Перейти к содержанию
Aza

Баруласы-Барласы

Рекомендуемые сообщения

Что вы? Монголы были п о л н о с т ь ю а с с и м и л и р о в а н ы среди кипчаков ввиду абсолютного меньшинства.

Интересно, что кыпчаков оставалось очень мало. Они были перебиты, остальные бежали в Европу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все это только Ваши предположения. Кстати, почему все утверждают, что большинство подданых были тюрки? Лично я уверен, что большинство жителей Маверанахра были таджики, у иль-ханов большинство были иранцы, а у Джучи - русские.

1. Значит, вы признаете тюркизированность узбеков (европиеоидной части - сартов)?

2. Я вообще-то и имел ввиду степи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Тем не менее, они находились под сильным культурным влиянием узбеков.

2. Прецеденты не имеются, али жду доказательства.

3. Вообще-то я утверждал обратное, а вы - это самое.

1. Под чьим культурным влиянием? Узбеков или сартов? Когда? В 20 веке?

2. Y-Днк.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Под чьим культурным влиянием? Узбеков или сартов? Когда? В 20 веке?

2. Y-Днк.

Читаем курс новой истории. Сарты - ваши выдумки.

"Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Туркестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием узбек связывается всегда более благоприятное представление об образованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмыки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками" (А.Вамбери. Путешествие по СА. - М.: Восточная литература, 2003. стр. 172).

2. Чушь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Saraf1/frametext32.htm

...Племя каджар составилось в монгольский период из тюркизованных осколков трех племен — солдуз, джелаир и тангут, т. е. двух монгольских и одного тибетского племени (Петрушевский, Очерки, стр. 95)...

Ну, а это как объясните тогда? Каджары - тюркское племя и жило среди курдов, то есть не тюрков, а составлено из двух монгольских и одного тибетского племени. Может быть узбекскую или казахскую музуку слушали по ютубу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Значит, вы признаете тюркизированность узбеков (европиеоидной части - сартов)?

Выделит среди европеоидных узбеков тюркизированных согдийцев или потомков домонгольских тюрок трудногото,поскольку ни все домонгольские тюрки на территории Уз. были монголоидами, карлуки по описанием араба Масъуди походили на "сартоида", он сравнил огузов и карлуков, по его описаниям огузы были монголоиды, а карлуки нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читаем курс новой истории. Сарты - ваши выдумки.

"Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Туркестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием узбек связывается всегда более благоприятное представление об образованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмыки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками" (А.Вамбери. Путешествие по СА. - М.: Восточная литература, 2003. стр. 172).

2. Чушь.

1. В Маверанахре в позднее средневековье 2 группы были основными: узбеки и таджики. Первые отражали власть и воинское сословие, а вторые духовенство и культуру. Думаю, что кыргызам, кыпчакам и калмыкам были ближе узбеки.

2. Не совсем понял про какой период Вы говорите:

1) барласы поселились когда узбеки были кочевали в Дашт-и-Кыпчаке;

2)или Вы под узбеками понимаете карлуков? Тогда под казахами Вы понимаете барласов что-ли? :)

3. Про автохонность барласов Ваше утверждение не понял. Если Вы подразумеваете автохонность барласов, то должны признать и автохонность монголов и Чингизхана в Средней Азии - они ведь согласно родословным происходят от одного предка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выделит среди европеоидных узбеков тюркизированных согдийцев или потомков домонгольских тюрок трудногото,поскольку ни все домонгольские тюрки на территории Уз. были монголоидами, карлуки по описанием араба Масъуди походили на "сартоида", он сравнил огузов и карлуков, по его описаниям огузы были монголоиды, а карлуки нет.

Посмотрите на бывших монголоидов - огузов в Турции, Туркмении и Кавказе. Так же карлуки изменились во внешности. Кто-то стал кавказоидом, кто-то памиридом. Сохранили язык, а сами растворялись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читаем курс новой истории. Сарты - ваши выдумки.

"Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Туркестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием узбек связывается всегда более благоприятное представление об образованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмыки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками" (А.Вамбери. Путешествие по СА. - М.: Восточная литература, 2003. стр. 172).

2. Чушь.

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

К началу ХХ века после упразднения Кокандского ханства, и последний период существования Бухарского эмирата и Хивинского Ханства в междуречье Сырдарьи и Амударьи образовалось неоднородное по своему языку, культуре и образе жизни население состоящее из населения, условно разделяемых на три группы.

С точки зрения национальной идентичности и значения этнонима, следует отличать современных узбеков от кочевых дештикипчакских узбеков периода XV—XIX столетий. Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей:

-дешти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI в.;

-примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов;

-сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой, а также тюркизированного населения персидского происхождения.

Первая и вторая группа численно преобладала, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом (большинство ханов Кокандского и Хивинского ханства а также Бухарского эмирата были из представителей этой группы).

Представители третьей группы населяла исключительно большинство городов и крупных селений;

Каждый из этих групп а в особенности первая и вторая группа в свою очередь разделялась на множество родов и племен постоянно конкурировавших между собой. Часто эта конкуренция переходила в длительную межородовую вражду. После завоевания среднеазиатских государственных образований со стороны России в XIX веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Однако в начале XX в. они все ещё не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых — жителей городов и земледельческих селений и скотоводов — кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы и т. д., вторые — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы, мангиты, иронийцы, кунградцы, локайцы, дурмены минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее всего было около 92 племен.

Как видно из вышеизложенного процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. В Маверанахре в позднее средневековье 2 группы были основными: узбеки и таджики. Первые отражали власть и воинское сословие, а вторые духовенство и культуру. Думаю, что кыргызам, кыпчакам и калмыкам были ближе узбеки.

Согласно статистическим данным, таджики составляли 6-7 процентов населения региона. Основными группами были узбеки и казахи.

Остальные ваши вопросы спекулятивны, не буду отвечать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Согласно статистическим данным, таджики составляли 6-7 процентов населения региона. Основными группами были узбеки и казахи.

Остальные ваши вопросы спекулятивны, не буду отвечать.

Ув. Канишка - а где тогда жили таджики, если они составляли всего 6-7 %. населения Мавераннахра. Как я понимаю, таджиков было множество даже в Ферганской долине - они постепенно ассимилировались, потом возьмем те Самарканд и Бухару, о которых Вы упоминали, таджики в этих городах жили всегда, причем большинством.

Интересно посмотреть эти статитические данные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно статистическим данным, таджики составляли 6-7 процентов населения региона. Основными группами были узбеки и казахи.

Остальные ваши вопросы спекулятивны, не буду отвечать.

"Спекулятивно" это резко сказано и, к тому же зря: если говоришь "А" надо говорить "Б".

Если сказано, что барласы автохоны, то надо дальше развивать мысль, если нет - то нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ну, а это как объясните тогда? Каджары - тюркское племя и жило среди курдов, то есть не тюрков, а составлено из двух монгольских и одного тибетского племени. Может быть узбекскую или казахскую музуку слушали по ютубу?

Т.е. эти каджары были тюркизированы еще в монгольское время, потом поселилось среди курдов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. эти каджары были тюркизированы еще в монгольское время, потом поселилось среди курдов.

То есть, в Иран в 1256 г. вступило войско Хулагу-хана было уже "отюреченным"? Сулдузы, джалаиры и тангуты в 1256 году говорили уже по тюркски? Так как в Иране "отюречиться" было тяжелее, думаю логичней было "обираниться"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

alp-bamsi, к чему эта копипаста из Этнического атласа? Своего мнения нету? Тем более, она не имеет отношения к сабжу.

1. Эти копипасты передают мои мнения. Если б я говорил без "копипастов" все равно спрашивали бы источники.

2. Здесь сказано о происхождении узбеков, их этническом составе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть, в Иран в 1256 г. вступило войско Хулагу-хана было уже "отюреченным"? Сулдузы, джалаиры и тангуты в 1256 году говорили уже по тюркски? Так как в Иране "отюречиться" было тяжелее, думаю логичней было "обираниться"

Наверно в составе войск было много тюрков, вот и ассимилировались среди них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно в составе войск было много тюрков, вот и ассимилировались среди них.

В 1218 году отряды Джэбэ совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка вторглись в земли каракитаев

Это же научное открытие! Можно вычислить срок "отюречивания" монголов и тибетцев - 38 лет (1256 - 1218), ровно 3 мушеля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрите на бывших монголоидов - огузов в Турции, Туркмении и Кавказе.Так же карлуки изменились во внешности. Кто-то стал кавказоидом, кто-то памиридом. Сохранили язык, а сами растворялись.

Не все пришлые тюрки приехавшие со времен Тюркского каганата были монголоидами. А потомков монголоидных огузов можно встречать лишь среди туркменов. А там в малой Азии наверно было какое-то тюркоязычное население до огузов, огузы были слишком мало (10 тыс. кибитков) чтоб всех отюрчит

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не все пришлые тюрки приехавшие со времен Тюркского каганата были монголоидами. А потомков монголоидных огузов можно встречать лишь среди туркменов. А там в малой Азии наверно было какое-то тюркоязычное население до огузов, огузы были слишком мало (10 тыс. кибитков) чтоб всех отюрчит

А может все куда проще? Может язык завоевателей был в престиже? В смысле язык пришлых дворян...

Если язык малочисленного народа стал доминировать над языком многочисленного это говорит о том что малочисленные скорее всего завоевали многочисленного и тем самым возможно навязали свой язык, а может был какой нибудь союз...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Были ли тюрки только монголоидами и раздатчиками тюркского языка немонголоидам?

Сторонники традиционной исторической науки представляют тюрков только монголоидами и из этого делают неверные выводы. Например, прародиной тюрков обычно считается Алтай или Центральная Азия. Но некоторые из них, находя в древнейшем слое этого региона немонголоидные черепа, утверждают, что якобы и в этих регионах до прихода сюда тюрков жили индоевропейцы. Получается парадоксальная ситуация: традиционная историческая наука одной рукой определяет тюркам прародину, другой рукой отнимает ее. В итоге из-за признания тюрков только монголоидами, тюрки остаются без места формирования, как будто они в готовом виде свалились из космоса. На деле, найденные археологами в древнейших слоях Алтая и Центральной Азии немонголоидные черепа лишь доказывают, что тюрки с самого начала были и монголоидными, и немонголоидными.

Среди современных тюркоязычных народов немонголоидных несравненно больше. Из этого факта традиционалисты делают вывод, что монголоидные тюрки-кочевники, переселяясь на территории оседлых народов, сравнительно быстро отюречивают их по языку, не успев передать им свою монголоидность. Для подтверждения своего постулата авторы подобного взгляда придумали даже оправдание: оказывается, тюркский язык очень легок для усвоения.

Так, по мнению традиционалистов, т.е. сторонников европоцентризма, в Казахстане, Западной Сибири, Средней Азии, Урало-Поволжье, на Кавказе и Северном Причерноморье раньше жили только ираноязычные скифы, сарматы, аланы-асы, хорезмийцы, согдийцы, парфяне (парды), тохары, кушаны, усуни, но в IV в.н.э. сюда пришли тюркоязычные хунны (гунны), в VI в. — тюрки, и к VII веку местные ираноязычные народы были по языку ассимилированы. Выходит, немонголоидные современные тюркоязычные народы указанных регионов — это не наследники древних хунно-тюрков, а потомки индоевропейцев, поменявших под влиянием тюрков свой родной язык на тюркский.

При серьезном рассмотрении довольно быстро становится ясной ошибочность такого взгляда на формирование многих так называемых немонголоидных тюрков. В истории много примеров того, что пришлые, т.е. не только переселенцы, даже сильные завоеватели, создавшие свое государство на завоеванных землях, обычно сами ассимилируются среди местных народов. Например, немецкоязычные франки захватили территорию обитания галло-романцев, в ХI в. создали государство франков, но вскоре сами ассимилировались среди местных галло-романцев, и в результате сформировался местный французский народ с этнонимом пришлых немцев-франков.

В VII в. н.э. тюркоязычные болгары пришли в один из регионов Дуная, где к этому времени большинство населения составляли славяноязычные племена, и создали Болгарское тюркское государство, но через несколько поколений ассимилировались среди славян. В результате сформировался славяноязычный болгарский народ. Подобные примеры показывают, что ассимилируются не аборигены, а пришлые. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что пришлые тюрки-кочевники не могли так просто и везде ассимилировать местные, тем более культурные племена и народы.

