Перейти к содержанию
Урянхаец

Монгольская лошадь

Рекомендуемые сообщения

- отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание;

 

Вспомнилось, что в одной из русских летописей (пассаж о взятии Киева войсками Бату), присутствовало упоминание о СКРИПЕ ТЕЛЕГ и РЕВЕ ВЕРБЛЮДОВ. 

Там даже в городе от этого шума говорить было почти невозможно. (ЕМНИП, и это сказано было

Эти скрипучие телеги с верблюдами чьи были, интересно? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попробую расписать все по порядку, благо выкроил на работе немного времени.

Монголизм, описанный еще Рона Ташем:

У меня в словаре delbeg и delbeget видно отчетливо.

1) Про якобы монголизм "делбег" (вожжи):

- монголизм или тюркизм этот термин сейчас не важно;

- важно то, что его монголы не знают;

- почему? отвечу и это очень просто:

Вожжами (делбе - делбег) называются сыромятные ремни, с помощью которых извозчик (кучер, ямщик, извозчик, как угодно) управляет гужем сидя на телеге или санях, концы которых прикрепляются при помощи карабинов к железным удилам (!) и это очень важный момент, потому что волы, исключительно которыми монголы пользуются в упряжи, управляются не удилами, а поводком, привязанным к ноздрям животного;

- отсюда вывод, что "делбег - делбе" это конские вожжи;

- получается термин в монгольском языке сохранился, а самого предмета и явления уже нет;

По этому поводу вспоминается ставшее крылатым выражение Юрия Никулина "Цоб-цобэ!" в фильме "Кавказкая пленница", правда вместо волов там были бараны. :az1:

- это я про то, что у волов, в отличие от лошади, кучера/ямщика не бывает, а есть только погонщик, ведущий вола на поводке и подгоняющий его окриками и ударом хлыста;

- при этом погонщик либо идет пешком, либо едет верхом на лошади;

- погонщик ведет за поводок переднего вола, а остальные такими же поводками привязываются к впереди идущей телеге.

хасаг видимо слово омоним, означает железный обруч-круг вокруг треножника и железный обруч скрепивший колесо.

2) Про монгольский термин "хасаг терген" (обозначающий название двуколки, т.е. 4-колесной телеги), в котором слово "хасаг" якобы не этноним "казак/казах", а название железного обода тележного колеса:

- как уже не раз я об этом писал, допотопные монгольские тележные колеса не смазываются по причине наличия деревянной оси, вращающейся вместе с колесами;

- отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание;

- по этой же причине они часто ломаются при любых преградах и нагрузках (об этом ниже в отрывке из записок);

- и самое главное (!) - эти монгольские колеса не имеют железного обода;

- а пример с треножником котла на очаге в юрте это как-то далековато от темы;

- но зато и это тоже очень важно (!), деревянное колесо в казачьей телеге обязательно имеет железный обод;

- отсюда я делаю заключение, что объяснения Enhd'a с ReicheOnkel'ем о том, что мол слово "хасаг" в данном случае означает железный обод колеса, ни что иное как заблуждение или просто фейк;

- изложенное дает повод делать одно из 2-х заключений: либо "хасаг терген" в монгольском языке изначально имело значение "казачья телега", либо обозначала "телега с колесами в железных ободах" (в отличие от собственно монгольской телеги);

Итак, читаем цитаты из путевых заметок по Монголии "Из Хэнтэйских впечатлений" (1942 г.) и убеждаемся во всем также по залитым мной выше фотографиям воочию:

"... К месту переправы подходил обоз. Маленькие 2-колёсные тележки, штук 70, запряжённые волами, приближались к реке. Ещё не видя обоза, мы слышали скрип и визжание колёс. У телег деревянные оси, на ось накладывается ходок (АКБ: кстати "колесные пары" железнодорожных вагонов построены точно по такому же принципу монгольской телеги-оси-колеса (!) - на не подвижно соединенные между собой колеса и ось сверху накладываются так называемые боковые рамы, единственное отличие - здесь есть буксовый узел с роликовыми подшипниками). :)

... Обоз разбивается на группы по 8 - 10 тележек в каждой, группа обслуживается одним человеком. Как в караване, животное привязывается поводом к впереди идущей тележке. В лесу на корнях и на стволах упавших деревьев, на перевалах, на камнях ломаются деревянные оси и деревянные колеса: они не имеют железных ободов. Позади обоза везут запасные колеса, запасные оси. Все это в долгой и трудной дороге пригодится."

1. По-казах.вожжи-"делбе".

По-калмыцки - "җола". У нас имеются глаголы "делх" и "татх" означают "натягивать".

Почему монголы что-то не знают? Это все ваши фантазии ! Типа "керейской-корейской овцы" !

2. По-монгольски м.б. и "хасаг терген", но по-калмыцки "хасг тергн" означает "арба".(Райхель не прав, перевод Казах.арба) Да, та самая "фарсиванская арба" используемая в Ср.Азии. (Вряд-ли к вам перешел родственный "китайский тип арбы").

У казахов лексикон с видами повозки не развит и все арбы, телеги и пр. по-казахски называют просто "арба".

Если казахи говорят про 2-колес.арбу, то говорят "қазақы арба".

Что за вариант "қазақы телеген"? Это по каковски ? Самопровозглашенная Керейская Республика ?

Про "скрип", это явление присутствует у всех народов Европы и Азии использовавших "арбы".

По поводу именно "казахской арбы" - это универсальных вид транспорта запряжённые быками, ослами, верблюдами и лошадьми. Как видите в вашем положении, а именно в "праве патента" смешно издеваться над др.народами приписывать особые "бычьи пристрастия"

Закрывайте "ваши игры" в придумывании особых тюркских-казахских супер-телег !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольские воловьи упряжки. Начало 20 века:

 

8e983486832a.jpg

 

ea31a746ae01.jpg

 

Как видно, железного обода на колесах нет, есть только налипшая грязь. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольские воловьи упряжи. Урга. Начало 20 века:

 

d010b668f6c3.jpg

 

Вид сверху позволяет судить о конструкции телег типа "волокуша".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголия. Чайный карван. Жюль Легр, 1890-ые годы:

 

6e3db00d04e3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

если где-то найдете "двуколку" с 4-мя колесами(как вы пишите), то я не буду больше "набиваться к вам в братья".

 

Ошибся когда строчил пост, я же не Ленин чтобы без ошибок.  -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сенсация! Нашел единственное фото монгольской конской упряжи. Однако в ней как и в воловьей упряжи нет вожжей (делбега), нет места для кучера/ямщика, лошадь с телегой ведутся как и волы за поводок всадником, сидящим в седле на другой лошади.

Наверно просто под рукой не было свободных волов и пришлось запрячь лошадь. 

 

Фото называется "Монгол со своей повозкой в степи", 1858 - 1962 годы:

 

09a2c0ab632c.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

все могут напостить фото казахов с ишаками и быками, но это не значит, что сей интересный народ "не знал лошади".

Вы лучше ответьте ниже :

см.след.пост

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попробую расписать все по порядку, благо выкроил на работе немного времени.

Монголизм, описанный еще Рона Ташем:

У меня в словаре delbeg и delbeget видно отчетливо.

1) Про якобы монголизм "делбег" (вожжи):

- монголизм или тюркизм этот термин сейчас не важно;

- важно то, что его монголы не знают;

- почему? отвечу и это очень просто:

Вожжами (делбе - делбег) называются сыромятные ремни, с помощью которых извозчик (кучер, ямщик, извозчик, как угодно) управляет гужем сидя на телеге или санях, концы которых прикрепляются при помощи карабинов к железным удилам (!) и это очень важный момент, потому что волы, исключительно которыми монголы пользуются в упряжи, управляются не удилами, а поводком, привязанным к ноздрям животного;

- отсюда вывод, что "делбег - делбе" это конские вожжи;

- получается термин в монгольском языке сохранился, а самого предмета и явления уже нет;

По этому поводу вспоминается ставшее крылатым выражение Юрия Никулина "Цоб-цобэ!" в фильме "Кавказкая пленница", правда вместо волов там были бараны. :az1:

- это я про то, что у волов, в отличие от лошади, кучера/ямщика не бывает, а есть только погонщик, ведущий вола на поводке и подгоняющий его окриками и ударом хлыста;

- при этом погонщик либо идет пешком, либо едет верхом на лошади;

- погонщик ведет за поводок переднего вола, а остальные такими же поводками привязываются к впереди идущей телеге.

хасаг видимо слово омоним, означает железный обруч-круг вокруг треножника и железный обруч скрепивший колесо.

2) Про монгольский термин "хасаг терген" (обозначающий название двуколки, т.е. 4-колесной телеги), в котором слово "хасаг" якобы не этноним "казак/казах", а название железного обода тележного колеса:

- как уже не раз я об этом писал, допотопные монгольские тележные колеса не смазываются по причине наличия деревянной оси, вращающейся вместе с колесами;

- отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание;

- по этой же причине они часто ломаются при любых преградах и нагрузках (об этом ниже в отрывке из записок);

- и самое главное (!) - эти монгольские колеса не имеют железного обода;

- а пример с треножником котла на очаге в юрте это как-то далековато от темы;

- но зато и это тоже очень важно (!), деревянное колесо в казачьей телеге обязательно имеет железный обод;

- отсюда я делаю заключение, что объяснения Enhd'a с ReicheOnkel'ем о том, что мол слово "хасаг" в данном случае означает железный обод колеса, ни что иное как заблуждение или просто фейк;

- изложенное дает повод делать одно из 2-х заключений: либо "хасаг терген" в монгольском языке изначально имело значение "казачья телега", либо обозначала "телега с колесами в железных ободах" (в отличие от собственно монгольской телеги);

Итак, читаем цитаты из путевых заметок по Монголии "Из Хэнтэйских впечатлений" (1942 г.) и убеждаемся во всем также по залитым мной выше фотографиям воочию:

"... К месту переправы подходил обоз. Маленькие 2-колёсные тележки, штук 70, запряжённые волами, приближались к реке. Ещё не видя обоза, мы слышали скрип и визжание колёс. У телег деревянные оси, на ось накладывается ходок (АКБ: кстати "колесные пары" железнодорожных вагонов построены точно по такому же принципу монгольской телеги-оси-колеса (!) - на не подвижно соединенные между собой колеса и ось сверху накладываются так называемые боковые рамы, единственное отличие - здесь есть буксовый узел с роликовыми подшипниками). :)

... Обоз разбивается на группы по 8 - 10 тележек в каждой, группа обслуживается одним человеком. Как в караване, животное привязывается поводом к впереди идущей тележке. В лесу на корнях и на стволах упавших деревьев, на перевалах, на камнях ломаются деревянные оси и деревянные колеса: они не имеют железных ободов. Позади обоза везут запасные колеса, запасные оси. Все это в долгой и трудной дороге пригодится."

1. По-казах.вожжи-"делбе".

По-калмыцки - "җола". У нас имеются глаголы "делх" и "татх" означают "натягивать".

Почему монголы что-то не знают? Это все ваши фантазии ! Типа "керейской-корейской овцы" !

2. По-монгольски м.б. и "хасаг терген", но по-калмыцки "хасг тергн" означает "арба".(Райхель не прав, перевод Казах.арба) Да, та самая "фарсиванская арба" используемая в Ср.Азии. (Вряд-ли к вам перешел родственный "китайский тип арбы").

У казахов лексикон с видами повозки не развит и все арбы, телеги и пр. по-казахски называют просто "арба".

Если казахи говорят про 2-колес.арбу, то говорят "қазақы арба".

Что за вариант "қазақы телеген"? Это по каковски ? Самопровозглашенная Керейская Республика ?

Про "скрип", это явление присутствует у всех народов Европы и Азии использовавших "арбы".

По поводу именно "казахской арбы" - это универсальных вид транспорта запряжённые быками, ослами, верблюдами и лошадьми. Как видите в вашем положении, а именно в "праве патента" смешно издеваться над др.народами приписывать особые "бычьи пристрастия"

Закрывайте "ваши игры" в придумывании особых тюркских-казахских супер-телег !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

все могут напостить фото казахов с ишаками и быками, но это не значит, что сей интересный народ "не знал лошади".

Вы лучше ответьте ниже :

см.след.пост

 

Нет у нас никаких ишаков. Вы не по адресу обратились. А фотки я заливаю строго в обоснование своих версий и выводов, а не от делать нечего.

 

Такое чувство, что вы оскорбляетесь этими фотками? Не понимаю зачем.

 

По-казах.вожжи-"делбе".

 

На ваше утверждение о якобы монголизме "делбег" я уже привел доказательства того, что монголы не знают делбега, т.е. не используют вожжей. Даже на единственно найденной фотке запряженной в телегу лошади делбег отсутствует, а есть поводок (не путать с моим дружком Povodok :D ).

Только прошу под видом делбега не заявлять тут воловьи поводья независимо от их длины.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за элемент упряжи (ремень) вдоль бока лошади расположен? Это что на крайней фотке с монголом и телегой. 

Каково его назначение? 

У рядом стоящей оседланной лошади  этого нет.   :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще не пойму, что за вопрос: Поводья для быка или лошади ?

Думаю, что "вожжи" предмет универсальный без разницы куда крепить. Вот остальная упряжь может отличаться.

Вопрос копеечный, хватит АКБ смешить казах.ишаков !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за элемент упряжи (ремень) вдоль бока лошади расположен? Это что на крайней фотке с монголом и телегой. 

Каково его назначение? 

У рядом стоящей оседланной лошади  этого нет.   :D

 

Огорчу вас, это не вожжи, а шлея. На рисунке шлея на попе лошади, а вожжи поверху:

 

200px-%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще не пойму, что за вопрос: Поводья для быка или лошади ?

Думаю, что "вожжи" предмет универсальный без разницы куда крепить. Вот остальная упряжь может отличаться.

Вопрос копеечный, хватит АКБ смешить казах.ишаков !

 

Огорчу вас, в воловьей упряжи вожжей не бывает. В верблюжьей и оленьей по ходу тоже. Вожжи - это когда есть удила, а удила могут быть только у лошади, т.е. это деталь конской сбруи.   

 

Вожжи это когда можно подергать "зуузай", то направо, то налево. А не дерганье вола поводком за ноздри.  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему, настало время перечислить тюркские/казахские термины, связанные исключительно с конской упряжью, без упоминания остальных терминов, связанных с верховой ездой.

 

При этом я старался упомянуть также региональные синонимы, а также некоторые известные мне 100%-созвучия в халхаском языке, которые неспроста наверно. Если перечислять термины сбруи, связанные с верховой езды, то их намного болье.  ;) 

 

Кожанные элементы упряжи:

 

Қамыт – хомут

Құлақбау – гуж

Тамақбау – супонь

Ыңыршақ, ершік – седёлка

Көтерме - черезседельник

Ауыздық, сулық – удила, трензель

Кеңсерек – налобный ремень

Жақтық – нащечный ремень

Сақалдырық – одчелюстной ремень

Өмілдірік – нагрудник (в монг. языке – хөмөлдрөг)

Құйысқан – подхвостник

Өре құйысқан – шлея

Делбе – вожжи (в монг. языке – делбег)

Тартпа, айыл – подпруга

Шылбыр – чембур (в монг. языке – цулбуур)

Керме – коновязь в виде подвешенного аркана (в монг. языке – хэрмэл)

 

Деревянные элементы упряжи:

 

Ат арба – телега конская (потому что бывают еще "түйе арба" – верблюжья и "өгіз арба" – воловья)

Шана – сани

Табан – полоз саней, деревянный

Тілікше – подрез полоза, металлический

Шанақ, адырна – деревянный корпус телеги, саней (в монг. языке – адайр)

Белағаш - остов

Доға - дуга

Арыс, жетек, тәрте – оглобли

Тәжбау – тяж металлический

Доңғалақ, дөңгөлөк, дөңгелек – колесо в сборе (в монг. языке – бөмбөлөг)

Тоғын – обод деревянный колеса (в монг. языке - тооно, так называется круглый обод наверху юрты)

Шентемір, құрсау, шеңбер – обод металлический вокруг колеса, обруч

Шабақ, кегей – деревянная спица колеса

Күпшек – ступица

Білік – ось

 

Разновидности телег по их конструкции и назначению:

 

Қосаяқ, көтек – двуколка, 2-колесная

Төрт доңғалақты – 4-колесная

 

Для грузов и багажа:

Жәшікті, наулы – коробчатая из досок

Сатылы

Қосқанатты

Кедір

Жайдақ – без короба

и др.

 

Для людей:

Күйме – с крытым верхом или с юртой наверху

и др.

 

Только просьба к оппонентам в споре не уводить тему в оффтоп ввязываясь в языковые споры, для начала просьба ответить на поставленные выше вопросы.   B) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К списку прилагаю наглядные экспозиции.

 

Детали телеги:

 

a0076f7a8f7f.jpg

 

Детали колеса и оси:

 

f5e4d377ccfb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К списку прилагаю наглядные экспозиции.

Детали телеги:

a0076f7a8f7f.jpg

Детали колеса и оси:

f5e4d377ccfb.jpg

Это казах.телега ?

Что доказывает это фото ?

Почему у нее борта для перевозки сена ? Вы уже признаете полуоседлость и оседлость казахов ? Казахи заготавливали сено ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще не пойму, что за вопрос: Поводья для быка или лошади ?

Думаю, что "вожжи" предмет универсальный без разницы куда крепить. Вот остальная упряжь может отличаться.

Вопрос копеечный, хватит АКБ смешить казах.ишаков !

Огорчу вас, в воловьей упряжи вожжей не бывает. В верблюжьей и оленьей по ходу тоже. Вожжи - это когда есть удила, а удила могут быть только у лошади, т.е. это деталь конской сбруи.

Вожжи это когда можно подергать "зуузай", то направо, то налево. А не дерганье вола поводком за ноздри. :D

Мой ответ заключался не в утверждении наличия вожжей у волов, а в универсальности этого предмета.

Вы не правы, помимо лошади, вожжи могут применяться на верблюдах и ослах.

Вожжи есть удлиненая версия той части узды, которая управляет. Если животное управляется "верхом", а не "волоком", то есть вероятность наличия вожжей, если конечно оно обучено.

Вы же не будете утверждать что верблюды и ослы управляются только потягиванием за собой ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему, настало время перечислить тюркские/казахские термины, связанные исключительно с конской упряжью, без упоминания остальных терминов, связанных с верховой ездой.

При этом я старался упомянуть также региональные синонимы, а также некоторые известные мне 100%-созвучия в халхаском языке, которые неспроста наверно. Если перечислять термины сбруи, связанные с верховой езды, то их намного болье. ;)

Кожанные элементы упряжи:

Қамыт – хомут

Құлақбау – гуж

Тамақбау – супонь

Ыңыршақ, ершік – седёлка

Көтерме - черезседельник

Ауыздық, сулық – удила, трензель

Кеңсерек – налобный ремень

Жақтық – нащечный ремень

Сақалдырық – одчелюстной ремень

Өмілдірік – нагрудник (в монг. языке – хөмөлдрөг)

Құйысқан – подхвостник

Өре құйысқан – шлея

Делбе – вожжи (в монг. языке – делбег)

Тартпа, айыл – подпруга

Шылбыр – чембур (в монг. языке – цулбуур)

Керме – коновязь в виде подвешенного аркана (в монг. языке – хэрмэл)

Деревянные элементы упряжи:

Ат арба – телега конская (потому что бывают еще "түйе арба" – верблюжья и "өгіз арба" – воловья)

Шана – сани

Табан – полоз саней, деревянный

Тілікше – подрез полоза, металлический

Шанақ, адырна – деревянный корпус телеги, саней (в монг. языке – адайр)

Белағаш - остов

Доға - дуга

Арыс, жетек, тәрте – оглобли

Тәжбау – тяж металлический

Доңғалақ, дөңгөлөк, дөңгелек – колесо в сборе (в монг. языке – бөмбөлөг)

Тоғын – обод деревянный колеса (в монг. языке - тооно, так называется круглый обод наверху юрты)

Шентемір, құрсау, шеңбер – обод металлический вокруг колеса, обруч

Шабақ, кегей – деревянная спица колеса

Күпшек – ступица

Білік – ось

Разновидности телег по их конструкции и назначению:

Қосаяқ, көтек – двуколка, 2-колесная

Төрт доңғалақты – 4-колесная

Для грузов и багажа:

Жәшікті, наулы – коробчатая из досок

Сатылы

Қосқанатты

Кедір

Жайдақ – без короба

и др.

Для людей:

Күйме – с крытым верхом или с юртой наверху

и др.

Только просьба к оппонентам в споре не уводить тему в оффтоп ввязываясь в языковые споры, для начала просьба ответить на поставленные выше вопросы. B)

Где хотя бы в этом посте вопросы ?

Ваше казах.термины неплохо бы проанализировать, м.б. вы их сами придумали. Как "казак телеген". Думаю, никто этим заниматься не будет. Наличие терминов у одних, не отменяет наличие их у других.

Дискуссию вы не ведете, а включаете извините "дурачка".

Мастер ухода от темы это вы, поэтому повторяю сие в 3-й раз :

Попробую расписать все по порядку, благо выкроил на работе немного времени.

Монголизм, описанный еще Рона Ташем:

У меня в словаре delbeg и delbeget видно отчетливо.

1) Про якобы монголизм "делбег" (вожжи):

- монголизм или тюркизм этот термин сейчас не важно;

- важно то, что его монголы не знают;

- почему? отвечу и это очень просто:

Вожжами (делбе - делбег) называются сыромятные ремни, с помощью которых извозчик (кучер, ямщик, извозчик, как угодно) управляет гужем сидя на телеге или санях, концы которых прикрепляются при помощи карабинов к железным удилам (!) и это очень важный момент, потому что волы, исключительно которыми монголы пользуются в упряжи, управляются не удилами, а поводком, привязанным к ноздрям животного;

- отсюда вывод, что "делбег - делбе" это конские вожжи;

- получается термин в монгольском языке сохранился, а самого предмета и явления уже нет;

По этому поводу вспоминается ставшее крылатым выражение Юрия Никулина "Цоб-цобэ!" в фильме "Кавказкая пленница", правда вместо волов там были бараны. :az1:

- это я про то, что у волов, в отличие от лошади, кучера/ямщика не бывает, а есть только погонщик, ведущий вола на поводке и подгоняющий его окриками и ударом хлыста;

- при этом погонщик либо идет пешком, либо едет верхом на лошади;

- погонщик ведет за поводок переднего вола, а остальные такими же поводками привязываются к впереди идущей телеге.

хасаг видимо слово омоним, означает железный обруч-круг вокруг треножника и железный обруч скрепивший колесо.

2) Про монгольский термин "хасаг терген" (обозначающий название двуколки, т.е. 4-колесной телеги), в котором слово "хасаг" якобы не этноним "казак/казах", а название железного обода тележного колеса:

- как уже не раз я об этом писал, допотопные монгольские тележные колеса не смазываются по причине наличия деревянной оси, вращающейся вместе с колесами;

- отчего при движении такой повозки стоит постоянный скрип и визжание;

- по этой же причине они часто ломаются при любых преградах и нагрузках (об этом ниже в отрывке из записок);

- и самое главное (!) - эти монгольские колеса не имеют железного обода;

- а пример с треножником котла на очаге в юрте это как-то далековато от темы;

- но зато и это тоже очень важно (!), деревянное колесо в казачьей телеге обязательно имеет железный обод;

- отсюда я делаю заключение, что объяснения Enhd'a с ReicheOnkel'ем о том, что мол слово "хасаг" в данном случае означает железный обод колеса, ни что иное как заблуждение или просто фейк;

- изложенное дает повод делать одно из 2-х заключений: либо "хасаг терген" в монгольском языке изначально имело значение "казачья телега", либо обозначала "телега с колесами в железных ободах" (в отличие от собственно монгольской телеги);

Итак, читаем цитаты из путевых заметок по Монголии "Из Хэнтэйских впечатлений" (1942 г.) и убеждаемся во всем также по залитым мной выше фотографиям воочию:

"... К месту переправы подходил обоз. Маленькие 2-колёсные тележки, штук 70, запряжённые волами, приближались к реке. Ещё не видя обоза, мы слышали скрип и визжание колёс. У телег деревянные оси, на ось накладывается ходок (АКБ: кстати "колесные пары" железнодорожных вагонов построены точно по такому же принципу монгольской телеги-оси-колеса (!) - на не подвижно соединенные между собой колеса и ось сверху накладываются так называемые боковые рамы, единственное отличие - здесь есть буксовый узел с роликовыми подшипниками). :)

... Обоз разбивается на группы по 8 - 10 тележек в каждой, группа обслуживается одним человеком. Как в караване, животное привязывается поводом к впереди идущей тележке. В лесу на корнях и на стволах упавших деревьев, на перевалах, на камнях ломаются деревянные оси и деревянные колеса: они не имеют железных ободов. Позади обоза везут запасные колеса, запасные оси. Все это в долгой и трудной дороге пригодится."

1. По-казах.вожжи-"делбе".

По-калмыцки - "җола". У нас имеются глаголы "делх" и "татх" означают "натягивать".

Почему монголы что-то не знают? Это все ваши фантазии ! Типа "керейской-корейской овцы" !

2. По-монгольски м.б. и "хасаг терген", но по-калмыцки "хасг тергн" означает "арба".(Райхель не прав, перевод Казах.арба) Да, та самая "фарсиванская арба" используемая в Ср.Азии. (Вряд-ли к вам перешел родственный "китайский тип арбы").

У казахов лексикон с видами повозки не развит и все арбы, телеги и пр. по-казахски называют просто "арба".

Если казахи говорят про 2-колес.арбу, то говорят "қазақы арба".

Что за вариант "қазақы телеген"? Это по каковски ? Самопровозглашенная Керейская Республика ?

Про "скрип", это явление присутствует у всех народов Европы и Азии использовавших "арбы".

По поводу именно "казахской арбы" - это универсальных вид транспорта запряжённые быками, ослами, верблюдами и лошадьми. Как видите в вашем положении, а именно в "праве патента" смешно издеваться над др.народами приписывать особые "бычьи пристрастия"

Закрывайте "ваши игры" в придумывании особых тюркских-казахских супер-телег !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Только просьба к оппонентам в споре не уводить тему в оффтоп ввязываясь в языковые споры, для начала просьба ответить на поставленные выше вопросы.   B) 

 

Вопросы сформулируйте, для  сначала... 

Сильно у вас получается - сначала говорить о словарных явлениях в казахском языке, и "оппонентам" предлагать не ввязываться в "языковые споры". :blink: Вас как понимать вообще надо?  :lol:

 

Обращу просто внимание вот на  эти "чудо-перлы = вообще "шедевры",  от АКБ-лингвистики:

 

Шана – сани

Доға - дуга... 

Тәжбау – тяж металлический :lol:

 

Один любопытный казахский момент, на него стоит отвлечься:

Телевизор по-казахски  -  ТЕЛЕДИДАР.   Вопрос: кто придумал телевизор? Кереи или Сергели? 

А не подскажете, "РАДУГА"  по-казахски как будет? (это я так, к слову...  ;) ), а то переводчик про "кемпiркосак"  что-то пишет... 

 

Про "спицы":

 

Proto-Altaic: *k`i̯oge
Nostratic: Nostratic
Meaning: poles in a frame
Russian meaning: жерди, доски (в раме)
Turkic: *kegej
Mongolian: *keɣe-sün
Tungus-Manchu: *xuge
Comments: A Western isogloss. Despite Clauson 1965, 165, the Turkic word is not easily explained as a borrowing < Mong.
 
Proto-Mongolian: *keɣe-sün
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: wheel spoke
Russian meaning: спица колеса
Written Mongolian: kegesü(n) (L 443)
Middle Mongolian: kekesun (SH, HY 18)
Khalkha: xēs, xegēs, xigēs
Buriat: xīgaha(n), xīgadaha(n)
Kalmuck: kīɣǝs (КРС)
Dagur: hejgese (MD 159)
Comments: Mong. > Uygh. kügüsün, gögüsün.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что за элемент упряжи (ремень) вдоль бока лошади расположен? Это что на крайней фотке с монголом и телегой. 

Каково его назначение? 

У рядом стоящей оседланной лошади  этого нет.   :D

 

Огорчу вас, это не вожжи, а шлея. На рисунке шлея на попе лошади, а вожжи поверху:

 

200px-%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%

 

Я как-то и так понял, что это не вожжи.

1. У вас опечатка, там 1958-....  в оригинале.

2 Шлею монгол нарядил в 1958 году, а что такое вожжи не знает, и знать не желает, так ведь? Принципиальный гражданин, однако... :D  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

зрите глубже, господа

xxU3019v-tQ.jpg

Колесница бронзового века, изображенная на камне в районе слияния Хемчика и Улуг-Хема

 

из книги Я. А. Шера «Петроглифы Средней и Центральной Азии»:

povozki.jpeg

Рис. 107. Саймалы-Таш. Наскальные изображения повозок и колесниц, Средняя Азия

 

povozki-3.jpg

Рис. 109. Наскальные изображения повозок и колесниц из Южной Сибири и Монголии:
1 — Зайсан [Самашев, Кулик, 1975]; 2 —Знаменка [Грязнов, 1960]: 3 — Красный Камень [Аппельгрен, 1931]; 4 — Цагаан-Гол [Дорж, Новгородова, 1975]; 5 — Яманы-ус [Новгородова 1971]; 6 — Сыын-Чюрек [Вайнштейн, 1975]; 7 — 11 — Каратау [Кадырбаев, Марьяшев, 1977]
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

-  Это казах.телега ?

-  Что доказывает это фото ?

-  Почему у нее борта для перевозки сена ? Вы уже признаете полуоседлость и оседлость казахов ? Казахи заготавливали сено ?

 

Поясняю вам:

 

-  Нет, это не казахская телега, но очень схожей конструкции; на рисунке есть детали, которых нет на казахской телеге, это: палки - рогатины соединяющие задние полуоси с кузовом, плоское дно телеги, поперечные балки - борта впереди и сзади телеги, металлические скобы скрепляющие деревянные сегменты колес; кроме того казахская телега намного длиннее, а боковые борта выше.

-  Это наглядная иллюстрация к приведенным мной названиям отдельных деталей конской упряжи; А кроме того это наглядный пример того, что сооружение такой телеги было возможно в кочевой среде, для чего требовалась не сложная работа плотника и степного кузнеца (был такой у нас с переносным своим атрибутом).

- Борта бывают и более высокие, но не обязательно это для перевозки сена, посмотрите на фото начиная с первой страницы темы; Сено заготавливали не всегда и не все, лишь когда ожидали суровую зиму и джут чтобы спасти хотя бы часть скота; Сено заготавливают до сих пор и монголы и казахи, это не признак оседлости, а признак мер безопасности.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обращу просто внимание вот на  эти "чудо-перлы = вообще "шедевры",  от АКБ-лингвистики:

 

Шана – сани

Доға - дуга... 

Тәжбау – тяж металлический :lol:

 

Вас можно понять и посочувствовать, у вас нет аргументов в споре, нет контраргументов по самому сабжу - названию темы, от того и постоянные ишаки, зооветеринария, анекдоты, смайлики, оффтоп, попытки оскорбить и наконец попытки хоть за что-то зацепиться, то шлея, теперь дуга.

 

Просто вам как русскоязычному калмыку наверно очень трудно понять с какой стороны растут ноги у массы знакомых вам с детства слов -  не зная вопроса вам кажется, что это заимствования из русского, на деле все наоборот. Но это не повод для увода темы в оффтоп!

 

Напоминаю вам и другим, здесь дискутируется вопрос - почему монголоязычные народы не знакомы с лошадью в упряжи (санях).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...