Перейти к содержанию
Bas1

Адайцы

Рекомендуемые сообщения

Что означает у вас-хөх монгол?

Дословно голубой монгол.Мы ещё бога называли Мөнх Хөх Тэнгэр\вечное синее небо\ кроме слова Бурхан.Здесь хөх монгол значит небесный монгол.

Вы себя көк казахами не называете? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дословно голубой монгол.Мы ещё бога называли Мөнх Хөх Тэнгэр\вечное синее небо\ кроме слова Бурхан.Здесь хөх монгол значит небесный монгол.

Вы себя көк казахами не называете? :rolleyes:

1.Насколько я понимаю,это было раньше.

2.Если не ошибаюсь,только часть монголов назывались кок монголами,есть также которые себя называли-су монголы (раньше)?

3.Нет такого понятия-кок казахи.Казак-не древнее название,как турк,монгол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.Насколько я понимаю,это было раньше.

2.Если не ошибаюсь,только часть монголов назывались кок монголами,есть также которые себя называли-су монголы (раньше)?

3.Нет такого понятия-кок казахи.Казак-не древнее название,как турк,монгол.

Нет Хөх Монгол для всех монголов и до сих пор у нас такое название.Су монгол и иеке монгол это по местности,роду.

Вопрос вам. Когда казахи начали назвать себя тюрками? Это после распада Могулистана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет Хөх Монгол для всех монголов и до сих пор у нас такое название.Су монгол и иеке монгол это по местности,роду.

Вопрос вам. Когда казахи начали назвать себя тюрками? Это после распада Могулистана?

1.Название Могулистан не должно ввести вас в заблуждение.Там жили тюркоязычные племена.

2.Что вы?! Казахи не знали что они говорили на тюркском языке.Но они знали свою родственность ногаям,каракалпакам,башкирам,кыргызам.

Они считали свой язык казахским.А обладателей тех языков,которые были близки к казахскому считали братскими народами (сыновьями Алаша-отца Казаха).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пролистал сегодня древнетюркский словарь. Адай оказывается, птенец на древнетюркском. в переносном смысле ребёнок, как иногда говорят казахи - кушик или бота на детей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спс. Только где здесь про Мангышлак и адайцев?

На полуострове Мангышлаке всегда жили и живут АДАЙЦЫ,почитай любую литературу.Что касается источников,до которых ты очень настырный это записки торговцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На полуострове Мангышлаке всегда жили и живут АДАЙЦЫ,почитай любую литературу.Что касается источников,до которых ты очень настырный это записки торговцев.

Адайцы родственны с монгольскими "атаган"-ами, "адаан"-ами??? ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет.

Да, наверное. У нас в шаманизме есть понятие "атаа таван тэнгэр - адай 5 тэнгри".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1280-1300/Three_new_uigur_docs_turfan/text.htm

ТРИ НОВЫХ УЙГУРСКИХ ДОКУМЕНТА ИЗ ТУРФАНА

I. КВИТАНЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ ДЕНЕГ ЗА ПРОДАЖУ БИНЬ ТУНА (ШАНЬ БИНЯ)

Размер документа — 14X20 см. В правом нижнем углу уйгурской части стоит круглая печать. В содержании текста на древнеуйгурском и китайском языках есть небольшая разница (см. ниже).

Транскрипция:

1. [Luu] yil sakiz-inc ai alti otuz-qa (I: otuz) [·] M[a]n Adai Bin-tun

2. [-ni] satigai toquz yastug cau-ni Siwsai taisi-tin

3. [tukal] sanap alip bu bitig-ni birtim [·] Tanuq Bacau Tigril [·]

4. [Tanuq] Ilaku [·] Bu cog(I: tu?) tamga m[a]n Adai-nin ol [·] M[a]n ozum...

..........................................................................................

II. ОФИЦИАЛЬНЫЙ АКТ О ПРОДАЖЕ БИНЬ ТУНА 6

Размер документа — 41X26 см. По диагонали с левого верхнего угла к правому нижнему стоят две круглые печати. Уйгурский текст не представляет больших затруднений для чтения. На обороте документа в правом нижнем углу надпись тушью по-китайски. [145]

Транскрипция:

1. Luu [yil] sakiz-inc ai alti otuz-qa. M[a]n Adai tuturj-qa yorjlag-lig cau kargak

2. bolup Bintun atlig qitai ar qrabas-im-ni Siwsai taisi-qa otage(?) bitig [birip]

3. toquz cau yastug-qa toguru satdim. Bu qrabas satigai toquz yastug cauni

4. m[a]n Siwsai taisi bitig qilmis kun uz-a tukal sanap birtim. M[a]n Adai to-

5. -yim bir aksuksuz tukal sanap altim. Bu qrabas uz-a min yil tuman

6. kun kadaki Siwsai taisi arklig bolz-un. Taplasar uz-i tutz-un. Taplamasar

7. adin kisi-ka otkurusatz-un. M[a]n Adai tutun-nun icim inim (I: acim anum) togmis-

8. -im qadas-im y[a]g[a]n-im (I: igan-im) tagai-im kim kim-ma arsar cam carim qilmaz-un-lar.

9. Abam biruk arklig bag isi yat ilinc kucin tutup yul-larm alina

10. saqinsar-lar bu qrabas tan-inea iki qrabas birip yulup-laz-un-lar [·] Yulugci

11. kisi qor-lug bolz-uri. Siwsai taisi qorsuz bolz-un. Tanuq Yapiy [·]. Tanuq Bacau (I: Baq...)

12. Tigril. Tanuq Bayacug. Tanuq Qutug-ci Asan Qitai. Bu t[a]mga m[a]n Adai

13. tutun-nun ol. M[a]n T[a]nrim Quti Sawinc Bucun ayitip bitidim [·]

.......................................................................................

1. [Luu yil] sakiz-inc ai [alti otuz-qa...]

2. ulug suu-qa buyan-i tagz-un. Anta basa aga ini ogul-lar-qa buyan-i tagz-un. Basa (I: Bas)

3. bag[a]d-larina ancasi-lar-qa san-in arzi-qa san-in-luq-larina il-ka (I: il)

4. quwraq-qa alqu tinlg uqus-ina anta basa bagsim ulug-um-ka (kawg) bolsar (I...)

5. manin oz bodum-qa kisim-ka oglan-larim-qa basa asan togril turmis...

6. Adai tutug ogrunc-siz bazgan baslap urug-qa qadas-qa buyan-i tagz-un

7. tip manin badir-ta sukun-ta qazganmis nagu kim-ni satip yulup [tutqug]…

8. Adai tutun-nug Bintug atlg qinig yas-lig qitai oglan-in bitig

9. bilir ucun toquz yastug cau birip yulup altim. M[a]n Siwsai taisi-qa kisim-

10. -ka ulug ogul bolup. Awim-ni barq-im-ni igilap igirap (I: agilap agirap) yoriz-un biz-i… son

11. alsar sinkin sin-in baslap ulag-larim bilan awim-ni (I: arum-ni) tutup anlisip

12. k[a]nasip yoriz-un-lar. Ulay-larim bilan sigusu yarasu (I: sigusi yarasi) umasar. Bintun awim-taki [147]

13. nagu-ka kim-ka satilmadm oz bodi [·] Oru tag-qa qodi qum-qa bas tort yol[qa]

14. bos bolz-un [·] Bu bitig-taki soz-tin oni bolsar biz…

15. ulug suu-qa bir altun yastug aga ini tigit-lar birar kumus yastug…

16. bir yastug san-in ariquci-qa bir xon qizgut otunup…

17. Tanuq tort magra[n]c t[a]nri-lar yiti aka baldiz tarim-lar…

18. qusdin [·] Tanuq Ilaku [·] Tanuq Qudugci Asan [·] Tanuq Tarici (I: tarinc) Boqsindu [·]

19. M[a]n Siwsai taisi-nin ol [·] M[a]n Tul[a]k Siwsai taisi-qa ayitip bitidim.

________________________________________________________________________________________

Или личное имя "Адай", или указание на род "Адай", потому-что в одном месте приписана должность "тутук"?

Имя "Асан" совсем как современное казахское

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm

ШАРА ТУДЖИ

Тогда же тот Угэчи Хашига умер. Сын Угэчи Хашига Эсэху взял [в жены] Самор-гунджи, жену Батула-чинсана. |75| Аруктай-тайши сделал слугами Гоа княгиню и Ачи-тайджи. Эсэху умер. Еще тогда Самор-гунджи отправила Улдзэйту [144] Гоа и Ачи-тайджи к своим родственникам монголам тайно от Аруктая. “Эсэху умер. У ойратов смута наступила, владыке отцу нашему кланяемся — на них с походом приди”, — с такими словами отправила. Потомок Эдзэна (Т. е. Чингиса.) Адай-тайджи начальствовал над остальными монголами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1880-1900/Gan_K_F/text4.htm

ГАН К. Ф.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ РОКСКИЙ И МАМИСОНСКИЙ ПЕРЕВАЛЫ

FUSSTOUR IN DIE OSSETISCHEN ALPEN (SOMMER 1888)

(Один из соучастников этого путешествия, К. Ф. Ган, напечатал описание его в своем сборнике: Aus dem Kaukasus. Reisen und Studien. Leipzig, 1892. Статья озаглавлена: Eine Fusztour in die ossetischen Alpen (Sommer 1888))

Стоя как бы на страже по обеим сторонам этого ущелья, недосягаемо высоко подымают свои белые головы грозные великаны Адай-хох с Бальтвером (15244 ф.) и Тепли с Цмиаком-хох (14510 ф.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi5/text2.phtml?id=19

МУХАММЕД РИЗА МИРАБ АГЕХИ

ЦВЕТНИК СЧАСТЬЯ

ГУЛЬШЕН-И-ДЕВЛЕТ

Когда эмиры племен написали этот договор и скрепили его своими печатями, они передали его ханским казначеям. 102 (Вслед за этим) хан отпустил бесчисленные войска казахских племен адай и табын, которые прибыли по его приказу с берегов р. Яика и расположились лагерем у Куня Ургенча для войны с йомутами, во главе с Азим Ишан-бием, Ишат-бием 103 и Дауд-бием.

Разослав ярлыки, оповещающие о примирении с йомутами, покончив с беспокойством, (связанным) с военными приготовлениями и пробыв еще одну ночь на той же остановке (т. е. у Куюк-тама), хан на следующий день, именно в пятницу 20-го числа указанного месяца (6 марта 1858 г.), разрешил своим войскам отправиться обратно, (после чего) он сам около времени завтрака (чашт чагы) также поспешно выступил в обратный путь. |154а| В тот же день после полудня он прибыл в свою столицу Хиву на радость ее жителям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Skobelev/posm_bumagi_1.htm

ПОСМЕРТНЫЕ БУМАГИ М. Д. СКОБЕЛЕВА

I.

Письма с кашгарской границы. (1876).

Конные стрелки и ракетная батарея, вероятно под личным моим начальством, будут направлены с перевала Кок-Су, как подножию перевала Адай-Убин, на озере Куль-Кубан, через перевал Зардаллы, к Варуху.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЕ являются ли адаи потомками одоютов, другое название меркиты или мекриты...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закаспийская область

Мангышлакский уезд

1. 1-я Бузачинская байулы:адай(жеменей)

2. 2-я Бузачинская -//- адай(жары)

3. 3-я Бузачинская -//- адай(жары)

4. Джеменеевская -//- адай(жеменей)

5. Мангышлакская -//- адай(тобыш)

6. Мангышлакская -//- адай(тобыш)

7. Раимбердинская -//- адай(мунал), берш(кулкеш)

8. Туркмен-адаевская -//- адай(тобыш, косай, кунанорыс)

9. Туркменская -//- адай

10. Тюб-караганская -//- адай(мунал)

Темирский уезд

байулы

1. 1-я Адаевская адай(балыкшы)

2. 2-я Адаевская адай(тобыш)

3. 3.-я Адаевская адай(мунал)

1,2,3 адаевские волости в рассматриваемый период де юро, числились за

Темирским уездом, де факто зимовали в Мангышлакском уезде.

Кроме вышеперечисленных родов в Мангышлакском уезде проживали

жетыру(табын, кердери), байулы(таз, есентемир, черкеш). Табынцы большей частью зимовали на западном побережье Аральского моря.

Красноводский уезд

Волости и приставства

1. 4-я Адаевская в-ть (вне приставства) адай(косай)

2. Кара-калинское: с.о. Сумбар адай(мунал)

3. Сел. общ. «Ших» (вне приставства) адай

4. Полоса отчуждения ср. азиат. ж/д адай

станции: Джебел, Небитдаг,

Ягман, Айдын, Ахча-куйма….

Мервский уезд

байулы

1. Киргизское(казахское) с.о. адай

при пос. Байрам-али (вне пр-ва)

2. Полоса отчуждения ср.аз. ж/д адай

станции: Равнина, Уш-адши, разъезды

5-я Адаевская не попадает во временной отрезок рассматриваемого

периода «1897-1915 г.г.», так как была образована в 1916 году.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажеться что Адайцы и многие люди младшего жуза приехали из Могулстана. Как вы думаете? Sorry my Russian is bad! :unsure:

Дулаты пришли из Могулистана, но не думаю что адаи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое отношение имеет племя адай к адай-иргитам,которых монголы называют "Цаатан"?

Это урянкаты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...........

А вот по кереитам ничего не могу сказать. Живу в Акт. обл. и ни разу не встречал кереита. Даже не слышал. Возможно из за малочисленности они влились в другие рода.

Оснавная локализация кереитов в дореволюционный период Сыр-Дарьинская область. Перовский уезд-Аламесекская,Кысбугутская волости, Казалинский уезд - Каракульская, Кармакчинская, Кувандарьинская волости, Ташкентский уезд -Аккурганская волость, Амударьинский отдел -Наупырская,Тамдинская, Торткульская,Беш-ябская,Шейх-абазвалийская. Проживали кереиты и в Бухарском Эмирате- Нуратинское и Керминское бекства, Акмолинском уезде -Ишимской волости, Кокчетавском уезде - Зерендинской волости. И вливаться они не куда не хотят! :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ответ на вопрос почему адайцы Мангышлака не держали КРС.

79401dfa4c81.jpg

382bdcb6bd08.jpg

Карту кочевых путей адайцев и карту колодцев на Мангышлаке выложить не могу объем большой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

77759. Нашел эту книгу в онлайн библиотеке, но там сокращенная версия. Не подскажите где мне раздобыть ее в полном объеме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

77759. Нашел эту книгу в онлайн библиотеке, но там сокращенная версия. Не подскажите где мне раздобыть ее в полном объеме?

Найду сообщу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Bas1

Книга выложенная в инете называется "Казахи Мангышлака во второй половине Х!Х века", а мною выставленные фрагменты из "Из истории казахов Мангышлака в первой половине Х!Х века" Автор обеих книг М. Турсунова. Где и как у меня фрагменты второй книги оказались хоть убей не помню! Могу предложить имеющихся в моем архиве 10 страниц этой книги, на мой взляд интересных. :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...