Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

1. Не "ревизию", а продолжение изучение тогда. :) Этническая принадлежность надписи это вопрос слишком вычурный. Обычно обращают внимание на территориальную или графическую специфику.

2. А почему не может быть древнетюркского кургана с древнехакасской надписью? Есть же тагарские или уюкские курганы с древнетюркскими надписями. И с русскими надписями есть теперь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Не "ревизию", а продолжение изучение тогда. :) Этническая принадлежность надписи это вопрос слишком вычурный. Обычно обращают внимание на территориальную или графическую специфику.

2. А почему не может быть древнетюркского кургана с древнехакасской надписью? Есть же тагарские или уюкские курганы с древнетюркскими надписями. И с русскими надписями есть теперь.

Ревизия действительно может звучать как-то уж слишком жестко,хорошо "изучение".

Наверное, территориальное или графическое отличие- и есть признак этнической, племенной принадлежности письменных памятников.

Я допускаю, что часть курганов могли чередоваться как то тюрксий с уйгурским, кыргызский с скифским и др.вариации.

Русские надписи к сожалению только портят уникальные петроглифы и письмена Тувы и Хакасии.

Напомню, что курганы Тувы, обладают уникальными признаками для разных исторических периодов- скифские,гуннские и древнетюркские, не позволяющие их путать между собой

.

Кыргызское трупосожение, не может идентифицироваться уйгурским курганом или кожээ с надписью, и наоборот.

Я говорил о том, что часть письменных памятников может оказалась "древнехакаской" из-за сильного желания исследователя.

Субъективизм, беда исторической науки, обслуживающей таки общественный спрос своего времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Забрать"? Что то не понял. Они то есть и я отчасти стали одним из халхасских отоков только в начале 16-го века, когда устроили бунт против чингисидов. Мотив восстания мне вообще непонятно.

После подавления их рассеяли по всей Монголии. И каждому тумену досталась урианханы.

Так что тоджинцы ваши тувинцы. А мы халха-урианханы монголы.

З.ы. Я и говорил что урианханы на Алтае пришлые из Хэнтэй хана.

Сайн-Маджак ноён тоже из ваших?

Хентейские

кем были рассеяны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Сайн-Маджак ноён тоже из ваших?

Хентейские

кем были рассеяны?

Чиндаган Сайн Маджик нойон и есть мой прямой предок по материнской линии. Он правнук халхасского Гэрсэндзэ джалаир хунтайджи. От его жены урианханки родился отхон Саму Буйма нойон и он после смерти отца унаследовал халхасский урианханский оток.

Его потомки правили тремя хощунами в Цинской империи. Две из них в Засактухановском аймаке Халхи, одна в Кукуноре.

В Хэнтэе хранили Их Хориг но после восстания против власти чингисидов урианханский тумен был рассеян Боди Алаг ханом. Около двадцати лет шла война. И вот часть отошла к Халхасскому тумену и составил в нем один оток.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Напомню, в то время вся Тува,называлась Тувой, тувинцы себя называли "тыва".Имели собственную власть в лице Амбын-нойонов, наследственных к тому же на протяжении 150 лет, именовавщегояс в официальной переписке "Всетувинским Даргой", под управление которого по некоторым налогам и сборам, подпадали все тувинские хошуны и сумоны, в т.ч. и нынешней Монголии.

Наоборот, тувинские хошуны в нынешней Монголии выходили из подчинения тувинского амбань-нойона, достаточно вспомнить дархатов. А алтайские урянхайцы - кок мончаки и ойрат-урянхайцы, никогда в подчинение тувинских нойонов не входили, свои были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наоборот, тувинские хошуны в нынешней Монголии выходили из подчинения тувинского амбань-нойона, достаточно вспомнить дархатов. А алтайские урянхайцы - кок мончаки и ойрат-урянхайцы, никогда в подчинение тувинских нойонов не входили, свои были.

Я про Танды Тывазы писал.

Алдай Тывазы не входил в территорию управления амбын-нойонов Урянхая.

Процесс выхода дархатов был "ценой"за национальную администрацию страны.

Так же, как в 1921 году Хаасотский хошун Тувы был передан под юрисдикцию Монголии."Цена" независимости от Монголии.ИМХО.

Про хаасотский хошун я и писал, ныне Ховсгольский аймак Монголии, с озером Ховсгол-жемчужиной Монголии, турист. бренд страны.Коп-суг-Хол перевод "Озеро с обильной водой".Населяют родственники наших тоджинцев-оленеводы-цаатаны "уйгур дылдыг духалар"( тувинцы с уйгурской речью), дархаттар-племя с политическим названием "свободные от налога", за "заслуги" перед маньчжурами и халхасцами, ныне омонголивщиеся тувинцы.

