Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

  В 20.12.2013 в 14:01, Стас сказал:

Ну, почему - кибитка, шатер, чум и пр.

Известные жилища

 

Не валяйте дурака, войлочными были только юрты.

 

Да и вообще о чем спор, если Чингизхан и его народ использовали тюркские названия юрты - йурт, орда, иб и др. Если вы Стас, или кто-то другой участвующий в споре сможет привести мне хоть один письменный источник, где юрта татар-монголов называется "гэр", то я буду считать себя проигравшим. А если не сможете, то все с вами ясно, вы будет проигравшими. :osman6ue:  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вы вольны считать себя хоть повелителем двух океанов. И дурачка валять Вам и не надо стараться. :osman6ue:

А мультиязычные словари средневековья доступны всем и обсуждались на этом форуме.

Так что и гэр и терме у монголов 13-14 вв. зафиксированы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.12.2013 в 13:29, Стас сказал:

 

UaSNeqnOBKQZnsYGPpfq1N3dODooO9qyXgZht4HQ

Время съемки:
1927
Место съемки:
Казахстан, Семипалатинская обл.
Автор:
Мелков Александр Лаврентьевич

 

  В 11.12.2013 в 06:05, Стас сказал:

 

Бартольду просто интересно, что для орды монгольского хана появилось "тюркское название", т.е. хан монгольский, а называть стали "по-тюркски" его орду. Я даже и интересного ничего не нахожу в том, что тюркское окружение монгольских правителей сохраняло родной язык.

 

WJrfITDeM1Pdw0W0DferlbcNsH3Rv8iCt2LjRTgl

А казахи пользовались и юртами разных типов и жилищами вообще.

Юртообразная камышевая постройка в Кызылординской области
Этническая принадлежность:казахи
Время съемки:первая треть ХХ в.
Место съемки:Казахстан, Кызылординская обл.
Собиратель:Мелков А. С

 

  В 11.12.2013 в 07:44, Стас сказал:

 

Да, еще могли как кухню использовать.

ih8Qss0O_oSOb8PofDoEVE0wmbVXNwjQ6OyUfjN1

Вот интересное жилище - из кизяка.

Время съемки:1950

Место съемки:Казахстан (Казахская ССР)

 

 

Возня по поводу жилища казахов кедеев - бедняков на форуме не уместна, уж лучше быть свободным бедняком и ночевать на голой земле, чем наймитом или прислугой у своих благодетелей (маньжуро - московитов)

 

Менталитет проэцируется и на сегодняшнюю жизнь, живем своим умом, трудом ни у кого ничего не просим в отличии от некоторых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Как не просите? Внешний долг Казахстана больше 130 млд. долл.

Так что надо присмотреться к традиционным жилищам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну точно "обтекаемый-балык" 

Не путайте кредит и попрошайничество. У Казахстана в Центральной Азии не легкое бремя, надеятся ни накого нильзя, если судить о том что только граждан Кыргызстана в Казахстане 500,000 тыс. человек, то про Узбекистан и Таджикистан говорить не приходится, кому то придется брать ответственность за всех.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.12.2013 в 10:39, bek_nur сказал:

 

уж лучше быть свободным бедняком и ночевать на голой земле, чем наймитом или прислугой у своих благодетелей (маньжуро - московитов)

 

  Цитата

 

 

"Калмыки. Под ратным знаменем России" (Калмыки на военной службе российского государства во второй половине XVII - XX вв.).  http://www.bumbinorn.ru/history_articles/1165134657-kalmyki_pod_ratnym_znamenem_rossii_48654.html

Арлтана Басхаева - калмычка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Что Вы опять язычок свой распустили. Балыка хотите что ли, а денег нет?

Держите себя в рамках. :az1:

И, может, завяжете с флудом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.12.2013 в 14:14, Конрат сказал:

Тюрк первый оседал коня. Тюрк первый обработал железо. Войлок чисто Тюркская технология. Хочется пару слов про шелка что то сказать, но пока рано. 

W3SYXw2ivrc.jpg

 

Этот монгольский символ связан с дымникам юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это детская считалка, называется сколько квадратов? Дети и монголы считает здесь восемь квадратов. Правильный ответ десять.    

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.12.2013 в 15:56, Конрат сказал:

Это детская считалка, называется сколько квадратов? Дети и монголы считает здесь восемь квадратов. Правильный ответ десять.    

Тупой человек вы !

Правильный ответ одиннадцать. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.12.2013 в 17:24, *MONGOL* сказал:

 

  В 21.12.2013 в 15:56, Конрат сказал:

Это детская считалка, называется сколько квадратов? Дети и монголы считает здесь восемь квадратов. Правильный ответ десять.    

Тупой человек вы !

Правильный ответ одиннадцать. 

 

Ложный монгол, одиннадцатый это глюк, или как ты ложный. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.12.2013 в 15:31, *MONGOL* сказал:

W3SYXw2ivrc.jpg

 

 

Этот монгольский символ связан с дымникам юрты.

 

 

Этот знак никак не связан с юртой. У вас все заимствовано от маньчжуров и тибетцев - это же знак тибетского ламства "бесконечность" или "узел вечности" (санскр. Shrivatsa).

 

Вы помнится делали его даже своей аватаркой в виде "восьмерки".   :osman6ue:   :P

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.12.2013 в 15:20, *MONGOL* сказал:

Юрты в окрестностях Улан-Батора.

800px-YurtnederzettingUlaanbaator.jpg

У меня нескромный вопрос, как Вы решаете вопрос с водоснабжением и канализацией?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 22.12.2013 в 12:44, Аrсен сказал:

 

  В 21.12.2013 в 15:20, *MONGOL* сказал:

Юрты в окрестностях Улан-Батора.

800px-YurtnederzettingUlaanbaator.jpg

У меня нескромный вопрос, как Вы решаете вопрос с водоснабжением и канализацией?

 

 

 

 

Как вы решаете вопрос с водоснабжением и канализацией здесь?

 

gallery_81721_802_44147.jpg

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не собирался Вас обидеть!? Мне просто любопытно, такое большое скопление юрт в одном месте...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 22.12.2013 в 12:52, *MONGOL* сказал:

 

gallery_81721_802_44147.jpg

 

Это чабанская ферма, судя по копне сена, довольно зажитачная, а зачем здесь канализация это ведь не город

 

Про юрточные районы Улан Батора по инету ходят какие то легенды, причем нелецеприятные, так что лучше оставить эту тему в покое

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К чему все попытки Стаса, который тщетно пытается доказать происхождение тюркской юрты от киданьской (каракиданьской) юрты - предков современных халхов, бурятов, ойратов и калмыков и попытка удревнить монгольскую юрту, по сути заимствованную у тюрков?

К чему все фоторепортажи Азы-Хукера-Монгола о чумах, шалашах и шошалах? 

Если есть не изданный ранее замечательный труд академика А.Х.Маргулана со ссылками  на источники и литературу?!

 

А.Х.Маргулан. Мир казаха. Алматы, 1997 г.

Сборник не опубликованных ранее работ Алькея Хакановича Маргулана, посвященных истории казахов. Адресуется научным сотрудникам, студентам, широкому кругу читателей.

 

В сборник вошли статьи:

-  Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени шапырашты.

-  Древние караванные пути через пустыню Бетпак-дала.

-  О значении эпиграфических памятников Казахстана.

-  О происхождении племени канглы.

-  Казахская юрта и ее убранство.

 

Цитаты из статьи «Казахская юрта и ее убранство»:

 

Юрта – один из древнейших типов жилища, приспособленный к кочевому образу жизни. Древнейший прототип юрты сохранился в росписи склепа Анфестерия в Крыму и на некоторых наскальных рисунках Казахстана и Сибири. Остатки древней кочевой юрты обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае и Ноин-улинских в Монголии. Войлочные ковры из больших Пазырыкских курганов по технике изготовления и орнаментации удивительно похожи на современные казахские.

 

О существовании у древних народов передвижных жилищ сообщают античные и средневековые мусульманские письменные источники. Усуньский гуньмо (хан) имел «круглую кибитку, обтянутую войлоком». Помимо войлочной юрты, отмечается существование «войлочных тюркских повозок», яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха. Характерно, что термин «кангка», означающий по древне-тюркски повозку, высокую колесницу, сохранился до наших дней у казахов в названии «үйдің қанқасы», которым обозначают остов войлочной юрты.

 

В работах арабских ученых Ал-Якуби (9 век), Ибн-Фадлана (10 век) мы находим упоминание о юрте. Так, Ибн-Фадлан, путешествовавший по берегам реки Эмбы, писал: «Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока» [Ибн-Фадлан. Извлечение из «Записки». Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939].

Ал-Якуби отмечает, что «тюркские ребристые шатры покрыты войлоком» [Ал-Якуби. Китаб ал-Булдан. МИТТ, Т.1, 1939].

 

Юрты из Дешт-и-Кыпчака в начале 16 века описал Ф.рузбихан: «… некоторые юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены прямо на арбах… юрты делали продолговатой формы с полным мастерством и изяществом. Спереди и сзади этих домов делали оконца, чтобы обитатели их могли выглядывать… Степень достоинства жилища доводили до терема небес. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса!» [Ибн Рузбихан. Воспоминание участников о походе Шейбани хана в Туркестан. В Кн. «Прошлое Казахстана в источниках и материалах». Сб.1. С.110].

 

Великолепное описание юрты мы находим в древних эпических поэмах: «Огуз-наме», «Китаби-Коркут», «Манас», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек».

 

Значение юрты, ее устройство описаны ярко описаны в трудах известных географов Оскара Пешеля [O.Peschel. Volkerkunde 6-te Auflage, Leipzig, 1885] и Бронислава Залесского [b.Zalesski. La vie des Steppes Kirghises descriptions, recits et contes, Paris, 1865]. [][][][][]

 

В.Рубрук пишет, что кыпчаки и канглы покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком изкостей (АКБ: в точности как казахи в 16-20 веках).

 

В зависимости от климатических условий районов обитания, зимние и летние жилища казахов были разными. В летнее время они жили в юртах, а зимой – в постоянных теплых помещениях, которые именовались по-разному, в зависимости от того, из какого материала были построены (кепе, жер-уй, кара-там, там-уй, агаш-уй и т.д.). Многие из них сохранили форму юрты.

 

АКБ: в отличие от монголоязычных народов, которые кочевали и ставили юрты небольшими группами (10-15 юрт), казахи кочевали многолюдно, например, подобно средневековым кереитам:

 

Великое множество юрт напоминало город. По описанию И.Георги, станы казахов «по-елику аймаки охотно пребывают в союзе, довольно заключают в себе юрт и очень обширны» или «около ханского стана наберется юрт до тысячи» [И.Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб, 1799]. В августе 1816 года горный инженер И.Шангин в долине реки Нура насчитал до 4000 кибиток [Шангин И. Извлечение из описания экспедиции, бывшей в Киргиз-Кайсацкой степи в 1816 г. Сибирский вестник, 1820]. Известный польский писатель А.Янушкевич, находясь в ссылке в каркаралинском округе, объехал тысячи юрт, стоявших в горных и речных долинах Центрального Казахстана [Жизнь А.Янушкевича по его письмам из Киргизской степи. Берлин, 1875].

 

По своему назначению казахские юрты делились на три основных типа: юрты, служившие жилищем, юрты парадные, предназначенные для торжественных случаев, к ним относятся юрты знати и гостевые, и юрты походные. Кроме этих основных типов, были юрты, где готовилась пища, и юрты, служившие в качестве складов.

 

Походные юрты отличались небольшими размерами, они предназначались для военно-походных целей и для пастухов-табунщиков. Походные юрты были двух видов: более просторные назывались аблайша, поменьше – жолым уй, дорожный дом. Они состояли из трех кереге с короткими рейками – уык и миниатюрного шанырака.

 

Тоже для Стаса, который привел пример с использованием на украинском майдане монгольских конусных юрт. Ответ – майданщики не знакомы с историей русской армии и с трудами своих соотечественников. ))))

 

В 19 веке среди русских путешественников и военных эти юрты были признаны лучшей защитой от непогоды, более удобными, чем брезентовые палатки. Их охотно применяли в военно-лагерной службе русской армии в Оренбургском, Сибирском и туркестанском военных округах. Существует специальная литература о применении юрты в военно-лагерной службе. Об использовании юрты в полевых условиях писал профессор Харьковского университета А.И.Якоби: «Юрта чрезвычайно хороша для лагерной цели, особенно летом она положительно удовлетворяет всем главным условиям летучего военного госпиталя» [А.И.Якоби. Поездка в Киргизскую степь Западной Сибири. Сборник судебной медицины. 1874].

 

По художественной отделке и убранству наибольший интерес представляют парадные юрты, носящие у казахов названия: ак-уй, ак-орда, боз-уй, отау-уй. Под термином ак-орда известны юрты – ставки казахских феодальных владетелей, сделанные народными мастерами и описанные многими путешественниками. Наружный вид и интерьер султанской юрты неоднократно зарисовывался художниками 18 – 19 веков. Эти рисунки хранятся в музеях Ленинграда. Интересные описания юрт-ставок мы находим в трудах ученых и путешественников 16 – 18 вв.: бухарского ученого Рузбехана, позднее – участников академических экспедиций – И.Фалька, Х.Барданеса, Г.Георги, П.С.Палласа, П.И.Рычкова и др.

 

Помимо обычных предметов обихода, типичных для кочевой юрты, путешественники отмечают наличие в интерьере султанской юрты редких и любопытных предметов.

В центре огромной по размеру юрте султана Среднего жуза Мамета висел большой котел, имевший декоративное значение.

Особый интерес для них представляло богато орнаментированное султанское кресло.

Аткинсон описывая обряд погребения представителя знати у казахов, отмечает: «У палатки (юрты), где лежал покойник, стояло воткнутое в землю высокое копье с черным флагом. Султан лежал у самого входа. В головах стояло его султанское кресло, как знак высокого его звания, а по бокам кресла лежали седла, конская сбруя, оружие и одежда» [Погребение у казахов. Иллюстрированная газета. 1864, № 15].    

 

Юрты-ставки отличались от других и своими размерами. Такая юрта состояла минимум из двенадцати, в среднем из восемнадцати, а самая большая из тридцати отдельных решеток.

АКБ: то есть, соответственно, 12-ти, 18-ти и 30-ти канатные юрты!

 

Проложение выложу позднее.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уникальной в художественном отношении была юрта, выполненная по заказу хана Внутренней Орды Джангира и преподнесенная им русскому царю Николаю I во время коронации. Это юрта средней величины, блиставшая своим убранством и тонкой отделкой. Мастера работали над этой юртой около двух лет. Описание ее сохранилось в Оренбургском архиве и опубликовано П.Столпянским в «Тургайской газете» [Столпянский П. Киргизская кибитка при высочайшем дворе Николая I. Тургайская газета. 1903. № 25].

 

Из парадных юрт, изготовленных для международных выставок, следует отметить юрту Алмаза, отправленную на Парижскую выставку 1861 года, юрту Мейрама Жанайдарова, доставленную в Петербург на выставку Третьего конгресса ориенталистов в 1876 году и хранящуюся в Государственном музее этнографии в Ленинграде, юрты Кодая и Сагная, выполненные по случаю приезда в Западную Сибирь великого князя Владимира и показанные на выставке в Омске, юрту Ибрагима Адилева, сделанную для выставки в Казани в 1890 году.

 

К парадным юртам относятся юрты, сделанные специально для гостей, конак-уй. Таким передвижным жилищем в прошлом веке и в начале нашего, пользовались молодые казахи, воспитанники кадетских корпусов, приезжавшие на летние каникулы в аул и кочевавшие вместе со своими родителями. Нарядные юрты для гостей имели все более или менее зажиточные семьи.  

 

Сохранилось описание юрты, сделанной специально для Чокана Валиханова по заказу его отца (АКБ: чингизида Чингиза). В этой юрте Чокан жил после окончания кадетского корпуса и возвращения из Петербурга (1861 – 1863 гг.). Впоследствии в этой юрте останавливались А.К.Гейнс – член Степной комиссии (1865 г.) и Г.Н.Потанин (1895 г.).

Вот как описывает Гейнс эту юрту: «За могилой какого-то сына Аблай-хана стала видна белая как снег большая юрта… Это аул Чингиза. Она десятиканатная. Кереге красиво изогнуто и не крашено. Деревянный остов юрты так красив, что его оставляют в естественном виде без росписи, тщательно отполированными».

 

Гостевые юрты в большом количестве устанавливались по случаю устройства годовых поминок – ас.

 

Однако наиболее богатыми и роскошными были свадебные юрты – отау. У казахов издавна были известны два вида свадебных жилищ: отау – юрта для молодых и кюйме – повозка на колесах. Казахское кюйме 18 века воспроизведено на рисунках М.С.Маршала.

Во время перекочевок в кюйме жили только девушки и дети. Рубрук писал: «Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью. Они служат как бы комнатами, в которых живут девушки».

Рисунки кок-кюйме, выполненные художником Гейслером акварельными красками, хранятся в Государственном историческом музее.

 

Достаточно точное и подробное описание конструкции казахской юрты сделано Ч.Ч.Валихановым, В.В.Лотиным, П.Е.Маковецким и другими.

 

Каждая решетка кереге – канат состоит из 36-ти планок – сағанақ, имеющих длину до 220 см. и ширину 4-6 см. Саганак имеет изогнутую посередине форму. Саганак окрашивается в коричневый, темно-каштановый или бордовый цвет.

 

Решетки бывают 2-х типов: из массивных саганак, образующих мелкую сетку, этот тип называется тор көз; из более тонких саганак, образующих крупную сетку, и называется - жел көз.

 

Длина уыков (купольных реек) – от 2,5 до 5 метров в зависисомти от величины юрты.

Диаметр шангырака (купола) – 3-5 метров, что составляет примерно 1/3 диаметра основания юрты.

 

Верхний полушар шангырака – кульдреуыш сделан из взаимопересекающихся под прямым углом 16-ти деревянных реек.

По бокам кульдреуыш закреплен поперечными планками – бакалак.

Все это образует красивый силуэт юрты.

 

Вход в юрту имеет форму прямоугольного проема высотой до 2-х метров, шириной 80 см. Перед входом стелили коврик – енсе.

В юртах знати двери – сыкырлауык были 2-створчатые и филенчатые, часто с балясинами. Верхняя перекладина двери – мандайша, порог – табалдырык, внутренние стороны боковых косяков – ергенек (АКБ: Эргунэ-кон)))) или босага отделывались тонкой резьбой, иногда инкрустировались костью или покрывались росписью. Уникальные образцы дверей, представляющих большую художественную ценность, хранятся в наших музеях.

 

На ночь дверь прикрывалась войлочной завесой, расшитой разноцветнымишерстяными нитками или украшенной апликацией.

 

Решетки каркаса юрты снаружи покрывались циновками – шим ши, размерами их не менее 2 х 3 метра.

Поверх циновок каркас юрты покрывался в 2 слоя войлоком:

Нижний слой большие полотнища из плотно скатанного войлока длиной 5-6 метров, шириной до 3-х метров, покрывающие юрту от середины свода до земли – туырлык.

Верхний слой войлочного покрытия юрты состоит из 2-х полотнищ – узук, покрывающих юрту от шангырака.

Туырлык и узук по основани свода украшались войлочной лентой, расшитой апликацией из красного сукна в форме квадратов или ромбов, или традиционного орнамента додеге, напоминающих фризы архитектурных сооружений.

Подобные пояса, обрамляющие основание свода внутри юрты, называются туырлык кас и узук жапкы.

Расшитый золотом узук жапкы хранится в фондах Эрмитажа.

 

Войлочные покрытия юрты скреплялись с корпусом шнурами и узорчатыми лентами  - бельбеу.

 

Украшением свода юрты были широкие ковровые (ворсовые и безворсовые) дорожки – баскур, белые, зеленые и желтые ленты, расшитые робами, треугольниками, растительным узором, традиционным орнаментом, с кистями из разноцветных шерстяных нитей. Подвешанные к обручу шангырака такие ленты называются жел бау, к купольным рейкам – уык бау.

Коллекции баскур и бау хранятся в музеях Ленинграда – МАЭ и ГМЭ, а также в музеях Ташкента, Алматы и др.

Рисунки баскур, сделанные в середине 19 века адмиралом А.Н.Бутаковым, хранятся в Государственной публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, в архиве В.В.Стасова.

 

Многие исследователи отмечают, что в казахской юрте соединено 2 начала – утилитарность и художественность. Архитектура юрты, обстановка, утварь, образуют гармоничное целое.

 

Неотъемлемым элементом мира казаха является орнамент. Нет предмета домашнего обихода, который не был бы украшен орнаментом: посуда, оружие, сбруя, одежда, постельные принадлежности, сумы и чехлы для сундуков и др., выполненные техникой резьбы, тиснения, инкрустации, аппликации и др.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы теперь почитать такие же подробности о монгольской юрте. Кто изложит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще не надо забывать о составной части юрты порог - босага

 

в халхаском порог будет - босго       (http://dic.on-toli.com/modules/russia/russia-rech.php)

 

Учитывая что есть такой абычай при входе в юрту нильзя наступать на порог, с тюркского босага - можно былоб перевести как басу - шагать, перешагивать, наступать

 

есть ли похожие слова в халхаском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

орс - халх толь  http://dic.on-toli.com/modules/russia/russia-rech.php

 

 

переступать пределы :

хил хязгаар давах, хэтрэх, илүү

 

 

 

 мөр үг олдов: перешагивать

 

перешагивать : моринд мордох

 

босго как и гэр - тюркизм в халхаском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...