АксКерБорж Опубликовано 16 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2016 Бурятская юрта в прошлом: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2016 Башкирская юрта: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2016 И все таки вернусь к вопросу о различии треног, с одной стороны это тюркские, калмыцкая и бурятская (на 3-х ножках с одним ободом), с другой стороны совершенно иной конструкции халха-монгольская (на 4-х ножках с несколькими ободами, от 2-х до 5-ти). Почему? Откуда ее корни? Казахская тренога (такая же у других тюрков, а также у калмыков и бурят): Аналогичная ей тренога татар времен Чингизхана (Н.Н. Терехова "Технология чугунолитейного производства у древних монголов"): Халхаская: Художник А.Е. Мартынов (1768 – 1826). От Москвы до Китайской границы. Из фильма про Мандухай хатун. В исполнении мастера. Памятник треноге в Монголии. Интересно что думает по поводу отличающейся от калмыцкой халха-монгольской треноги мой постоянный компаньон и соратник Мерген? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2016 Тренога (таган) из 3-х ножек и одного ободоа (обруча) отмечался у бурятов еще Г.Н. Потаниным в 19 веке. Аналогичная тренога была и у тувинйцев с алтайцами, о чем свидетельствуют алтайские народные загадки: "Уч уул бир борукту" (на троих одна шапка) "Уч карындаштын куры йаныс" (у троих один пояс) Таким образом, вопрос о происхождении специфичного 4-ножного и многообручевого монгольского (халхаского) тагана (хасаг) остается пока открытым - он не похож ни на тюркские, ни на монгольские таганы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2016 Халха-монгольская тренога была такой же в 19 веке. М. Певцов «Алтай. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия в Центральной Азии»: «… Посреди монгольской юрты целый день горит огонь. Топливо, состоящее почти всегда из аргала (сухого скотского помета), накладывается в бездонную цилиндрическую решетку, служащую таганом. Таган состоит из плоских железных обручей, от 8 до 12 вершков в диаметре, скрепленных между собою параллельно четырьмя железными пашилинами с багровидными, выдающимися немного вверх концами, на которых покоится сферический котел. В такой решетке, имеющей от 9 до 12 вершков высоты, аргал при свободном притоке воздуха с боков горит лучше, чем в обыкновенной куче, и притом она служит таганом.» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 27 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 27 июля, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 28 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2016 Второе заседание 11-го саммита АСЕМ прошло в гигантской ханской юрте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2016 У монголоязычных народов не было юрт на телегах. Это исторический факт. Войлочные юрты на телегах это традиция тюрков, в прошлом - тюрков половцев и тюрков татар (Чингизхана). Известна она была и у казахов под названием "котерме" (Михан-наме-и Бухара, 1509 г.). У монголов халхасцев все это дань моде исторических реконструкций, но просто моде, а моде нетождественных аналогий, другими словами бутафория. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2016 Кстати о юрте на телегах у тюрков половцев. Половецкие загадки. Кодекс Куманикус: Aq küymäniŋ avzu yoχ. (Ol, yumurtqa). У белой кибитки нет калитки. (Это яйцо). Загадка свидетельствует о том, что войлочные юрты на телегах (кюйме) не имели деревянных дверей, как стационарные переносные юрты. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2016 Из того же "Кодекса Куманикус". Половецкие загадки: Bir uču qïš qïšlar, bir uču yay yaylar. (Ol, sïrïχ). Один его конец зиму зимует (на зимовье), другой его конец лето летует (на летовье). (Это сырык [рогуля, шест с развилкой, центральная вертикальная подпорка юрты, устанавливаемая во время сильного ветра, снегопада, ливня, когда кровля чрезмерно тяжелеет]). Т.е. у тюрков команов (половцев) войлочная юрта не имела подпорок потолка как это характерно современным монгольским юртам-гэрам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 2 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2016 Брат АКБ, вы я вижу после моей ссылки подтверждающей "неверность" ваших откровений отредактировали свой пост и удалили доказптельство ))) http://moluch.ru/archive/40/4826/"Устройство юрты у калмыков и монголов несколько различается. У калмыков юрта без деревянных подпорок – столбов и двухстворчатая деревянная дверь, верхняя часть кровли крыши намного выше. Основной объем калмыцкой юрты состоит из цилиндра – круглых стен с дверным проемом и усеченного конуса – островерхой крыши с кругом." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 3 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2016 On 8/2/2016 at 6:03 AM, АксКерБорж said: У монголоязычных народов не было юрт на телегах. Это исторический факт. Войлочные юрты на телегах это традиция тюрков, в прошлом - тюрков половцев и тюрков татар (Чингизхана). Известна она была и у казахов под названием "котерме" (Михан-наме-и Бухара, 1509 г.). У монголов халхасцев все это дань моде исторических реконструкций, но просто моде, а моде нетождественных аналогий, другими словами бутафория. Большие споры вызывает вопрос, какая династия правила среди кипчаков. Китайские и арабские источники свидетельствуют о том, что, скорее всего, династия кипчатских ханов происходила из монгольского племени «баяут». Так, известно, что Конан, предок кипчакских ханов, переселился на территорию Казахстана еще в начале XI века. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2016 7 часов назад, Peacemaker сказал: известно, что Конан, предок кипчакских ханов, переселился на территорию Казахстана еще в начале XI века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2016 Очередное отличие юрты от гэра: Обязательный атрибут калмыцкой юрты - религиозный алтарь: Обязательный атрибут халхаской юрты - религиозный алтарь: В тюркской юрте религиозного алтаря или чего-то подобного религиозного не было и нет. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 3 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2016 Цитата "В тюркской юрте религиозного алтаря или чего-то подобного религиозного не было и нет" И что тувинцы-буддисты теперь не тюрки, раз раньше было иначе ? И что казахи-мусульмане теперь не тюрки, раз Чин-гисн и др.не были мусульманами? Разве мусульмане чем-то лучше, или хуже раз у них религия молодая типа американских протестантских течений не имеющих изображений Бога и появившихся после большего накопления научных знаний ? Ваши слова это "нео-фашизм", пора вам в отпуск ! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2016 18 часов назад, Турист сказал: Ваши слова это "нео-фашизм", пора вам в отпуск ! Самому не смешно? Вся тема с первой страницы и посвящена различиям между тюркской юртой и монгольским гэром. По вашему получается, что все этнографы, историки и лингвисты, пишущие про тюрко-монгольские различия в традициях, языке и прочем отныне фашисты. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 4 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2016 Брат АКБ, тема носит мирное название. И вы правильно отметили, что такие как вы люди ищут различия. А что же со сходствами ? Есть еще тема "Терминология связ.с кочевнич." Где я могу спросить почему АКБ говорит "тоон", все монголы говорят "тоон", а казахи "шанырак" и почему ? Откуда у казахов "сырмаг", у киргизов "ширдык", а у калмыков "ширдг" ? Почему возрастные названия у скота казахов образованы от монгол.числительных (3,4-х летний) ??? И т.д. ???? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 7 часов назад, Турист сказал: Почему возрастные названия у скота казахов образованы от монгол.числительных (3,4-х летний) ??? И т.д. ???? А если не словоблудить и привести конкретные примеры? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 Ув. Balkin, просто у Туриста нет аргументов, но есть сильное желание спорить и не соглашаться, отсюда и постоянные безосновательные заявления, троллинг и попытка увести интересные вопросы в оффтоп. А насчет поло-возрастных терминов скота у тюрков, якобы заимствованных у монголоязычных народов, то это самый обыкновенный фейк, которых пруд-пруди, почитайте хотя-бы здесь: Или здесь: Да и авторитетные историки, лингвисты и этнологи прямо утверждают, что монголоязычные народы переняли все, что связано со скотоводством, в том числе с кочевым скотоводством, у тюркских племен - сам хозяйственный уклад, быт, традиции, лексику и прочее. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 Еще одно изображение обязательного атрибута калмыцкой юрты - религиозного алтаря: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 9 часов назад, АксКерБорж сказал: Ув. Balkin, просто у Туриста нет аргументов, но есть сильное желание спорить и не соглашаться, отсюда и постоянные безосновательные заявления, троллинг и попытка увести интересные вопросы в оффтоп. А насчет поло-возрастных терминов скота у тюрков, якобы заимствованных у монголоязычных народов, то это самый обыкновенный фейк, которых пруд-пруди, почитайте хотя-бы здесь: Или здесь: Да и авторитетные историки, лингвисты и этнологи прямо утверждают, что монголоязычные народы переняли все, что связано со скотоводством, в том числе с кочевым скотоводством, у тюркских племен - сам хозяйственный уклад, быт, традиции, лексику и прочее. Что вы так заволновались, я лишь спросил какая тема подойдет ? Давайте ваших Авторитетов в студию ! Ааа, я забыл, что аргументированный ответ должен предоставлять только я}}} Вам достаточно сказать «Одна баб.. сказала...» Тогда жду вас в теме Терминология связанная с кочевничеством ! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 12 часов назад, Balkin сказал: А если не словоблудить и привести конкретные примеры? пожалуйста https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/құнан/ құнан 1) самец-двухлеток (о скоте)құнан атан → фраз. холощенный верблюд-двухлетокқұнан қой → баран-двухлетокқұнан өгіз → вол-двухлетокқұнан шығар → скот, переходящий со второго на третий год2) жеребец-двухлеткақұнан бәйге → скачки двухгодовалых жеребцов3) двухдневный (о кумысе)құнан қымыз → двухдневный кумыс құнан Заимствовано из калмыцкого hунн http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=118&t=17096_35_2 Калмыцкое же образовано от числа три (hурвн) https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/дөнеС/ дөнен 1) самец-трехлетка (о скоте)дөнен қой → баран-трехлетокдөнен шығар → достигший трехлетнего возраста2) жеребец-трехлетокдөнен бәйге → скачки трехгодовалых жеребцов3) трехдневный (о кумысе)дөнен қымыз → трехдневный кымыз дөнен Заимствовано из калмыцкого Дөнн http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=118&t=21545_35_2 Калмыцкое же образовано от числа четыре (дөрвн) http://biliq.ru/xalbook/content/грамматика/орфография-калмыцкого-языка Двойные согласные В основах калмыцких слов крайне редко встречаются двойные согласные. Если, например, пишется двойной н в словах типа үнн (правда), һунн (трехлетннй), дөнн (четырехлетний) то такое написание вызвано тем, что редуцированные гласные непервых слогов не обозначаются на письме. В старокалмыцком письменном языке писалось үнэн, һунан, дөнэн. Так что жду извинений за «словоблудие» или предоставление фактов исконной казахскости ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 2 часа назад, Турист сказал: вас не смущает то обстоятельство что "құнан самец-двухлеток (о скоте), тогда как ваше притянутое за уши слово " һурвн (ɣurvn) - это три", также "дөнен самец-трехлетка (о скоте)", тогда как тот же притянуты за что-то слово " 4 дөрвн (dörvn) - четыре"? так что поинтересуйтесь у автора данной гипотезы насчет этих нестыковок Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 "поинтересуйтесь у автора данной гипотезы насчет этих нестыковок" АВТОР "этих нестыковок" это все вместе монгольское, бурятское и калмыцкое языкознание ! Жду от вас извинений или объяснений этих терминов на казах.языке ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2016 По вашей просьбе я привел пример. Вы возможно казах. и вам объяснять особенности казах.исчислений и особенностей Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться