АксКерБорж Опубликовано 3 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2010 Сегодня по РТР показали репортаж про Назарбаева Нурсултана Абишулы - президента Казахстана, обещали продолжить его завтра как о лидере нации, которая процветает. Со слов самого президента принятый парламентом новый закон о лидере нации неправильно истолкован на русском языке, правильно называть глава народа, что по-казахски ел басы. Для сравнения: каз. Ел басы, туркм: Туркмен баши. Оставлю без комментариев озвученную его идею о возведении в степи лесов (хотя и можно задаться логичным вопросом - в какой очереди стоит у казахского народа данная проблема сейчас, на первом месте или на 1000-ном?). Более интересен был комментарий музейного работника (прим: музей первого президента Н.А.Н.) о том, что прямым предком Назарбаева является Карасай батыр. Специально покопался в своих собранных шежире и накопленных за годы записках, но не то что такой связи, но и имени Карасай в шежире рода шапырашты не нашел, может у меня что-то зафиксировано неверно? Кто подскажет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 4 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2010 Сегодня по РТР показали репортаж про Назарбаева Нурсултана Абишулы - президента Казахстана, обещали продолжить его завтра как о лидере нации, которая процветает. Со слов самого президента принятый парламентом новый закон о лидере нации неправильно истолкован на русском языке, правильно называть глава народа, что по-казахски ел басы. Для сравнения: каз. Ел басы, туркм: Туркмен баши. Оставлю без комментариев озвученную его идею о возведении в степи лесов (хотя и можно задаться логичным вопросом - в какой очереди стоит у казахского народа данная проблема сейчас, на первом месте или на 1000-ном?). Более интересен был комментарий музейного работника (прим: музей первого президента Н.А.Н.) о том, что прямым предком Назарбаева является Карасай батыр. Специально покопался в своих собранных шежире и накопленных за годы записках, но не то что такой связи, но и имени Карасай в шежире рода шапырашты не нашел, может у меня что-то зафиксировано неверно? Кто подскажет? Он был, у меня шежере НАНа есть. Главное в том, что после Казбека Таусара, фальсификатора историии Карасая стали на руках носить, хотя чисто карасаев было не меньше десятка из разных племен, всех их в одного человека слили и получили супер-батыра. А до этого Карасай был региональным батыром которого кроме его потомков мало кто помнил. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 4 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2010 Фантом шапрашты Карасай Мы намеренно привели эту внушительную цитату. У авторов всех нынешних текстов о Карасай батыре есть одна особенность. Они поголовно ссылаются на книгу «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін», как на первоисточник о Карасай батыре, не предполагая даже, что книга эта может оказаться чистой фантазией. Однако это так. Вообще-то Карасаев в казахской истории было много. Исследователи насчитали как-то 33 Карасая из самых разных казахских родов, упоминаемых в авторитетных шежiре – родословных казахов. Например, на западе Казахстана известен Карасай батыр, потомок Едiге-би, ногайлинского правителя Алтын-Орды, но он жил гораздо раньше периода джунгарского нашествия. Остальные Карасаи до появления книги «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» ничем особенным в устных преданиях казахов, которые сфальсифицировать трудно при всем желании, не выделялись. То есть все описанные боевые победы Карасай батыра из рода шапрашты – это миф?! Карасай – это нечто, наподобие сказочного русского Ильи Муромца. Справедливости ради нужно сказать, что у рода шапрашты действительно был родовой клич «Карасай!», с которым жигиты садились на коней. С этим кличем шапраштинцы защищали свои родовые земли. То есть у рода шапрашты был когда-то свой батыр Карасай местного значения. Но про его великие деяния ничего не было известно до тех пор, пока в 1993 году литератор Балгыбек Кыдырбекулы не объявил о своей находке – доселе неизвестной книге XVIII века «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін». По рассказам Балгыбека Кыдырбекулы, который называет себя правнуком шапраштинца Казыбек бека Тауасарулы, книги, написанные этим беком, были переданы в 1937 году государственному деятелю Уразу Джандосову для тиражирования. Но тут начались репрессии. Ураза Джандосова арестовали, и что стало с оставшимися у него работами Казыбек бека Тауасарулы, никому не известно. Мать Балгыбека сумела схоронить от чекистов единственную оставшуюся книгу Казыбек бека Тауасарулы. Ею и оказалась «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін». К слову сказать, Балгыбек Кыдырбекулы так и не показал никому книгу-первоисточник, схороненную от чекистов. Всем пришлось поверить в текст, напечатанный в 1993 году тиражом в 300 тысяч экземпляров. Согласно ему, мифологизированный Балгыбеком Кыдырбекулы Карасай из рода шапрашты поначалу жил во второй половине XVIII века. Однако позже его произвольно удревлили до конца XVII века. И в таком виде Карасай батыр вошел в последние источники, один из которых – сайт http://www.karasay.kz – мы процитировали выше. Про автора подозрительно мифической книги XVIII века «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» Балгыбек Кыдырбекулы писал, что Казыбек бек Тауасарулы закончил в свое время медресе Бухары, Самарканда, Багдада, Стамбула и получил затем дополнительное образование в Риме. То есть он переплюнул по образованности Чокана Валиханова, Абая, Ибрая Алтынсарина и Шакарима, вместе взятых. Но до публикаций Балгыбека Кыдырбекулы казахская история никакого Казыбек бека Тауасарулы почему-то не знала. Неистощимый на выдумку Балгыбек Кыдырбекулы сообщил еще, что после возвращения из Европы на родину Казыбек бек планировал построить под Капчагаем обсерваторию, но помешала война с джунгарами. Казыбек бек пошел на войну. http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20091110120242141&sec_id=9 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 4 июля, 2010 А здесь рождение Карасай батыра относят уже к 1598 г. (!)Казыбек бек (1692-1776) http://nklibrary.kz/elib/collect/otchizna/frmdeep.html В дни ожесточенных боев хан Есим набирает воинов в Семиречье. В 1620 году в его жасаке (отряде) было тридцать тысяч человек. Бои шли на берегу черного Иртыша. Руководить войсками 79-летний батыр Жанай из рода Шапырашты был не в состоянии. И знамена, которые носил он сам, торжественно вручает молодому батыру восемнадцатилетнему Карасай батыру. В этом бою героически сражался и Карасай батыр. Он берет в плен двух тайшы Ойрата Каракал и Тайлы, так как Ойраты в этой войне воевали в составе войск жунгаров против казахов. Карасай батыр своих пленников приводит к Есим хану и говорит: «Кто придет с мечем на землю казахов, вот так будет стоять на коленях». Оставшись довольным словами батыра Карасая, Есим хан говорит ему: «Отныне ты не просто Карасай, а Карасай батыром будешь». Карасай батыру в этом же бою большую оценку дает и Конырат-Алатау батыр. Он так и говорит Есим хану о Карасае: «Я много видел батыров, но еще не видел такого батыра как Карасай». В одном бою Карасай увидел, как Ойратский бахадур Олых ловко сразил казахов. Озлобленный Карасай батыр одним махом рубанул голову Олыха да с такой силой, что сабля разрезала тело пополам. За это Есим хан поблагодарил Карасай батыра. Опасаясь сглазить целует его руку. Второе сражение, которое принесло болышую славу Карасай батыру произошло в 1643 году. В это время на троне сидел хан Жангир. Ойратские нояны (мушкетеры) взяли в плен хана Жангира. Изучая боевые действия, поражаешься полководческим способностям Карасай батыра. Он был не только силачом, как русский богатырь Илья Муромец, но был и хорошим полководцем как Суворов, хорошим стратегом. Карасай батыр, когда вел свои войска в атаку, держал в руках две сабли. Обычно он рубил врагов двумя руками, тем самым прокладывал путь своим воинам. Итак, хан Жангир попал в плен. Руководство взял на себя Карасай батыр. По словам историков нам стало известно о том, что Карасай батыр свою последнюю битву завершает в 66-летнем возрасте, т.е. в 1664 году. Торгауты нападают на мирные аулы Найман и Жалайырцев. Карасай батыр со своим другом Агынтаем выгоняют врагов с казахской земли. Как мы уже говорили о том, что Карасай батыр вел сражения с жунгарами на горе Буркитты: гора находится вблизи Окжетпеса. Оттуда через Айыртау Карасай батыр погнал жунгаров в сторону реки Тобыл. Он был очарован красотой Кокшетау и Айыртау. В мирное время согласовавшись с Агынтаем батыром, переезжает на постоянное место жительства в Айыртау. Он умер в 1671 году. Похоронен в местности Айыртау в Кокшетау (?). Сегодня мы радуемся тому, что наши дети, внуки, поколение двадцать первого века будут знать имена великих ханов Аблая, Есима, Тауке и полководцев батыров: Карасая, Агынтая, Богенбая, Кабанбая, которые сражались за независимость казахского народа и целостность казахской земли. Они были предвестниками свободы и суверенности нынешнего Казахстана. Прямой потомок Карасай батыра - Нурсултан Назарбаев достойно продолжил начатую предком борьбу за независимость и целостность казахской земли. Кстати, мифичесого Казыбек бека Тауасарулы (як.1692-1776), як. автора «Туп-Тукиянымнан озіме дейін» умудряются ставить в один ряд с такими известными батырами как Кабанбай, Богембай, Отеген, с которыми он воевал бок о бок... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 4 июля, 2010 Интересно, у покойного Туркмен баши Сапармурада Ниязова наверное в свое время тоже нашлись великие предки - батыры, боровшиеся за независимость и целостность туркменского народа? Что-то нечто похожее я встречал то ли про Медведева, то ли про Путина, только вместо батыров упоминалась кажется дворянская принадлежность... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 июля, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 июля, 2010 Из википедии явствует, что Ниязов был сиротой. Сапармурат Ниязов родился 19 февраля 1940 года в селении Кипчак. Его отец Атамурат Аннаниязов работал учителем. В 1941 году он добровольцем ушёл на фронт и, согласно официальной биографии Ниязова, 24 декабря 1942 года Атамурат Ниязов в звании командира отделения 535 гвардейского полка, 2-й гвардейской дивизии погиб в боях за Кавказ[1]. По другим данным, отец в районе посёлка Чиколы Северной Осетии раненым попал в плен и тут же был расстрелян немцами[1]. Мать Гурбансолтан-эдже, а также братья десятилетний Мухамметмурат и шестилетний Ниязмурат погибли во время ашхабадского землетрясения 1948 года[1][2]. Став сиротой, Сапармурат попадает в детский дом. Закончив с отличием[1] среднюю школу, в 1959 году он начал работать инструктором Туркменского территориального комитета профсоюза рабочих и служащих геологоразведочных работ. Член КПСС с 1962 года. Продолжил образование в Ленинградском политехническом институте, где в 1967 году получил диплом инженера-энергетика. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ardel Опубликовано 4 августа, 2010 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2010 Об этой книге и Карасай-батыре говорилось много и критики было достаточно. На мой взгляд наиболее трезвая оценка дана И.Ерофеевой http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3920-%d1%84%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%ba-%d1%85%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8-%d0%b2-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5/page__st__60 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 4 августа, 2010 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2010 Карасай - обычный барымтач (таких сотни у каждого руы)... ну уж с Кабанбаем или Есетом или Жаныбеком - его современниками ... ну ни в какое сравнение не идёт... ну нет среди шапырашты "не надутых".... хоть убейся... печально (Жамбыла не приводите ... буду смеяться), но факт... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться