АксКерБорж Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Ну, почему - кибитка, шатер, чум и пр. Известные жилища Не валяйте дурака, войлочными были только юрты. Да и вообще о чем спор, если Чингизхан и его народ использовали тюркские названия юрты - йурт, орда, иб и др. Если вы Стас, или кто-то другой участвующий в споре сможет привести мне хоть один письменный источник, где юрта татар-монголов называется "гэр", то я буду считать себя проигравшим. А если не сможете, то все с вами ясно, вы будет проигравшими. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 21 декабря, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Вы вольны считать себя хоть повелителем двух океанов. И дурачка валять Вам и не надо стараться. А мультиязычные словари средневековья доступны всем и обсуждались на этом форуме. Так что и гэр и терме у монголов 13-14 вв. зафиксированы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Время съемки: 1927 Место съемки: Казахстан, Семипалатинская обл. Автор: Мелков Александр Лаврентьевич Бартольду просто интересно, что для орды монгольского хана появилось "тюркское название", т.е. хан монгольский, а называть стали "по-тюркски" его орду. Я даже и интересного ничего не нахожу в том, что тюркское окружение монгольских правителей сохраняло родной язык. А казахи пользовались и юртами разных типов и жилищами вообще. Юртообразная камышевая постройка в Кызылординской области Этническая принадлежность:казахи Время съемки:первая треть ХХ в. Место съемки:Казахстан, Кызылординская обл. Собиратель:Мелков А. С Да, еще могли как кухню использовать. Вот интересное жилище - из кизяка. Время съемки:1950 Место съемки:Казахстан (Казахская ССР) Возня по поводу жилища казахов кедеев - бедняков на форуме не уместна, уж лучше быть свободным бедняком и ночевать на голой земле, чем наймитом или прислугой у своих благодетелей (маньжуро - московитов) Менталитет проэцируется и на сегодняшнюю жизнь, живем своим умом, трудом ни у кого ничего не просим в отличии от некоторых. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 21 декабря, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Как не просите? Внешний долг Казахстана больше 130 млд. долл. Так что надо присмотреться к традиционным жилищам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Ну точно "обтекаемый-балык" Не путайте кредит и попрошайничество. У Казахстана в Центральной Азии не легкое бремя, надеятся ни накого нильзя, если судить о том что только граждан Кыргызстана в Казахстане 500,000 тыс. человек, то про Узбекистан и Таджикистан говорить не приходится, кому то придется брать ответственность за всех. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 уж лучше быть свободным бедняком и ночевать на голой земле, чем наймитом или прислугой у своих благодетелей (маньжуро - московитов) "Калмыки. Под ратным знаменем России" (Калмыки на военной службе российского государства во второй половине XVII - XX вв.). http://www.bumbinorn.ru/history_articles/1165134657-kalmyki_pod_ratnym_znamenem_rossii_48654.html Арлтана Басхаева - калмычка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 21 декабря, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Что Вы опять язычок свой распустили. Балыка хотите что ли, а денег нет? Держите себя в рамках. И, может, завяжете с флудом? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Самый бедный монгол имел свою войлочную юрту. Монгольская пословица : Хар гэртээ Хаан Бор гэртээ Богд... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Юрты в окрестностях Улан-Батора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Тюрк первый оседал коня. Тюрк первый обработал железо. Войлок чисто Тюркская технология. Хочется пару слов про шелка что то сказать, но пока рано. Этот монгольский символ связан с дымникам юрты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Конрат Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Это детская считалка, называется сколько квадратов? Дети и монголы считает здесь восемь квадратов. Правильный ответ десять. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Это детская считалка, называется сколько квадратов? Дети и монголы считает здесь восемь квадратов. Правильный ответ десять. Тупой человек вы ! Правильный ответ одиннадцать. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Конрат Опубликовано 21 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2013 Это детская считалка, называется сколько квадратов? Дети и монголы считает здесь восемь квадратов. Правильный ответ десять. Тупой человек вы ! Правильный ответ одиннадцать. Ложный монгол, одиннадцатый это глюк, или как ты ложный. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 22 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2013 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2013 Этот монгольский символ связан с дымникам юрты. Этот знак никак не связан с юртой. У вас все заимствовано от маньчжуров и тибетцев - это же знак тибетского ламства "бесконечность" или "узел вечности" (санскр. Shrivatsa). Вы помнится делали его даже своей аватаркой в виде "восьмерки". 1 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 22 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2013 Юрты в окрестностях Улан-Батора. У меня нескромный вопрос, как Вы решаете вопрос с водоснабжением и канализацией? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 22 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2013 Юрты в окрестностях Улан-Батора. У меня нескромный вопрос, как Вы решаете вопрос с водоснабжением и канализацией? Как вы решаете вопрос с водоснабжением и канализацией здесь? 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 22 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2013 Я не собирался Вас обидеть!? Мне просто любопытно, такое большое скопление юрт в одном месте... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 22 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2013 Это чабанская ферма, судя по копне сена, довольно зажитачная, а зачем здесь канализация это ведь не город Про юрточные районы Улан Батора по инету ходят какие то легенды, причем нелецеприятные, так что лучше оставить эту тему в покое Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2013 К чему все попытки Стаса, который тщетно пытается доказать происхождение тюркской юрты от киданьской (каракиданьской) юрты - предков современных халхов, бурятов, ойратов и калмыков и попытка удревнить монгольскую юрту, по сути заимствованную у тюрков? К чему все фоторепортажи Азы-Хукера-Монгола о чумах, шалашах и шошалах? Если есть не изданный ранее замечательный труд академика А.Х.Маргулана со ссылками на источники и литературу?! А.Х.Маргулан. Мир казаха. Алматы, 1997 г. Сборник не опубликованных ранее работ Алькея Хакановича Маргулана, посвященных истории казахов. Адресуется научным сотрудникам, студентам, широкому кругу читателей. В сборник вошли статьи: - Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени шапырашты. - Древние караванные пути через пустыню Бетпак-дала. - О значении эпиграфических памятников Казахстана. - О происхождении племени канглы. - Казахская юрта и ее убранство. Цитаты из статьи «Казахская юрта и ее убранство»: Юрта – один из древнейших типов жилища, приспособленный к кочевому образу жизни. Древнейший прототип юрты сохранился в росписи склепа Анфестерия в Крыму и на некоторых наскальных рисунках Казахстана и Сибири. Остатки древней кочевой юрты обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае и Ноин-улинских в Монголии. Войлочные ковры из больших Пазырыкских курганов по технике изготовления и орнаментации удивительно похожи на современные казахские. О существовании у древних народов передвижных жилищ сообщают античные и средневековые мусульманские письменные источники. Усуньский гуньмо (хан) имел «круглую кибитку, обтянутую войлоком». Помимо войлочной юрты, отмечается существование «войлочных тюркских повозок», яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха. Характерно, что термин «кангка», означающий по древне-тюркски повозку, высокую колесницу, сохранился до наших дней у казахов в названии «үйдің қанқасы», которым обозначают остов войлочной юрты. В работах арабских ученых Ал-Якуби (9 век), Ибн-Фадлана (10 век) мы находим упоминание о юрте. Так, Ибн-Фадлан, путешествовавший по берегам реки Эмбы, писал: «Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока» [Ибн-Фадлан. Извлечение из «Записки». Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939]. Ал-Якуби отмечает, что «тюркские ребристые шатры покрыты войлоком» [Ал-Якуби. Китаб ал-Булдан. МИТТ, Т.1, 1939]. Юрты из Дешт-и-Кыпчака в начале 16 века описал Ф.рузбихан: «… некоторые юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены прямо на арбах… юрты делали продолговатой формы с полным мастерством и изяществом. Спереди и сзади этих домов делали оконца, чтобы обитатели их могли выглядывать… Степень достоинства жилища доводили до терема небес. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса!» [Ибн Рузбихан. Воспоминание участников о походе Шейбани хана в Туркестан. В Кн. «Прошлое Казахстана в источниках и материалах». Сб.1. С.110]. Великолепное описание юрты мы находим в древних эпических поэмах: «Огуз-наме», «Китаби-Коркут», «Манас», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Значение юрты, ее устройство описаны ярко описаны в трудах известных географов Оскара Пешеля [O.Peschel. Volkerkunde 6-te Auflage, Leipzig, 1885] и Бронислава Залесского [b.Zalesski. La vie des Steppes Kirghises descriptions, recits et contes, Paris, 1865]. [][][][][] В.Рубрук пишет, что кыпчаки и канглы покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком изкостей (АКБ: в точности как казахи в 16-20 веках). В зависимости от климатических условий районов обитания, зимние и летние жилища казахов были разными. В летнее время они жили в юртах, а зимой – в постоянных теплых помещениях, которые именовались по-разному, в зависимости от того, из какого материала были построены (кепе, жер-уй, кара-там, там-уй, агаш-уй и т.д.). Многие из них сохранили форму юрты. АКБ: в отличие от монголоязычных народов, которые кочевали и ставили юрты небольшими группами (10-15 юрт), казахи кочевали многолюдно, например, подобно средневековым кереитам: Великое множество юрт напоминало город. По описанию И.Георги, станы казахов «по-елику аймаки охотно пребывают в союзе, довольно заключают в себе юрт и очень обширны» или «около ханского стана наберется юрт до тысячи» [И.Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб, 1799]. В августе 1816 года горный инженер И.Шангин в долине реки Нура насчитал до 4000 кибиток [Шангин И. Извлечение из описания экспедиции, бывшей в Киргиз-Кайсацкой степи в 1816 г. Сибирский вестник, 1820]. Известный польский писатель А.Янушкевич, находясь в ссылке в каркаралинском округе, объехал тысячи юрт, стоявших в горных и речных долинах Центрального Казахстана [Жизнь А.Янушкевича по его письмам из Киргизской степи. Берлин, 1875]. По своему назначению казахские юрты делились на три основных типа: юрты, служившие жилищем, юрты парадные, предназначенные для торжественных случаев, к ним относятся юрты знати и гостевые, и юрты походные. Кроме этих основных типов, были юрты, где готовилась пища, и юрты, служившие в качестве складов. Походные юрты отличались небольшими размерами, они предназначались для военно-походных целей и для пастухов-табунщиков. Походные юрты были двух видов: более просторные назывались аблайша, поменьше – жолым уй, дорожный дом. Они состояли из трех кереге с короткими рейками – уык и миниатюрного шанырака. Тоже для Стаса, который привел пример с использованием на украинском майдане монгольских конусных юрт. Ответ – майданщики не знакомы с историей русской армии и с трудами своих соотечественников. )))) В 19 веке среди русских путешественников и военных эти юрты были признаны лучшей защитой от непогоды, более удобными, чем брезентовые палатки. Их охотно применяли в военно-лагерной службе русской армии в Оренбургском, Сибирском и туркестанском военных округах. Существует специальная литература о применении юрты в военно-лагерной службе. Об использовании юрты в полевых условиях писал профессор Харьковского университета А.И.Якоби: «Юрта чрезвычайно хороша для лагерной цели, особенно летом она положительно удовлетворяет всем главным условиям летучего военного госпиталя» [А.И.Якоби. Поездка в Киргизскую степь Западной Сибири. Сборник судебной медицины. 1874]. По художественной отделке и убранству наибольший интерес представляют парадные юрты, носящие у казахов названия: ак-уй, ак-орда, боз-уй, отау-уй. Под термином ак-орда известны юрты – ставки казахских феодальных владетелей, сделанные народными мастерами и описанные многими путешественниками. Наружный вид и интерьер султанской юрты неоднократно зарисовывался художниками 18 – 19 веков. Эти рисунки хранятся в музеях Ленинграда. Интересные описания юрт-ставок мы находим в трудах ученых и путешественников 16 – 18 вв.: бухарского ученого Рузбехана, позднее – участников академических экспедиций – И.Фалька, Х.Барданеса, Г.Георги, П.С.Палласа, П.И.Рычкова и др. Помимо обычных предметов обихода, типичных для кочевой юрты, путешественники отмечают наличие в интерьере султанской юрты редких и любопытных предметов. В центре огромной по размеру юрте султана Среднего жуза Мамета висел большой котел, имевший декоративное значение. Особый интерес для них представляло богато орнаментированное султанское кресло. Аткинсон описывая обряд погребения представителя знати у казахов, отмечает: «У палатки (юрты), где лежал покойник, стояло воткнутое в землю высокое копье с черным флагом. Султан лежал у самого входа. В головах стояло его султанское кресло, как знак высокого его звания, а по бокам кресла лежали седла, конская сбруя, оружие и одежда» [Погребение у казахов. Иллюстрированная газета. 1864, № 15]. Юрты-ставки отличались от других и своими размерами. Такая юрта состояла минимум из двенадцати, в среднем из восемнадцати, а самая большая из тридцати отдельных решеток. АКБ: то есть, соответственно, 12-ти, 18-ти и 30-ти канатные юрты! Проложение выложу позднее. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 24 декабря, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2013 Опять по кругу, см. выше Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2013 Уникальной в художественном отношении была юрта, выполненная по заказу хана Внутренней Орды Джангира и преподнесенная им русскому царю Николаю I во время коронации. Это юрта средней величины, блиставшая своим убранством и тонкой отделкой. Мастера работали над этой юртой около двух лет. Описание ее сохранилось в Оренбургском архиве и опубликовано П.Столпянским в «Тургайской газете» [Столпянский П. Киргизская кибитка при высочайшем дворе Николая I. Тургайская газета. 1903. № 25]. Из парадных юрт, изготовленных для международных выставок, следует отметить юрту Алмаза, отправленную на Парижскую выставку 1861 года, юрту Мейрама Жанайдарова, доставленную в Петербург на выставку Третьего конгресса ориенталистов в 1876 году и хранящуюся в Государственном музее этнографии в Ленинграде, юрты Кодая и Сагная, выполненные по случаю приезда в Западную Сибирь великого князя Владимира и показанные на выставке в Омске, юрту Ибрагима Адилева, сделанную для выставки в Казани в 1890 году. К парадным юртам относятся юрты, сделанные специально для гостей, конак-уй. Таким передвижным жилищем в прошлом веке и в начале нашего, пользовались молодые казахи, воспитанники кадетских корпусов, приезжавшие на летние каникулы в аул и кочевавшие вместе со своими родителями. Нарядные юрты для гостей имели все более или менее зажиточные семьи. Сохранилось описание юрты, сделанной специально для Чокана Валиханова по заказу его отца (АКБ: чингизида Чингиза). В этой юрте Чокан жил после окончания кадетского корпуса и возвращения из Петербурга (1861 – 1863 гг.). Впоследствии в этой юрте останавливались А.К.Гейнс – член Степной комиссии (1865 г.) и Г.Н.Потанин (1895 г.). Вот как описывает Гейнс эту юрту: «За могилой какого-то сына Аблай-хана стала видна белая как снег большая юрта… Это аул Чингиза. Она десятиканатная. Кереге красиво изогнуто и не крашено. Деревянный остов юрты так красив, что его оставляют в естественном виде без росписи, тщательно отполированными». Гостевые юрты в большом количестве устанавливались по случаю устройства годовых поминок – ас. Однако наиболее богатыми и роскошными были свадебные юрты – отау. У казахов издавна были известны два вида свадебных жилищ: отау – юрта для молодых и кюйме – повозка на колесах. Казахское кюйме 18 века воспроизведено на рисунках М.С.Маршала. Во время перекочевок в кюйме жили только девушки и дети. Рубрук писал: «Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью. Они служат как бы комнатами, в которых живут девушки». Рисунки кок-кюйме, выполненные художником Гейслером акварельными красками, хранятся в Государственном историческом музее. Достаточно точное и подробное описание конструкции казахской юрты сделано Ч.Ч.Валихановым, В.В.Лотиным, П.Е.Маковецким и другими. Каждая решетка кереге – канат состоит из 36-ти планок – сағанақ, имеющих длину до 220 см. и ширину 4-6 см. Саганак имеет изогнутую посередине форму. Саганак окрашивается в коричневый, темно-каштановый или бордовый цвет. Решетки бывают 2-х типов: из массивных саганак, образующих мелкую сетку, этот тип называется тор көз; из более тонких саганак, образующих крупную сетку, и называется - жел көз. Длина уыков (купольных реек) – от 2,5 до 5 метров в зависисомти от величины юрты. Диаметр шангырака (купола) – 3-5 метров, что составляет примерно 1/3 диаметра основания юрты. Верхний полушар шангырака – кульдреуыш сделан из взаимопересекающихся под прямым углом 16-ти деревянных реек. По бокам кульдреуыш закреплен поперечными планками – бакалак. Все это образует красивый силуэт юрты. Вход в юрту имеет форму прямоугольного проема высотой до 2-х метров, шириной 80 см. Перед входом стелили коврик – енсе. В юртах знати двери – сыкырлауык были 2-створчатые и филенчатые, часто с балясинами. Верхняя перекладина двери – мандайша, порог – табалдырык, внутренние стороны боковых косяков – ергенек (АКБ: Эргунэ-кон)))) или босага отделывались тонкой резьбой, иногда инкрустировались костью или покрывались росписью. Уникальные образцы дверей, представляющих большую художественную ценность, хранятся в наших музеях. На ночь дверь прикрывалась войлочной завесой, расшитой разноцветнымишерстяными нитками или украшенной апликацией. Решетки каркаса юрты снаружи покрывались циновками – шим ши, размерами их не менее 2 х 3 метра. Поверх циновок каркас юрты покрывался в 2 слоя войлоком: Нижний слой большие полотнища из плотно скатанного войлока длиной 5-6 метров, шириной до 3-х метров, покрывающие юрту от середины свода до земли – туырлык. Верхний слой войлочного покрытия юрты состоит из 2-х полотнищ – узук, покрывающих юрту от шангырака. Туырлык и узук по основани свода украшались войлочной лентой, расшитой апликацией из красного сукна в форме квадратов или ромбов, или традиционного орнамента додеге, напоминающих фризы архитектурных сооружений. Подобные пояса, обрамляющие основание свода внутри юрты, называются туырлык кас и узук жапкы. Расшитый золотом узук жапкы хранится в фондах Эрмитажа. Войлочные покрытия юрты скреплялись с корпусом шнурами и узорчатыми лентами - бельбеу. Украшением свода юрты были широкие ковровые (ворсовые и безворсовые) дорожки – баскур, белые, зеленые и желтые ленты, расшитые робами, треугольниками, растительным узором, традиционным орнаментом, с кистями из разноцветных шерстяных нитей. Подвешанные к обручу шангырака такие ленты называются жел бау, к купольным рейкам – уык бау. Коллекции баскур и бау хранятся в музеях Ленинграда – МАЭ и ГМЭ, а также в музеях Ташкента, Алматы и др. Рисунки баскур, сделанные в середине 19 века адмиралом А.Н.Бутаковым, хранятся в Государственной публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, в архиве В.В.Стасова. Многие исследователи отмечают, что в казахской юрте соединено 2 начала – утилитарность и художественность. Архитектура юрты, обстановка, утварь, образуют гармоничное целое. Неотъемлемым элементом мира казаха является орнамент. Нет предмета домашнего обихода, который не был бы украшен орнаментом: посуда, оружие, сбруя, одежда, постельные принадлежности, сумы и чехлы для сундуков и др., выполненные техникой резьбы, тиснения, инкрустации, аппликации и др. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2013 Хотелось бы теперь почитать такие же подробности о монгольской юрте. Кто изложит? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 25 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2013 Еще не надо забывать о составной части юрты порог - босага в халхаском порог будет - босго (http://dic.on-toli.com/modules/russia/russia-rech.php) Учитывая что есть такой абычай при входе в юрту нильзя наступать на порог, с тюркского босага - можно былоб перевести как басу - шагать, перешагивать, наступать есть ли похожие слова в халхаском? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 25 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2013 орс - халх толь http://dic.on-toli.com/modules/russia/russia-rech.php переступать пределы : хил хязгаар давах, хэтрэх, илүү мөр үг олдов: перешагивать перешагивать : моринд мордох босго как и гэр - тюркизм в халхаском? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться