Перейти к содержанию
Алтай

Монгольские казахи

Рекомендуемые сообщения

Гость Хазгууд баатаар

Всем привет!

Нужна информация об участии монгольских казахов в борьбе против китайских захватчиков.

Спасибо,

С уважением ко всем кочевникам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

hasag_1.gifhasag.gif

Монголын хасгууд – Монгольские казахи

Монгольские казахи состоят из племен абах керей и найман. Абах кереи делятся на 12 родов: молхы, итэли, жадик, жантекей, шеручи, мэркит, шыбыр-айгыр, каракас, кенсадаж, жастабан, шимойын и сарыбас. Абах кереи жили в местностях окрестностей рек Каба, Бауршын, Эрчис, Түргэн, Көктолгой, Чингэл, Булган и Бууралтолгой. Руководил всеми 12 родами люди с должностями как Укерда (бүгдийн дарга – начальник всех), захирагч занги, юз-баш (зуутын дарга – начальник сто) и элүбаш (тавьтын дарга – начальник пятидесят).

Из-за гнета маньчжуро-китайских феодалов, нехваток пастбищ и скотов люди сильно бедствовали. Также в середине XIX века возникли ряд восстании, из-за которого народ страдали, тревожились и много устали. По этой причине с 1864 года казахские семьи начали приходить из Алтая в Монголию, в Кобдо. В 1867-1870 годах стали ещё интенсивнее прикочевать даже всеми родами и племенами: род Жантекей во главе с Кебеш батыром приехали в Булган, Дэлүүн и Толбо проходив Алтай через Сумдайрах, Шигиртэй и Хуримт; род шеручи во главе с Жылкышом приехали в Даян, Улаанхус. Они арендовали у местных уриянхайских ноёонов землю и пастбищ для проживания и стали жить там.

После этого в 1890-ых годах приехали другие роды как шыбыр-айгыр, каракас, молхы. В 1895 году казахи предоставили Кобдосскому амбын ноёону подарок из 9-ти белых, и тем самым получили разрешение жить в местах на котором сейчас временно поселились. Ноёоны пришедших казахских родов время от времени боролись друг с другами за предводительствование и это местами вызвали убийство, бедство среди казахских народов. Один из таких столкновении имело дело в 1900 году, между родами шеручи и жантекей. В этой борьбе взял верх шеручи, который далее стал главенствующим родом среди казахов.

В 1912 году из-за ойротского Дамжийжанцана (Джа лама) казахи сильно страдались и разделившись на три части убегали в Китай и Россию (в Чуй). После в 1913-1914 году стали возвращаться казахские роды: шеручи во главе с Сукурбаем из Алтая (Синьцзяна), род санрау во главе с Киюбаем и России, род бахад во главе с Кыланом также из Россий прикочевали назад в прежние нутуки. В это время казахи жили почти по принципу родо-племеннего деления, разрозненно.

В то время в Монголии было изгнанены маньчжурские наместники и был объявлен независимость Монголии. Поэтому казахи выразили своих желании стать гражданами Монгольского улуса в Правительство Богдо Гэгэна. Монгольское правительство принял этот прошение и с 23 марта 1917 года казахи стали полноправными гражданами Монголии, и были образованы административные единицы “кошуны”, главам хошунов были даны должностные звания и тамга.

Первые казахскими хошунами являются Шеручи, Шыбыр-Айгыр и Ботохара кошунов. Ещё одной частью монгольских казахов являются “найман казахи” которых также называют “есөн туг найман” – девятизнаменные найманы. Они состоят из 9 родов как каратай, саргалдак, төртуыл, желменбет, жарболды, шонмурын, самай и кара кирей. Они жили в районе Кош-Агач, и рек Чуй в России, и потом приехали в Монголию.

Главным начаьством казахов был Өжеке (укерда) и после его смерти унаследовал должность его младший брат Жангир, его сын Адай, его сын Жунгалдай и назывались укерда. Из больших родов: захирагч-ами жантекея были Кебеш, Мурундык и Байхадам; захирагч-ами шеручи были Жылкыш и Сукурбай. Из них Сукурбай имел звание гун (бэйс).

В период проникновения белогвардейцев в западные края Монголии, казахский народ оказали поддержку и участвовали вместе с монгольскими и советскими войсками в уничтожении бандитов белых иммигрантов. После победы народной революции было установлены новые, демократические администрация в местностях, и казахские хошуны были изменены. В 1925 году казахи были разделена на 5 хошунов: Шеручи, Хошах, Ботахара, Шыбыр-Айгыр и Байхадам. В 1930 году в следующих трех хошунах жили по перечислению 11600 человек.

1. Шерүүч хошуу: состиот из 3-х сумунов Бахад, Курман и Санрау

2. Шыбыр-Айгыр хошуу: состоит из 3-х сумунов Ботахора, Шыбыр-айгыр и Хошах

3. Байхадам хошуу: не было сумуна.

Итак позже в конце 1930-ых годов образовали новых сумунов в казахских хошунах.

Ими являются:

1. Баяннуур (образован в 1938 году из казахов из родов жантекей и ботахара раньше живущих в 1922-1932 годах в местностях Хасаг, Жаргалант Гоби-Алтайского аймака, и Алаг-Уул Забханского аймака, и потом 1936 году переселенных в местность находящихся между сумунами Эрдэнэ-бүрэн и Алтанцөгц Кобдосского аймака.).

2. Дэлүүн (в 1938 году образован объединив в одно прежних сумунов Хошах, Ботахора и Тайлак) .

3. Толбонуур (... 1938 году образован ...).

4. Улаан хус (... 1938 году образован ...).

5. Цагаан гол (... 1938 году образован ...).

6. Хужирт (... 1938 году образован ..., в 1952 году переобразован в Булган сумун).

7. Цагааннуур. (... 1938 году образован ..., в 1952 году выделил из него Ногооннуур сумуна)

8. Ховд сум.

Таким образом старые казахские хошуны в составе Кобдосского аймака имели сумунные разделение, и в 1940-ом году был образован новый аймак Баян-Ульгий где в основном стали жить казахские роды. Нынче абах керейские роды живут и находятся как указаны ниже:

1. Шерүүч – по северу Цэнгэл сумуна, по северо-востоку и югу Улаанхус сумуна, в центре Цагааннуур сумуна и Сагсай сумуне

2. Жантекей – по югу Цэнгэл сумуна, в центре Улаанхус, Цагааннуур и Алтанцөгц сумунов, по северу Баяннуур сумуна, по востоку Толбо сумуна, по северному и южному краям Дэлүүн сумуна, в центре Алтай сумуна и целиком в Булган сумуне.

3. Ители – западе Алтай сумуна, востоку Цэнгэл, центру Баяннуур, северу Дэлүүн, и западу Булган сумуна живут малых количествах.

4. Молхы – в центре Цагааннуур и Буянт, по югу Алтанцөгц сумунов.

5. Жадик – по югу Ногооннуур, северо-востоку Алтанцөгц, востоку Бугат, и западу Цэнгэл сумуна живут в малых количествах.

6. Шыбыр-Айгыр – по центру и юго-востоку Цэнгэл, центру Ногооннуур, западу Бугат, центру Алтай, западу Толбо, и центру Булган сумунов. Также живут в Баяннуур сумуне.

7. Каракас – в малых количествах живут в сумунах Дэлүүн и Булган.

А представители из других родов как мэркит, кейсадак, шимойын, жастабан очень редки в Монголии, и некоторых вообще нету.

А из найман казахов малочисленные представители живут в сумуне Улаанхус. Также в сумуне Булган Кобдосского аймака живут преимущественно представители родй ители, а в сумуне Кобдо разные роды казахов живут.

Краткий перевод был сделан из материала по линку: Казахи монгольские

Remarks: Монгольские административные деления:

улс - страна, государство

аймак - крупная административная единица = провинция

хошун (кошун) - следующая административная единица в составе аймака (сейчас не используется)

сумун - административная единица в составе хошуна (была обязана поставить 100-150 воинов при нужде)

баг - админ. ед. в составе сумуна

арван - в составе бага

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку эта тема посвящена для казахов живущих в Монголии и являющихся гражданами Монголии, соответственно вместил тему в раздел Монголы, думаю что никаких возражении или негодования не будет со всех сторон!

Раздел "Монголы" посвящен монголо-ЯЗЫЧНЫМ народам, а не гражданам Республики Монголия.

Проживающих в России калмыков и бурятов никто в "славян" не записывает, если что.

Монгольские казахи состоят из племен абах керей и найман.

...с 1864 года казахские семьи начали приходить из Алтая в Монголию

Если казахи в Монголии состоят из найманов и кереев, то исторический обзор надо начинать как минимум с образования Найманского и Кереитского ханств, а не с 19 века!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересно, enhd, если есть еще информация кидайте сюда.

Кстати, нельзя ли раскрыть тему связи монгольских казахов с синьцзянскими в 1940-х гг. Интересно было бы узнать про Оспана и Чойболсана. Там ведь войска МНР оказывали поддержку повстанцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sartuul Mongol,

Среди калмыков и бурят русскоязычных на порядок большем чем монголоязычных среди казахов, только от этого они не становятся "славянами". Вы не совсем понимаете значение этого раздела.

При чем тут ойраты? Сами же меняете тему а еще других одергиваете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор открыл тему в разделе "Монголы" лишь из-за того факта что эти казахи проживают на территории Монголии, а не потому что они "speak in Mongolian, cherish Mongolian culture and history".

Калмыки и буряты тоже проживают в доминированной славянами России, но от этого они не становятся "славянами".

Прошу перенести тему в раздел "Тюрки".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку эта тема посвящена для казахов живущих в Монголии и являющихся гражданами Монголии, соответственно вместил тему в раздел Монголы, думаю что никаких возражении или негодования не будет со всех сторон!

hasag_1.gifhasag.gif

Монголын хасгууд – Монгольские казахи

Монгольские казахи состоят из племен абах керей и найман. Абах кереи делятся на 12 родов: молхы, итэли, жадик, жантекей, шеручи, мэркит, шыбыр-айгыр, каракас, кенсадаж, жастабан, шимойын и сарыбас. Абах кереи жили в местностях окрестностей рек Каба, Бауршын, Эрчис, Түргэн, Көктолгой, Чингэл, Булган и Бууралтолгой. Руководил всеми 12 родами люди с должностями как Укерда (бүгдийн дарга – начальник всех), захирагч занги, юз-баш (зуутын дарга – начальник сто) и элүбаш (тавьтын дарга – начальник пятидесят).

Из-за гнета маньчжуро-китайских феодалов, нехваток пастбищ и скотов люди сильно бедствовали. Также в середине XIX века возникли ряд восстании, из-за которого народ страдали, тревожились и много устали. По этой причине с 1864 года казахские семьи начали приходить из Алтая в Монголию, в Кобдо. В 1867-1870 годах стали ещё интенсивнее прикочевать даже всеми родами и племенами: род Жантекей во главе с Кебеш батыром приехали в Булган, Дэлүүн и Толбо проходив Алтай через Сумдайрах, Шигиртэй и Хуримт; род шеручи во главе с Жылкышом приехали в Даян, Улаанхус. Они арендовали у местных уриянхайских ноёонов землю и пастбищ для проживания и стали жить там.

После этого в 1890-ых годах приехали другие роды как шыбыр-айгыр, каракас, молхы. В 1895 году казахи предоставили Кобдосскому амбын ноёону подарок из 9-ти белых, и тем самым получили разрешение жить в местах на котором сейчас временно поселились. Ноёоны пришедших казахских родов время от времени боролись друг с другами за предводительствование и это местами вызвали убийство, бедство среди казахских народов. Один из таких столкновении имело дело в 1900 году, между родами шеручи и жантекей. В этой борьбе взял верх шеручи, который далее стал главенствующим родом среди казахов.

В 1912 году из-за ойротского Дамжийжанцана (Джа лама) казахи сильно страдались и разделившись на три части убегали в Китай и Россию (в Чуй). После в 1913-1914 году стали возвращаться казахские роды: шеручи во главе с Сукурбаем из Алтая (Синьцзяна), род санрау во главе с Киюбаем и России, род бахад во главе с Кыланом также из Россий прикочевали назад в прежние нутуки. В это время казахи жили почти по принципу родо-племеннего деления, разрозненно.

В то время в Монголии было изгнанены маньчжурские наместники и был объявлен независимость Монголии. Поэтому казахи выразили своих желании стать гражданами Монгольского улуса в Правительство Богдо Гэгэна. Монгольское правительство принял этот прошение и с 23 марта 1917 года казахи стали полноправными гражданами Монголии, и были образованы административные единицы “кошуны”, главам хошунов были даны должностные звания и тамга.

Первые казахскими хошунами являются Шеручи, Шыбыр-Айгыр и Ботохара кошунов. Ещё одной частью монгольских казахов являются “найман казахи” которых также называют “есөн туг найман” – девятизнаменные найманы. Они состоят из 9 родов как каратай, саргалдак, төртуыл, желменбет, жарболды, шонмурын, самай и кара кирей. Они жили в районе Кош-Агач, и рек Чуй в России, и потом приехали в Монголию.

Главным начаьством казахов был Өжеке (укерда) и после его смерти унаследовал должность его младший брат Жангир, его сын Адай, его сын Жунгалдай и назывались укерда. Из больших родов: захирагч-ами жантекея были Кебеш, Мурундык и Байхадам; захирагч-ами шеручи были Жылкыш и Сукурбай. Из них Сукурбай имел звание гун (бэйс).

В период проникновения белогвардейцев в западные края Монголии, казахский народ оказали поддержку и участвовали вместе с монгольскими и советскими войсками в уничтожении бандитов белых иммигрантов. После победы народной революции было установлены новые, демократические администрация в местностях, и казахские хошуны были изменены. В 1925 году казахи были разделена на 5 хошунов: Шеручи, Хошах, Ботахара, Шыбыр-Айгыр и Байхадам. В 1930 году в следующих трех хошунах жили по перечислению 11600 человек.

1. Шерүүч хошуу: состиот из 3-х сумунов Бахад, Курман и Санрау

2. Шыбыр-Айгыр хошуу: состоит из 3-х сумунов Ботахора, Шыбыр-айгыр и Хошах

3. Байхадам хошуу: не было сумуна.

Итак позже в конце 1930-ых годов образовали новых сумунов в казахских хошунах.

Ими являются:

1. Баяннуур (образован в 1938 году из казахов из родов жантекей и ботахара раньше живущих в 1922-1932 годах в местностях Хасаг, Жаргалант Гоби-Алтайского аймака, и Алаг-Уул Забханского аймака, и потом 1936 году переселенных в местность находящихся между сумунами Эрдэнэ-бүрэн и Алтанцөгц Кобдосского аймака.).

2. Дэлүүн (в 1938 году образован объединив в одно прежних сумунов Хошах, Ботахора и Тайлак) .

3. Толбонуур (... 1938 году образован ...).

4. Улаан хус (... 1938 году образован ...).

5. Цагаан гол (... 1938 году образован ...).

6. Хужирт (... 1938 году образован ..., в 1952 году переобразован в Булган сумун).

7. Цагааннуур. (... 1938 году образован ..., в 1952 году выделил из него Ногооннуур сумуна)

8. Ховд сум.

Таким образом старые казахские хошуны в составе Кобдосского аймака имели сумунные разделение, и в 1940-ом году был образован новый аймак Баян-Ульгий где в основном стали жить казахские роды. Нынче абах керейские роды живут и находятся как указаны ниже:

1. Шерүүч – по северу Цэнгэл сумуна, по северо-востоку и югу Улаанхус сумуна, в центре Цагааннуур сумуна и Сагсай сумуне

2. Жантекей – по югу Цэнгэл сумуна, в центре Улаанхус, Цагааннуур и Алтанцөгц сумунов, по северу Баяннуур сумуна, по востоку Толбо сумуна, по северному и южному краям Дэлүүн сумуна, в центре Алтай сумуна и целиком в Булган сумуне.

3. Ители – западе Алтай сумуна, востоку Цэнгэл, центру Баяннуур, северу Дэлүүн, и западу Булган сумуна живут малых количествах.

4. Молхы – в центре Цагааннуур и Буянт, по югу Алтанцөгц сумунов.

5. Жадик – по югу Ногооннуур, северо-востоку Алтанцөгц, востоку Бугат, и западу Цэнгэл сумуна живут в малых количествах.

6. Шыбыр-Айгыр – по центру и юго-востоку Цэнгэл, центру Ногооннуур, западу Бугат, центру Алтай, западу Толбо, и центру Булган сумунов. Также живут в Баяннуур сумуне.

7. Каракас – в малых количествах живут в сумунах Дэлүүн и Булган.

А представители из других родов как мэркит, кейсадак, шимойын, жастабан очень редки в Монголии, и некоторых вообще нету.

А из найман казахов малочисленные представители живут в сумуне Улаанхус. Также в сумуне Булган Кобдосского аймака живут преимущественно представители родй ители, а в сумуне Кобдо разные роды казахов живут.

Краткий перевод был сделан из материала по линку: Казахи монгольские

Remarks: Монгольские административные деления:

улс - страна, государство

аймак - крупная административная единица = провинция

хошун (кошун) - следующая административная единица в составе аймака (сейчас не используется)

сумун - административная единица в составе хошуна (была обязана поставить 100-150 воинов при нужде)

баг - админ. ед. в составе сумуна

арван - в составе бага

Очень интересный материал. Спасибо.

Я, кстати, обратил на него внимание именно по тому, что он размещен в разделе "МОНГОЛЫ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Так как на форуме рубрикация идет по этническому признаку, тем а перемещена в раздел "Тюрки".

Сартуул Монгол, что за выражение: FUNNY KAZAKH BOY? Выношу второе официальное предупреждение за откровенный флуд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как на форуме рубрикация идет по этническому признаку, тем а перемещена в раздел "Тюрки".

Сартуул Монгол, что за выражение: FUNNY KAZAKH BOY? Выношу второе официальное предупреждение за откровенный флуд.

что за выражение: FUNNY KAZAKH BOY?

- eto normalnyi ejednevnyi vyrazhenie kak - Kakoi zabavnyi/ veselyi kazakh mal4ik.. :)

Ubazhaemyi Rust. Ya ne fludbot.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупости. Тратить деньги на чужое государство вместо усиления экономики своей страны - неразумно. По крайней мере на данном этапе развития.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Bayan_Olgiy.gif500px-Mn_flag_bayan_olgiy_aymag.svg.png

Баян-Өлгий аймгийн сүлд, туг - Герб и знамя Баян-Ульгийского аймака

Скажите, пожалуйста, а какая именно птица изображена на гербе Баян-Ульгийского аймака?

И почему - птица?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажите, пожалуйста, а какая именно птица изображена на гербе Баян-Ульгийского аймака?

И почему - птица?

БYРГЭД-eagle. Potomu chto Burged -Eagle hunting- eto osobennost' etogo provinca.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

General population of Kazakhs in Mongolia

Total number of Mongolian Kazakh is about 110000.

Location:- Баян-Өлгий аймаг: - 99,112 (90% казах)

Ховд аймаг: - 91,770 (10% казах)

Улаанбаатар хот, Налайх: - 23,620 (30% -4, 519 казах иргэд)

Чужие среди своих

Ерлан НУРГАЛИЕВ

Эксперты отмечают, что тяжелые социально-экономические условия и недостаточное внимание казахстанских властей вынуждает репатриантов возвращаться обратно. Например, по данным монгольского Национального статистического бюро в прошлом году в казахский аймак "Баян-Олгий" в Монголии возвратились порядка 10-тысяч казахов-оралманов.

По мнению монгольской стороны, "переселенцев не устраивает очень низкий уровень жизни в Казахстане, и они считают, что монгольское правительство заботиться о них гораздо больше". Еще одной причиной возвращения является то, что с 1 мая монгольское правительство бесплатно выделяет временные наделы в частную собственность.

Первый поток этнических казахов из Монголии (около 70 тысяч) в Казахстан переселился в 1991-1993 годах по трудовым контрактам, срок которых, кстати, уже истек. Но в соответствии с законодательством МНР двойное гражданство не допускается, а процедура выхода из гражданства для получения казахского очень сложная. Поэтому к 2001 году только 30 процентов репатриантов сумели "прописаться" в Казахстане, а большинство не имеет паспортов, естественно, не могут приобрести собственность. Словом, не участвуют в социально-политической жизни Казахстана. Изгои поневоле, без постоянного заработка, не имеют специальной квалификации, а значит, довольствуются сезонной работой. Многие живут за чертой бедности.

Вторая волна переселенцев внесла элементы хаоса и неразберихи. К примеру, казахи с монгольским гражданством часто совершают коммерческие поездки в Китай и другие страны, с которыми Монголия имеет безвизовый режим. Это тоже порождает правовые конфликты, способствует нерегулируемости миграционных процессов в Казахстане. http://www.centrasia.ru/

(около 70 тысяч) big loss for Mongolian Human Resource

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку эта тема посвящена для казахов живущих в Монголии и являющихся гражданами Монголии, соответственно вместил тему в раздел Монголы, думаю что никаких возражении или негодования не будет со всех сторон!

hasag_1.gifhasag.gif

Монголын хасгууд – Монгольские казахи

Монгольские казахи состоят из племен абах керей и найман. Абах кереи делятся на 12 родов: молхы, итэли, жадик, жантекей, шеручи, мэркит, шыбыр-айгыр, каракас, кенсадаж, жастабан, шимойын и сарыбас. Абах кереи жили в местностях окрестностей рек Каба, Бауршын, Эрчис, Түргэн, Көктолгой, Чингэл, Булган и Бууралтолгой. Руководил всеми 12 родами люди с должностями как Укерда (бүгдийн дарга – начальник всех), захирагч занги, юз-баш (зуутын дарга – начальник сто) и элүбаш (тавьтын дарга – начальник пятидесят).

Из-за гнета маньчжуро-китайских феодалов, нехваток пастбищ и скотов люди сильно бедствовали. Также в середине XIX века возникли ряд восстании, из-за которого народ страдали, тревожились и много устали. По этой причине с 1864 года казахские семьи начали приходить из Алтая в Монголию, в Кобдо. В 1867-1870 годах стали ещё интенсивнее прикочевать даже всеми родами и племенами: род Жантекей во главе с Кебеш батыром приехали в Булган, Дэлүүн и Толбо проходив Алтай через Сумдайрах, Шигиртэй и Хуримт; род шеручи во главе с Жылкышом приехали в Даян, Улаанхус. Они арендовали у местных уриянхайских ноёонов землю и пастбищ для проживания и стали жить там.

После этого в 1890-ых годах приехали другие роды как шыбыр-айгыр, каракас, молхы. В 1895 году казахи предоставили Кобдосскому амбын ноёону подарок из 9-ти белых, и тем самым получили разрешение жить в местах на котором сейчас временно поселились. Ноёоны пришедших казахских родов время от времени боролись друг с другами за предводительствование и это местами вызвали убийство, бедство среди казахских народов. Один из таких столкновении имело дело в 1900 году, между родами шеручи и жантекей. В этой борьбе взял верх шеручи, который далее стал главенствующим родом среди казахов.

В 1912 году из-за ойротского Дамжийжанцана (Джа лама) казахи сильно страдались и разделившись на три части убегали в Китай и Россию (в Чуй). После в 1913-1914 году стали возвращаться казахские роды: шеручи во главе с Сукурбаем из Алтая (Синьцзяна), род санрау во главе с Киюбаем и России, род бахад во главе с Кыланом также из Россий прикочевали назад в прежние нутуки. В это время казахи жили почти по принципу родо-племеннего деления, разрозненно.

В то время в Монголии было изгнанены маньчжурские наместники и был объявлен независимость Монголии. Поэтому казахи выразили своих желании стать гражданами Монгольского улуса в Правительство Богдо Гэгэна. Монгольское правительство принял этот прошение и с 23 марта 1917 года казахи стали полноправными гражданами Монголии, и были образованы административные единицы “кошуны”, главам хошунов были даны должностные звания и тамга.

Первые казахскими хошунами являются Шеручи, Шыбыр-Айгыр и Ботохара кошунов. Ещё одной частью монгольских казахов являются “найман казахи” которых также называют “есөн туг найман” – девятизнаменные найманы. Они состоят из 9 родов как каратай, саргалдак, төртуыл, желменбет, жарболды, шонмурын, самай и кара кирей. Они жили в районе Кош-Агач, и рек Чуй в России, и потом приехали в Монголию.

Главным начаьством казахов был Өжеке (укерда) и после его смерти унаследовал должность его младший брат Жангир, его сын Адай, его сын Жунгалдай и назывались укерда. Из больших родов: захирагч-ами жантекея были Кебеш, Мурундык и Байхадам; захирагч-ами шеручи были Жылкыш и Сукурбай. Из них Сукурбай имел звание гун (бэйс).

В период проникновения белогвардейцев в западные края Монголии, казахский народ оказали поддержку и участвовали вместе с монгольскими и советскими войсками в уничтожении бандитов белых иммигрантов. После победы народной революции было установлены новые, демократические администрация в местностях, и казахские хошуны были изменены. В 1925 году казахи были разделена на 5 хошунов: Шеручи, Хошах, Ботахара, Шыбыр-Айгыр и Байхадам. В 1930 году в следующих трех хошунах жили по перечислению 11600 человек.

1. Шерүүч хошуу: состиот из 3-х сумунов Бахад, Курман и Санрау

2. Шыбыр-Айгыр хошуу: состоит из 3-х сумунов Ботахора, Шыбыр-айгыр и Хошах

3. Байхадам хошуу: не было сумуна.

Итак позже в конце 1930-ых годов образовали новых сумунов в казахских хошунах.

Ими являются:

1. Баяннуур (образован в 1938 году из казахов из родов жантекей и ботахара раньше живущих в 1922-1932 годах в местностях Хасаг, Жаргалант Гоби-Алтайского аймака, и Алаг-Уул Забханского аймака, и потом 1936 году переселенных в местность находящихся между сумунами Эрдэнэ-бүрэн и Алтанцөгц Кобдосского аймака.).

2. Дэлүүн (в 1938 году образован объединив в одно прежних сумунов Хошах, Ботахора и Тайлак) .

3. Толбонуур (... 1938 году образован ...).

4. Улаан хус (... 1938 году образован ...).

5. Цагаан гол (... 1938 году образован ...).

6. Хужирт (... 1938 году образован ..., в 1952 году переобразован в Булган сумун).

7. Цагааннуур. (... 1938 году образован ..., в 1952 году выделил из него Ногооннуур сумуна)

8. Ховд сум.

Таким образом старые казахские хошуны в составе Кобдосского аймака имели сумунные разделение, и в 1940-ом году был образован новый аймак Баян-Ульгий где в основном стали жить казахские роды. Нынче абах керейские роды живут и находятся как указаны ниже:

1. Шерүүч – по северу Цэнгэл сумуна, по северо-востоку и югу Улаанхус сумуна, в центре Цагааннуур сумуна и Сагсай сумуне

2. Жантекей – по югу Цэнгэл сумуна, в центре Улаанхус, Цагааннуур и Алтанцөгц сумунов, по северу Баяннуур сумуна, по востоку Толбо сумуна, по северному и южному краям Дэлүүн сумуна, в центре Алтай сумуна и целиком в Булган сумуне.

3. Ители – западе Алтай сумуна, востоку Цэнгэл, центру Баяннуур, северу Дэлүүн, и западу Булган сумуна живут малых количествах.

4. Молхы – в центре Цагааннуур и Буянт, по югу Алтанцөгц сумунов.

5. Жадик – по югу Ногооннуур, северо-востоку Алтанцөгц, востоку Бугат, и западу Цэнгэл сумуна живут в малых количествах.

6. Шыбыр-Айгыр – по центру и юго-востоку Цэнгэл, центру Ногооннуур, западу Бугат, центру Алтай, западу Толбо, и центру Булган сумунов. Также живут в Баяннуур сумуне.

7. Каракас – в малых количествах живут в сумунах Дэлүүн и Булган.

А представители из других родов как мэркит, кейсадак, шимойын, жастабан очень редки в Монголии, и некоторых вообще нету.

А из найман казахов малочисленные представители живут в сумуне Улаанхус. Также в сумуне Булган Кобдосского аймака живут преимущественно представители родй ители, а в сумуне Кобдо разные роды казахов живут.

Краткий перевод был сделан из материала по линку: Казахи монгольские

Remarks: Монгольские административные деления:

улс - страна, государство

аймак - крупная административная единица = провинция

хошун (кошун) - следующая административная единица в составе аймака (сейчас не используется)

сумун - административная единица в составе хошуна (была обязана поставить 100-150 воинов при нужде)

баг - админ. ед. в составе сумуна

арван - в составе бага

У меня вопрос к уважаемому Еnhd.

Скажите, пожалуйста, почему на монгольской погранзаставе "Даян", которая стоит на южном берегу озера Даян-Нур, все ДОТы (долговременные огневые точки) направлены не в сторону Синьцзяна, а в сторону Монголии? Такое ощущение, что монгольские пограничники охраняют монгольско-китайскую границу от монгольских казахов.

Интересно, изменялась ли линия границы на этом участке за последние несколько десятков лет? Например, в 1949 г.?

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупости. Тратить деньги на чужое государство вместо усиления экономики своей страны - неразумно. По крайней мере на данном этапе развития.

верная логика, лучше переманивать готовую трудовую силу, чем тратить деньги на образование, здравоохранение и воспитание, пусть это делают другие страны, особенно откуда людей переманивают пустыми обещаниями, а потом доводят до отчаяния, бунтов и побегов обратно, затыкая ими дыры своей региональной политики. Прекрасная логика. Причем то, что монгольские казахи знают свой казахский язык в десятки раз лучше русифицированной "элиты", которая на своем родном языке даже пару документов написать не может, не спасает от того, что мигрантов, которых оболванили и ПРИГЛАСИЛИ, на самом деле иногда не считают за людей - потому что те говорят на своем языке, а не пиликают по русски на смех всего мира, как рафинированные "казахи".

Зато статистика миграции населения с плюсом. Надо же как то сбалансировать минусы от бежавших немцев, русских и тд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжайте. Тут целый коллектив казахов (из КЗ, синьцзянских, оралманов, граждан Монголии) читает (переводим друг другу), обхохотались уже. Спасибо за поднятое настроение.

Легче всего во всем обвинить апокалиптических казахов и их ужасную страну. Так своя красивее выглядит. Но построение государства - это дело прагматичное, где ни чьи-то эмоции, ни чьи-то оскорбления в адрес моей страны никакой роли не играют. Главное - результат, то есть экономически сильная страна. Поэтому отношение к таких постам традиционное: собака лает - караван идет. У Казахстана есть дела посерьезней чем вникать в локальные проблемы не граничащих с ним (в любых отношениях) стран.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтай, прежде - где доказательства того что вы утверждаете?

Я сам видел. По понятным причинам на погранзаставе не разрешено снимать никакие объекты на фоне границы.

Но на территории погранзаставы стоит знаменитое каменное изваяние Даян-Батыра, на которое и приходят посмотреть туристы.

Изваяние стоит в 50 м к востоку от ближайшего ДОТа.

На черно-белой фотографии изображено каменное изваяние Даян-Батыра со спины. Один из дотов находится за спиной-справа от фотографа.

На цветной фотографии показаны хозяйственные постройки погранзаставы Даян.

post-1377-1182664490_thumb.jpg

post-1377-1182664677_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...