Tynych Опубликовано 14 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 14 августа, 2016 35 минут назад, Турист сказал: сайт типа сидит на Евразика.РУ, значит русский ! Ну или русских киргизов))) Сайт общий, и не тольkо kыргызов..А значит и правила для всех должны быть одинаkовы, несмотря на привилегированные статусы (типа модераторы).. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 На казахском джайляу и самом высоком водопаде Центральной Азии Наши сограждане любят иногда потешаться над иностранцами в том, что они плохо знают мировую географию и не могут на карте найти Казахстан. Но при этом в последнее время я стал замечать, что и казахстанцы порой не знают географию своей страны, богатой природными достопримечательностями. На вскидку спросил у нескольких друзей, где находится самый большой водопад Центральной Азии, не ответил никто. Когда я им сказал, что водопад Бурхан-Булак находится всего километрах в ста от Талдыкоргана, удивились. Как оказалось, и из талдыкорганцев не многие там бывали, и сейчас к нему чаще ездят иностранные туристы, чем казахстанцы. http://yvision.kz/post/529812 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 помошь от монголов пострадавшим жителям Баян-Улгия от наводнения 10 июля. 12 августа в БӨ опять повторилось наводнение из за сильного града, разрушено 15 домов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 августа, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 Вновь смотрю разгорелись нешуточные страсти. Причем началось все с непонятного для меня перехода с темы на обсуждение юзера Тыныча со стороны модератора АКБ. Потом последовало обвинение в том, что я как админ и как земляк якобы поддерживаю Тыныча, более того, якобы эта поддержка связана с денежным взносом в размере аж целых 200 рублей. На самом деле, уже почти за 12-летие существования форума, я ни разу не организовывал сбора денег, понимая, что это может потом повлиять на мою репутацию, которой я очень дорожу. И теперь понимаю, что зря вообще затеял этот сбор и хорошо, что вовремя убрал форму и страницу финансовой поддержки. Сбора денег больше не будет, тем более, что некоторым кажется, что админ злоупотребляет своей властью из-за денежных пожертвований того или иного юзера. Далее отвечу на вопрос якобы земляческой поддержки Тыныча. На протяжении всего нахождения Тыныча на этом форуме, наоборот, меня всегда обвиняют в том, что я не поддерживаю земляков и более того, позволяю представителям других национальностей "обижать" кыргызский народ. Естественно не напрямую, но посредством исторических сентенций. И здесь не считаю, что я закрываю глаза на сообщения Тыныча, всегда откровенно писал о его чересчур частом повторении тех или иных вещей, всегда дотошном перечислении чего-то по пунктам и т.д. Поэтому считаю, что в этой ситуации модератору АКБ, который должен следить за порядком, не следовало обсуждать личности Тыныча, потом Туриста, вне темы. С учетом того, что эти юзеры не согласны с утверждениями АКБ о тюркском происхождении термина "шанырак". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 8 часов назад, Tynych сказал: Амыр-Менди уважаемый Эр-Суге, тут есть несогласия неkоторых форумчан по поводу "түндүk"а,"дүндүk"а и "түнлүk"а. 1.АKБ считает (поkа что на правах версии), что "Шангырак был заменен на түндүк" типа заменили.. 2.А юзер Balkin, вообще соневается насчет того,что "түндүk/дүндүk" тождественны древнетюрkсkому "түнлүk".. Ув. Тыныч! Я смотрю многие меня не поняли, когда я пишу что Дүндүк это отверстие, многие думают что это сам предмет юрты и сравнивают с шанырак. Но это не так, дүндүк это само отверстие, дырка, всего-то, из этого получается что отверстие заменить самим предметом никак нельзя, ибо дүндүк это всего лишь воздух. А то что называют Казахи шанырак, у нас это Тогана и Хараача. Вот слово Тогана пока не могу свой взгляд на этимологию дать, путевого не могу найти (что-то крутится в голове, прояснится напишу), а слово хараача, это слово западных Тувинцев, жителей горных мест, как говорит жена брата, что они спокойно наблюдают свои отары на горах (горы крутые и высокие) через отверстие (дүндүк) Хараачы. Слово хара-наблюдай, и от этого слова хараача, да и старомонгольское слово хараул тоже имеет это корень, и переводится как наблюдающий. Конечно слова түндүк, дүндүк тождественны с древнетюркским түнлүк, это и так ясно. Вот Кыргызкое слово түндүк жабуу, я понимаю как покрывало закрывающий отверстие, а не самого Шанырака. Интересно а у Кыргызов как называется Тогана, Хараача или Шанырак (это слово скорей всего чисто кыпчакское). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 1 час назад, Rust сказал: Вновь смотрю разгорелись нешуточные страсти. Причем началось все с непонятного для меня перехода с темы на обсуждение юзера Тыныча со стороны модератора АКБ. Потом последовало обвинение в том, что я как админ и как земляк якобы поддерживаю Тыныча, более того, якобы эта поддержка связана с денежным взносом в размере аж целых 200 рублей. На самом деле, уже почти за 12-летие существования форума, я ни разу не организовывал сбора денег, понимая, что это может потом повлиять на мою репутацию, которой я очень дорожу. И теперь понимаю, что зря вообще затеял этот сбор и хорошо, что вовремя убрал форму и страницу финансовой поддержки. Сбора денег больше не будет, тем более, что некоторым кажется, что админ злоупотребляет своей властью из-за денежных пожертвований того или иного юзера. Далее отвечу на вопрос якобы земляческой поддержки Тыныча. На протяжении всего нахождения Тыныча на этом форуме, наоборот, меня всегда обвиняют в том, что я не поддерживаю земляков и более того, позволяю представителям других национальностей "обижать" кыргызский народ. Естественно не напрямую, но посредством исторических сентенций. И здесь не считаю, что я закрываю глаза на сообщения Тыныча, всегда откровенно писал о его чересчур частом повторении тех или иных вещей, всегда дотошном перечислении чего-то по пунктам и т.д. Поэтому считаю, что в этой ситуации модератору АКБ, который должен следить за порядком, не следовало обсуждать личности Тыныча, потом Туриста, вне темы. С учетом того, что эти юзеры не согласны с утверждениями АКБ о тюркском происхождении термина "шанырак". Ув. Рустам, вам надо ознакомиться с нашим диалогом с Тынычем с самого начала (можно и в других темах), последние обращения не дадут полной картины. Судя по вашим словам вы не поняли моих слов. Я черным по белому написал, что не вы его покрываете, а он злоупотребляет вами, по моему, это разные вещи (кстати про денежные взносы вы тоже переиначили мои слова, посыл был совершенно другой и он понятен по тексту). Тыныч сам неоднократно публично заявлял, что ему наплевать на модератора и при этом постоянно несет ахинею и клевету, думаю вы все его посты читали и прекрасно об этом осведомлены. Я не собираюсь оправдываться, моя и его культура общения у всех на виду, мне незачем распинаться. Я не устраиваю здесь как он фобий. К тому же я давно предлагал вам заменить меня на Тыныча, пусть он следит за порядком. Мои призывы соблюдать правила игнорируются, ряд юзеров в открытую хамят, а некоторые даже дошли до нецензурщины, при этом у меня отключены все опции модератора, чтобы как-то противостоять всему этому. В вашем немаленьком посте, к большому сожалению, нет ни единого слова и оценки поведения Тыныча, который собственно и начал всю перепалку в теме (и это у него не в первый раз и не только в этой теме) начав с троллинга про монголизмы уходя от рассматриваемого вопроса про "түндүк" (шангырак не обсуждался, обсуждался термин тундук!), затем выложил в отношении меня массу клеветы, слов, которых я никогда не писал, что легко проверить вам, перешел на мою личность и профессию, начал писать всякую ерунду про казахские чумы-алтыбаканы и прочее. А вы пишите что якобы это я начал всю перепалку начав обсуждение личности Тыныча. Трудно в это поверить. Я всегда лишь реагирую на его слова в мой адрес, в других же случаях я его в открытую игнорю по понятным причинам. Вся моя вина в том, что я выношу на обсуждение интересные (по крайней мере для себя) вопросы, обнажающие тот или иной вопрос, мои оппоненты почему то сразу оскорбляются на них, хотя это очевидная действительность (навскидку, отсутствие у монголов традиции конной упряжи, активное и широкое использование КРС в качестве транспортного средства, отличия юрты и гэра, различная традиция доения КРС, забвение монголами детской колыбели и т.д. и т.п.) и по причине отсутствия контраргументов мои друзья идут в бой с имеющимся у любого человека оружием (но которое культурный применять не станет) - троллингом, оскорблениями, хамством и ненормативной лексикой. И еще. Многие мои посты содержат юмор, надеюсь вы понимаете юмор в отличие от Тыныча, который его воспринимает всегда в штыки и крайне болезненно превращая их в повод поскандалить. С уважением. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 августа, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 По поводу термина "шанырак". Юзер Тыныч привел в теме ссылку на статью лингвиста о монгольском происхождении этого термина. Далее последовали непонятные и нелогичные привязки "верхнего обода" юрты к термину "семья". Т.е. по сути противопоставить мнению профессионального лингвиста было нечего за исключением недоказанной связи слова "шанырак" с семьей и перечисления списка народов, у которых верхний обод именуется шаныраком. Что мы видим? В очередной раз мнение профессионального лингвиста опровергается любителями от филологии с обвинениями в "заговоре/искажении/предвзятости" и с высказыванием своих версий, часто далеких от сути — увязывание термина "верхний обод" юрты с термином обозначающим семью. При этом меня всегда смешат эпитеты новоявленных гениев от филологической науки — "фольком", бредом они именуют научные работы специалистов лингвистов. В очередной раз стоит смотреть базу Старостина: Пратюркский: *tüŋ- PRNUM: PRNUM Англ. значение: funnel, window Значение: дымовое отверстие, окно Древнетюркский: tügnük (OUygh. - YB), tünlük (late OUygh. - Lig. VSOu) Караханидский: tüŋlük (MK), t/dünlük (IM) Турецкий: tüjnük Татарский: tönläk Среднетюркский: tüjnik (Pav. C.) Узбекский: tujnuk Уйгурский: tüŋlük Сарыюгурский: tɨndɨk Туркменский: tüjnük Хакасский: tünük Шорский: tündük Ойратский: tünük Чувашский: tǝʷnǝʷ Якутский: tünnük Долганский: tünnük Тувинский: dündük Тофаларский: düŋnük Киргизский: tündük Казахский: tüŋdik Ногайский: tünlik Башкирский: tönlök Каракалпакский: tüŋlik Саларский: tümlüx Кумыкский: tüŋülük Комментарии: VEWT 505, TMN 2, 643-645, EDT 520, Лексика 506-507, 516, Stachowski 234. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 августа, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 5 минут назад, АксКерБорж сказал: Ув. Рустам, вам надо ознакомиться с нашим диалогом с Тынычем с самого начала, последние обращения не дадут полной картины. Судя по вашим словам вы не поняли моих слов. Я черным по белому написал, что не вы его покрываете, а он злоупотребляет вами, по моему, это разные вещи (кстати про взносы вы совершенно переиначили мои слова). Тыныч сам неоднократно публично заявлял, что ему наплевать на модератора и при этом постоянно несет ахинею и клевету, думаю вы все его посты читали и прекрасно об этом осведомлены. Я не собираюсь оправдываться, моя и его культура общения у всех на виду, мне незачем распинаться. Я не устраиваю здесь как он фобий. К тому же я давно предлагал вам заменить меня на Тыныча, пусть он следит за порядком. Мои призывы соблюдать правила игнорируются, ряд юзеров в открытую хамят, а некоторые даже дошли до нецензурщины, при этом у меня отключены все опции модератора, чтобы как-то противостоять всему этому. В вашем немаленьком посте, к большому сожалению, нет ни единого слова и оценки поведения Тыныча. Конкретно в этой теме шло простое обсуждение верхнего обода юрты. И здесь Вы как модератор начали вдруг обсуждать личность юзера Тыныча — спрашивается "зачем"? Потом добавили Туриста. У Тыныча своя манера написания постов, об этом я говорил не раз. И он не писал, что ему "наплевать на модератора", он пишет, чтобы модератор соблюдал правила форума, не включая свои полномочия при обсуждении темы. Здесь однозначно идет обсуждение, в котором Вы играете "первую скрипку", пытаясь предположить тюркское происхождение термина "шанырак", так зачем начинать обсуждать юзеров, которые с Вами не согласны? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 28 минут назад, Rust сказал: По поводу термина "шанырак". Юзер Тыныч привел в теме ссылку на статью лингвиста о монгольском происхождении этого термина. В очередной раз стоит смотреть базу Старостина: Пратюркский: *tüŋ- Значение: дымовое отверстие, окно О чем я и пишу уже какую страницу темы. Вот именно что "түндүк-түнлүк" это отверстие, окно, дымник и кошма, покрывающая это отверстие! Так отверстие и кошму называют большинство тюркских народов, в том числе и казахи. А сам деревянный обруч называется в большинстве тюркских языков "шангырак", примеры я приводил выше. Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю. Деревянный обруч называют "түндүк": кыргызы, и если не ошибаюсь еще хакасы, но это не точно. В таком случае монголизм ли "шангырак", если он при этом упоминается еще Махмудом Кашгари в 11 веке, когда о монголах и о монгольском языке еще не было ничего известно в письменных источниках?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 26 минут назад, Rust сказал: По поводу термина "шанырак". Юзер Тыныч привел в теме ссылку на статью лингвиста о монгольском происхождении этого термина. Далее последовали непонятные и нелогичные привязки "верхнего обода" юрты к термину "семья". Т.е. по сути противопоставить мнению профессионального лингвиста было нечего за исключением недоказанной связи слова "шанырак" с семьей и перечисления списка народов, у которых верхний обод именуется шаныраком. Что мы видим? В очередной раз мнение профессионального лингвиста опровергается любителями от филологии с обвинениями в "заговоре/искажении/предвзятости" и с высказыванием своих версий, часто далеких от сути — увязывание термина "верхний обод" юрты с термином обозначающим семью. При этом меня всегда смешат эпитеты новоявленных гениев от филологической науки — "фольком", бредом они именуют научные работы специалистов лингвистов. В очередной раз стоит смотреть базу Старостина: Пратюркский: *tüŋ- PRNUM: PRNUM Англ. значение: funnel, window Значение: дымовое отверстие, окно Древнетюркский: tügnük (OUygh. - YB), tünlük (late OUygh. - Lig. VSOu) Караханидский: tüŋlük (MK), t/dünlük (IM) Турецкий: tüjnük Татарский: tönläk Среднетюркский: tüjnik (Pav. C.) Узбекский: tujnuk Уйгурский: tüŋlük Сарыюгурский: tɨndɨk Туркменский: tüjnük Хакасский: tünük Шорский: tündük Ойратский: tünük Чувашский: tǝʷnǝʷ Якутский: tünnük Долганский: tünnük Тувинский: dündük Тофаларский: düŋnük Киргизский: tündük Казахский: tüŋdik Ногайский: tünlik Башкирский: tönlök Каракалпакский: tüŋlik Саларский: tümlüx Кумыкский: tüŋülük Комментарии: VEWT 505, TMN 2, 643-645, EDT 520, Лексика 506-507, 516, Stachowski 234. Ув. Руст! Тут основном путаются в названии самого предмета и отверстия. Когда я пишу дундук это отверстие, а думают что это шангырак. И еще одно замечание, да, у нас, у Тувинцев есть привязка семьи со словом өреге-четырехугольная кошма закрывающая отверстие. Часто когда спрашивают сколько в вашем селе өреге, имеется ввиду семей, хотя семья у нас называется өг-бүле, өг-биле. У Казахов скорей всего привязка к шаныраку, я так понял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 августа, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 20 минут назад, АксКерБорж сказал: О чем я и пишу уже какую страницу темы. Вот именно что "түндүк-түнлүк" это отверстие, окно, дымник и кошма, покрывающая это отверстие! Так отверстие и кошму называют большинство тюркских народов, в том числе и казахи. А сам деревянный обруч называется в большинстве тюркских языков "шангырак", примеры я приводил выше. Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю. Деревянный обруч называют "түндүк": кыргызы, и если не ошибаюсь еще хакасы, но это не точно. В таком случае монголизм ли "шангырак", если он при этом упоминается еще Махмудом Кашгари в 11 веке, когда о монголах и о монгольском языке еще не было ничего известно в письменных источниках?! У Махмуда Кашгари так и написано - "шанырак" - деревянный обруч юрты? И у половцев мы имеем слово "шанырак" в значении "верхний деревянный обод юрты"? Т.е. предположение, что "чармаг" - семья, или "чар чармаг/чамрак" - это "шанырак" - уже стало 100% доказательством? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 55 минут назад, АксКерБорж сказал: О чем я и пишу уже какую страницу темы. Вот именно что "түндүк-түнлүк" это отверстие, окно, дымник и кошма, покрывающая это отверстие! Так отверстие и кошму называют большинство тюркских народов, в том числе и казахи. А сам деревянный обруч называется в большинстве тюркских языков "шангырак", примеры я приводил выше. Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю. Деревянный обруч называют "түндүк": кыргызы, и если не ошибаюсь еще хакасы, но это не точно. В таком случае монголизм ли "шангырак", если он при этом упоминается еще Махмудом Кашгари в 11 веке, когда о монголах и о монгольском языке еще не было ничего известно в письменных источниках?! Амыр-ла Ув. АКб! Слово "шангырак", честно, мы не знаем. Кошму мы называем "өреге" и скорей всего от древнетюркского и Тувинского слова өрү-вверх Либо это само слово древнетюркское "өрүки", Тувинское "өрүкү" позже стал өреге Либо это сложное слово өрү-вверху, и эге-начало, как бы начало вверха юрты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 У Махмуда Кашгари "түнлүк" - отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция. В Кодексе Куманикус "түнлік" - ночник, кошма, покрывающая отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция. У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков) В других спорах ваша позиция основывалась тем, что если то или иное слово присутствует во многих тюркских языках, то это тюркизм, если у малого числа тюркских язков, то это монголизм. Помните споры про про нагашы-нагац? Так вот, согласно этой вашей позиции, "чангырак" обыкновенное тюркское слово, потому что оно присутствует в абсолютном большинстве тюркских языков и отсутствует у монголоязычных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 Ув. Рустам, я не согласен с вашей оценкой ситуации, оправданием Тыныча и обвинениями в мой адрес, поэтому изложил свое мнение. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 19 минут назад, АксКерБорж сказал: У Махмуда Кашгари "түнлүк" - отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция. В Кодексе Куманикус "түнлік" - ночник, кошма, покрывающая отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция. У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков) В других спорах ваша позиция основывалась тем, что если то или иное слово присутствует во многих тюркских языках, то это тюркизм, если у малого числа тюркских язков, то это монголизм. Помните споры про про нагашы-нагац? Так вот, согласно этой вашей позиции, "чангырак" обыкновенное тюркское слово, потому что оно присутствует в абсолютном большинстве тюркских языков и отсутствует у монголоязычных народов. Вы правы, в кодексе куманикусе- 22. Кеčе kelir qara ulaχ, erte barïr qara ulaχ ([Ol], tüŋlik). Кежээ келир кара улаг, эрте баар кара улаг (Ол дүндүк [өреге]). Вечером черная сменная лошадь приходит, утром черная сменная лошадь уходит. (Это тюнлик [ночник-кошма, которой прикрывают дымовое отверстие вверху юрты, обычно на ночь]). Мы ув.Тураном ставили дополнительно өреге. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 16 hours ago, Эр-Суге said: Амыр-ла Ув. АКб! Слово "шангырак", честно, мы не знаем. Кошму мы называем "өреге" и скорей всего от древнетюркского и Тувинского слова өрү-вверх Либо это само слово древнетюркское "өрүки", Тувинское "өрүкү" позже стал өреге Либо это сложное слово өрү-вверху, и эге-начало, как бы начало вверха юрты. өрх-еше один монголизм . https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=73250&opt=1&word=ӨРХ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 Если взять древнетюркское слово тог-подниматься, вздыматься и соединить со словом хана-стена, также нашим произношением слова тогана как тогхана, то это слово будет как бы поднятая стена. Мое мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 7 минут назад, Peacemaker сказал: өрх-еше один монголизм . https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=73250&opt=1&word=ӨРХ Амыр-ла Ув. Писмейкер! Если понимаете под монголизмом древнетюркское, тогда да) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 16 hours ago, Эр-Суге said: Амыр-ла Ув. Писмейкер! Если понимаете под монголизмом древнетюркское, тогда да) өрүки,өрх- находяшийся вверху.По тюркски должно быть тундук. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 3 часа назад, Peacemaker сказал: өрх-еше один монголизм . https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=73250&opt=1&word=ӨРХ Ув. Писмейкер! Восточные Тюрки, мы, являемся вашими предками) От этого вы и знаете Тюркские слова, корни) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 Кого еще вы считаете восточ.тюрками-предками ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 өрк-бүл - семья өрк - четырехугольная кошма закрывающая отверстие өр - рассвет, середина Надо не забывать, что Таган это также круг с 3-мя ножками на очаге-огне 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 15 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 5 часов назад, АксКерБорж сказал: У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков) У калмыков это перекрестие круга-обода ! Сложно рассуждать на эту тему, ведь пишут, что у казахов, киргизов и башкир для юрт не только применялись разные термины, но они использовали и разные конструкции. Казахи и башкиры применяли также торгоутскую юрту Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 августа, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 15 августа, 2016 4 часа назад, АксКерБорж сказал: У Махмуда Кашгари "түнлүк" - отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция. В Кодексе Куманикус "түнлік" - ночник, кошма, покрывающая отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция. У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков) В других спорах ваша позиция основывалась тем, что если то или иное слово присутствует во многих тюркских языках, то это тюркизм, если у малого числа тюркских язков, то это монголизм. Помните споры про про нагашы-нагац? Так вот, согласно этой вашей позиции, "чангырак" обыкновенное тюркское слово, потому что оно присутствует в абсолютном большинстве тюркских языков и отсутствует у монголоязычных народов. Ув. АКБ, значит надо писать точнее, а не так: Цитата Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю. Для меня значение чар чармак/чамрак (не чамГрак) не является тождественным понятию "шанырак" — верхний деревянный обод юрты, так как лингвистами доказывается изначальное монгольское происхождение слова "шанырак" со значением "круглый". Про нагашы/нагач я остаюсь при своем мнении, что это чистый монголизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться