АксКерБорж Опубликовано 15 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2010 АксКерБорж Взаимно рад! С удовольствием поделюсь своими впечатлениями! Это уже история! С Красноярска выехали в 10 утра 31-го марта. На трех машинах . Полный состав - 7 человек . Четверо - рыбаки (к коим и себя причисляю) и трое - чисто посмотреть! За разговорами о будущей рыбалке незаметно проскочили Канск , Нижний Ингаш , Тайшет , Нижнеудинск , Тулун , Зима , Усолье-Сибирское , Ангарск , Иркутск , Слюдянку , Байкальск , Кабанск , и в 6 утра по местному мы в Улан-Удэ! За спиной 1700 км . Устроились в центральный отель "Байкал-Плаза" (цены вполне демократичные - 2500 р одноместный номер , 3200р - на двоих. Для пятизвездночного отеля вполне приемлемо!) Мне достался номер по соседству с "апартаментами Дмитрия Медведева" , как утверждала латунная табличка. Народ ударился в спячку. Лишь один из числа "которые чисто посмотреть" не угомонился и пришлось везти его в Иволгинский Дацан. Парень остался доволен увиденным , накупил два мешка местных сувениров (те же два мешка , что и я , но за три года поездок! ), пытался добиться от случайно попавшегося ламы перечня местных чудес , но лама тактично слинял. Видимо , годы тренировок! Короче , несмотря на усталость , недосып и плохую погоду настроение у нас было прекрасное! Вернулись в Улан-Удэ , подняли своих спящих товарищей и потащили их обедать в монгольский ресторан. Там они и проснулись!От монгольского соленного чая! Через пару часов , отяжелевшие от обилия мясных блюд двинулись на закуп продуктов на рыбалку. На льду Байкала мы доложны были провести 6 дней. Но даже обильный обед не охладил аппетитов моих товарищей! Продуктов , как всегда! набрали , как на Маланьину свадьбу! (забегая вперед - съели , дай Бог , одну треть!) Вечером посиделки с нашими улан-уденскими друзьями. Множество тостов за мир-дружбу-балалайку и РЫБАЛКУ! На следующее утро наше путешествие продолжилось. Наш путь лежал теперь в Чивыркуйский залив , где на льду нас ждали уютные монгольские юрты и мног-много рыбы! По дороге остановились в местной харчевне на предмет обьедания позами (буузы) , позы в придорожных кафешках гораздо вкуснее , чем в ресторанах. Для меня это загадка! 360 км до юрт преодолели за 5 часов , что считается хорошим результатом . Дорога колеблется от очень хорошей до почти никакой. 30 км по льду Баргузинского залива , 20 км по узкой дороге-тропинке через перешеек и 10 км по льду Чивыркуя до юрт. И вот мы на месте! Нас встречают приехавшие на день раньше знакомые москвичи и питерцы. Клева почти нет. Все равно через полчаса после приезда был таки пойман один омуль-кочелга (чивыркуй подвид)и настроение опять стало пиковым , что неудивительно после бурного отмечания первого успеха! Пошел курить , однако! У меня воявилось два вопроса: как можно пить солёный чай (просто мне наверное не понять ) и второй по рыбалке - какая глубина была где Вы обосновались, чем и на что ловили. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 16 апреля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2010 АксКерБорж Вечером обязательно допишу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 16 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2010 У меня воявилось два вопроса: как можно пить солёный чай (просто мне наверное не понять ) и второй по рыбалке - какая глубина была где Вы обосновались, чем и на что ловили. Казахи в Казахстане не пьют соленый чай уже? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2010 Казахи в Казахстане не пьют соленый чай уже? Почему уже? Солёный никогда не пили, это калмыцкая традиция вроде бы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 Почему уже? Солёный никогда не пили, это калмыцкая традиция вроде бы. Наши казахи окалмычились значит... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 Почему уже? Солёный никогда не пили, это калмыцкая традиция вроде бы. Его пьют также уйгуры, возможно это уйгурская традиция, перешедшая к калмыкам или наоборот. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 Казахи в Казахстане не пьют соленый чай уже? Наверное не пили никогда. Сейчас пьют только там где казахи соседствуют с уйгурами, и то лишь некоторые. Называется Эткен-чай, добавляют в него соль, курдючный жир или топленое сливочное масло либо же свежее сливочное масло, молоко, крошат в чай лепешки - тандыр-нан - получается эдакий чайный суп - дешево и сытно, между собой казахи говаривают что это - дежурное на столе уйгуров блюдо, было выдумано ими из экономии и рачительности - многие казахи не приемлют блюда уйгурской и узбекской кухонь - мяса мало, вернее приемлют, но готовят на свой лад - много мяса и чуточку риса - казахский плов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 По идее наверное это уйгурская традиция, а не калмыцкая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 По идее наверное это уйгурская традиция, а не калмыцкая. А чего это тогда буряты с монголами тоже пьют соленый чай? А ближайшие родственники уйгуров - узбеки - не пьют? Наличие специального термина для чая с молоком и солью - эткен чай, свидетельствует, что для уйгуров этот чай особый. Тогда как у алтайцев например, чай с солью и молоком - это просто чай, а чай без соли и молока - кара чай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 А чего это тогда буряты с монголами тоже пьют соленый чай? А ближайшие родственники уйгуров - узбеки - не пьют? Наличие специального термина для чая с молоком и солью - эткен чай, свидетельствует, что для уйгуров этот чай особый. Тогда как у алтайцев например, чай с солью и молоком - это просто чай, а чай без соли и молока - кара чай. 10 зүгийн бурхад өршөө 10 зүгийн лусын хаад өршөө 10 зүгийн ачит маналууд өршөө Эцэг эхийн минь гал голомт өршөө Хүүхдүүдийн минь бузар нь арилж буян нь дэлгэрэг Та бүгдийн минь өлмий бат мэлмий тунгалаг байг Өтгөн цай? Национальные способы приготовления чая - Монгольский способ и его варианты Монгольский способ употребления чая сходен в принципе с калмыцким и отчасти с киргизским. Это один из древнейших способов, и его относительно широкое географическое распространение от пустынь Гоби и Сахары до ногайских степей междуречья Волги и Дона свидетельствует об этом. В Росии он был известен с конца XVII века под названием «чая богдойского». Основными его компонентами являются зеленый кирпичный чай, молоко, масло, мука и соль. В зависимости от национального района, где употребляется чай по-монгольски, все его элементы, кроме кирпичного чая, могут варьироваться. Так, молоко может быть коровьим, козьим, овечьим, кобыльим, верблюжьим, а масло может иногда вовсе отсутствовать или заменяться топленым салом. Иногда наряду с солью кладется черный перец горошком (горький) из расчета одно зернышко на стакан, а у калмыков – лавровый лист, реже – мускатный орех. Вот два рецепта приготовления монгольского чая: Монголы предварительно растирают кирпичный чай в порошок и заливают 1-3 столовые ложки этого порошка литром холодной воды. Как только вода закипает, в нее добавляют 0,25-0,5 л. коровьего, овечьего или верблюжьего молока, 1 столовую ложку топленого сливочного масла яка верблюжьего или коровьего, а также 50-100 гр. предварительно пережаренной с маслом мука и половину или четверть стакана какой-либо крупы (рис, пшено). Все это еще раз доводят до кипения и готовности, причем по вкусу добавляют соль. Если крупу не кладут, то соли добавляют очень мало, а современные городские монголы иногда не добавляют. Калмыки обычно не растирают зеленый кирпичный чай, а кладут его кусками в котел с водой из расчета одна горсть (граммов 50) на литр воды и варят до кипения, а затем прибавляют вдвое больше молока (около 2 л.) и соль по вкусу. Смесь это при постоянном помешивании кипятят 10-15 минут, а затем фильтруют через сито, причем разваренный чай отжимают. Иногда воды добавляют очень мало, всего 1-1,5 стакана, и чай варится на молоке. Это объясняется отсутствием или нехваткой пригодной для чая воды в солончаковых степях. Именно это обстоятельство следует, по-видимому, считать основной причиной возникновения у ряда степных народов традиции приготовления чая с молоком. Кроме молока и соли, в чай кладут лавровый лист, мускатный орех и гвоздику и лишь иногда чуть-чуть сливочного масла. Как правило, пьют чай без масла, но с пшеничными сухарями из масляного теста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 18 апреля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Еще в монгольском ресторане предлагался чай с пельменями. В следующий раз попробую обязательно! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Я сам очень люблю "Борцтой цай" молочный чай с сущеным мясом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Я сам очень люблю "Борцтой цай" молочный чай с сущеным мясом. Потолок сильно низкий, казахские юрты высокие. А не знаете почему есть такое различие? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 апреля, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Потолок сильно низкий, казахские юрты высокие. А не знаете почему есть такое различие? Это на востоке такой низкий, потому что там степь и ветер сильный. А на западе в горах юрта высокая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Еще в монгольском ресторане предлагался чай с пельменями. В следующий раз попробую обязательно! Мне кажется даже сами китайцы на родине чая не смешивают его ни с чем, уж с мясом и молоком уж точно. Это уже пристрастия на местах. Чисто моё мнение - чай хорош сам по себе (не мешая в него мяса, пельменей, соли, жира и пр.), а то это будет уже не чай как напиток, а второе блюдо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Это на востоке такой низкий, потому что там степь и ветер сильный. А на западе в горах юрта высокая. В казахской степи гор почти нет, а ветра ничем не слабее монгольских. Может быть от роста людей? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 апреля, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 В казахской степи гор почти нет, а ветра ничем не слабее монгольских. Может быть от роста людей? Я говорил о наших монгольских юртах. На западе высокие, на востоке низкие. Если бы поставить высокую юрту где нибудь в Дорноде, улетит. ))) А так у нас есть высокие юрты. Все от географии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Потолок сильно низкий, казахские юрты высокие. А не знаете почему есть такое различие? Не думаю,что все казахские юрты высокие.Эта не казахская? Халхи раньше тоже имели высокую юрту. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 18 апреля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Я докурил. Сидим , это мы в монгольской юрте посреди Чивыркуйского залива , за бортом ночное небо с огромными звездами , вполне зимний двадцатиградусный морозец , под нами семнадцать метров чистейшей байкальской воды . Уютно потрескивает печка-буржуйка , аппетитно позвякивают рюмки с чаем и льется задушевный разговор...ляпота-а-а! Монгольская юрта это отдельный разговор. Гениальная штуковина! Мне доводилось коротать длинные зимние ночи на льду в самых различных строениях и конструкциях. И импортных и самодельных , но так комфортно , как в юрте , я нигде себя не чувствовал! Это полноценное жилище. Уютное , удобное , теплое , дышащее. Парадокс. При всем равнодушии кочевников к рыбалке , их жилище оказалось самым приспособленным именно для этого занятия! Рыба всегда клюет "вчера" и "завтра"! Пятнадцатиминутный утренний клев и немного вечернего. Опущенная в воду телекамера показывает на экране кучу сытой и ленивой рыбы и наши снасти , танцующие призывные танцы под носом у этой самой рыбы. Небольшое оживление в рыбной компании вызывают лишь очередные кормушки с бормышем. Кормушка ударяется о дно , поднимается облачко мути вперемешку с бормышем , подводное течение (по местному "понос")медленно тащит этот "компот" над самым дном и за ним медленно сдвигается ленивая рыба. Бормыша все сыпят от души , на юрту в день полагается пять кил этой креветки. Кстати! По дну ползают и настоящие креветки сантиметров по пять-семь в длинну. Сидение в юрте без клева быстро надоедает. Снаряжаемся , садимся по машинам и едем "куда глаза глядат" т.е. в направлении приглянувшегося скалистого мыса. Толщина льда достигает полутора метров , очень выручают мотобуры. Сверлим лунки , сыпим бормыша , разматываем снасти. Через некоторое время первые поклевки. Сперва шустрая рыбья мелочь. Но вскоре первые достойные экземпляры , красавцы-окуни! 500-800 гамм! А вот и сижки расклевались . Да хорошие , под кило! И хариус начал попадаться! Короче , жизнь наладилась! Пошел еще покурю... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Я докурил. Сидим , это мы в монгольской юрте посреди Чивыркуйского залива , за бортом ночное небо с огромными звездами , вполне зимний двадцатиградусный морозец , под нами семнадцать метров чистейшей байкальской воды . Уютно потрескивает печка-буржуйка , аппетитно позвякивают рюмки с чаем и льется задушевный разговор...ляпота-а-а! Монгольская юрта это отдельный разговор. Гениальная штуковина! Мне доводилось коротать длинные зимние ночи на льду в самых различных строениях и конструкциях. И импортных и самодельных , но так комфортно , как в юрте , я нигде себя не чувствовал! Это полноценное жилище. Уютное , удобное , теплое , дышащее. Парадокс. При всем равнодушии кочевников к рыбалке , их жилище оказалось самым приспособленным именно для этого занятия! Рыба всегда клюет "вчера" и "завтра"! Пятнадцатиминутный утренний клев и немного вечернего. Опущенная в воду телекамера показывает на экране кучу сытой и ленивой рыбы и наши снасти , танцующие призывные танцы под носом у этой самой рыбы. Небольшое оживление в рыбной компании вызывают лишь очередные кормушки с бормышем. Кормушка ударяется о дно , поднимается облачко мути вперемешку с бормышем , подводное течение (по местному "понос")медленно тащит этот "компот" над самым дном и за ним медленно сдвигается ленивая рыба. Бормыша все сыпят от души , на юрту в день полагается пять кил этой креветки. Кстати! По дну ползают и настоящие креветки сантиметров по пять-семь в длинну. Сидение в юрте без клева быстро надоедает. Снаряжаемся , садимся по машинам и едем "куда глаза глядат" т.е. в направлении приглянувшегося скалистого мыса. Толщина льда достигает полутора метров , очень выручают мотобуры. Сверлим лунки , сыпим бормыша , разматываем снасти. Через некоторое время первые поклевки. Сперва шустрая рыбья мелочь. Но вскоре первые достойные экземпляры , красавцы-окуни! 500-800 гамм! А вот и сижки расклевались . Да хорошие , под кило! И хариус начал попадаться! Короче , жизнь наладилась! Пошел еще покурю... Интерсный у Вас диалект, "бормыш", у нас говорят "мормыш"... А юрты тюрков действительно поэтически описывали и восхваляли ещё древние китайские путешественники, что в них прохладно в летнюю жару и нет мух, что они не промокают от обильных ливней и что в них тепло зимой. Единственно что монголы модернизировали после перенятия у тюрков юрты, так это дали свои названия частям юрты и слегка принизили высоту купола под свои географические особенности видимо (ветры, как говорит Райхе Онкель) или, это по-моему, чтобы дать дать отличие ей от тюркской. Рабалка у Вас конечно класс, здесь такой нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 18 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2010 Интерсный у Вас диалект, "бормыш", у нас говорят "мормыш"... А юрты тюрков действительно поэтически описывали и восхваляли ещё древние китайские путешественники, что в них прохладно в летнюю жару и нет мух, что они не промокают от обильных ливней и что в них тепло зимой. Единственно что монголы модернизировали после перенятия у тюрков юрты, так это дали свои названия частям юрты и слегка принизили высоту купола под свои географические особенности видимо (ветры, как говорит Райхе Онкель) или, это по-моему, чтобы дать дать отличие ей от тюркской. Рабалка у Вас конечно класс, здесь такой нет. Зачем вы постоянно хотите присвоить чужую вам вещь? Этот китайц путещественник побывал в монгольской юрте и сочинял стиху. Когда это монголы приняли юрту у тюрков? Докажите если сможете. Наоборот тюрки приняли у монголов! Как я знаю одни чумы у настоящих северных тюрков.А у монголов вообще нету чум,понятие не имеем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2010 Зачем вы постоянно хотите присвоить чужую вам вещь? Этот китайц путещественник побывал в монгольской юрте и сочинял стиху. Когда это монголы приняли юрту у тюрков? Докажите если сможете. Наоборот тюрки приняли у монголов! Как я знаю одни чумы у настоящих северных тюрков.А у монголов вообще нету чум,понятие не имеем. Давайте я Вам, Аза, отвечу по юртам в другой теме, наверно в "мнголо-манчьжурских языковых параллелях", где мы с Вами и с РайхеОнкелем обсуждали ТООНО и ШАНЫРАК, а то здесь оффтоп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 19 апреля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2010 У нас в Красноярске тоже - мормыш . Бормыш - байкальское название. Точнее - бормаш. Им "бормашат". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2010 У нас в Красноярске тоже - мормыш . Бормыш - байкальское название. Точнее - бормаш. Им "бормашат". Согласен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 22 мая, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 22 мая, 2010 Аза , я вам написал в "личку" , но не получил ответа. Может , мое послание где-нибудь зависло? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться