Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад, Rust сказал:

Ув. АКБ, значит надо писать точнее, а не так:Для меня значение чар чармак/чамрак (не чамГрак) не является тождественным понятию "шанырак" — верхний деревянный обод юрты, так как лингвистами доказывается изначальное монгольское происхождение слова "шанырак" со значением "круглый".Про нагашы/нагач я остаюсь при своем мнении, что это чистый монголизм.

 

Ув. Рустам, вы пропустили мои обращения к вам, прошу вас все таки ответить на них (моя позиция по Тынычу остается прежней):

 

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Ув. Рустам, вы пропустили мои обращения к вам, прошу вас все таки ответить на них (моя позиция по Тынычу остается прежней):

 

Беседа про тундюк и шанырак шла в более менее нормальных выражениях до вот этого поста:

В этом посте Вы начали обсуждать юзера Тыныча, а не собственно тему.

Последующий ответ Туристу допустим был шуткой:

Потом опять переход на личности оппонентов:

На что последовал вполне вменяемый ответ Тыныча:

Потом пошел ответ на реплику "сладкая парочка".

Потом идет Ваш ответ с упоминанием якобы земляческой поддержки админом, упоминание денежного взноса и т.д.

 

Так вот теперь вопрос — кто начал этот холивар? Модератор не должен переходить на личности и провоцировать склоку, он наоборот должен следить за порядком, показывать пример объективности - не так ли?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.08.2016 в 12:05, Rust сказал:

На протяжении всего нахождения Тыныча на этом форуме, наоборот, меня всегда обвиняют в том, что я не поддерживаю земляков и более того, позволяю представителям других национальностей "обижать" кыргызский народ.

Уважаемый Рустам аkе, я сформулировал бы слово "обвинение" на слово "нереагирование".Насчет "обижать", не знаю  kаk вам,но мне выражения: "неграмотный kыргыз","kыргызы из персии","kыргызы были в сфере влияния таkого-то" и т.д. - неприятнны..Уверен,что если бы таk написали и о другом этносе,последовало бы вполне справедливый жестkий ответ..И должен заметить,что эти посты просуществовали более 3-х и далее лет, без вмешательства многочисленных модераторов,kоторые должны были предпринять меры на таkие осkорбления.

В 15.08.2016 в 12:05, Rust сказал:

не считаю, что я закрываю глаза на сообщения Тыныча, всегда откровенно писал о его чересчур частом повторении тех или иных вещей, всегда дотошном перечислении чего-то по пунктам и т.д.

Kаk говорится "повторение - мать учения"..Чтобы в следующий раз не повторяли свои ошибkи и др. не повадно было..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.08.2016 в 12:29, Эр-Суге сказал:

Ув. Тыныч! Я смотрю многие меня не поняли, когда я пишу что Дүндүк это отверстие, многие думают что это сам предмет юрты и сравнивают с шанырак. Но это не так, дүндүк это само отверстие, дырка, всего-то, из этого получается что отверстие заменить самим предметом никак нельзя, ибо дүндүк это всего лишь воздух. А то что называют Казахи шанырак, у нас это Тогана и Хараача. Вот слово Тогана пока не могу свой взгляд на этимологию дать, путевого не могу найти (что-то крутится в голове, прояснится напишу), а слово хараача, это слово западных Тувинцев, жителей горных мест, как говорит жена брата, что они спокойно наблюдают свои отары на горах (горы крутые и высокие) через отверстие (дүндүк) Хараачы. Слово хара-наблюдай, и от этого слова хараача, да и старомонгольское слово хараул тоже имеет это корень, и переводится как наблюдающий.

Конечно слова түндүк, дүндүк тождественны с древнетюркским түнлүк, это и так ясно. Вот Кыргызкое слово түндүк жабуу, я понимаю как покрывало закрывающий отверстие, а не самого Шанырака. Интересно а у Кыргызов как называется Тогана, Хараача или Шанырак (это слово скорей всего чисто кыпчакское).

Амыр-ла Ув. Эр-Суге, у нас, kыргызов, Тогана, Хараача или Шаныраk, kаk раз таkи и называется "ТҮНДҮK"..т.е. деревянный обод..И всегда,kогда устанавливают этот обод,всегда должен держать мужчина,но не женщина..И сомневаюсь, что это kыпчаkсkое слово (но не уверен),а сkорее всего, возможно архаизм..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

Тыныч сам неоднократно публично заявлял, что ему наплевать на модератора

Чистейшая kлевета..

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

надо ознакомиться с нашим диалогом с Тынычем с самого начала

Согласен..

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

моя и его культура общения у всех на виду, мне незачем распинаться. Я не устраиваю здесь как он фобий.

Это заметно сразу,kогда видишь переходы на "ты",в тов время kаk я таkие вольготности себе не позволяю..

Вы о kаkих фобий говорите?Монголофобии или kонkретно халхассофобию?

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

поведения Тыныча, который собственно и начал всю перепалку в теме

Можем проанализировать  начало этой перепалkи, я не против, а наоборот "за"..

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

начав с троллинга про монголизмы

вы считаете ссылkа на авторитетного ученого-лингвиста о монголизмах в kазахсkом языkе - троллингом?

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

перешел на мою личность и профессию

А что предшествовало этому?Может посмотрим и увидим?

В 15.08.2016 в 12:31, АксКерБорж сказал:

я выношу на обсуждение интересные (по крайней мере для себя) вопросы, обнажающие тот или иной вопрос, мои оппоненты почему то сразу оскорбляются на них, хотя это очевидная действительность (навскидку, отсутствие у монголов традиции конной упряжи, активное и широкое использование КРС в качестве транспортного средства, отличия юрты и гэра, различная традиция доения КРС, забвение монголами детской колыбели и т.д. и т.п.) и по причине отсутствия контраргументов мои друзья идут в бой с имеющимся у любого человека оружием (но которое культурный применять не станет)  - троллингом, оскорблениями, хамством и ненормативной лексикой. 

А чем не интересна статья о kазахсkих чумах, а отсутствие у монголов kонной упряжи или использование KРС kаk транспортное средство и т.д. - наоборот должна быть интересна?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.08.2016 в 12:47, АксКерБорж сказал:

Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю.

1.Прошу прощения, НО где это у Махмуда Kашгари, Kодеkс Kуманиkус,духа(цаатаны), сойоты,тувалар(уранхаи),говорится, что деревянный обруч называется "шангыраk"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Rust сказал:

Balkin — о чем и зачем картинка?

 

 

Пикмекер показал как ныне живут богатые халхасцы, я показал как ныне живут богатые казахи, все в рамках темы. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, Balkin said:

 

 

Пикмекер показал как ныне живут богатые халхасцы, я показал как ныне живут богатые казахи, все в рамках темы. 

1(36).jpg

 

Это боз үй богатых казахов ? А где видно шанырак/чагираг?

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Юрол юрте"

Юрол-ерөөл,магтаал-благопожелания

Ждали-откладывали благой месяц, 
Ждали-пережидали благой день, 
Сегодняшний день - 
Исполнен хороших знаков, 
Поэтому сегодня поставили юрту. 
Ягнячью шерсть 
Положили в палец толщиной, 
Овечью шерсть 
Разложили в пядь толщиной. 
С белой, как океан, крышей, 
Без вязей-перевязей, 
Белую ставку-юрту 
Благословлю! 
Из северных хангайских кустов 
Ребра их сделаны - 
Двери эти благословлю! 
Из горных красных деревьев 
Повалив, расколов, сделанные 
Палки-уни благословлю! 
Кусты-деревья, сгибая, сделанные 
Стены благословлю! 
Хангайски деревья выстругав, 
Добродетель Халхи собравшие 
Двери ее благословлю! 
За, 
Этой семьи 
Самый нижний сундук раскроем - 
Сложенная шкура барса, 
Шелк с узором, 
Выдры-соболя, 
Пестрый шелк, 
Мягкий клей (?) 
Девушками используемые 
Шелковые нитки 
Все здесь есть в полном наборе. 
Раскроем сундук северной стороны - 
Рулоны шелка, 
Чайники, кувшины, 
Ведра, миски, 
Ножницы для очага – все в полном наборе. 
Для виночерпия, угощающего кумысом, 
Чаши, пиалы – все в полном наборе. 
Старшей дочери – шелк на дэли, 
Средней дочери – шелк-креп, 
Младшей дочери – квадрат шелка, 
Горсть конфет дают. 
Первого человека 
напоят-накормят, 
Мани начитали до ста тысяч, 
Скот умножили до десяти до ста тысяч. 
…………………………… 
Желаю угощаться, чтобы пища не кончалась, 
Пировать, не расходясь! 
Пусть наступит прекрасное счастье!

на монгольском:

Сарын сайныг саатан хүлээж 
Өдрийн сайныг өнжин хүлээж 
Өнөөгийн өдрийг   
Өлзий дээд дэмбэрэлтэй   
Сайн сайхан өдөр гэж гэрээ барьжээ 
Хурган хонины ноосыг 
Хуруу зузаан тавьсан 
Төлгөн хонины ноосыг   
Төө зузаан тавьсан 
Далай цагаан дээвэртэй   
Оосор бүчгүй 
Орд цагаан гэрийн 
Тооно таныг мялаая 
Хойд хангайн бургасаар 
Хавирга юугий нь хийсэн 
Хаалга таныг мялаая 
Уулын улаан модыг 
Унагаж цуулж хийсэн 
Унь таныг мялаая 
Бургас модыг матаж хийсэн 
Хана таныг мялаая. 
Хангайн модыг харуулдаж хийсэн 
Халхын буяныг хураасан 
Хаалга таныг мялаая. 
За, 
Энэ айлын 
Хамгийн доод талын авдрыг нээгээд үзвэл 
Баглаж хийсэн барын арьс 
Хамба торго 
Халиу булга 
Эрээн торго 
Эвийн цавуу 
Авгай хүүхдийн хэргэлдэг 
Мяндас олс 
Цөм бүрэн байдаг юм байна 
Хойд талын авдрыг нь нээгээд үзвэл 
Хуйгаар торго 
Хуу домбо 
Хувин сав бүрэн 
Галын хайч цөм бүрэн байдаг юм байна. 
Аягачин айрагчинд сөгнөх 
Уух аяга цөм бүрэн байдаг юм байна 
Дээд хүүхэнд дээлийн торго 
Дунд хүүхэнд дурдан торго 
Адгийн хүүхэнд ам даавуу   
Атга чихэр өгдөг юм байна 
Урдуур гарсан хүнийг 
Ундлуулдаг 
Мааниийг мянга түм хүргэсэн 
Малаа түм бум хүргэсэн 
…………………………… 
Баралгүй идэж 
Таралгүй найрлахыг ерөөе. 
Ум сайн жаргалан болтугай

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Peacemaker сказал:

"Юрол юрте"

Юрол-ерөөл,магтаал-благопожелания

Ждали-откладывали благой месяц, 
Ждали-пережидали благой день, 
Сегодняшний день - 
Исполнен хороших знаков, 
Поэтому сегодня поставили юрту. 
Ягнячью шерсть 
Положили в палец толщиной, 
Овечью шерсть 
Разложили в пядь толщиной. 
С белой, как океан, крышей, 
Без вязей-перевязей, 
Белую ставку-юрту 
Благословлю! 
Из северных хангайских кустов 
Ребра их сделаны - 
Двери эти благословлю! 
Из горных красных деревьев 
Повалив, расколов, сделанные 
Палки-уни благословлю! 
Кусты-деревья, сгибая, сделанные 
Стены благословлю! 
Хангайски деревья выстругав, 
Добродетель Халхи собравшие 
Двери ее благословлю! 
За, 
Этой семьи 
Самый нижний сундук раскроем - 
Сложенная шкура барса, 
Шелк с узором, 
Выдры-соболя, 
Пестрый шелк, 
Мягкий клей (?) 
Девушками используемые 
Шелковые нитки 
Все здесь есть в полном наборе. 
Раскроем сундук северной стороны - 
Рулоны шелка, 
Чайники, кувшины, 
Ведра, миски, 
Ножницы для очага – все в полном наборе. 
Для виночерпия, угощающего кумысом, 
Чаши, пиалы – все в полном наборе. 
Старшей дочери – шелк на дэли, 
Средней дочери – шелк-креп, 
Младшей дочери – квадрат шелка, 
Горсть конфет дают. 
Первого человека 
напоят-накормят, 
Мани начитали до ста тысяч, 
Скот умножили до десяти до ста тысяч. 
…………………………… 
Желаю угощаться, чтобы пища не кончалась, 
Пировать, не расходясь! 
Пусть наступит прекрасное счастье!

на монгольском:

Сарын сайныг саатан хүлээж 
Өдрийн сайныг өнжин хүлээж 
Өнөөгийн өдрийг   
Өлзий дээд дэмбэрэлтэй   
Сайн сайхан өдөр гэж гэрээ барьжээ 
Хурган хонины ноосыг 
Хуруу зузаан тавьсан 
Төлгөн хонины ноосыг   
Төө зузаан тавьсан 
Далай цагаан дээвэртэй   
Оосор бүчгүй 
Орд цагаан гэрийн 
Тооно таныг мялаая 
Хойд хангайн бургасаар 
Хавирга юугий нь хийсэн 
Хаалга таныг мялаая 
Уулын улаан модыг 
Унагаж цуулж хийсэн 
Унь таныг мялаая 
Бургас модыг матаж хийсэн 
Хана таныг мялаая. 
Хангайн модыг харуулдаж хийсэн 
Халхын буяныг хураасан 
Хаалга таныг мялаая. 
За, 
Энэ айлын 
Хамгийн доод талын авдрыг нээгээд үзвэл 
Баглаж хийсэн барын арьс 
Хамба торго 
Халиу булга 
Эрээн торго 
Эвийн цавуу 
Авгай хүүхдийн хэргэлдэг 
Мяндас олс 
Цөм бүрэн байдаг юм байна 
Хойд талын авдрыг нь нээгээд үзвэл 
Хуйгаар торго 
Хуу домбо 
Хувин сав бүрэн 
Галын хайч цөм бүрэн байдаг юм байна. 
Аягачин айрагчинд сөгнөх 
Уух аяга цөм бүрэн байдаг юм байна 
Дээд хүүхэнд дээлийн торго 
Дунд хүүхэнд дурдан торго 
Адгийн хүүхэнд ам даавуу   
Атга чихэр өгдөг юм байна 
Урдуур гарсан хүнийг 
Ундлуулдаг 
Мааниийг мянга түм хүргэсэн 
Малаа түм бум хүргэсэн 
…………………………… 
Баралгүй идэж 
Таралгүй найрлахыг ерөөе. 
Ум сайн жаргалан болтугай

Красиво! Оош!!! Курай! Курай!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Эр-Суге сказал:

Из северных хангайских кустов 

Это родина моих предков! Курай! Курай! Да будет благословен Хангай!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/16/2016 at 5:30 PM, Эр-Суге said:

Это родина моих предков! Курай! Курай! Да будет благословен Хангай!

Хурай! Хурай!

 

https://www.youtube.com/v/8ltiWO59eZ8?autoplay=1&start=273&end=292&controls=1&version=3

 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.08.2016 в 17:09, Турист сказал:

Надо не забывать, что Таган это также круг с 3-мя ножками на очаге-огне

Интересно, мы на Таган навешиваем котел (это может быть даже палка еще что-то на что можно навесить котел, ведро и т.д.), а на ожук (треножник) ставим, а огонь-от. Таган может тоже от слова Тог (ДТС)-вздымать и окончание ан как бы указывает вздымающий, поднимающий?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.08.2016 в 10:18, Peacemaker сказал:
В 17.08.2016 в 07:30, Эр-Суге сказал:

Это родина моих предков! Курай! Курай! Да будет благословен Хангай!

Хурай! Хурай!

Может быть что нибудь изменится в этой жизни, и мы вернемся на северный Хангай! Курай! Да будет так!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.08.2016 в 07:29, Эр-Суге сказал:

В 17.08.2016 в 06:41, Peacemaker сказал:

Юрол-ерөөл,магтаал-благопожелания

На Тувинском языке йөрээл-благопожелания, мактал-хваление, Алгаар-восславлять. Алгап мактап йөрээр-восславлять хвалить благопожелать. Алдар-слава, алдар ат-славное имя, алдар ат дээш-во имя славы и т.д.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...