Турист Опубликовано 13 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2016 А КБ, если терзают сомнения, то становитесь ученым )))) Верной дорогой идете 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 25 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 25 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2016 В 13.12.2016 в 16:26, АксКерБорж сказал: Емнип Турист в этой или в другой теме все пытал меня, что мол у казахов отгонное скотоводство, т.е. полукочевники, а мол в Монголии не отгонное, а круглогодичное как в древности. Засомневался и правильно сделал, оказалось, что у народов Монголии совершенно такое же как и у нас отгонное скотоводство и даже заготавливается на зиму сено: Смотрите товарищ: часть вашего интернет-планктона говорит, что они исконные номады и что тюрки научили монголов животноводству. 1. Я не видел подобных заявлений с монгол.стороны. 2. Ваши предки сотни лет уже полукочевники что неплохо, а замечательно. Но зачем тогда "гнать" халхасцам которые до сих пор кочуют ? К примеру, кыргызы как потеплеет выгоняют скот на "жайлоу" ставят временные юрты, а осенью возвращаются в каменные дома. Разве это плохо ? Нет. Никто не говорит им что они не знают как со скотом обращаться, потому как они свое дело знают и среди нас меньше сумасшедших. В Калмыкии, тоже чабаны отгоняют скот на дальние пастбища (дальше от дома), но живут в вагончиках. Конечно, мы плохие не в юртах лето проводим. Но по вашей же странной логике мы тоже "кочуем", что глупость. Разница с кыргызами в наличии у них юрты. Назовите своих предков как хотите "оседлыми" или "полукочевыми", но если ты не проводишь в юрте (палатке, шалаше) весь календарный год, то ты не кочевник !. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 25 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2016 А заготовка сена, делание прививок, использование солнечных батарей и других это не показатель полукочевания, а показатель приспособления. Это не западло, понятно ? 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 Тувинская юрта ДҮНДҮК — дымовое отверстие (в юрте); зенит (астрологическое), например 'дүндүк шаар' прямо вверх; 'дүндүүштелир' - подниматься/взвиваться/взлетать прямо вверх (например, дым). МӨГЕЖЕ — крестообразная решётка обруча в дымовом отверстии юрты; 'мөгеже' соответствует глаголу 'мөгеер' 1) наклоняться, нагибаться; 2) кланяться кому-л.; 3) преклоняться перед кем-чем-л. ТОГАНА — обруч наверху юрты для закрепления жердей. Слово восходит, возможно, к 'тоқы ынаа', где 'тоқы' - древнетюркское toqï - класть, т.е. буквально "то, куда вставляются ынаа". ХАРААЧА — самая верхняя часть юрты, служащая для освещения, прохождения дыма от очага, для закрепления в нем 'мөгеже' и верхних концов жердей 'ынаалар', объединяет в себе понятия 'дүндүк', 'тогана' и 'мөгеже'. Видимо, корень слова соответствует глаголу 'хараар' - обозревать. ... https://vk.com/toogu_tuva?w=wall-105944631_7785 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 2 часа назад, Туран сказал: ДҮНДҮК — дымовое отверстие (в юрте); зенит (астрологическое), например 'дүндүк шаар' прямо вверх; 'дүндүүштелир' - подниматься/взвиваться/взлетать прямо вверх (например, дым). ТОГАНА — обруч наверху юрты для закрепления жердей. Слово восходит, возможно, к 'тоқы ынаа', где 'тоқы' - древнетюркское toqï - класть, т.е. буквально "то, куда вставляются ынаа". Ув. Туран, по моему: Дүндүк - это ночник, закрываемый на ночь (на всех тюркских ночь - түн, дүн). Тогана - это обод, обруч (кыргыз - тогун, татар - тугым, казах - тогын, тыва - дугун, у монголоязычных заимствованное из тюркского: халха - дугуйн, калмыки - тоган и т.д.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 В 25.12.2016 в 21:58, Турист сказал: Смотрите товарищ: часть вашего интернет-планктона говорит зачем тогда "гнать" халхасцам которые до сих пор кочуют ? К примеру, кыргызы Ну точно бармалей. Сам же выдвигает суперхидеи и сам же их опровергает. Все мои слова умудрился переиначить. Придется повториться - и казахи, и кыргызы, и халхасцы - давно уже не кочуют в полном смысле этого слова, у всех у них сезонное отгонное скотоводство! В 25.12.2016 в 21:58, Турист сказал: если ты не проводишь в юрте (палатке, шалаше) весь календарный год, то ты не кочевник ! Ну это вообще супер открытие, срочно надо выдвигать афтара суперхидеи на Шнобелевскую премию! Выходит весь юрточный Улан-Батор, то есть те монголы, которые по разным причинам не живут в благоустроенных квартирах - это кочевники. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 1 час назад, АксКерБорж сказал: Придется повториться - и казахи, и кыргызы, и халхасцы - давно уже не кочуют в полном смысле этого слова, у всех у них сезонное отгонное скотоводство! Монголы кочуют. И в самой Монголии и во внутренней Монголии. Опять наводите тень на плетень. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 19 минут назад, povodok сказал: Монголы кочуют. И в самой Монголии и во внутренней Монголии. Опять наводите тень на плетень. Валера, вы хоть понимаете о чем идет речь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 Съездите , и убедитесь сами. Может , тогда перестанете умника из себя строить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 29 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2016 аха Нүүдэл Өв тээсэн их нүүдэл баримтат кино. Дуу дүрс үнэхээр гоё болжээ. Их өв соё л минь... Алтайн хязгаар Ховд аймгийн Зэрэг суманд зураг авалт хийгдсэн гэнэ Опубликовано Үзэсгэлэнтэй 26 ноября 2015 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 18 часов назад, povodok сказал: Съездите , и убедитесь сами. Может , тогда перестанете умника из себя строить. Опять хамишь? Давай, давай, больше ни на что вы не способны. А что скажет Валера как "знаток" тюрко-монгольского кочевого скотоводства из Красноярска на мои аргументы? Классическое кочевое скотоводство, которое вы хотите приписать современным халхасцам, к вашему сведению, отличается современного отгонного или полукочевого скотоводства, например, тем, что: - оно в прошлом было на дальние расстояния и даже более 1000 км. - в этом участвовал абсолютно весь народ, никто нигде не оставался; - население кочевало со всем своим имуществом - скотом, юртами, скарбом; - все виды скота выпасались на пастбищах на подножном корму круглогодично, сено не заготавливалось, отчего всегда был риск массового падежа скота от джутов. Современному отгонному или полукочевому скотоводству, о котором вы наверно не слышали, характерны: - сезонные перегоны скота на относительно краткие расстояния в пределах 5 - 30 км. - основная масса населения не кочует, остается в местах постоянного проживания (учится, работает и т.д.), скот перегоняют на пастбища и обратно, а также пасут семьи скотоводов пастухов и чабанов; - наличие постоянных строений (жилищ, загонов и т.д.); - на сезонные пастбища вместе со скотом уходят исключительно семьи скотоводов; - производится как минимум частичная заготовка сена на зиму; - скот зимой, кроме лошадей на круглогодичной тебенёвке, содержится как правило в загонах. Даже внешне истинные кочевые скотоводы казахи Монголии и Китая не могут считаться кочевниками в полном смысле этого слова. Поэтому только наивный и неискушенный человек может думать, что вся Монголия живет до сих пор в юртах и круглый год кочует вместе со своим скотом с места на место. Специально для "знатока" вопроса Валеры: - кочуют нынче исключительно семьи скотоводов, пастухи и чабаны; - кочуют нынче не только семьи скотоводов, пастухи и чабаны в Монголии, но и в Кыргызстане, Казахстане, Туве, Калмыкии и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 Как всегда сопровожу свой коммент наглядным материалом. Халхаская семья скотовода в пути на пастбища (наверно "знаток" кочевого скотоводства Валера встретил в пути такую группу, что сбило его с панталыку , если бы он ездил со своим товаром по западной Монголии, то и казахов керей-керейтов назвал бы кочевниками): Стоянки пастухов и чабанов на летних пастбищах: Постоянная зимовка со стационарным жилищем, сараями и загонами для скота (прошу "знатока" номадизма обратить внимание на заготовленное на зиму сено ): Самые обыкновенные монгольские села (айл, хот-айл), в которых проживает все население страны: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 По традиции жанра я просто обязан специально для "знатока" тюрко-монгольского скотоводства залить фотки и про полукочевых казахов скотоводов: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 И даже в советское время в Монголии и во Внутренней Монголии (КНР) было также. Далеко и ходить не надо, есть прекрасный фильм "Урга: Территория любви" Никиты Михалкова (в пору, когда он еще не лез в политику ). В фильме монгольская семья скотовода на летнем пастбище. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 В Монголии ныне наверное дефицит пастбищ. В году эдак 2009-м заехали мы на речку Буянт, что в Архангае, пришел в гости к нам в лагерь местный монгол, они разговорились с нашим коллегой-монголом, он нам переводил ключевые фразы, и вот по ходу беседы он показывает с того места, где сидел, места в той же долине, где он летует, осенует, зимует и весенует) наверное нескладно по-русски написал, но надеюсь что все поняли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 Стараюсь не спорить с женщинами , больными и юристами , ибо бестолковое это занятие! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 8 часов назад, Туран сказал: В Монголии ныне наверное дефицит пастбищ. В году эдак 2009-м заехали мы на речку Буянт, что в Архангае, пришел в гости к нам в лагерь местный монгол, они разговорились с нашим коллегой-монголом, он нам переводил ключевые фразы, и вот по ходу беседы он показывает с того места, где сидел, места в той же долине, где он летует, осенует, зимует и весенует) наверное нескладно по-русски написал, но надеюсь что все поняли. А какая примерно площадь была у долины и сколько скота у этого халхасца? Если зимой и летом сидит в одной долине, его вряд ли можно назвать кочевником. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 3 часа назад, povodok сказал: Стараюсь не спорить с женщинами , больными и юристами , ибо бестолковое это занятие! Если ошибся будь мужиком признай это, а то какие-то нелепые отмазки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 30 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2016 А КБ, ничего нет постыдного что ваши земляки давно не кочуют. Не комплексуйте и не надо переиначивать систему животноводства. Если народы севера пасся оленей круглый год живут в передвижных строениях, то они кочевники. Если они часть времени проводят в стационарных домиках, то они юристы. И не надо хохмить с юртами, палатками и др. Вы наверно так лет 40 назад поступили на "юридический", думали наверняка по юности, что "юртоведческий" факультет ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 31 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 31 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2016 Государственная юрта в дворце монгольского парламента Төрийн гэр 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2016 13 часов назад, povodok сказал: Стараюсь не спорить с женщинами , больными и юристами , ибо бестолковое это занятие! В 24.12.2009 в 19:24, povodok сказал: Валерий Лопатин По отцу - из казаков Красноярского острога По матери - из крестьян Курской губернии Красноярск Валерий, знаем прекрасно что вы профессиональный тюрколог, монголовед и этнограф, даже спорить с вами бесполезно. Одна просьба, научите нас как щи варить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2016 9 часов назад, Мерген сказал: А КБ, ничего нет постыдного что ваши земляки давно не кочуют. Не комплексуйте и не надо переиначивать систему животноводства. Вы наверно так лет 40 назад поступили на "юридический", думали наверняка по юности, что "юртоведческий" факультет ))) Дуралей, даже бан тебе не помогает. Читай лучше выше что такое классическое тюрко-монгольское кочевое скотоводство и чем оно отличается от нашего с вами современного отгонного животноводства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2016 2 часа назад, Peacemaker сказал: Где мах? Где мясо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться