Ашина Шэни Опубликовано 29 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2017 6 minutes ago, Ашина Шэни said: ПАМЯТНАЯ НАДПИСЬ 572 ГОДА В КОКТЮРКСКОМ ХРАМЕ В ЧАНЪАНИ В ЧЕСТЬ МУКАН-КАГАНА Коктюркский буддийский храм в Чанъани, столице империи северная Чжоу (556-581), был возведен в период 557-572 годов по приказу министра Юйвэнь Ху в знак добрососедских отношений с Тюркским каганатом, которым в то время правил Мукан-каган. Ниже даю переложение на русский язык немецкого перевода надписи и комментариев Лю Маоцая по его капитальному труду "Сведения о восточных тюрках в китайских источниках" (Liu, Mau-ts'ai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken). Надпись в храме коктюрок в Чанъани во времена северной Чжоу (556-581) за авторством Ван Бао "Да Инивэнь Мухань коктюрок является потомком Ся-Хоу1. Он с неба. Его власть распространяется на крайние северные дикие местности. Куда бы ни прибыла его армия, не было никакого сопротивления. Под его властью низкие и высокие данху (офицеры)2, а также левый и правый сяньваны (мудрые короли)2. У них есть луки, которые соединены друг с другом клеем из костей мифических животных и украшены рогами, и стрелы с перьями кондора, с помощью которых они стреляют орлов. На холмах Цунлин (Памирские горы) нет ни одного крупного вождя, не подчиняющегося ему, и все правители Тянь-Шаня служат ему. Его люди просты и честны и держат свое слово, и его правительство ценит добрососедство. ... Великий министр, герцог Цзинь Го, заслуги которого высокие и блестящие, и положение которого достойно и сияющее, приказал мне, сыкуну (титул имперского советника общественных сооружений) обследовать пол (для храма)...3". Комментарий: 1. Ся-Хоу 夏 后. Таким образом, автор надписи постулирует китайское происхождение коктюрок, как и в случае с сюнну, которых тоже звали потомками мифической древнекитайской династии Ся. 2. Данху 當户 (офицер) - титул, использовавшийся у хуннов. 3. Дальнейшее красочное описание славного строительства храма не затрагивает коктюрок. Что же до даты строительства храма, можно сказать следующее: Согласно надписи, Юйвэнь Ху отдал приказ о строительстве, когда он был великим министром. Согласно его биографии он занимал этот пост в период между вторым месяцем года 557 и его смертью в третьем месяце года 572. Таким образом, приказ о строительстве мог быть издан лишь между 557 и 572 годами. Автор надписи, Ван Бао 王 襃, назван сыкуном 司空; он получил этот титул согласно его биографии самое раннее в четвертом месяце 572 года, и вскоре умер (около 572 года?). Создание надписи могло начаться самое раннее в четвертом месяце 572 года, и строительство храма должно было быть завершено к тому времени. В дополнение к надписи, два поздних источника сообщают о строительстве храма: А) Бяньчжэнлунь 辯 正 論 Фалиня 法 琳 в танскую эпоху сообщает, что император Тайцзу (Юйвэнь Тай) северной Чжоу построил коктюркский храм для великого кагана Даини. B)Шишицзигулюэ, 䆁 氏 稽古 略, цзюань 2, Сюэаня 覺 岸 минского периода сообщает: "Канцлер западной Вэй, Юйвэнь Тай, (император Тайцзу северной Чжоу) построил коктюркский храм для великого кагана Даини". Согласно этим двум поздним источникам, строительство имело бы место при Юйвэнь Тае, канцлере западной Вэй, который позже посмертно получил титул императора Тайцзу северной Чжоу. Юйвэнь Тай однако умер уже в десятом месяце 556 года. Следовательно эти два свидетельства не соглашаются с нашей надписью и могут лишь считаться искаженным известием о строительстве храма. Кем был каган Да Инивэнь Мухань 大 伊尼 温 木 汗 в нашей надписи? Без сомнения он идентичен с великим каганом Даини двух поздних источников. С учетом выше упомянутой датировки строительства храма (557-572), это может быть лишь Мухань 木 汗 (553-572). Инивэнь 伊尼 温 может быть особым обозначением кагана. [Liu, Mau-ts'ai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken (T'u-küe) - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1958 - p.38-39, 517-519] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 1 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2017 ИМПЕРАТРИЦА АШИНА - ДОЧЬ МУКАН-КАГАНА, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА ДИНАСТИИ БЭЙ-ЧЖОУ СЕВЕРНОГО КИТАЯ Императрица Ашина (阿史那皇后 Ашина хуанхоу) (551–582) была императрицей китайско-сяньбийской династии северная Чжоу. Она была дочерью коктюркского Мукан-кагана, ее мужем был император У (543-578). Она родилась в 551 году, вскоре после того как ее дед Бумын-каган, изначально вассал жужаней, объявил о своей независимости и создал коктюркское государство, приняв титул Иллиг каган. Коктюрки вскоре покорили большую часть жужаней, став доминирующей силой в степях к северу от китайских государств Западная Вэй и Восточная Вэй (и их государств-наследников, Северной Чжоу и Северной Ци, соответственно). По этой причине Юйвэнь Тай, верховный генерал Западной Вэй, неоднократно заключал союз с коктюрками, и изначально, Ашина Цицзинь (Мукан-каган), взявший трон в 554 году по смерти его брата Кэло Исицзи-кагана, согласился выдать свою дочь замуж за него, но вскоре передумал. После смерти Юйвэнь Тая в 556 году, его сын Юйвэнь Цзюэ перехватил трон у императора Гуна западной Вэй весной 557 года, покончив с западной Вэй и установив северную Чжоу в качестве императора Сяоминя. После того, как младший брат императора Сяоминя, император У, занял трон в 560 году, он вновь поднял вопрос о брачном союзе с коктюрками, и Мукан-каган согласился. В 565 году, император У отправил делегацию в 120 человек во главе с его братом Юйвэнь Чунем (宇文純), графом Чэнь, к коктюркам, чтобы сопровождать дочь Мукана обратно в северную Чжоу. Однако Мукан-каган вновь изменил свое решение и вместо этого задумался о союзе с северной Ци, задержав Юэйвэнь Чуня и прочих членов делегации. В или до 568 года, большая буря нанесла ущерб лагерю Мукана, и тот принял это за недовольство Неба его решением, и потому позволил Юйвэнь Чуню сопроводить его дочь в северную Чжоу. В 568 году, когда она прибыла в столицу северной Чжоу, Чанъань, император У лично приветствовал ее и возвел ее в ранг своей императрицы. Об императрице Ашина говорили, как о прекрасной и утонченной в действиях, и император У оказывал ей честь, но, как говорят, не относился к ней как к любимице, пока его племянница, леди Доу, около 572 года не напомнила ему о силе коктюрок и о том, что ему все еще предстояло сразиться с его соперниками, династиями северная Ци и Чэнь, и что ему следовало оказать императрице больше внимания, чтоб угодить ее родине. Он согласился. Детей у них однако не было. В 578 году, император У умер, и его сын Юйвэнь Юнь (от его жены Ли Эцзи) занял трон под именем императора Сюаня. Он оказывал честь и императрице Ашина, и своей матери Ли, как императрицам-матерям. В 579 году, после того как император Сюань отрекся от трона в пользу сына, императора Цзина, и взял себе нетипичный титул Тяньюань Шанхуан (天元上皇, вариация Тайшан хуан (император в отставке)), он дал ей титул "императрица-мать Тяньюань" (天元皇太后 (Тяньюань хуан тайхоу), позже 天元上皇太后 (Тяньюань шан хуан тайхоу)). После его смерти в 580 году, император Цзин оказывал ей честь как великой императрице-матери. Она пережила узурпацию северной Чжоу тестем императора Сюаня, Ян Цзянем, в 581 году, когда Ян Цзянь основал династию Суй в качестве императора Вэнь. В то время как Ян Цзянь перебил большую часть императорского дома северной Чжоу, ее он не тронул. Она умерла в 582 года и была с почестями похоронена как императрица, рядом с ее мужем, императором У.https://en.m.wikipedia.org/wiki/Empress_Ashina биография императрицы Ашина в хронике династии Чжоу, глава 9: http://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=812751 абзац 6 немецкий перевод отрывков из ее биографии Лю Маоцаем: [Liu, Mau-ts'ai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken (T'u-küe) - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1958 - p.19-20] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 1 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2017 Just now, Ашина Шэни said: Древнетюркская монета Тарду-кагана, сына Истеми и правиеля западных коктюрок (576-584) В центре тамга в форме якоря и согдийская надпись trδw "Тарду" поставлены на один уровень (слой). Oбратная сторона: в центре надпись γ’γ’n "каган" согдийским курсивом. Диаметр 16 мм, вес 1.5 г, место находки Канкатепе (Ташкент). Бронза. [Dr. Gaybullah Babayar. Köktürk Kağanlığı Sikkeleri Kataloğu. The Catalogue of the Coins of Turkic Qaghanate. - Ankara: Tika, 2007 - p.54] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 6 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2017 4 minutes ago, Ашина Шэни said: ВЕЛИКАЯ РАСПРЯ В ТЮРКСКОМ КАГАНАТЕ И ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ: ПЕРЕСМОТР В СВЕТЕ НОВЫХ ДАННЫХ ПО ГЕНЕАЛОГИИ РОДА АШИНА Этьен де ла Вэссьер, доктор исторических наук, Школа высших социальных наук, Париж Важным событием политической жизни первой тюркской империи был династический спор между соответствующими сыновьями предыдущих каганов, произошедший в 581-583 годах. Он закончился фактическим расколом империи. Важно понять легитимность притязаний соперников в этом деле. На востоке сын Кары, Нивар, пришел к власти, в то время как на западе сын Мукана укрылся у могущественного Тарду сына Истеми. В этом контексте хроника Суйшу (цзюань 84, с.1864) отмечает, что Тарду был дядей (цунфу 從父) нового кагана Нивара. Не имея возможности знать в полной мере проблему, создаваемую тюркским словарем родства, уже Э. Шаванн отмечал, что невозможно в этом тексте толковать понятие «дядя» в точном смысле слова. Тарду действительно двоюродный брат отца Нивара и, вероятно, старше него. Кажется, что мы имеем здесь очередное проявление семантического расширения понятия «äci», которое китайцы систематически передавали разными вариантами слова «дядя», тогда как оно включало в себя и другие категории. Но трудности продолжаются, так как после смерти сына Мукана в 588 году ему наследовал каган по имени Нири, который правил пятнадцать лет, но родственная связь которого с его предшественником не указана. Ему наследовал его сын Даман, сброшенный с престола в 610 году внуком Тарду, Шегуем. В то же время Цзю Таншу уточняет, что Шегуй был младшим дядей по отцу (шуфу 叔父) Дамана. Отсюда неизбежно вытекает вывод, что Нири был сыном Тарду. Ветвь династии, которая правила в то время двадцать два года на Западе, таким образом, была связана с линией от Истеми и с 588 года, или скорее с 583, потомки Истеми утверждаются в качестве соперников восточных каганов. Выходит, что империя западных тюрок была де факто независимой. Вот так и получается, что в историографии вот уже на протяжении века история происхождения западно-тюркской империи реконструируется на основании одного лишь этого "дяди". Основываясь на предыдущем анализе, можно подозревать, что не стоит трактовать