АксКерБорж Опубликовано 26 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2009 Известно, что тюрко-монголы особенно чтут имена (кличкой назвать язык не поворачивается) любимых коней, которые были на проятжении всей жизни во всех битвах самым надежным другом. Многие из которых сохранились в памяти народной до наших дней: Чингис хан - Найман, есть сведения о Құба. Абылай хан – Айғасар. Былинные герои (герои богатырского эпоса): Алпамыс батыр - Байшубар. Қобыланды батыр – Тайбурул. Ер Тостiк – Шалкуйрук. А что известно про имена коней, к примеру, Аттилы, Тоньюкука, Бейбарса и мн. др.? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 4 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2009 Чингис хан - Найман. Он имел 8 любимых шарга коней. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 5 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2009 Он имел 8 любимых шарга коней. Хе, хе. Думал что за лошадь найман, а оказывается "найман шарга морин". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 5 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2009 Хе, хе. Думал что за лошадь найман, а оказывается "найман шарга морин". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 11 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2009 Чингис хан - Найман. Откуда инфа? Абылай хан – Айғасар. Вроде его коня звали Жалынкуйрык - т.е. Огненный хвост. А что известно про имена коней, к примеру, Аттилы, Тоньюкука, Бейбарса и мн. др.? Имена боевых коней Кюль-Тегина: Ак-Оксиз, Ак-Азман, Башгу-Боз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 марта, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 15 марта, 2011 Известно, что тюрко-монголы особенно чтут имена (кличкой назвать язык не поворачивается) любимых коней, которые были на проятжении всей жизни во всех битвах самым надежным другом. Многие из которых сохранились в памяти народной до наших дней: Чингис хан - Найман, есть сведения о Құба. Абылай хан – Айғасар. Былинные герои (герои богатырского эпоса): Алпамыс батыр - Байшубар. Қобыланды батыр – Тайбурул. Ер Тостiк – Шалкуйрук. А что известно про имена коней, к примеру, Аттилы, Тоньюкука, Бейбарса и мн. др.? Боевой конь Қабанбай батыра - Қубас (на Тарбагатае, через который казахи победоносно гнали джунгар, есть местность Қубас кезеңі, где батыр со своими войском захоронил своего любимого коня, верного помощника, путчика и друга). Қубас ат - сухоголовый, жилистоголовый, т.е. с изящной небольшой головой без единой жиринки, признак породистого скакуна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eitutmush Опубликовано 15 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2011 У легендарного Ер Тарғын коня звали "Тарлан" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 16 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2011 Боевой конь Қабанбай батыра - Қубас (на Тарбагатае, через который казахи победоносно гнали джунгар, есть местность Қубас кезеңі, где батыр со своими войском захоронил своего любимого коня, верного помощника, путчика и друга). Қубастың асуы называется маленький перевал. А еще проще называют просто Қубас. В галерее есть фото размещенное мной с названием "Қызылтас". Снят он прямо с Қубаса мной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 17 марта, 2011 Дюль-Дюль, так звали лошадь Али, зятя пророка Мухаммада (Ч.Валиханов). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 17 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2011 Дюль-Дюль, так звали лошадь Али, зятя пророка Мухаммада (Ч.Валиханов). Видать скакун был непобежденный. Қазақ жүйрік атты дүлдүл дейді. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мэргэн Опубликовано 18 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2011 У легендарного Ер Тарғын коня звали "Тарлан" У нас не коня а корову зовут тарлан. / в роде пёстрый/ Тарган это толстый. Эр это мужчина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2011 Абылай хан – Айғасар. Шокан пишет, что любимого коня Абылай хана, на котором и заслужил свою известность и славу, звали Шалқұйрық (видимо от Жалын құйрық) - хвост-пламя. Думаю он верно, т.к. это мы слышим из уст правнука. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 19 марта, 2011 Нашел также, что любимого коня Аттилы звали Баламер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 19 марта, 2011 Шокан пишет, что любимого коня Абылай хана, на котором и заслужил свою известность и славу, звали Шалқұйрық - хвост-пламя. Думаю он верно, т.к. это мы слышим из уст правнука. В исторических песнях казахов о Абылай хане воспеваются и другой его боевой конь Алшанбоз (пестро-серый). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 20 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2011 Вы уже запутали с конем Аблая. Как помню с детства, Шалкуйырык конь сказочного персонажа ер Төстік. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2011 (изменено) Действительно, уже три. Кличке Шалкуйрык доверяю как услышанному из уст правнука самого Абылай хана... Более того нашел, что свою славу хан Абылай заслужил именно верхом на коне по имени Шал құйрық или Жалын құйрық (букв: хвост-пламя). Изменено 15 июня, 2011 пользователем АксКерБорж Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 3 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2011 У Яна в его романе " Чингиз-хан" был конь по имени "Сэтэр". . У него были огненные глаза и серебристая белая шерсть по черной коже. Он никогда не знал седла, и ни один человек не садился на него. Во время походов Чингиз-хана — по объяснению шаманов — на этом белоснежном коне ехал невидимый могучий бог войны Сульдэ, покровитель войска монголов, и вел их к великим победам Что это за конь такой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мэргэн Опубликовано 3 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2011 У Яна в его романе " Чингиз-хан" был конь по имени "Сэтэр". Что это за конь такой? Сэтэр. Сэтэрлэх Обычай такой у кочевников. Как бы перевести. Коня и даже барана сэтэрлэдэг. То есть после этого нетрогает вообшем неприкосновенным становится. И ныне скотоводы своих коней сэтэрлэдэг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 апреля, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2011 Сэтэр. Сэтэрлэх Обычай такой у кочевников. Как бы перевести. Коня и даже барана сэтэрлэдэг. То есть после этого нетрогает вообшем неприкосновенным становится. И ныне скотоводы своих коней сэтэрлэдэг. У Яна в его романе " Чингиз-хан" был конь по имени "Сэтэр". Что это за конь такой? Это же художественный вымысел, несерьезно Мерген! Братья монголы за неимением традиции давать любимым боевым коням имена (что подтверждается отсутствием такового в эпосе монголоязычных народов) стали привлекать советских писателей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мэргэн Опубликовано 8 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 Это же художественный вымысел, несерьезно Мерген! Братья монголы за неимением традиции давать любимым боевым коням имена (что подтверждается отсутствием такового в эпосе монголоязычных народов) стали привлекать советских писателей. Думаете, я вымислами занимаюусь? Нет уважаемый, не зачем мне таким заниматься. У нас своя исконная история, нам нет необходимости заново писать её, в отличие от некоторых. У нас ныне те же кротоконогие кони как при Чингисхаане. Те же традиции кочевников как 1000 лет назад. Вот как мы отличаемся между собой, АКБ. Кто из нас является потомком кочевников, ясное дело. На счёт сэтэр, сэтэрлэх. Когда приедешь к монгольским скотоводам то обнаруживаешь большой большушый баран. Спрашивают отчего, отвечают сэтэртэй баран. Когда президент посешает скотоводов, дают ему в подарок конь. Обычно он коня собой не берёт, оставляет при хозяене. Он же его сэтэрлэдэг. И становится неприкосновенным. Вот так АКБ. На счёт писателя Яна, раз с него начали. Там монголы говорят "дзе дзе" Это самое употребляемое слово нынешных монголов "за" "зэ". А казахи говорят ли так? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 8 апреля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 Ян начинал неподалеку от нас - в Минусинске. Интересное слово дзе, у хакасов оглушенно говорят "че". Самое популярное слово, на вроде "ok". У Таскина есть упоминание, что дунху по каждому поводу говорят че/дзе (не помню точно) в значении "ладно". А вот русское "же" это частица "усиливающая" (например, "правда же", "так же") не от монгольского ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 8 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 Моего товарища в КНР зовут Сетер. Родители его якобы сказали, что это слово калмакское. Вот теперь понятен смысл. А то никак не могли объяснить. Значит, сетер не просто недотрога, а как бы освященное животное, которое нельзя резать, на котором нельзя ездить, предназначен только богу. Только вот как его ему передать. Ежели не резать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 8 апреля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 Такие лошади у хакасов называются изых ат. Перевод, по моему не требуется. Они вольно пасутся, к ним не должен никто притрагиваться. Их моют молоком и заплетают гриву. Схожий обряд у древних индоевропейцев назывался ашвамедха. Передать богу жертву можно, если не проливать кровь животного. Можно, например, задушить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 8 апреля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 А я и не подумал, что можно задушить. Можно и по голове долбануть. Но тогда это уже не недотрога. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 8 апреля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2011 Да, это будет уже не изых ат. Он должен жить и своим существованием радовать избранное божество. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться