П.А. Опубликовано 18 мая, 2007 Поделиться Опубликовано 18 мая, 2007 Самое смешное, что я пока не знаю, как лучше всего решить проблему терминов. С одной стороны, слова "таштыкская культура" ассоциируются у большинства именно со склепами (я проводил мини-опросец), с другой - Таштыкский могильник, хоть и очень поздний, века так пятого, но всё же относится к оглахтинской традиции. Логично было бы и вовсе отказаться от понятия "таштыкская эпоха/культура" и дать культурам грунтовых могил и склепов новые названия, но такого радикализма академическое сообщество уже не вынесет. Так что я пока говорю о "культуре таштыкских склепов", предлагая не забывать об условности термина. Но в конце концов, это именно терминологическая проблема и не более того. Важен таксономический статус этапов развития. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость niki Опубликовано 19 мая, 2007 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2007 Самое смешное, что я пока не знаю, как лучше всего решить проблему терминов. С одной стороны, слова "таштыкская культура" ассоциируются у большинства именно со склепами (я проводил мини-опросец), с другой - Таштыкский могильник, хоть и очень поздний, века так пятого, но всё же относится к оглахтинской традиции. Логично было бы и вовсе отказаться от понятия "таштыкская эпоха/культура" и дать культурам грунтовых могил и склепов новые названия, но такого радикализма академическое сообщество уже не вынесет. Так что я пока говорю о "культуре таштыкских склепов", предлагая не забывать об условности термина.Но в конце концов, это именно терминологическая проблема и не более того. Важен таксономический статус этапов развития. Это наоборот самое трудное, а вы попробуйте как якуты, сначала, Якутия, потом Саха-Якутия, потом просто Саха. Ладно, приближается лето и всем будет просто жарко и лень спорить, спасибо вам за содержательную и плодотворную эээ, ибо.... :oz1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alexx Опубликовано 23 мая, 2007 Поделиться Опубликовано 23 мая, 2007 На федеральной трассе «Байкал» ученым посчастливилось сделать крупную археологическую находку. В черте Красноярска обнаружена стоянка древних кочевников. По мнению историков, 2,5 тысячи лет назад Сибирь населяли племена скифов. Как им удалось добраться до этих мест? На этот вопрос исследователи не могут ответить до сих пор. Репортаж корреспондента НТВ Татьяны Панихиной. Строительство объездной дороги через Красноярск остановили скифские племена. На одном из участков трассы федерального значения археологи обнаружили стоянку древнего человека. Сейчас здесь идет операция по спасению археологического памятника, раскопки ведутся по 10 часов в сутки. Днем палаточный лагерь возле поселка Логовое пустует. Несколько человек оформляют находки, остальные работают в поле. За месяц археологам надо перекопать и тщательно осмотреть 10 тысяч квадратных метров земли. Все предметы исследователи отмечают разноцветными флажками. Преобладают синие и желтые метки — это кости и керамика. Гораздо реже попадаются изделия из бронзы. Игорь Грачёв, руководитель археологической экспедиции: «Мы нашли старинные орудия деревообработки. Один из предметов говорит о том, что люди, жившие на месте поселка, принадлежали к совершенно определенной археологической культуре». Древние племена выбрали для жилья удачное место: с обрыва открывается прекрасный вид, внизу протираются излучина реки и пастбища. Каков был уклад жизни древнего человека? Ученые теряются в догадках. Есть предположение, что грушевидные ямы, которые находят на территории Логового, наши предки использовали в качестве погреба, а куча камней могла быть древней кухней. Игорь Грачёв, руководитель археологической экспедиции: «Скорее всего, готовили пищу в керамических сосудах. Например, опускали в емкость нагретые на костре камни и доводили жидкость до кипения». Найденное вблизи села стойбище подтверждает известную теорию: 2,5 тысячи лет назад территорию современного Красноярского края, Хакасии и Тувы населяли племена скифской культуры. Когда Александр Македонский покорял Европу, в Сибири жили так называемые тагарцы, они занимались скотоводством, охотились, делали предметы из бронзы и строили жилье. Происхождение скифов науке до сих пор точно не известно. Эта культура встречается от Карпат до Тихого океана. Одни ученые считают, что степные кочевники сначала появились на территории современной Тувы, а оттуда распространились на Запад. Другие называют родиной скифов Черноморское побережье. После завершения экспедиции все находки передадут в Красноярский краеведческий музей, в котором уже хранится около 10 тысяч предметов скифской культуры. Сотрудники музея особенно гордятся бронзовым котлом, хотя нашли его совершенно случайно. Сергей Фокин, научный сотрудник отдела археологии и этнографии Красноярского краеведческого музея: «На территории всего постсоветского пространства ни в одной из музейных экспозициях нет столь крупных котлов». Дорожники торопят археологов, ведь масштабный проект реконструкции федеральной трассы М-53 «Байкал» необходимо завершить точно в срок. Без объездной дороги город задыхается от потока транзитного транспорта. Прежде чем археологический памятник исчезнет под асфальтом, его надо досконально изучить. http://news.ntv.ru/109827/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 20 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2007 http://e-lib.gasu.ru/da/ Древности Алтая - хороший журнал Горно-Алтайскиго государственного университета. Будет интересно всем и киргизам в том числе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 21 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2007 О скифах рядом с Краснояром скорее всего обычная газетная утка. Хотя, возможно это док-во енисейского происхождения скифов, за что мы ратуем давно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 21 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2007 В КТУ «Манас» будет презентована книга «История ферганских ханов» 21-06-2007 09:55 БИШКЕК (АКИpress) - В Кыргызско-турецком университете «Манас» 22 июня состоится презентация книги «История ферганских ханов», переведенная на кыргызский язык. Об этом сообщили в университете. В 1992 году книга «История ферганских ханов» была обнаружена историком Анварбеком Мокеевым в рукописном отделе Стамбульского университета. Как установили ученые, это сочинение было написано на языке так называемого среднеазиатского тюрки во второй половине XIX века малоизвестным автором по имени Махзуни. В 2006 году сокращенный текст рукописи был переведен на кыргызский язык. В настоящее время группа ученых университета «Манас» под руководстовом историка Анварбека Мокеева работает над полным научным переводом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mojohead Опубликовано 22 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2007 у В. Юдина в статье о могулах читал, что тянь-шаньские кыргызы - ветвь могулов, отделившаяся от них в связи с нежеланием принимать ислам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 22 июня, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 22 июня, 2007 Там вроде написано, что кыргызы ветвь могулов, не признающая ханов, их также называли "дикими львами Моголистана". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 27 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2007 Вы не знаете происxождение и значение этой тамги (не названия)?Я являюсь потомком Вами вышеупомянутого Эсенгула. Набрел тут на старое обсуждение тамги сарыбагышей. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...amp;#entry30734 Все же думаю что название тамги ДЖАГАЛБАЙ = "богатый пятнами , очень пятнистый" имеет отношение к ОЛЕНЯМ, т.е. ТАМГА в виде буквы Y, пусть даже и положенная на бок, является изображением РОГОВ (ОЛЕНЯ и т.п.). http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...amp;#entry26989 Тамга КИПЧАКОВ, особенно в связи с "рогатым" именем одного из их предков в генеалогической цепочке (МУИЗДЫ (САРЫАБЫЗ)), также наводит на некоторые размышления. Также можно вспомнить про легенду о рождении= происхождении одного из сыновей этого МУИЗДЫ=САРЫАБЫЗА =??? САРЫБАГЫША , а именно КУЛАН-КИПЧАКА, практически слово в слово повторяющего типичную легенду происхождения предка МАНГЫТОВ. Казахский Русский жаѓал грязный запачканный чумазый Altaic etymology :Proto-Altaic: *n/e>ka ( ~ -o, -u) Meaning: place on the back of an animal Russian meaning: место на спине животного Turkic: *jAgyr Mongolian: *z^|agal Tungus-Manchu: *n/egde Comments: A Western isogloss. -------------------------------------------------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *jAgyr Meaning: 1 chap, saddle-gall on back of an animal 2 wound, chafe on human body Russian meaning: 1 ссадина на спине животного 2 рана, ссадина на человеческом теле Karakhanid: jag|yr 1 (MK) Turkish: jag|yr 1 Middle Turkic: jag|yr 1 (Pav. C.) Uzbek: jag|ir 2 Uighur: jeg|i® 1 Azerbaidzhan: jag|yr 1 Turkmen: jag|yr 1 Oyrat: d/u:r 1 Kirghiz: z^|o:r 1 Kazakh: z^awyr 1 Noghai: jawyr 1 Karakalpak: z^awyr 1 Comments: ЭСТЯ 4, 65, TMN 4, 183. External evidence suggests that this root should be kept distinct from *jagyr, *jagryn 'back, shoulderblade' (v. sub *dagV). -------------------------------------------------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *z^|agal Meaning: dark spots on neck and shoulders Russian meaning: темные пятна на шее и плечах Written Mongolian: z^|ag|al (L 1022) Khalkha: z|agal 'grey' Buriat: z|agal Kalmuck: zag|@l Ordos: z^|aGal Comments: KW 463. Mong. > Kaz. z^ag|al, Turkm. jaqal etc. (see ЭСТЯ 4, 10-11); > Manchu z^|axala (see Rozycki 118). -------------------------------------------------------------------------------- Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *n/egde Meaning: 1 breast vertebra 2 curve on horse's back in the region of the neck and shoulder blades Russian meaning: 1 грудные или междулопаточные позвонки 2 выгиб в спине лошади (у оконечности гривы и передних лопаток) Evenki: n/egde, n/agda 1 Even: n/it, n/et 1 Negidal: n/agda 1 Literary Manchu: nikde 2 Comments: ТМС 1, 650, 591. PS: Про "пятнистые = пестрые" этнонимы и т.п. уже было сказано много. МЕРОВИНГИ и БОРДЖИГИНЫ (и до кучи АЛАШИ , МАНГЫТЫ, ХАКАСЫ , АРИМАСПЫ и т.д. и т.п. ) рулят (типа анонс вечный... ). PPS: Впрочем есть и другое мнение про тамгу сарыбагышей: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?s=&am...ost&p=20629 http://sibirfilm.narod.ru/RUS/proekt-kirg.htm В древности у каждого кыргызского племени были священная гора, священная птица, боевой клич и тамга. Среди тамг самой древней, несомненно, является родовая. Как правило, это были изображения тотема. Ими отмечали родовую собственность, их свято почитали все представители родов, племен, считая атрибутами свободы и независимости. У кыргызской родоплеменной тамги под названием “джагалмай тамга” имеются различные вариации, но все они обозначают одно: хищную птицу джагалмай (кобчик). http://www.history.krsu.edu.kg/index.php?o...p;limitstart=10 Среди орнаментов енисейских кыргызов превалировали «солярные» (солнечные) растения, геометрические зооморфные знаки. Например, среди кыргызских племенных тамг нередко встречаются напоминающие летящую птицу; вместе с этим «жагалмай тамга» (жагалмай – кобчик) является тамгой кыргызских племен бугу, мунгуш, сары багыш, баргы, монолдор, сарттар, черик. Вариации признаков тамги имеют различные формы, но передают одно первичное значение. Казахский Русский жаѓалтай кобчик сокол-белогорлик чеглок Стоит сказать. что по ссылке http://yakovchuk.by.ru/tamghaly.pdf можно скачать ПДФ файл со статьей Бушакова, где он приводит различные ТАМГИ тюрок. Под номером 1 у него указаны различные начертания тамги ЖАГАЛМАЙ . которые действительно схематически изображают ПТИЦУ С распахнутыми крыльями. Там же упомянуты племена из Рашид-ад-диновского Огуз-наме, салоры и эймуры, с похожими тамгами (номера 6 и 7)), у которых онгоном был якобы КОЗЕЛ !!! (известное спорное место : http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Korkut/...ril32.phtml#135 135 А. Н. Кононов. Родословная туркмен, стр. 53; Рашид-ад-Дин. Сборник летописей, т. I, кн. 1, М., 1952, стр. 89 и прим. . 3. Предположение редактора перевода проф. А. А. Семенова, что онгоном салоров был козел (orki), опровергается тем, что все остальные онгоны огузских племен являются птицами. )Так вот, дело в том, что ТАМГА сарыбагышей, приведенная в собрании сочинений Ч.Валиханова и названная ДЖАГАЛБАЙ, не имеет одного"крыла" и похожа на букву У , т.е. тамгу типа БАКАН (разновидности этих тамг у Бушакова под номером 9 - там тоже есть варианты с двумя "крыльями") Впрочем, слово КОБЧИК или ЧЕГЛОК -ЖАГАЛТАЙ вполне также может иметь отношение к слову ПЕСТРЫЙ, ПЯТНИСТЫЙ = ЖАГАЛ, также как и слово СИМУРГ=САМЫР, ПТИЦА-СОБАКА, легендарный тотем-прародитель МАНГЫТОВ. КОБЧИК: http://www.mad-love.ru/zoo.php?grp=14&item=1516 Самец кобчика (Falco vespertinus) почти весь угольно-черный, с резко контрастирующими темно-красными «штанами» и подхвостьем. В отличие от всех других соколов, у которых лапы и восковица желтые, у кобчика они красные (так же как и голое кольцо вокруг глаз). Самка со спины сизая, а голова и оперение брюшной части рыже-оранжевые, все тело в пестринах. По размерам самка едва крупнее самца; общая длина 29—33 см, масса 130-170 г. http://edu.nstu.ru/frc/konkurs/kkno/cobchik.htm Мелкий сокол с длинными острыми крыльями. Взрослые самцы аспидно-сизые с серебристым налетом на маховых, с черноватой головой и рулевыми. Подбой крыла черновато-серый. Задняя часть брюха, голени ("штаны") и подхвостье рыжие. У самок спина, надхвостье, крылья и хвост сизые, с темными поперечными полосами; голова светло-рыжая, у глаза черное пятно. Брюшная сторона тела рыжая, как и голова, иногда с продольными темными штрихами. Молодые птицы сверху темно-бурые, с сизым оттенком, снизу светло-охристые, с размытыми продольными темными пятнами. ЧЕГЛОК: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/039.php Брюхо белое, у молодых птиц рыжеватое, с темными продольными пестринами; подхвостье и оперение верхней части ног (”штаны”) у взрослых птиц ярко-рыжие; спинная сторона серовато-черная без поперечного рисунка. “Усы” хорошо заметны. У молодых птиц верх с рыжеватыми каемками перьев, низ с крупными резкими черными пестринами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 28 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2007 На монгольском языке "загалмай или жагалмай" обозначает смысл крест. Загал, жагал - масть или цвет лошадей и пр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 июня, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 28 июня, 2007 Что-то я пропустил тему о сыне Сарыбагыша - Кулан-Кипчаке , уважаемый Ар, где это Вы взяли, и можно подробнее? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 28 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2007 Что-то я пропустил тему о сыне Сарыбагыша - Кулан-Кипчаке , уважаемый Ар, где это Вы взяли, и можно подробнее? Не Сарыбагыша , а Сарыабыза. Сарыабыз - предок казахских кипчаков в генеалогической цепочке. Сама последовательность имеет несколько вариантов. По одной: Кипчак -> Сулималып -> Кобекалып -> Муизды(он же Сарыабыз, он же Куламерген) -> Каракипчак -> дальше братья Кобланды и Токтарбай -> от Токтарбая Ойбас (уран этой ветки да и всех кипчаков) -> от Ойбаса основные рода-сыновья Торы(Торайгыр), Узын, Колденен, Карабалык, Бултын, Кулан, Кытай Ветка Кобланды - ветка знаменитого Кобланды-батыра. По другой: Кипчак -> Актансопы - > Куланкытай -> Сулималып -> Кобекалып (он же Аккобек) -> Муизды -> а вот от него уже братья Сарыабыз и Токтарабай -> дальше от Токтарбая присходит Кобланды, а от Сарыабыза основные рода - Торы(Торайгыр), Узын, Колденен, Карабалык, Бултын (но уже без Кулана и Кытая, которые уже присутствуют в цепочке выше в виде одного Куланкытая). Такие вот цепочки. А вот в той легенде, о которой я упоминал, Кулан-кипчак явяется сыном Сарыабыза, который был известен как знаменитый охотник , почему его и называли Куламергеном. Дальше происходит старая как мир история. Пери влюбляется в Сарыабыза и Сарыабыз также не может устоять.Также как в случае с Пелеем и Фетидой , как впрочем и в сонме других подобных легенд, супруги составляют некий договор, при нарушении которого брак распадается. Сарыабыз договор в конце концов нарушает. Пери превращается в ЛЕБЕДЯ и улетает, унося еще неродившегося ребенка. Но к положенному сроку этот ребенок рождается, и , как и прочие герои, Ахиллес, Едиге и т.д. и т.п., остается в мире людей. Сарыабыз отдает его на вскармливание одной одинокой женщине. Та выкармливает его молоком кулана и называет ласково- Куланым, Кубашам. Тут вам и Кулан и Лебедь. Все как в мангытской легенде, правда с заменой Собаки на Кулана. Так и речь идет не о мангытах-ногаях (Ак-ногай и т.д.) а о Кулан-кипчаках. Впрочем у кипчаков в цепочке есть и Кобекалып=Аккобек. PS. А равенство САРЫАБЫЗ =??? САРЫБАГЫШ сопровождалось смайликом . Игра слов... хотя кто его знает ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 28 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2007 На монгольском языке "загалмай или жагалмай" обозначает смысл крест. На самом деле это выдающееся замечание. Понятно, что КРЕСТ и ПТИЦА в полете схематично выглядят одинаково, в чем можно убедиться, посмотрев на тамги ЖАГАЛМАЙ из ссылки в сообщении выше. Но дело в другом. Я все проталкиваю идею о том, что ПЯТНИСТЫЕ слова , этнонимы, имена и т.д., связаны с религиозными представлениями. Тенгри - небо, а на небе ЗВЕЗДЫ-ПЯТНА-ГЛАЗА, т.е. сам Тенгри пятнистен и пестр. А уж ЗВЕЗДА и КРЕСТ в религиозных представлениях связаны самым прямым образом. Загал, жагал - масть или цвет лошадей и пр. Кони в яблоках? Или полосато-пестрые? Казахский Русский жаѓал ешкі коза с полоской шерсти другого цвета вокруг шеи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mojohead Опубликовано 29 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2007 Там вроде написано, что кыргызы ветвь могулов, не признающая ханов, их также называли "дикими львами Моголистана". вроде как они отделились не желая признавать ислам. ладно, отсканируем всю книгу - закину сюда. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 29 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2007 КазахскийРусский жаѓал ешкі коза с полоской шерсти другого цвета вокруг шеи В данном случае все же слово ЖАГАЛ связано с другим корнем Казахский Русский жаға берег ворот воротник набережная побережный побережье жағала идти берегом обходить кругом передвигаться вдоль жағалай вдоль вокруг по кругу подряд Turkic etymology :Proto-Turkic: *jaka Meaning: collar; edge Russian meaning: воротник; край Old Turkic: jaqa (OUygh.) Karakhanid: jaqa (MK) Turkish: jaka Tatar: jaqa Middle Turkic: jaqa (Pav. C., Ettuhf.) Uzbek: jo|qa Uighur: jaqa Azerbaidzhan: jaxa Turkmen: jaqa Khakassian: c^ag|a Shor: c^ag|a Oyrat: d/aqa Halaj: jaqa Chuvash: s/og|a Yakut: sag|a Tofalar: c^ag|a (Рас. ФиЛ) Kirghiz: z^|aqa Noghai: jag|a Bashkir: jag|a Balkar: z^|ag|a, z^ag|a Salar: jaxa Kumyk: jag|a Comments: VEWT 180, 82-83, EDT 898, ЭСТЯ 4, 82-84, Федотов 2, 146-147. Turk. > WMong. z^|aqa, z^|iqa, Kalm. zax@ (KW 463-464; TMN 4, 103-104, Щербак 1997, 122), whence Evk. z^|aka (Doerfer MT 125). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 29 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2007 Интересно можно ли жагалмай связать с ягма или яглакарами, учитывая распространенность тамги? И все это связать с йаг - жир (богатство, благополучие) [и жертвоприношение Тенгри - jagylmai - жертвоприносируемый?] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 4 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2007 По Угэчи кашке+Эсеху-хан и Манасу. У Юдина было упоминание об одном варианте уйгурской сказки о Махтум сулуу. В той сказке ее брат Темур батыр действует совместно с Алпамышем, и в конце она выходит за него замуж, за Алпамыша; в действительности была отдана Увейсом за Эсеху (Исен-тайша у Хайдара). Этот период и ассоциируют многие с корнями эпоса Манас. Эт так к слову. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 4 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2007 У меня возникло пару вопросов: В Тарих-и Кашгар упоминались сан-киргизы //(л. 93б) [Хан] назначил правителя Яркенда Мирзу Шахбаз-бека аталыком, [а] начальником стражи назначил Айуб-бека . Отозвав из Ени-Хисара Сатым-бия вместе с сан-киргизами, он назначил вместо него правителем Ени-Хисара Кара-Кучук-бия. Кара-Кучук-бий бежал из Ени-Хисара. Так как киргизы замыш-ляли заговор против хана, [то] во главе с Сатым-бием собрались сан-киргизы, найманы, кыпчаки, канглы и другие, распределили между собой Яркенд, Кашгар, Аксу и Хотан и разместились там. Сатым-бий находился у Утемиш-бека, Каракчи-бий был у Айуб-бека. [Хан] подчинил себе киргизов во главе с Сатым-бием. Каракчи, проведав [об этом], бежал, Айуб-бек, Шах-Махмуд-шах [и] его сын Муталлиб-ходжа пустились за ним в погоню. Каракчи-бий, повернув назад, атаковал [их] и убил Муталлиб-ходжу и Шах-Махмуд-шаха. Шахбаз-бек, услышав [об этом], приказал послать людей [за ним в погоню]. После этого [Каракчи-бия] настигли на берегу реки. Каракчи убил Айуб-бека......... сан-киргизы встречается рядом с порсто киргизами, помнится это вызвало затруднения и пытались даже переводить как "многочисленные киргизы". В комментариях Анонима Искандера к слову сан, написано: Сан, тюрк. число, списочный состав войска Помнится тогда у Абдуллы-хана что-то там не заладилось с сыном и он сделал ставку на киргизов (чонгбагыш). 1. Можно ли интересно здесь интерпретировать словосочетание сан-киргизы как киргизы входящие в состав населения для войскового набора? 2. В Коканде элатийиа кажется тоже включало только определенных кочевников не всех? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 Ну ладно, твоя взяла. Пусть будет так .нара - солнце в ед. числе, наран - солнце в множ. числе, сара - луна в ед. числе, саран - луна в множ. числе. мори - лошадь в ед. числе, морин - лошади в множ. числе. Оказывается -н множественное число в иранских языках - "Туран". Может -н оттуда и пришло раз так редко употребительно и тем более зачем столько вариантов мн.ч.? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2007 Нашел у Старостина слово ЖАГАЛТАЙ -"ястреб". Отдельное слово, свой корень Забавно, что помимо значения ПТИЦА, ЯСТРЕБ и т.д., родственные (по Старостину) слова в некоторых языках, довольно далеких от алтайских , имеют значения CROSS, TO CROSS - это на тему КРЕСТА у монгол (см сообщение ehnd-а выше) Long-range etymologies :Borean (approx.) : LVKV Meaning : a k. of bird Eurasiatic : *HalVk.V Afroasiatic : *lak.- Sino-Caucasian : *l/He:/qwA> Austric : PAA *k@la:n|, MY *kla:n| 'bird of prey' Notes : AA may be < ST. --------------------------------- Nostratic etymology : Eurasiatic: *HalVk.V Meaning: a k. of bird Indo-European: *alk(')- / *alk('-) Altaic: *lak`[a] References: Suggested by V. Glumov. ----------------------------------- Indo-European etymology : Proto-IE: *alk(')- / *alk('-) Meaning: a k. of waterfowl, kingfisher Old Greek: alku"o:/n (/ halku"o:/n), -o/nos f. `Meereisvogel, Alcedo ispida' Germanic: *a/lx-(i)o: f., *ilg=/ Latin: alce:do:, gen. -inis f. `Eisvogel' Russ. meaning: птица (водяная), зимородок References: WP I 155 ------------------------------------- Germanic etymology : Proto-Germanic: *a/lx(i)o:, *ilg=/ Meaning: a bird Old Norse: NIsl ha:v-ella `Fuligula glacialis' Norwegian: dial. hav-al, -ella `Fuligula glacialis', iwiss-elg, birch-ilge Swedish: dial. ala, alla, alle, all, ala, al `Fuligula glacialis (глупыш)' (> Fin allo) German: schweiz. wiss-elg, birch-ilge ------------------------------------ Altaic etymology : Proto-Altaic: *lak`[a] Meaning: a k. of bird Russian meaning: вид птицы Turkic: *jakyl- Mongolian: *lag Tungus-Manchu: *lakun Korean: *nokoc^iri Comments: The root probably denoted a small field bird (grouse or hazel-hen); the meaning `hawk' in the Turkic derivative is obviously < `the one hunting grouses'. The reconstruction of Auslaut presents some problems: the Kor. form presupposes something like *lak`u, in which case we would expect *-x- in TM. One wonders if Kor. nokoc^iri is not in fact one of Mongolian loanwords (since a hazel-hen, grouse or lark are good prey for a falcon, it may have been borrowed together with other falcon-hunt words); a form like *nugtyru: (cf. WMong. nug|turuu) could have been easily borrowed like *nugutiru > nokoc^iri. If this is the case, the word will be a Western isogloss, with a most plausible reconstruction *laku. -------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *jakyl- Meaning: a k. of small hawk Russian meaning: вид небольшого ястреба Tatar: jag|ylbaj Middle Turkic: jag|labaj (Ettuhf.) Khakassian: c^ag|ylbaj Oyrat: jan|albaj 'siskin' Kirghiz: z^|ag|almaj Kazakh: z^ag|altaj Bashkir: jag|ylbaj Comments: VEWT 186, ЭСТЯ 4, 10-11. -------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *lag-(turag|u) Meaning: hazel-hen, grouse Russian meaning: куропатка, рябчик Written Mongolian: nug|turuu (L 594) Middle Mongolian: lax (HY 15) Khalkha: nogtru: Monguor: loGtor (SM 225) Comments: Modern languages reflect a compound *lag-turag|u (with *turag|u `raven, crow'). Mong. > Manchu nuturu 'sand grouse (Syrrhaptes paradoxus)' (see Rozycki 165). ------------------------------------------ Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *lakun Meaning: 1 hen 2 wild duck Russian meaning: 1 курица 2 чирок (дикая утка) Negidal: naxu.n 1 Literary Manchu: luxu 2 Ulcha: naku.(n) 1 Orok: naqqu.(n) 1 Oroch: naku 1 Udighe: na`u (Корм. 266) 1 Comments: ТМС 1, 509, 579. ------------------------------------ Korean etymology : Proto-Korean: *nokoc^iri Meaning: field lark Russian meaning: полевой жаворонок Modern Korean: nogoz^|iri (arch.) Middle Korean: nokoc^iri Comments: Nam 110, KED 338. -------------------------- Afroasiatic etymology : Proto-Afro-Asiatic: *lak.- Meaning: kite Semitic: *lak.(w)- 'she-kite, female eagle' Western Chadic: *lVwVk.- 'vulture' ------------------------------- Semitic etymology : Number: 1795 Proto-Semitic: *lak.(w)- Meaning: 'she-kite, female eagle' Ugaritic: lqh Arabic: laqw-at ------------------------------- West Chadic etymology : Proto-WChadic: *lVwVk.- Meaning: 'vulture' Mupun: lo/ok [FrM] ---------------------------- Sino-Caucasian etymology : Proto-Sino-Caucasian: *l/He:/qwA> Meaning: a k. of bird North Caucasian: *lHi:q`_wA> / *lHi:q_wA> (~ l/-) Sino-Tibetan: *l@>k / *l@>n| Yenisseian: *dV?G- Comments and references : HGC 28, LV A16. ----------------------------------- North Caucasian etymology : Proto-North Caucasian: *lHi:q`_wA> / *lHi:q_wA> (~ l/-) Meaning: a k. of bird Proto-Nakh: *l(h|)e:q` Proto-Tsezian: *laluq`V (~ r) Proto-Lak: liIlux|:i Proto-Dargwa: *?ix|I-liq`an Proto-Lezghian: *liq`Iw| Proto-West Caucasian: *la®qw|a Notes: The comparison seems quite plausible, despite some irregularities (usual for bird names in many linguistic families). It is hard to guess which particular bird was denoted by the name *lHi:q`_wA> in PNC, but most semantic reflexes point to some big or medium-sized bird ("eagle" ~ "jackdaw"/"rook" ~ "pigeon"). For phonetic reasons the PWC root can not be compared with PEC *ly>nl^_we: 'pigeon', pace Klimov (1967,302), Abdokov (1983, 121); also improbable are the etymologies of Abkh. lah_w|a by Lomtatidze (1961, 121) and of PAK *th_ar(@)q:w|a/ by Shakryl (1968,48-49). ------------------------------------------ Nakh etymology : Proto-Nakh: *l(h|)e:q` Meaning: quail Chechen: leq` Ingush: leq` Comments: Cf. Chech. obl. le:q`a-. 3d class in Chech., but 4th in Ing. ----------------------------------------------- Tsezian etymology : Proto-Tsezian: *laluq`V Meaning: bat Tsezi: laluIq`i Comments: A reduplicated stem; attested only in Tsez.,but having probable external parallels. ------------------------------------------------ Lak etymology : Lak root: liIlux|:i Meaning: bird Lak form: liIlux|:i Comments: Lak. liIlux|:i (3d class) is very probably a transformation of a form like *lix|I-luq`Ii where the first part is the verb lix|:Ia- 'to fly' (cf. the Darg. form ix|I-liq`an). ---------------------------------------------------- Dargwa etymology : Proto-Dargwa: *?ix|I-liq`an Meaning: bird Chiragh: ix|Iliq`Ian Comments: Cf. also Kub. ix|Iliq`an id. The word is a compound (the 1st part of it is ix|I- 'to fly'). ---------------------------------------------------- Lezghian etymology : Proto-Lezghian: *liq`Iw| Meaning: eagle Lezghian: leq` Tabasaran: luq`I Agul: liq`I Rutul: lyq`I Archi: liq`I Comment: Cf. also Lezg. Khl. la"Iq`, Tab. Du"b. luq`Iu, Ag. Bursh. laq`I, Fit. lu"rq`I (with a secondary -r-), Burk. la?_, Tp. le?_, Arch. pl. loq`I-or. 3d class in Rut. and Arch. See Талибов 1980, 307. ----------------------------------- Abkhaz-Adyghe etymology : Proto-West-Caucasian: *la®qw|a Meaning: 1 raven 2 rook 3 pigeon Abkhaz: a/-lah_w|a 1 Abaza: lah_w|a 2 Adyghe: th_a:rq:w|a 3 Kabardian: th_ar@q:w|a 3 Ubykh: dax|w|a/ 3 Comments: PAT *lah_w|a; PAK *th_ar(@)q:w|a/; Ub. def. a/-dax|w|a. The correspondence PAT *l- : PAK *th_- : Ub. d- points to PWC *l-; PAT *-h_w|- : PAK *-q:w|- - to PWC *qw|. Ub. x|w| instead of expected qw| may be explained by a special development within the cluster: *larqw|a > *darqw|a > *darx|w|a > dax|w|a. See Климов 1967, 302; Шагиров 1977, 84. ---------------------------------------- Sino-Tibetan etymology : Proto-Sino-Tibetan: *l@>k / *l@>n| Meaning: a bird of prey Chinese: 弋 *l@k (~*L^-) a bird of prey [since Han]. Tibetan: glag eagle, vulture. Burmese: lan|h-ta? vulture. Kachin: (Mat.) k@lan|1 a bird of the falcon family, (H) lan| id. Lushai: KC *k-la:n|. Lepcha: ka>-lju>n| sp. of eagle Comments: BG: Garo do-ren| falcon, kite, Dimasa dau-lin|; Midzhu g-la:n|, Meyo"l g-ra:n|. Sh. 179; Ben. 72; Mat. 183; Luce 3. ------------------------------------------- Chinese characters : Character: 弋 Modern (Beijing) reading: yi\ Preclassic Old Chinese: L^@k Classic Old Chinese: L^@k Western Han Chinese: l@k Eastern Han Chinese: z/@k Early Postclassic Chinese: z/yk Middle Postclassic Chinese: jyk Late Postclassic Chinese: jyk Middle Chinese: jik English meaning : to shoot with stringed arrow; clan name Russian meaning: 1) стрелять привязной стрелой; 2) добыть, захватить; 3) черный; 4) И (фамилия) Radical: 56 Four-angle index: 6716 Karlgren code: 0918 a-b Shijing occurrences: 48.2_ -------------------------------------------- Yenisseian etymology : Proto-Yenisseian: *dV?G- Meaning: eagle Ket: di?, pl. di:n / dig|in5 Yug: di?, pl. dinyn|5 Kottish: tage/, *take, g. taga/, pl. takn| Comments: ССЕ 225. Werner 1, 192 <*deg@ / *dig@>. --------------------------------------------- Austric etymology : Proto-Austric: *lan| Meaning: a k. of bird Proto-Austroasiatic: *la:n| Austroasiatic meaning: bird of prey Miao-Yao parallels: *kla:n|.B Proto-Thai: la:n|.A Thai meaning: k. o. bird ---------------------------------- Austro-Asiatic etymology : Proto-Austro-Asiatic: *la:n| Meaning: bird of prey Presyllable: k@- Thai: la:n|.A k. o. bird CK Proto-Katuic: *la:n| Proto-Bahnaric: *la:n| Khmer: khle:n| < OK khlen| Proto-Pearic: *la:n|.C Proto-Vietic: *la:n|?, k- Proto-Monic: *lin|-li@n| Proto-Palaungic: *la:n| Proto-Khmu: *la:n| Khasi: khlien| hawk -------------------------------- Katuic etymology : Proto-Katuic: *la:n| Meaning: hawk Presyllable: k@- Proto-West Katuic: *la:n| Proto-East Katuic: *la:n| References: P-367; TK2.105 ---------------------------------------- West Katuic etymology : Proto-West Katuic: *la:n| Meaning: hawk Presyllable: k@- Bru Van Keu: kala:n| Bru Van Keu meaning: hawk, eagle So: kala:n|.N So meaning: hawk Bru: kla:n|.N Bru meaning: a hawk Sou: kala:n| Kui: kla:n|.N Kui meaning: hawk Kuay: kla:n|.N Kuay meaning: hawk Ngeu: k@la:n|.N Ngeu meaning: hawk ------------------------------------------------- East Katuic etymology : Proto-East Katuic: *la:n| Meaning: hawk Presyllable: k@- Pakoh: kla:n| Pakoh meaning: hawk Taojh: kala:n| Taojh meaning: hawk (PT-144) Lao Katu: kla:n| Lao Katu meaning: eagle Ngeq: kala:n| Ngeq meaning: buzzard Chatong: kala:n| Kantu dialects: ka?la:n| Triw: kala:n| Dakkan dialects (1): kala:n| Dakkan dialects (2): k@la:n| Dakkan meaning: owl Katu dialects (1): kla:n| Katu meaning: eagle ------------------------------ Bahnar etymology : Proto-Bahnaric: *lo|:n| Meaning: cross Presyllable: c@- Proto-South Bahnaric: STI chlo|:n| < KMR Proto-West Bahnaric: *lo|:n|, k@- Proto-Northwest-Bahnaric: *lo|:n|, c@- Harak: c@lo|:n| to cross (A) ---------------------------------------- South Bahnaric etymology : Proto-South Bahnaric: Meaning: to cross Stieng form: chlo|:n| Stieng meaning: to cross ----------------------------------- West Bahnaric etymology : Proto-West- Bahnaric: *lo|:n|, k@- Meaning: to cross Nhaheung form: llo|:n| da:k (D) Nhaheung meaning: to cross stream Brao form: kla^:n| Brao meaning: to cross References: JS-469 -------------------------------------------- North-West Bahnaric etymology : Proto-North-West- Bahnaric: *lo|:n|, c@- Meaning: opening, pass Tariang: calo|:n| Kaseng: ?@lo|:n| References: TB1.13 ------------------------------------------ Harak etymology : Proto-Harak: *lo|:n|, c@- Meaning: opening, pass Alak: c@lo|:n| to cross References: TB1.13 ----------------------------------------- Khmer etymology : Khmer: khle:n| Old Khmer: khlen| Old Khmer Meaning: kite References: P129 ------------------------------- Pearic etymology : Proto-Pearic: *la:n|.C Meaning: hawk Presyllable: kh@- Song: khla:n|.B k@lo|:.A Song meaning: hawk Kasong: khla:n|.B Kasong meaning: hawk Samre: khla:n|.C Samre meaning: hawk Suoi Kompong: sti@n/ -------------------------------- Viet-Muong etymology : Proto-Viet-Muong: *la:n|?, k- Meaning: kite Muong dialect: tlan|.3 Arem: kalæ:n|? Proto-Ruc: *la:n|.3, k- Ruc (Russian field rec.): kala:n|.3 Ruc (Lo'i's rec.): kala:n|.1 Ruc (Ferlus' rec.): kala:n|.5 Ruc meaning: kite Thavung: k@la:n|.1 Notes: F-97: *k-la:n|? References: NTF47, NVL141 ------------------------------ Monic etymology : Proto-Monic: Meaning: peacock Modern Mon: mra:k Old Mon: mre(k), mren| References: S-303 ---------------------------- Palaung-Wa etymology : Proto-Palaung-Wa: *kla:n| Meaning: eagle Proto-Wa: *klan| Proto-Plang: *klan| Proto-De'ang: *kla:n| Riang: lan|.1, k- Riang meaning: kite Proto-Angku: *kla:n| Danaw: k@jan|.4, kjan|.2 kite ----------------------------- Wa etymology : Proto-Wa: Meaning: eagle Paraok: klan| Paraok meaning: eagle Wa: klan| Wa meaning: eagle Ava: klan| Lawa: klan| Lawa meaning: eagle Wa (dial.): klan|.1 Wa (dial.) meaning: eagle References: D-132: *klan| ----------------------------------- Plang etymology : Proto-Plang: *klan| Meaning: eagle Bulang: klan|.1 Bulang meaning: eagle Konto: klan|.1 Konto meaning: eagle Samtao (Paulsen): klan|.1 Samtao (Paulsen) meaning: eagle References: P-101: *klan|.1 --------------------------------- De'ang etymology : Proto-De'ang: *la:n|, k- Meaning: eagle De'ang: kla:n| De'ang-1: gla:n|, ma- De'ang-2: klan|, ma- ----------------------------------- Angku etymology : Proto-Angku: *kla:n| Meaning: eagle Pangpin: khlan|.51 Gantang: khlan|.51 References: WW-116 ------------------------------------ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Кыргыз Опубликовано 17 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2007 К своему стыду, являясь представителем кыргызского рода Солто, практически ничего не знаю про него. Знаю, что это один из самых больших и влиятельных родов правого крыла с местом расселения в основном в Чуйской долине. И это практически все что мне о нем известно. Может ли кто дать более обширную информацию? Был бы очень признателен. :kg1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 сентября, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2007 СОЛТО Легендарным предком кыргызского племени Солто является Эштек. Согласно родословной, записанной Абрамзоном С.М., у Бурута (первопредок кыргызов, одновременно так называли кыргызов монголы и ойраты) были сыновья: Бурут от него Усун (казахи) и Кабыран. От Кабырана Эштек (башкиры) и Нуркунан (ойгуты, кыргызы и джедигеры) Поэтому прослеживается связь кыргызского племени Солто именно с восточными башкирами, или через них с народом обских угров (остяков). Так или иначе, налицо связь Солто с Западной Сибирью (башкиры, барабинские татары), что неудивительно. Кстати и барабинцы и кыргызы имеют одноименный эпос Эр-тёштук (кыргыз-кыпчаки) и Эр-тушлюк (барабинцы) со схожим сюжетом. Пришлыми в Солто считаются группы - МОНОЛДОР, КЫПЧАК, БАГЫШ, БАРГЫ, САРТТАР, САЯК, ЖЕТИ-КУЛ. Общая генеалогия племени Солто: Тагай + Богорстон + Эштек + Солто От Солто: 1) Кунтуу (Чонмурун, Байгана, Жолболду, Кулболду, Тёрё, Карамерген, Токбай 2) Чаа (Тата, Талкан, Каракчы) 3) Култу (Адике, Мендике) и т.д. Основная часть Солто живет в Чуйской области, по преданиям прибыли туда в середине XVIII века из окраин Кокона (Коканд). Напомню, что после нашествия ойратов, которые и вынудили большинство кыргызов покинуть свои кочевья на Тянь-Шане, кыргызские племена вернулись на Тянь-Шань в 18-19 веках — поэтому множество записанных преданий говорит о приходе на Тянь-Шань всех кыргызов из "Анжияна" т.е. из Ферганской долины. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 18 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2007 Племя баргы считается у вас бурятского или монгольского происхождения? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 сентября, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2007 БАРГЫ, ветвь Адигине. по всей видимости происходит от племени Байырку - Баегу. Токуз-огузское племя Байырку по "Синь-Тан-Шу" жило в восточных границах племени Бугу (которое было самым северным - Rust), войско насчитывало 10 тыс. человек. Люди надевают лыжи и по льду преследуют оленей. Обычаи схожи с обычаями Теле, язык немного другой. (Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1989 - с.141) Племя Байырку принимало активное участие в мятежах против каганов Тюрков-тугю. Ими непосредственно был убит Капаган-каган (Мочжо). Баргу упоминаются в числе кыпчакских племен. Их упоминают Ал-Варрак и ад-Димашки. По Котвичу В.Л. ойратский союз возник в первой половине XIV в. и состоял из племен Ёлот, Ход, Тюмюд, Баргу и Бурят. В монгольское время в Забайкалье существовала Баргутская общность, состоявшая из племен Баргу, Хори и Тулас и отделившихся Туматов (потомки телеского племени Дубо). Племя Хори (Кори) - вероятно тюркоязычные, тотем птица Лебедь. Тулас - тоже тюркоязычное племя, выходцы с Алтая. (Зориктуев Б.Р. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине первого тыс. н.э - первой половине второго тыс. н.э.//Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 122) Все это позволяет предположить, что Баргутская общность сотояла из тюркских племен алтайского происхождения, впоследствии частью монголизированными и вошедшими в состав бурятского народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alexx Опубликовано 18 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2007 ...Тулас - тоже тюркоязычное племя, выходцы с Алтая. ... Слово Тулас имеет отношение к слову Талас? И откуда появились слова Талас, Ош, Андижан, Нарын и что обозначали? Таласская битва в 8 веке, имеет новое обозначение или уже в древние времена существовало слово Талас, откуда пришли или могли появиться? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться