Turkmen Aday Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 7 часов назад Turkmen Aday написал: Все потомки алчи-татар 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 В 05.03.2018 в 15:16 Turkmen Aday написал: и еще, если мои предки в древности перешли Берингов пролив, ваши тоже возможно это сделали. поищите своих родичей среди Американских Индейцев, мне кажется ваши поиски увенчаются успехом. насчет Х скажу, когда Кенегесы осознали себя как племя, тогда Огуз хан еще не появился. Ваши Огузы-Кенегес ,тёзки нирун- монголам Гэнигес ? возможно они переняли этот этноним в монгольское время ? Как и многие другие ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 1 минуту назад mechenosec написал: Ваши Огузы-Кенегес ,тёзки нирун- монголам Гэнигес ? возможно они переняли этот этноним в монгольское время ? Как и многие другие ? не брат, они имеют этот этноним за долго до Монгольского нашествия. возможно они разделились на два племени в древние времена. наши Кенегесы ассимилировались на Тюрках, а ваши Нирун Генигесы ассимилировались на Манчжурах. от туда их различия, скорее всего наши Кенегесы ассимилировались на Тюрках Огузах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 5 минут назад mechenosec написал: Ваши Огузы-Кенегес ,тёзки нирун- монголам Гэнигес ? возможно они переняли этот этноним в монгольское время ? Как и многие другие ? только пожалуйста не нужно ерничать, это очень маленькое и добродушное племя. не спесивые и не хвастливые, просто они хотят восстановить свою историю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 5 минут назад Turkmen Aday написал: не брат, они имеют этот этноним за долго до Монгольского нашествия. возможно они разделились на два племени в древние времена. наши Кенегесы ассимилировались на Тюрках, а ваши Нирун Генигесы ассимилировались на Манчжурах. от туда их различия, скорее всего наши Кенегесы ассимилировались на Тюрках Огузах. Понятно , ну брат ,в Ср Азию и хунгираты разные приходили, и с Елюй Даши ,и с Чингисханом , но этнонимы Кенегес и Гэнигес , уж очень похожи 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 45 минут назад mechenosec написал: Понятно , ну брат ,в Ср Азию и хунгираты разные приходили, и с Елюй Даши ,и с Чингисханом , но этнонимы Кенегес и Гэнигес , уж очень похожи вот тут вот можно по подробнее, Коныраты пришли в СА вместе с Чингиз ханом или до него ? просто они считают своей про родиной древний Хорезм. в Хорезме сохранились исторические письмена которые доказывают их проживание на территории Древнего Хорезма это до нашей Эры. потом они пропадают из истории Хорезам, а потом о них упоминается уже во время Монгольского нашествия в составе войска Чингиз хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 53 минуты назад mechenosec написал: Понятно , ну брат ,в Ср Азию и хунгираты разные приходили, и с Елюй Даши ,и с Чингисханом , но этнонимы Кенегес и Гэнигес , уж очень похожи скорее всего, это одно и то же племя, ну не верится мне что Кенегесы относятся к Огузам. вот ни капли не верится. за информацию огромное спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 6 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2018 1 час назад Jagalbay написал: Все потомки алчи-татар судя по гаплотипу да. мы даже селились друг возле друга. в этом что то есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 8 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2018 On 05.03.2018 at 5:15 PM, Turkmen Aday said: ищите, я ведь тоже в поиске. не ленюсь, каждый день по капельке. Ищу. Проблема в том, что Вы ищете следы одного племени, а я целого народа, состоящего из нескольких племен. И непонятно, кто из этих племен первоначально звались каракалпаками (или близкими по названию - караборки, черные клобуки, кара малахаи и т.д., которые были известны в средневековье). Собственно Каракалпаки упоминаются в 14 веке и переселены были из Крыма и Причерноморья в Поволжье. После о них нет упоминаний, лишь в конце 16 века начинают упоминаться в письменных источниках в пределах бухарского ханства и в Туркестане. Фраза многоуважаемого С. Камалова "как объять необъятное" была озвучена с досадой. Потому что, история народа, как оказалось, не ограничивается только с территорией южного Приаралья (хивинским ханством), разбираясь в источниках он открыл обширную территорию пребывания своего народа в прошлом - следы предков были во всех областях Узбекистана, почти во всех регионах Казахстана, в Сибири, на Волге, даже в Крыму и Причерноморье. Короче, он не успел закончить свою монографию, были много препонов и недостатка письменных источников. Я лишь хочу собрать всю информацию воедино опираясь на письменные источники (известные и пока что неизвестные). А свежие информации появляются, только надо вовремя извлечь их, а то каким-то образом через мгновения исчезают (часто сталкиваюсь с этой проблемой). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 10 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2018 Новые материалы по истории казахского племени адай Часть I. Версия об античном происхождении В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегах Каспийского моря ещё во II веке до н.э. Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров) – «адаи» (островитяне). Вторая версия о происхождении адаевцев Мангышлака была высказана историком А. Нурмагамбетовым, согласно которой адаи является прямыми потомками древнего телеского (гаогюйского) племени Адйе/Аде/Ады. Давайте, дорогие читатели, попробуем разобраться в этих противоположных мнениях казахских учёных. Начнём, пожалуй, с того, чем именно в этом случае, прежде всего, руководствовались наши исследователи в своих изысканиях. С. Аманжолов, как филолог не мог не обратить внимание на созвучие этнических имён дай~адай. Во-вторых языковед учёл факт проживания казахов-адаев на Мангышлаке (Западный Казахстан), где в античные времена, согласно древним источникам, проживали дахи~даи, начиная с III в ека до н.э. (Кляшторный С.Г.) Это, по мнению автора этих строк, вполне разумно и естественно. Однако давайте проанализируем и доводы историка Нурмагамбетова А., который опираясь на мнения многих известных исследователей, считал, что первоначальной родиной тюркских племён являлся Алтай и степи Монголии. Историк в своей работе по этому поводу приводит слова академика А.А. Куникова, который писал: «Алтай, первоначальное гнездо тюркских племён, стал высылать орду за ордой на Западную Азию и Черноморье». Нурмагамбетов А. также цитирует Н.А. Аристова: «Вообще, состав Малой орды весьма пёстрый, ибо в неё, видимо, вошли многие части разных тюркских племён, закинутые судьбою из Монголии и с Востока степи на Запад». Потому казахский историк делает вывод: «Отсюда следует, что названия казахских родов и племён уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древности, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая». Но заметим, что автор не является сторонником мнения, что тюркские народы, как и тюркский язык, вышли сугубо из Алтая и Монголии. В связи с чем приводим слова татарского языковеда М.З. Закиева: «Тюркологи долго продолжали и многие сейчас продолжают следовать мифам традиционного европоцентризма. Согласно одному из них, прародиной тюрков был Алтай, якобы оттуда они начали распространяться по другим регионам Евразии, особенно, в III веке – в период «великого переселения народов»… *** Между тем, первые же объективные исследования дают материал, доказывающий наличие тюрков во многих регионах Евразии задолго до н.э. и создание ими богатой древней, культуры. Исходя из изложенного, можно сделать вывод: Древнетюркские племена занимали довольно обширную территорию Евразии, а не ограничивались лишь землями Алтая и Монголии. Стало быть, происхождение всех современных тюркоязычных народов только из Алтая в корне неверно. Но вернёмся к теме статьи. Нурмагамбетов А. в своей работе о происхождении адайцев пишет следующее: «В своей «Географии» Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Этого же мнения придерживается А. Абдрахманов. Дайское происхождение адаев вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно ещё доказать причины появления «а» перед словом «дай». Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона. Всё это даёт основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники». Далее исследователь приводит исторические материалы, где упоминаются названия древнетюркских племён похожих по звучанию на этноним «адай»: «В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Аде. Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты. И если учесть сведения Рашид ад-Дина о том, что Меркиты ещё называется Одоют, это – любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гаогю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады. Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI-VIII веках кроме прочих родов был и Адйе. Л.Н. Гумилёв в составе телесцев упоминает тот же Адйе, иногда Аде». Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, по мнению Нурмагамбетова А., произошла уже в тюркской языковой среде. «Остается предполагать, – далее пишет Нурмагамбетов А., – исходя из исторических фактов, что изучаемые нами адайцы не аборигены этого края, а пришельцы из степей Монголии или окрестностей Алтая, в известной степени, смешавшиеся с другими тюркскими племенами и народами». *** Сомнения Нурмагамбетова А. относительно дайского происхождения казахов-адаев вполне резоны и актуальны. Однако хотелось бы возразить историку, противоречащим дахскому/дайскому происхождению казахов-адаев. Во-первых в истории племён античной эпохи известны случаи появления префикса «а» перед словами: префикс «а», был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племён (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы). Во-вторых племена дахов~даев, по словам А. Марцелина «были предками алан», т.е. дахи~даи в последующей своей истории выступают под этническим именем алан. В свою очередь путешественник XVIII века Якоб Рейнеггс пишет: «…в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…» (Мизиев И.М.) Согласитесь, трудно не заметить, что этнонимы «этей» и «эдек» в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима «адай» (фонетический вариант «адак»; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)). К этому стоит добавить следующее: а) в Северной Осетии находится гора Адай-кух; б) в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай. Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с I века н.э. В-третьих, не исключена так же возможность связи этнонима «адай» с аланским племенем Ас через чередование согласных звуков – д/з, характерного для тюркских языков. Сравни: адай-азай-асай. В-четвёртых, в родовой структуре адайского племени сохранился этноним «ален» (адай> тобыш >бегей >косак >косаяк> ален), который несомненно связан с этнонимом «алан». По мнению учёного С. Кондыбая, уран (родовой клич) казахов-адаев – «Тегелен», есть трансформированный во времени вариант слова «Дахалан» (дах+алан). Таким образом нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. Здесь стоит заметить, что территория Западного Казахстана издревле служила местопребыванием сармато-массагетских племён и их потомков. И.В. Пьянков считает также, что племенное объединение массагетов являлось «очевидно, одним из далёких предшественников» казахского Младшего жуза. Мнение о массагетах, как отдалённых предках казахов, не ново – в виде предположений и косвенно оно выражалось ещё Ф.Г. Мищенко (1889), Ю. Юнге (1939). Действительно, этнографическая характеристика массагетов (Геродот, 1,215,216), их прямых потомков аланов (Аммиан Марцеллин, XXXI,2,18) соответствуют общим параметрам культуры и быта казахов. *** Это отмечает в одной из работ археолог Аджигалиев С.И.: «Массагетский субстрат явился основополагающим для этносов Арало-Каспия в течение более, чем тысячелетия, непосредственно повлияв на происхождение целого ряда коневодческих народов – дахов/даев, сарматов, аланов и др., расселение которых, в частности, в межаралокаспийском районе (по письменным источникам) подтверждается уже археологически: дахо-массагетское святилище «Байте» (Л.Л. Галкин, Г.А. Кошеленко, 1988), аланский клад у озера Батыр (К.М. Скалон, 1961)… Тем не менее «массагетский пласт» наиболее полно, комплексно проявляется в специфике традиционно-бытовой культуры западных казахов – в особенности, в таком архаичном её разделе, как погребально-поминальный цикл: терминология, наличие поминок жуз (на сотый день), как и у соседних народов Арало-Каспия (туркмен, каракалпаков), массовый оригинальный комплекс памятников погребально-культовой архитектуре, с характерным для них воплощением массагетского культа коня-солнца (стелы-коновязи и т.д.) Оригинальность присуща и ювелирному искусству Западного Казахстана (геометрический стиль), связываемому исследователями также со своеобразием этноистории района. В этой связи следует считать вполне правомерными сопоставления типа: дахи/даи/адаи (крупный род казахов Мангышлака и Устюрта) и т.д… Древний этнический субстрат проявился также в антропологических (O.И. Иcмaryлов, 1982), а, возможно, и психологических особенностях западных казахов» (Аджигалиев С.И.) Согласитесь, что это веские доводы в пользу дахского происхождения казахов-адаев. Так же нельзя здесь не отметить, что имя аланов вошло в мифогенеалогический и мифоэпический комплекс родоплеменного союза алшын (адайцы являются неотъемлемой частью этого союза племён) в качестве имени первопредка Алау, эпического героя Алау батыра. В генеалогии Алау (Алан), прародитель алимулы и байулы и его старший брат Аргимак (прародитель жетиру) являются сыновьями Алаша или Алшина. От Алау остались два сына – Кыдуар и Кыдырбай. *** От старшего Кыдуара произошли алимулы, а от младшего Кыдырбая-байулы. Имя аланов сохранилось также в топонимике Западного Казахстана. Так на п-ове Мангышлак встречается топоним Алан-кала. Напомню дорогим читателям, что племя адай входит в состав родоплеменного союза казахов, который известен под названием Младший жуз. Вторым параллельным названием этого союза, объединения служит этническое имя Алшын. Казахи Младшего жуза издревле занимали необъятные просторы Западного Казахстана. *** Несколько слов о распространении этнонима «адай» и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только. Выше было отмечено, что фонетический вариант этнонима «адай» в форме «эдей» или «эдек-алан» был зафиксирован в долинах Главного Кавказского хребта. В Северной Осетии этноним «адай» дал название горе Адай-кух, превратившись тем самым в топоним; в Балкарии же есть ущелье Адайком и родник Адай. Наиболее древними племенами в Балкарии считались следующее: тюмен-маджар, хазар-маджар, ногъай-маджар, адай, асан, къарабугъа, боташ, акътай, следы которых в современных патрилинейных образованиях обнаруживаются уже с трудом. Так, могущественная патронимия Чегема – Согаевы относила себя к племенному роду Адай. Не исчезли из памяти народа топонимы: нынешний Нижний Чегем в прошлом назывался Баш Адай, а район Лечинкая – Тюп Адай. Пастбищно-покосное угодье, что располагается в западной части Нижнего Чегема, жители и по сей день называют Адай Тюз (Малкондуев Хамид Хашимович: «Этническая культура балкарцев и карачаевцев»). На территории Украины зафиксированы следующие топонимы: Одаи (укр. Одаї) – село на Украине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр. Одаї) – село на Украине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай – река в Украине, правый приток Сулы (бассейн Днепра); Одай – село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области. Среди туркмен существует племя Адак или – второе название племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племён учил (досл. «адакское племя», С. Атаниязов). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.); (ср.:адай~адак). В XVII веке в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай (А. Нурмагамбетов). В Татарстане до сих находятся сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах. Это позволяет сделать вывод, что в древности существовало могущественное и многочисленное аланское племя под этническим именем адай, которое в ходе своей истории было расколото на несколько частей, причём бóльшая часть вошла в состав протоалшинского союза племён, который имел аланские корни (подробнее: Нурумбаев А.А. «Аланы и казахи». Ашхабад, 2009). *** Какая-то часть адаев вошла в состав северокавказского народа балкарцев, которые, как и казахи-алшины имеют аланское происхождение. До сих пор осетины именуют балкарцев этническим именем Асы, а Балкарию величают именем Устур-Аси. Здесь стоит заметить, что в этногенезе балкарцев, карачаевцев и осетин принимали участие средневековые северокавказские аланы. Недаром, и в древности, и сейчас тюрки – «балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, как, например, адыгейцы ... называют себя адыга, грузины – сакартвело, осетины – ирон, якуты – саха и т.д. Аланами называют карачаевцев менгрелы, ассиями называют балкарцев осетины» (Хабичев М.А., 1977). Ещё одна часть адаев вошла в состав соседнего родственного народа туркмен под именем адаклы или. Общеизвестно, что в формировании туркменского этноса приняли участие и аланские племена. Так например, в составе родственного, соседнего народа туркмен существует мелкое племя олам и род алам в составе туркменских племён салыр и ёмут. Происхождение этнонимов олам и алам большинство связывают с именем средневековых алан или асов, живших в IX-X веках на берегу Сарыкамышского озера (Бахтияров А., Васильева Г.П., Атаниязов С., Толстова Л.С.) Кстати, туркмены-аламы – близкие родственники казахов-алимов и балкарцев-холамов, т.к. трудно не заметить, что этнонимы алим-олам-алам-холам похожи друг на друга, и представляют из себя фонетические варианты этнонима «алан». Предки адаев также приняли участие и в формировании якутов, среди которых фиксируются роды Одей, Одугей, Одай. Вероятнее всего, что этноним «адай» проник к якутам ещё на ранних стадиях формирования их этноса, когда предки якутов проживали на территории Монголии и Алтая. Не секрет, что отдельные сармато-массагетские племена проникали далеко на восток в лице юэчжей, которые занимали ведущее место в алтайских и монгольских степях до возвышения хуннов. Здесь можно привести настоящее этническое имя юэчжей китайских хроник, которые именовали себя ас-тохарами. *** Асы же это одно из этнических имён аланов. Также археологически доказано, что юэчжи принимали участие в этногенезе сармат, т.е. аланов. Я бы сказал по-другому, сарматы принимали участие в этногенезе юэчжей. Доказано, что индоевропейские племена сарматов, саков, массагетов и даже юэчжи расселялись с запада на восток. Тут стоит сразу оговориться, что индоевропейские не значит в данном контексте предки европейцев и индусов. В данном случае имеется в виду, что расселялись племена европеоидного антропологического вида, т.к. сарматы, саки, массагеты и юэчжи были европеоидами, правда с незначительной монголоидной примесью. Но их предки, племена андроновской, срубной и афанасьевской культур были чистыми европеоидами. Видимо какая-то часть адаев удалилась от своих соплеменников далеко на восток и осталась там, покорившись хуннам и влившись в их состав, сохраняя при этом свой собственный этноним для внутреннего употребления. В дальнейшем эта часть адаев приняла участие в формировании якутского этноса, забыв о своих соплеменниках далеко на Западе. Итак, давайте подведём некоторые итоги нашего анализа: Адай- название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению историков, связана с дахами, которые по А. Марцелину «были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается сообщением Якоба Рейнеггса-путешественника XVIII века: «… в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…» (Мизиев И.М.) Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы «этей» и «эдек» в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима «адай» (фонетический вариант «адак»; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)) *** Этноним «адай» и его фонетические варианты зафиксированы в различных источниках: а) адай – название племени объединения байулы; б) адай – одно из наиболее древних племён в Балкарии (Малкондуев Хамид Хашимович); в) адак или – второе название туркменского племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племён «учил» (С. Атаниязов). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.; ср.:адай~адак-Н.А.); г) Одей, Одугей, Одай – названия якутских родов; д) этноним адай послужил основой для образования следующих топонимов: в Северной Осетии находится гора Адай-кух; в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай; Одаи (укр.Одаї) – село на Украине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр. Одаї) – село на Украине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай – река в Украине, правый приток Сулы (бассейн Днепра); Одай – село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области; в Татарстане до сих существуют сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах. История племени «адай» неразрывно связана с историей аланского этноса. Только этим можно объяснить распространение этнонима и топонима «адай» на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием средневековых алан. Нурумбаев А.А. (18.07.2010). Publisher: Turkiston Kutubxonasi Продолжение следует... Источник:http://turklib.ru/…/novye_materialy_po_istorii_kazahskogo_p… Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 10 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2018 давайте сначала обсудим эту часть, затем я выставлю остальную часть, после обсуждения я буду выставлять все части по очереди. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 10 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2018 , «У қазақов с большого свободы слова или от кочевой (родовой) военной демократий редко было единства, единовластия (диктатуры) и за этого не мало было поражений при войнах... Наши перекания доказательство отсутствия единства қазақов и при этом терпящего пораженийя извне . Поэтому давайте будем при единстве (ауызбіршілікте) қазақов.Хочу продолжить тему формирования Казачества.В легендах қазақ-ов Асан-Қайғы (Асан-Ата, Ата-ман) прожил более века (более 100 лет) и некоторое время был советником (БИ) у султана Әз-Жанибека ( может быть советником был сын Асана – Абат ?) потом поссоривший ушел от него (может власть не поделил). Как говорится, сын продолжил деяние отца. В Маңғыстау, в Туркмении Есен-Ата и его сыновья Нур, Убак и Омар считаются «Аулие», места захоронения святыми. Произношение на туркменском - Ене, это по қазақский - Ана (Мать), как Есен - Асан, как Убак – Абақ - Абат. Во время правления амира Ногая до правления султана Қасыма роды младшего жуза избегали правителей ТӨРЕ (Чингизидов) и правили родами в большинстве БИ (бей, бек...) и совет старейшин (аталар) короче были свободными қазақами. При султане Қасыме и после правили уже ТӨРЕ-қазақи, БИ и совет старейшин правил частично. В Ман-қыстау есть созвучные святые места Ман-ашы, Ман-Ата, От-ман, Кара-ман-Ата, Ақ-ман, Ор-ман-бет-Ата и т.д. (в числе 362 аулие). Турк-мен (ман) - означает по тукменский Я-турк или по персидский (индо - германский) человек – турецкий, соответсвенно Ман-қыстау - означает по қазақский зимовка скотины или по персидский (индо - германский) зимовка человека. Я думаю сами догадались, что означает предводитель казачества – Ата-ман, также Ман-кент, Алма-аты, Аулие-Ата...---//- Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 5 -//------//-Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также… Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем.-В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за черкасами с примкнувшими к ним с середины XV столетия ордынскими казаками-христианами. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки - русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.-№№---Мой размышления вслух:Торки - по қазақский Туріктер, Берендей - по қазақский Беренді (челевек в колчуге без рукавов), Черкасс-это есть род младшего жуза қазақов-Шеркес подразделения Байулы Название народа Кавказа под именем Черкес заимствованы тоже от рода младшего жуза қазақов -Шеркес, потому что они (народ Кавказа) сами себя относят народу Адыгей, тем более они народ оседлый не кочевой. Казачество управлялось кошевым Атаманом (көш Атаманы), это означает – «кочевой Дед я»- «кочевой старейший человек» - «кочевой старшина», как слова, применяемые в лексиконе қазақов: майталман, оралман, көрермен и т.д.---/-А. Нурмагамбетов Тюркская ономастика. Алма-Ата, 1984. С. 89-96.------//- "Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами"… Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: "Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени". Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш. Этноним Шеркес младшего жуза қазақов подразделения Байулы можно было бы связать с вышеприведенным названием реки Черкиш. Но обратимся к значению данного слова. В языке османских турков: саркаш - смелый, самовольный; бунтарь. По В.В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка. К удивлению, в якутском языке: чаргас - смелый, резвый; - настороженный, у башкир: сэркэш - драчун." В казахском языке есть слово шәлкес - строптивый, упрямый, драчун подходящее и по звуковому составу, и по значению к слову шеркес, с разницей соответствия звуков р~л, присущей тюркским языкам. -//---Мое дополнение: в Венгрий (Нungaria) есть города: Нодшеркеш - Большой шеркес, Кишшеркеш-Малый шеркес. Хан младшего жуза қазақов Абылхайр в письме русской царице Екатерине писал, чтобы вернули исконные земли қазақов (Атамекен) на Кавказе и Кубани... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 10 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2018 В 08.03.2018 в 17:39 Kamal написал: Ищу. Проблема в том, что Вы ищете следы одного племени, а я целого народа, состоящего из нескольких племен. И непонятно, кто из этих племен первоначально звались каракалпаками (или близкими по названию - караборки, черные клобуки, кара малахаи и т.д., которые были известны в средневековье). Собственно Каракалпаки упоминаются в 14 веке и переселены были из Крыма и Причерноморья в Поволжье. После о них нет упоминаний, лишь в конце 16 века начинают упоминаться в письменных источниках в пределах бухарского ханства и в Туркестане. Фраза многоуважаемого С. Камалова "как объять необъятное" была озвучена с досадой. Потому что, история народа, как оказалось, не ограничивается только с территорией южного Приаралья (хивинским ханством), разбираясь в источниках он открыл обширную территорию пребывания своего народа в прошлом - следы предков были во всех областях Узбекистана, почти во всех регионах Казахстана, в Сибири, на Волге, даже в Крыму и Причерноморье. Короче, он не успел закончить свою монографию, были много препонов и недостатка письменных источников. Я лишь хочу собрать всю информацию воедино опираясь на письменные источники (известные и пока что неизвестные). А свежие информации появляются, только надо вовремя извлечь их, а то каким-то образом через мгновения исчезают (часто сталкиваюсь с этой проблемой). Вообще то черными клабуками Русские изначально называли Кенегесов, еще когда они кочевали на западе, насколько я осведомлен. Не помню кто, но какой то историк писал что Кенегесы это кость Каракалпакского народа а остальные народы это его плоть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2018 11 hours ago, Turkmen Aday said: Вообще то черными клабуками Русские изначально называли Кенегесов, еще когда они кочевали на западе, насколько я осведомлен. Не помню кто, но какой то историк писал что Кенегесы это кость Каракалпакского народа а остальные народы это его плоть. Все может быть, но если порассуждать по племенам обитавших на нынешней территории, то прибытие кипчаков 11 век, конраты образовались в 14 веке в северной части Хорезма, мангыты тоже во времена Едигея, китаи если верить одному источнику тоже образовались не раньше 14 века, муйтены скорее всего проживали еще до нашей эры, они вместе с киятами прочно вошли в состав конратов, значит и кияты к 14 веку находились на севере Хорезма. А вот кенегесовские рода, например, те же Аранши в начале нашей эры проживали здесь точно. Видимо, Аранское ханство (вместо Аральского) тоже неспроста. А если говорить о Кости народа, то в "Шежире" Бердаха есть такие строки: "мангыты и конраты это две оглобли одной арбы, а все остальные - разные детали этой арбы" . Хотя возможно, что кенегесы подразумеваются в паре с мангытами. Собственно, кенегесские рода, думаю, Вам интересно будет ознакомиться: |_________|_________2.3.уру: Кенегес (тамгасы: Х (атанак), ураны: Шаулы-Шаукай) |_________|_________|_________2.3.1.уру: Араншы |_________|_________|_________|_________2.3.1.1.тире: Аннакул |_________|_________|_________|_________2.3.1.2.тире: Абас |_________|_________|_________|_________2.3.1.2.тире: Сейтимбет |_________|_________|_________|_________2.3.1.4.тире: Суйин |_________|_________|_________|_________2.3.1.5.тире: Кулман |_________|_________|_________|_________2.3.1.6.тире: Жуас |_________|_________|_________|_________2.3.1.7.тире: Даулеткарга |_________|_________|_________2.3.2.уру: Актогын |_________|_________|_________|_________2.3.2.1.тире: Нанжемес |_________|_________|_________|_________2.3.2.2.тире: Кошер |_________|_________|_________2.3.3.уру: Омир |_________|_________|_________|_________2.3.3.1.тире: Акпышак |_________|_________|_________|_________2.3.3.2.тире: Усак |_________|_________|_________|_________2.3.3.2.тире: Жел |_________|_________|_________|_________2.3.3.4.тире: Мынжыр |_________|_________|_________|_________2.3.3.5.тире: Отемис |_________|_________|_________2.3.4.уру: Тараклы |_________|_________|_________2.3.5.уру: Добал |_________|_________|_________|_________2.3.5.1.тире: Жетикараказакы |_________|_________|_________2.3.6.уру: Оймауыт |_________|_________|_________|_________2.3.6.1.тире: Кара |_________|_________|_________|_________2.3.6.2.тире: Сары |_________|_________|_________|_________|_________2.3.6.2.1.коше: Жийдели |_________|_________|_________2.3.7.уру: Домбазак |_________|_________|_________2.3.8.уру:Нокис |_________|_________|_________|_________2.3.8.1.тире: Жаманжак |_________|_________|_________|_________2.3.8.2.тире: Бозак |_________|_________|_________|_________2.3.8.2.тире: Алтынпышак |_________|_________|_________|_________2.3.8.4.тире: Гобдир Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 28 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2018 Родной мой аул говорится в песне "Адай аул" Алания (Карачай Балкария) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 28 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2018 Поют на татарском. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 29 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 29 марта, 2018 Татарлар. Адаево 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 29 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2018 7 часов назад Bas1 написал: Татарлар. Адаево Опять тёзки ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 29 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2018 18 часов назад Samtat написал: Поют на татарском. Алчи Татар и Казан Татар, корень слова Татар по моему. какой гаплотип у Татар? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 31 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 31 марта, 2018 В 29.03.2018 в 16:45 Turkmen Aday написал: Опять тёзки ? Одами называли удмуртов. Одо-ада-одоево-адаево. Одо морт. И жили они до булгар в тех землях. Название могло сохранится. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 31 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 31 марта, 2018 В 29.03.2018 в 17:34 Turkmen Aday написал: Алчи Татар и Казан Татар, корень слова Татар по моему. какой гаплотип у Татар? Азербайджанцев называли кавказскими татарами. Это названия русских. Казанские татары по гапло автохтонны тех мест. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 28 апреля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2018 В 01.04.2018 в 05:26 Bas1 написал: Одами называли удмуртов. Одо-ада-одоево-адаево. Одо морт. И жили они до булгар в тех землях. Название могло сохранится. есть выкладки по гаплотипам жителей Адаево? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 28 апреля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2018 В 01.04.2018 в 05:26 Bas1 написал: Одами называли удмуртов. Одо-ада-одоево-адаево. Одо морт. И жили они до булгар в тех землях. Название могло сохранится. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 28 апреля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2018 В 01.04.2018 в 05:26 Bas1 написал: Одами называли удмуртов. Одо-ада-одоево-адаево. Одо морт. И жили они до булгар в тех землях. Название могло сохранится. на этом видео показаны захоронения Адайцев Америки и их утварь. тоже очень интересно. и вам ничего не показалось в этом видео знакомым? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться