Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Делая такой радостный выпад, Вы, не учли самого важного - все названия населенных пунктов как правило произошли у тюрко-монголов от родовых названий. А может я ошибаюсь, может быть бурятский Убур-Керей происходит от одноименной реки, озера или горы? :D

Я ведь Вам уже третий раз говорю что населенный пункт называется Убур-Киреть. По бурятски Убэр-Хирээтэ, на современном монгольском Өвөр Хэрээт. Конечный -т это суффикс -ту означающее с чем то. Вот данное место с воронами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ведь Вам уже третий раз говорю что населенный пункт называется Убур-Киреть. По бурятски Убэр-Хирээтэ, на современном монгольском Өвөр Хэрээт. Конечный -т это суффикс -ту означающее с чем то. Вот данное место с воронами.

Вы писали:

"На даче Улентуй-ской общины кочуютъ съ начала XVII в ка инородцы Цонголова, Убуръ-Киреііскаго, Уногатуйскаго, Харнутскаго и Адуйскаго родовъ. Когда перекочевалъ сюда пзъ Монголіи Окинъ - Таіша ≪съ людьми≫, ему въ 1717 г. указомъ были дарованы эти земли въ наследственное владеніе".

Вижу слово "Убурь-Кирейскаго".

Получается что Разумов и Сосновский („Население, зна¬чение рода у инородцев и ламаизм" в „Материалах комиссии для иссле¬дования землевладения и землепользования в Забайкальской области". VI, с.8) ошиблись?

А все-таки было бы идеально и поставили бы тем самым все точки на "и" если скинули бы сюда скан той страницы что у Вас имеется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бедненкий мой, не знает этимологию слова "джут" и связывает совсем другим словом "жұту,жұт - глотать".

Джут - имеет смысл бедствие, страдание, обголодание.

А глагол из него:

жұтау

бедствие, разориться, падеж скота вследствие джута, нищета, обнищание, бедствие от нехватки, страдание от нехватки

Еще раз повторяю Вам дружище, как желающему быть в будущем хорошим казаховедом, что жұт - существительное, а жұтау (производное от него) - глагол. Вот пример от знатока казахского языка (конец 19 - нач. 20 вв.):

... Сол «Тауықта» жұтағанда, үш жасар бала екенбіз... (АКБ: В тот год курицы когда был большой джут мне было 3 года, т.е. 1861 г.)

или

...Біздің үш жасымыздағы «Тауықтың жұты» соғып, сиыр қотырмен алысып, қой аппақ боранмен алысып, жылқы жонда жұтап... (АКБ: Когда мне было 3 года нас постиг джут, коровы пали от язв, овцы от бурана, а лошади от голода)

[Машһүр Жүсіп Көпеев. Шығармалары (Сочинения на казахском языке). Т.10, С.244, 379] http://ru.wikipedia.org/wiki/Машхур_Жусуп_Копеев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но вы в Тыве будете чужим иностранным человеком, как МОНГОЛ ХУН, также как меня в Монголии всегда считали ГАДААД ХУН. Так не к чему отпираться...))))))) мол мы братья не рзалей вода во веки веков...)))))

Мы российские буряты в Монголии тоже Гадаад хумуус, и что?! Меня бурята это нисколько не смущает. Это нормально и юридически правильно.

[Цензура - Стас]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы российские буряты в Монголии тоже Гадаад хумуус, и что?! Меня бурята это нисколько не смущает. Это нормально и юридически правильно.

[Цензура - Стас]

Но все-таки не такие гадаад, как русские или американцы, например. Все таки как то роднее относятся.

[Цензура - Стас]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все-таки не такие гадаад, как русские или американцы, например. Все таки как то роднее относятся.

[Цензура - Стас]

Конечно роднее и часто более критичнее, потому что мы родные братья. И буряты относятся к Монголии как к родной земле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все-таки не такие гадаад, как русские или американцы, например. Все таки как то роднее относятся.

[Цензура - Стас]

А вроде у меня так и было, не пойму, что там цензурировать то можно было? :blink:

Конечно роднее и часто более критичнее, потому что мы родные братья. И буряты относятся к Монголии как к родной земле.

Ну да, по их мнению мы более расточительны и ленивы. Если какой-нибудь русский такой - то потеха, а своих отругать нужно. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вроде у меня так и было, не пойму, что там цензурировать то можно было? :blink:

Ну да, по их мнению мы более расточительны и ленивы. Если какой-нибудь русский такой - то потеха, а своих отругать нужно. :)

Насчет расточительности не вкурсе. Раньше бурят считали наоборот очень трудолюбивыми ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы российские буряты в Монголии тоже Гадаад хумуус, и что?! Меня бурята это нисколько не смущает. Это нормально и юридически правильно.

[Цензура - Стас]

Полноте, господин Буриадай!!!!! Ну вы сравнили, когда я был в Улан-Уде и везде слышал "Сайн байна уу!" мне казалось, что я в Монголии.....)))) Конечно - это так и должно быть!!! Вы же раньше назывались Бурят-Монголией, то есть как таковой Монголией, только бурятской... Но Тыва то тут при чем? Мы оставались для монголов всегда чужим этносом, с соврешенно чужим языком, ну если для монголов НАШ ЯЗЫК "кажется" "своим" (это сказано о дилетантах, каких полно), то монгольский для тувинцев точно набор непонятных звуков со своим ЧЫХХХ-ЧЫХХХ ЦАХХХ-ЦАХХХ и хЛхЛх и еще каккого-нибудь ТХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ.... Но не певучий консонатно-вокальный тюркский с ясным произношением каждого звука....

Попробуйте побывать в Кахастане, Турции или среди тех же ногайцев и кумыков, неужели вы будете чувствовать себя как среди воих, среди родственников, а вот нам, твуинцам так кажется... и язык, и некоторые черты характера, и поступки и темперамент, все кажется родным, хотя антропологически мы совершенно разные....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно роднее и часто более критичнее, потому что мы родные братья. И буряты относятся к Монголии как к родной земле.

Пожалуйста подобные посты оставлять в ветке МОНГОЛЫ, и в теме БУРЯТЫ........Братья буряты, будем же благоразумны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Улуг Донгак оглу Тыва, может покомментируйте вот это.

http://www.tuvaonline.ru/2006/09/17/tsedenbalupamiatnik.html

Как это Юмжаагийн Цэдэнбал оказался тувинцем? Сенсация? Я сначала думал это в кавычках, но пригляделся вроде люди всерьез так считают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Есть некоторое странное допущение, развиваемое сейчас тувинскими фольк-хисториками.

Это присутствует и на некоторых тувинских сайтах. К большому сожалению, на них возобладала ксенофобская трактовка тувинской этнической исключительности. В частности, создаются "проскрипционные списки" граждан республики, имеющих хакасское происхождение, поливаются грязью люди других национальностей.

Даже в "Истории Тувы" (1 том) мы можем встретить утверждение, что хотогойты - омонголенные тувинцы, бельтыры - охакасенные тувинцы, сойоты - обуряченные тувинцы, иргиты - обалтаенные тувинцы и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полноте, господин Буриадай!!!!! Ну вы сравнили, когда я был в Улан-Уде и везде слышал "Сайн байна уу!" мне казалось, что я в Монголии.....)))) Конечно - это так и должно быть!!! Вы же раньше назывались Бурят-Монголией, то есть как таковой Монголией, только бурятской... Но Тыва то тут при чем? Мы оставались для монголов всегда чужим этносом, с соврешенно чужим языком, ну если для монголов НАШ ЯЗЫК "кажется" "своим" (это сказано о дилетантах, каких полно), то монгольский для тувинцев точно набор непонятных звуков со своим ЧЫХХХ-ЧЫХХХ ЦАХХХ-ЦАХХХ и хЛхЛх и еще каккого-нибудь ТХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ.... Но не певучий консонатно-вокальный тюркский с ясным произношением каждого звука....

Попробуйте побывать в Кахастане, Турции или среди тех же ногайцев и кумыков, неужели вы будете чувствовать себя как среди воих, среди родственников, а вот нам, твуинцам так кажется... и язык, и некоторые черты характера, и поступки и темперамент, все кажется родным, хотя антропологически мы совершенно разные....

Так я говорю что даже мы, родные братья, остаемся гадаад хумуус для большинства жителей Монголии. То что обижаться другим народам я не пойму.

Про темперамент это все надумано. К сведению я в Турции более 6 лет прожил. И в Казахстане был, и в Хакасии. У меня есть друзья и в Кыргызстане, Туркмении, Татарстане, Дагестане. Никаких проблем в общении не ощущал. И знаю ногайцев которые очень интересуются Монголией так считают монголов дальними родственниками.

Про монгольский язык: вы же сами говорите по-монгольск и знаете как красивы протяжные монгольские песни. Так что сыр бор городить-то перед всеми?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улуг Донгак оглу Тыва, может покомментируйте вот это.

http://www.tuvaonline.ru/2006/09/17/tsedenbalupamiatnik.html

Как это Юмжаагийн Цэдэнбал оказался тувинцем? Сенсация? Я сначала думал это в кавычках, но пригляделся вроде люди всерьез так считают.

Да, это именно так. Есть даже картина с ним и встречавшими его даргаларами в нашем Институте гуманитарных исследований. Потому что, когда Цэдэнбал посещал свою историческую родину где-то в начале восьмидесятых годов, то он сам лично признавался Токе, что он на самом деле является тувинцем. Сейчас место его рождения находится на территории Республики Тыва в селе Буланныг. Хотя, что сказать, ведь сегодняшняя территория Убсу-Нурского аймака до гор Монгольского Алтая вся бывшая территория тюркоязычного тувинского этноса, несправдливо отторгнутая Цинами и переданная дёрбетам перекочевавшим сида из Джунгарии или Восточного Туркестана, это доказывается тем, что почти все топонимы этого региона сплошь тюркские, ведь всего 300 лет назад это была исконно тувинского (тюркско-енисейского) этноса.

Вот и Цэдэнбал и есть тувинец, раз сам он лично в этом признавался. Потому что в крови дёрбетов очень значителен тувинский (тюркский) элемент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть некоторое странное допущение, развиваемое сейчас тувинскими фольк-хисториками.

Это присутствует и на некоторых тувинских сайтах. К большому сожалению, на них возобладала ксенофобская трактовка тувинской этнической исключительности. В частности, создаются "проскрипционные списки" граждан республики, имеющих хакасское происхождение, поливаются грязью люди других национальностей.

Даже в "Истории Тувы" (1 том) мы можем встретить утверждение, что хотогойты - омонголенные тувинцы, бельтыры - охакасенные тувинцы, сойоты - обуряченные тувинцы, иргиты - обалтаенные тувинцы и пр.

Есть некоторое странное допущение, развиваемое сейчас тувинскими фольк-хисториками.

Это присутствует и на некоторых тувинских сайтах. К большому сожалению, на них возобладала ксенофобская трактовка тувинской этнической исключительности. В частности, создаются "проскрипционные списки" граждан республики, имеющих хакасское происхождение, поливаются грязью люди других национальностей.

Это присутсвует не в некоторых твинских сайтах, а в одном - в Тыванет.ком. Но это же сайт народа, и форум, где каждый высказывается как хочет. Кто им запретит-то? Такое же присутствует и в бурят.орг и в калмыцких...

А то, что вы называете "этнической исключительностью" - это только ваше мнение... Это просто мнение простых людей... Вам наверно надо прочитать диссертацию Чимизы Ламажаа об этнопсихологии современных тувинцев, которое весьма и весьма интересно. Просто тувинцы позже всех вошедшие в состав России, и имеющие 89% всего населения у себя в республике действительно очень отличаются от этносов остальных республик по части самоощущения. Ведь только сейчас из нашей конституции убрали статью, где было написано, что граждане нашей республики прежде всего граждане Республики Тыва, и только во-вторых граждане России. Это скорее всего ностальгия по ТНР. Но как такового политического сепаратизма у тувинцев не существует. Но есть некий чисто на ментальном уровне чувство, что тувинцы прежде всего тувинцы, а то что они граждане России как-то простыми тувинцами не ощущается. Чисто по моему личному опыту когда я учился в УБ Монголии нас тувинцев все иностранцы (корейцы, китайцы, европейцы, японцы и т.д.) всегда считали гражданами отдельного государства, но бурятов почему-то считали русскими. Это по-моему так им казалось, что видно было, что тувинцы имеют некую чисто тувинскую типичность (идентичность).

Даже в "Истории Тувы" (1 том) мы можем встретить утверждение, что хотогойты - омонголенные тувинцы, бельтыры - охакасенные тувинцы, сойоты - обуряченные тувинцы, иргиты - обалтаенные тувинцы и пр.

Но это как бы Вам Стас не нравилось это и есть же историческая истина. И об этом не сказали современные тувинцы, а отмечали все исследователи (при этом ваши глубоко уважаемые русские исследователи) начиная с 19 века до начала 20-го. Здесь претензия не к тувинскому этносу, а к устоявшейся академической российской науке. Или вы хотите это опровергнуть. По вашему хакасские Сарыглары имеют какое-то другое происхождение кроме тувинского?

А алтайские иргиты сами считают есбя отличными от остальных алтайских сеоков. А хотогойты по-вашему кто? Халхи? Ведь Ваш Бутанаев в своей Хонгорайской теории утверждает же ведь, что хойты-хотогойты есть сояны или тувинцы.

Что насчет окинских сойотов Тунки, ну это факт, что они один народ с тофаларами, тувинскими тоджинцами и монгольскими духуларами (цаатан).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это по-моему так им казалось, что видно было, что тувинцы имеют некую чисто тувинскую типичность (идентичность).

Звучит , как очередная заявка на некую исключительность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я говорю что даже мы, родные братья, остаемся гадаад хумуус для большинства жителей Монголии. То что обижаться другим народам я не пойму.

Про темперамент это все надумано. К сведению я в Турции более 6 лет прожил. И в Казахстане был, и в Хакасии. У меня есть друзья и в Кыргызстане, Туркмении, Татарстане, Дагестане. Никаких проблем в общении не ощущал. И знаю ногайцев которые очень интересуются Монголией так считают монголов дальними родственниками.

Про монгольский язык: вы же сами говорите по-монгольск и знаете как красивы протяжные монгольские песни. Так что сыр бор городить-то перед всеми?

Вам наверно так кажется, потому что вы имеете тюркскую кровь, ведь буртятский диалект монгольского языка отличается от халхасско-калмыцких диалектов с проглатыванием всех гласных и искажением звуков написанных от реально произносимых и отсутсвием звука Ы и Ж как наприимер казахском. А буряты и Ыкают и и Жэкают как настоящие тюрки.

Что касается монгольских песен, мне лично совершенно монгольский фольклор не нравится, особенно я не люблю слушать уртын дуу. Когда я учился в УБ я 5 лет подряд не смотрел монгольское ТВ, никогда не посмотрел монгольский концерт, никогда не читал монгольских газет, никогда не заходил в цирк, никогда не смотрел монгольские спектакли.

Но сейчас я иногда слушаю некоторые песни Жавхлана, только потому что он дёрбет из Давст-сумона, или по-тувински Дус-Дага (соляной горы), и как-то близок к тувинскому этносу, как и Цэдэнбал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается монгольских песен, мне лично совершенно монгольский фольклор не нравится, особенно я не люблю слушать уртын дуу. Когда я учился в УБ я 5 лет подряд не смотрел монгольское ТВ, никогда не посмотрел монгольский концерт, никогда не читал монгольских газет, никогда не заходил в цирк, никогда не смотрел монгольские спектакли.

Да-а... действительно , у вас оригинальное мировосприятие... Вы пять лет , как Штирлиц в тылу врага провели. Что же вас заставило?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да, это именно так. Есть даже картина с ним и встречавшими его даргаларами в нашем Институте гуманитарных исследований. Потому что, когда Цэдэнбал посещал свою историческую родину где-то в начале восьмидесятых годов, то он сам лично признавался Токе, что он на самом деле является тувинцем. Сейчас место его рождения находится на территории Республики Тыва в селе Буланныг. Хотя, что сказать, ведь сегодняшняя территория Убсу-Нурского аймака до гор Монгольского Алтая вся бывшая территория тюркоязычного тувинского этноса, несправдливо отторгнутая Цинами и переданная дёрбетам перекочевавшим сида из Джунгарии или Восточного Туркестана, это доказывается тем, что почти все топонимы этого региона сплошь тюркские, ведь всего 300 лет назад это была исконно тувинского (тюркско-енисейского) этноса.

Вот и Цэдэнбал и есть тувинец, раз сам он лично в этом признавался. Потому что в крови дёрбетов очень значителен тувинский (тюркский) элемент.

Мдя, чем дальше в лес тем ...

Вы наверное лично присутствовали при разговоре двух дарга в начале 80-ых.

Увс аймак не есть ваша тувинская прародина. Тувинцы там прожили всего то два года до прихода дербетов. Это все документировано. Это земля ойратов(хотогойты) и халха элджигинов.

Что касается топонимов я видел дореволюционных карт Тувы, где датировка ставлено как Олан-а эргугдэгсэн-у, то бишь Тува была в составе Монголии. Там я посчитал немало монгольских топонимов на нынешней территории Тувы. Небось злобные монгольские дужуметы заставляли бедных тувинцев называть свои гора озера по-монгольски?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вам наверно так кажется, потому что вы имеете тюркскую кровь, ведь буртятский диалект монгольского языка отличается от халхасско-калмыцких диалектов с проглатыванием всех гласных и искажением звуков написанных от реально произносимых и отсутсвием звука Ы и Ж как наприимер казахском. А буряты и Ыкают и и Жэкают как настоящие тюрки.

Что касается монгольских песен, мне лично совершенно монгольский фольклор не нравится, особенно я не люблю слушать уртын дуу. Когда я учился в УБ я 5 лет подряд не смотрел монгольское ТВ, никогда не посмотрел монгольский концерт, никогда не читал монгольских газет, никогда не заходил в цирк, никогда не смотрел монгольские спектакли.

Но сейчас я иногда слушаю некоторые песни Жавхлана, только потому что он дёрбет из Давст-сумона, или по-тувински Дус-Дага (соляной горы), и как-то близок к тувинскому этносу, как и Цэдэнбал.

Насчет монгольской кириллицы, вы правы эта письменность не подходит нашему языку. На монголам надо восстановить свой монгол бичиг.

Заранее прошу не поправить меня, мол это уйгурская письменность(уйгуржин бичиг). Как раньше высказался я не согласен с этим фальсифицированием. Такой термин появился только после 40-х годов по указке из Кремля.

Как-то жалко стало Вас. В горячо нелюбимой Вами стране проживать аж целых 5 лет и еще каждый день встречать этих монголов на улице.

З.ы. Вы бы сказали свое мнение самому Жавхлану. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Звучит , как очередная заявка на некую исключительность.

Братан по хобби, кончайте провоцировать, выссказывайтесь по сабжу, а если нет ничего, то зачем впрягаться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет монгольской кириллицы, вы правы эта письменность не подходит нашему языку. На монголам надо восстановить свой монгол бичиг.

Заранее прошу не поправить меня, мол это уйгурская письменность(уйгуржин бичиг). Как раньше высказался я не согласен с этим фальсифицированием. Такой термин появился только после 40-х годов по указке из Кремля.

Как-то жалко стало Вас. В горячо нелюбимой Вами стране проживать аж целых 5 лет и еще каждый день встречать этих монголов на улице.

З.ы. Вы бы сказали свое мнение самому Жавхлану. :lol:

Еще как поправим, это в корне не монголская письменность. Это все равно что любая из бывших советских республик заявит о своей кириллице. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...