Turkmen Aday Опубликовано 8 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 8 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2019 06.05.2019 в 20:48, Turkmen Aday сказал: Какая численость была у Калмаков когда они прибыли? Жонгары запад Казахстана не завоевывали, пришли получили и ушли на юг Казахстана, Вы про хана Абулхаира читали наверное? 06.05.2019 в 20:51, Turkmen Aday сказал: Калмаков мои предки знатно общипывали, вы погуглите про отношения Калмаков и Адайского рода. Там даже конкретные ссылки есть на исторически зафиксированные факты. 06.05.2019 в 20:55, Turkmen Aday сказал: Насчет завоеваний наберите в гугле Адай хаан, там как раз на Халха Монгольском написано, от кого и как он произошел, сколько лет он правил в Монголии и как зовут его потомков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 8 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2019 07.05.2019 в 06:16, Rust сказал: Это спор уровня школьников. Может начнете обсуждать собственно тему? Туркмен Адай - вот у меня имя иранское, значит все иранцы мои потомки? Да, даже стыдно немного стало Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 8 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2019 07.05.2019 в 10:16, Rust сказал: Это спор уровня школьников. Может начнете обсуждать собственно тему? Туркмен Адай - вот у меня имя иранское, значит все иранцы мои потомки? Заметьте я этот детский сад не начинал. Причем здесь Иранское имя, не понял вопроса? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 8 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 9 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 10 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2019 https://images.app.goo.gl/EeKdrpfQ6H31vRwv8 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 15 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2019 https://books.google.kz/books?id=8w_4BQAAQBAJ&pg=PA14&lpg=PA14&dq=%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D1%87%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%85%D0%BE%D1%88%D1%83%D0%BD+%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%B9&source=bl&ots=MKWhRe8DWm&sig=ACfU3U3jjga_HQr-Ovg2HfZzuzC5194K1w&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiq86WlhZ7iAhXOJpoKHXeVBaoQ6AEwCnoECAQQAQ#v=onepage&q=%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D1%87%D0%B8%D0%BA%D1%81% %BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%85%D0%BE%D1%88%D1%83%D0%BD%20%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%B9&f=false Что за Кемчикский хошун? И почему там присутствует род Адай? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 15 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2019 Неудачную теорию про то что род Адай произошёл в 14 веке, забудьте сразу! Её уже отменили и она благополучно скончалась вместе с историками которые её придумали! В свете недавних открытий на севере и на юге Ирана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 15 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2019 https://books.google.kz/books?id=FqDuDQAAQBAJ&pg=PA158&lpg=PA158&dq=Адай+история&source=bl&ots=zF7XZOvush&sig=ACfU3U1M_92sxBmyI4dAFiQ1Mqn0oNWaIw&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiFlurmi57iAhWHmIsKHamKDrw4ZBDoATADegQIBRAB#v=onepage&q&f=false В Тюркской мифологии род Адай это Царские Скифы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 мая, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 В этом видео казахский язык не упоминается, речь идет о кыпчакском или половецком языке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 Tuesday, May 07, 2019 в 01:23, Turkmen Aday сказал: У кого у кого вот у Монголов один из моих предков оставил жирный след, Адай хаан вроде у вас самое дольший периуд правил, если не ошибаюсь. Правитель Монголии не имеющий никапли Чингизидской крови, разговаривший на Тюркском языке, с потомками его имевшими Тюркские имена. Вы считаете что этот Адай хан имеет отношение к каз. адаям? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 1 час назад, Rust сказал: В этом видео казахский язык не упоминается, речь идет о кыпчакском или половецком языке. Смысл не в Казахском, а смысл в том что они говорили на Тюркском, а не на Халха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 1 час назад, Rust сказал: В этом видео казахский язык не упоминается, речь идет о кыпчакском или половецком языке. История моих земель В последние годы, в социальных сетях много кривотолков и вбросов об истории народов населяющих наши земли. В частности, пишут о том, что народ страны пришёл на эти земли 200-300 лет назад. На этот счёт, у меня есть своя история! История, которая передавалась от отца к сыну, от дедушек и бабушек к внукам, из поколения в поколение! За моей спиной, могила одной из моих прапрабабушек, о жизни и смерти которой помнят даже люди, проживающие в этих краях! Если посчитаю своих предков, начиная от отца, то Ботақан из рода Шеркеш Байұлы (Кіші жүз), является моим прапрадедом в восьмом колене! Он жил на этих землях, в эпоху нескончаемых войн с калмыками за земельные ресурсы. И вот, узнав новость об очередном набеге врагов, Ботақан-баты́р собрал джигитов и отправился к подножию Ақша Тау (Белесые горы, Актюбинская область), для подобающей встречи врагов своего народа! На битву он забрал всех своих сыновей, несмотря на их силу и возраст! А ждать их в ауле, остались жёны, несмышлёные дети и старики. Они ждали от своих баты́ров либо победы, либо поражения и порабощения врагами и смерти. Ставки, в те времена, были очень высоки́!.. Однако вестей от баты́ра и войска не было долго. Сейчас уже никто не может сказать протяжённость времени. Быть может это были месяцы, а может и годы... Среди оставшихся в ауле баты́ра, была одна из его жён, моя прапрабабушка по имени Секер. Она-то и переживала сильнее всех разлуку с мужем и своими детьми. По преданиям, она умерла от тоски и переживаний. *** После похода, Ботахан-ата воздвиг над могилой Секер-əже большую усыпальницу – Мазар! И тут самое интересное, народ этих земель, из уст в уста передаёт тонкости материалов данной могилы: Строили из глины! При изготовлении глиняных кирпичиков, раствор замешивался строго в молоке! Для связки, для крепкости материала, было использовано неимоверное количество конского волоса! Толщина стены 80-90 см. Могила изначально была куполообразной... Ещё 15 лет назад над мазаром возвышалась 1/3 от купола! Но время берёт своё. Омываемая дождями и снегом, обдуваемая ветрами, усыпальница рушится на глазах! Но, по моему мнению, данное строение выполнило свою функцию. Ничего нет вечного на земле... Усыпальница сделала своё дело и довела до нас историю земли и народа! Усыпальница возвышается здесь более 400 лет! А теперь вопрос к тем псевдоисторикам, что утверждают будто казахи пришли на эти земли в XVI-х веках: Как? Как появились могилы моих предков задолго до их прихода? Наши земли до сей поры так и называют: вотчина/родина шеркешев, берішев, адай, таз, ысықов и т.д. А ведь от меня до дедушки Шеркеша аж 15 поколений (!), а до усопшего в этой могиле – восемь поколений. Которой более четырёхсот лет! Значит до Шеркеша от меня тысячу лет! Вывод: Эти земли наши! Эти земли мои! *** P.s. Специально для этих строк и фотографий, настоящая экспедиция (выезд в степь) осуществлена мною с 08.08.2018 года по 11.08.2018 года. Всем кто сомневается в правдивости этой истории: пишите. И для Вас я организую подобную экспедицию (естественно за Ваш счёт). Увидите своими глазами и услышите своими ушами от коренных жителей данного региона, которые помнят историю своих земель! Публикация Анарбек Санбаев (Анарбек Тұрғамбекұлы). Атырау, Қазақстан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 «Адай» деген генетикалық атау ма? Адай деген қазақ iшiндегi ең бiр даңқы шыққан ғана емес, сонымен қатар өткенiнде түсінiксiз тұстары да өте көп көрінетiн ру болып табылады. Мәселен, үш жүзден тұратын жалпы қазақты былай қойғанда да, алшынның ғана құрамына кiретiн кез-келген дерлiк ру-тайпаның басқа да түркi халықтарының бiрiнің болмаса, екiншiсiнің iшiнде қандай да болмасын бiр iзi қалған. Айталық, «алшын», «тама», «табын» деген атаулар Қырым татарларының да, башқұрттардың да iшiнде бар. Ал «адай» деген басқа түркi халықтарының бiрде-бiрiнің дерлiк iшiнде жоқ. Ол ол ма, бұл ат қазақтың басқа жүздерiнің iшiнде де қосалқы да болса атау ретiнде де кездеспейдi. Мәселен, «қаракесек» Кiшi жүздің әлімiнің iшiнде де, Орта жүздің арғынының iшiнде де бар. «Керей-кереит» атауы туралы да осыған тұстас тұжырым айтуға болады. Бiр заманда наймандар мен кереиттердің ортақ мемлекетi болған. Яғни олардың тарихы мен тағдыры ортақ болған. Ол туралы бiздің заманымыздың II мыңжылдығы басында Моңғолиядан шыққан билеушiлер шежiресiнде нақты мәліметтер бар. Олардың тарихы XII ғасырға дейiн бiр болып келiп, содан соң екiге бөлінедi. Осы тұста Моңғолияда өмір сүрген тайпалардың бiр бөлігi батыс жаққа қарай, яғни Алтай мен Шығыс Түркiстанға қарай ойысып, екiншiсi бұрынғы жерiнде қалады. Сол Орта Азия жаққа қарай кеткендер қарақытайлармен қатар орналасып, 1177 жылға дейiн соларға бағынышты болған. Оларды 1136-1204 ж.ж. аралығында басқарған династия «I династия» деп аталады. Ол 1136 жылы билiкке келген Наркыш Таян ханнан басталады. 1167-1175 ж.ж. аралығында мемлекетті Инанша-Бiлге басқарған. Сосын 1201 жылға дейiн билiк Инанша-Бiлге Буку-ханның еншiсiнде болған. Оның орнын басқан Таян-хан мен Бұйрық-хан найманның өз iшiнен шыққан билеушiлер болған. Қазiр пайдаланылып жүрген «История права и государства Казахстан» деген оқулықта: «В 11-13 в.в. найманами управляли 2 правителя: Буюрук хан и Таян хан». Ал Батыста жария етiлген моңғолдан шыққан билеушiлер династиялары шежiресiнде бұл екеуiнің бiр және өте қысқа уақытта ғана ел басқарғаны көрсетілген. Ол уақыт 1201-1204 ж.ж. аралығымен шектеледi. Оның iшiнде 1201-1202 жылдарда Таян-хан елдi Бұйрық-ханмен бiрлесе отырып басқарған. Одан соң 1204 жылға дейiн жалғыз өзi болып басқарған. Найман мен керей қазiр де қазақтың Орта жүзi құрамында қатар өмір сүрiп жатыр. Олардың елдерi бiр замандағыдай бүгінде де iргелес. Тек бұрынғы «кереиттің» орында қазiр «керей» деген атау сақталып қалған. Ал тұп-тура «кереит» деген атау болса, ол Батыс Қазақстандағы алшын елi жетiру тайпасы құрамынан табылады. Ал қазiргi таңда негiзiнен Қазақстанның шығысымен байланыстырылатын «найман» мен «керей» атаулары сол Алтай өңірiнен батыс жақ тұста мыңдаған шақырым қашықтықта жатқан Қырым түбегiнде де тап-таза дерлiк күйiнде кездеседi. Мысалы: «найман-каракчора» мен «бешаран-керей». Бұл екеуi ол жақта этноним ретiнде ғана емес, ойконим (елдi мекен аты) ретiнде де танылған (В.Бушаков «Тюркская этноойконимия Крыма»). Ресейде «адай» халық, ал Қазақстанда – ру ғана Ал «адай» атауы Қазақстанда да, қазақпен бұрындары тығыз араласқан халықтар елдерi мен жерлерiнде де алшынның адай руымен тiкелей байланысты емес күйiнде кездеспейдi. Бiр қызығы «адай» атауы Ресей Федерациясында ресми түрде тiркелген ұлттар мен тiлдер тiзiмiнде бар («Алфавитные перечни национальностей и языков для кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года». Утверждены Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171). Бұған таңданбасқа амал жоқ. Одан да бетер таңданатын нәрсе мынау. Бiз «адай» атауына тiкелей тура келетiн мынадай бiр таң қаларлықтай 2 этноним және 1 топоним таптық. Қазаққа жақын ел-жұрт iшiнен табылмайтын «адай» ру-тайпа атауы ғаламат Еуразия құрлығының Шығыс Сiбiрi мен Қиыр Солтүстiгiнен және АҚШ-тың Луизиана штатынан табылды. Алдымен Ресейде бiз күтпеген жерден табылған адайларға келейiк. Якут-бурят адайлары қайдан шыққан? Қиыр Солтүстiк адайлары – якут-саха халқының «одай» руы. Оны «уодай» деп те атайды екен. Шынын айтқанда, бұл Якутиядағы қазақы атауға туралас келетiн жалғыз ғана ру аты емес. Якуттардың өз «арғыңдары» да бар. Олар «аргин» деп аталады. Бұл – Қиыр Шығыс пен Қиыр Солтүстiктен (Якутия Чукоткамен көршiлес, ал Чукотка Шығыс жартышарының ең алыс шегi ретiнде Батыс жартышардағы АҚШ-тың Аляска штатымен көршiлес орналасқан). Бұрынғы Ресей империясы мен кейiнгi КСРО-ның оңтүстiк-батыс шетiнде орналасқан Қырым түбегiне дейiн жайылған бiрден-бiр ру-тайпа атауы болар. Ендi Якутия одайларына оралайық. Якут-сахалардың өздерiнің айтуына қарағанда, олар тегiн қазақ адайларынан емес, бурят-моңғол адайларынан тарататын болса керек. Ал аталмыш бурят-моңғолдардың бұндай атқа қалай ие болғанын түсіндiру оңайырақ. Бұл этимологиялық негiздің қазақтың адайларына да қатысы бар болуы мүмкін. Бiрақ осы мәселеге бiз тап қазiр емес, кейiнiрек тоқталамыз. Бурят-моңғол адайлары «Қиыр Шығыс адайлары» деп атауға лайық. Бұл ру қазiргi бурят халқын құрайтын 5 үлкен тайпаның бiрi болып табылатын хонгодорлардың (қалған төртеуi – селенгiлiктер, булагаттар, эхириттер және хорилер) құрамына кiредi. Олардың қазiргi Байкал аймағына келiп қоныс тебуiнің тарихы мынадай: «Хонгодоры переселились в Предбайкалье в 1688 году, во время Ойрат - Халхасской войны, когда приближенный халхасского Сайн-хана вождь хонгодоров Бахак Ирбанов, замешанный в конфликте между Сайн-ханом и ойратским Галдан - Бошокту ханом, ушел со своими людьми и дядей-сановником Адаем из рода Бадархан в Предбайкалье, в район Тунки и Закамны» (Евгений Хамаганов «Бурятские племена», Буряад арадай). Буряттың адай руы осы хонгодор тайпасына кiредi. Бұрын бұл тайпаның тегi түгелдей моңғол халқына қатысты деп есептелетiн. Яғни ол бiр кезде моңғолдардан бөлінiп келiп, бурят халқына қосылған тайпа есептелетiн. Кейiн бұл көзқарас өзгердi. Ендi хонгодорлардың құрамында тегiн моңғолдардан тарататын да, буряттардың өздерiнен тарататын да рулар бар деп есептелетiн болды. Бурятиядағы адай руы сол моңғолдардан келiп, хонгодорлардың құрамына қосылған рулардың бiрi саналады. Бурят адайлары өз тегiн хонгодорлардың жоғарыда аталған көсемі Бахактың нағашысы Адай атты адамнан таратады. Оларды буряттар «Бадархан адайлары» деп те атайды. Бiр кезде хонгодорлар алыс солтүстiк жаққа қарай Лена өзенiнің бойымен жорық жасап барған. Онда якут-сахалардың жерлерi орналасқаны белгiлi. Якутияда «одай» («уодай») атауы этноним ретiнде содан қалған болуы да ғажап емес. Жалпы Сiбiр мен Қиыр Шығыстағы «адай» этнонимiн моңғол тiлiне қатысты деуге болады. Бұл - моңғол атауы. Және жай атау емес, адам аты. Ал адам атының генетикалық атауға не этнонимге айналуы түркi-моңғол дәстүрi үшiн қалыпты құбылыс болып табылады. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 1 час назад, Zake сказал: Вы считаете что этот Адай хан имеет отношение к каз. адаям? Думаю что да. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 On 5/16/2019 at 2:19 AM, Turkmen Aday said: https://books.google.kz/books?id=FqDuDQAAQBAJ&pg=PA158&lpg=PA158&dq=Адай+история&source=bl&ots=zF7XZOvush&sig=ACfU3U1M_92sxBmyI4dAFiQ1Mqn0oNWaIw&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiFlurmi57iAhWHmIsKHamKDrw4ZBDoATADegQIBRAB#v=onepage&q&f=false В Тюркской мифологии род Адай это Царские Скифы? Какие царские скифы! Адай это бывшие лесные урянхайцы- оленоводы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 6 минут назад, Turkmen Aday сказал: Думаю что да. Основания? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 3 часа назад, Steppe Man сказал: Какие царские скифы! Адай это бывшие лесные урянхайцы- оленоводы. Хорошо, приведите ссылку на свои слова. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 3 часа назад, Zake сказал: Основания? В легендах Адайского рода есть много преданий, о том что Адайский род 5 раз уходил из своих земель перекачевывая в разные части Евразийского материка. На территорию Монголии как мне кажется мои предки перекочевали в их 3тий раз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 3 часа назад, Zake сказал: Основания? СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Документы Реклама: МОНГОЛЬСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ДАЯН-ХАНЕ Раздел 1. Предшественники Даян-хана на монгольском престоле (конец XIV - середина XV в.) (Следует иметь в виду, что правители Монголии от Чингисхана до конца XVII в. носили титул хагана. В современной исторической литературе, однако, все они именуются ханами) [О ханах Монголии, правивших страной после падения династии Юаней в Китае] Биликту-хаган, сын Тогон-Тэмура 1, в год белой собаки (1370) в городе Инчан 2 воссел на великий ханский престол. Спустя девять лет он скончался (1378). В тот же год на престол вступил Усхал-хаган 3. Спустя одиннадцать лет в год дракона (1388) он скончался. В тот же год на великий престол взошел Энгхэ-Дзорикту-хаган 4. Спустя четыре года, в год овцы (1391), он скончался. В тот же год овцы на великий престол взошел Элбэг-Нигулэсэгчи-хаган 5[3, с. 53]. (Этот отрывок в несколько иной редакции приведен у Г. Гомбоева (10, с. 156] и Лубсан-Данзана [11, с. 257].) [Вступление на престол Элбэг-хана. Убийство Харагуцуга] Сын Ахмуда 6, Энх-Дзоригту-хунтайджи 7, воссел на престол в год желтоватой змеи (1389) и скончался в возрасте двадцати одного года в год желтоватой овцы (1391). Он не имел потомства. Чиновники и другие благородные лица договорились возвести на ханский престол его младшего брата Элбэг-Нигулэсэгчи. В начале года черной обезьяны (1392) хаган стал правителем всего монгольского народа, и наступили годы благоденствия 8. Однажды на облавной охоте хаган увидел пролившуюся на снег кровь убитого зайца и воскликнул: [49] «Есть ли где женщина подобной красоты, с такими румяными щеками и алыми устами? Желал бы я посмотреть на нее!» На это ойратский чиновник Худхай-Тайю ответил: «Такой красоты женщина есть. Это жена твоего младшего брата Харагуцуг-Дэгурэнг-тайджи 9Улдзэйту-гоа-бигэчи» 10. «Немедленно желаю на нее взглянуть! - сказал хаган. - Раз ты, Тайю, знаешь, то ты мне ее и доставь!». Тайю отправился [к бигэчи] и сказал: «Хаган желает тебя видеть!» Как только он это вымолвил, бигэчи сильно разгневалась и сказала: «Небо и земля несовместимы. Верховному владыке свою невестку видеть не положено. Мой муж младший брат хагана, поэтому его поступок презренный. Убирайся вон!».. Тогда хаган приказал убить своего младшего брата Харагуцуг-Дэгурэнг-хунтайджи, а его жену Улдзэйту-гоа-бигэчи взял и сделал ханшей [2, с. 641]. (Тексты сходные по содержанию, но не идентичные, приведены у Лубсан-Данзана [11, с. 257], в «Арутан топучи» [3, с. 54-55] и других источниках.) [Сведения об Элбэг-хане и некоторых ханах, правивших после него] Второй сын Элбэг-хагана Улдзэйту-Тэмур правил восемь лет (1403-1410) 11. После него на престоле четыре года сидел третий сын Улдзэйту-Тэмура Дэлбэг-хаган (1411-1415) 12. Так как у Дэлбэг-хагана потомства не было, то престол захватил ойратский Адай-хаган 13. В то время у Харагуцуга, тоже потомка Улдзэйту, родился сын Аджа-тайджи 14. Он женился, и у него родились двое сыновей - Мандугул 15 и Дайсун 16 [1,. л. 26]. [Что повлекла за собой женитьба Элбэг-хана на жене брата - Улдзэйту-гоа]: В то время Элбэг-хаган 17, организовав убийство младшего брата Тууранг тэмура 18, [женился] на своей невестке Улдзэйту и отдал свою дочь [замуж] за Батулу 19. По этому поводу состоялись большие пиршества. Огчи Хашага 20 не был в состоянии стерпеть все это. Позже Улдзэйту родила сына. Назвали его Аджаем 21. Аджай женился. У него родились два сына, именуемые Дайсун и Агбарджин 22. Элбэг имел трех сыновей - Гун-Тэмура, Эл Тэмура и Дэлбэя 23, которые один за [50] другим становились хаганами и царствовали в течение шестнадцати лет. Они умерли бездетными. Так прекратилось потомство этих хаганов. Поэтому хаганом был сделан Адай-тайджи 24 [9, с. 154]. [Как Улдзэйту-гоа отомстила за смерть мужа] В честь Тайю хаган устроил большой пир. В это время бигэчи находилась в другой юрте. Она послала человека к Худхай-Тайю-тайджи и просила передать ему, что просит прийти во дворец. Когда он пришел, то бигэчи напоила его до бесчувствия вином и сказала: «Скверное тело мое ты сделал благородным. Меня из бигэчи ты сделал хувангди» 25. Когда он окончательно захмелел, бигэчи уложила его на постель, а сама растрепала волосы, расцарапала свое лицо и послала за хаганом. Тем временем Худхай-Тайю пришел в себя и хотел убежать, но вошел хаган. Началась перестрелка. Хаган был ранен в мизинец. Разгневавшись, хаган приказал убить Худхай-Тайю. Сунитский Ясун-Тайбу снял со спины Худхай-Тайю лоскут кожи и отдал его бигэчи. Смешивая кровь с жиром, она слизывала и приговаривала: «Из-за меня ты, хаган, убил своего брата, я же отомстила за своего мужа, хотя я только слабая женщина, но для меня и этого достаточно». Хаган понял свою ошибку, но не стал наказывать бигэчи ([2, с. 642- 664]. (Сходные данные см. [12, с. 142-143; 5, с. 85; 11, с. 257-258; 10, с. 157]). [Как Элбэг-хан наградил старшего сына Худхай-Тайю] После этого старшему сыну Тайю, Батуле, хаган [Элбэг] отдал в жены принцессу Самур, сделал его чингсангом 26 и отдал в управление ойратов [2, с. 641]. [Как сыновья Худхай-Тайю отомстили Элбэг-хану за убийство их отца] В год красноватого быка (1387) Батула-чингсанг 27вместе со своим младшим братом Угэчи-хашигом 28сражались с хаганом, желая отомстить за убийство их отца. Хаган был побежден, а бигэчи 29 взята в плен [2, с. 642]. [51] [Как оценили монгольские историки деяния Элбэг-хана] Я считаю, что есть на свете плохие и хорошие желания. Желание хагана было подобно яду. Медовой была одна ночь, которую хаган слизнул подобно капле меда. Об этом написано во многих других историях. Известно также, что и в правление Тан в Китае случилось подобное с восемнадцатым сыном императора Сицзуна. Все это повторилось и в Монголии. В скверном деле хагану помогал Тайю, за что и был убит. Его сын Батула в знак расплаты получил в жены ханскую дочь. Это монгольское дело стало началом междоусобиц, которые потом долго не утихали [2, с. 641-642]. С наступлением смутного времени Элбэг-хаган совершил роковую ошибку, а Марал-Джинон 30завершил гибель [монгольского] правления. В те времена народ испытал безграничное и непостижимое несчастье. Говорят: «Мир и благополучие нарушается смутами, смуты и беспорядки кончаются миром». В действительности же - каково будет поведение людей, таков будет образ их жизни [9, с. 169]. [О предшественниках Адай-хана и о вступлении его на ханский престол] После этого старший сын Ахмада 31 Гун-Тэмур взошел на престол. Его правление началось в год желтого барса (1398). В год желтоватого зайца (1399) он скончался, когда ему минуло шестнадцать лет. Правил всего два года. Поскольку у него не было детей, то на престол вступил его младший брат Эл-Тэмур. Его правление началось в год белого змея(1401). Скончался в год красноватой свиньи (1407). Правил всего восемь лет и умер тридцати лет. Так как у хагана не было наследника, то на престол взошел третий его брат - Талба. Его правление началось в год желтой мыши (1408). В год беловатого зайца он умер (1411). Всего сидел на престоле четыре года и умер, когда ему было двадцать лет. Единственным сыном Талбы был Ойрадтай 32. После-смерти отца Ойрадтай воссел на престол. Первым годом его правления был год черного дракона (1412).. Скончался в год беловатого быка (1421) в возрасте восемнадцати лет. На престоле находился десять лет. Так как у него не было сына, то престол перешел к одному из сыновей Элбэг-хагана - Адаю [2, с. 642]. [52] [Рождение Ачи-тайджи. Поход Адай-хагана на ойратов] Ребенка, Самур-гунчжи назвала Ачи-тайджи 33. Скрывая его рождение, Самур-гунчжи решила отправить его к Адай-хагану 34. В это время халхасы готовились напасть на ойратов. Адай-хаган собрал десятитысячное войско и пошел походом на ойратов. Ойраты узнали об этом и тоже собрали свои войска. Сражение произошло в местности Бор-Нохой-Зун. Монгольскими войсками командовал Аруктай-тайджи 35. Хаган приказал Аруктаю выставить передовым онгудского Джанг-джун-Цаган-Тумэна 36. Старая пословица говорит: «Молодой конь - быстроног, а старый - опытный». От монголов выступил вперед богатырь Шигустэй-батор, от ойратов вышел Гуйлинчи-батор. Оба они были хорошими друзьями. Шигустэй сказал: «Давай сразимся первыми, как самые опытные богатыри». Гуйлинчи ответил: «Тогда я буду стрелять первым, а ты панцирь не одевай!» Шигустэй ответил: «А когда я стану рубить, то ты шлем не одевай». После этого Шигустэй-батор одел двойной панцирь, а печень прикрыл железной накладкой. Он сел на рыжего коня и в руке держал меч. Ойратский Гуйлинчи-батор надел двойной шлем, сел на саврасого коня и держал в руках пику. Оба богатыря вступили в сражение. Сражались полчаса. Гуйлинчи устал и сбежал. Шигустэй его догнал. В это время Гуйлинчи выстрелил и пробил один панцирь у Шигустэя. После этого Гуйлинчи хотел снова попытаться сбежать, но это увидел горлоский Мэргэн. Он выстрелил из лука и перебил стрелой ногу у коня Гуйлинчи. Подоспевший Шигустэй-батор сказал: «У меня конь быстроног и сабля острая. Мы сражались за государство, и я должен тебя убить. То, что мы были друзьями, к настоящему делу отношения не имеет». С этими словами он прикончил Гуйлинчи. После этого великое войско во главе с Аруктаем сражалось с ойратами и победило. Батула-Хашиг 37был схвачен и убит. Его сын Богума 38 взят в плен. Спустя какое-то время Ачи-тайджи сказал хагану: «Мать Богумы когда-то спасла мне жизнь, ты освободи ее сына. Когда я был маленьким, меня, [спасая от преследователей], отец Богумы накрыл корзинкой. Поэтому меня и прозвали "Ачай"». На это Аруктай-тайши ответил: «Но я думаю, что его освобождать не следует». Хаган не согласился. Известно, что в свое время Тогон [53] был накрыт котлом, а поэтому и получил прозвище «Тогон» [2, с. 643-645]. (Эти сведения приводятся и в других источниках [9, с. 154-155; 1, л. 26, тетр. 12].) [О причине битвы монголов с ойратами и пленение Тогон-тайши] После кончины Угэчи-Хашига Аджа-тайджи взял своих двух сыновей и поехал к Адай-хагану. Адай-хаган пожаловал ему титул тайджи 39. В это время ойраты отняли у монголов часть их территории. В ответ Адай-хаган решил выступить в поход на ойратов... Шигустэй позвал своего брата [Олхой-мэргэна], и оба напали на ойратов. Шигустэй и Олхой-мэргэн вторглись с тыла в ойратский строй и все сокрушили. Ойраты очень перепугались, так что у них вылезали легкие, и стали разбегаться, схватившись руками за голову. Они побросали оружие и сдались. В этом сражении Тогон был захвачен в плен вместе с его матерью Самур-гунчжи 40 [1, л. 26, тетр. 12]. [О кончине Адай-тайджи и возвращении Тогона на родину] Когда Улхуй-мэргэн 41 захватил Тогона, сына Батулы 42, и привел его, то его мать, княжна Самур 43, прибыла с ним. Адай-хаган 44, помня мнение княжны, не убил Тогона 45. В лето белой собаки (1430) умер Аджай-тайджи. Его трех детей усыновил Адай-хаган. В то же лето собаки (1430) умер Улхуй-мэргэн. Он был бездетным, и на его место назначили трехлетнего нояна Болота, старшего сына Шиошитэя (Шигустэй. - Г. Г.). Вернулась [домой] княжна Самур, захватив с собой Тогона. В лето красной обезьяны (1416) Адай-хаган стал ханом 46. Он оказывал милости всем ойратам до двадцать третьего года [своего правления] [9, с. 155]. [Как Адай-хан согласился отпустить Тогон-тайши на родину] ...Мать Тогона сказала Адай-хагану: «Ты меня сделал супругой, зачем же ты велел отдать людям в услужение моего сына Тогона? Если не можешь убить, так лучше выгони его, прогони!» Хаган согласился с этими словами супруги и велел двум своим гонцам, Шиламучину и Саймучину, доставить Тогон-тайши в его [родную] землю [11, с. 260-261]. [54] [Смерть Адай-хана. Вступление на престол Дайсун-хана] В год синеватой змеи (1425), в средний месяц лета, Адай-хаган собрал свой монгольский народ на собрание 47. Об этом стало известно Тогону, который тогда был ханским пастухом. Когда собрание закончилось, он: спросил у одного из присутствовавших на нем пареньков: «Что же решили на собрании?» Тот ответил с насмешкой: «А собрание без тебя ничего не решило». Тогон все понял и подумал: «Это не его слова, а слова самого Неба» - и стал усердно молиться. В год желтой обезьяны (1428) 48 мать Тогона Самур-гунджи приехала и стала просить у хана позволения забрать сына. Сразу хан не разрешил, но потом все же отдал. В 10-й год правления, в год беловатой свиньи (1431), ойраты, огэлэты, тайджуты и хойты - все четыре аймака - собрались на съезд - чуулган 49. На собрании Тогона спросили: «Как дальше будет управляться государство?» Тогон ответил: «Аруктай-тайши уже стар и сам государством управлять не может. Его положение скверное. Хороших людей к управлению он не привлекает. Он предпочитает мелких людишек. Управлять государством ему помогают самые низкие люди. Он имеет хорошего коня, но пользуется им только дома. Хороших советников у него тоже нет. Поэтому государство оказалось без правителя и разбрелось как скот без пастуха». После того, что рассказал Тогон, все четыре племени ойратов решили собирать войска и пойти войной на монголов. В год синего барса (1434) 50 Тогон собрал коней и товары и направился к [Адай-]хагану. Он сказал ему: «Вы меня освободили, и за это я Вам привез подарки. Посмотрите их». Хаган согласился. Этой же ночью прибыли войска от ойратов, напали и убили хагана. Тогда ему было сорок девять лет. После этого на престол вступил старший сын Адай-хагана Дайсун-хаган 51 [2, с. 645-647]. (Сходный вариант приводится у Лубсан-Данзана [11, с. 260-261].) [Удивительная кончина Тогона] Тогон 52: Матери у меня не было, Отца у меня не было, Пропитание дал мне Адай-хаган 53. [55] На ханском престоле Адай-хаган сидел четырнадцать лет и скончался в год коня (1438). После него в [тот же] год коня на престол вступил Дайсун-хаган. Затем, отняв державу у монголов, Тогон-тайши, став ханом, отправился на поклонение Восьми белым юртам. Выпив водки, он стал хвалиться: Ты, священный Богдо 54, ведаешь, [что] Я единственный потомок сутай-хатун 55. Только он эти слова произнес, как в колчане Эдзэна что-то зашуршало, а у Тогона-тайши из носа и рта полилась кровь. Все тотчас увидели, [что] с конца стрелы в колчане капала кровь. Тогон воскликнул: Отец святой, отец мой, ты же знаешь, Что я сын нашей святой (прародительницы). И вот я, ее единственный потомок, умираю. Завещаю: убейте монгольского Мункэ 56. С этими словами он умер [4, с. 53-54]. [Как Тогон-тайши ездил на поклонение Восьми белым юртам Чингисхана] Жаждая вступить на престол, Тогон-тайши отправился к Восьми белым юртам на поклонение. Он много выпил арьхи и стал хвалиться: «Чингис - ты сын [божества] Богдо, а я сын женщины сутай-хатун!» Сев на коня, он стал объезжать юрты и так громко кричать, что у него на губах вдруг выступила кровь. Не сходя с коня, он, падая, сказал: «Могучий Богдо, ты явил свою силу. Я, сын сутай-хатун, умираю». С этими словами он скончался [2, с. 654]. (Об этом факте сообщают не все монгольские источники. Сходный текст приведен в [11, с. 269] и в [10, с. 170].) [Заговор Дайсуна и Агбарджина. Убийство Адай-хагана] Дайсун и Агбарджин 57, спеша захватить престол, подстрекали Саймуджина 58 на убийство Адай-хана. После [Адай-хана] Дайсун стал хаганом, Агбарджин - джиноном, Тогон - тайджи. Вскоре Тогон умер, и тогда Эсэн стал тайджи. Шиошитэй-батур 59, отправившись [в поход], взял в плен Саймуджина и казнил его, разрезав на куски. Разгневанный до крайности и печальный, размахивая кулаками и топая ногами, он сказал [в адрес] хаганцев и джиночов 60 много грубых слов. [56] Затем Шиошитэй-батур ушел в слезах и [вскоре] откочевал в Дзагун-гадзар 61 [9, с. 155]. [Сговор Эсэна с Агбарджин-джинонгом и возведение джинонга в хаганы] В лето черной обезьяны (1452) Агбарджин и Эсэге сговорились и, убив Дайсуна и объявив, что он умер, провозгласили его младшего брата Агбарджина хаганом, говоря, что он насмехался над Агбарджином, назвав его джиноном маралом. Вообще есть общая молва, что Шиошитэй был умерщвлен в то смутное время. Тем не менее в «Эрдэнийн тобчийа» об этом не говорится 62. Поэтому надо полагать, что в это лето обезьяны (1452) Шиошитэй-багатур умер, достигнув пятидесятичетырехлетнего возраста. Харгучаг 63, сын Агбарджина,. узнав о смерти Шиошитэя, бежал к Тангмукам 64, на там был убит [9, с. 156]. [О жизни Харагуцага в Токмоке и его гибель] Когда Харагуцаг прибыл в Токмок, то поселился в пограничном кочевье у Мункэ-баяна 65. Тогда Харагуцаг уже был женат на дочери Эсэна по имени Цэцэг. Жалея Харагуцага (его сопровождающий. - Г. Г.), Нагачу говорил ему: «Живи тихо, никому не называй свое настоящее благородное имя. Я поеду и привезу твою жену». Спустя какое-то время младший брат Мункэ-баяна Ванши-Мункэ все-таки узнал о благородном происхождении Харагуцага... Когда Эсэн узнал о нахождении Харагуцага в Токмоке, то тотчас же направил туда свои войска. С ними был отправлен и Нагачу. Когда они туда прибыли, то оказалось, что Ванши-Мункэ уже убил Харагуцага-тайджи. В отместку ойраты убили Ванши-Мункэ и его брата Мункэ-Баяна. Эсэну отдали захваченное у них имущество и скот. Войска вернулись в свои кочевья [2, с. 651-652]. (Сходный по содержанию текст в (11, с. 266; 10, с. 167].) [О походе Дайсун-хана и Агбарджин-джинонга на ойратов. Наказание Алтай-хатун за измену] Дайсун-хаган и его брат Нагбарджин-джинонг собрали войско и пошли походом на ойратов. Они победили. Тогда Дайсун-хаган собрал все свои войска и [57] сказал: «Больше сражений не будет». После этого Дайсун-хаган направился на Керулен к. горлоскому Цэбдэну, дочь которого Алтай-хатун была его женой. До того как она вышла замуж за Дайсун-хагана, она любила Халцагая и после замужества продолжала с ним встречаться. Узнав об этом, Дайсун-хаган приказал надрезать ей нос и уши и отправил обратно к Цэбдэну. Цэбдэн был очень этим недоволен и задумал отомстить Дайсун-хагану [4, с. 54]. [О правлении Дайсун-хана и о том, как Дайсун-хана поссорили с его братом Агбарджин-джинонгом] Первый год правления Дайсун-хагана начался в год синеватого зайца (1435) 66. Приняв правление над всеми монголами, хаган стал готовиться к походу на ойратов. В год желтого дракона (1448), в последний месяц весны, хаган приказал выступить в поход, чтобы отомстить ойратам за пролитую ими кровь. [Дайсун-] хаган вместе со своим братом Чин-ваном Намбарчи собрал десять тумэнов войск и направился в местность Мингани-Хара 67. Там они встретили прибывшее туда войско ойратов и вступили в сражение. Монголы победили. Тогон-тайши, Абдар-сэцэн, Алаг-Тэмур и Хатан-Тэмур 68 испугались силы ханского войска и направили послов просить мира у хагана. Когда послы прибыли, то аоханьский Садагчин-сэцэн 69 сказал: «Мы должны убить этих четырех прибывших. Убив их, мы сразу устраним четырех предводителей ойратских аймаков». После этого сын Чин-вана Харагуцаг-тайджи добавил: «Садагчин сказал правильно. Это самые главные наши враги, и их нужно прикончить». Хан, однако, не согласился с этими словами и отпустил послов. После этого алагчигудский Унэгэ-Цаган 70 говорил хагану и Чин-вану Намбарчи, что сделанное хаганом впоследствии принесет ему большой вред. Говорят, что ойратский Абдар-сэцэн сказал одному из своих друзей, что Намбарчи - дурак, а его сын Харагуцаг - умный. И еще, что Чин-вана нужно обмануть, но так, чтобы он об этом не догадался. Этой же ночью Абдар-сэцэн сказал Чин-вану: «Хаган - твой старший брат - считает тебя дураком, а нам, его врагам, верит. Он тебя непременно прикончит. Давай мы возведем в хаганы тебя». Чин-ван согласился. При этом он еще пообещал соединить [58] свои силы с ойратами. Об этом узнал Харагуцаг и сказал: «Нельзя верить врагам. Не разжигайте вражды между собой. Не вредите своим родственникам, а помогайте им. Так-то будет лучше. У нас сейчас голова стала хвостом, а этого не должно быть». Так как Намбарчи умом не обладал, то ничего не понял и не согласился со словами сына. Он собрал свой тумэн ордосцев и тумэн йонгшиебусцев и перешел на сторону ойратов. Он сражался против хагана, и Дайсун-хаган в этом сражении потерпел поражение. С небольшим отрядом он бежал на Керулен [2, с. 647-648]. (Сходный по содержанию текст см. [11, с. 262; 12, с. 144-145].) [Как ойраты обманули Агбарджин-джинонга] Ойратский тайши 71 [решил] обмануть Агбарджин-джинонга. Он сказал [ему] так: «Тебя сделаем ханом вместо Дайсуна, а титул джинонга я возьму себе». Агбарджин-джинонг согласился и быстро откочевал в Урхай, где [монголы и ойраты] договорились устроить пир. Всем было приказано прибыть в церемониальных одеждах. Все, кто приехал на этот [пир], были убиты. Один только сын Агбарджин-джинонга Харагуцаг-мэргэн опоздал на этот пир. Узнав, что произошло, он убежал и спрятался в скалах. О том, что Харагуцаг остался жив, узнал Дайсун-хан. Испугавшись, он сбежал к родителям своей бывшей жены, и там его прикончили. Харагуцаг-мэргэн вместе с Нагачу добрались до Токмока. В это время его жена прибыла в кочевье (к своему отцу) и там родила ребенка [5, с. 86]. [О последствиях ссоры Дайсун-хагана с Агбарджин-джинонгом. Предательское убийство ойратами представителей высшей монгольской знати] После сражения с монголами ойратские тайши собрались на совет и решили, что Намбарчи неподходящий для них правитель и помощи от него ждать нечего... Чтобы заманить его к себе, они решили послать ему обманное известие, что предлагают стать хаганом. Намбарчи, получив это известие от ойратов, прибыл [на условленное место сбора] во главе тридцати трех оттогонов, сорока четырех орволготонов и шестидесяти одного хиуртона 72. Все они были убиты, и только Харагуцаг-тайджи удалось скрыться... Той ночью [слуга], [59]сопровождавший Харагуцага, украл кобылу и жеребца из табуна Эсэна, и на этих лошадях они (Харагуцаг и слуга. - Г. Г.) бежал в Токмок. Там был хаганом потомок Джочи 73, старшего сына Чингис-хагана [2, с. 649- 650]. Спустя [некоторое] время ойратский Эсэн начал переговоры с Агбарджин-джинонгом. Он говорил ему: «Не забыл ли ты свое родство? Может быть, я в этом повинен?» Тогда же Агбарджин-джинонгу сказали, что его возведут в хаганы, и поэтому стали готовиться к пиру. На самом же деле в одной из больших юрт, где должен был происходить пир, вырыли яму и покрыли ее войлоком. Когда гостей пригласили, то им сказали, что выходить они должны в другую дверь. Знатные гости из сорока четырех отоков 74 во главе с Агбарджин-джинонгом были зарезаны. В это время сын Агбарджин-джинонга спал, а когда проснулся, то послал своего дружинника Нагачу посмотреть и послушать, о чем говорят гости, что делают на пиру большие и малые господа. Нагачу пошел, но ничего не увидел, кроме того, что из-под стены юрты текла кровь. Об этом он рассказал Харагуцаг-тайджи. Тот сказал: «Буду пока так лежать!» Нагачу согласился. Вдруг они увидели, что к ним приближаются ойраты, одетые в двойные доспехи. Одного из них застрелил Нагачу. В этой перестрелке Нагачу был ранен, но ему и его спутнику удалось бежать в Токмок [4, с. 55-56]. (Варианты см. [10, с. 165; 11, с. 265].) [Об итогах правления Дайсун-хана и его ошибках] Дайсун-хаган просидел на престоле четырнадцать лет и был убит чиновником Цэбдэна Ахаболодом. Мэнду-орлэк-ноён 75, мстя за убийство [Дайсун-хана], собрал войска и сражался с Цэбдэном. Цэбдэн был убит. Я считаю, что поход на ойратов был задуман и совершен Дайсун-хаганом правильно, но то, что хаган не согласился с правильными советами Садагчина 76и Харагуцага 77, было первой его ошибкой. Второй ошибкой [хагана] было то, что он дал соединиться ойратам. [В свою очередь], Намбарчи-джинонг поверил своим врагам [ойратам], позабыв о том, что они убили его отца [Аджай-тайджи], и, по глупости, отказал в помощи своему хагану. Так как [Дайсун-] хаган неумело правил своим государством, произошла еще одна ошибка. Харагуцаг хотя и был мудрым и предусмотрительным [60] человеком, но не смог воспрепятствовать тому, что произошло с его отцом [2, с. 649]. [Что произошло в Монголии после смерти Дайсун-хана] После того как сын Тогона Эсэн-тайши сел ханом истал правителем монголов и ойратов, он, дойдя до местности Усун, покорил три тумэна дзурчидов. Затем выступил в поход на Китай и захватил Чжин-Дэ-хагана 78. Потом [этому человеку] было дано монгольское имя: Мухур-Шигус. Ему была дана в жены дочь [простолюдина] Му-Дзаягату, который был рабом у йонгшиебуского Эдзэн-Химэя. О том, что Чжин-Дэ-хаган был захвачен, Эсэн не велел рассказывать, однако йонгшиебуский Сурсун не удержался и рассказал об этом своей: матери. Когда Эсэн узнал [это], то он убил Сурсуна [2, с. 655]. Когда [войска Эсэн-хана], покорив дзурчидов, возвращались, ([они] встретили войска китайского Чжингдай-хагана, который выступил в поход на монголов... Произошло сражение. Из китайцев в живых остался один человек. Когда у него спросили, кто он, тот ответил, что он министр Тайминг-хагана... [3, с. 73-74]. [Как хорчинские ноёны взяли в плен китайского императора] Эсэн-тайджи и хорчинские ноёны во главе с Шигустэй-батором взяли в плен китайского императора Чжин-Тунга. Его доставили в Монголию. Там он женился. Возможно, у него были потомки, и если это так, то ими являются сыновья Тиби-табунанга асудского [6, с. 27]. (Об этом в другой редакции см. у Г. Гомбоева ПО, с. 171; 11, с. 269-270].) [О китайском посольстве к Эсэн-хану] В год черной обезьяны (1452) из минского Китая от императора Чжин-Тунга прибыл посол и привез богатые подарки: золото, серебро, шелка и много других товаров. По этому поводу хаган [Эсэн] устроил совет, на который были приглашены чиновники. Кэмджиутский Тандар-Тайбу тогда сказал: «От этого правителя нам добра ждать нечего. С этим государством нам рано или поздно придется воевать, и мы должны заблаговременно готовить свои войска, чтобы проникнуть туда [61] несколькими путями. Его правителя мы должны захватить в плен». На это (Эсэн. - Г. Г.) хаган сказал так: «А что об этом думает Моулихай-ван?». Моулихай-ван почтительно ответил: «Мнение Тандара, что сражение неизбежно, неправильное. Нам прежде всего следует проверить свои силы. Мне приснился сон, что от ойратов нам вреда не будет. Необходимо использовать имеющуюся передышку. Если же мы поднимем войска сейчас, то это может закончиться плохо для нас же. Поэтому дары, присланные китайским правителем, мы должны принять. Если обоим народам удастся договориться, то это уже хорошо». Эти слова хаган одобрил; подарки принял и повелел послам отправить приглашение на пир. В ответ китайскому правителю были отправлены в дар лошади, верблюды и другие подарки. Было отправлено посольство [2, с. 659]. [Разногласия в лагере Эсэн-хана и их последствия] Ойратский Алаг-Тэмур-чингсанг, правитель правого крыла, и Хатан-Тэмур-чингсанг, правитель левого крыла, сказали Эсэну: «Так как ты теперь стал хаганом, то титул тайши-чула 79 отдай нам». Об этом узнали Абатай-сэцэн и чжуркинский Хатагу. Они обиделись и решили начать войну с Эсэном. Про все это услышал один человек и рассказал сыну Сурсуна Богуну. Он сказал: «То, что делают эти люди, равно тому злу, которое уже сделал Элбэг» 80. Богун ответил: «И то, и это одинаковое зло». Мать Богуна, подслушав разговор, сказала: «У батюшки Тогона была два сына - Эсэн и Харцагай-Хара. То, что сказал мой сын, правильно. Воевать не следует, иначе может быть причинено еще новое зло». О том, что говорили, узнали младшие и старшие братья Богуна, которые позади юрты седлали коней. Богун, довольный разговором, поехал домой. По дороге его настигли и убили. Так было совершено первое зло в отмщение за прежнее. В этот год у ойратов и огэлэтов случилась беда - был большой дзуд 81 [2, с. 655-656]. (Об этом рассказывается также в [11, с. 270; 10, с. 172].) [Как погиб Эсэн-хаган] ...Затем ойратские правители правого крыла Алаг-Тэмур-чингсанг и левого крыла Хатан-Тэмур 82сказали Эсэну: «С помощью Алаг-Тэмура и [62] Хатан-Тэмур-багатура, благодаря мудрости Абдар-сэцэна 83ты завладел державой монголов и ойратов. Всего этого ты достиг не собственными усилиями, а чужим трудом». После этого те двое собрали свои войска и напали на Эсэн-тайши, но ему удалось спастись бегством. Жен, детей, скот - все у него забрали. После этого, скитаясь в одиночестве, Эсэн-тайши зашел в один дом попросить еды. В то время как он пил айрак в юрте Сурсуна 84, который дала ему его жена, она узнала Эсэна и сказала: «Кажется, этот человек очень походит на Эсэна, который убил Сурсуна». То, что сказала женщина, услышал ее сын... Эсэна опознали и другие. Сурсунов сын прикончил Эсэна 85 [3, с. 75-76]. (Об этом сообщается в [10, с. 172- 173; 11, с. 270].) [Что произошло в Монголии после смерти Эсэна. Поход Самор-дайху на ойратов; вступление на престол Мэргус-хана] ...Услышав о смерти Эсэна, младшая супруга Дайсун-хагана Самур-дайху посадила своего семилетнего сына по имени Мэргус 86 в повозку, сама повесила меч и отправилась в поход. Напавши на дурбэн-ойратов в Хонгуй-Дзабагане, взяла большую добычу и вернулась обратно. Мэргуса посадила на ханский престол, назвала его Ухэгэту-хаганом. Когда ему было восемь лет, его умертвил Догулан-тайджи, потомок тумэтского Хачигуна [12, с. 146]. ...От младшей жены Самур-хатун Дайсун-хаган получил известие, что его хотят убить Цэбдэн и Ихэ-Молон-тайджи. Тогда Самур-хатун быстро собрала войска, напала на дурбэн-ойратов и разбила их. Таким образом у них была отнята власть. На престол вступил сын Самур-хатун Махагургэс. Это произошло в местности Ихэ-Дэбчинг. Первый год правления Махагургэс-хагана - год желтоватой змеи (1449) 87. В середине осени хаган скончался. На престоле он был только один год [2, с. 656]. [О сыновьях Дайсун-хагана. Вступление на престол Молон-хана] У Дайсун-хагана было два сына. Один из них был Молон 88, который был внуком Цэбдэна. Дайсун-хаган сидел на престоле 15 лет. После него престол перешел к Маха-Гэргэс-хагану, который умер в год курицы (1453) 89. Он наследников не имел. [63] Сына Дайсун-хагана и внука Цэбдэна, Молона, поручено было хи-кэмджиутскому Дагадури-Тайбу и горлоскому Мулатаю доставить на границу государства к Мухулихай-онгу 90, который был потомком Букэ-Бэльгэтэя. Они его доставили. Когда Молон-хагану исполнилось семь лет, его возвели на ханский престол. Спустя какое-то время ордоские Хада и Буха, подстрекая Молон-хагана на плохое, говорили ему так: «Мухулихай-онг думает о тебе плохо. Об этом он сказал своей ханше Сомади. Чтобы предотвратить несчастье, вы должны первым выступить на него в поход». Когда Мухулихай-онгу об этом рассказали, то он сначала не поверил, а поверил тогда, когда увидел приближавшиеся войска Молон-хагана. Он поспешно собрал свои войска, принес жертву Небу и произнес: Вверяю тебе мою судьбу! Эдзэн-Суту, я искренне любил твоего потомка, Он же задумал сделать мне плохо, [и] Мы расстались! Сражение с Молон-хаганом произошло в год собаки (1454). Он был побежден и убит 91 [4, с. 54-55]. [Как был возведен на престол Молон-хан] Молон-тайджи 92, внука Цэбдэна, кэмужиутский Татар-Дайбу и горлоский Моолодай доставили к Махулихай-вану. Тогда онгнигудские сайды сказали Махулихай-вану: «Ты теперь держи власть и правь великим народом, стань хаганом». Тот рассердился и ответил: «Пока есть потомок Богдо 93, я не могу стать хаганом. Если я стану хаганом, то как же мои дети, подойдет ли это им?» Моолодай был очень обижен и ушел. ...В середине февраля в год белого коня (1451) Молон-хаган был возведен на престол и стал править монголами и ойратами 94. Народ в его правление благоденствовал [2, с. 657]. [Как были убиты Молон-хаган и Махулихай-онг] После этого к [Молон-] хагану приехали ордоские Мункэ и Хатан-Буха 95 и еще один чиновник и сказали: «Махулихай-ван задумал против тебя плохое». Хаган сначала этому не поверил, но потом в год желтоватого зайца (1459) 96, в последний летний месяц, он собрал все свои силы и начал войну с Махулихай-ваном. [64] Когда Махулихай-ван об этом узнал, он зажег жертвенную лампаду и стал молиться: «Отец мой небесный Суту-Богдо 97, я помогал твоему потомку, но мне не поверили». Во время сражения хаган был захвачен и убит. На престоле он сидел десять лет. Тогда ему было семнадцать лет. После этого Мункэ и Хатан-Буха убили Махулихая 98 [2, с. 658-659]. [О рождении Мандугул-хана и вступлении его на престол. Сведения о женах] Дайсун-хаган и Акбарджин-джинонг вместе с Ойрадом и Цэбдэном управляли государством. Тогда у старшей жены [Аджа-тайджи] в местности Йсун-Дзун родился сын, которого нарекли Мандугули 99. Впоследствии этот Мандугули в Хашага-Дзун в год овцы (1463) был возведен на великий престол. Мандугули-хаган имел двух жен. Одна из них - Мандухай. Вторая Иунгэн, прозванная Длинноносой. Мандухай-хатун была дочерью владельца тумэдского и онгудского нутуков Чоросбай-Тэмур-чингсанга. Длинноносая Йунгэн была дочерью ойратского Бэгэрсэна-тайши. Мандугули-хаган скончался в год свиньи (1467) [3, с. 79]. ...У ойратского Адай-хагана родился сын Мандугул-тайджи. В середине осени он стал хаганом. Хаган был женат на Сайн-Мандухай - дочери владетеля тумэдского и онгудского нутуков Чоросбай-Тэмур-чингсанга. Младший брат Шигустэй-батор-вана, Ноёнболод-ван, узнал, что Молон-хагана убили. Он собрал свои войска и вступил в сражение с Махулихаем. Захватил его и убил [2, с. 659]. [О Мандугул-тайджи и его бегстве в Джунгарию] Тринадцатилетний Мандул-тайджи, родившийся от монгольской жены Аджа-тайджи, также порвал связь с ойратами и укочевал в Джунгарию[9, с. 155-156]. [Смерть Мандугул-хана] Мандугули сидел на престоле четыре года и умер в год водяной овцы (1463). Потомков не имел [6, с. 27, л. 38]. (пер. Г. С. Гороховой) Текст воспроизведен по изданию: Монгольские источники о Даян-хане. М. Наука. 1986 © текст - Горохова Г. С. 1986 © сетевая версия - Тhietmar. 2011 © OCR - Иванов А. 2011 © дизайн - Войтехович А. 2001 © Наука. 1986 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 17 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2019 4 часа назад, Steppe Man сказал: Какие царские скифы! Адай это бывшие лесные урянхайцы- оленоводы. Мне если честно уже надоели бездоказательные выбросы, наших Ойратских собратушек, на подобии этого. В отличии от вас я могу с прямыми докозательствами понарассказывать про ваше племя такое, Потом просто обидитесь. Я этого не делаю потому что мне не безразличны чувства посторонних людей. Поэтому прошу вас тщательно выбирать каждое слово, дорогие потомки Нирунов которые почему-то стали Монголами!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 мая, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 18 мая, 2019 Адай-хан ничего общего с казахскими адаями не имеет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 18 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 18 мая, 2019 17.05.2019 в 15:14, Rust сказал: В этом видео казахский язык не упоминается, речь идет о кыпчакском или половецком языке. Ув. Руст. Думаю, что эти кыпчаки(половцы) имели прямое отношение к кыргызам. У русских даже мода была на кыргызский калпак вплоть до середины 17 века. У них кыргызы остались в исторической памяти, поэтому и казахов они называли киргиз-казаками. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться