АксКерБорж Опубликовано 25 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2015 Китаец Чжао Хун, посетивший в 1221 г. ставку Чингизхана писал: "Для верховой езды чаще всего использовали меринов" (казахи тоже). А значит в упряжи использовали и кобыл (казахи тоже). Теперь о хуннах, на которых в последнее время стали претендовать монголы: "В телеги впрягались волы, но также и лошади. Под 176 годом до Р.Х. в китайской летописи говорится: "Модэ подвел китайскому императору двух верховых и восемь упряжных лошадей". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Да и вообще, без лошадей в упряжи (телеге, санях) не возможно представить существование татаро-монгольских и татаро-ордынских "ямов", от которой произошла поздняя русская ямская служба. Потому что одними верховыми лошадьми ямская служба не ямская служба, а на волах и верблюдах, запряженных в телеги в этом никакого толку нет, в санях же волов и верблюдов вообще не используют. Толковый словарь Даля: "Телега" - (одноконный оглобельный воз) простая крестьянская или ямская повозка разного вида с оглоблями. Ямшы, а по-русски "ямщик", это ведь обязательно летом телега, а зимой сани: Отсюда возникает интересный вопрос, а как без упряжных лошадей обходилась уртонная служба в Монголии? Как перевозили почту, посылки, людей со скарбом, путешественников - в повозках, запряженных волами и верблюдами? Но ведь это черепашья скорость. А как зимой? Только просьба не путать ямскую службу с гонцами на верховых лошадях или с караванами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Авансом пока пришел к 2 версиям в качестве ответа на вопрос темы (черновые версии, требующие обоснований): 1) Либо причина лежит в физических данных монгольской породы лошадей, не позволяющих использовать их в упряжи (телеге, санях); 2) Либо причина лежит в отсутствии у предков современных монголов традиции использования лошади в упряжи (телеге, санях) издревле, исконно, что могло быть по разным причинам, одна из которых отсутствие такой необходимости при былом лесном хозяйственном укладе народа до перехода к кочевому скотоводству. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Ещё раз заявляю что в жизни не видал и не слышал что казахи упрягали лошадь в упряжку. АКБ-у просимо не удалить этот постинг. Вам не в праве стирать постинги других людей! 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Авансом пока пришел к 2 версиям в качестве ответа на вопрос темы (черновые версии, требующие обоснований): 1) Либо причина лежит в физических данных монгольской породы лошадей, не позволяющих использовать их в упряжи (телеге, санях); Вот что писал М.В.Певцов при путешествии по Монголии в 19 веке: "Монгольские лошади мелки и некрасивы. Короткое туловище с плоским тазом, слегка выпуклый лоб, длинный, пышный хвост и большие уши составляют отличительные их признаки. Они пугливы, а взятые прямо из табуна, малоезженные - дики; но все вообще очень выносливы и крайне неприхотливы на пищу, довольствуясь в пустыне такими жесткими растениями, которых наши лошади в рот не возьмут. Наружностью и ростом монгольские лошади уступают киргизским. Впрочем, в Восточной Монголии, поблизости Большого Хингана, водятся, как нам говорили, более крупные лошади, которых самим не приходилось видеть" А вот что пишут специалисты: http://www.zooclub.ru/horses/stepnoe_konevodstvo.shtml "При малом весе и росте она менее приспособлена для работы в упряжи, кроме, разве, использования в парной запряжке" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Ещё раз заявляю что в жизни не видал и не слышал что казахи упрягали лошадь в упряжку. АКБ-у просимо не удалить этот постинг. Вам не в праве стирать постинги других людей! Я вам уже привел факты, вы по ходу как всегда троллите. Я вас понимаю, когда нет аргументов в ход идет все остальное. Могу только уточнить, что казахи в аулах летом без телег, а зимой без саней просто обойтись не могут. На них и сено возят, и в гости ездят (зимой укутавшись в овчинные тулупы), и вещи перевозят, и больной скот перевозят, и дрова, и воду, зимой лед для воды и т.д. и т.п. Если честно, то ума не приложу как можно обходиться без телег и саней? Поэтому особо развита и терминология, связанная с конной упряжью: Сани - Шана (ат шана - сани для запрягания лошади) Телега - Арба (ат арба - телега для запрягания лошади) Хомут - Қамыт Дуга - Доға Вожжи - Божы Оглобля - Арыс, жетек Седёлка - Ершік Черезседельник - Көтерме Подбрюшник - Айыл Гуж (на хомуте) - Құлақбау и т.д. Как видите, некоторые из русских терминов заимствованы из тюркских языков. А в монгольских языках есть эти термины? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Какакя проницательное изыскание со стороны АКБ? В жизни я ни разу не видел и встречал казаха который упрягает лошадь в упряжку. Странно что не видели. В старину (когда запрягают 2 лошади, то это считается круто): А это дети играют в лошадки, запряженные в телегу: Сейчас казахская телега (правда часто деревянные колеса меняют на резиновые, они мягче): А это зимой, вместо телеги лошади запрягаются в сани. В старину: И сейчас: Да, это наверное приняли от русских. там упряжки и телеги точно как у русских и у лесных народов. У монгольских и китайских казахов таких нету, и я не видел никогда. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Да, это наверное приняли от русских. там упряжки и телеги точно как у русских и у лесных народов. У монгольских и китайских казахов таких нету, и я не видел никогда. Полюбуйтесь раритетным фото 1895 года. Это берег Иртыша напротив нашего города Кереку (Павлодара), где была меновая торговля с русскими. На дальнем плане Иртыш и старый город, на переднем плане типичные казахская юрта, лошадь (не джабы ) и типичная казахская 2-осная телега (удлиненная): Да и про хуннов я вам приводил данные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Вот вам еще один раритет. Окрестности нашего города, 1899 год. На фото типичные казахские двуколки (1-осные) в степи, перекочевка. Используются как тягловые и лошади, и волы (справа): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 А это та же типичная казахская 2-осная удлиненная телега, но запряженная верблюдами по причине крупногабаритности телеги, специально для верблюдов. Тоже наш Павлодарский уезд, 1910 - 1911 годы: Млин, вы вынудили меня распаковать свой архивный альбом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Казахи с запряженными в одноколку верблюдами. Омск, нач. 20 века: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Enhd слукавил как всегда. Я уже было поверил ему, что казахи Монголии подражают монголам и не знают телег и саней, но оказалось не так. Оказалось что они тоже используют лошадей в упряжи. Вот старинное фото их перекочевки: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 И.Г.Андреев «Описание Средней Орды Киргиз-Кайсаков», Ч.2: «Поблизости сей крепости Святого Петра вверх по реке Ишиму кочевья свои имеют волостъ атыгайская, в которой главной почитается владелец Ували-хан. Кочевье свое имеют в горах Енгустау, потом уже и около вершин реки Ишима. Подвластным сей волости считаются до 8000 человек, лошадьми и скотом весьма, достаточны, и начало уже положили еще при покойном Аблай-хане пахать землю, которая время от времени размножается и оную производят как русские пленные люди, тож и завоеванные в 1771 году калмыки, и сеют хлеб, пшеницу, ячмень, и просо. Тоже имеют телеги, на которых в летнее время возят свои юрты и багаж, а в зимнее - сани." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Можно сказать для монголов не было необходимости обучить лошадей в упряжку. Вы любите ссылаться на Л.Н.Гумилева, поэтому я тоже приведу его мнение, которое напрочь опровергает вас: "Когда то Есугей, будучи еще совсем молодым человеком, охотился в степи с соколом и вдруг увидел, как какой то меркит везет в телеге, запряженной очень хорошей лошадью, девушку исключительной красоты. ... Братья запрягли своих лошадей в телегу и, привезя плачущую девушку домой, сказали: "Забудь о своем женихе, наш Есугей живет без женщины" - и выдали ее за Есугея" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Теперь возвращаюсь к своим вопросам и задаю их ув. Enhd'у: 1) Есть ли, например, в халха-монгольском языке терминология, связанная с конной упряжью, такие как хомут, дуга, вожжи, черезседельник, двухосная конская телега, конские сани и другие? 2) К какой из моих двух версий вы больше склоняетесь - что причина отсутствия у современных монголов традиции использования лошадей в телеге и санях лежит в физических данных монгольской породы лошадей, не позволяющих этого или что причина в исконном отсутствии у их предков такой традиции? Или возможно у вас есть свое объяснение? Баярлах! (т.е. спасибо) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 А это та же типичная казахская 2-осная удлиненная телега, но запряженная верблюдами по причине крупногабаритности телеги, специально для верблюдов. Тоже наш Павлодарский уезд, 1910 - 1911 годы: Млин, вы вынудили меня распаковать свой архивный альбом. Верблюжья телега - это обычное применение монголов. У кочевников в основном были двуколка или телега с одной осью. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Enhd слукавил как всегда. Я уже было поверил ему, что казахи Монголии подражают монголам и не знают телег и саней, но оказалось не так. Оказалось что они тоже используют лошадей в упряжи. Вот старинное фото их перекочевки: Казахи в Монголии подражают монголам и не знают телег и саней. Вы очередной 100 и 2-ой раз рассмешили моих бедных тапочек. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Вот вам еще один раритет. Окрестности нашего города, 1899 год. На фото типичные казахские двуколки (1-осные) в степи, перекочевка. Используются как тягловые и лошади, и волы (справа): Здесь дорогой телеги то односьняя которая обычно использовались для упряжки быков, и если колеса большие то для верблюд. Эти двое всадников класс! Так обучили своих лошадей таскать собой тележку под стременем. Им респект. Рядом и на задней фоне показано как нормально и обычно спрягают - бык. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 2-х колесная телега (1-осная) - это "арба" (араба, абра), слово заимствовано из чагатайского и кыпчакского в другие языки (Радлов В.В., 1, 261). 4-х колесная удлиненная телега (2-осная) - это "казак терген" или казахская телега (см: Малов С.Е. Уйгурские рукописные документы экспедиции С.Ф.Ольденбурга. Л, 1932. С.143-1; каз. яз: "тірккен" - букв. "прицеп"), которую заимствовали русские под названием "казачья телега" или "казачья арба" (в халха-монгольском языке "мухлаг тэрэг"). Она широко распространилась в России, Украине и в других областях после Ордынского правления, в том числе после учреждения ямских служб. Если 2-колесную можно было использовать под упряжь не скоростных тягловых животных - волов, верблюдов, яков (сарлыков), мулов, ослов, то 4-колесную в виду ее маневренности, что давал поворот передних колес вокруг своей оси, как правило, использовали только под конскую упряжь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 4-колесная конская телега была в степи и до нашествия татар. Радзивиловская летопись. Половцы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Татары Мамая уходят опустошив Рязанские земли. У них тоже 4-колесная конская телега: Миниатюра из Задонщины: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Здесь тоже 4-колесная телега, правда подпись к миниатюре не нашел: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 А это вроде как Марко Поло направляется тоже на 4-колесной удлиненной телеге в великую ставку. Не уж то осмелился арендовать не у татар?: Миниатюра: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Чистейший вопрос только из любопытсва. Почему скрыты или удалены все мои постинги или ответы на ваши постинги? Вообще-то я очень не понимаю ваш подход юристико-хисторико-фольклорико-фантастико --- если Вам не нравится то стереть или скрыть. Слишком уж простой подход - правленческий я бы сказал. PS: Настоятельно просимо хотя бы не удалите мою эту постингу. И ответьте за что удалили моих вполне безобидных постингов. Ведь им, т.е. моим постингам, жалко ведь. 1 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 27 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2015 Enhd, весь ваш троллинг в отношении казахов, что все их скотоводческие навыки это заимствования от русских, монголов и сартов, скрыты. Предупреждаю вас, соблюдайте правила форума и культуру дискуссии, обосновывайте свои заявления документам и фактами. А еще лучше, если дадите ответы на мои вопросы, которых вы избегаете предпочитая флудить. Уважаемый АксКерБорж,интересная у вас политика здесь..Троллинг и флуд касающихся казахов,вы(как модератор)скрываете,а троллинг и флуд касающихся кыргызов,вы почему-то не замечаете..В соседней ветке "Руника возникла у киргизов" этот же господин,громко утверждает,что рунику сочиняли предки тыва-урянхайцев и,что кыргызы-это пришлый,чуждый народ пришедший из далекого запада или из земли персов..Обещал привести доказательства еще с 14.01.2012.г...И якобы орхоно-енисейские писменности,все слова написаны на тыва языке,а насчет пришлости много источников говорят что краснолицие кыргызы пришли откуда-то из далека и уничтожил всех..Опять же без доказательств с 17.01.2012.г...Уверен,что если бы он написал,что-то подобное про казахов,вы бы среагировали оперативно..Но сдается мне,что вас это не касается и,что причины кроется в неказахском троллинге и флуде..И в связи с этим хотел бы вас призвать к объективности и предложить - не скрывать чужие посты(за исключением мата и перехода на личность) и вести конструктивную дискуссию,либо следить за всеми(не взирая на этничность и вероисповедание).. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться