Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Бурятская юрта в прошлом:

 

2b1e0eef6c1a.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Башкирская юрта:

 

1381303_800.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И все таки вернусь к вопросу о различии треног, с одной стороны это тюркские, калмыцкая и бурятская (на 3-х ножках с одним ободом), с другой стороны совершенно иной конструкции халха-монгольская (на 4-х ножках с несколькими ободами, от 2-х до 5-ти). 

Почему? Откуда ее корни?

 

 

Казахская тренога (такая же у других тюрков, а также у калмыков и бурят):

 

0bcbf180735b.jpg

 

 

Аналогичная ей тренога татар времен Чингизхана (Н.Н. Терехова "Технология чугунолитейного производства у древних монголов"):

 

2febccf9387c.jpg

 

Халхаская:

 

8b9e35038008.jpg

0d8c21837235.jpg

Художник А.Е. Мартынов (1768 – 1826). От Москвы до Китайской границы.

 

c8586bbe2170.jpg

Из фильма про Мандухай хатун.

 

1da815529d72.jpg

В исполнении мастера.

 

8c7ea3eaf9a3.jpg

Памятник треноге в Монголии.

 

 

Интересно что думает по поводу отличающейся от калмыцкой халха-монгольской треноги мой постоянный компаньон и соратник Мерген?  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тренога (таган) из 3-х ножек и одного ободоа (обруча) отмечался у бурятов еще Г.Н. Потаниным в 19 веке.

 

Аналогичная тренога была и у тувинйцев с алтайцами, о чем свидетельствуют алтайские народные загадки:

 

"Уч уул бир борукту" (на троих одна шапка)

"Уч карындаштын куры йаныс" (у троих один пояс)

 

Таким образом, вопрос о происхождении специфичного 4-ножного и многообручевого монгольского (халхаского) тагана (хасаг) остается пока открытым - он не похож ни на тюркские, ни на монгольские таганы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха-монгольская тренога была такой же в 19 веке.

 

М. Певцов «Алтай. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия в Центральной Азии»:

 

«… Посреди монгольской юрты целый день горит огонь. Топливо, состоящее почти всегда из аргала (сухого скотского помета), накладывается в бездонную цилиндрическую решетку, служащую таганом. Таган состоит из плоских железных обручей, от 8 до 12 вершков в диаметре, скрепленных между собою параллельно четырьмя железными пашилинами с багровидными, выдающимися немного вверх концами, на которых покоится сферический котел. В такой решетке, имеющей от 9 до 12 вершков высоты, аргал при свободном притоке воздуха с боков горит лучше, чем в обыкновенной куче, и притом она служит таганом.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголоязычных народов не было юрт на телегах. Это исторический факт.

Войлочные юрты на телегах это традиция тюрков, в прошлом - тюрков половцев и тюрков татар (Чингизхана). Известна она была и у казахов под названием "котерме" (Михан-наме-и Бухара, 1509 г.).

У монголов халхасцев все это дань моде исторических реконструкций, но просто моде, а моде нетождественных аналогий, другими словами бутафория.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати о юрте на телегах у тюрков половцев.

 

Половецкие загадки. Кодекс Куманикус:

 

Aq küymäniŋ avzu yoχ. (Ol, yumurtqa).

У белой кибитки нет калитки. (Это яйцо).

 

Загадка свидетельствует о том, что войлочные юрты на телегах (кюйме) не имели деревянных дверей, как стационарные переносные юрты.

 

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из того же "Кодекса Куманикус". Половецкие загадки:

 

Bir uču qïš qïšlar,
bir uču yay yaylar.
(Ol, sïrïχ).

 

Один его конец зиму зимует (на зимовье), другой его конец лето летует (на летовье). (Это сырык [рогуля, шест с развилкой, центральная вертикальная подпорка юрты, устанавливаемая во время силь­ного ветра, снегопада, ливня, когда кровля чрезмерно тяжелеет]).

 

Т.е. у тюрков команов (половцев) войлочная юрта не имела подпорок потолка как это характерно современным монгольским юртам-гэрам.

 

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат АКБ,

вы я вижу после моей ссылки подтверждающей "неверность" ваших откровений отредактировали свой пост и удалили доказптельство )))

http://moluch.ru/archive/40/4826/"Устройство юрты у калмыков и монголов несколько различается. У калмыков юрта без деревянных подпорок – столбов и двухстворчатая деревянная дверь, верхняя часть кровли крыши намного выше. Основной объем калмыцкой юрты состоит из цилиндра – круглых стен с дверным проемом и усеченного конуса – островерхой крыши с кругом."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/2/2016 at 6:03 AM, АксКерБорж said:

У монголоязычных народов не было юрт на телегах. Это исторический факт.

Войлочные юрты на телегах это традиция тюрков, в прошлом - тюрков половцев и тюрков татар (Чингизхана). Известна она была и у казахов под названием "котерме" (Михан-наме-и Бухара, 1509 г.).

У монголов халхасцев все это дань моде исторических реконструкций, но просто моде, а моде нетождественных аналогий, другими словами бутафория.

 

Большие споры вызывает вопрос, какая династия правила среди кипчаков.  Китайские и арабские источники свидетельствуют о том, что, скорее всего, династия кипчатских ханов происходила из монгольского племени «баяут». Так, известно, что Конан, предок кипчакских ханов, переселился на территорию Казахстана еще в начале XI века.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Peacemaker сказал:

известно, что Конан, предок кипчакских ханов, переселился на территорию Казахстана еще в начале XI века.

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очередное отличие юрты от гэра:

 

Обязательный атрибут калмыцкой юрты - религиозный алтарь:

3882316f6f7d.jpg

Обязательный атрибут халхаской юрты - религиозный алтарь:

e552079b6162.jpg

 

В тюркской юрте религиозного алтаря или чего-то подобного религиозного не было и нет.

 

 

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

"В тюркской юрте религиозного алтаря или чего-то подобного религиозного не было и нет"

И что тувинцы-буддисты теперь не тюрки, раз раньше было иначе ?

И что казахи-мусульмане  теперь не тюрки, раз Чин-гисн и др.не были мусульманами?

Разве мусульмане чем-то  лучше, или хуже раз у них религия молодая типа американских протестантских течений не имеющих изображений Бога и появившихся после большего накопления научных знаний ?

 

Ваши слова это "нео-фашизм", пора вам в отпуск !

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Турист сказал:

Ваши слова это "нео-фашизм", пора вам в отпуск !

Самому не смешно? Вся тема с первой страницы и посвящена различиям между тюркской юртой и монгольским гэром. 

По вашему получается, что все этнографы, историки и лингвисты, пишущие про тюрко-монгольские различия в традициях, языке  и прочем отныне фашисты. :lol::D 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат АКБ,

тема носит мирное название. 

И вы правильно отметили, что такие как вы люди ищут различия.  А что же со сходствами ?

Есть еще тема "Терминология связ.с кочевнич."

Где я могу спросить почему АКБ говорит "тоон", все монголы говорят "тоон", а казахи "шанырак" и почему ?

Откуда у казахов "сырмаг", у киргизов "ширдык", а у калмыков "ширдг" ?

Почему возрастные названия у скота казахов образованы от монгол.числительных (3,4-х летний) ???

И т.д. ????

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Турист сказал:

Почему возрастные названия у скота казахов образованы от монгол.числительных (3,4-х летний) ???

И т.д. ????

А если не словоблудить и привести конкретные примеры?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Balkin, просто у Туриста нет аргументов, но есть сильное желание спорить и не соглашаться, отсюда и постоянные безосновательные заявления, троллинг и попытка увести интересные вопросы в оффтоп.

А насчет поло-возрастных терминов скота у тюрков, якобы заимствованных у монголоязычных народов, то это самый обыкновенный фейк, которых пруд-пруди, почитайте хотя-бы здесь: 

Или здесь:

Да и авторитетные историки, лингвисты и этнологи прямо утверждают, что монголоязычные народы переняли все, что связано со скотоводством, в том числе с кочевым скотоводством, у тюркских племен - сам хозяйственный уклад, быт, традиции, лексику и прочее.   

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одно изображение обязательного атрибута калмыцкой юрты - религиозного алтаря:

 

a61fbb9bcbf2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

Ув. Balkin, просто у Туриста нет аргументов, но есть сильное желание спорить и не соглашаться, отсюда и постоянные безосновательные заявления, троллинг и попытка увести интересные вопросы в оффтоп.

А насчет поло-возрастных терминов скота у тюрков, якобы заимствованных у монголоязычных народов, то это самый обыкновенный фейк, которых пруд-пруди, почитайте хотя-бы здесь: 

Или здесь:

Да и авторитетные историки, лингвисты и этнологи прямо утверждают, что монголоязычные народы переняли все, что связано со скотоводством, в том числе с кочевым скотоводством, у тюркских племен - сам хозяйственный уклад, быт, традиции, лексику и прочее.   

Что вы так заволновались, я лишь спросил какая тема подойдет ?

Давайте ваших Авторитетов в студию ! 

Ааа, я забыл, что аргументированный ответ должен предоставлять только я}}}

Вам достаточно сказать «Одна баб.. сказала...»

Тогда жду вас в теме Терминология связанная с кочевничеством !

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Balkin сказал:

А если не словоблудить и привести конкретные примеры?

 

пожалуйста

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/құнан/

құнан

1) самец-двухлеток (о ско­те)
құнан атан → фраз. холощенный верблюд-двухлеток
құнан қой → баран-двухлеток
құнан өгіз → вол-двухлеток
құнан шығар → скот, переходящий со второго на третий год
2) жеребец-двухлетка
құнан бәйге → скачки двухгодовалых жеребцов
3) двухдневный (о ку­мысе)
құнан қымыз → двухдневный кумыс

 

құнан Заимствовано из калмыцкого hунн http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=118&t=17096_35_2

Калмыцкое же образовано от числа три (hурвн)

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/дөнеС/

 

дөнен

1) самец-трехлетка (о ско­те)
дөнен қой → баран-трехлеток
дөнен шығар → достигший трехлетнего возраста
2) жеребец-трехлеток
дөнен бәйге → скачки трехгодовалых жеребцов
3) трехдневный (о ку­мысе)
дөнен қымыз → трехдневный кымыз

 

 

 

 

 

 

дөнен Заимствовано из калмыцкого Дөнн http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=118&t=21545_35_2

Калмыцкое же образовано от числа четыре (дөрвн) 

 

http://biliq.ru/xalbook/content/грамматика/орфография-калмыцкого-языка

Двойные согласные

В основах калмыцких слов крайне редко встречаются двойные согласные. Если, например, пишется двойной н в словах типа үнн (правда), һунн (трехлетннй), дөнн (четырехлетний) то такое написание вызвано тем, что редуцированные гласные непервых слогов не обозначаются на письме. В старокалмыцком письменном языке писалось үнэн, һунан, дөнэн.

Так что жду извинений за «словоблудие» или предоставление фактов исконной казахскости !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Турист сказал:

 

вас не смущает то обстоятельство что "құнан самец-двухлеток (о ско­те), тогда как ваше притянутое за уши слово "  һурвн (ɣurvn) - это три", также "дөнен самец-трехлетка (о ско­те)", тогда как тот же притянуты за что-то слово " 4 дөрвн (dörvn) - четыре"?

так что поинтересуйтесь у автора данной гипотезы насчет этих нестыковок 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"поинтересуйтесь у автора данной гипотезы насчет этих нестыковок"

АВТОР "этих нестыковок" это все вместе монгольское, бурятское и калмыцкое языкознание !

 

Жду от вас извинений или объяснений этих терминов на казах.языке !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...