термин "дядя" в прямом смысле: изначальная информация должно быть говорила, что Шегуй был äci Дамана. Эту гипотезу полностью подтверждает согдийская надпись из Монголкюре: найденная в 1953 году недалеко от китайско-казахской границы близ города Чжаосу в долине Текес (43°7'18.56'' северной широты, 81°11'27.25'' восточной долготы, высота над уровнем моря 1790 м), она была выгравирована в нижней части статуи, изображавшей знатного тюрка. Надпись была определена как согдийская в 1978 году и впервые прочтена иранистом в 1990 году. Она никогда не публиковалась полностью. Тем не менее, ключевой факт в наличии и нами получен: в строках 6 и 7 текст возвещает о восхождении на трон Нири (Нили) Кагана, внука Мукана. Шегуй, внук Тарду никогда не был братом Нири, но лишь дальним двоюродным братом, принадлежавшим к предшествующему поколению. Китайский перевод шуфу 叔父, «дядя», в очередной раз показал: он мало что дает для передачи понятия «äci». Надпись из Монголкюре позволяет восстановить следующее упрощенное генеалогическое древо тюркских каганов, достаточно отличающееся от предложенного Э. Шаванном и Лю Маоцаем (см. схему ниже). Надпись из Монголкюре и письмо, отправленное Маврикию, это два прокламативных текста, исходящих от одного и того же кагана. Они показывают, что то, что китайские тексты представляют нам как ранний раздел империи тюрок между западными и северными тюрками, изначально было соперничеством за власть над всей тюркской империей. В этом отношении именно окончательное поражение представителей ветви Мукана в 610 году ознаменует окончательный раскол империи. Но ранее потомки Мукана на протяжении двух поколений с их базы в северном Тяньшане предлагали тюркам унитарную имперскую модель, настолько мало похожую на предшествующую империю с центром в монгольской степи, насколько и мало похожую на последовавшую империю, созданную в Семиречье потомками Истеми. [De la Vaissière, Étienne. Oncles et frères: les qaghans Ashinas et le vocabulaire turc de la parenté //Turcica 42 (2010) - p.272-274] переложенная мной на русский язык генеалогическая схема рода Ашина по статье Вэссьера, жирным шрифтом обозначены лица, носившие титул кагана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 6 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2017 3 minutes ago, Ашина Шэни said: СТЕЛЫ ХУЮС-ТОЛГОЙ ПИСЬМОМ БРАХМИ - ПАМЯТНИК КОКТЮРКСКОГО УМНА-КАГАНА? Такаши Осава, доктор исторических наук университет Сока, Осака, Япония Относительно согдийских текстов Бугутской стелы, существуют две записи о том, что сын Татпар кагана поставил две буддистские мемориальные колонны по имени <nom sank> на сторонах B-2 и B-3. В результате поисков истори- ческих монументов в Монгольской степи мной обнаружены две стелы с надписями на брахми, найденные в 1985 г монгольскими археологами и именуемые Shinekhuu (Шинехуу). Интерпретация надписей стел представляла в тот период определенные сложности. Я исследовал исходные места в рамках международной японско-монгольской экспедиции в 2007 и 2008 годах. Эти места находятся в средней части степи в долине реки Туул в Центральной провинции Монголии. Согласно китайским записям Суйшу, цзюань 84, сын Татпара по имени Аньло и с титулом Баньна (Banna) вторгся в пределы северного Китая, по приказу 5-го тюркского кагана Ишбара, воссел на трон, наследуя отцу Татпару. Однако ему не хватало политической силы, чтобы превзойти соперничающего с ним Далобяня (Aпa каган), лидера из рода Ашина, поэтому он передал власть Нивар кагану (позже – Ишбара каган) и затем переместился в Орду в Орхонской степи, по правой стороне реки Туул. Две брахмийские стелы расположены в одинаковых степных условиях реки Туул. Мы пытались найти соответствующие брахмийские стелы у найденного нами подлинного холма брахмийских стел. Однако там не было никаких тюркских памятников. На следующий год мы исследовали другие места вдоль р. Туглы, основываясь на записях экспедиции G. Ramstedt и S. Pälsi 1909 г. Наконец, в 2007 г мы обнаружили большую округлую ограду эпохи бронзы, вблизи от которой находил- ся памятник, представляющий собой квадратную ограду в каменном кругу, и в восточном направле- нии от него вереницу камней – балбалов, которые было возможно отождествить с тюркским памятником Sevsüür - Севсуур [Bichees II, 2006 onoos 2008 oni Mongol uls dakh’ Türgiin bichees ba ertnii dursgalig sulakh ekspeditsiin irtgel (Report of Researches on Historical Sites and Turkic Inscriptions in Mongolia from 2006 to 2008, Japan - Mongolian Joint Expedition Project “BICHEES II”), p. 99]. Это захоронение имеет характерные черты памятников периода первого Тюркского каганaта, а местоположение похоже на местоположение Бугута и Гиндин Булак 1 (Gindin Bulak, памятник Bayn Tsgaan Khundy). Таким образом, этот памятник может принадлежать захоронению Умна кагана. Отсюда следует, что брахмийские стелы были воздвигнуты для защиты китайских и индийских монахов (Джинагупты) и верующих буддистов, проживавших в монгольских степях со времени правления его отца Татпар кагана. [Осава, Т. Историческое значение сосуществования языков, культур и культовых верований в ранний период Тюркского Каганата от земли Отюкен до регионов Тянь-Шаня //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.93-94] стелы Хуюс Толгой письмом брахми Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 22 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2017 On 8/12/2017 at 2:11 AM, Ашина Шэни said: ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ МОНЕТА ТУН-ДЖАБГУ-КАГАНА С ПАРНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАГАНА И ХАТУН (618-628) Слева изображение мужчины (кагана) с длинными волосами, открытым лбом, широким и округлым лицом. принца и принцессы, смотрящих прямо. Справа изобржение женщины (катун) в головном уборе треугольной формы. Лица обоих округлые, глаза слегка скошенные и миндалевидные.