Амыр Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 А вот что это за алтайцы? В "Истории Тувы" написано, что тувинцы кочевали на Алтае, Иртыше, до Томска и т.п. Сижу, глазами хлопаю. Этнонимы все разные. Надо посмотреть. В 1756 году зайсан Омбо от имени 12 алтайских зайсанов обратился к императрице Елизавете с прошением о принятии алтайцев в российское подданство, Кулчугай был в их числе, а Бубей присоединился к цинцам, наряду с Чадаком, Бооколом, Тувшином и Чулуном, и подчинили себе теленгитов, которые впоследствии по Чугучакскому договору 1865 г. (на днях будет конференция, посвященная 145 летию вхождения теленгитов в Россию), присоединились к России. Погуглите. http://new.hist.asu.ru/biblio/borod5/got/95.html 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 9 июня, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Значит, это те самые. Мне не понятно, по какой причине всё это причисленно в разряд формирующихся тувинцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 В 1756 году зайсан Омбо от имени 12 алтайских зайсанов обратился к императрице Елизавете с прошением о принятии алтайцев в российское подданство, Кулчугай был в их числе, а Бубей присоединился к цинцам, наряду с Чадаком, Бооколом, Тувшином и Чулуном, и подчинили себе теленгитов, которые впоследствии по Чугучакскому договору 1865 г. (на днях будет конференция, посвященная 145 летию вхождения теленгитов в Россию), присоединились к России. Погуглите. http://new.hist.asu.ru/biblio/borod5/got/95.html Вот тут и "зарыта собака". Дело в том, что единую народность, Российская и Цинская империи разделили на 3 части. Самое характерное, что их потомки сейчас сидят и делят общих предков. Амыр, не было тогда "алтайских" или "тувинских" зайсанов. Были "урянхайские" чейзен-ы Комбо(Омбо),Чаадак,Боок-оол... Стараниями нынешних "ура-патриотов", они становятся "алтайскими","тувинскими" зайсанами.. Так же и с "Конгурей"(Хоорай тад.) У Кызласова эта линия, "родственность саяно-алтайских тюрков" и "насильственный разрыв" монголами процесса сложения в единую народность, четко прослежена. Идеома правильная, лично я разделяю ее. Факт грубого вмешательства монгол,китайцев и маньчжурцев с китайцами,в процесс сложения саяно-алтайских тюрков-для меня очевиден. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Значит, это те самые. Мне не понятно, по какой причине всё это причисленно в разряд формирующихся тувинцев. В архивах они именуются "урянхайскими"... Были основания значит их называть "тувинскими".. Для терминологии России и Китая того периода, это тождественно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 9 июня, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 1. Собаку надо разрубить пополам и пройти между ее половинами. 2. Хорошо, что ранее "плохой" Кызласов стал неожиданно "идеологически правильным" автором для горячо любимой им Тувы. 3. Однако, очевидно, что в 17-18 веках были некие "урянхайцы" с монгольской инвеститурой и не было "тувинцев". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 1. Собаку надо разрубить пополам и пройти между ее половинами. 2. Хорошо, что ранее "плохой" Кызласов стал неожиданно "идеологически правильным" автором для горячо любимой им Тувы. 3. Однако, очевидно, что в 17-18 веках были некие "урянхайцы" с монгольской инвеститурой и не было "тувинцев". 1.Тем не менее есть сегодняшние тувинцы. потомки тех "монгольских" урянхайцев. 2."Плохой"Кызласов потому, что с "Правильной" колеи он съехал на "тропиночку" "древних хакасов", тем самым допустив сегодняшние наши "разночтения" между братскими частями одного. Пользуясь терминологией коммунистов- ударился в "национально-буржуазный...". 3.Согласен,"Срединный Путь"-для нас Оптима. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Значит, это те самые. Мне не понятно, по какой причине всё это причисленно в разряд формирующихся тувинцев. В составе Цинской империи появились тувинцы-урянхайцы, в которых автоматически определили все тюркоязычные племена, кроме чуждых по культуре и происхождению уйгуров и казахов. Вот тут и "зарыта собака". Дело в том, что единую народность, Российская и Цинская империи разделили на 3 части. Самое характерное, что их потомки сейчас сидят и делят общих предков. Амыр, не было тогда "алтайских" или "тувинских" зайсанов. Были "урянхайские" чейзен-ы Комбо(Омбо),Чаадак,Боок-оол... Стараниями нынешних "ура-патриотов", они становятся "алтайскими","тувинскими" зайсанами.. Так же и с "Конгурей"(Хоорай тад.) У Кызласова эта линия, "родственность саяно-алтайских тюрков" и "насильственный разрыв" монголами процесса сложения в единую народность, четко прослежена. Идеома правильная, лично я разделяю ее. Факт грубого вмешательства монгол,китайцев и маньчжурцев с китайцами,в процесс сложения саяно-алтайских тюрков-для меня очевиден. Я вам уже дал слово приложить усилия по слиянию наших народов своими конкретными действиями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Значит, это те самые. Мне не понятно, по какой причине всё это причисленно в разряд формирующихся тувинцев. Действительно, в нашей Истории Тывы даны данные сведения. Но неужели наши монголоязычные братья не имеют такого языкового навыка, чтобы удосужиться прочитать эти сведения? Спасибо Стасу акыйу, что поднимает этот вопрос, и вообще волнуется великой историей народа тыва. Алтын-Ханы сейчас включены почему-то включены в сферу монголоязычного мира, когда сам этот народ яро ненавидел равно и Халха равно и ЗУУнгар, но в силу легитимности уйгурской( ууйгаржин монгол бичиг) был вынужден писать московскому царю письмо на этой письменности, хотя был по сути тувинцем (тюрком). Ожидаю ярые нападки братьев- монголоязычных.... Но пусть читают историю Тывы, действительно, данная история написана не без участия Великого Кызласова, чью заслугу я лично считаю великой в деле в освещении истории народа Тыва.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 В составе Цинской империи появились тувинцы-урянхайцы, в которых автоматически определили все тюркоязычные племена, кроме чуждых по культуре и происхождению уйгуров и казахов. Я вам уже дал слово приложить усилия по слиянию наших народов своими конкретными действиями. Когда я сам участвовал в Саяно-Алтайской экспедиции Забелина хакасского у меня слезы на глаза наворачивались, от чувства умиления от родства народов тадар и алтай. Почему-то разлученных российской наукой от народа тыва. Думаю все таки мнение брата Ажк имеет под собой истину, что когда нибудь наши народы все таки объединятся..... И действия таких сынов народов Саяно-Алтая как Стас и Амыр будут полезны......... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 В составе Цинской империи появились тувинцы-урянхайцы, в которых автоматически определили все тюркоязычные племена, кроме чуждых по культуре и происхождению уйгуров и казахов. Уважаемый брат Амыр, вы как народ Ойрот-Тура и есть часть народа тыва, как бы это не хотели интерпретировать. У вас такой диалект интересный.... Но кто-то возразит.... Так и вы..... Но это мнение вашего братского этноса....... Мы, тувинцы, так любим считать вас нашими ближайшими родственниками (чисто в быту)......... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Уважаемый брат Амыр, вы как народ Ойрот-Тура и есть часть народа тыва, как бы это не хотели интерпретировать. У вас такой диалект интересный.... Но кто-то возразит.... Так и вы..... Но это мнение вашего братского этноса....... Мы, тувинцы, так любим считать вас нашими ближайшими родственниками (чисто в быту)......... Любовь тувинцев я ощутил в реале. И сам очень тепло и по братски отношусь к вам. Но неправильно ареал народа тыва (туба) распространять на нас. Для алтайцев и хакасов туба - это всего лишь небольшое племенное подразделение в нашем составе. Если в Туве это племя (настоящие тувинцы-туба - оюннары и салчаки) распространило свое название на все другие племена и роды, то мы то причем? Учитывая что Баарын Тыва входила в состав Ойротского ханства, равно как и Алтай и Хонгорай, предлагаю объединяться на ойротской основе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 июня, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Хорошо бы дороги закольцевать, если бы от Телецкого можно было бы к нам в Таштыпский район проехать, то оттуда через Абазу рукой подать до Ак-Довурака и Кызыла. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Хорошо бы дороги закольцевать, если бы от Телецкого можно было бы к нам в Таштыпский район проехать, то оттуда через Абазу рукой подать до Ак-Довурака и Кызыла. От нас в Таштагол дорогу проложили от Телецкого, надо теперь чтобы от Кузни (кстати, название городов Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, происходит от названия тубинского рода Кюзен, от них пошло название кузнецкие татары) до Абакана была нормальная дорога, сейчас там очень плохая гравийка. А на Таштып дорога - несбыточная мечта. Да и наш Кош-Агачский район от Монгун-Тайгинского отделяет два перевала на высоте 3000 м. и 120 км (от Кокори до Кызыл-Хая) бездорожья (в середине июня открывается эта дорога для УАЗиков, и большой свет для западной Тувы). Еще с 70-х годов хотели туда хотя бы нормальную гравийку пробить, но потом пришедшие к власти казахские руководители Кош-Агача отбрасывали эту идею. Сейчас новое руководство пытается возобновить строительство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 июня, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Дороги от Кузни (Аба-тура) нет в Хакасию, только ж/д и зимник для вездеходов. В объезд через Мариинск-Тисуль-Шарыпово. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 июня, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Уважаемый брат Амыр, вы как народ Ойрот-Тура и есть часть народа тыва, как бы это не хотели интерпретировать. У вас такой диалект интересный.... Но кто-то возразит.... Так и вы..... Но это мнение вашего братского этноса....... Мы, тувинцы, так любим считать вас нашими ближайшими родственниками (чисто в быту)......... Диалект южных алтайцев наиболее близок современному кыргызскому языку. Может и нас в тыва запишете? Это конечно шутка. Интересно узнать версии происхождения тувинских кыргызов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Дороги от Кузни (Аба-тура) нет в Хакасию, только ж/д и зимник для вездеходов. В объезд через Мариинск-Тисуль-Шарыпово. Ничего себе крюк загнули. Зимой на легковушке проезжали, нормально. Тувинских келин много, алтайские зятья проторили дорогу. Диалект южных алтайцев наиболее близок современному кыргызскому языку. Может и нас в тыва запишете? Это конечно шутка. Интересно узнать версии происхождения тувинских кыргызов. Из Кыргызстана на заработки уезжают в основном южные кыргызы (ичкилик), при общении с ними, начинают переглядываться и улыбаться, сразу называют аркалык кыргызом (северным). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Известный феномен: "Ураан"- боевой клич, заклинание, насоклько я помню, название "урянхай" именно от "уриаан"/ураан" и пошел?! Корни этого Бичурин находил в "Гаогюйцах". Интересный этнографический факт, тувинцы, этому свидетель и я, этнический тыва, до сих пор при грозе выходили/выходят на улицу и громко орут и кричат. "Доводят" до Неба свою просьбу о милости, заклинают так сказать. При затмении солнца луной, тувинцы выходили/выходят на улицу и стреляют внебо из всех видов оружия, громко орут при этом, стучат в медную, металлическую посуду, "пытаясь" испугать Амырга-Мооса,"проглотивщего Солнца".. монголы, кроме "урянхайцев", при грозе и громе, "укрывались в юртах" и пещерах, так откуда же у вас, бурган-халдунских, овор-монгольских урянхайцев, "гаогюйские" т.е.уйгурские то бишь тувинские обычаи? Ведь монголоязычные урянхайцы практиковали такой заметный обычай при громах? Об обычае кричать во время грозы, я слышал, что у калмыцких хо-меркитов был такой обычай. Улуг Донгак - в Вашем сообщении сквозит пренебрежением к остальным братским тюркским народам, типа мы натуральные тюрки, не "сарты, не принявшие ислам, не ушедшие на запад и т.д." Что такого плохого в сартах или принятии ислама? Может вы сохранили веру тех орхонских тюрков? Думаю, что вы меня поймете - нельзя оскорблять иные народы, расы, религии и т.д. и споры о "чистоте" или "тюркскости" - это бесполезный и малопродуктивный вариант изучении истории. Кто то на форуме выложил идейку (по моему это был Ноян) об особой чистоте и сверхтюркскости алтайцев и тувинцев, наверное наш Донгак проникся ею. Честно сказать, мне и самому она понравилась... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Интересный этнографический факт, тувинцы, этому свидетель и я, этнический тыва, до сих пор при грозе выходили/выходят на улицу и громко орут и кричат. "Доводят" до Неба свою просьбу о милости, заклинают так сказать. При затмении солнца луной, тувинцы выходили/выходят на улицу и стреляют внебо из всех видов оружия, громко орут при этом, стучат в медную, металлическую посуду, "пытаясь" испугать Амырга-Мооса,"проглотивщего Солнца".. Очень интересный этнографический факт, только это не тувинский, а китайский обычай, зафиксированный несколько тысяч лет назад. Солнце или луну глотала особо страшная нечисть (по одной из поздних версии это был "Небесный пес" - Tiangou), и китайцы устраивали невообразимый шум, чтобы эту нечисть отпугнуть, - стучали в барабаны, железную посуду, орали во все горло, позже взрывали хлопушки и пр. Кстати, по приведенной мной ссылке на Википедию есть изображение Чжан Сяня, стреляющего в изготовившегося сожрать солнце Небесного пса. Само слово "затмение" с китайского языка буквально переводится как "поглощение солнца (луны)". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Уважаемый Аза, в ваших сообщениях слишком много эмоций и выскальзывают совершенно поверхностные утверждения. Говорить "вы "народ тыва" не любите назвать себя монголами." абсолютно тупо!!!! Как же мы можем любить называть себя монголами, когда мы не монголы так и есть, а натуральные тюрки, не сарты, не принявшие ислам, и не ушедшие на запад, и говорящие на том же языке, что на Великих надписях орхона и Енисея... Отойдите от своих Даяар-монгольских замашек на этом серъезном историческом сайте. Прошу админов обратить на это внимание!!!! Пролистал тему, достаточно интересно. Отставлю в сторону сартов, принявших ислам, ушедших на запад, говорящих не на том же языке и прочие порождения тьмы, сейчас мне интересней поговорить о тувинско-монгольских взаимоотношениях. Дело в том, что я в свое время начал переводить на русский язык книгу У Хунвэя "Тувинский язык", где черным по белому написано: В Алтайском регионе Или-казахской автономной области СУАР проживает более 5000 монголов, часть которых представляет собой очень особую группу. Хотя они считаются монголами, не особо отличаясь от них бытом и религией, но имеют отличное от монголов происхождение, а также обладают собственным языком. Этот язык называется тувинским. Здесь и речи не может быть о насильственном присоединении или причислении к монголам - только об инкорпорации, произошедшей в силу исторических причин. Об этом же факте тувинской "монгольскости" читал и у Чэн Шиляна. Более того, другие тюркские народы, например, фуюйские кыргызы или часть юйгуров тоже назывались соседями "ойратами" или "монголами". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 июня, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Очень интересный этнографический факт, только это не тувинский, а китайский обычай, зафиксированный несколько тысяч лет назад. Это культурная универсалия. Чуковский тоже писал, что крокодил проглотил солнце Про гром - тувинцы сохранили древнюю урянайскую и динлинскую традицию: Китайцы зафиксировали у динлинов-гаоцзюй: "Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое. Осенью следующего года, когда лошади зажиреют, снова посещают место, где гремел гром, закапывают там в землю черного барана, разводят огонь, вынимают [из ножен] кинжалы, а шаманки произносят заклинания, подобно тому как молятся в Срединном государстве, чтобы отвратить несчастье. [В это же время] группы мужчин скачут вокруг на лошадях и, сделав 100 кругов, останавливаются. Затем люди, держащие в руках пучки ивы или кустарника, ставят их [в землю] кругами и поливают кислым молоком". Грозные атмосферные явления не оставляли равнодушными и средневековых номадов и кочевников Нового времени. Например, монголы эпохи Чингисхана "ужасно боялись грома, считая его проявлением гнева Неба". И только урянкаты отваживались кричать и поносить "и небо и тучи и молнии". К разряду вредоносной магии относятся принесение жертвы и пролитие напитка на месте, испепеленном молнией . Многие тюркоязычные народы с раннего средневековья пытались использовать подобные магические приемы как элемент военных действий. Интересны и некоторые параллели в погребальном обряде динлинов и средневекового телесского союза встречаемые, в частности, в археологических памятниках древних уйгуров: "Во время похорон для умершего копают яму, сажают в нее труп, расправляют руки, вставляют в них растянутый лук, опоясывают умершего мечом и зажимают под мышкой копье, делая все так, словно труп живой, яму не засыпают. Если умирают от удара грома или от моровой болезни, молятся о ниспослании им счастья. Когда у них все спокойно, совершают благодарственные моления, во время которых забивают много разного скота, сжигают его кости, пускают палы и скачут вокруг этого места на лошадях несколько сотен кругов. Все мужчины и женщины, независимо от возраста, собираются на эти сборища. Те, у кого все спокойно и хорошо, поют, танцуют и занимаются музыкой, а те, у кого кто-нибудь умер, горестно стонут и плачут" . Очень похоже на уйгурскую погребальную обрядность. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 А Вы уверены что в состав высокотелегих входили только тюрки? Те же курыкане и байырку? Я вам еще больше скажу у внутреннемонгольских абагатов есть род урианхан тоже осколок урианханского тумена. Так они практикуют хоомей, только у них это называется цоорын дуу и исполняется вместо музыки при уртын дуу. Цоорын созвучно казахскому муз. инструменту сырнай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 А что не так хундулуг Стас акый?(уважаемый Стас акый- брат) То что тувинцы кочевали в пределах указанного ареала- научный факт вроде. Сегодня, мы проживаем на наших исконных территориях по 3 странам: Тува(РФ),Монголия и Китай. Если не считать территорий с которых нас "выдавили",ареал широкий получается,вспомним Зап.Сибирь и Сев.Казахстан. АЖК, можете ли привести факты, а то про кочевание тувинцев в Западной Сибири и в Северном Казахстане впервые слышу от Вас. Черный Иртыш, верхняя Обь и др. как привел Стас да, но это... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Пролистал тему, достаточно интересно. Отставлю в сторону сартов, принявших ислам, ушедших на запад, говорящих не на том же языке и прочие порождения тьмы, сейчас мне интересней поговорить о тувинско-монгольских взаимоотношениях. Дело в том, что я в свое время начал переводить на русский язык книгу У Хунвэя "Тувинский язык", где черным по белому написано: Здесь и речи не может быть о насильственном присоединении или причислении к монголам - только об инкорпорации, произошедшей в силу исторических причин. Об этом же факте тувинской "монгольскости" читал и у Чэн Шиляна. Более того, другие тюркские народы, например, фуюйские кыргызы или часть юйгуров тоже назывались соседями "ойратами" или "монголами". Уважаемый брат тмади, очень интересны Ваши сообщения. Тем более мы с вами являемся коллегами (по части нашей специальности). Хочу спросить про Вашу аватарку, читаю MA DI - лошадь и император. Что это значит? (Печать на шрифте медной письменности.) Насчет вашего перевода про китайских тувинцев. Можно ли хоть какой то вариант выложить на сайте тува.азия ? Данная ваша работа была бы очень значимым вкладом в деле освещения истории тувинского народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 11 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2010 Диалект южных алтайцев наиболее близок современному кыргызскому языку. Может и нас в тыва запишете? Это конечно шутка. Интересно узнать версии происхождения тувинских кыргызов. Учитывая факт нахождения тувинских племен-монгуш, ооржак, сат, сарыг(мн.-лар) в составе кыргызкого этноса, мы можем говорить о "тувинскости" кыргызов,фактически доказывая связь Енисея, Саяно-Алтая с нынешним кыргыским этносом. Фактически, кыргыс-исконный тувинский субстрат, в сознании тувинцев, кыргыс обитают в Туве с "начала времен", т.е.были всегда. Но насколько я помню, историки озвучивали 2 версии происхождения тувинских кыргысов: 1.Со времен Кыргызкого каганата, в коренную землю которого входила и нын.Тува.1-я волна. 2.Со времени насильственного переселения "киргизов" джунгарами.2-я волна. Я склонен предпологать,что верным все-таки являются обе версии. Кыргысы Тувы, прямые потомки древних кыргызов,были в Туве всегда.Джунгары, переселив в Джунгарию(не в Туву)основную "киргизскую" массу населения "Киргизкой землицы", естественно часть их,уводили таки через Туву, могли остаться в Туве. Глупо было бы нам находить тувинских кыргысов в Туве только после 1703 года,были горячие головы,не будем называть их фамилии, предполагавщих такой вариант.Тогда бы современных кыргысов Тувы, мы бы не находили в таком количестве, да еще в составе всх кожуунов и сумонов Тувы. Наличие в составе тувинского этноса рода кыргыс-ондар-уйгуур говорит в пользу древности тувинских кыргысов. Культура древних кыргызов, их письменные памятники, изучены в т.ч.по многочисленным археологическим памятникам Тувы. Глупо было бы нам идти на поводу у отдельных исследователей,говоривщих о принадлежности енисейских кыргысов к предкам только одного,максимум двух народов. При этом тувинцы как потомки тех кыргысов, не смотря на наличие в составе тувинцев значительного "кыргыского" компонента, наличие тувинскиго компонента в составе кыргызов Кыргызской Республики, не были "включены"(ИМХО) в состав народов-наследников "енисейских древних кыргызов".Пример: Окончательное разделение кыргызов на тяньшанских и енисейских произошло в начале XIV века, когда правитель Восточного Моголистана Ильчигидай переселил часть народа в район р. Или. Люди, оставшиеся в долине Енисея и горах Алтая стали родоначальниками современных хакасов и алтайцев В литературе много говорилось о "завоевании Тувы" кыргызами, о переселении "через Туву" из Монголии в Минусинскую котловину, о насильственном "уводе через Туву" в Джунгарию енисейских кыргызов. Мне лично,как потомку рода кыргыс , потомку рода уйгур по предкам, по фамилии Монгуш- эти транзитные "чудеса" кыргысов, стараниями некоторых, кажутся субъективными и недостоверными, при всем моем уважении к их трудам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 11 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2010 Учитывая что Баарын Тыва входила в состав Ойротского ханства, равно как и Алтай и Хонгорай, предлагаю объединяться на ойротской основе. Факт наличия в Туве большого "мифологического" пласта, связанного с Зуун-гар(Ойрот), в частности мифов о "славном нойоне Амыр-Санаа,грядущем освободителе народов Саяно-Алдая", говорит о многом.Легендизация образа Амыр-Санаа нойона, о тождественности этой легенды с образом Будды Грядущего Майтреи, странный симбиоз "ойратизма" с буддизмом в сознании простого народа. Амыр-Санаа нойон-герой Тувы и тувинского народа. Его духу до сих пор поклоняются в Барыын Тыва(Зап.Тува). В Дзуун Тыва(Вост.Тува), действительно такой героизации Амурсаны мы не наблюдаем.Там "герой" Шыдар-ван(Чиньгунжав). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться