Перейти к содержанию
Урянхаец

Монгольская лошадь

Рекомендуемые сообщения

Монголия. Аймак Баян-Ульгий. Казахи. На переднем плане мальчик керейт на жеребце (айғыр) казахской породы тёмно-гнедой масти (қара торы), а кобылица справа саврасой масти (құла) кажется халхаская порода?

 

black-river-valley-005_med_hr.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сивый иноходец (көк жорға) Кунгебая, подаренный казахами Баян-Ульгийцами маршалу Чойбалсану:

 

HohAt03-300x225.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надыбал такой значок, так сказать "монголо-татарский":  ;)

kazak%2Bmogol.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

CIMG3315-732133.JPG

 

Lajkonik_harcowal_5802738.jpg

 

 

z11935187Q,Tradycyjny-pochod-Lajkonika-n

 

 

Each June, Krakow celebrates Lajkonik, which stars a man costumed as a Tatar warrior who rides a hobby horse into Rynek Glowny, the main square, where the mayor greets him with wine. The event supposedly commemorates something that happened during the 13th century when the Tatars invaded the city. No one really knows what it all means but Krakow's been filled with music and merriment all weekend. Fun!

 

http://hoogrrl2.blogspot.com/2007/06/krakows-hobby-horse-celebration.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это обычная реконструкция по сюжетам средневековых событий рассчитанная на дилетантов.

Ведь поздним и современным монголоязычным народам такая одежда не характерна, которая больше присуща тюркским народам.

 

Поэтому хочу подчеркнуть здесь давно замеченную мной тенденцию. Так, в последние годы в связи с историей, языками и культурой монголоязычных народов начиная с 16 - 17 веков совершенно необоснованно приводятся данные истории, языка и культуры средневековых татар до 14 века! Принадлежащее вторым безапелляционно преподносится как неотъемлемая часть первых.

 

Поэтому гораздо было бы интереснее читать и знакомиться с данными самих монголоязычных народов начиная с 16 - 17 веков по 20 век. Например, обозреть их воинское снаряжение, амуницию, доспехи, воинские традиции, культурные традиции, тамги, родоплеменное деление и их территориальное расселение, известные захоронения и т.д. и т.п.

 

Поэтому к в вам, Peachemaker, просьба заливать свои исторические традиции периода, названного учеными "тёмным".

Всем нам было бы очень интересно это, чем искусственные и не обоснованные реконструкции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ситуация такова, что в составе современных монголов есть тюркские компоненты, как раз из тех народов, кто жил на этих территориях до их возвышения. Если например сако-массагетский компонент является историческим компонентом казахов, значит и тюркско-уйгуро-кыргызский компоненты являются неотъемлемой часть монголов.

 

Поэтому не надо здесь категорично писать об отсутствии преемственности. Преемственность прямая, об этом здесь на раз уже писалось.

 

Ув. АКБ - Ваши последние суждения как раз характеризуются безапелляционностью — кто Вам дал право направо-налево навешивать ярлыки и указывать на искусственность или необоснованность реконструкций?

 

Я к тому, что Ваша теория для меня лично выглядит типичным фейком, поверьте мне - если бы монголы той же Юань были бы тюрками - это было бы отражено четко в источниках. Более того, я приводил уже данные о том, что даже во времена Хайду и Тувы (у него кстати был младший брат по имени Кыпчак), чагатайский улус именовался по-монгольски срединным улусом монголов - об этом пишет японский исследователь кочевников.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Рустам, я с вами не соглашусь. Да, так принято считать. Но я изучая эти вопросы пришел совершенно к другим выводам, чем это "общепринято" и не потому, что я пытаюсь кого-то возвысить, а кого-то принизить. Дело каждого верить моим версиям или нет, но это вовсе не ярлыки.

 

Согласно моей версии картина иная и она не укладывается в "общепринятые" рамки. Имхо, на территорию современных Внешней и Внутренней Монголий осколки татарских племен (или как "принято" монголов Чингизхана) проникли с двух сторон - с запада, непосредственно с территории истинного Могулистана источников (Монголии 12-13 веков), т.е. из-за Алтая и с юга, из Китая. По моей версии именно эти осколки принесли в монголоязычную среду Халхи отголоски своих прежних этнонимов, языка, легенд и легендарных личностей, которые со временем в новой языковой и этнической среде сильно исказились, что и преподносится нам как прямое наследие татар Чингизхана.  

При этом я не отрицаю в Халхе и первоначальный тюркский пласт, но он имхо остался с эпохи раньше 10 века н.э. 

 

Да, спорные моменты имеются по языку, но они тоже объяснимы.

 

Все это я неоднократно обосновывал и даже легендами самих современных монголов!!!

 

Вот пример объективности о которой я попросил Peachemaker'a, то есть не реконструкция, сравните сами:

 

 

53287d155542.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://bibliotekar.ru/skify/5.htm

 

 

 

Все погребения Пазырыка содержали в себе захоронения лошадей, число которых варьировалось от семи в кургане № 3 до четырнадцати в некоторых других. Эти животные принадлежали умершему хозяину. В их число входили и отработавшие свое верховые лошади, и те, на которых он ездил, пока его не настигла смерть, а также двух- и трехлетки, которых он, вероятно, отобрал на будущее. И хотя профессор Витт установил, что основная масса малорослых коней, погребенных в Пазырыке, принадлежала к породе диких монгольских лошадей, родственных лошади Пржевальского, которые, таким образом, были похожи на тех, что использовались по всей Скифии, в каждом пазырыкском захоронении имелся также по крайней мере один экземпляр лошади чистых кровей — высоко ценимой ферганской породы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сходства в названиях конской сбруи у казахов и бурятов:

 

 

Недоуздок: казахи - ноқта (noqta); буряты - ногто (nogto)

 

Седельная торока: казахи - қанжыға (qangyga); буряты - ганзага (ganzaga)

 

Тебенек (кожаные лопасти по бокам седла): казахи - тебінгі (tebingi); буряты - дэбэһэн (debehen) 

 

Чепрак, потник: казахи - тоқым (toqym); буряты - тоһом (tohom)

 

У казахов нагрудный ремень - өмілдірік (ömildirik); у бурятов подхвостник - һэмэлдэргэ (hemelderge)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему современные монголы не знакомы с лошадью в упряжи, не знают телег и саней, а монгольская лошадь не знакома с хомутом, оглоблями и вожжами?

 

 

Ведь никто не станет оспаривать, что татары Чингизхана активно использовали лошадь в упряжи, в телеге (даже ССМ в уста самого Чингизхана вкладывает предложение Чжамуке быть "второй оглоблей в государстве"). 

 

Удивляет отсутствие этой традиции у современных монголов. Даже в 19 веке она встречается в Монголии крайне редко, при этом телега называется монголами "казахской" - "хасаг тэргэн" или "хасаг тэрэг".

 

 

Очевидцы Монголии позапрошлого века описывают это так:

 

М.В.Певцов "Путешествия по Китаю и Монголии":

 

"Тяжести монголы перевозят преимущественно вьючным способом на верблюдах, а телеги употребляются для этого реже, да и то почти исключительно в восточной, наиболее ровной половине Монголии. Монгольские телеги - это первобытные двуколки с угловатыми колесами. Спицы и втулка колеса заменяются крестовиною, вставленною в обод. В замке крестовины проделано четырехугольное отверстие для укрепления оси, вертящейся, подобно вагонным осям, вместе с колесами. В телеги с тяжестями запрягают всегда быков, а лошади вовсе не знают упряжи. На них, однако, возят иногда чиновников в китайских телегах, привязывая к оглоблям длинные поперечины, концы которых верховью монголы берут к себе на седла, прикрепляют и тянут таким образом экипаж"

 

В.Н.Кривцов "Отец Иакинф":

 

"Собственно, мохнатые монгольские лошади никакой упряжи, кроме седла и уздечки, не знают, даже когда их впрягают в повозку. Делается это при помощи поперечной палки толщиною, пожалуй, в руку. Крепкими ремнями прикрепляется она к концам оглобель. Двое монголов поднимают на шестах поперечину, так что оглобля теперь висит на ней. Два всадника заезжают с боков и заставляют лошадей подойти под дамнур, как монголы называют ее. Лошади шарахаются в стороны, видимо не в силах побороть одолевающего их страха, или проскакивают мимо. Но вот наконец после нескольких неудачных попыток лошадей удается подвести под поперечину, и всадники кладут ее себе на колени, готовясь выполнять в пути роль как бы живого гужа"

 

Наглядное старинное фото такой диковинной "упряжи" - монголы тянут телегу со Стефаном Passe, путешествовавшим от Кяхты до Урги в 1913 году. Получается, что приличную часть тягловой нагрузки берут на себя люди. Но почему и откуда такая не практичность и не совершенство?!

 

 

0e4efcc1fcf6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К примеру, казахи (и не только они) используют лошадь:

 

1. Для верховой езды;

2. Как тягловую силу в упряжи;

3. Под вьюк;

4. Для доения;

5. На мясо (кстати татары Чингизхана использовали не только в упряжи, но и соблюдали этот пункт :) );

6. Используют шкуру, гриву и хвост.

 

У монголов использование лошади на 2 пункта меньше, это:

 

1. Для верховой езды;

2. Под вьюк;

3. Для доения;

4. Используют шкуру, гриву и хвост.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модная нынче в Монголии историческая реконструкция или бутафория не имеет к действительности (как к средневековой, так и к современности) никакого отношения, потому что современные монголы 2-осных телег, как на фото, не знают:

 

e9e9fb7a885e.jpg95f9cdf6ed41.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.В.Певцов "Путешествия по Китаю и Монголии":

 

"В телеги с тяжестями запрягают всегда быков, а лошади вовсе не знают упряжи"

 

И вот тому наглядные подтверждения из современности:

 

cd7c27aedfae.jpg

-22-638.jpg?cb=1416648620-23-638.jpg?cb=1416648620

de6a919c3db8e6f9a67958461a6c0edaDSC05011

941546.jpg

 

И из прошлого:

 

Монголы используют китайскую повозку.

 

 

0_b17c3_43d212ef_XXXL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какакя проницательное изыскание со стороны АКБ? :lol:

 

В жизни я ни разу не видел и встречал казаха который упрягает лошадь в упряжку.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Peacemaker, ваш пост с фотками скрыт, это чистейший оффтоп, потому что моя тема не про езду на быках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какакя проницательное изыскание со стороны АКБ? :lol:

В жизни я ни разу не видел и встречал казаха который упрягает лошадь в упряжку.

 

Странно что не видели.

 

В старину (когда запрягают 2 лошади, то это считается круто):

 

00e569e16be2.jpgdb9a912e80b5.jpg

h-220.jpg

 

А это дети играют в лошадки, запряженные в телегу:

 

h-279.jpg

 

Сейчас казахская телега (правда часто деревянные колеса меняют на резиновые, они мягче):

 

333737b66b95.jpg

 

А это зимой, вместо телеги лошади запрягаются в сани.

 

В старину:

 

h-290.jpg

 

И сейчас:

 

8505442e3f50.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда эта картина какое отношение имеет к теме?

 

 

Имеет отношение к теме потому, что как писали очевидцы и путешественники 19 века, монголоязычные народы в качестве тягловой силы использовали не лошадь, а быков, а вместо 2-осной телеги использовали одноколку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без проблем, пусть висит, но она не вписывается в сабж.

 

Вы лучше объясните всем нам почему у вас лошадь используется лишь частично и не используется в упряжи, под хомутом, почему в качестве тягловой силы используются только быки и почему не знакомы с 2-осной телегой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы лучше объясните всем нам почему у вас лошадь используется лишь частично и не используется в упряжи, под хомутом, почему в качестве тягловой силы используются только быки и почему не знакомы с 2-осной телегой?

 

Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.

Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший... быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).

Плано Карпини замечает: «Для меньших повозок при перевозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки» (Карпини, 1825, с. 95).

Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://annales.info/sr_az/small/arba.htm   Бартольд В.В.
О колесном и верховом движении в Средней Азии

(Конспект последнего доклада, сделанного 10 мая 1930 г. в ГАИМК)

Академик В.В.Бартольд. Сочинения. Том 4. Изд. «Наука».
Главная редакция восточной литературы. Москва, 1966.
[406] — конец страницы.
Предоставил Bewerr.

Внешним поводом для рассмотрения темы, составляющей предмет доклада, были слова книги А. Меца «Die Renaissance des Islams»:1) «Der Strassenwirtschaft des Orients konnte die Herrschaft der Araber keinen Aufschwung geben. Sie sind ein Reitervolk ohne Sinn fur Heerstrassen und Fuhrverkehr. Der Wagen war man so ungewohnt, dass bei der Heruber-nahme des Schachspiels aus Indien die Figur des «Wagens» (ratha) nicht verstanden und zum Ruch wurde. Auf Wagen fuhr erst im Norden die tatarische Welt».

Тут же приводится пример заботы Чингиз-хана о мостах и колесных путях. До недавнего времени у кочевников колесных повозок не было; передвижение и перевозка грузов совершались только на животных. Вопрос о том, когда и как произошла эта перемена, еще недостаточно выяснен.2)

О передвигавшихся и даже живших на повозках кочевниках в юго-восточной Европе говорится, как известно, в греческой литературе, ― ср., например, выражение у Страбона.3) Китайцы говорят о повозках в Средней Азии, даже у оседлых народов, как об исключении; так, в Тан-шу говорится о Хорезме: «Из всех владений Ху только здесь есть волы с телегами. Торговцы употребляют их в своих путешествиях по разным странам».4) В том же сочинении (Тан-шу) говорится об одном кочевом народе, получившем прозвание «высокие телеги»; у этих «тилисцев» были одноколки на высоких колесах с множеством спиц; во время свадеб [406] жениховы родственники отаборивали лошадей телегами и предоставляли каждому родственнику невесты выбирать любую лошадь.5)

Арабское название повозки было (***) персидское (***), турецкое первоначально (***), слово араба, или арба, встречается впервые в «Соdex Comanicus» и у Ибн Баттуты. Арабское (***) толкуется в словаре Фрейтага как повозка, запряженная быками,6) о канглы говорится у Махмуда Кашгарского, что это ― телега для перевозки грузов; по Рашид ад-дину, она употреблялась для складывания добычи; у Абулгази слово канглы объясняется как звукоподражание скрипу телеги. Русское «кибитка» происходит от турецкого кибит, что значит 'лавка' (так у Махмуда Кашгарского,7) в Кутадау билик и у Замахшари; очевидно, лавки иногда помещались на повозках).

В Средней Азии теперь известны два главные вида арбы, с одной стороны, хорезмийская или кашгарская, с другой ― кокандская;8) судя по находкам так называемого аму-дарьинского клада, первый тип более древний.9) В первом случае человек сидит в арбе и правит вожжами, во втором ― сидит на загривке лошади, поставив ноги на концы оглоблей, и правит короткой верховой уздечкой. Езду на арбе в монгольский период подробнее всего описывает Ибн Баттута. При описании пути из Керчи в Крым упоминаются четырехколесные телеги, запряженные лошадьми, быками и верблюдами; возница сидел на одной из лошадей. Путь из Сарая в Хорезм был совершен в повозках, запряженных верблюдами; большая повозка для спутников Ибн Баттуты была запряжена тремя верблюдами, причем возница сидел на одном из них.

Арбы часто упоминаются в Юань-чао би-ши, у Рашид ад-дина, у Чанчуня, у Плано Карпини, у Рубрука и Марко Поло, но нигде не говорится, как у Ибн Баттуты, о четырехколесных арбах; нигде не говорится также, чтобы возница сидел на запряженном в арбу животном. Приводятся слова Чингиз-хана Ван-хану кераитскому: «Мы с тобой что две оглобли у кибитки; когда поломается одна, быку не свезти кибитки; мы с тобой что два колеса у кибитки; сломайся одно, ей не двинуться».10) Из этого можно заключить, что арбы были двухколесные. Везде говорится, что арбы были крыты черным войлоком; иногда противополагаются друг другу черные повозки и белые юрты. Повозок в больших ставках было очень много; в ставке брата Чингиз-хана, Отчигиня, черные телеги и войлочные юрты стояли рядом в числе нескольких тысяч. Из 26 жен [407] Батыя у каждой было по большому дому, к каждому из этих домов примыкало по 200 повозок. Во время стоянок в повозках хранились запасы. Упоминается о повозке с овечьей шерстью позади жилья; при разграблении неприятельского стана в кузовах искали кобылье молоко.

В повозках передвигались женщины и дети с домашним скарбом. Только жилые (бедные) юрты перевозились на вьючных животных. Большие юрты ставились на повозки и не разбирались; иногда для перевозки служил один бык, иногда три, четыре и больше. У Рубрука упоминается повозка, которую тащили 22 быка: 11 в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была с мачту корабля; человек, стоя на повозке при входе в дом, погонял быков. Упоминается еще подробность,11) что, когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. В известном исследовании Н.Н.Харузина о развитии жилища у турецких и монгольских кочевников при описании (по Ананьеву) караногайской свадебной арбы говорится, что диаметр поставленного на арбу остова в 1 1/2 раза больше ширины арбы с колесами.12) В арбу впрягались чаще всего быки, иногда верблюды; управлявшая арбой женщина сидела внутри ее. Только при захвате арбы с женщинами захватчик увозил ее, сидя верхом на лошади, по монгольскому обычаю.13) Иногда женщин вытаскивали из повозки и сажали на коней; повозки были с дверцами. По мнению Харузина, кибитки на колесах есть «отпрыск, вызванный условиями жизни ― большими передвижениями в безлесных местностях». Факты (например, ногайские арбы) показывают, что этот тип жилища дольше всего держался в приволжских и северокавказских степях. В истории Тимура только при описании возвращения из золотоордынского похода 1391 г.14) говорится о таком жилище, называвшемся (***). Тимуром были увезены телеги с поставленными на них юртами, что дает повод историку говорить в своих стихах об отличии подвигов Тимура от всех других; в других случаях во время набега на страну увозится имущество, дома остаются; Тимуром были увезены и имущество, и дома, и сидевшие в домах (женщины).

Клавихо15) при описании чагатайских перекочевок в Передней Азии о повозках не упоминает. Женщины ездили верхом и ставили перед собой колыбельки, перевязанные широкими тесьмами, которые они надевали на себя. Бедные везли детей и палатки на верблюдах, «что очень неудобно, так как верблюды идут очень неловко».

Главной причиной исчезновения повозок, по-видимому, должен быть признан экономический упадок среди кочевников после XV в.[408]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.В.Певцов "Путешествия по Китаю и Монголии":

 

"Тяжести монголы перевозят преимущественно вьючным способом на верблюдах, а телеги употребляются для этого реже, да и то почти исключительно в восточной, наиболее ровной половине Монголии. Монгольские телеги - это первобытные двуколки с угловатыми колесами. Спицы и втулка колеса заменяются крестовиною, вставленною в обод. В замке крестовины проделано четырехугольное отверстие для укрепления оси, вертящейся, подобно вагонным осям, вместе с колесами. В телеги с тяжестями запрягают всегда быков, а лошади вовсе не знают упряжи. На них, однако, возят иногда чиновников в китайских телегах, привязывая к оглоблям длинные поперечины, концы которых верховью монголы берут к себе на седла, прикрепляют и тянут таким образом экипаж"

 

В.Н.Кривцов "Отец Иакинф":

 

"Собственно, мохнатые монгольские лошади никакой упряжи, кроме седла и уздечки, не знают, даже когда их впрягают в повозку. Делается это при помощи поперечной палки толщиною, пожалуй, в руку. Крепкими ремнями прикрепляется она к концам оглобель. Двое монголов поднимают на шестах поперечину, так что оглобля теперь висит на ней. Два всадника заезжают с боков и заставляют лошадей подойти под дамнур, как монголы называют ее. Лошади шарахаются в стороны, видимо не в силах побороть одолевающего их страха, или проскакивают мимо. Но вот наконец после нескольких неудачных попыток лошадей удается подвести под поперечину, и всадники кладут ее себе на колени, готовясь выполнять в пути роль как бы живого гужа"

 

Наглядное старинное фото такой диковинной "упряжи" - монголы тянут телегу со Стефаном Passe, путешествовавшим от Кяхты до Урги в 1913 году. Получается, что приличную часть тягловой нагрузки берут на себя люди. Но почему и откуда такая не практичность и не совершенство?!

 

 

0e4efcc1fcf6.jpg

 

 

В.Л.Попов "Очерк Московской торговой экспедиции в Монголию", стр.264:

 

"Запряжка лошадей крайне простая: кузов повозки укрепляется на длинных осях футов в восемь; к каждой оглобле привязаны ремни, в которые продето по длинной поперечной жерди, концы жердей кладутся на седло. К запряжке приспособляют уже объезженных под верх лошадей"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Половецкие вежи на телегах, запряженных лошадьми:

 

 

v.jpgfcf68edd6ca9.jpg

 

В отношении традиций и быта (кочевого скотоводства) у кыпчаков и татар все было идентично и все очевидцы в этом вопросе не видели между ними разницы. Осталось лишь найти соответствующую миниатюру про татар Чингизхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...