Перейти к содержанию
Гость Бату

Каракалпакские ханы

Рекомендуемые сообщения

 

 

Каракалпаков представляли два бия, Сас бий из конратов (он же старший бий, а также по каракалпакам), Мухаммед бий из мангытов (он же отвечал за Курама).

Данные есть даже в казахских источниках, попозже выложу.

Рахмет, буду ждать.

 

 

Много информации, якобы три казахских бия защищали интересы трех жузов. Но в 1680 году Младшего жуза еще не было. Кого представлял Айтеке бий?

 

http://vk.com/wall-38304529_2653

 

Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би, Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке и пользовался авторитетом и широкой известностью. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Каракалпаков представляли два бия, Сас бий из конратов (он же старший бий, а также по каракалпакам), Мухаммед бий из мангытов (он же отвечал за Курама).

Данные есть даже в казахских источниках, попозже выложу.

Рахмет, буду ждать.

 

 

Много информации, якобы три казахских бия защищали интересы трех жузов. Но в 1680 году Младшего жуза еще не было. Кого представлял Айтеке бий?

 

http://vk.com/wall-38304529_2653

 

Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би, Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке и пользовался авторитетом и широкой известностью. 

 

превое упоминание о трех жузах - 1570-ые годы так что жузы были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Начал писать статью по каракалпакским и башкирским потомкам Кучума. Столько Кучумовичей с похожими именами и разными генеалогиями ни разу не встречал.

Единственное затруднение происхождение Тобурчака, видимо оно навсегда останется загадкой.

 

Не удивительно, столько жен с разным этническим происхождением, возможно сыграло свою роль. Имена Кучумовичей часто повторяются, только одних Кучуков и Ишимов по несколько имен. 

Имя Тобурчака упоминается один раз, в период правления Тауке хана. Каракалпакские историки предполагают, что он ставленник Тауке хана из числа каракалпакских племенных вождей, не входивших в число потомков Кучума, то есть, нейтралитет. Это может быть верным предположением, так как, Тауке хан ввел Бийский совет правления не из числа членов ханских династий. В Бийском совете Тобурчак не состоял, поэтому предполагается, что он был ближайшим советником Тауке хана по каракалпакским вопросам.

Сама деятельность Тауке хана рассматривается неоднозначно, в период его правления наблюдается некоторое сближение казахов, каракалпаков и кыргызов, которое вызвало некоторую неудовлетворенность его деятельностью в среде членов ханских династий этих народов. Также не понятно, почему и когда распался Бийский совет?!

 

Ассалаума алейкум! Я предполагаю что Тобурчак из каракалпак - толенгитов приближённый Тауке хану, так как Тауке хан активно пользовался услугами толенгитов в управление над подданными.

Даже русские после упразднение деятельности казахских ханов в управление над казахами активно пользовались услугами толенгитов чем султанов.

 

Толенгут не мог стать ханом, тем более ханом был он и его сын Каип и возможно внук.

 

Да по казахским и узбекским государственности кроме потомков Чингиз хана некто не могли называться ханом, а для каракалпаков ханом могли называться представители из племени Кунгратов, Кыпчаков, Кытаев и Мангытов. Например предводители племени казаяклы (они среди Кунгратов и Кытайев) назывались Казаяклы ханы (?) и Хан Кунгратов Турамурат сопы (Тюря-Мурад-суфи).

Это мои мысли в слух, например: Тобурчак из каракалпак - толенгитов приближённый Тауке хану и одновременно у него может было титул или звание Тархан (главнокомандующий каракалпакских войск). Когда его назначили управлять над каракалпаками его приближенные могли его называть (по блату) ханом! :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Начал писать статью по каракалпакским и башкирским потомкам Кучума. Столько Кучумовичей с похожими именами и разными генеалогиями ни разу не встречал.

Единственное затруднение происхождение Тобурчака, видимо оно навсегда останется загадкой.

 

Не удивительно, столько жен с разным этническим происхождением, возможно сыграло свою роль. Имена Кучумовичей часто повторяются, только одних Кучуков и Ишимов по несколько имен. 

Имя Тобурчака упоминается один раз, в период правления Тауке хана. Каракалпакские историки предполагают, что он ставленник Тауке хана из числа каракалпакских племенных вождей, не входивших в число потомков Кучума, то есть, нейтралитет. Это может быть верным предположением, так как, Тауке хан ввел Бийский совет правления не из числа членов ханских династий. В Бийском совете Тобурчак не состоял, поэтому предполагается, что он был ближайшим советником Тауке хана по каракалпакским вопросам.

Сама деятельность Тауке хана рассматривается неоднозначно, в период его правления наблюдается некоторое сближение казахов, каракалпаков и кыргызов, которое вызвало некоторую неудовлетворенность его деятельностью в среде членов ханских династий этих народов. Также не понятно, почему и когда распался Бийский совет?!

 

Ассалаума алейкум! Я предполагаю что Тобурчак из каракалпак - толенгитов приближённый Тауке хану, так как Тауке хан активно пользовался услугами толенгитов в управление над подданными.

Даже русские после упразднение деятельности казахских ханов в управление над казахами активно пользовались услугами толенгитов чем султанов.

 

Толенгут не мог стать ханом, тем более ханом был он и его сын Каип и возможно внук.

 

Да по казахским и узбекским государственности кроме потомков Чингиз хана некто не могли называться ханом, а для каракалпаков ханом могли называться представители из племени Кунгратов, Кыпчаков, Кытаев и Мангытов. Например предводители племени казаяклы (они среди Кунгратов и Кытайев) назывались Казаяклы ханы (?) и Хан Кунгратов Турамурат сопы (Тюря-Мурад-суфи).

Это мои мысли в слух, например: Тобурчак из каракалпак - толенгитов приближённый Тауке хану и одновременно у него может было титул или звание Тархан (главнокомандующий каракалпакских войск). Когда его назначили управлять над каракалпаками его приближенные могли его называть (по блату) ханом! :turkmen1:

 

его сын и внук как претенденты или даже как ханы отмечены у башкир. Так что толенгутами их не стоит называть. Скорее всего ветвь Кучумовичей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Каракалпаков представляли два бия, Сас бий из конратов (он же старший бий, а также по каракалпакам), Мухаммед бий из мангытов (он же отвечал за Курама).

Данные есть даже в казахских источниках, попозже выложу.

Рахмет, буду ждать.

 

 

Много информации, якобы три казахских бия защищали интересы трех жузов. Но в 1680 году Младшего жуза еще не было. Кого представлял Айтеке бий?

 

http://vk.com/wall-38304529_2653

 

Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би, Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке и пользовался авторитетом и широкой известностью. 

 

превое упоминание о трех жузах - 1570-ые годы так что жузы были.

 

 

Возможно были, но первым ханом считается Абулхаир и с его правления официально образовывается Младший жуз, то есть, фиксируется целостность племен, подвластных МЖ. Некоторые источники дают информацию, что жузы были еще в 15 веке. Можете не отвечать, это вопрос для личного изучения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

Каракалпаков представляли два бия, Сас бий из конратов (он же старший бий, а также по каракалпакам), Мухаммед бий из мангытов (он же отвечал за Курама).

Данные есть даже в казахских источниках, попозже выложу.

Рахмет, буду ждать.

 

 

Много информации, якобы три казахских бия защищали интересы трех жузов. Но в 1680 году Младшего жуза еще не было. Кого представлял Айтеке бий?

 

http://vk.com/wall-38304529_2653

 

Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би, Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке и пользовался авторитетом и широкой известностью. 

 

превое упоминание о трех жузах - 1570-ые годы так что жузы были.

 

 

Возможно были, но первым ханом считается Абулхаир и с его правления официально образовывается Младший жуз, то есть, фиксируется целостность племен, подвластных МЖ. 

Это историографическая традиция не более.

При Тауке к младшему жузу добавили 7 племен, которые образовали жетиру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закончил статью про Кучумовичей среди каракалпаков. К маю выложу после конференции в Кургане.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закончил статью про Кучумовичей среди каракалпаков. К маю выложу после конференции в Кургане.

тестировали ли  Кучумовичей на Y-хромосому? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Западноказахстанских потомков каракалпакских торе (потенциальные Кучумовичи) не нашли, хотя их в 1847 году фиксировали в Букеевской орде, а в каракалпакии не были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если я не ошибаюсь Ув. Kamal  говорил что  есть среди каракалпаков Кучумовичи.

 

Я указывал на фамилию Кучумовых среди каракалпаков, проживающих нынче в Турткульском районе ККР. Также указывал и другие фамилии - Каиповых, Убейдуллаевых и т.д. Но не факт, что они могут быть их потомками.

На 1743 год в среде Нижних каракалпаков реально были хан Каип и его брат Убейдулла султан, а также их дети. Еще Шайбак хан с братом Бабыт султаном находились в это время в Джунгарии, представляли Верхних каракалпаков. Отрывок из письма Нижних каракалпаков:

 

1743 г. февраль

ПИСЬМО КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

 

В. и. в. по всеподданнической присяжной должности до­носим, что мы, нижний каракалпацкий народ, четыре сана, то есть сорок тысяч, со всею морской волостью в подданство пришли и присланных Дмитрия Гладышева да Мансура Дел-нова в том не ослушались и поверили, причем просим, дабы между нами посланцы посылались, а во-первых бы, 

 

...Такожде просим, дабы Дмитрий Гладышев и толмач Ман-сур, как Мурза Тевкелев, награждением были неоставлены, а более все в воле вашей императорской состоит. Маман батыря да Маман Шиха, Сагыйдыка батыря, Полата есаула, Ших есаула ко двору в. и. в. при сем отправили и в том для увере­ния чернильные свои печати приложили: первая — Каип-ханова, вторая — Муратшиха, третья — Губейдуйла салта-на.

На том письме на стороне прописано: 1743 г. февраля из города Джанкента послано от каракалпацкого Каип-хана и от протчих салтанов и знатных людей, а именно: Губейдуйла салтан, Алтай салтан, Джарык салтан, Шуна салтан, Кедай салтан, Муратших з детьми своими, Хылвятших, Джюманших, Хасянших, Абдуйлаших, Карабатури-ших, Шейхасан, Тнаших, Маманших, Кундай, Багатур со все­ми народами белому государю в подданство пришли против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприяте­лем и весь народ наш более в повелении состоя у Мратшиха. Переводил переводчик Емагул Гулеев.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

если я не ошибаюсь Ув. Kamal  говорил что  есть среди каракалпаков Кучумовичи.

 

Я указывал на фамилию Кучумовых среди каракалпаков, проживающих нынче в Турткульском районе ККР. Также указывал и другие фамилии - Каиповых, Убейдуллаевых и т.д. Но не факт, что они могут быть их потомками.

На 1743 год в среде Нижних каракалпаков реально были хан Каип и его брат Убейдулла султан, а также их дети. Еще Шайбак хан с братом Бабыт султаном находились в это время в Джунгарии, представляли Верхних каракалпаков. Отрывок из письма Нижних каракалпаков:

 

1743 г. февраль

ПИСЬМО КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

 

...Такожде просим, дабы Дмитрий Гладышев и толмач Ман-сур, как Мурза Тевкелев, награждением были неоставлены, а более все в воле вашей императорской состоит. Маман батыря да Маман Шиха, Сагыйдыка батыря, Полата есаула, Ших есаула ко двору в. и. в. при сем отправили и в том для увере­ния чернильные свои печати приложили: первая — Каип-ханова, вторая — Муратшиха, третья — Губейдуйла салта-на.

На том письме на стороне прописано: 1743 г. февраля из города Джанкента послано от каракалпацкого Каип-хана и от протчих салтанов и знатных людей, а именно: Губейдуйла салтан, Алтай салтан, Джарык салтан, Шуна салтан, Кедай салтан, Муратших з детьми своими, Хылвятших, Джюманших, Хасянших, Абдуйлаших, Карабатури-ших, Шейхасан, Тнаших, Маманших, Кундай, Багатур со все­ми народами белому государю в подданство пришли против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприяте­лем и весь народ наш более в повелении состоя у Мратшиха. Переводил переводчик Емагул Гулеев.

 

 

А какие выходные данные, из какого сборника письмо? Где опубликовано?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом сборнике есть и письмо Ишим Мухаммеда от 1722 года. Он был бийем каракалпаков близ Ургенча и считался их ханом. Имеет ли он отношение к Кучумовичам?

 

1722 г. августа 701
ГРАМОТА КАРАКАЛПАКСКОГО2 ХАНА ИШИМ МУХАММЕДА ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ I ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБМЕНЕ ПЛЕННЫМИ
Перевод письма чагатайского, писанного к е. и. в. от каракалпацкого Ишим Мухамет Багадыра3, подали посланцы его Джабек Багадыр с товарищи 1722 г. августа 10-го дня.
В начале пишет тако, от желания от Эбут Музафара* девлет Саадет Ишим Мухамет Багадыра хана Белому хану (или государю) поздравления и потом доношение наше, то есть понеже хотя чрез верных и неверных между нами ни­когда (и чрез элчиев**) о делах наших присылка и переписка не бывала, но, однако же, мы элчиев своих к вам посылали, с которыми и от вас к нам элчи был прислан, и ныне мы еще на­ших элчиев с оным вашим элчием послали ж, дабы между нами добрые действа чинились, а злые действа укратились (ибо есть пословица, кто благодействует, у того брада белеет, а кто злодействует — у него кости белеют), и тако подобает вам добродетельство нам и свою государскую милость показать в том, что в ваших руках которые суть пять человек из наших рабов в полону, чтоб благоволили их с сими нашими элчиями к нам отпустить, а мы тако ж из Ургенча ваших людей (ко­торые были в полону) выкупили, желая их вам отдать. Ежели бы мы тех людей ваших у ургенцев не выкупили, то б они их продали в Бухару и в Самарканд, и в Перейду и в Ташкент, и когда от вас, Белого государя, по вашему указу элчи к нам пришлется, то тогда с оным братья отпустятся и присланному от вас отдадим; и как элчи ваш к нам ехал,'на пути, не доехав к нам, казацкий народ в полон их взяли. А мы, услыша о сем, для выручания вашего элчия с войском на них ездили и насильством взяли, токмо лошадей его и кош в казацкой орде оставили. А о прочем словесном нашем приказе наши элчи вам скажут, спросите у них. Первый старший элчи: Джан бек Багадыр, потом Ходжа Багадыр, Турдибай, Калмухамед Багадыр, князя Дусмена сын Темербег Мурза Шанзир.
При сем паки поздравляем. На другой стороне наверху печать, в которой изображено имя Ишим Мухамет Багадыр-хана.
Переводил Тевкелев. АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/2, 1722, д. 1, л. 2, 5—6 (подлинник).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также в сборнике есть казахское и каракалпакское письма от 1731 года, которые вводит в заблуждение многих историков якобы о былой зависимости каракалпакских ханов от казахских, так как, впервые текст этого сборника, относительно деятельности Абулхаира увидел свет в Алмате в 1964 году "Казахско-русские отношения в 18-19 вв". Возможно это было сделано без злого умысла, так как, оба письма оказались в одной папке, которая так и называется:

 

1731 г. январь — ноябрь
ПИСЬМА КАЗАХСКИХ И КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ, СУЛТАНОВ И СТАРШИН ИМПЕРАТРИЦЕ АННЕ ИОАННОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

 

 (1731 г. ноября 22)

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица, потирая лицом и глазами своими стопы в. в., всепокорно доносим сего 1143 г.— 1731 г. месяца ноября 22-го, месяца Жамазиель Ахыря 5-го дня, известие нам учини­лось, что от в. и. в. посланец Мамет-мурза Тевкелев в кай-сацкую орду прибыл, то и мы от каракалпацкого хана своего к вышеписаному Маметю-мурзе поехали, и по приезде нашем мы с ним разговор имели, и оный посланец, Мамет-мурза, зачем в кайсацкую орду прибыл, о том нам объявил и нас добрыми словами увещевал, которые мы за благо приняли и на пользу нашу рассудили, и того ради в. и. в. и самодержицы все­российской, припадая стопам в. в. и потирая лицом и глазами своими, в подданство пришли. И когда от в. и. в. к нам указ пришлется с протчими рабами в. в. против неприятелей идти, тогда мы во всякой готовности службу в. в. отправим и вы­шеписаному Мамет-мурзе обещались и руку дали, чтоб с ним, Маметем-мурзою, к стопам в. и. в. государыне нашей я, ни­жайший раб, Оразак-батур, приеду и обо всем в. в. словесно донесу. А в. и. в. посланца Маметя-мурзу до весны сохранно содержим.
Я, каракалпацкий учитель Чин-ходжа, Якуп-ходжин сын, печать свою приложил.
Я, каракалпацкий же старшина Оразак-батур, печать свою приложил.
При том письме две чернильные печати, в которых изобра­жены имена их.
(1731 г. ноября...)
Честнейший и почтеннейший великой государыни россий­ской императрицы посланец Мамет-мурза Тевкелев от нас, каракалпацких ханов Гаиб-хана и Мурат-шаиха, поздравление (слово наше) нам в каракалпацкой земле известие учинилось, что казацкие ханы и беги в подданство российской великой государыне пришли, и для разговору с вами Жин-ходжу с пятью знатными бегами к вам отправили, а над бегами глав­ным Уразак-батур, при том письме две чернильные печати, в которых изображено тако:
Гаиб-Махомет-Батыр-хан и Мурат-шах.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ишим Мухаммед все же был ханом. Мунис и Агехи (их сочинениям я отношусь скептически, больше художественное произведение, чем летопись. И вообще, многие источники сообщают, что Ширгази был никудышним правителем Хивы) пишут, что при воцарении Ширгази хана, Ишим хан со своими каракалпаками бежал на Сырдарью. Кучумович Хасан султан ранее также правил в Ургенче и по данным Абулгази тоже бежал на Сырдарью, в последующем был в заложниках у калмыков, а его сыновья Ишим стал каракалпакским ханом (каракалпаки забрали его), Байбулат (он же Карасакал) после смерти отца скитался по миру, позже стал предводителем башкирского восстания 1735-40 гг, потом его схватили казахи, дальше стал Шуной и т.д. От Ишим хана родились Шайбак, Бабыт, Каип и Убейдулла.

Таким образом, Ишим Мухаммед и Хасан султан в разное время правили в Ургенче. Возможно Ишим Мухаммед также имеет отношение Кучумовичам, ибо хивинцы не называли бы его ханом. А возможно они отец и сын?

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/frametext4.htm

Шир-Гази-хан, [сын Джан-тора-хана] 125. Он из потомков Султан-Гази-султана. Место его рождения и происхождения — священная Бухара. В начале своей жизни он находился в медресе, [459] проявлял много старания в изучении наук, добился успехов и [достиг] совершенства.

В году тысяча сто двадцать шестом, в середине сезона хамал 126, его привезли из Бухары и посадили на трон в стольном граде Хиваке. Он был сахибкираном этой династии. Получив известие о его восшествии на престол, Ишим-хан и каракалпакский люд перепугались, покинули Арал и бежали... /35б/ После того как Ишим-хан ушел из Арала, знатные люди всех аральских узбеков во главе с мангытом Мухаммад-Баки-бием, сыном Мухаммад-Хафиз-бия, пришли, надев на шею ярмо повиновения, и удостоились целования порога. Мухаммад-Баки-бий оставил на служении у хана своего младшего сына Ширдали 127 и после возвращения в Арал скончался. На управление Аралом был назначен его младший брат Аваз-Баки-бий.

В том же году кызылбаши и туркмены, сидевшие в предгорьях от Мерва и Шахиджана 128 до Астрабада и Балкан, на берегах Атрека и Гургана, пришли с хараджем и дарами (тансугат) 129, изъявили покорность и удостоились царственной ласки.

Когда солнце вошло в созвездие Козерога 130, [Шир-Гази-хан] с огромным войском выступил в поход с целью искоренить каракалпаков. Каракалпаки, не будучи в состоянии оказать сопротивление, бросили имущество, скот и жилища, бежали по морю, которое вследствие страшной стужи покрылось льдом, ...бежали в сторону Йанги-Су 131 и Сыр-Дарьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ишим Мухаммед все же был ханом. Мунис и Агехи (их сочинениям я отношусь скептически, больше художественное произведение, чем летопись. И вообще, многие источники сообщают, что Ширгази был никудышним правителем Хивы) пишут, что при воцарении Ширгази хана, Ишим хан со своими каракалпаками бежал на Сырдарью. Кучумович Хасан султан ранее также правил в Ургенче и по данным Абулгази тоже бежал на Сырдарью, в последующем был в заложниках у калмыков, а его сыновья Ишим стал каракалпакским ханом (каракалпаки забрали его), Байбулат (он же Карасакал) после смерти отца скитался по миру, позже стал предводителем башкирского восстания 1735-40 гг, потом его схватили казахи, дальше стал Шуной и т.д. От Ишим хана родились Шайбак, Бабыт, Каип и Убейдулла.

Таким образом, Ишим Мухаммед и Хасан султан в разное время правили в Ургенче. Возможно Ишим Мухаммед также имеет отношение Кучумовичам, ибо хивинцы не называли бы его ханом. А возможно они отец и сын?

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/frametext4.htm

Шир-Гази-хан, [сын Джан-тора-хана] 125. Он из потомков Султан-Гази-султана. Место его рождения и происхождения — священная Бухара. В начале своей жизни он находился в медресе, [459] проявлял много старания в изучении наук, добился успехов и [достиг] совершенства.

В году тысяча сто двадцать шестом, в середине сезона хамал 126, его привезли из Бухары и посадили на трон в стольном граде Хиваке. Он был сахибкираном этой династии. Получив известие о его восшествии на престол, Ишим-хан и каракалпакский люд перепугались, покинули Арал и бежали... /35б/ После того как Ишим-хан ушел из Арала, знатные люди всех аральских узбеков во главе с мангытом Мухаммад-Баки-бием, сыном Мухаммад-Хафиз-бия, пришли, надев на шею ярмо повиновения, и удостоились целования порога. Мухаммад-Баки-бий оставил на служении у хана своего младшего сына Ширдали 127 и после возвращения в Арал скончался. На управление Аралом был назначен его младший брат Аваз-Баки-бий.

В том же году кызылбаши и туркмены, сидевшие в предгорьях от Мерва и Шахиджана 128 до Астрабада и Балкан, на берегах Атрека и Гургана, пришли с хараджем и дарами (тансугат) 129, изъявили покорность и удостоились царственной ласки.

Когда солнце вошло в созвездие Козерога 130, [Шир-Гази-хан] с огромным войском выступил в поход с целью искоренить каракалпаков. Каракалпаки, не будучи в состоянии оказать сопротивление, бросили имущество, скот и жилища, бежали по морю, которое вследствие страшной стужи покрылось льдом, ...бежали в сторону Йанги-Су 131 и Сыр-Дарьи.

Ишим безусловно сын Хасана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я считал Ишим Мухамеда каракалпакским бийем, служившим шейбанидам в Хиве. В шейбанидских движениях каракалпаки сыграли значительную роль. Это видно из сообщения Гладышева:

 

И хотя мне не невозможно было означенных посланцов с надлежащим ответом возвратить от себя и понеже оной каракалпацкой хан, салтаны и старшины в письмах своих к верности ея императорского величества довольно себя подтверждают, и прибывшей порутчик Гладышев доносил, что они ево приняли с радостию и содержали у себя со всяким удовольствием; из них де прибывшие посланцы как у генерал-майора фон-Штокмана, так и у меня при подаче писем объявляли, что их каракалпацкой народ назад тому з 260 лет от Российской империи отстал и называли себя природными подданными, [178] ибо, как то прибывшей с ними порутчик Гладышев о них объявлял, что они изстари живали между Астрахани и Казани, а потом на Бухарскую сторону к Аральскому морю отошли в раззорение оных царств, и всех в их орде имеющихся российских пленников собрать и освободить и аманатов давать обещаются они ж, яко промышленные и торговые люди и к разпространению оренбургских торгов полезны. Того ради, к пользе высочайших ея императорского величества интересов, разсудил из оных прибывших посланцов, помянутых Мамон Батыря и Пулата есаула, при доношении моем в Государственную колегию иностранных дел с вышеозначенным прибывшим с ними порутчиком Гладышевым отправить.

 

 

Если Хасан султан бежал от самого Абулгази, то получается, что он правил в Ургенче в первой половине 17 века, так как, Абулгази воцарился в Хиве в 1644 году. Ведь известно, что в погони за троном, Абулгази боролся против своих же братьев-шейбанидов. Вопрос: Абулгази имеет отношение к Кучуму или он из других ветвей шейбанидов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где есть про то что ХАсан бежал от абулгази. Отец Хасана в 1678 году только начал править.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где есть про то что ХАсан бежал от абулгази. Отец Хасана в 1678 году только начал править.

 

Прошу прощения, не Хасан, а Хабат султан. Из википедии:

 

К 20-годам XVII в. Абулгази в своём труде «Родословная тюрков» сообщает о бегстве из Хивы Хабат-Султана к каракалпакам на берега Сырдарьи. Этот документ доказывает, что в конце XVI—XVII вв. сырдарьинские каракалпаки находились в зависимости от Бухарского ханства. Это подтверждается статейным списком Бориса Пазухина, возглавлявшего в 1671 г. русское посольство в Бухару, Балх и Ургенч. В нём говорится, что поданные бухарскому царю царевичи каракалпакские — «люди надёжные в бою». Местности, населённые каракалпаками, назывались «бухарскими улусами» и путь к ним шёл по «туркестанской дороге». 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЕМНИП Хабаш был его братом.

 

В информации о Хабаш султане говорится, что он казнен в Хиве. 

 

Абулгази Бахадырхан нашел убежище во дворце бухарского хана Имамкулихана. Асфандиярхан же спрятался в Хазараспе. Впоследствии он направился к иранскому шаху Аббасу I. С его помощью в 1623 году завоевал хивинский трон. Хабаш и Элбарс были казнены. Узнав об этом, в Хиву вернулся и Абулгази Бахадырхан. Асфандиярхан (1623-1643) назначил его хакимом Ургенча. Но скоро отношения между братьями испортились. В результате Абулгази Бахадырхан находился в бегах в Туркестане, Ташкенте, Бухаре. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Долгое время у каракалпаков не было собственных ханов и они провозглашали ханами кого-либо из представителей своего народа и нарекали их именами давно уже умерших шейбанидских султанов. Так в 1578 году они провозгласили ханом лже-Шайхан-султана, в 1582 году лже-Барака-хана, в 1604 лже-Абдал-Гаффар-хана.

Кучук (?-1679) Сын Аблай-Гирея, сына Ишима, сына Кучума (См. Сибирь). Правил в 1667-1679. Основатель династии Каракалпакских ханов.

Ишим (?-20-ые годы 18 века) Племянник Кучука. Правил в 1679-20-ые годы 18 века.

Табурчак (?-до 1709) Генеалогия неизвестна. Правил на рубеже 17-18 веков до 1709 года.

На рубеже 17-18 веков каракалпаки вошли в состав Казахского ханства. Тауке назначил управлять каракалпаками Табурчак-султана.

Каип (?-?) Сын Табурчака. Правил в 1709-после 1733.

Султан-Мурат (?-?) Сын Кучука. Правил в 1709-?.

В двадцатых годах 18 века в результате джунгарского нашествия каракалпаки разделились на 2 части: верхние каракалпаки попали в зависимость от джунгар, а нижние до 1743, и отчасти до 1762 года попали в зависимость от Младшего жуза Казахстана.

Казахские ханы, правившие среди каракалпаков: Абулхаир и Самеке (См. Казахское ханство).

Бай-Бори (?-?) Сын Батыр-хана (См. Хорезм, Казахское ханство). Правил в ?-1762. Был ханом среди нижних каракалпаков.

Мухаммед Зарлык-торе (?-1856) Генеалогия неизвестна. Из казахских торе. Правил в 1855-1856.

История Казахстана в Русских Источниках т.2

Камалов С.К. «Каракалпаки в 18-19 веках. Ташкент. 1968.

 

Каракалпаки упоминают в качестве своего хана Ишим Суака, когда правил неизвестно, но в показаниях Я.Елдашева от 1740 года указан как каракалпакский хан по имени Ишим Чювак Давлетгереев. От него родился Хасан султан, правил в Ургенче, позже по какой-то причине ушел калмыкам (в показаниях Елдашева так указано).

Кучук двоюродный брат Хасан султана.

Мурат султан на допросе в 1708 году (в этом же году он казнен) дает показание, что его отец Кучук умер, а в башкирских источниках этого периода, Кучук хан указывается как престарелый отец казненного Мурат султана, намеревавшегося отомстить за своего сына. В то же время в русских архивах содержатся документы о том, что в 1709 году русские посылали донесения с предостережениями от набегов башкир, присоединившихся к каракалпакскому хану Кучуку. Относительно этого периода русские отмечают последнее крупное нападение каракалпаков на русские поселения.

Ишим Мухаммед начал править после смерти Зянгира (в показаниях Я.Елдашева). В 1722 году Ишим просит российского подданства.

Табурчак - если он в действительности правил, то возможно отдельными племенами. В любом случае он упоминается в период сближения казахов, кыргызов и каракалпаков. Судя по показаниям Елдашева, к 1740 году каракалпаки управлялись несколькими ханами одновременно разделяясь по племенам. Например, Шайбак и Бабыт правили в прежнем отцовском месте племенами кытай-кипчаков, Убейдулла правил конратскими племенами, Каип правил морскими каракалпаками, сын Карасакала имя которого неизвестно правил в Аральском городе.

 

А в бытность мою в Каракалпаках от оного ж Шайбака и от матери ево Аиши, которая ево Карасакала вскормила, что я об отце ево Карасакалове и о протчем слышал, что отец ево Карасакала Хасян солтан был в городе Урганисе ханом, которой между Каракалпаков и Бухар к Хиве, только не знаю какой ради притчины, выгнат ли или сам выехал х калмыцкому хану за Волгу з двумя сыновьями Ишимом да Бай-Булатом, кой называется ныне Карасакал ом, которой Карасакал был 13-ти лет, а ныне как я слышал чрез Шайбака хана, что ему ныне 51 год. И по прошествии де нескольких лет каракалпаки приезжали в Калмыки и испросили у Хасяна сына одного Ишима к себе в ханы на место умершаго хана Зянгира, и помянутой Хасян солтан отдал им сына своего Ишима в ханы, которой там и был по смерть. А после ево принял владение ево сын ево большей Шайбак хан, которой и поныне там живет отцовское, называемой китайской и кипчацкой роды, в котором владении з 20000 дворов, с которым меньшей брат Выбыть салтан в одном владении живет. А брат Убеитулла хан живет ханом над каратским родом, у которого владения по их скаске з 10000, а четвертой брат Каип хан над морскими каракалпаками, у которого владения з 10000.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...