнить этот вопрос.

Да, называют хиргисуур - то есть хиргис- уур кыргызский гнездо или ячейка что ли ;)

Link to comment
Share on other sites

Совет старейшин родов хакасского народа назвал Чон-Чобi самозванцами, ноябрьский съезд хакасского народа — авантюрой

*******************************************

Совет старейшин родов хакасского народа подготовил обращение к хакасскому народу. В обращении гово-рится, что 10 съезд хакасского народа, назначенный на конец ноября, — «это чистой воды авантюра». Хакас-ский народ призывают «не поддаваться на провокации самозванцев, не позволять ограниченным людям мани-пулировать именем народа».

«Кучка незрелых людей…, преследуя личные цели, не имея за спиной ни добрых дел, ни серьезного жиз-ненного, опыта пытаются втянуть его (хакасский народ – АДИ) во внутренние распри… Используя пробелы в законодательстве, ими проводится дискредитация Совета старейшин хакасского народа», — говорится в доку-менте.

Как пояснил Агентству деловой информации председатель Совета старейшин хакасского народа Владислав Торосов, это обращение будет опубликовано в республиканской и районной печати накануне съезда хакасского народа.

***************************************

Агентство Деловой Информации

Свидетельство о регистрации электронного СМИ: Серия ЭЛ N 77-2901 от 19.06.2000 г. Минпечати Редакция: т. (39022) 38370, e-mail: adi@khakasnet.ru

Сводка № 1093 от 25.11.2003 г.

Link to comment
Share on other sites

Skiffi, а что ты хотел этим сказать?

То что Торосов назвал Чон-Чобi самозванцами - это не окончательный вердикт, как я понимаю. Да и вообще кто эти старейшины сами по себе? Кучка стариков-коммунистов, которые и хакасского языка не знают. Дети у который не хакасы, да и вообще они против всего национального. Как я где-то встречал сообщение о том, что в советское время был министром культуры Киргизской ССР один киргиз, который запрещал разговаривать на своем языке киргизам, так вот в Хакасии правительство опирается на подобных. Точнее использует как туалетную бумагу. <_<

А Съезд хакасского народа прошел несмотря на все препоны. История о том, как во всей Хакасии не нашлось помещения для делегатов Съезда, уже попадет в список проявлений великорусского шовинизма. Лишь за день до Съезда было предоставленно помещение, когда стало в правительстве понятно, что Съезд состоится даже если придется выезжать за границу Красноярского края. Даже провокация со взрывным устройством не смогла сорвать работу Съезда, хотя и повлияла на качество. Когда делегаты уже собрались, Чало Чон-Чобi был задержан правоохранительными органами и продержан более часа, после чего было объявленно о том, что в здании заложено взрывное устройство, в связи с чем, попросили всех покинуть помещение. Однако вопреки всем правилам, не была произведена эвакуация, не было поставленно оцепление, более того, не были отменены занятия в РДК: дети и взрослые спокойно находились в здании. Только делегатам Съезда было указано на необходимость покинуть помещение. После того, как пришла умная собака в сопровождении ухмыляющихся сотрудников милиции, и произведена так называемая проверка, на проведение Съезда оставалось всего несколько часов. В очередной раз власти продемонстрировали свое отношение к Хакасскому народу и к законам РФ.

Вопрос: Зачем нам такое государство, где не соблюдаются законы и элементарные нормы приличия? Может быть действительно стоит подумать об альтернативе?

Хотя альтернатива субъекту РФ, для нас уготована другая - ликвидация нашего национально-территориального субъекта путем присоеденения к Красноярскому краю, о чем уже были, пока пунктирные, заявления главы республики - лебедя, во время его избирательной кампании на пост губернатора Красноярского края.

Раз уж начали тему об истории хакасов, то я думаю, что можно рассмотреть и современную историю.

Есть ли какие-либо рецепты по предотвращению потери республиканского статуса Хакасией?

Если же эта тема не уместна на этом форуме, то не буду не иметь ничего против того, чтобы выпады в сторону национальных надежд хакасского народа больше не поступало.

Link to comment
Share on other sites

Д.А.Клеменц - этнограф 19 века писал:

Л.9: «По Россiи ходили слухи о необыкновенных богатствах Сибири пушниной и земельным привольем. Действительно, в ту пору при воеводском управленiи всякому предпрiимчивому и неразборчивому на средства человеку нажиться было легко; ведь именем сбора ясака, а иногда просто без всякого предлога, русскiе охочiе люди грабили инородцев; дело не ограничивалось грабежом имущества так как русскiе инородцев забирали в рабство. К каким мерам прибегали в своем обращенiи с инородцами русскiе достаточно упомянуть хотя-бы один пример. С русскими, конечно, и воевода и казенные приказчики держали себя гораздо осторожнее, чем с безответными туземцами, однако же в Мангазее воевода Савкук Пушкин запытал до смерти приказчика Василiя по родному подозрению что он утаил часть ясака. Положим, за это умершiй приказчик был признан святым под именем Василiя мангазейского, но можно с уверенностью сказать, что такие жертв было крайне много. Инородцы Западной Сибири, помнившiе разгром Кучумова царства и убедившiеся в превосходстве русского оружiя, соглашались вносить ясак почти-что без сопротивленiя, но жестокости и злоупотребленiя при сборе ясака доводили до отчаянья и поэтому редкий год проходил без того, чтобы какiе – нибудь инородцы не восставали против русских. Примеров подобных восстанiй крайне много и все они буквально были потоплены в крови. Были примеры, что воеводы зазывали к себе в гости влiятельных инородцев, князьков яко-бы для угощенiя и вместо этого иногда избивали их; в других случаях заковывали и отсылали за Урал, в Москву, где и пропадали без вести. Сибирь обогащала Московскую казну соболями и чернобурыми лисицами, но отправляла в этот далекiй край, очевидно, таких служак, которые в самом Московском царстве были неудобны. Вскоре после основанiя города Томска явился туда представитель енисейских киргизов с женой и просил принять киргизскiй народ под высокую руку Московского царя. Объясачить без боя и без сопротивленiя такой энергичный народ, как киргизы, было бы находкой для Московского государства; киргизов теснили с одной стороны Алтын-ханы халхаскiе, с другой – калмыки джунгарскiе. Воеводе только стоило прилично их образом принять это предложенiе и тогда для русской колонизацiи открылся бы свободный доступв одну из лучщих и плодороднейших местностей Сибири; но воевода начал с того, что велел с плечь киргизкой княжны стащить соболью шубу. Киргизскiе депутаты прекратили всякiе переговоры, уехали назад и с тех пор сделались непримиримыми врагами русских. В теченiи всего 17-го столетiя шли непрерывные набеги киргизов; они осаждали Кузнецк подходили к Красноярску и сожгли Ачинскiй острог.

Это беспощадное истребленiе инородцев русскими гулящими людьми, казаками, воеводами и промышленниками, не прошло даром для самой Россiи. Постоянный прилив беглых помещичьих крестьян в Сибирь, которых не удерживали заставы на Урале… заставил правительство, а главным образом помещиков принимать меры на месте против убега крепостных людей. Казанскiй профессор Фирсов, много занимавшiйся вопросом о колонизацiи и восточной Россiи, первый и, кажется, единственный из историков отметил этот результат хищничества и жестокостей, царствовавших в Сибири. Мысль свою об этом вопросе он резюмирует в следующих словах: «полудикий инородец, погибая среди грабежей, жестокостей и насилiй, отомстил своему притеснителю русскому, лишив его свободы.»

Л.10: «В Сибири – же вплоть до Сперанскаго бытовали те порядки, которые практиковались в до Петровской Руси.»

Л.30: «Ядром этих соедененных разнородных (Л.31) племен общая сумма которых достигает 18,693 дух являются Сагайцы, коренные насельники Сибири, но преданiю вместе с Киргизами ходившiе на войну с Чингисханом…

…Сагайцы занимают западную часть Минусинского округа и восточные отроги Кузнецкого Алату доходящего до Енисея.»

Л. 105: «…киргизы ушли из бассейна Енисея, но куда ушли они – неизвестно. Растворились - ли они в Урянхаях Енисея и Алтая, есть ли следы их среди ныне живущих в Монгольском Алтае. Киргизов – Киреев и Усуней – трудно сказать. Можно только сделать догадку, что современные Алтайские киргизы, Усуни и Киреи до сих пор сильно отличаются по хостюму от своих западных соотечественников. Костюм их представляет точную копiю с одеянiя каменных статуй в Монголiи: кафтан с бранденбурами рабаха с широким матросским воротником из полосатой материи сабли с левой стороны, а монголы носят оружие на правом боку.»

Иакинф делал предположение, что ушедшие в 1703 енисейские киргизы стали известны затем как буруты и расселились по Тянь Шаню, отмечая при этом сходство "нехорошего" характера у обоих народов. Конечно же налицо заблуждение, но на мой взгляд вполне возможен вариант включения части енисейских кыргыз ушедших из Хакасско-Минусинской котловины в 1703-06гг.

Есть ли какие-либо мнения по данному вопросу?

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Подлинное самоназвание современного хакасского народа по

фольклорным источникам Хонгорой. По Абульгази, монголы и другие

племена вступив в Кыргызскую землю истребили восставшее население

и приняли имя кыргызов. Согласно ему потомков настоящих кыргыз

осталось очень мало. Но они оказались настолько пассионарными что

снова установили господство над племенами Минусинской котловины.

Так вот, хонгорой очень напоминает монгольское хонгоройд (подлинное

звучание имени племени конграт), а хоорай и хори - хори (бурятское племя). К тому же у хакас обнаруживается кереитский компонент, Езырцы

считаются потомками кереев. А сагайцы - возможно происходят от кереитского племени сакаэт. Соххы- в множественном сахалары - другой

вопрос. Возможно, от аборигенных каких=то групп кетов или самодийцев,

как и саха, впрочем вы хакасы наверное получше знаете.

Хотя нам представляется, что хори - могло быть самоназванием динлин,

истинного населения Минусинской котловины, вероятно самоедоязычных.

Кыргызы-гяньгуни по всем описаниям рыжеволосый, светлоглазый народ.

Т.е. почти полностью физически уничтоженное монголами старинное,

европеидное население Южной Сибири. Их (енисейских динлин) по китайским источникам, уйгуры ошибочно называли Хакяньсы или Хягас,

что означает рыжий. По сравнении, в якутском кугас - рыжий.

Link to comment
Share on other sites

Подлинное самоназвание  современного хакасского народа по

фольклорным источникам Хонгорой. По Абульгази, монголы и другие

племена вступив в Кыргызскую землю истребили восставшее население

и приняли имя кыргызов.  Согласно ему  потомков настоящих кыргыз

осталось очень мало. Но они оказались настолько пассионарными что

снова установили господство над племенами Минусинской котловины.

Так вот, хонгорой очень напоминает монгольское хонгоройд (подлинное

звучание имени племени конграт), а хоорай и хори - хори (бурятское племя). К тому же у хакас обнаруживается кереитский компонент, Езырцы

считаются потомками кереев.  А сагайцы - возможно происходят от кереитского племени сакаэт.  Соххы- в множественном сахалары - другой

вопрос. Возможно, от аборигенных каких=то групп кетов или самодийцев,

как и саха, впрочем вы хакасы наверное получше знаете.

Хотя нам представляется, что хори - могло быть самоназванием динлин,

истинного населения Минусинской котловины, вероятно самоедоязычных.

Кыргызы-гяньгуни по всем описаниям рыжеволосый, светлоглазый народ.

Т.е. почти полностью физически уничтоженное монголами старинное,

европеидное население Южной Сибири. Их (енисейских динлин) по китайским источникам, уйгуры ошибочно называли Хакяньсы или Хягас,

что означает рыжий. По сравнении, в якутском кугас - рыжий.

По моему дилетантскому мнению, термин (что это, кстати, этноним, топоним, ороним, гидроним...?) "хоорай (<хонгорай)" чересчур быстро пробрался в научную и околонаучную литературу. Я цепенею, когда вижу утверждения про это "исконное самоназвание хакасов" в энциклопедиях и научных справочниках.

Василий совершенно правильно отметил монгольский облик этого "хакасского" слова. Пока что все суждения основываются на фольклорных записях (о древности которых мы в силу известных обстоятельств, естественно, не можем судить) и казацких рапортах. Это все равно что в 24 веке утверждать, что слово "революция" или "аббат" - хакасские :) .

Link to comment
Share on other sites

Сагаиты упоминаются во время покорения кыргызов при Чингис-хане.

Уровень моих знаний по этому вопросу, если честно, не позволяет мне делать свои собственные выводы по раннему происхождению Сагайцев. Не спец по этому периоду.

Однако есть у меня друг, который защитил диссертацию по этногенезу хакасов, где он, основываясь на данные анализа ДНК, белков, строению зубов, черепов, группы крови и прочим параметрам, а также основываясь на исторических и этнографических источниках утверждает, что присутствует прямая генетическая преемственность от афанасьевцев(3 тыс. до н.э.) к окуневцам, к андроновцам, к карасукцам, к тагарцам, к таштыкцам(предполагается, что они результат смешения раннего центрально -азиатского кыргызского элемента с динлинско-тагарским, что подтверждается археологическим инвентарем и постепенным переходом от различного на начальном этапе таштыкской археологической культуры антропологического типа европеодов- потомков тагарцев и монголоидов - центрально-азиатов к метисированным типам), и до этнографической современности. Причем делается вывод, что различные этнографические группы современных хакасов и шорцы имеют различную степень генетического соотношения к древнейшему населению Хакасско-Минусинского региона. Причем шорцы определяются как носители в большей степени карасукского антропологического типа(кажется так - но я у него еще уточню).

Вообще по поводу антропологии современных хакасов получается интересная ситуация, когда чистый (в антропологическом смысле) европеоид может представиться как хакас и чистый монголоид(иногда монголоиднее многих монголов) может сказать тоже самое, что не вызовет большого удивления. Про одного хакасского ученого -этнографа рассказывали случай, как к нему приехал коллега. Когда поехали они в Таштып, то познакомились с родственницей хакасского ученого, которая выглядела как чистая русская, но при этом не имела в своей родословной иноэтнических примесей. Затем была совершена поездка на рынок Абакана, где встретилась родная сестра той тыштыпчанки, имевшей внешность монголоидного типа. Коллега был очень удивлен таким сочетанием. Впрочем и в моей семье наблюдается такая закономерность.

Еще ранние русские путешественники отмечали крайнюю степень антропологического разнообразия среди коренного населения Хакаско-Минусинской котловины.

Сообщения китайских источников об антропологическом типе средневековых енисейских кыргызов по моему мнению следует принимать как попытку описать отличные (от китайцев) черты внешности, причем иероглифами, перевод которых, как показывают некоторые публикации, часто двояк, прочтение которых требует учета традиционных китайских представлений. Смею предположить, что правильно читать не "рыжеволосые", а "светловолосые", что действительно присутвует не только у хакасов, шорцев, алтайцев, части тувинцев, но и у части кыргызов ("супер саяки").

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

О европеидности енисейских кыргызов писали не только китайские

источники, но и восточные арабо-персидские. К тому же, европеидность

афанасьевцев, тагарцев - это доказанный факт. Должна же была сохраняться хоть какая то преемственность населения.

Карасукские жилища их остатки удивительно похожи на якутские балаганы по своей форме. Об этом писал Д.Г.Савинов.

Усы - кто такие? Их обряды по "Юань-ши" - как никто напоминают

якутский праздник ысыах. Разбрызгивают кумыс в 6 месяце.

К тому же, их родоначалник вышел из реки.

Link to comment
Share on other sites

Извини Василий, но я не занимался этим вопросом. Я не обладаю достаточной информацией по древнейшим насельникам Хакасско-Минусинской котловины. Может быть Стас подключится - он как я вижу наверное и научными степенями обладает. Мой основной интерес - период завоевания енисейских кыргызов русским государством, а также их судьба после завоевания.

По поводу преемственности. У нас развилась такая нездоровая точка зрения как в научной, так и в обывательской среде, что хакасы здесь пришлые, а жили де здесь высокие, голубоглазые, почти что русские, которых монголы испортили. А хакасы де здесь вообще никто. В среде советских научных работников, которые до сих пор здесь обладают весом, рапространено это мнение. Дело в том, что енисейские кыргызы никак не вписываются в традиционную советскую схему о добровольном вхождении Сибири в состав России. Вот и представляют, что злобные кыргызы ушли, а хакасы остались.

Есть у кого-нибудь информация о переселенческой политике Цинских властей после разгрома Джунгарского ханства?

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Василий, а есть у Вас ссылка на источник о сагаитах в составе кереитов?

У Рашид-ад-дина упоминаются сагаиты в 13 веке, говорится, что у них всегда был свой правитель, почти в тех же выражениях упоминаются ойраты.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
О европеидности енисейских кыргызов писали не только китайские источники, но и восточные арабо-персидские. К тому же, европеидность афанасьевцев, тагарцев - это доказанный факт. Должна же была сохраняться хоть какая то преемственность населения.

Арабские и песроязычные источники отмечают также "грубые" лица кыргызов и их слабую обволошенность. Перед нами явные монголоиды. :huh:

Link to comment
Share on other sites

Арабские и песроязычные источники отмечают также "грубые" лица кыргызов и их слабую обволошенность. Перед нами явные монголоиды. :huh:

"Грубость" лица - никак не означает монголоидность, а уж низкая обволошенность тем более. Кочевой образ жизни в жестких климатических условиях, знаете ли. Сейчас городским тоже кажется, что у жителей деревни лица "грубые".

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

В «Юаньши» есть сообщения о «лесном народе» усу-хань или усу: «Народ усы также получил свое имя от названия реки и проживает к востоку от цзилицзисы, к северу от реки Цяньхэ. По существующему у них обычаю, каждый год в первой декаде 6-го месяца убивают белую лошадь, быка и барана, разбрызгивают кумыс, все [усы] омываются в реке, чтобы почтить духов реки, потому что, по преданию, оттуда вышел их родоначальник» (Кычанов Е.И., 1965).

Усухань идентичны или нет с урасутами у Рашид-ад-дина.

Г.В.Ксенофонтов о кангаласцах приводит такую присказку из хоровода-осуохая: Хангалас хааhын курдук дуу (Как кангаласский гусь)

Ханыылаhан иhиэгин, (Сроднимся вместе),

Хонгор хааhын курдук дуу (Как хонгоройский гусь)

Холбоhоохтоон иhиэгин (Соединимся вместе) (Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.30).

Слово хонгор, здесь Г.В.Попов связывает со словом хонор – коричневый (в хакасском тоже самое). Но «Хонгорай» является самоназванием средневековой хакасской народности, а «каса» или «хаса» означает на самодийских языках человек. Следовательно, этот припев может отражать древнее этническое самосознание саха, здесь слово хаас – возможно, означает именно люди, народ, иначе пропадает весь смысл текста. Заставляет задуматься и связь слов (этнонимов) хонгор и хангалас.

О сакаэтах имевшихся и в составе племен кереитов упоминает Рашид-ад-дин.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
О сакаэтах имевшихся и в составе племен кереитов упоминает Рашид-ад-дин.

Насколько я помню, Ращид-ад-дин говорит об отдельном племени сагаит вне связи с кереитами. Подчеркивается, что у них всегда был свой правитель. Не напомните в каком месте у Рашид-ад дина упоминаются сакаэты?

Link to comment
Share on other sites

Слово хонгор, здесь Г.В.Попов связывает со словом хонор – коричневый (в хакасском тоже самое). Но «Хонгорай» является самоназванием средневековой хакасской народности, а «каса» или «хаса» означает на самодийских языках человек. Следовательно, этот припев может отражать древнее этническое самосознание саха, здесь слово хаас – возможно, означает именно люди, народ, иначе пропадает весь смысл текста. Заставляет задуматься и связь слов (этнонимов) хонгор и хангалас.

Доброе утро. Можно поподробнее про хак. хонор "коричневый", а также его связь с хонгорай ("самоназвание средневековой хакасской народности")? А также про саха, хаса, хаас, каса и гусей? Информации вдруг вывалилось так много, не могу связать концы с концами.

Заранее благодарю.

В.

Link to comment
Share on other sites

Слова:

хонгор – по монгольски

хоор – по тувински

кон[г]ыр – по казахски

означает цвет не коричневый а приблизительно “рыжий“.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Все же, Василий, Вы, как я понял, имеете на руках Рашид-ад-дина (1951-53 гг.). Там есть указатель этнических названий. Приведите, пожалуйста, цитату про сакаэтов. Или Вы были не точны?

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Да о сахаэтах есть два раза у Рашид-ад-дина. Один раз они действительно, упоминаются как самостоятельное племя, в другом

как племя кереитов, наряду с тумаутами, альбатами, тункаитами.

Как видно, названия все саяно-алтайские. Отсюда Сердобов считал

что в происхождении хакасов, тувинцев и саха огромную роль сыграли

кереиты.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Хаас - по якутски гусь.

Каса - на самодийском народ, люди.

Хонгорой - самоназвание хакасов.

К.Менгес считал этноним сагай кетско-енисейским по происхождению.

Утверждая что у них тотемом была белка, у теленгитов божество сангай,

ему посвящают белок.

Link to comment
Share on other sites

Г.В.Ксенофонтов о кангаласцах приводит такую присказку из хоровода-осуохая:    Хангалас хааhын курдук дуу (Как кангаласский гусь)

                         Ханыылаhан иhиэгин,  (Сроднимся вместе),

                     Хонгор хааhын курдук дуу (Как хонгоройский гусь)

                 Холбоhоохтоон иhиэгин (Соединимся вместе) (Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.30).

Василий, перевод Г.В.Ксенофонтова приведен без искажений?

Мне кажется, тюркский гусь (с недолгим гласным, так?) ничего общего не имеет с самодийским человеком. Здесь уже много раз говорили об опасности использования и ссылок на случайные совпадения. А, что якутский гусь, он с долгим гласным? Или здесь эмфатическая долгота? Или что другое? В хакасском, например, хас "гусь" и хаас "качинец" (вы об этом хотите сказать?) разделены.

Общее замечание. Интерпретация эпических сказаний, вообще фольклора - дело занятное. Взять, например, "Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла". Это можно интерпретировать, как материал для реконструкции протославянской культуры и антропологического портрета древнего русского человека: "древние славяне жили на широких равнинных просторах, они были белолицы, волосы их были кудрявы" :) . Это шутка, конечно. Еще нужно помнить, что мифы, вернее, мифологические сюжеты, слова, которыми они описываются (репертуар и участники, обратите внимание, одни и те же: юноша-сирота, чудесное рождение, может быть рождение из яйца, конь-помощник, мудрый отец, тяжкие испытания, обретение невесты...) имеют обыкновение кочевать по свету только так. А вспомните совсем недавнего (по историческим меркам) "Волшебного мертвеца" (я читал его когда-то на старописьменном монгольском :) ). Это просто чудо, что мы знаем, что он пришел из Индии.

Да, а откуда вы взяли, что хонгорой - это самоназвание хакасов? Хакасы так себя называют и сейчас? Или это принадлежит какой-то эпохе? Я вижу, к чему вы клоните: хонгорой - хангалас - кангалас - канглы. Хотя с другой стороны: хонгорой - хоорай - хоори - хори. Получается, что хоринские и кангалаские якуты-саха - одно и то же. :)

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Кангалас - самоназвание камасинцев. Правда кетского происхождения и

звучит что то вроде камагиенсы и т.д. Старинный припев осуохая это не

сказочный мотив, здесь хаас мог быть употреблен именно в качестве слова народ, а не гусь, иначе непонятен сам смысл текста.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...