P.S.Молодец брат Амыр, историю своего родного народа ты достаточно глубоко изучил. Енхдалай акый тоже вносит свою лепту в вопрос популяризации нашего общего прошлого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пор Бажын это по-монгольски Бор байшин да? Хошун ведь у вас кожуун.

Видел я сочинение бурятского дооромбо ламы Гэлэгжамцо, где он говорил что найденные в Турфане Алтан ярук на уйгурском языке вполне понятным оказалось для урянхайцев, т.е. тувинцев. Он сетовал там тувинские ламы пусть читали бы эту сутру из этого источника на молебствиях.

У окинских бурят есть такая поговорка - Урсанда түрөhөн уйгар даарахагүй. Т.е. родившийся в чуме уйгур не студится.

"Алтын Йарык"-"Алдын Херел"- читается легко, совпадение с совр.тувинским 80 %.

Управление Бандидо Камбы Ламы Тувы, ведет работу по переводу сутр с тибетского, монгольского языков на тувинский.

Санскрит, как язык священный, переводу не подлежит, мне объяснили ламы.

Читая ДТЛ, удивительно было узнать, какую часть в древнетюркских языках составлял санскритский пласт,буддизм в целом.

ИМХО, наследником "древнетюркского буддизма", уйгурской в частности, являются тувинский буддизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чиндаган Сайн Маджик нойон и есть мой прямой предок по материнской линии. Он правнук халхасского Гэрсэндзэ джалаир хунтайджи. От его жены урианханки родился отхон Саму Буйма нойон и он после смерти отца унаследовал халхасский урианханский оток.

Его потомки правили тремя хощунами в Цинской империи. Две из них в Засактухановском аймаке Халхи, одна в Кукуноре.

В Хэнтэе хранили Их Хориг но после восстания против власти чингисидов урианханский тумен был рассеян Боди Алаг ханом. Около двадцати лет шла война. И вот часть отошла к Халхасскому тумену и составил в нем один оток.

Известный феномен:

"Ураан"- боевой клич, заклинание, насоклько я помню, название "урянхай" именно от "уриаан"/ураан" и пошел?!

Корни этого Бичурин находил в "Гаогюйцах".

Интересный этнографический факт, тувинцы, этому свидетель и я, этнический тыва, до сих пор при грозе выходили/выходят на улицу и громко орут и кричат.

"Доводят" до Неба свою просьбу о милости, заклинают так сказать.

При затмении солнца луной, тувинцы выходили/выходят на улицу и стреляют внебо из всех видов оружия, громко орут при этом, стучат в медную, металлическую посуду, "пытаясь" испугать Амырга-Мооса,"проглотивщего Солнца"..

монголы, кроме "урянхайцев", при грозе и громе, "укрывались в юртах" и пещерах, так откуда же у вас, бурган-халдунских, овор-монгольских урянхайцев, "гаогюйские" т.е.уйгурские то бишь тувинские обычаи?

Ведь монголоязычные урянхайцы практиковали такой заметный обычай при громах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известный феномен:

"Ураан"- боевой клич, заклинание, насоклько я помню, название "урянхай" именно от "уриаан"/ураан" и пошел?!

Корни этого Бичурин находил в "Гаогюйцах".

Интересный этнографический факт, тувинцы, этому свидетель и я, этнический тыва, до сих пор при грозе выходили/выходят на улицу и громко орут и кричат.

"Доводят" до Неба свою просьбу о милости, заклинают так сказать.

При затмении солнца луной, тувинцы выходили/выходят на улицу и стреляют внебо из всех видов оружия, громко орут при этом, стучат в медную, металлическую посуду, "пытаясь" испугать Амыгра-Мооса,"проглотивщего Солнца"..

монголы, кроме "урянхайцев", при грозе и громе, "укрывались в юртах" и пещерах, так откуда же у вас, бурган-халдунских, овор-монгольских урянхайцев, "гаогюйские" т.е.уйгурские то бишь тувинские обычаи?

Ведь монголоязычные урянхайцы практиковали такой заметный обычай при громах?

У монголов тоже самое.Это не тувинские обычай,а относятся к шаманизму или буддизму видимо.Амыгра-Мооса у нас называется Рах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов тоже самое.Это не тувинские обычай,а относятся к шаманизму или буддизму видимо.Амыгра-Мооса у нас называется Рах.

:rolleyes:

Ув.Аза,

Значит вы потомки "Гао-гюй"-цев.

Бичурин писал, что кроме "гаогюйцев", никто из окрестных народностей не делал подобного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

:rolleyes:

Ув.Аза,

Значит вы потомки "Гао-гюй"-цев.

Бичурин писал, что кроме "гаогюйцев", никто из окрестных народностей не делал подобного.

А Вы уверены что в состав высокотелегих входили только тюрки? Те же курыкане и байырку?

Я вам еще больше скажу у внутреннемонгольских абагатов есть род урианхан тоже осколок урианханского тумена. Так они практикуют хоомей, только у них это называется цоорын дуу и исполняется вместо музыки при уртын дуу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вы уверены что в состав высокотелегих входили только тюрки? Те же курыкане и байырку?

Я вам еще больше скажу у внутреннемонгольских абагатов есть род урианхан тоже осколок урианханского тумена. Так они практикуют хоомей, только у них это называется цоорын дуу и исполняется вместо музыки при уртын дуу.

Хоомей/хоомий известный феномен, присущ тувинцам и родственным ойротским племенам Зап.Монголии.

значит это еще раз свидетельствует о родственности овор-монгольских урианханов(абагатов) западномонгольским урянхам и тувинцам.

Это же исследованный факт, известно что родина хоомея- Саяно-Алтай.

Цоор- как переводится?

Гаогюйцы конечно же были тюркоязычны, но в составе были и иные этнические группы,монголоязычные или протомонголы.

Байырку и курыкане могли быть и теми и другими.

Меня, удивляет та рянность по поводу раздельности тюрко- и монголоязычных урянхаев.

Ведь не могли, столь высокоинформированные народы, как китайцы и маньчжуры ошибаться при определении "урянхайцами" столь разных сегодня, но возможно родственных народностей начиная от нынешних Амура и Маньчжурии, Внутр. и Внешн. Монголий, Тувы именовать одним названием "воулянха/улянха/урянха/урианха..

Вы, как исследователи, должны быть более объективными.

Не хочу никого обидеть, но суть вопроса не в принадлежности урянхаев к монголам или тюркам, а в изучении их прошлого и настоящего.

Возможно, произошел такой же исторический казус, как с "татар" и "болгар/булгар"?

Ну давайте тогда этот вопрос обсуждать не в данной теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Хоомей/хоомий известный феномен, присущ тувинцам и родственным ойротским племенам Зап.Монголии.

значит это еще раз свидетельствует о родственности овор-монгольских урианханов(абагатов) западномонгольским урянхам и тувинцам.

Это же исследованный факт, известно что родина хоомея- Саяно-Алтай.

Цоор- как переводится?

цоор это что то вроде флейта. но у них такой инструмент нет. они просто называют так.

за то есть цоор у алтайских монголоязычных урианхайцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

цоор это что то вроде флейта. но у них такой инструмент нет. они просто называют так.

за то есть цоор у алтайских монголоязычных урианхайцев.

Шоор- у тувинцев флейта.

Ыр-шоор по тувински -песенное искусство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Хоомей/хоомий известный феномен, присущ тувинцам и родственным ойротским племенам Зап.Монголии.

значит это еще раз свидетельствует о родственности овор-монгольских урианханов(абагатов) западномонгольским урянхам и тувинцам.

Это же исследованный факт, известно что родина хоомея- Саяно-Алтай.

Цоор- как переводится?

Гаогюйцы конечно же были тюркоязычны, но в составе были и иные этнические группы,монголоязычные или протомонголы.

Байырку и курыкане могли быть и теми и другими.

Меня, удивляет та рянность по поводу раздельности тюрко- и монголоязычных урянхаев.

Ведь не могли, столь высокоинформированные народы, как китайцы и маньчжуры ошибаться при определении "урянхайцами" столь разных сегодня, но возможно родственных народностей начиная от нынешних Амура и Маньчжурии, Внутр. и Внешн. Монголий, Тувы именовать одним названием "воулянха/улянха/урянха/урианха..

Вы, как исследователи, должны быть более объективными.

Не хочу никого обидеть, но суть вопроса не в принадлежности урянхаев к монголам или тюркам, а в изучении их прошлого и настоящего.

Возможно, произошел такой же исторический казус, как с "татар" и "болгар/булгар"?

Ну давайте тогда этот вопрос обсуждать не в данной теме.

Возможно Вы правы. Я то особо не разделяю как тут любят многие. Никого не превращаю в монголов или тюрков, как любят отдельные личности на этом форуме.

Возможно урианхай это всего лишь лесной житель. У меня есть китайские картинки где улянхай изображены как лесной народ. Это я про маньчжурских урянхайцев. Корейцы династии Чосон очень сильно страдали от набегов уранка. Уранка у них равнозначен варвару.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно Вы правы. Я то особо не разделяю как тут любят многие. Никого не превращаю в монголов или тюрков, как любят отдельные личности на этом форуме.

Возможно урианхай это всего лишь лесной житель. У меня есть китайские картинки где улянхай изображены как лесной народ. Это я про маньчжурских урянхайцев. Корейцы династии Чосон очень сильно страдали от набегов уранка. Уранка у них равнозначен варвару.

Интересно узнать связь между именем Дува-Сохор и Дува-Мэрген ССМ, отца и дяди Субэдэй Багатуура, с их племенем урянхай.Цитирую ССМ по Сайшиялу.

Современный казус с отнесением Субудай Маадыра(тув.) к предкам тувинцев, имеет истоки у монгол, по крайней мере, после взятия Кобдинской крепости, совместными тувинским и монгольскими войсками, Хатан Баатар Максаржав, присуждая тувинцам званий героев Тану-Урянхая, апеллировал при этом к Субэдэй Багатуру, что " они оправдали геройством имя славного предка".

Сей факт, сегодня выразился в культе Субудая, в Его честь, "благодарные" потомки назвали ледовый дворец сопрта в Кызыле, выпускают элитную водку,брэндируют так сказать.

Значит ли это, что произошла подмена этнонимов с подачи самих монгол?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет "лесных людей", оин ирген-тоже лесные люди,жители?

Оюн крупное племя в Ю-В Туве,населяли обе стороны хребта Танну(Танды),представители оюн/оюннар входили в Оюннарский хошун,оттуда же наследственные амбын-нойоны Танну-Урянхая до 1921 года.

Маньчжуры особо выделяли их из состава тувинских племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В вики есть чудесная карта 1720 г.

Акцентирую внимание на этом фрагменте.

2b751a21369c.jpg

Обозначены алтырцы, киргизская землица (почему то по правому берегу Енисея). А кто такие "swervende калмаки" приблизительно в Туве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В вики есть чудесная карта 1720 г.

Акцентирую внимание на этом фрагменте.

Обозначены алтырцы, киргизская землица (почему то по правому берегу Енисея). А кто такие "swervende калмаки" приблизительно в Туве?

Может дадите точную ссылку? Интересно посмотреть. Западная Тува входила же в состав Джунгарии одно время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Интересно узнать связь между именем Дува-Сохор и Дува-Мэрген ССМ, отца и дяди Субэдэй Багатуура, с их племенем урянхай.Цитирую ССМ по Сайшиялу.

Современный казус с отнесением Субудай Маадыра(тув.) к предкам тувинцев, имеет истоки у монгол, по крайней мере, после взятия Кобдинской крепости, совместными тувинским и монгольскими войсками, Хатан Баатар Максаржав, присуждая тувинцам званий героев Тану-Урянхая, апеллировал при этом к Субэдэй Багатуру, что " они оправдали геройством имя славного предка".

Сей факт, сегодня выразился в культе Субудая, в Его честь, "благодарные" потомки назвали ледовый дворец сопрта в Кызыле, выпускают элитную водку,брэндируют так сказать.

Значит ли это, что произошла подмена этнонимов с подачи самих монгол?

А можно ссылку где Максаржав такое говорил? Я просто в первый раз слышу.

Если это было так, то Максаржав по своему прав. Ведь мы монголы вас назвали не тувинцами а урянхайцами. А всем известно что Субэдэй урянхаец.

Кстати монгольские урианханы сохранили о нем память. Его называют Сувэгтэй баатар.

Отец Субэдэй баатура Хабал, дед Нирчи. Он если и был родственником Чжелме то очень дальним.

Монгольский ученый Г.Сухбаатар связывал Дува сохора и Добу мэргэна с табгачами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Субэдэй баатура Хабал, дед Нирчи. Он если и был родственником Чжелме то очень дальним.

Монгольский ученый Г.Сухбаатар связывал Дува сохора и Добу мэргэна с табгачами.

Как я понимаю было два Субэдэя, один из них брат Чжельме был.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати насчет Сайшияла, вот чего чего а у него ничего нового не увидел. Хоть и изаплатил много за книгу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одни враги Великого Темуджина.Теперь понимаю почему вы не любите назвать себя монголами. :lol:

Уважаемый Аза, в ваших сообщениях слишком много эмоций и выскальзывают совершенно поверхностные утверждения.

Говорить "вы "народ тыва" не любите назвать себя монголами." абсолютно тупо!!!! Как же мы можем любить называть себя монголами, когда мы не монголы так и есть, а натуральные тюрки, не сарты, не принявшие ислам, и не ушедшие на запад, и говорящие на том же языке, что на Великих надписях орхона и Енисея...

Отойдите от своих Даяар-монгольских замашек на этом серъезном историческом сайте.

Прошу админов обратить на это внимание!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...