Обратная сторона: в центре тамга и согдийская легенда вокруг нее. Надпись начинается против часовой стрелки и читается twn cpγw γ’γ’n pn - “Tun Chanbghu Qaghan Pani“ (Монета Тун Джабгу Кагана). Диаметр 21.7 мм. Вес 3 грамма. Бронза. Канкатепе, Ташкент.[Dr. Gaybullah Babayar. Köktürk Kağanlığı Sikkeleri Kataloğu. The Catalogue of the Coins of Turkic Qaghanate. - Ankara: Tika, 2007 - p.54] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 22 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2017 Just now, Ашина Шэни said: Тун-джабгу-каган западных тюрок смел и проницателен, хорош он и в искусстве войны. Потому властвует он над племенами теле на севере, противостоит Персии (Босы) на западе, связался с Кашмиром (Цзибинь) на юге. Все страны повинуются ему. Приказывает он десяткам тысяч лучников, что утверждают его власть над царствами запада. Он занял землю усуней и перенес ставку свою в урочище Тысячи Источников (Цяньцюань) к северу от Ташкента. Все правители стран западных приняли тюркский титул эльтебер (селифа). Тун-джабгу-каган также послал тудунов (тутунь) следить за ними для контроля поступления налогов в казну. Никогда прежде не достигали западные тюрки подобного величия. “Старая история династии Тан”, глава 205 [Ying, L. Western Turks and Byzantine gold coins found in China // Transoxiana. 6 (Junio 2003)] статья онлайн: http://www.transoxiana.org/0106/lin-ying_turks_solidus.html оригинал: 統葉護可汗,勇而有謀,善攻戰。遂北並鐵勒,西拒波斯,南接罽賓,悉歸之。控弦數十萬,霸有西域,據舊烏孫之地。又移庭於石國北之千泉。其西域諸國王悉授頡利發,並遣吐屯一人監統之,督其征賦。西戎之盛,未之有也。 (http://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=453716#p6 абзац 6) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 4 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2017 Just now, Ашина Шэни said: ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ МОНЕТА ТУН-ДЖАБГУ-КАГАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАГАНА НА ТРОНЕ (618-628)Изображение кагана с длинными волосами, держащего что-то и сидящего скрестив ноги на троне. Его лицо смотрит направо, и слева изображены полумесяц и звезды. Обратная сторона: В центре тамга и согдийская легенда вокруг. Надпись начинается против часовой стрелки и читается twn cpγw γ'γ'n pny - "Tun Chabghu Qaghan Pani" ("Монета Тун-джабгу-кагана").Диаметр 2 см, вес 2.3 г. Ханабад-тепе (Ташкент). Бронза. [Dr. Gaybullah Babayar. Köktürk Kağanlığı Sikkeleri Kataloğu. The Catalogue of the Coins of Turkic Qaghanate. - Ankara: Tika, 2007 - p.56] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 21 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2017 Биография Ашины Шэни по переводу Шаванна 3 minutes ago, Ашина Шэни said: Ашина Шэни 阿史那社爾 был младшим сыном тюркского Чуло 處羅 хана. В 11 лет, он был одарен новым именем за свои храбрость и мудрость и получил титул Та-шада 拓設; он разбил свой лагерь к северу от каменистой пустыни. Он с Юкук-шадом (欲谷設 Юйгу шэ), сыном Иллиг-кагана (頡利 Сели), разделил управление племенами Теле 鐵勒, Уйгур 回紇, Бугу 僕骨 и Тонгра 同羅. Когда Чуло умер (620), он впал в траур как велели того обычаи. Он правил своими людьми на протяжении десяти лет никогда не повышая налоги, а когда предложили это сделать ради увеличения ресурсов, он ответил: "Племена мои живут в достатке, этого мне достаточно". Потому все вожди любили его.Иллиг-каган часто вступал в войну; Ашина Шэни возражал, но его не слушали. В первый год чжэнь-гуань 貞觀 (627), Теле, Уйгуры и Сеяньто 薛延陀 все восстали и сразили Юкук-шада у горы Мале 馬獵. Ашина Шэни оказывал ему помощь в сражении, но не имел успеха.В следующем году (628), возглавив своих оставшихся людей, он сумел взять Каган-ступу 可汗浮圖 (Бешбалык). Благодаря этому Иллиг-каган сумел нанести поражение западным тюркам, а вскоре умер западный Тун-джабгу-каган. Силиби-Дулу-хан 奚利必咄陸 и Сы-джабгу-xан 肆葉護 схватились в борьбе за трон. Ашина Шэни повел своих воинов в атаку чтобы застать их врасплох и отнял у них часть земель; благодаря этому он встал во главе более ста тысяч людей и принял титул Дубу-хан 都布.Тогда он сказал вождям: "Те кто восстал и уничтожил мой эль (Восточный Тюркский каганат) - Сеяньто. Я сумел подчинить страны Запада; но если я не одолею Сеяньто, то нанесу оскорбление памяти моего отца кагана и утрачу свою честь. Если поход мой не увенчается успехом, я не колеблясь сложу свою голову".Вожди отвечали: "Мы только что захватили западные земли; нам необходимо остаться здесь и укрепиться, если сейчас мы уйдем далеко сражаться с Сеяньто, еще до конца кампании сыновья и внуки джабгу заберут наши земли".Ашина Шэни не прислушался к этим словам, он повел 50 тысяч всадников на север каменистой пустыни чтобы сразиться с Сеяньто; сто дней он дрался без передышки; воины его устали от долгой кампании и постепенно рассеялись. Тогда Сеяньто атаковали его всеми силами и победили. Шэни пришлось укрыться в Гаочане (у Турфана). У него осталось не больше 10 тысяч человек; не имея возможности заключить мир с западными тюрками, ему пришлось во главе своих людей отправиться в Чанъань и подчиниться Империи; в десятый год (636) он прибыл ко двору. Его одарили титулом генерала левого кавалерийского корпуса, а его орды расположили в округе Лин; согласно императорскому указу, он получил честь взять в жены старшую принцессу Хэнъян 衡陽 с титулом военного командующего-имперского зятя (фума дувэй 駙馬都尉) и управлением солдатами корпуса вэйтунь 衛屯. В четырнадцатый год (640), с титулом общего управляющего войсками в округе Цзяохэ 交河, он умиротворил Гаочан. Другие генералы все получили части добычи; (Ашина) Шэни, что не получил еще имперского указа (авторизовывавшего это), не посмел ничего взять; лишь увидев другой приказ, он принял некоторые вещи; впрочем то что он взял состояло лишь из стариков и детей, да старинных и использованных вещей; Тайцзун 太宗оценил такое отсутствие интереса, он выдал ему меч, украшенный драгоценными камнями, (короля) Гаочана и тысячу кусков различного шелка; указом он назначил его надзирателем левого лагеря восточных врат и дал ему титул графа королевства Би 畢. (Ашина Шэни) следовал за императором в его экспедиции в Ляодун; в него угодила шальная стрела, но ее он вырвал и вернулся в сражание; те кем он командовал были храбрецами что все покрыли себя славой. По возвращению, его повысили добавив к его титулам таковые высокого чиновника хунлу 鴻臚.В двадцать первый год (647) с титулом великого общего управляющего армии округа Куньцю 昆丘, он отправился с Циби Хэли 契弊何力, Го Сяокэ 郭孝恪, Ян Хунли 楊弘禮, Ли Хайанем 李海岸 и эти пять генералов втянули в кампанию тринадцать племен Теле и сто тысяч кавалеристов Коктюрок чтобы атаковать Кучу. Эти войска прошли через (территорию) западных коктюрок; они сразились с Чуми 處密 и Чуюэ1 處月 и победили их; они вошли (на территорию Кучи) идя с запада от Карашара; солдаты появились там где их не ожидали, так что Куча была объята страхом2. (Имперская армия) расположилась в каменистой пустыне; префект Ичжоу (Хами), Хань Вэй 韓威, выступил первый с тысячей кавалеристов; за ним последовал генерал правого кавалерийского корпуса Цао Цзишу 曹繼叔; он прибыл в город Дохэ 多褐. Король (Кучи) во главе пятидесяти тысячи человек войск вышел против него и принял бой; (Хань) Вэй притворился что отступает, и король с всеми солдатами последовал за уходившими; (Хань) Вэй скооперировал соединение с (Цао) Цичжоу; они развязали битву насмерть и нанесли сокрушительное поражение (королю Кучи).(Ашина) Шэни таким образом захватил столицу. Король сбежал с легкой кавалерией. (Ашина) Шэни, оставив (Го) Сяокэ охранять (столицу), возглавил сам своих лучших кавалеристов и пустился по следам (короля), преследуя его на протяжении шести сотен ли; король расположился в городе великого Бохуаня 撥換 (Яка Ярык); (этот город) был окружен препятствиями, создававшими естественную защиту; (Ашина) Шэни проник туда после сорокадневной атаки; он взял в плен короля и захватил пять других больших городов. Он отправил капитана правого корпуса, Цюань Чжифу 權祗甫, огласить его приказы различным главам, показывая им бедствия (которые они навлекли на себя сопротивлением) и преимущества (которые они получали от подчинения ему); слались больше семидесяти городов. Он объявил и разъяснил престиж и хорошее доверие (имперского правительства) и не было ни единого человека, что не был рад подчиниться. Он установил стелу чтобы увековечить свои деяния, потом вернулся.Он извлек выгоду из обстоятельств, убедив короля Хотана прийти оказать почести двору. Король этот предложил три сотни коней и других голов скота на поддержку армии. Западные коктюрки, Карашар и королевство Ань 安 (Бухара) по желанию доставили людей армии. Когда (Го) Сяокэ был в лагере, его кровать, его покрывала и посуда, коими он пользовался, были расточительно украшены золотом и драгоценными камнями; похожие дары были преподнесены (Ашине) Шэни, который принимать их отказался. Император, узнав об этом, сказал:"Из этих двух генералов, который выдающийся а который недалекий, об этом не нужно спрашивать других людей". Когда император умер (649), (Ашина Шэни) изъявил желание лично последовать за ним в гробницу чтобы охранять его загробный сон. Гаоцзун 高宗 на это не согласился. Он повысил его до ранга генерала правой гвардии.В шестой год юнхуэй 永徽 (655) он умер. По смерти ему пожаловали титулы генерала-опоры Государства и военного командующего округа Бин 並; он был погребен у гробницы Чжао 昭; курган, что ему возвели имел форму Цуншань 蔥山 (Цунлин/Луковых гор); его посмертным именем было Юань 元.Комментарий Эдуарда Шаванна1. В тексте - Чучжэнь, следует полагать что это Чуюэ основываясь на том что об этом племени заходит речь в том же контексте в описании похода Ашины Шэни в Цзычжи Тунцзянь Сыма Гуана. Чуюэ обитали у Гучжэня; Чуми обретались на берегах реки Манас; одолев эти два племени, Ашина Шэни взял дорогу, ведшую от Урумчи на малый Юлдуз, и оттуда в большой Юлдуз; он направился в Карашар прийдя с северо-запада и это объясняет почему его атака застала королей Карашара и Кучи врасплох. 2. Здесь следует добавить то что касается королевства Карашар (Цзычжи тунцзянь, цзюань 199): В 648 году, в десятый месяц, "когда Ашина Шэни сразил Чуюэ и Чуми, он повел своих солдат западом от Карашара и перешел в восточную часть королевства Куча; он направил своих по пяти дорогам и появился там, где его не ждали. Король Карашара, Сюэпо Аначжи 薛婆阿那支, покинул город и укрылся в (стране) Куча, на восточной территории, откуда он держал оборону. (Ашина) Шэни отправил солдат догнать его и атаковать; они взяли его и обезглавили. (Ашина Шэни) поставил королем Карашара Сяньна-чжуня 龍先那准, кузена отца (Сюэпо Аначжи)”. [Documents sur les Tou-Kioue (Turcs) Occidentaux recueillis et commentés parÉdouard Chavannes (1865-1918) - Librairie d’Amérique et d’Orient Adrien Maisonneuve, Paris, 1903, IV+380 pages. - p.174-178]Бюст принца Восточного каганата и генерала империи Тан, Ашины Шэни Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 28 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2017 5 hours ago, Ашина Шэни said: КОКТЮРКСКИЕ ЖЕНЫ ПРАВИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ Наиболее хорошо задокументированный приспособительный способ поощрения податливости - это использование брачных союзов для привязывания кочевых и оседлых правителей. Я нашел шесть случаев этой практики в китайских источниках. Во всех случаях, кроме одного, тюрки давали знатную девушку в жены оседлому правителю. По меньшей мере один правиталь Гаочана, отец Цюй Цзяня, был женат на дочери тюркского кагана. В 640 году Кули Чор западных тюрок организовал свадьбу своего младшего брата на дочери короля Карашара, чтобы укрепить связь с этим владением. На момент танского завоевания Кучи в середине 7 века жена правителя была членом тюркского королевского клана Ашина. Во время правления танского императора Тайцзуна в Китае (627-49) тюрки дали жену королю Кашгара. Еще дальше на западе в Самарканде один правитель был женат на дочери западнотюркского Тарду-кагана. Позже во время правления суйского императора Янди (605-17) правитель Самарканда женился на дочери западнотюркского джабгу-кагана. Хотя китайские источники не уделяют большого внимания этим брачным союзам и, как правило, упоминают их лишь мимоходом, важно отметить, что у мы видим так много ссылок на эту практику. Это, вероятно, указывает на то, что браки широко проводились как средство укрепления отношений между степью и оазисами. Создание политических связей через брачные отношения было неотъемлемой чертой кочевой политической культуры. На протяжении всей истории подобное осуществлялось между экзогамными кочевыми кланами и племенами либо как сигнал взаимного ненападения, или как «дополнение к военному завоеванию». Эти брачные связи между правителями государств-оазисов и племен демонстрируют, что кочевая практика политического брака была адаптирована к проблеме управления оседлыми районами. Важно также отметить, что кочевники обычно считали партию, дававшую жену, выше, чем партию, бравшую жену. Во всех, кроме одного, из этих браков, тюрки давали девушек как невест оседлым правителям. Это иллюстрирует, что тюрки обычно считались главенствующей партией в подобных отношениях. Американский синолог Джонатан Карам Скафф [Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.13-14] Принцессы Ашина Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 А-ши-на = a(o)-si-na. Первые известия китайцев о племени а-ши-на были получены ими через монголоязычных жуань-жуаней - аваров в V в. н. э. Согласно этой информации, а-ши-на - племя гуннского происхождения, достигшее могущества в горах на северо-западе от Гао-чана, но происходящее из страны на озере, где-то на востоке. В VII в. один из родов этого племени а-ши-на хэ-лу стал во главе союза десяти тюркских племен (он ок) Семиречья (См. Бичурин. Указ. соч., т. I, стр. 263). В это же время а-ши-на имели высокое политическое и генеалогическое положение в восточно-тюркском каганате (там же, стр. 289). Идентификация названия а-ши-на с данными этнонимики и письменных источников пока не произведена. Между тем кажется почти невероятным, чтобы большое племя, бывшее родоначальником тюркских этнических коллективов на западе от Ордоса, исчезло бесследно, не оставив даже своего самоназвания. Попытки исследователей найти эквивалент этого тюркского термина в тюркской лексике ни к чему не привели. Нам представляется более правильным искать его в той же монголоязычной среде, через которую в глубокой древности прошел термин а-ши-на. Таким эквивалентом должен быть термин аошин (ausin, кит. ао-шэнь ) - один из монголизированных вариантов этнонима уйсун. Так назван один из «усуньских» родов ордосских монголов в Мэнгу юаньлю цяньчжэн (цз. 6, стр. 5а, б; P. Pelliot et L. Hambis. Указ. соч., 1, стр. 72). События, связанные с древней этнической историей усуньского племенного союза в Семиречье, изучены слабо. Китайский посланник Дун Дин, посетивший столицу усуней «Город Красной долины» в 435 г., был последним путешественником, привезшим информацию об усунях в Китай. Он отмечал, что Семиречье в это время подвергалось натиску аваров. Вскоре оно попало в сферу аварского нашествия, и сведения о нем перестали поступать. Кроме краткого изложения событий в усуньском племенном союзе на протяжении около двухсот лет, сохранилась небольшая легенда о происхождении усуней (в двух вариантах), записанная со слов Чжан Цяня в «Исторических записках» и «Истории Старшей Ханьской династии». Ниже мы даем сводный текст этой легенды по Цянь Ханьшу (цз. 61, стр. 886, по изданию в серии Сыбу бэйяо) и Шицзи (цз. 123, стр. 3а, б): «Покорный слуга (т. е. Чжан Цянь), живя среди сюнну (гуннов Монголии), слышал, что усуньский князь называется кунь-мо (кун-баг, «князь над племенем»). Отец кунь-мо по имени Нань-доу-ми проживал вместе с [племенем] Больших юе-ди (аты, асы) между Ци-лянь и Дунь-хуан, будучи малым княжеством. (По тексту Шицзи буквально: Отец кунь-мо был малым княжеством западной границы сюнну). Большие юе-ди, напав, убили Нань-доу-ми и захватили его земли, а народ бежал к сюнну. (По тексту Шицзи: Сюнну, напав, убили его отца...). Опекун новорожденного кунь-мо - сына Бу-цзю си-хоу, запеленал младенца и оставил его в траве, а сам ушел в поисках пищи. А когда он вернулся, то увидел, что волчица кормит его своей грудью, а ворон парит над ним, держа в клюве мясо. [Он] счел его духом и, взяв на руки, унес к сюнну. Шаньюй полюбил и воспитал его. А когда кунь-мо достиг зрелости, он вернул ему народ его отца и послал возглавлять войско. (По тексту Шицзи:... и приказал вечно править в Си-чэне ). [Кунь-мо] несколько раз отличился в походах. (По тексту Шицзи: Кунь-мо собрал свой народ и заботился о нем. Он нападал на соседние мелкие уделы с несколькими десятками тысяч воинов, опытных в сражениях). В это время юе-ди, уже разбитые сюнну, напали на западе на сэ’ского князя. Сэ’ский князь бежал на юг и далеко переселился, а юе-ди стали жить на его землях. Кунь-мо окреп. Испросив разрешения шаньюя отомстить за смерть своего отца, он на западе напал и разбил Больших юе-ди». Далее говорится, что молодой княжич повел свое племя в Семиречье. Ко времени приезда Чжан Цяня в «Город Красной долины» у него было «около десяти сыновей» (ср. Цзычжи тунцзянь, т. 1, цз. 20, стр. 656; Шофан бэйчэн, цз. 30, стр. 2а; Бичурин. Указ. соч., т. II, стр. 155-156). В этом предании о происхождении усуней явлениями мифического характера можно назвать лишь появление волчицы и ворона, которое связано с представлением о родовых усуньских тотемах. Реальность других деталей предания, как мы пытаемся показать в другом месте, не вызывает сомнения. Через несколько столетий эту же легенду встречаем в других китайских источниках - в связи с происхождением племени а-ши-на. Здесь мы приведем ее сводный текст по трем вариантам - в Цзычжи тунцзянь (цз. 159, стр. 4926), Тундянь (цз. 197, стр. 5а-б) и Чжоу-шу (по фотокопии издания 16 г. Дао-гуан, цз. 50, стр. 1а, б): «Предки ту-цюэ (тюрков) жили справа [на западе] от Си-хай и одни составляли племя. Видимо, это обособившаяся ветвь сюнну из рода а-ши-на. [Они] обособленно жили племенем, а впоследствии были разбиты соседним княжеством, которое совершенно уничтожило этот род. В живых остался один мальчик десяти лет. Воины [соседнего княжества], видя, что он мал, пожалели убить его, поэтому отрубили ему ноги, поранили руки и оставили в озере, поросшем травой. [Поблизости] была волчица, которая стала ежедневно носить мясо к месту, где находился мальчик. Мальчик питался мясом и поэтому не умер. Когда он вырос, то вступил в связь с волчицей, и она забеременела. А тот князь, услышав, что мальчик жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидев рядом с ним и волчицу, хотели убить и ее. В это время будто бы появился небесный дух, который перенес волчицу на восток от Си-хай и опустил в горах к северо-западу от Гао-чан. В горах есть ущелье, а в ущелье есть равнина, поросшая травой на двести ли в окружности. С четырех сторон она окружена горами. Поселившись там, волчица родила десятерых сыновей, которые все поженились и имели потомство. Впоследствии каждый из них составил род. [Род] а-ши-на был одним из них». Сопоставляя первое сказание со вторым, где историческая реальность облечена в форму древнего тотемического мифа, с трудом увязывающегося с действительными событиями V в., нельзя не обратить внимания на выступающую в них общность черт по всем основным деталям. Вот эти детали: 1. Летопись определяет древнее местонахождение усуней «между Цилянем и Дуньхуаном». 1а. А-ши-на находилась на западе от Сихай - Шара-нора, т. е. в этом же районе. 2. Усуни представляли собой «малое княжество западной границы сюнну». 2а. Во всех вариантах легенды а-ши-на являются обособившейся ветвью сюнну. 3. Усуни были разбиты соседним племенем юе-ди, и на их землях остался лишь новорожденный княжич. 3а. А-ши-на были разбиты тоже своими соседями, после чего в живых остался один мальчик. 4. На помощь младенцу пришли родовые тотемы усуней - волчица и ворон, которые спасли его от смерти. 4а. Здесь мальчика спасает волчица. В самом предании ворон отсутствует, но этот пробел восполняется списком тамг, где приведена ашинская тамга - ворон. 5. Мальчик был унесен на восток, в ставку гуннского шаньюя, и воспитывался там. 5а. Мальчик и волчица, которую переносит дух, оказывается на востоке от Шара-нора, во Внутренней Монголии. В Усуньском предании духом является сам мальчик. 6. По прошествии нескольких лет между усунями и юе-ди снова вспыхивает борьба, окончившаяся поражением последних. 6а. Узнав, что мальчик жив, враждебный князь снова посылает войско уничтожить его и вместе с ним тотем-племя. Однако его замысел не удается. 7. Усуни перекочевывают на северо-запад от прежнего местожительства, в Семиречье. 7а. Этот же путь проделывают а-ши-на. Ставка А-ши-на-хэлу находилась на Таласе. 8. Здесь племя усуней обрело могущество и расширило свои территории. У первого усуньского князя было десять сыновей. 8а. Это же произошло с племенем а-ши-на. Но здесь версия о десяти сыновьях искусственно привязана к факту существования десяти племен (он ок) западнотюркского каганата. В дополнение к сказанному напомним еще два факта. По китайским источникам, местом первоначального жительства усуней - у-ши (до их переселения на Цилянь-шань) были современные уезды Пинлян и Гуюань в Ордосе (Шицзи, цз. 110, стр. 2а - 1755; Цянь Хань-шу, цз. 94а, стр. 1232). Достоверность этого известия подтверждается древнейшей ашинской легендой, по которой предки а-ши-на произошли от смешанных гуннских родов, прежде кочевавших в Пинляне (Цзычжи тунцзянь, цз. 159, стр. 4926). Этот район является южной границей ушинского знамени во Внутренней Монголии (см. карту «Китай». Составлена и подготовлена Новосибирской картфабрикой. Ответ, редакторы Ляпидус и Кример). Изложенное выше позволяет вернуться к вопросу сближения терминов усунь и а-ши-на и считать их иноязычной (во втором случае монголо-китайской) передачей термина уйсун. В настоящем комментарии мы неоднократно отмечаем, что китайские летописцы сохраняли за иноземными племенами старые передачи их названий даже в тех случаях, когда они уже не соответствовали действительности. Известно, например, что после образования царства Великих Кушан китайцы продолжали называть их юе-ди, а транскрипция тэ-лэ (вместе тэ-цинь ) так и осталась общепринятой формой передачи древнетюркского «тегин». Результатом этого было «исчезновение» некоторых племен и неоправданное «появление» других. Как в цзе-гу хронисты долго не узнавали цзянь-кунь (киркунов), так и в а-ши-на они не увидели у-сунь - уйсунов. Весьма характерны в этом смысле одинаковые по времени китайские известия об области Бэй-тин - Беш-балыке. В Цзычжи тунзямь сообщается, что этой областью владеет господствующее племя басмалов а-ши-на (цз. 212, стр. 6472). Соответствующий текст в Танхуйяо гласит, что Бэйтинское наместничество - «сунь границы усуньского князя» (цз 78, стр. 1429). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 20 мая, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 Шымкент при цитировании может стоит указать автора или хотя бы ссылки на источник? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 инфа с востлита Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 2 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2020 Первоначальную Тамгу Ашина ассоциируют с горным козлом. Однако.. Если учитывать что у яглакаров тамага связана с гривой коня и вилами или всадником с трезубцем, то тамга также может по другому интерпретироваться. Тамга яглакаров. Тамга Ашины может состоять из двух элементов - коня и нечто напоминающее на человека сидящего на стуле. В Пазырыкском кургане найдет самый древний ковер на котором изображена передача власти (древа жизни) царю. Обратите внимание на то, что старец держит возле рта кулак. Такой же перфоманс передачи власти от Бога царю встречаем у саманидов, на барельефах которых Ахура-Мазда передает кольцо власти Шахиншаху. Здесь царь держит кулак возле рта. По моей версии тамга Ашина показывала действо передачи высших сил власти тюркутскому кагану. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 2 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2020 Насчет имени Ашина, то возможно это был титул. На примере Алаша хана у казахов, Тенгис хана у монгол и Манаса у кыргыз. Приставка А и чинос может быть не правильной интерпретацией имени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 февраля Поделиться Опубликовано 6 февраля Анонс книги: Etienne de la Vaissière EHESS-Ecole des hautes études en sciences sociales 9h Dear Colleagues, I am extremely happy to announce the publication of my book on the History of Central Asia from the 4th to the 9th c. The title is: Asie centrale 300-850 (Paris, les Belles Lettres, 2024). I have done my best to provide a comprehensive history of the region, from Khorezm to Gansu, and from the Orkhon to Marw. I am dealing with many topics, for instance migrations, climatology, politics, irrigation, empires, islamization, identities, globalization, techniques, many, many other topics interconnected to provide a complete and in a way a "total history" of the region. I have tried to be precise and up-to-date (especially in the final notes) while proposing some global hypothesis on the various causal factors and their historical connections. I hope to have written both a reliable textbook, that you can give to your students (it is not expensive), but also an actual history, an inquiry, with the full meaning of the term, with a claimed continuity with the integrating social and economic approach of the Annales. It is a big, 650 p. book in french, with many maps, indexes, images, a 50 p. bibliography, and many of the quoted texts in the original (Chinese, Arabic, Persian, Greek, and even a few words in Sogdian script). It is already available on the internet stores. Especially, if I may, I encourage you to visit the website of my small but brilliant and erudite publisher, where you can see me introduce it, where you can read an extract, and where you can buy the printed book (33€) or a cheaper epub version (23€): https://www.lesbelleslettres.com/livre/9782251455211/asie-centrale-300-850 (select the format - printed or epub - and then on the upper right corner "panier" and then fill in your address (do not forget to choose the right country (pays) ) and then proceed to payment.) It is better to help the publisher by ordering on its website, but if you really need, you can also buy it on amazon (a few copies are on amazon.com, much more on amazon.co.uk or amazon.fr and others, it does not seem to be on amazon.jp ) yours Etienne de la Vaissière Paris Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться