Перейти к содержанию
Isaka

Родовой состав хотонов

Рекомендуемые сообщения

А главное не надо забывать,что казахские ученые считают их родственниками казахов..Я по этому вопросу уже приводил источник,который(если не ошибаюсь) стер АксКерБорж..

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История сохранила сведения, которые поз­воляют обратиться к раннесредневековому пе­риоду. Г. Потанин упоминал некое племя хотон, в составе которого один из родов носит название маскар.   Исследование   племени   хотон про­должили Б. Владимирцов и А. Самойлович. Б. Владимирцов причисляет хотонов к тюркам, причем происхождение их определяет смеше­нием нескольких тюркских племен с преоблада­нием сартовского и кара-киргизского элементов.  . Сохранились легенды хотонов, повествующие о том, что в древности их предки жили по соседству с ойратами в Джунгарии и пришли из страны Кункерхана, под которым монголы понимают мусульман­ского правителя. У тибетцев словом кункар обозначают тюркский народ. В дербетских пре­даниях упоминается, по словам Б. Владимир-цова, табунщик-старик Ак-сахл (аксакал), кото­рый был хотонцем. Дербетов хотоны называют калмаками. Ко времени описания их обычаев Б. Владимирцовым, ученый отмечал, что народ этот подвергся сильному влиянию монголов, хотя сами себя хотоны не отождествляют с ними, а считают за родственный себе народ кир­гизов. Иногда хотоны могут видеть приезжаю­щих в Улангом киргизов и говорят, что их язык и законы похожи на хотонские.   Данные о верованиях хотонцев дают основание для предположения о том, что в состав этого народа вошли те тюркские племена, у которых наряду с мусульманской религией уживались и шаманские традиции. К этим племенам от­носили кара-киргизов и казахов. А. Самойлович писал по этому поводу: «...судя только по веро­ваниям хотонов, допустимо, что в их состав вошли кара-киргизы и восточнотуркестанские сарты». При этом ученый на основе лингвистического анализа отдает предпочтение в вопросе происхождения хотонов кара-киргизскому элементу, в качестве доказательства ссылаясь также на приводимую Г. Потаниным хотонскую легенду о происхож­дении рода сарыбаш (сравните с киргизским племенем сарыбагыш) от сорока девиц. Эта ле­генда, по мнению А. Самойловича, имеет не­сомненно кара-киргизское происхождение (1, с.280). По словам Вамбери, Георги приводит данные о том, что среди кундровских татар в Астраханской губернии есть кара-киргизы, «бе­жавшие в 1758 году из Джунгарии к калмыкам».
Ис­следователь этногенеза башкирского народа Р. Кузеев отмечал наличие в башкирской среде рода катай. При этом он указывал, что среди башкирских катайцев есть два аула, носящих имя маскара, есть и подразделение с аналогич­ным названием среди катайцев (5, с.231-232). Возможно, древние истоки племени маскар восходят к населению Алтая и Сибири, тогда и кара-китайский этап в истории племени маскар необходимо рассматривать как переходный. Именно так можно объяснить сохранение древ­него этнонима. В процессах этнической консо­лидации участвовали как кочевые племена, так и население оседлых земледельческих областей. Особенностью городских поселений Семиречья было то, что они располагались в среде кочевых племен, вследствие чего наблюдалось тесное взаимодействие кочевого и оседлого хозяйствен­но-культурных типов. Археологические рас­копки городищ ХІІІ-XV вв. в Южном и Цен­тральном Казахстане представили материал о тесных взаимосвязях кочевого и оседлого эле­ментов (6, с.15).
 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История сохранила сведения, которые поз­воляют обратиться к раннесредневековому пе­риоду. Г. Потанин упоминал некое племя хотон, в составе которого один из родов носит название маскар.   Исследование   племени   хотон про­должили Б. Владимирцов и А. Самойлович. Б. Владимирцов причисляет хотонов к тюркам, причем происхождение их определяет смеше­нием нескольких тюркских племен с преоблада­нием сартовского и кара-киргизского элементов.  . Сохранились легенды хотонов, повествующие о том, что в древности их предки жили по соседству с ойратами в Джунгарии и пришли из страны Кункерхана, под которым монголы понимают мусульман­ского правителя. У тибетцев словом кункар обозначают тюркский народ. В дербетских пре­даниях упоминается, по словам Б. Владимир-цова, табунщик-старик Ак-сахл (аксакал), кото­рый был хотонцем. Дербетов хотоны называют калмаками. Ко времени описания их обычаев Б. Владимирцовым, ученый отмечал, что народ этот подвергся сильному влиянию монголов, хотя сами себя хотоны не отождествляют с ними, а считают за родственный себе народ кир­гизов. Иногда хотоны могут видеть приезжаю­щих в Улангом киргизов и говорят, что их язык и законы похожи на хотонские.   Данные о верованиях хотонцев дают основание для предположения о том, что в состав этого народа вошли те тюркские племена, у которых наряду с мусульманской религией уживались и шаманские традиции. К этим племенам от­носили кара-киргизов и казахов. А. Самойлович писал по этому поводу: «...судя только по веро­ваниям хотонов, допустимо, что в их состав вошли кара-киргизы и восточнотуркестанские сарты». При этом ученый на основе лингвистического анализа отдает предпочтение в вопросе происхождения хотонов кара-киргизскому элементу, в качестве доказательства ссылаясь также на приводимую Г. Потаниным хотонскую легенду о происхож­дении рода сарыбаш (сравните с киргизским племенем сарыбагыш) от сорока девиц. Эта ле­генда, по мнению А. Самойловича, имеет не­сомненно кара-киргизское происхождение (1, с.280). По словам Вамбери, Георги приводит данные о том, что среди кундровских татар в Астраханской губернии есть кара-киргизы, «бе­жавшие в 1758 году из Джунгарии к калмыкам».

Ис­следователь этногенеза башкирского народа Р. Кузеев отмечал наличие в башкирской среде рода катай. При этом он указывал, что среди башкирских катайцев есть два аула, носящих имя маскара, есть и подразделение с аналогич­ным названием среди катайцев (5, с.231-232). Возможно, древние истоки племени маскар восходят к населению Алтая и Сибири, тогда и кара-китайский этап в истории племени маскар необходимо рассматривать как переходный. Именно так можно объяснить сохранение древ­него этнонима. В процессах этнической консо­лидации участвовали как кочевые племена, так и население оседлых земледельческих областей. Особенностью городских поселений Семиречья было то, что они располагались в среде кочевых племен, вследствие чего наблюдалось тесное взаимодействие кочевого и оседлого хозяйствен­но-культурных типов. Археологические рас­копки городищ ХІІІ-XV вв. в Южном и Цен­тральном Казахстане представили материал о тесных взаимосвязях кочевого и оседлого эле­ментов (6, с.15).

А вот этот-же источник но с другим ракурсом.. :lol: На выделенные мною строки прошу обратить пристальное внимание..

 

Тюркоязычная в прошлом (ныне полностью монголоязычная) этническая группа, проживающая в Убсском и Кобдосском аймаках современной Монголии. Проблема загадочного происхождения хотонов привлекала внимание к себе многих выдающихся ученых-востоковедов конца XIX – начала XX вв.

Потанин Г.Н., первым открывший этот «турецкий народец» для науки, считал их потомками «разных военнопленных, набранных во время войн, которые дзюнгарцы вели в Туркестане», затем переселенных оттуда в долину реки Кобдо дэрбэтским ваном (князем) для занятия земледелием и снабжением его двора хлебом. Этническую основу их, по его мнению, составили сарты Бухары и кыргызы.

Владимирцев Б.Я., с осторожными оговорками («монголы всех туркестанцев называли «хотонами»), добавил к ним еще «восточно-туркестанский (уйгурский)» этнический компонент. Другой известный исследователь А. Самойлович, основываясь на лингвистическом анализе сохранившихся у хотонов тюркских слов (около 200 слов), а также, по-видимому, на их преданиях о том, что они считают «своими родственниками» казахов, чей «язык и закон» похож на их, выдвинул предположение, что в сложении хотонов участвовали и «казак-киргизы». Сегодня эта догадка ученого получает массу подтверждений. Прежде вcего обращает на себя внимание то, что в составе семи основных родов хотонов, зафиксированных Г. Потаниным, имеется род маскар, этноним, не встречающийся ни у одного из среднеазиатских народов, кроме казахов (см. маскар). Первыми на этот факт обратили внимание казахские этнографы В. Востров и С. Муканов, правда, сделав из него, на наш взгляд, глубоко ошибочный вывод о происхождении последних от хотонов-маскаров.

Более логичным и вероятным представляется обратное: видеть в хотонских маскарах потомков какой-то группы маскаров Младшего жуза, захваченных в плен во время национально-освободительной борьбы, которую казахи вели против джунгарских захватчиков в начале XVIII в. То же самое можно сказать об отмеченном у хотонов роде сарбаш (сарбас, сарыбас), который Б. Владимирцев отожествлял почему-то с кыргызским родом сарыбагыш, по-видимому, для проведения параллели от хотонской легенды о их происхождении от сорока девушек к схожей легенде, существующей у кыргызов. Этноним сарбас, сарыбаш (от персидского «сарбаз» – «воин» или тюркского «рыжеголовый») широко присутствует в родоплеменной структуре казахов Младшего жуза и близкородственных им каракалпаков. В их фольклоре также хорошо известны мотивы о сорока девах-родоначальницах, например каракалпакский эпос «Кырк кыз» или заимствованный яицкими казаками у казахов сказ об девице-богатыре Гугнихе и ее сорока амазонках. Род сарбас в качестве крупного подразделения имеется и у племени абак-керей, составляющего основную массу казахского населения Баян-Ольгейского и Кобдосского аймаков Монголии.

Что примечательно, в «народной этнографии» абак-кереев, которые начали проникать в Монгольский Алтай еще в начале XIX в. (т.е. на полвека раньше, чем у Г. Потанина) и которые никак не могли обойти вниманием встретившееся им в совершенно чуждом иноплеменном пространстве родственное по языку и религии племя хотонов, существует стойкое представление о казахском происхождении хотонов. Например, бытует интересное предание, перекликающееся с вышеприведенным, о том, что хотоны якобы происходят от потомства сорока молодых казахских женщин, уведенных в полон Галдан Бошикту-ханом и отданных замуж за мужчин-дэрбэтов. Детей от этих смешанных браков матери воспитывали по казахским обычаям, родным языком их с малолетства был казахский, а вера – мусульманская. Более того, местные исследователи-краеведы указывают на вполне реальные события первой трети XIX в., когда в результате вооруженных столкновений с вновь прибывшими казахскими родами дэрбэты пленников из числа казахов поселяли среди подвластных им хотонов (например, у казахов Баян-Олге широко известно предание о разорении дэрбэтским ваном аула Беген-бая из рода жантекей).

По последней переписи населения Монголии, число хотонов составляет 10 тыс. человек. Примечательно, что хотоны современной Монголии переживают сегодня своеобразный период «этноренессанса», выражающийся, в основном, в стремлении возродить некоторые национальные традиции и вернуться к религии предков. В этом культурном движении большую помощь им оказывают общественно-культурные и религиозные организации казахов Баян-Ольгийского аймака Монголии.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

есть Маскары среди хотонов - они киргизы к  казахам никакого отношение не имеют .

Вот,что пишет авторитетная  для вас Википедия :

 

Шакарим Кудайбердыулы : "В байулы двенадцать родов — ысык,шеркеш,адай,жаппас,алаша,байбакты,маска,берiш,таз,есентемир,тана. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

есть Маскары среди хотонов - они киргизы к  казахам никакого отношение не имеют .

Вот,что пишет авторитетная  для вас Википедия :

 

Шакарим Кудайбердыулы : "В байулы двенадцать родов — ысык,шеркеш,адай,жаппас,алаша,байбакты,маска,берiш,таз,есентемир,тана. :D

 

маска ? и все ? только созвучие ?  :D  :lol: 

генетически они киргизы  и они сами утверждают , что они киргизы , читаите пост выше ..

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

маска ? и все ? только созвучие ?  :D  :lol: 

генетически они киргизы  и они сами утверждают , что они киргизы , читаите пост выше ..

Шакарим Кудайбердыулы : "В байулы двенадцать родов — ысык,шеркеш,адай,жаппас,алаша,байбакты,маскар,берiш,таз,есентемир,тана. :D

Источник : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D1%83%D0%B7

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

генетически они киргизы  и они сами утверждают , что они киргизы , читаите пост выше ..

Прочитал пост выше и вот,что там :lol: пишется :

 

Что примечательно, в «народной этнографии» абак-кереев, которые начали проникать в Монгольский Алтай еще в начале XIX в. (т.е. на полвека раньше, чем у Г. Потанина) и которые никак не могли обойти вниманием встретившееся им в совершенно чуждом иноплеменном пространстве родственное по языку и религии племя хотонов, существует стойкое представление о казахском происхождении хотонов. Например, бытует интересное предание, перекликающееся с вышеприведенным, о том, что хотоны якобы происходят от потомства сорока молодых казахских женщин, уведенных в полон Галдан Бошикту-ханом и отданных замуж за мужчин-дэрбэтов. Детей от этих смешанных браков матери воспитывали по казахским обычаям, родным языком их с малолетства был казахский, а вера – мусульманская. Более того, местные исследователи-краеведы указывают на вполне реальные события первой трети XIX в., когда в результате вооруженных столкновений с вновь прибывшими казахскими родами дэрбэты пленников из числа казахов поселяли среди подвластных им хотонов (например, у казахов Баян-Олге широко известно предание о разорении дэрбэтским ваном аула Беген-бая из рода жантекей).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

любопытно что у Хотонов   как и у киргизов Басыз гаплогруппы R1а  и J . 

А еще любопытнее если сопоставить процентный состав гаплогрупп казахов из казахского проекта FTDNA:

гаплогруппа С3 - 42%,гаплогруппа R1a - 18%,гаплогруппа G1 - 12%,гаплогруппа R1b - 6%,гаплогруппа N1 - 5%,гаплогруппа J2 - 4.5%,гаплогруппа O - 4.1%,гаплогруппа D1 - 1%,гаплогруппа J1 - 1%,гаплогруппа Q1 - 2.3%,гаплогруппа R2 - 1.4%.

 

и добавить сюда родство казахов маскар с хотонами + вывод ученых о казахских корнях хотонов,то получается,что Хотоны - это казахи..

И еще ногаи : 249619 – каракыпшак, J1 и 249620 - конгур, кыпшак,Етишкульская орда; J2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы называли казахов "хасаг", а киргизов "буруд" или "хиргис".

Нынешних уйгуров из Китая, которые раньше назывались по другому, земледельцев монголы называли "хотон"-ами.

Зачем вдруг называть "хасаг" и "хиргис" другим названием "хотон".

 

Во внутренней Монголии и по северу Пекина живут много мусульман в белых круглых шапках, их монголы называют "хотон". Они то и не "хасаг"-и и не "бурут"-ы.

 

А "киргиз"-ов в Фуюй монголы называют или относят к "урианхай"-цам или "ойрот" или "өлэт"-ам. Было переселение после завоевания джунгарии или ойротов.

 

И значит что они "хотон"-ы являются из земледельцев, а не казахи и не киргизы. От казахов и киргизов какие земледельцы будут? Только может быть разнорабочие которых может населяли среди "хотон"-цев если такого было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И значит что они "хотон"-ы являются из земледельцев, а не казахи и не киргизы. От казахов и киргизов какие земледельцы будут? Только может быть разнорабочие которых может населяли среди "хотон"-цев если такого было.

Старина endh,зачем идти против фактов со своими голыми предположениями..Ученые-историки явно доказали родство хотонов с казахами..См. выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы называли казахов "хасаг", а киргизов "буруд" или "хиргис".

Нынешних уйгуров из Китая, которые раньше назывались по другому, земледельцев монголы называли "хотон"-ами.

Зачем вдруг называть "хасаг" и "хиргис" другим названием "хотон".

 

Во внутренней Монголии и по северу Пекина живут много мусульман в белых круглых шапках, их монголы называют "хотон". Они то и не "хасаг"-и и не "бурут"-ы.

 

А "киргиз"-ов в Фуюй монголы называют или относят к "урианхай"-цам или "ойрот" или "өлэт"-ам. Было переселение после завоевания джунгарии или ойротов.

 

И значит что они "хотон"-ы являются из земледельцев, а не казахи и не киргизы. От казахов и киргизов какие земледельцы будут? Только может быть разнорабочие которых может населяли среди "хотон"-цев если такого было.

 

В вопрос маскаров никогда не вникал, но с мнением Enhd'а, как логически выстроенного, согласен. Только, по моему, он не дописал самого главного, что заимствование из тюркских "котан" в монгольских звучит как "хот" или "хотон" и означает "населенный пункт", "поселок", "город" (оканье в монгольских языках давно подмечено, особенно когда это касается заимствований из тюркских). То есть, имхо, монголы их называли так за оседлость в отличие от себя, кочевых скотоводов. ;)   

 

P.S.: имхо, понятие "город" в его современном понимании не всегда было таким у кочевников скотоводов, например, в нашем краю в некоторых районах до сих пор термином "кала" (город) называют просто более крупный населенный пункт, например, жители маленьких отделений так называют центральный аул, жители аулов - районный центр и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улаанбаатар хот - тоже является местом для ночлега отара овец. :D

 

Как чувствовал, в теме про имя половецкого хана предположил принадлежность всех этих слов одному корню - Котан.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.knyazev.o...djanTursun.pdf

"..Например,

еще Н.Я. Бичурин в своих «Записках о Монголии» отмечает, что

упомянутые в китайских источниках хуйхэ и уйгуры - это один

народ, произошедший от монголов [45]..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Турист сказал(а) 24 Мар 2016 - 00:32:

http://drevlit.ru/do..._tatar/text.php

"....Ходжа после утренней молитвы, обративши к шейхам свое благословенное лицо, сказал: “В больших исторических книгах я видел так: “В то время, когда повелитель правоверных Али, отправившись и проникши через Индостан, насадил ислам в странах Чин и Мачин, половину Китая обратил в веру, а на другую наложил дань. Но некоторое количество непокорных возмутилось, бежало из страны Тарлай-хана и спаслось от меча повелителя правоверных господина Али, прибежало к течению реки, известной у тюрков под именем Иртыш, а по-таджикски Аби-Джаруль и текущей на запад. Там жили кочевые:

народ Хотань (именем “хотань” у иртышских остяков именуются вообще татары);

народы Ногай (племена между Эмбой и Уралом и приведенные Ногаем, внуком Тавала, внука Чингисхана; в настоящее время киргиз-кайсаки ногаями зовут всех татар-мусульман);

Кара-Кыпчак (как самостоятельная народность исчезли и вошли в состав узбеков и киргиз-кайсаков).

Войдя в среду их, бежавшие из Китая от меча халифа Алия остановились и стали жить с ними, но не имели истинной веры и истинных понятий – все это были татары, поклоняющиеся куклам-идолам”.

Теперь вам мое приказание: приглашайте к исповеданию ислама; если они вашего приглашения не примут, то учините с ними великую войну за веру”. Когда последовало высокое указание, упомянутые 366 шейхов пришли к хану Шейбани в степях Мреднец Орды и стали у него гостями. Он, узнавши про обстоятельства жизни святых и выразивши свое единомыслие, вооружил 1700 своих героев и в целях большой войны, отправившись вместе с ними на конях, спустился к реке Иртышу и учинил там великое сражение за веру. В то время у Иртыша было 3 разных народа: хотань, ногаи, кара-кыпчаки, а потом явились и другие – бежавшие бунтовщики Тархан-хана – и стали жить с ними; кеты – остяцкий народ – также помогали им, участвуя в сражении, потому что были с ними одной веры."......

"....из священной Бухары через этот край проехал господин Имам-Девлет-хан-Ходжа, сын Шаха Абду-Валгаба из Астечана. Он посетил калмыцкие кочевья и калмыцкого хана Хуптайчжа привел к вере исламской, также распорядился на берегу Иртыша открыть 18 мавзолеев. Многие верующие люди обратились к нему, стали исправными его последователями. Потом из Хорезма прибыл шейх Искандер из Минляна и открыл 9 мавзолеев. Один из оставшихся здесь для обучения вере в числе первых шейхов был почтенный шейх Шерпети – младший брат шейха Назара и шейха Бирия. Открыв 12 мавзолеев, он лег у ног своих братьев старших. Из упомянутых в этой родословной 39 мавзолеев 30 над мужчинами, женщинами и девушками описывается в этом родословном письме вместе с их именами. И с названиями тех мест, где они почивают......"

Может кто-то объяснить, что пишут здесь ?

Как я понимаю:

Ногаи (ногайцы)

Кара-кипчаки

Хотань (уйгуры)

+Кеты (Хакасы), называются здесь "кочевыми" и единоверцами (буддистами ???) воюют против "джихадистов (война за веру)" и проигрывают ????

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я за "что купил, за то и продаю"

http://drevlit.ru/docs/central_asia/XVI/1560-1580/Folklor_sib_tatar/text.php

О религиозных войнах шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка 404

Кто этот Ходжа? Что за вынос мозга? Халиф Али не совершал походы в Китай

Получается 1395 г. - год крещения Казахстана )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...