Индоиранские народы, имея с III тысячелетия до н.э. до VI в. н.э. мощные государственные образования, следовательно, и высокую материальную и духовную культуру, по мнению этих ученых, в VI-VII вв. н.э. превращаются в тюркские народы под влиянием пришлых тюрков-кочевников. Поверить такому утверждению индоиранистов трудно, ибо по истории всюду мы наблюдаем обратную картину, т.е. пришлые кочевники, даже более культурные завоеватели чужих земель постепенно подвергаются ассимиляции под влиянием многочисленных аборигенов. Если бы аборигены были ираноязычными, то под влиянием тюрков-кочевников не могли бы принять тюркский язык, наоборот, обязательно должны были ассимилировать «пришлых» тюрков-«кочевников», передать им индоиранский язык.

Тюркизация местного населения могла произойти только в том случае, если «пришлые» тюрки составляли значительное большинство населения. Тогда они могли передать местному меньшинству не только свой язык, но и антропологический тип.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое отношение имеют к тюркоязычным южным европеоидам отюрчавшие светлые индоевропейцы? На территории Сибири и великой степи индоевропейские кочевники имели светлый тип европеоидности, а не южный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Это почему - известен именно распространенный у кочевников бронзового века южный и темно пигментированный типаж. А про язык гены ничего не говорят. Реликтов нет, топонимов нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Канишка - а где тогда жили таджики, если они составляли всего 6-7 %. населения Мавераннахра. Как я понимаю, таджиков было множество даже в Ферганской долине - они постепенно ассимилировались, потом возьмем те Самарканд и Бухару, о которых Вы упоминали, таджики в этих городах жили всегда, причем большинством.

Интересно посмотреть эти статитические данные.

Уважаемый Рустамбек.

Персоязычие распространилось в Самарканде и Бухаре в XI веке. Перевес оно получило в связи с гибелью и миграцией согдийцев и тюрок, а также обратным оттоком арабов. Но фактически население низовьев и верховьев Зеравшана вплоть до XIX говорили на «ягнобском» или новосогдийском языке. Ввиду общего упадка восточноиранской культуры они развития и численного увеличения не получили. В дальнейшем тюрки в XI-XVI селились в окрестностях городов или осваивали новые земли, тюркизация и ассимиляция не зафиксирована. Там, где доминировало таджикоязычие, оно доминирует до сих пор, в тех же городах Самарканде и Бухаре. А вот тюрки подвергались ассимиляции в крупных городах. Так, в 1926 году при переписи в старом городе обнаружили 41 839 человек, из них 27 823 назвались узбеками, 8 646 – таджиками. Не поверив этим данным и обвинив узбекскую сторону в фальсификации, Мухиддиновы, Гафуровы, Рахимбоевы и прочие Темиршоевы потребовали повторные исследования. Были проведены другие учеты – этнографические, для того, чтобы опрашиваемые могли более свободно, нежели при официальной статистике, отвечали на вопросы. Также проверены были медицинские учеты. В целом, из 220 махаллей 193 были таджикоязычны, но из 102 опрошенных на предмет национальности только 11 назвались таджиками, а 88 – узбеками. Повторные исследования и переписи не давали иного результата, что злило руководство новоиспеченного Таджикистана, но, увы, ничего сделать не смогли. Свое таджикоязычие они объясняли так: «Вахташ-ба эрон омадаги, лафзи ино тожик, мо тожики ёд гирифта омадаги» - «Когда пришли иранцы, а их язык таджикский, мы стали говорить по-таджикски». На вопрос, если они узбеки, то кто же тогда таджики, старые респонденты отвечали следующим образом: «Мо тожик гуфта эронихоя мегуфтем» - «Таджиками мы называли иранцев». Также примечательны рассказы, которые сохранились среди народа о суннитско-шиитской резне 1910 года, когда погибло 500 шиитов и сожжено множество иранских махаллей. Старцы рассказывали Сухаревой, что тогда была резня между узбеками и таджиками, подразумевая под первыми коренных жителей города – суннитов, а под вторыми – иранцев-шиитов. Фактически население города Бухары помнило свое племенное происхождение и относило себя к тем или иным узбекским племенам (катаган, дурман, мангыт), а также городским узбекским группам (каршинцы, ургенчцы).

Крайне интересны также наблюдения Александра Борнса. Александр Борнс вообще всех бухарцев называет узбеками. Отмечает, что свадьбы у них проходят по татарским обычаям. По внешности они не похожи на остальных татар (хотя другой автор, наоборот, пишет, что речь у бухарцев персидская с большой тюркской примесью, а внешность татарская). Он уточняет, что узбеки Бухары (города) говорят по-персидски, ибо некогда были подчинены Персии. Сами его знакомые бухарцы называют себя узбеками. Например, кушбеги ходил перед ним и маневрировал ружьем, одновременно восклицая: «Все вы недоростки, фиринджисы, где вам драться с узбеками! Вы ходите, как палки». О сохранении узбекских степных обычаев у других бухарцев он также сообщает. Вообще, советую проштудировать названных авторов, в первую очередь Маевского, Савельева, Сухареву, ну и Борнса с Вамбери.

В Самаркандской области более 60 процентов населения составляли узбеки, около 25 – таджики. Большинство они составляли в Ходжентском уезде – ок. 60 процентов против 34 процентов узбеков. Что касается самого города, то, по свидетельству Вамбери, «Обычное же число жителей составляет, вероятно, не более 15-20 тысяч, из них две трети – узбеки, треть – таджики» (Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. – М.: 2003. стр. 164). Все официальные статистические данные представлены на сайте demoscop weekly.

Интересны этнографические данные, собранные Кармышевой по югу Узбекистана и Таджикистана. Около 35 процентов таджиков являлись таджикизированными чагатаями, ок. 60 процентов – кулябским субэтносом. Также около 80 000 таджиков относили себя к тем или иным узбекским племенам, хотя говорили по-таджикски.

Экспансия персоязычия в Ферганскую долину и Ташкентский оазис имел менее интенсивный характер. На сегодняшний день треть территории Ферганской долины остается таджикоязычным, хотя по численности преобладают узбеки. С VI-VII вв. и в XI веке в Кашгаре, Ферганской долине, Ташкентском оазисе и низовьях Сырдарьи доминировал язык тюрков Хаканиййа, постепенно ассимилировавший согдийцев и остановивший экспансию персидского языка. Однако, опять же, города долины, бывшие персоязычными, до сих пор остаются таковыми. Это Ходжент, Уратюбе, Исфара, и более мелкие ремесленнические поселения. Известно только, что в 15 веке Маргилан был таджикоязычным городом. Это единственный пример тюркизации, и вполне объяснимый, поскольку в долине тюрки действительно составляли большинство, а также были оседлыми и цивилизованными. В остальных частых Маверауннахра кочевые тюрки быстро принимали персидский язык при ближнем контакте с персофонами. Хорезм и Термез имели свои иранские языки, постепенно исчезнувшие под влиянием таджикского и тюркского языков. Вдоль Сырдарьи в двенадцати городах проживали туркмены, представленные племенами огуз и карлук. Города Ташкент, Исфиджаб, Тараз были согдо-тюркоязычными. Как видно, разговоры об однозначном преобладании персоязычия в Маверауннахре преувеличены.

Касательно статистики таджиков. Их количество в XV-XIX веках оценивали в пределах 6-9 процентов. Они были более многочисленными в XI-XIII вв., однако нашествие монголов несколько изменило этнический облик региона. Но и до нашествия тюрки не были в меньшинстве, а считались одним из большинств наряду с персофонами.

«В настоящее время группировка народностей в русской части Т. и численность их представляется в следующем виде. Главную массу населения составляют тюрко-монгольские народы, занимающие всю степную и часть горной области края; наиболее типичным и многочисленным представителем их являются киргизы (36% всего населения), распадающиеся, в свою очередь, на степных киргизов, или казаков (29%), и горных каракиргизов (7%). Киргизы населяют равнинные местности, преимущественно в Сырдарьинской и Семиреченской обл.; часть их живет в сев.-зап. углу Закаспийской обл. Каракиргизы живут в горах, главным образом Семиреченской и Ферганской обл. И те, и другие ведут пастушеский образ жизни, живут круглый год в войлочных юртах (палатках) и занимаются почти исключительно скотоводством; местами, при благоприятных условиях, киргизы понемногу занимаются земледелием (Семиреченская и Сырдарьинская обл.) и начинают обращаться к оседлому быту. Другой в значительной мере также пастушеской народностью являются туркмены (5%), представляющие господствующее население Закаспийской обл.; некоторые племена их (текке и друг.), живущие у подошвы Копетдага и по pp. Теджену и Мургабу, уже занимаются земледелием и имеют постоянные местожительства, но основным промыслом их все-таки является первобытное степное скотоводство, и до сих пор туркменские селения представляют странное смешение глиняных мазанок с юртами. К тюрко-монгольским народам относятся также узбеки и кипчаки (19%), составляющие главную массу населения Самарканда и некоторых мест Ферганской и Сырдарьинской обл. Огромное большинство узбеков в настоящее время уже совершенно осело и занимается земледелием, садоводством и проч. Так как небольшая часть узбеков все-таки еще ведет кочевой образ жизни, то можно предположить, что общее количество кочевников в Т. лишь немногим менее половины всего населения края. После киргизов первое место по численности занимают так называемые сарты (24%), народность, происхождение которой точно не известно, но которая, несомненно, является продуктом смешения арийцев с тюрко-монголами с преобладанием первых; доказательством этому служит, между прочим, и тип сартов, напоминающий иранцев, и их духовные качества. Сарты составляют массу городского и сельского населения в Фергане и в некоторых местностях Сырдарьинской и Самаркандской обл.: они очень подвижны, ловки, способны и более других местных народностей склонны к торговле. К сартам же должны быть отнесены таранчи, живущие в количестве нескольких десятков тысяч в оазисах Семиреченской обл. и занимающиеся земледелием. Коренное иранское население края в настоящее время немногочисленно; остатки его сохранились под именем таджиков (9 1/2%), живущих в горах Ферганской и Самаркандской обл. и занимающихся земледелием».

http://gatchina3000.ru/big/103/103432_brockhaus-efron.htm

Примерно такие цифры приводят и авторы 18-19 веков. Так было и позже. Так, по данным официальной статистики, в 1914 году в Туркестане проживало 7,3 миллионов человек, в Ферганской области мусульмане составляли 98,3%, в Самаркандской – 69,1%, в Сырдарьинской – 92,8%. По другим (оценочным) данным, в 1913 году население края без двух ханств составляло 9,5 млн человек, из них тюрки – 88,4%, таджики – 6,9% , русские – 3,7%. Другие данные, которые я нашел у Мустафа Шокая: узбеки составляли 39,2% населения края, киргизы – 19,5%, каракиргизы – 13,5%, русские – 9,1%, таджики – 7,3%. туркмены – 4,9%, каракалпаки – 1,3%, кашгарцы – 1%. Иначе, тюркское население составляло около 80%, и узбеки – почти половину.

Касательно населения двух ханств, официально не входивших в состав империи и поэтому не учитывавшихся при статистических исследованиях:

«В Бухаре и в Хиве преобладающей народностью являются узбеки; за ними в Бухаре следуют сарты, таджики, туркмены и киргизы, а в Хиве — туркмены и киргизы;»

http://gatchina3000.ru/big/103/103432_brockhaus-efron.htm

«Узбеки (правильное произношение: Ozbeg). — Под У. в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 млн., по Вамбери), в Хиве (около 257 тыс., по Кузнецову, 1896 г.), в афганском Туркестане (200 тыс., по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579740 д., по Аристову), общей численностью в 2037240 д., занимая в этих территориях с XVI в. положение политически господствующего элемента».

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/104/104114.htm

Это без учета так называемых сартов, которыми числились узбеки Ташкентского оазиса и Ферганской долины. Отметим, сарт – это условное обозначение для неплеменных узбеков, и в дореволюционной литературе они фигурируют как часть узбеков:

«узбеки (чистые — собственно узбеки, кипчаки, тюруки и др.; смешанные с иранскими элементами — сарты);»

http://gatchina3000.ru/big/103/103729_brockhaus-efron.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое отношение имеют к тюркоязычным южным европеоидам отюрчавшие светлые индоевропейцы? На территории Сибири и великой степи индоевропейские кочевники имели светлый тип европеоидности, а не южный.

В.В.Бунак: «В степных пространствах Средней Азии и Южной Сибири в глубокой древности сложилась особая группа типов, отличающаяся от средиземной группы более широким и высоким лицом, узким носом, массивным надбровьем, более прямыми волосами, -евразийская ветвь. К ней следует отнести древнейшие типы, известные по краниологическим материалам афанасьевской и андроновской культур, и, вероятно, некоторые другие, более западные. В современную эпоху евразийская группа представлена каспийским типом у туркмен и азербайджанцев ... ». (153)

Обнаружение преимущественно европеоидных черепов с монголоидной примесью в захоронениях «андроновской» (алакульской) культуры, потомки которой идентифицируются китайскими источниками как тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...