ZOOTECHNICIAN Опубликовано 27 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 27 мая, 2016 - отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание; Вспомнилось, что в одной из русских летописей (пассаж о взятии Киева войсками Бату), присутствовало упоминание о СКРИПЕ ТЕЛЕГ и РЕВЕ ВЕРБЛЮДОВ. Там даже в городе от этого шума говорить было почти невозможно. (ЕМНИП, и это сказано было) Эти скрипучие телеги с верблюдами чьи были, интересно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 27 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 27 мая, 2016 Попробую расписать все по порядку, благо выкроил на работе немного времени. Монголизм, описанный еще Рона Ташем: У меня в словаре delbeg и delbeget видно отчетливо. 1) Про якобы монголизм "делбег" (вожжи): - монголизм или тюркизм этот термин сейчас не важно; - важно то, что его монголы не знают; - почему? отвечу и это очень просто: Вожжами (делбе - делбег) называются сыромятные ремни, с помощью которых извозчик (кучер, ямщик, извозчик, как угодно) управляет гужем сидя на телеге или санях, концы которых прикрепляются при помощи карабинов к железным удилам (!) и это очень важный момент, потому что волы, исключительно которыми монголы пользуются в упряжи, управляются не удилами, а поводком, привязанным к ноздрям животного; - отсюда вывод, что "делбег - делбе" это конские вожжи; - получается термин в монгольском языке сохранился, а самого предмета и явления уже нет; По этому поводу вспоминается ставшее крылатым выражение Юрия Никулина "Цоб-цобэ!" в фильме "Кавказкая пленница", правда вместо волов там были бараны. - это я про то, что у волов, в отличие от лошади, кучера/ямщика не бывает, а есть только погонщик, ведущий вола на поводке и подгоняющий его окриками и ударом хлыста; - при этом погонщик либо идет пешком, либо едет верхом на лошади; - погонщик ведет за поводок переднего вола, а остальные такими же поводками привязываются к впереди идущей телеге. хасаг видимо слово омоним, означает железный обруч-круг вокруг треножника и железный обруч скрепивший колесо. 2) Про монгольский термин "хасаг терген" (обозначающий название двуколки, т.е. 4-колесной телеги), в котором слово "хасаг" якобы не этноним "казак/казах", а название железного обода тележного колеса: - как уже не раз я об этом писал, допотопные монгольские тележные колеса не смазываются по причине наличия деревянной оси, вращающейся вместе с колесами; - отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание; - по этой же причине они часто ломаются при любых преградах и нагрузках (об этом ниже в отрывке из записок); - и самое главное (!) - эти монгольские колеса не имеют железного обода; - а пример с треножником котла на очаге в юрте это как-то далековато от темы; - но зато и это тоже очень важно (!), деревянное колесо в казачьей телеге обязательно имеет железный обод; - отсюда я делаю заключение, что объяснения Enhd'a с ReicheOnkel'ем о том, что мол слово "хасаг" в данном случае означает железный обод колеса, ни что иное как заблуждение или просто фейк; - изложенное дает повод делать одно из 2-х заключений: либо "хасаг терген" в монгольском языке изначально имело значение "казачья телега", либо обозначала "телега с колесами в железных ободах" (в отличие от собственно монгольской телеги); Итак, читаем цитаты из путевых заметок по Монголии "Из Хэнтэйских впечатлений" (1942 г.) и убеждаемся во всем также по залитым мной выше фотографиям воочию: "... К месту переправы подходил обоз. Маленькие 2-колёсные тележки, штук 70, запряжённые волами, приближались к реке. Ещё не видя обоза, мы слышали скрип и визжание колёс. У телег деревянные оси, на ось накладывается ходок (АКБ: кстати "колесные пары" железнодорожных вагонов построены точно по такому же принципу монгольской телеги-оси-колеса (!) - на не подвижно соединенные между собой колеса и ось сверху накладываются так называемые боковые рамы, единственное отличие - здесь есть буксовый узел с роликовыми подшипниками). ... Обоз разбивается на группы по 8 - 10 тележек в каждой, группа обслуживается одним человеком. Как в караване, животное привязывается поводом к впереди идущей тележке. В лесу на корнях и на стволах упавших деревьев, на перевалах, на камнях ломаются деревянные оси и деревянные колеса: они не имеют железных ободов. Позади обоза везут запасные колеса, запасные оси. Все это в долгой и трудной дороге пригодится." 1. По-казах.вожжи-"делбе". По-калмыцки - "җола". У нас имеются глаголы "делх" и "татх" означают "натягивать". Почему монголы что-то не знают? Это все ваши фантазии ! Типа "керейской-корейской овцы" ! 2. По-монгольски м.б. и "хасаг терген", но по-калмыцки "хасг тергн" означает "арба".(Райхель не прав, перевод Казах.арба) Да, та самая "фарсиванская арба" используемая в Ср.Азии. (Вряд-ли к вам перешел родственный "китайский тип арбы"). У казахов лексикон с видами повозки не развит и все арбы, телеги и пр. по-казахски называют просто "арба". Если казахи говорят про 2-колес.арбу, то говорят "қазақы арба". Что за вариант "қазақы телеген"? Это по каковски ? Самопровозглашенная Керейская Республика ? Про "скрип", это явление присутствует у всех народов Европы и Азии использовавших "арбы". По поводу именно "казахской арбы" - это универсальных вид транспорта запряжённые быками, ослами, верблюдами и лошадьми. Как видите в вашем положении, а именно в "праве патента" смешно издеваться над др.народами приписывать особые "бычьи пристрастия" Закрывайте "ваши игры" в придумывании особых тюркских-казахских супер-телег !!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 27 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 27 мая, 2016 Брат-АКБ, если где-то найдете "двуколку" с 4-мя колесами(как вы пишите), то я не буду больше "набиваться к вам в братья". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Монгольские воловьи упряжки. Начало 20 века: Как видно, железного обода на колесах нет, есть только налипшая грязь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Монгольские воловьи упряжи. Урга. Начало 20 века: Вид сверху позволяет судить о конструкции телег типа "волокуша". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Монголия. Чайный карван. Жюль Легр, 1890-ые годы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Брат-АКБ, если где-то найдете "двуколку" с 4-мя колесами(как вы пишите), то я не буду больше "набиваться к вам в братья". Ошибся когда строчил пост, я же не Ленин чтобы без ошибок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Сенсация! Нашел единственное фото монгольской конской упряжи. Однако в ней как и в воловьей упряжи нет вожжей (делбега), нет места для кучера/ямщика, лошадь с телегой ведутся как и волы за поводок всадником, сидящим в седле на другой лошади. Наверно просто под рукой не было свободных волов и пришлось запрячь лошадь. Фото называется "Монгол со своей повозкой в степи", 1858 - 1962 годы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Брат-АКБ, все могут напостить фото казахов с ишаками и быками, но это не значит, что сей интересный народ "не знал лошади". Вы лучше ответьте ниже : см.след.пост Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Попробую расписать все по порядку, благо выкроил на работе немного времени. Монголизм, описанный еще Рона Ташем: У меня в словаре delbeg и delbeget видно отчетливо. 1) Про якобы монголизм "делбег" (вожжи):- монголизм или тюркизм этот термин сейчас не важно; - важно то, что его монголы не знают; - почему? отвечу и это очень просто: Вожжами (делбе - делбег) называются сыромятные ремни, с помощью которых извозчик (кучер, ямщик, извозчик, как угодно) управляет гужем сидя на телеге или санях, концы которых прикрепляются при помощи карабинов к железным удилам (!) и это очень важный момент, потому что волы, исключительно которыми монголы пользуются в упряжи, управляются не удилами, а поводком, привязанным к ноздрям животного; - отсюда вывод, что "делбег - делбе" это конские вожжи; - получается термин в монгольском языке сохранился, а самого предмета и явления уже нет; По этому поводу вспоминается ставшее крылатым выражение Юрия Никулина "Цоб-цобэ!" в фильме "Кавказкая пленница", правда вместо волов там были бараны. - это я про то, что у волов, в отличие от лошади, кучера/ямщика не бывает, а есть только погонщик, ведущий вола на поводке и подгоняющий его окриками и ударом хлыста; - при этом погонщик либо идет пешком, либо едет верхом на лошади; - погонщик ведет за поводок переднего вола, а остальные такими же поводками привязываются к впереди идущей телеге. хасаг видимо слово омоним, означает железный обруч-круг вокруг треножника и железный обруч скрепивший колесо. 2) Про монгольский термин "хасаг терген" (обозначающий название двуколки, т.е. 4-колесной телеги), в котором слово "хасаг" якобы не этноним "казак/казах", а название железного обода тележного колеса: - как уже не раз я об этом писал, допотопные монгольские тележные колеса не смазываются по причине наличия деревянной оси, вращающейся вместе с колесами; - отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание; - по этой же причине они часто ломаются при любых преградах и нагрузках (об этом ниже в отрывке из записок); - и самое главное (!) - эти монгольские колеса не имеют железного обода; - а пример с треножником котла на очаге в юрте это как-то далековато от темы; - но зато и это тоже очень важно (!), деревянное колесо в казачьей телеге обязательно имеет железный обод; - отсюда я делаю заключение, что объяснения Enhd'a с ReicheOnkel'ем о том, что мол слово "хасаг" в данном случае означает железный обод колеса, ни что иное как заблуждение или просто фейк; - изложенное дает повод делать одно из 2-х заключений: либо "хасаг терген" в монгольском языке изначально имело значение "казачья телега", либо обозначала "телега с колесами в железных ободах" (в отличие от собственно монгольской телеги); Итак, читаем цитаты из путевых заметок по Монголии "Из Хэнтэйских впечатлений" (1942 г.) и убеждаемся во всем также по залитым мной выше фотографиям воочию: "... К месту переправы подходил обоз. Маленькие 2-колёсные тележки, штук 70, запряжённые волами, приближались к реке. Ещё не видя обоза, мы слышали скрип и визжание колёс. У телег деревянные оси, на ось накладывается ходок (АКБ: кстати "колесные пары" железнодорожных вагонов построены точно по такому же принципу монгольской телеги-оси-колеса (!) - на не подвижно соединенные между собой колеса и ось сверху накладываются так называемые боковые рамы, единственное отличие - здесь есть буксовый узел с роликовыми подшипниками). ... Обоз разбивается на группы по 8 - 10 тележек в каждой, группа обслуживается одним человеком. Как в караване, животное привязывается поводом к впереди идущей тележке. В лесу на корнях и на стволах упавших деревьев, на перевалах, на камнях ломаются деревянные оси и деревянные колеса: они не имеют железных ободов. Позади обоза везут запасные колеса, запасные оси. Все это в долгой и трудной дороге пригодится." 1. По-казах.вожжи-"делбе". По-калмыцки - "җола". У нас имеются глаголы "делх" и "татх" означают "натягивать". Почему монголы что-то не знают? Это все ваши фантазии ! Типа "керейской-корейской овцы" ! 2. По-монгольски м.б. и "хасаг терген", но по-калмыцки "хасг тергн" означает "арба".(Райхель не прав, перевод Казах.арба) Да, та самая "фарсиванская арба" используемая в Ср.Азии. (Вряд-ли к вам перешел родственный "китайский тип арбы"). У казахов лексикон с видами повозки не развит и все арбы, телеги и пр. по-казахски называют просто "арба". Если казахи говорят про 2-колес.арбу, то говорят "қазақы арба". Что за вариант "қазақы телеген"? Это по каковски ? Самопровозглашенная Керейская Республика ? Про "скрип", это явление присутствует у всех народов Европы и Азии использовавших "арбы". По поводу именно "казахской арбы" - это универсальных вид транспорта запряжённые быками, ослами, верблюдами и лошадьми. Как видите в вашем положении, а именно в "праве патента" смешно издеваться над др.народами приписывать особые "бычьи пристрастия" Закрывайте "ваши игры" в придумывании особых тюркских-казахских супер-телег !!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Брат-АКБ, все могут напостить фото казахов с ишаками и быками, но это не значит, что сей интересный народ "не знал лошади". Вы лучше ответьте ниже : см.след.пост Нет у нас никаких ишаков. Вы не по адресу обратились. А фотки я заливаю строго в обоснование своих версий и выводов, а не от делать нечего. Такое чувство, что вы оскорбляетесь этими фотками? Не понимаю зачем. По-казах.вожжи-"делбе". На ваше утверждение о якобы монголизме "делбег" я уже привел доказательства того, что монголы не знают делбега, т.е. не используют вожжей. Даже на единственно найденной фотке запряженной в телегу лошади делбег отсутствует, а есть поводок (не путать с моим дружком Povodok ). Только прошу под видом делбега не заявлять тут воловьи поводья независимо от их длины. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Что за элемент упряжи (ремень) вдоль бока лошади расположен? Это что на крайней фотке с монголом и телегой. Каково его назначение? У рядом стоящей оседланной лошади этого нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 28 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2016 Вообще не пойму, что за вопрос: Поводья для быка или лошади ? Думаю, что "вожжи" предмет универсальный без разницы куда крепить. Вот остальная упряжь может отличаться. Вопрос копеечный, хватит АКБ смешить казах.ишаков ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 Что за элемент упряжи (ремень) вдоль бока лошади расположен? Это что на крайней фотке с монголом и телегой. Каково его назначение? У рядом стоящей оседланной лошади этого нет. Огорчу вас, это не вожжи, а шлея. На рисунке шлея на попе лошади, а вожжи поверху: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 Вообще не пойму, что за вопрос: Поводья для быка или лошади ? Думаю, что "вожжи" предмет универсальный без разницы куда крепить. Вот остальная упряжь может отличаться. Вопрос копеечный, хватит АКБ смешить казах.ишаков ! Огорчу вас, в воловьей упряжи вожжей не бывает. В верблюжьей и оленьей по ходу тоже. Вожжи - это когда есть удила, а удила могут быть только у лошади, т.е. это деталь конской сбруи. Вожжи это когда можно подергать "зуузай", то направо, то налево. А не дерганье вола поводком за ноздри. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 По моему, настало время перечислить тюркские/казахские термины, связанные исключительно с конской упряжью, без упоминания остальных терминов, связанных с верховой ездой. При этом я старался упомянуть также региональные синонимы, а также некоторые известные мне 100%-созвучия в халхаском языке, которые неспроста наверно. Если перечислять термины сбруи, связанные с верховой езды, то их намного болье. Кожанные элементы упряжи: Қамыт – хомут Құлақбау – гуж Тамақбау – супонь Ыңыршақ, ершік – седёлка Көтерме - черезседельник Ауыздық, сулық – удила, трензель Кеңсерек – налобный ремень Жақтық – нащечный ремень Сақалдырық – одчелюстной ремень Өмілдірік – нагрудник (в монг. языке – хөмөлдрөг) Құйысқан – подхвостник Өре құйысқан – шлея Делбе – вожжи (в монг. языке – делбег) Тартпа, айыл – подпруга Шылбыр – чембур (в монг. языке – цулбуур) Керме – коновязь в виде подвешенного аркана (в монг. языке – хэрмэл) Деревянные элементы упряжи: Ат арба – телега конская (потому что бывают еще "түйе арба" – верблюжья и "өгіз арба" – воловья) Шана – сани Табан – полоз саней, деревянный Тілікше – подрез полоза, металлический Шанақ, адырна – деревянный корпус телеги, саней (в монг. языке – адайр) Белағаш - остов Доға - дуга Арыс, жетек, тәрте – оглобли Тәжбау – тяж металлический Доңғалақ, дөңгөлөк, дөңгелек – колесо в сборе (в монг. языке – бөмбөлөг) Тоғын – обод деревянный колеса (в монг. языке - тооно, так называется круглый обод наверху юрты) Шентемір, құрсау, шеңбер – обод металлический вокруг колеса, обруч Шабақ, кегей – деревянная спица колеса Күпшек – ступица Білік – ось Разновидности телег по их конструкции и назначению: Қосаяқ, көтек – двуколка, 2-колесная Төрт доңғалақты – 4-колесная Для грузов и багажа: Жәшікті, наулы – коробчатая из досок Сатылы Қосқанатты Кедір Жайдақ – без короба и др. Для людей: Күйме – с крытым верхом или с юртой наверху и др. Только просьба к оппонентам в споре не уводить тему в оффтоп ввязываясь в языковые споры, для начала просьба ответить на поставленные выше вопросы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 К списку прилагаю наглядные экспозиции. Детали телеги: Детали колеса и оси: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 К списку прилагаю наглядные экспозиции. Детали телеги: Детали колеса и оси: Это казах.телега ?Что доказывает это фото ? Почему у нее борта для перевозки сена ? Вы уже признаете полуоседлость и оседлость казахов ? Казахи заготавливали сено ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 Вообще не пойму, что за вопрос: Поводья для быка или лошади ? Думаю, что "вожжи" предмет универсальный без разницы куда крепить. Вот остальная упряжь может отличаться. Вопрос копеечный, хватит АКБ смешить казах.ишаков ! Огорчу вас, в воловьей упряжи вожжей не бывает. В верблюжьей и оленьей по ходу тоже. Вожжи - это когда есть удила, а удила могут быть только у лошади, т.е. это деталь конской сбруи. Вожжи это когда можно подергать "зуузай", то направо, то налево. А не дерганье вола поводком за ноздри. Мой ответ заключался не в утверждении наличия вожжей у волов, а в универсальности этого предмета. Вы не правы, помимо лошади, вожжи могут применяться на верблюдах и ослах. Вожжи есть удлиненая версия той части узды, которая управляет. Если животное управляется "верхом", а не "волоком", то есть вероятность наличия вожжей, если конечно оно обучено. Вы же не будете утверждать что верблюды и ослы управляются только потягиванием за собой ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 По моему, настало время перечислить тюркские/казахские термины, связанные исключительно с конской упряжью, без упоминания остальных терминов, связанных с верховой ездой. При этом я старался упомянуть также региональные синонимы, а также некоторые известные мне 100%-созвучия в халхаском языке, которые неспроста наверно. Если перечислять термины сбруи, связанные с верховой езды, то их намного болье. Кожанные элементы упряжи: Қамыт – хомут Құлақбау – гуж Тамақбау – супонь Ыңыршақ, ершік – седёлка Көтерме - черезседельник Ауыздық, сулық – удила, трензель Кеңсерек – налобный ремень Жақтық – нащечный ремень Сақалдырық – одчелюстной ремень Өмілдірік – нагрудник (в монг. языке – хөмөлдрөг) Құйысқан – подхвостник Өре құйысқан – шлея Делбе – вожжи (в монг. языке – делбег) Тартпа, айыл – подпруга Шылбыр – чембур (в монг. языке – цулбуур) Керме – коновязь в виде подвешенного аркана (в монг. языке – хэрмэл) Деревянные элементы упряжи: Ат арба – телега конская (потому что бывают еще "түйе арба" – верблюжья и "өгіз арба" – воловья) Шана – сани Табан – полоз саней, деревянный Тілікше – подрез полоза, металлический Шанақ, адырна – деревянный корпус телеги, саней (в монг. языке – адайр) Белағаш - остов Доға - дуга Арыс, жетек, тәрте – оглобли Тәжбау – тяж металлический Доңғалақ, дөңгөлөк, дөңгелек – колесо в сборе (в монг. языке – бөмбөлөг) Тоғын – обод деревянный колеса (в монг. языке - тооно, так называется круглый обод наверху юрты) Шентемір, құрсау, шеңбер – обод металлический вокруг колеса, обруч Шабақ, кегей – деревянная спица колеса Күпшек – ступица Білік – ось Разновидности телег по их конструкции и назначению: Қосаяқ, көтек – двуколка, 2-колесная Төрт доңғалақты – 4-колесная Для грузов и багажа: Жәшікті, наулы – коробчатая из досок Сатылы Қосқанатты Кедір Жайдақ – без короба и др. Для людей: Күйме – с крытым верхом или с юртой наверху и др. Только просьба к оппонентам в споре не уводить тему в оффтоп ввязываясь в языковые споры, для начала просьба ответить на поставленные выше вопросы. Где хотя бы в этом посте вопросы ? Ваше казах.термины неплохо бы проанализировать, м.б. вы их сами придумали. Как "казак телеген". Думаю, никто этим заниматься не будет. Наличие терминов у одних, не отменяет наличие их у других. Дискуссию вы не ведете, а включаете извините "дурачка". Мастер ухода от темы это вы, поэтому повторяю сие в 3-й раз : Попробую расписать все по порядку, благо выкроил на работе немного времени. Монголизм, описанный еще Рона Ташем: У меня в словаре delbeg и delbeget видно отчетливо. 1) Про якобы монголизм "делбег" (вожжи):- монголизм или тюркизм этот термин сейчас не важно; - важно то, что его монголы не знают; - почему? отвечу и это очень просто: Вожжами (делбе - делбег) называются сыромятные ремни, с помощью которых извозчик (кучер, ямщик, извозчик, как угодно) управляет гужем сидя на телеге или санях, концы которых прикрепляются при помощи карабинов к железным удилам (!) и это очень важный момент, потому что волы, исключительно которыми монголы пользуются в упряжи, управляются не удилами, а поводком, привязанным к ноздрям животного; - отсюда вывод, что "делбег - делбе" это конские вожжи; - получается термин в монгольском языке сохранился, а самого предмета и явления уже нет; По этому поводу вспоминается ставшее крылатым выражение Юрия Никулина "Цоб-цобэ!" в фильме "Кавказкая пленница", правда вместо волов там были бараны. - это я про то, что у волов, в отличие от лошади, кучера/ямщика не бывает, а есть только погонщик, ведущий вола на поводке и подгоняющий его окриками и ударом хлыста; - при этом погонщик либо идет пешком, либо едет верхом на лошади; - погонщик ведет за поводок переднего вола, а остальные такими же поводками привязываются к впереди идущей телеге. хасаг видимо слово омоним, означает железный обруч-круг вокруг треножника и железный обруч скрепивший колесо. 2) Про монгольский термин "хасаг терген" (обозначающий название двуколки, т.е. 4-колесной телеги), в котором слово "хасаг" якобы не этноним "казак/казах", а название железного обода тележного колеса: - как уже не раз я об этом писал, допотопные монгольские тележные колеса не смазываются по причине наличия деревянной оси, вращающейся вместе с колесами; - отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание; - по этой же причине они часто ломаются при любых преградах и нагрузках (об этом ниже в отрывке из записок); - и самое главное (!) - эти монгольские колеса не имеют железного обода; - а пример с треножником котла на очаге в юрте это как-то далековато от темы; - но зато и это тоже очень важно (!), деревянное колесо в казачьей телеге обязательно имеет железный обод; - отсюда я делаю заключение, что объяснения Enhd'a с ReicheOnkel'ем о том, что мол слово "хасаг" в данном случае означает железный обод колеса, ни что иное как заблуждение или просто фейк; - изложенное дает повод делать одно из 2-х заключений: либо "хасаг терген" в монгольском языке изначально имело значение "казачья телега", либо обозначала "телега с колесами в железных ободах" (в отличие от собственно монгольской телеги); Итак, читаем цитаты из путевых заметок по Монголии "Из Хэнтэйских впечатлений" (1942 г.) и убеждаемся во всем также по залитым мной выше фотографиям воочию: "... К месту переправы подходил обоз. Маленькие 2-колёсные тележки, штук 70, запряжённые волами, приближались к реке. Ещё не видя обоза, мы слышали скрип и визжание колёс. У телег деревянные оси, на ось накладывается ходок (АКБ: кстати "колесные пары" железнодорожных вагонов построены точно по такому же принципу монгольской телеги-оси-колеса (!) - на не подвижно соединенные между собой колеса и ось сверху накладываются так называемые боковые рамы, единственное отличие - здесь есть буксовый узел с роликовыми подшипниками). ... Обоз разбивается на группы по 8 - 10 тележек в каждой, группа обслуживается одним человеком. Как в караване, животное привязывается поводом к впереди идущей тележке. В лесу на корнях и на стволах упавших деревьев, на перевалах, на камнях ломаются деревянные оси и деревянные колеса: они не имеют железных ободов. Позади обоза везут запасные колеса, запасные оси. Все это в долгой и трудной дороге пригодится." 1. По-казах.вожжи-"делбе". По-калмыцки - "җола". У нас имеются глаголы "делх" и "татх" означают "натягивать". Почему монголы что-то не знают? Это все ваши фантазии ! Типа "керейской-корейской овцы" ! 2. По-монгольски м.б. и "хасаг терген", но по-калмыцки "хасг тергн" означает "арба".(Райхель не прав, перевод Казах.арба) Да, та самая "фарсиванская арба" используемая в Ср.Азии. (Вряд-ли к вам перешел родственный "китайский тип арбы"). У казахов лексикон с видами повозки не развит и все арбы, телеги и пр. по-казахски называют просто "арба". Если казахи говорят про 2-колес.арбу, то говорят "қазақы арба". Что за вариант "қазақы телеген"? Это по каковски ? Самопровозглашенная Керейская Республика ? Про "скрип", это явление присутствует у всех народов Европы и Азии использовавших "арбы". По поводу именно "казахской арбы" - это универсальных вид транспорта запряжённые быками, ослами, верблюдами и лошадьми. Как видите в вашем положении, а именно в "праве патента" смешно издеваться над др.народами приписывать особые "бычьи пристрастия" Закрывайте "ваши игры" в придумывании особых тюркских-казахских супер-телег !!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 Только просьба к оппонентам в споре не уводить тему в оффтоп ввязываясь в языковые споры, для начала просьба ответить на поставленные выше вопросы. Вопросы сформулируйте, для сначала... Сильно у вас получается - сначала говорить о словарных явлениях в казахском языке, и "оппонентам" предлагать не ввязываться в "языковые споры". Вас как понимать вообще надо? Обращу просто внимание вот на эти "чудо-перлы = вообще "шедевры", от АКБ-лингвистики: Шана – сани Доға - дуга... Тәжбау – тяж металлический Один любопытный казахский момент, на него стоит отвлечься: Телевизор по-казахски - ТЕЛЕДИДАР. Вопрос: кто придумал телевизор? Кереи или Сергели? А не подскажете, "РАДУГА" по-казахски как будет? (это я так, к слову... ), а то переводчик про "кемпiркосак" что-то пишет... Про "спицы": Proto-Altaic: *k`i̯oge Nostratic: Nostratic Meaning: poles in a frame Russian meaning: жерди, доски (в раме) Turkic: *kegej Mongolian: *keɣe-sün Tungus-Manchu: *xuge Comments: A Western isogloss. Despite Clauson 1965, 165, the Turkic word is not easily explained as a borrowing < Mong. Proto-Mongolian: *keɣe-sün Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: wheel spoke Russian meaning: спица колеса Written Mongolian: kegesü(n) (L 443) Middle Mongolian: kekesun (SH, HY 18) Khalkha: xēs, xegēs, xigēs Buriat: xīgaha(n), xīgadaha(n) Kalmuck: kīɣǝs (КРС) Dagur: hejgese (MD 159) Comments: Mong. > Uygh. kügüsün, gögüsün. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 29 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2016 Что за элемент упряжи (ремень) вдоль бока лошади расположен? Это что на крайней фотке с монголом и телегой. Каково его назначение? У рядом стоящей оседланной лошади этого нет. Огорчу вас, это не вожжи, а шлея. На рисунке шлея на попе лошади, а вожжи поверху: Я как-то и так понял, что это не вожжи. 1. У вас опечатка, там 1958-.... в оригинале. 2 Шлею монгол нарядил в 1958 году, а что такое вожжи не знает, и знать не желает, так ведь? Принципиальный гражданин, однако... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 30 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2016 зрите глубже, господа Колесница бронзового века, изображенная на камне в районе слияния Хемчика и Улуг-Хема из книги Я. А. Шера «Петроглифы Средней и Центральной Азии»: Рис. 107. Саймалы-Таш. Наскальные изображения повозок и колесниц, Средняя Азия Рис. 109. Наскальные изображения повозок и колесниц из Южной Сибири и Монголии: 1 — Зайсан [Самашев, Кулик, 1975]; 2 —Знаменка [Грязнов, 1960]: 3 — Красный Камень [Аппельгрен, 1931]; 4 — Цагаан-Гол [Дорж, Новгородова, 1975]; 5 — Яманы-ус [Новгородова 1971]; 6 — Сыын-Чюрек [Вайнштейн, 1975]; 7 — 11 — Каратау [Кадырбаев, Марьяшев, 1977] http://arheologija.ru/epoha-bronzyi-srednyaya-aziya/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2016 - Это казах.телега ?- Что доказывает это фото ? - Почему у нее борта для перевозки сена ? Вы уже признаете полуоседлость и оседлость казахов ? Казахи заготавливали сено ? Поясняю вам: - Нет, это не казахская телега, но очень схожей конструкции; на рисунке есть детали, которых нет на казахской телеге, это: палки - рогатины соединяющие задние полуоси с кузовом, плоское дно телеги, поперечные балки - борта впереди и сзади телеги, металлические скобы скрепляющие деревянные сегменты колес; кроме того казахская телега намного длиннее, а боковые борта выше. - Это наглядная иллюстрация к приведенным мной названиям отдельных деталей конской упряжи; А кроме того это наглядный пример того, что сооружение такой телеги было возможно в кочевой среде, для чего требовалась не сложная работа плотника и степного кузнеца (был такой у нас с переносным своим атрибутом). - Борта бывают и более высокие, но не обязательно это для перевозки сена, посмотрите на фото начиная с первой страницы темы; Сено заготавливали не всегда и не все, лишь когда ожидали суровую зиму и джут чтобы спасти хотя бы часть скота; Сено заготавливают до сих пор и монголы и казахи, это не признак оседлости, а признак мер безопасности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2016 Обращу просто внимание вот на эти "чудо-перлы = вообще "шедевры", от АКБ-лингвистики: Шана – сани Доға - дуга... Тәжбау – тяж металлический Вас можно понять и посочувствовать, у вас нет аргументов в споре, нет контраргументов по самому сабжу - названию темы, от того и постоянные ишаки, зооветеринария, анекдоты, смайлики, оффтоп, попытки оскорбить и наконец попытки хоть за что-то зацепиться, то шлея, теперь дуга. Просто вам как русскоязычному калмыку наверно очень трудно понять с какой стороны растут ноги у массы знакомых вам с детства слов - не зная вопроса вам кажется, что это заимствования из русского, на деле все наоборот. Но это не повод для увода темы в оффтоп! Напоминаю вам и другим, здесь дискутируется вопрос - почему монголоязычные народы не знакомы с лошадью в упряжи (санях). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться