Перейти к содержанию
Гость Alp-Tas

Узбеки

Рекомендуемые сообщения

Я не обижаюсь на критику, просто хотелось показать отличия арабских источников и тимуридских, в первых он связан с ханом, второе этноним.

По источникам я не имею отношения к внешней критике так как не читаю на языке оригинала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не обижаюсь на критику, просто хотелось показать отличия арабских источников и тимуридских, в первых он связан с ханом, второе этноним.

По источникам я не имею отношения к внешней критике так как не читаю на языке оригинала.

Ну тогда и надо было более отчётливо выразить эту мысль и логически выстроить систему аргументации, а так она теряется в обилии цитат. Я например запутался во всех этих выдержках, а между тем я достаточно внимательный читатель. А как статья будет восприниматься менее скурпулёзными людьми? Пишете ведь Вы для читателей а не просто для себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Президент Монголии: Нам нечему учить других. Но у нас есть чем поделиться с другими (выступление в ЖК)

04-04-2012

11:28

Бишкек (АКИpress) - Выступление президента Монголии Цахиагийна Элбегорджа 4 апреля на заседании Жогорку Кенеша Кыргызстана.

Полный текст выступления

Приветствую вас кыргызские друзья,

Саламатсынарбы кыргыз достор,

Разрешите мне с этой почетной трибуны передать вам искренние приветствия монгольского народа. Я с волнением, долго ждал этого дня. Ждал как встречу с родными братьями, расставшимися много лет тому назад. Выражаю глубокую признательность кыргызскому народу, Президенту Кыргызстана, официальным лицам за столь дружественный и душевный приём с высокими почестями.

Монголы и Кыргызы - это народы с древними традициями государственного строя, оставившими яркие следы в истории человечества и цивилизации. В прошедшем 2011 году мы, монголы отметили 2220-летие своей государственности и образования империи Гуннов. До сих пор на территории Монголии остаются культурно-исторические памятники гуннских, тюркских, уйгурских, хиргисских и киданьских племён. Также в прошедший год «Зайца» Монголия отметила 100-летие восстановления своей свободы и независимости. Крупные исторические даты дали нам возможность осмыслить наше прошлое, настоящее и будущее. Мы, монголы считая, что «хорошее в истории- мой учитель, и плохое - тоже мой учитель», извлекаем уроки из истории и стремимся сегодня вносить вклад в будущее.

Уважаемые кыргызские друзья – наши близкие братья,

Я назвал свое выступление «Небесная печать и свобода». И вот почему.

Наши народы являются потомками легендарных народов небесного происхождения, живущих в войлочных юртах. Мы все «кок оортнууд». Мы все являемся народами, отличительной чертой которых является Монгольское пятно. Нас - монголов, кыргызов, узбеков объединяет одна особенность. Это наша синяя «небесная печать». Мы должны жить в мире и согласии, поддерживая друг друга. Наши предки издревле жили на одной земле, пили воду из одного источника. Мы вместе поклонялись небесам, поддерживали огонь в обшем очаге и пасли свой скот. У нас общая судьба и скорбь, у нас общая героическая история и гордость. На прославленной Орхонской наскальной надписи до сих пор отчётливо видно надпись «Хиргис».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АРМИНИЙ ВАМБЕРИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ

II.

ХИВА

НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА

1. Узбеки

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.

Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламское образование, которым славится Бухара, в значительной степени способствовало сохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и из персидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии, к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чем представитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухаре и Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Эта работа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленным 179.

Несмотря на многовековой возраст города, хивинские обычаи носят печать прежней героической жизни. Очень часто бывают демонстративные сражения, битвы, а особенно конские скачки с великолепными призами. Каждая значительная свадьба не обходится без скачек на 9, 19, 29, т.е. победитель получает по 9, [256] 19 или 29 штук из всякого вида имущества, например 9 овец, 19 коз и т.д., что зачастую составляет порядочную сумму. О скачках невесты со своим будущим мужем, так называемом кёкбёрю, мы уже говорили. От прежних жителей страны, огнепоклонников, в Хиве сохранились праздники и игры, которые, вероятно. существовали и в других частях Средней Азии до введения ислама, но теперь совершенно забыты.

......

5. Сарты

Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык [257] с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки.

6. Персы

Это либо рабы, которых здесь около 40 тыс., либо освободившиеся из неволи; кроме того, они образуют небольшую колонию в Ак-Дербенде и Джамли. Впрочем, в материальном отношении рабу живется в Хиве неплохо, так как он превосходит скромного узбека в хитрости и скоро богатеет. Многие предпочитают, выкупившись на волю, поселиться там же и не возвращаются на родину. Раба в Хиве называют ”догма”, а его детей - ”ханезад”, т.е. ”рожденный в доме”. Позор перенесенного рабства стирается лишь в третьем поколении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АРМИНИЙ ВАМБЕРИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ

II.

ХИВА

1. Узбеки

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием.Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах

...узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.

Это в 1863-1864 гг., то есть как сказал один человек за 60 лет до национального размежевания и якобы объединения "различных этнических, в основном тюркских, групп в единую узбекскую нацию", разумеется, "под руководством партии большевиков".

5. Сарты

Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико.

Это таджики и их не велико в Хиве (15 тыс.), в Бухарском и Кокандском ханстве также они не преобладали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбекский язык

http://www.primavista.ru/rus/dictionary/lang/uzbek

Н.А. Баскаков выделяет узбекский язык в составе подгруппы карлукско-хорезмийских языков и подчеркивает следующие специфические черты, позволяющие отнести его к данной подгруппе: наличие лабиализованного „a“ во многих диалектах, шести гласных фонем; отсутствие гармонии гласных в большинстве городских говоров узбекского языка.

По классификации В. А. Богородицкого, узбекский язык входит в состав среднеазиатской группы тюркских языков вместе с уйгурским, казахским, киргизским и каракалпакским языками.

По мнению В.В. Радлова, узбекский язык (вместе с уйгурским) относится к среднеазиатской группе тюркских языков.

По своему грамматическому строю и словарному составу узбекский язык в первую очередь тесно связан с уйгурским языком, распространенным в китайской провинции Синьцзян, и или-тюркским языком, другие его характерные черты были заимствованы из персидского, арабского и русского языков.

В фонетике, грамматике и лексике узбекского языка прослеживается сильное влияние персидского языка, в словарном составе также имеются многочисленные заимствования из арабского и русского языков.

Специфической особенностью узбекского языка является агглютинативный строй, это значит, что словообразование в данном языке осуществляется путем агглютинации – присоединения к корню или основе слова аффиксов, каждый из которых однозначен и несет свое собственное грамматическое значение. Термин «агглютинировать» происходит из латинского языка и имеет значение «сливаться», «склеиваться». Центральными словообразовательными элементами в узбекском языке являются суффиксы, которые, в силу упомянутой грамматической однозначности, расширяют или изменяют значение слов. К основе одного слова можно добавлять множество суффиксов, причем, все суффиксы следуют один за другим и имеют четкие границы, то есть не сливаются с корнем слова или другими суффиксами. Таким образом, длина тюркских слов может увеличивается в зависимости от того, какой объем информации они несут.

Главной фонологической особенностью узбекского языка является отсутствие сингармонизма (гармонии гласных), характерного для тюркских языков. Объяснением этому служит тот факт, что в основе литературного узбекского языка лежит ферганский диалект, который отличается отсутствием сингармонии. Данное явление сохранилось лишь в отдельных диалектах, наиболее близких к огузской или кыпчакской группе языков. Другой фонетической чертой, отличающей узбекский язык от других тюркских языков, является характерное «оканье».

Происхождение узбекского языка

Предполагается, что тюркские народы поселились вдоль бассейна рек Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана еще в 600-700 г. н.э. и постепенно вытеснили племена, которые говорили на индоиранских языках и прежде проживали в Согдиане, Бактрии и Хорезме. Первой правящей династией этого региона была династия Караханидов, представлявшая собой одно из карлукских племен и царствовавшая в 9-12 вв. н.э.

Ученые рассматривают узбекский язык как прямого потомка или позднюю форму Чагатайского языка - тюркского среднеазиатского литературного языка, использовавшегося в эпоху правления чагатайского хана, Тимура (Тамерлана) и тимуридов и отделившегося от других среднеазиатских тюркских языков в начале 14 в. В 15 и 16 вв. на защиту староузбекского языка встал узбекский мыслитель и деятель Мир Али-Шер Навои, стараниями которого староузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, традиции и нормы которого сохранились до конца 19 в. Основанный на карлукском варианте тюркских языков староузбекский язык содержал большое количество слов, заимствованных из персидского и арабского языков. К 19 в. он стал все реже использоваться в произведениях литературы.

Термин «узбекский», применительно к языку, в разные времена означал разные понятия. Вплоть до 1921 г. узбекский и сартский языки трактовались как два различных диалекта. Узбекским языком называли кыпчакский диалект, характеризовавшийся сингармонией (гармонией гласных звуков), который был языком потомков племен, в 16 .в поселившихся в Трансоксании вместе с Шейбани-ханом и проживавших в основном вблизи Бухары и Самарканда.

По одной из версий ученых, «узбеками» называли жителей, проживавших во владениях Султана Муххамеда Узбек Хана (1313—1341), девятого хана Золотой Орды и потомка Чингисхана, в честь которого был назван узбекский язык.

Сартским языком назывался карлукский диалект, распространенный среди древних поселенцев Ферганской долины, Кашкадарьинского региона и, частично, Самаркандской области; этот диалект отличался примесью большого количества персидских и арабских слов и отсутствием сингармонии. Сарты, проживавшие в Хиве, говорили также на огузском диалекте, который был сильно иранизирован.

После 1921 понятие Советский режим упразднил понятие «сарт» как унизительное и постановил, что отныне все тюркское население Туркестана должно было именоваться «узбеками», несмотря на то, что многие люди даже не имели истинного узбекского происхождения. Однако, несмотря на яростные протесты большевиков Узбекистана (к числу которых принадлежал Файзулла Ходжаев), в 1924 г. письменным литературным языком новой республики был признан не дореволюционный узбекский язык, а именно сартский язык, распространенный в Самаркандской области.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах. Н. Муравьев.

Нравы, вероисповедание, обычаи и просвещение узбеков.

http://kungrad.com/history/biblio/mur/mur25/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбекский язык

http://www.primavista.ru/rus/dictionary/lang/uzbek

Н.А. Баскаков выделяет узбекский язык в составе подгруппы карлукско-хорезмийских языков и подчеркивает следующие специфические черты, позволяющие отнести его к данной подгруппе: наличие лабиализованного „a“ во многих диалектах, шести гласных фонем; отсутствие гармонии гласных в большинстве городских говоров узбекского языка.

По классификации В. А. Богородицкого, узбекский язык входит в состав среднеазиатской группы тюркских языков вместе с уйгурским, казахским, киргизским и каракалпакским языками.

По мнению В.В. Радлова, узбекский язык (вместе с уйгурским) относится к среднеазиатской группе тюркских языков.

По своему грамматическому строю и словарному составу узбекский язык в первую очередь тесно связан с уйгурским языком, распространенным в китайской провинции Синьцзян, и или-тюркским языком, другие его характерные черты были заимствованы из персидского, арабского и русского языков.

В фонетике, грамматике и лексике узбекского языка прослеживается сильное влияние персидского языка, в словарном составе также имеются многочисленные заимствования из арабского и русского языков.

Специфической особенностью узбекского языка является агглютинативный строй, это значит, что словообразование в данном языке осуществляется путем агглютинации – присоединения к корню или основе слова аффиксов, каждый из которых однозначен и несет свое собственное грамматическое значение. Термин «агглютинировать» происходит из латинского языка и имеет значение «сливаться», «склеиваться». Центральными словообразовательными элементами в узбекском языке являются суффиксы, которые, в силу упомянутой грамматической однозначности, расширяют или изменяют значение слов. К основе одного слова можно добавлять множество суффиксов, причем, все суффиксы следуют один за другим и имеют четкие границы, то есть не сливаются с корнем слова или другими суффиксами. Таким образом, длина тюркских слов может увеличивается в зависимости от того, какой объем информации они несут.

Главной фонологической особенностью узбекского языка является отсутствие сингармонизма (гармонии гласных), характерного для тюркских языков. Объяснением этому служит тот факт, что в основе литературного узбекского языка лежит ферганский диалект, который отличается отсутствием сингармонии. Данное явление сохранилось лишь в отдельных диалектах, наиболее близких к огузской или кыпчакской группе языков. Другой фонетической чертой, отличающей узбекский язык от других тюркских языков, является характерное «оканье».

Происхождение узбекского языка

Предполагается, что тюркские народы поселились вдоль бассейна рек Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана еще в 600-700 г. н.э. и постепенно вытеснили племена, которые говорили на индоиранских языках и прежде проживали в Согдиане, Бактрии и Хорезме. Первой правящей династией этого региона была династия Караханидов, представлявшая собой одно из карлукских племен и царствовавшая в 9-12 вв. н.э.

Ученые рассматривают узбекский язык как прямого потомка или позднюю форму Чагатайского языка - тюркского среднеазиатского литературного языка, использовавшегося в эпоху правления чагатайского хана, Тимура (Тамерлана) и тимуридов и отделившегося от других среднеазиатских тюркских языков в начале 14 в. В 15 и 16 вв. на защиту староузбекского языка встал узбекский мыслитель и деятель Мир Али-Шер Навои, стараниями которого староузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, традиции и нормы которого сохранились до конца 19 в. Основанный на карлукском варианте тюркских языков староузбекский язык содержал большое количество слов, заимствованных из персидского и арабского языков. К 19 в. он стал все реже использоваться в произведениях литературы.

Термин «узбекский», применительно к языку, в разные времена означал разные понятия. Вплоть до 1921 г. узбекский и сартский языки трактовались как два различных диалекта. Узбекским языком называли кыпчакский диалект, характеризовавшийся сингармонией (гармонией гласных звуков), который был языком потомков племен, в 16 .в поселившихся в Трансоксании вместе с Шейбани-ханом и проживавших в основном вблизи Бухары и Самарканда.

По одной из версий ученых, «узбеками» называли жителей, проживавших во владениях Султана Муххамеда Узбек Хана (1313—1341), девятого хана Золотой Орды и потомка Чингисхана, в честь которого был назван узбекский язык.

Сартским языком назывался карлукский диалект, распространенный среди древних поселенцев Ферганской долины, Кашкадарьинского региона и, частично, Самаркандской области; этот диалект отличался примесью большого количества персидских и арабских слов и отсутствием сингармонии. Сарты, проживавшие в Хиве, говорили также на огузском диалекте, который был сильно иранизирован.

После 1921 понятие Советский режим упразднил понятие «сарт» как унизительное и постановил, что отныне все тюркское население Туркестана должно было именоваться «узбеками», несмотря на то, что многие люди даже не имели истинного узбекского происхождения. Однако, несмотря на яростные протесты большевиков Узбекистана (к числу которых принадлежал Файзулла Ходжаев), в 1924 г. письменным литературным языком новой республики был признан не дореволюционный узбекский язык, а именно сартский язык, распространенный в Самаркандской области.

статья особенно ее концовка с Файзулла Ходжаевым ложь и дезинформация в Бухарском эмирате куда входил Самарканд слово "сарт"- по отношению к оседлым никогда не использовался, был термин "тожик-жиян" к сильно подражавшим таджикам, (вообще уже дезинформаторы приводили исторические документы где за место узбек вставили казах), подделка документов уголовно -наказуемой должно быть :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кочевые узбеки не был карлукоязычным.

В составе даштийских узбеков есть племена КАРЛУК и уйгир, сам Шейбанихан больше всего доверял уйгурам,личные телехранители были из этого племени. отсюда надо делать выводы... дальше уже догадки :D я не спец. а простой юзер

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В составе даштийских узбеков есть племена КАРЛУК и уйгир, сам Шейбанихан больше всего доверял уйгурам,личные телехранители были из этого племени. отсюда надо делать выводы... дальше уже догадки :D я не спец. а простой юзер

А может по этому Шайбани хан говорил " шағатай елі мені өзбек демесін" то бишь средназиатские дехканы(чагатайцы или сарты) пусть не назовет меня узбеком(кипчакоязычным кочевником)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может по этому Шайбани хан говорил " шағатай елі мені өзбек демесін" то бишь средназиатские дехканы(чагатайцы или сарты) пусть не назовет меня узбеком(кипчакоязычным кочевником)

Точнее он говорил "Чиғатой эл мени ўзбек демасун".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По законам лингвистики, если два человека произносят слова немного по-разному, но при этом понимают друг друга, это означает что они разговаривают нa ДИАЛЕКТАХ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЯЗЫКА.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По законам лингвистики, если два человека произносят слова немного по-разному, но при этом понимают друг друга, это означает что они разговаривают нa ДИАЛЕКТАХ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЯЗЫКА.

тогда сартский язык "дехканина" один и тот же что и казахский?

есть литературный памятник, Шайбани-наме. есть его текст, который до сих пор хранится и не утрачен. там чернилами четко по-белому написано. никаких ногаизмов вроде Ч/Ш там не встречается, если это был казахский литературный памятник, то следовало бы писать как минимум через харф "шин". а для тюрки из имеющихся арабских наборов харфов был выделено обозначения звука "ч" (смотрим соверменный уйгурский алфавит). ввиду того, что те же лингвисты относят литературные памятники на староузбекском в один культурно-языковой пласт с чагатайской традицией, то получается что они написаны на языке тех самых "сартов", "дехкан" и прочих. таким образом, как бы "наследие" кочевых узбеков и казахов, но писано на языке, носителем которого являются сарты. это противоречие. для того, чтобы искать параллели между языком шейбанитов и казахами невозможно для этого прибегать только к письменным памятников, т.к. они как и культура в целом отображаал на языке и по канонам традиции тех самых приславутых сартов. с неба культурный пласт на крышу юрты, не падает, он по-этапно вырабатывается в определенной среде. по этой причине канишка с постоянством ссылается хотя бы на хорезмские памятники - Абулгази того же, ибо он прямо указывает в контексте, что написал на родной простом языке, а не на литературном чагатайском. И тут-то мы не находим сходство с казахским. А если приравнивать его к казахскому, то получается что в принципе и сартский тоже приближен казахскому. Только вот как бы те же лингвисты говорят что сартский близок к кралуко-караханидской традиции бывшей до монголов, тогда как казахский выработался гораздо позже, а значит вряд ли существенным образом отличался по диалектным формам.иначе по средствам спекуляций к казахскому можно притянуть за уши любой тюркоязычное наследие. туда выбирать не приходится, практически все наработано "сартами" или турками (не анатолийсками а турками вроде Бабура, Навои, Лутфи, Амира Хисрофа, Бедиля и т.д.). Замкнутый круг. В любом случае ввиду смешенности племенного состава шейбанидов, не приходится говорить как о культурном, так и языковом монофоне в их среде. Тогда были консолидированы различные этнические общности в рамках правил Абулхаира, не более.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точнее он говорил "Чиғатой эл мени ўзбек демасун".

Неважно каком языке он сказал, важно здесь чагатайцы и узбеки одтельные народы. Сейчас нет узбеков они ассиммилированный в чагатайцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точнее он говорил "Чиғатой эл мени ўзбек демасун".

главное не то как он говорил, а контекст. то есть содержание его "мессаджа", посыла. пусть чагатаи не нарекают меня узбеком, то есть не воспринимают чужаком и врагом. как это было в тимуридскую эпоху, когда тюрки делились в соответствии с Улусами на чагатаев в междуречье и узбеков в Джучи-дашты кипчаке.это серьезный политический шаг, стратегически выверенный.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вообще Шейбанихан был еще поэтом, писал стихи на чагатайском, о чем упоминает Бабур в Бабурнамэ, хотя не лестно о нем отзывается, - это говорит о том что узбекские чингизиды того времени получали образование в обязательном порядке, и не были дикарями как пишут совковые историки

Шейбани-хан был образованным человеком, учился в медресе Бухары. Известными наставниками Шейбани-хана были Мухаммад Хитайи, суфийские шейхи Джамал ад-дин Азизан и Мансур.[17]
Отец Шейбани-хана Шах Будаг-хан был образованным человеком и по его приказу делали переводы персидских сочинений на тюркский язык.[14]

Шейбани-хан увлекался поэзией и писал стихи на тюркском языке. До нас дошёл сборник его стихотворений. В поэме Шади «Фатх-Наме» сохранилась история о юношеской влюбленности Шейбани в дочь ногайского бия Мусы. Есть данные источников, что Шейбани-хан писал стихи и на тюркском и на персидском языках[15].

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неважно каком языке он сказал, важно здесь чагатайцы и узбеки одтельные народы. Сейчас нет узбеков они ассиммилированный в чагатайцев.

дештикипчакские узбеки и чагатайцы не были чужими :D

Войско Шейбани-хана состояло из представителей таких узбекских племен как: дурманы, кушчи, карлук, джуркуны, йети-минги, ички, асы, мангыты, а также уйгуров, чагатаев, баджкиров, и др.[11]

племена карлук,уйгур,кушчи,чагатай- были и в составе Маверранахрских тюрков(чагатаев)тоже :D

из чагатайского племени уйгур происходил Алишер Навои, а из чагатайских кушчи происходил Ала ад-Дин Али ибн Мухаммад ал-Кушчи

Ала ад-Дин Али ибн Мухаммад ал-Кушчи ( Самарканд, 1403 — Константинополь, 16 декабря 1474) — среднеазиатский математик и астроном империи Тимуридов. Ученик Улугбека, ал-Каши и Кази-заде ар-Руми. После смерти последнего руководил Самаркандской обсерваторией, участвовал в завершении «Гурганского зиджа».

После гибели Улугбека ал-Кушчи уехал в Персию, а оттуда — в недавно взятый турками Константинополь, где поступил на службу к султану Мехмеду II. Здесь он познакомил византийских учёных с некоторыми открытиями самаркандской школы, в частности — с десятичными дробями. Ал-Кушчи организовал медресе при стамбульской мечети Айя София, в которую турки преобразовали византийский храм Св. Софии, где он воспитал целый ряд турецких ученых.

Ал-Кушчи написал «Трактат о науке арифметики» и «Трактат о науке астрономии», сыгравшие заметную роль в преподавании математики в странах Среднего и Ближнего Востока в XVI—XVII веках. Он написал комментарии к «Гурганскому зиджу» Улугбека и «Лестнице небес» ал-Каши. В своих астрономических работах ал-Кушчи обсуждал возможность суточного вращения Земли вокруг своей оси, полагая, что она не противоречит данным опыта и отвергая использование натурфилософии Аристотеля для решения этой проблемы:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Некоторые тюрко-монгольские племена еще задолго до появления узбеков Шейбани-хана в Мавераннахре и Хорасане жили как в степях Дешт-и-Кипчака, так и в Мавераннахре, например, уйгуров мы видим и во владениях Абулхайр-хана, и в государстве тимуридов, где известный Алишер Навои вёл от них свой род [ИВАН УзССР, за инв. номер 1430, л. 127а-б]; хитаев склонны были некоторые рассматривать как племя, жившее в Мавераннахре задолго до появления узбеков и монголов, между тем хитаев мы видим среди племён Абулхайра и Шейбани-хана, так же как и карлуков, и других. С другой стороны, некоторые из узбекских племён Шейбани-хана, вроде шинкарлы, шадбаклы и др. не встречаются ни среди тюркских племён доузбекского периода Средней Азии, ни среди узбекских племён последующего, после Шейбани, времени. Можно думать, что они или слились с другими, более сильными, племенами, или по малочисленности своей растворились в остальной массе узбекских племён. Во всяком случае пришедшие в Мавераннахр узбеки нашли в нем ряд тех же самых тюрко-монгольских племён, которые имелись и у них, и тем самым было весьма облегчено слияние пришельцев с некоторыми племенами, обитавшими здесь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...