Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

35 минут назад, Турист сказал:

сайт типа сидит на Евразика.РУ, значит русский ! Ну или русских киргизов)))

Сайт общий, и не тольkо kыргызов..А значит и правила для всех должны быть одинаkовы, несмотря на привилегированные статусы (типа модераторы)..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

a47L3sAF29SigE7skPYv56sz9VGoI1.jpg

 

848vFD5JZ5UoWFAsC0LQ8E4dhZYj6w.jpg

На казахском джайляу и самом высоком водопаде Центральной Азии

Наши сограждане любят иногда потешаться над иностранцами в том, что они плохо знают мировую географию и не могут на карте найти Казахстан. Но при этом в последнее время я стал замечать, что и казахстанцы порой не знают географию своей страны, богатой природными достопримечательностями. На вскидку спросил у нескольких друзей, где находится самый большой водопад Центральной Азии, не ответил никто. Когда я им сказал, что водопад Бурхан-Булак находится всего километрах в ста от Талдыкоргана, удивились. Как оказалось, и из талдыкорганцев не многие там бывали, и сейчас к нему чаще ездят иностранные туристы, чем казахстанцы.

http://yvision.kz/post/529812

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

помошь от монголов пострадавшим жителям Баян-Улгия от наводнения 10 июля.

9X1A7331-702x336-600x287.jpg

9X1A7378-600x417.jpg

DSC_5766.jpg

 

26180394809990_82121647307345.JPG

 

 

12 августа в БӨ опять повторилось наводнение из за сильного града, разрушено 15 домов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вновь смотрю разгорелись нешуточные страсти. Причем началось все с непонятного для меня перехода с темы на обсуждение юзера Тыныча со стороны модератора АКБ. Потом последовало обвинение в том, что я как админ и как земляк якобы поддерживаю Тыныча, более того, якобы эта поддержка связана с денежным взносом в размере аж целых 200 рублей. 

На самом деле, уже почти за 12-летие существования форума, я ни разу не организовывал сбора денег, понимая, что это может потом повлиять на мою репутацию, которой я очень дорожу. И теперь понимаю, что зря вообще затеял этот сбор и хорошо, что вовремя убрал форму и страницу финансовой поддержки. Сбора денег больше не будет, тем более, что некоторым кажется, что админ злоупотребляет своей властью из-за денежных пожертвований того или иного юзера.

Далее отвечу на вопрос якобы земляческой поддержки Тыныча. На протяжении всего нахождения Тыныча на этом форуме, наоборот, меня всегда обвиняют в том, что я не поддерживаю земляков и более того, позволяю представителям других национальностей "обижать" кыргызский народ. Естественно не напрямую, но посредством исторических сентенций. И здесь не считаю, что я закрываю глаза на сообщения Тыныча, всегда откровенно писал о его чересчур частом повторении тех или иных вещей, всегда дотошном перечислении чего-то по пунктам и т.д.

Поэтому считаю, что в этой ситуации модератору АКБ, который должен следить за порядком, не следовало обсуждать личности Тыныча, потом Туриста, вне темы. С учетом того, что эти юзеры не согласны с утверждениями АКБ о тюркском происхождении термина "шанырак".  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Tynych сказал:

Амыр-Менди уважаемый Эр-Суге, тут есть несогласия неkоторых форумчан по поводу "түндүk"а,"дүндүk"а и "түнлүk"а.

1.АKБ считает (поkа что на правах версии), что "Шангырак был заменен на түндүк" типа заменили..

2.А юзер Balkin, вообще соневается насчет того,что "түндүk/дүндүk" тождественны древнетюрkсkому "түнлүk"..

Ув. Тыныч! Я смотрю многие меня не поняли, когда я пишу что Дүндүк это отверстие, многие думают что это сам предмет юрты и сравнивают с шанырак. Но это не так, дүндүк это само отверстие, дырка, всего-то, из этого получается что отверстие заменить самим предметом никак нельзя, ибо дүндүк это всего лишь воздух. А то что называют Казахи шанырак, у нас это Тогана и Хараача. Вот слово Тогана пока не могу свой взгляд на этимологию дать, путевого не могу найти (что-то крутится в голове, прояснится напишу), а слово хараача, это слово западных Тувинцев, жителей горных мест, как говорит жена брата, что они спокойно наблюдают свои отары на горах (горы крутые и высокие) через отверстие (дүндүк) Хараачы. Слово хара-наблюдай, и от этого слова хараача, да и старомонгольское слово хараул тоже имеет это корень, и переводится как наблюдающий.

Конечно слова түндүк, дүндүк тождественны с древнетюркским түнлүк, это и так ясно. Вот Кыргызкое слово түндүк жабуу, я понимаю как покрывало закрывающий отверстие, а не самого Шанырака. Интересно а у Кыргызов как называется Тогана, Хараача или Шанырак (это слово скорей всего чисто кыпчакское).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Вновь смотрю разгорелись нешуточные страсти. Причем началось все с непонятного для меня перехода с темы на обсуждение юзера Тыныча со стороны модератора АКБ. Потом последовало обвинение в том, что я как админ и как земляк якобы поддерживаю Тыныча, более того, якобы эта поддержка связана с денежным взносом в размере аж целых 200 рублей. 

На самом деле, уже почти за 12-летие существования форума, я ни разу не организовывал сбора денег, понимая, что это может потом повлиять на мою репутацию, которой я очень дорожу. И теперь понимаю, что зря вообще затеял этот сбор и хорошо, что вовремя убрал форму и страницу финансовой поддержки. Сбора денег больше не будет, тем более, что некоторым кажется, что админ злоупотребляет своей властью из-за денежных пожертвований того или иного юзера.

Далее отвечу на вопрос якобы земляческой поддержки Тыныча. На протяжении всего нахождения Тыныча на этом форуме, наоборот, меня всегда обвиняют в том, что я не поддерживаю земляков и более того, позволяю представителям других национальностей "обижать" кыргызский народ. Естественно не напрямую, но посредством исторических сентенций. И здесь не считаю, что я закрываю глаза на сообщения Тыныча, всегда откровенно писал о его чересчур частом повторении тех или иных вещей, всегда дотошном перечислении чего-то по пунктам и т.д.

Поэтому считаю, что в этой ситуации модератору АКБ, который должен следить за порядком, не следовало обсуждать личности Тыныча, потом Туриста, вне темы. С учетом того, что эти юзеры не согласны с утверждениями АКБ о тюркском происхождении термина "шанырак".  

 

Ув. Рустам, вам надо ознакомиться с нашим диалогом с Тынычем с самого начала (можно и в других темах), последние обращения не дадут полной картины. Судя по вашим словам вы не поняли моих слов. Я черным по белому написал, что не вы его покрываете, а он злоупотребляет вами, по моему, это разные вещи (кстати про денежные взносы вы тоже переиначили мои слова, посыл был совершенно другой и он понятен по тексту). Тыныч сам неоднократно публично заявлял, что ему наплевать на модератора и при этом постоянно несет ахинею и клевету, думаю вы все его посты читали и прекрасно об этом осведомлены.

 

Я не собираюсь оправдываться, моя и его культура общения у всех на виду, мне незачем распинаться. Я не устраиваю здесь как он фобий.

К тому же я давно предлагал вам заменить меня на Тыныча, пусть  он следит за порядком. Мои призывы соблюдать правила игнорируются, ряд юзеров в открытую хамят, а некоторые даже дошли до нецензурщины, при этом у меня отключены все опции модератора, чтобы как-то противостоять всему этому.  

 

В вашем немаленьком посте, к большому сожалению, нет ни единого слова и оценки поведения Тыныча, который собственно и начал всю перепалку в теме (и это у него не в первый раз и не только в этой теме)  начав с троллинга про монголизмы уходя от рассматриваемого вопроса про "түндүк" (шангырак не обсуждался, обсуждался термин тундук!), затем выложил в отношении меня массу клеветы, слов, которых я никогда не писал, что легко проверить вам, перешел на мою личность и профессию, начал писать всякую ерунду про казахские чумы-алтыбаканы и прочее.   

 

А вы пишите что якобы это я начал всю перепалку начав обсуждение личности Тыныча. Трудно в это поверить. Я всегда лишь реагирую на его слова в мой адрес, в других же случаях я его в открытую игнорю по понятным причинам.

 

Вся моя вина в том, что я выношу на обсуждение интересные (по крайней мере для себя) вопросы, обнажающие тот или иной вопрос, мои оппоненты почему то сразу оскорбляются на них, хотя это очевидная действительность (навскидку, отсутствие у монголов традиции конной упряжи, активное и широкое использование КРС в качестве транспортного средства, отличия юрты и гэра, различная традиция доения КРС, забвение монголами детской колыбели и т.д. и т.п.) и по причине отсутствия контраргументов мои друзья идут в бой с имеющимся у любого человека оружием (но которое культурный применять не станет)  - троллингом, оскорблениями, хамством и ненормативной лексикой. 

 

И еще. Многие мои посты содержат юмор, надеюсь вы понимаете юмор в отличие от Тыныча, который его воспринимает всегда в штыки и крайне болезненно превращая их в повод поскандалить.    

 

С уважением.

 

 

 

       

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

По поводу термина "шанырак". Юзер Тыныч привел в теме ссылку на статью лингвиста о монгольском происхождении этого термина. Далее последовали непонятные и нелогичные привязки "верхнего обода" юрты к термину "семья". Т.е. по сути противопоставить мнению профессионального лингвиста было нечего за исключением недоказанной связи слова "шанырак" с семьей и перечисления списка народов, у которых верхний обод именуется шаныраком.

Что мы видим? В очередной раз мнение профессионального лингвиста опровергается любителями от филологии с обвинениями в "заговоре/искажении/предвзятости" и с высказыванием своих версий, часто далеких от сути — увязывание термина "верхний обод" юрты с термином обозначающим семью. При этом меня всегда смешат эпитеты новоявленных гениев от филологической науки — "фольком", бредом они именуют научные работы специалистов лингвистов.

В очередной раз стоит смотреть базу Старостина:

Пратюркский: *tüŋ-

PRNUM: PRNUM

Англ. значение: funnel, window

Значение: дымовое отверстие, окно

Древнетюркский: tügnük (OUygh. - YB), tünlük (late OUygh. - Lig. VSOu)

Караханидский: tüŋlük (MK), t/dünlük (IM)

Турецкий: tüjnük

Татарский: tönläk

Среднетюркский: tüjnik (Pav. C.)

Узбекский: tujnuk

Уйгурский: tüŋlük

Сарыюгурский: tɨndɨk

Туркменский: tüjnük

Хакасский: tünük

Шорский: tündük

Ойратский: tünük

Чувашский: tǝʷnǝʷ

Якутский: tünnük

Долганский: tünnük

Тувинский: dündük

Тофаларский: düŋnük

Киргизский: tündük

Казахский: tüŋdik

Ногайский: tünlik

Башкирский: tönlök

Каракалпакский: tüŋlik

Саларский: tümlüx

Кумыкский: tüŋülük

Комментарии: VEWT 505, TMN 2, 643-645, EDT 520, Лексика 506-507, 516, Stachowski 234.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Рустам, вам надо ознакомиться с нашим диалогом с Тынычем с самого начала, последние обращения не дадут полной картины. Судя по вашим словам вы не поняли моих слов. Я черным по белому написал, что не вы его покрываете, а он злоупотребляет вами, по моему, это разные вещи (кстати про взносы вы совершенно переиначили мои слова). Тыныч сам неоднократно публично заявлял, что ему наплевать на модератора и при этом постоянно несет ахинею и клевету, думаю вы все его посты читали и прекрасно об этом осведомлены.

 

Я не собираюсь оправдываться, моя и его культура общения у всех на виду, мне незачем распинаться. Я не устраиваю здесь как он фобий.

К тому же я давно предлагал вам заменить меня на Тыныча, пусть  он следит за порядком. Мои призывы соблюдать правила игнорируются, ряд юзеров в открытую хамят, а некоторые даже дошли до нецензурщины, при этом у меня отключены все опции модератора, чтобы как-то противостоять всему этому.  

 

В вашем немаленьком посте, к большому сожалению, нет ни единого слова и оценки поведения Тыныча.          

 

Конкретно в этой теме шло простое обсуждение верхнего обода юрты. И здесь Вы как модератор начали вдруг обсуждать личность юзера Тыныча — спрашивается "зачем"? Потом добавили Туриста.  

У Тыныча своя манера написания постов, об этом я говорил не раз. И он не писал, что ему "наплевать на модератора", он пишет, чтобы модератор соблюдал правила форума, не включая свои полномочия при обсуждении темы. Здесь однозначно идет обсуждение, в котором Вы играете "первую скрипку", пытаясь предположить тюркское происхождение термина "шанырак", так зачем начинать обсуждать юзеров, которые с Вами не согласны? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, Rust сказал:

По поводу термина "шанырак". Юзер Тыныч привел в теме ссылку на статью лингвиста о монгольском происхождении этого термина.

В очередной раз стоит смотреть базу Старостина:

Пратюркский: *tüŋ-

Значение: дымовое отверстие, окно

 

О чем я и пишу уже какую страницу темы. Вот именно что "түндүк-түнлүк" это отверстие, окно, дымник и кошма, покрывающая это отверстие! Так отверстие и кошму называют большинство тюркских народов, в том числе и казахи.

 

А сам деревянный обруч называется в большинстве тюркских языков "шангырак", примеры я приводил выше.

 

Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю.

 

Деревянный обруч называют "түндүк": кыргызы, и если не ошибаюсь еще хакасы, но это не точно.

 

В таком случае монголизм ли "шангырак", если он при этом упоминается еще Махмудом Кашгари в 11 веке, когда о монголах и о монгольском языке еще не было ничего известно в письменных источниках?!

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Rust сказал:

По поводу термина "шанырак". Юзер Тыныч привел в теме ссылку на статью лингвиста о монгольском происхождении этого термина. Далее последовали непонятные и нелогичные привязки "верхнего обода" юрты к термину "семья". Т.е. по сути противопоставить мнению профессионального лингвиста было нечего за исключением недоказанной связи слова "шанырак" с семьей и перечисления списка народов, у которых верхний обод именуется шаныраком.

Что мы видим? В очередной раз мнение профессионального лингвиста опровергается любителями от филологии с обвинениями в "заговоре/искажении/предвзятости" и с высказыванием своих версий, часто далеких от сути — увязывание термина "верхний обод" юрты с термином обозначающим семью. При этом меня всегда смешат эпитеты новоявленных гениев от филологической науки — "фольком", бредом они именуют научные работы специалистов лингвистов.

В очередной раз стоит смотреть базу Старостина:

Пратюркский: *tüŋ-

PRNUM: PRNUM

Англ. значение: funnel, window

Значение: дымовое отверстие, окно

Древнетюркский: tügnük (OUygh. - YB), tünlük (late OUygh. - Lig. VSOu)

Караханидский: tüŋlük (MK), t/dünlük (IM)

Турецкий: tüjnük

Татарский: tönläk

Среднетюркский: tüjnik (Pav. C.)

Узбекский: tujnuk

Уйгурский: tüŋlük

Сарыюгурский: tɨndɨk

Туркменский: tüjnük

Хакасский: tünük

Шорский: tündük

Ойратский: tünük

Чувашский: tǝʷnǝʷ

Якутский: tünnük

Долганский: tünnük

Тувинский: dündük

Тофаларский: düŋnük

Киргизский: tündük

Казахский: tüŋdik

Ногайский: tünlik

Башкирский: tönlök

Каракалпакский: tüŋlik

Саларский: tümlüx

Кумыкский: tüŋülük

Комментарии: VEWT 505, TMN 2, 643-645, EDT 520, Лексика 506-507, 516, Stachowski 234.

Ув. Руст! Тут основном путаются в названии самого предмета и отверстия. Когда я пишу дундук это отверстие, а думают что это шангырак. 

И еще одно замечание, да, у нас, у Тувинцев есть привязка семьи со словом өреге-четырехугольная кошма закрывающая отверстие. Часто когда спрашивают сколько в вашем селе өреге, имеется ввиду семей, хотя семья у нас называется өг-бүле, өг-биле. У Казахов скорей всего привязка к шаныраку, я так понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
20 минут назад, АксКерБорж сказал:

О чем я и пишу уже какую страницу темы. Вот именно что "түндүк-түнлүк" это отверстие, окно, дымник и кошма, покрывающая это отверстие! Так отверстие и кошму называют большинство тюркских народов, в том числе и казахи.

А сам деревянный обруч называется в большинстве тюркских языков "шангырак", примеры я приводил выше.

Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю.

Деревянный обруч называют "түндүк": кыргызы, и если не ошибаюсь еще хакасы, но это не точно.

В таком случае монголизм ли "шангырак", если он при этом упоминается еще Махмудом Кашгари в 11 веке, когда о монголах и о монгольском языке еще не было ничего известно в письменных источниках?!

У Махмуда Кашгари так и написано - "шанырак" - деревянный обруч юрты? И у половцев мы имеем слово "шанырак" в значении "верхний деревянный обод юрты"?

Т.е. предположение, что "чармаг" - семья, или "чар чармаг/чамрак" -  это "шанырак" - уже стало 100% доказательством?

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

О чем я и пишу уже какую страницу темы. Вот именно что "түндүк-түнлүк" это отверстие, окно, дымник и кошма, покрывающая это отверстие! Так отверстие и кошму называют большинство тюркских народов, в том числе и казахи.

 

А сам деревянный обруч называется в большинстве тюркских языков "шангырак", примеры я приводил выше.

 

Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю.

 

Деревянный обруч называют "түндүк": кыргызы, и если не ошибаюсь еще хакасы, но это не точно.

 

В таком случае монголизм ли "шангырак", если он при этом упоминается еще Махмудом Кашгари в 11 веке, когда о монголах и о монгольском языке еще не было ничего известно в письменных источниках?!

 

 

 

Амыр-ла Ув. АКб! Слово "шангырак", честно, мы не знаем. Кошму мы называем "өреге" и скорей всего от древнетюркского и Тувинского слова өрү-вверх

Xv7Whi-8_wk.jpg

Либо это само слово древнетюркское "өрүки", Тувинское "өрүкү" позже стал өреге

Fcb00rT-QuI.jpg  

Либо это сложное слово өрү-вверху, и эге-начало, как бы начало вверха юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Махмуда Кашгари  "түнлүк" - отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция.

В Кодексе Куманикус "түнлік" - ночник, кошма, покрывающая отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция.

 

У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков)

 

В других спорах ваша позиция основывалась тем, что если то или иное слово присутствует во многих тюркских языках, то это тюркизм, если у малого числа тюркских язков, то это монголизм. Помните споры про про нагашы-нагац?

Так вот, согласно этой вашей позиции, "чангырак" обыкновенное тюркское слово, потому что оно присутствует в абсолютном большинстве тюркских языков и отсутствует у монголоязычных народов. 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ув. Рустам, я не согласен с вашей оценкой ситуации, оправданием Тыныча и обвинениями в мой адрес, поэтому изложил свое мнение.

 

  

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

У Махмуда Кашгари  "түнлүк" - отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция.

В Кодексе Куманикус "түнлік" - ночник, кошма, покрывающая отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция.

 

У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков)

 

В других спорах ваша позиция основывалась тем, что если то или иное слово присутствует во многих тюркских языках, то это тюркизм, если у малого числа тюркских язков, то это монголизм. Помните споры про про нагашы-нагац?

Так вот, согласно этой вашей позиции, "чангырак" обыкновенное тюркское слово, потому что оно присутствует в абсолютном большинстве тюркских языков и отсутствует у монголоязычных народов. 

 

 

 

Вы правы, в кодексе куманикусе-

22. Кеčе kelir qara ulaχ, 
erte barïr qara ulaχ ([Ol], tüŋlik).
 
Кежээ келир кара улаг,
эрте баар кара улаг (Ол дүндүк [өреге]).
 
Вечером черная сменная лошадь приходит, 
утром черная сменная лошадь уходит. (Это тюнлик [ночник-кошма, которой прикрывают дымовое отверстие вверху юрты, обычно на ночь]).

Мы ув.Тураном ставили дополнительно өреге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Эр-Суге said:

Амыр-ла Ув. АКб! Слово "шангырак", честно, мы не знаем. Кошму мы называем "өреге" и скорей всего от древнетюркского и Тувинского слова өрү-вверх

Xv7Whi-8_wk.jpg

Либо это само слово древнетюркское "өрүки", Тувинское "өрүкү" позже стал өреге

Fcb00rT-QuI.jpg  

Либо это сложное слово өрү-вверху, и эге-начало, как бы начало вверха юрты.

 

өрх-еше один монголизм .

 

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=73250&opt=1&word=ӨРХ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если взять древнетюркское слово тог-подниматься, вздыматься и соединить со словом хана-стена, также нашим  произношением слова тогана как тогхана, то это слово будет как бы поднятая стена. Мое мнение.

KiPJtA46ENc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Peacemaker сказал:

 

өрх-еше один монголизм .

 

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=73250&opt=1&word=ӨРХ

Амыр-ла Ув. Писмейкер! Если понимаете под монголизмом древнетюркское, тогда да)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Эр-Суге said:

Амыр-ла Ув. Писмейкер! Если понимаете под монголизмом древнетюркское, тогда да)

өрүки,өрх- находяшийся вверху.По тюркски должно быть тундук.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Peacemaker сказал:

 

өрх-еше один монголизм .

 

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=73250&opt=1&word=ӨРХ

 

Ув. Писмейкер! Восточные Тюрки, мы, являемся вашими предками) От этого вы и знаете Тюркские слова, корни)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

өрк-бүл - семья

өрк - четырехугольная кошма закрывающая отверстие

өр - рассвет, середина

Надо не забывать, что Таган это также круг с 3-мя ножками на очаге-огне

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков)

У калмыков это перекрестие круга-обода !

Сложно рассуждать на эту тему, ведь пишут, что у казахов,  киргизов и башкир для юрт не только применялись разные термины, но они использовали и разные конструкции.

Казахи и башкиры применяли также торгоутскую юрту

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
4 часа назад, АксКерБорж сказал:

У Махмуда Кашгари  "түнлүк" - отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция.

В Кодексе Куманикус "түнлік" - ночник, кошма, покрывающая отверстие, проем, а не деревянная круглая конструкция.

У Махмуда Кашгари "чамграк" и у современных тюркских народов (перечень приводил) "чамграк-чангарак-шангырак-саграк" имеют одни значения: перен. "семья, домочадцы", а также основное "деревянный круглый обруч юрты" (второе значение у МК не прописано, но на то могли быть объективные причины, например, он был из оседлого тюркского населения караханидов и вполне не мог знаком со всеми тонкостями названий деталей юрты у кочевых тюрков)

В других спорах ваша позиция основывалась тем, что если то или иное слово присутствует во многих тюркских языках, то это тюркизм, если у малого числа тюркских язков, то это монголизм. Помните споры про про нагашы-нагац?

Так вот, согласно этой вашей позиции, "чангырак" обыкновенное тюркское слово, потому что оно присутствует в абсолютном большинстве тюркских языков и отсутствует у монголоязычных народов.

Ув. АКБ, значит надо писать точнее, а не так:

Цитата

Деревянный обруч называли и называют "шангырак": древние тюрки (Махмуд Кашгари), половцы (Кодекс Куманикус), казахи, башкиры, ногаи, каракалпаки, туркмены, узбеки, духа (цаатаны), сойоты, тувалар (уранхаи), может еще- кто, не знаю.

Для меня значение чар чармак/чамрак (не чамГрак) не является тождественным понятию "шанырак" — верхний деревянный обод юрты, так как лингвистами доказывается изначальное монгольское происхождение слова "шанырак" со значением "круглый".

Про нагашы/нагач я остаюсь при своем мнении, что это чистый монголизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...