Перейти к содержанию
Dilshad

Мухаммед Хайдар Дулати

Рекомендуемые сообщения

Казахские дулаты потомки выходцев Золотой Орды, да и по генеалогии они такие же уйсины как и их родовые братья шапрашты, сары уйсин, албан, суан, уйсины это монгольское племя хушин. Потомки соратника Джучи хана, Майкы бия. 

Чагатайские доглаты (правильное название именно так "доглат"), уже ко времени Мирза Мухаммад Хайдар доглата смешались с другими двумя народностями Восточного Туркестана - средневековыми уйгурами и тюрками Кашгара. Об этом он и сам пишет в Тарихи Рашиди, прямо и косвенно. Изначально монголоязычное племя доглат с племенным вождем Уртубу (соратник Чагатай хана) получило новый юрт - Кашгария. Естественно живя там в Кашгаре они стали близки к местным тюркским средневековым народностям, говорившим на местных языках, как и все чагатайцы (тюркская средневековая народность Маверанахра) и могулы (тюркская средневековая народность Туркестана), на этих землях входивших в улус Чагатая до прихода монголов жили в основе мусульманские тюркские народности и племенные группы говорившие на местных тюркских диалектах, этим местным языком был не кыпчакский, а язык который был распространен Караханидскими тюрками, тот на которым говорили в Сайраме, Алмалыке, Кашгаре, Самарканде, Таразе, Аксу и т.д. Смешавшись с местными тюркскими и не тюркскими народностями (в Мавераннахре ими были еще местные таджики), образовались две новые местные тюркские народности, мусульмане по вере и близкие к монголам по обычаям - чагатайцы и могулы. В дальнейшем они жестко схлестнулись между собой, сначала доминировали могулы (Тоглук Тимур хан), затем чагатайцы (Тимур бек барлас), и далее доминирование их было переменным до усиления узбеков, казахов, кыргызов и калмаков (16 в.), когда они были вытеснены со значительной территории, и значительная часть чагатайцев ушла в Афганистан и Хиндустан (другая часть инкорпорировалась с узбеками и в дальнейшем с ними и местными таджиками сформировала современный узбекский этнос),

 

а могулы ушли в доглатский Манглай Субэ (меньшая часть вместе с чагатайцами в Хиндустан), где Саид-хан в Яркенде основал по сути новое государство "Могулия" ("Мамлакат ве Могулие"), и уже оттуда его потомки вели войны за бывшие свои владения в Средней Азии на протяжении всего 16 в., тактически удачные, но стратегически проигрышные ибо своего населения было мало и заселить соответственно отвоеванные земли было не реализуемой задачей.

В Восточном Туркестане, к моменту прихода монголов Чингис хана жили две местные основные тюркские народности, близкие по языку, но далекие по культуре - тюрки мусульмане Кашгара и средневековые уйгуры Идикутства, бывшие по вере буддистами, несторианами и манихеями. Пришедшие монголы, смешавшись с местными тюркскими народностями и племенными общностями, как писалось выше образовали новую местную народность - могулов. Все эти три местные тюркские народности уже к 16 в. были значительно перемешаны, и по сути скорее были уже этнографическими группами, одного этноса, а не отдельными народностями.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подозреваю, что потомки Махмуда Хайдара находятся однозначно среди современных уйгуров, почитающих, в отличие от кыргызов и казахов, могольских ханов.

 

Не тока могульских ханов, но и великих эмиров вроде Пуладчи, и шейхов вроде Аршиддина, обратившего в ислам Тоглук Тимур хана, а так же породнившегося с ним, дети Тоглук Тимур хана были наполовину ходжами - Ильяс ходжа и Хызр ходжа.  

 

Вплоть до второй половины 19 в. у нас прослеживаются потомки его рода, эмира Пуладчи по линии дяди Мухаммада Хайдара доглата, Мирзы Абабакра Кашгари доглата, это местный бек Исхак ходжа и его потомки к которым обратились восставшие в Кучаре в 1860 годах, с просьбой возглавить восстание, т.к. народ помнил роль их предка в истории Могулии - эмира Пуладчи. (Источник Тарихи Амнийе, Молла Муса Сайрами).

Знаменитая работа по истории Восточного Туркестана  - "Хроники" Махмуд бека Чураса (выходец из Чурасов), спонсирована беком Яркенда Мирза Алам Шах беком, он был также потомком эмира Пуладчи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также прошу обратить внимание на тот факт, что никто из среднеазиатских народов, не знал и не слышал об Мирза Мухаммад Хайдар доглате, до 20 века. 

 

А уйгуры знали его, знали его род/клан эмира Пуладчи, знали его работы, и во многом  все наши исторические хроники после 16 в. были написаны под его влиянием, в т.ч. т.н. новая редакция "Тарихи Рашиди" от 19 в., где описываются события после тех что описаны у Мухаммад Хайдар доглата.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские дулаты потомки выходцев Золотой Орды, да и по генеалогии они такие же уйсины как и их родовые братья шапрашты, сары уйсин, албан, суан, уйсины это монгольское племя хушин. Потомки соратника Джучи хана, Майкы бия. 

Чагатайские доглаты (правильное название именно так "доглат"), уже ко времени Мирза Мухаммад Хайдар доглата смешались с другими двумя народностями Восточного Туркестана - средневековыми уйгурами и тюрками Кашгара. Об этом он и сам пишет в Тарихи Рашиди, прямо и косвенно. Изначально монголоязычное племя доглат с племенным вождем Уртубу (соратник Чагатай хана) получило новый юрт - Кашгария. Естественно живя там в Кашгаре они стали близки к местным тюркским средневековым народностям, говорившим на местных языках, как и все чагатайцы (тюркская средневековая народность Маверанахра) и могулы (тюркская средневековая народность Туркестана), на этих землях входивших в улус Чагатая до прихода монголов жили в основе мусульманские тюркские народности и племенные группы говорившие на местных тюркских диалектах, этим местным языком был не кыпчакский, а язык который был распространен Караханидскими тюрками, тот на которым говорили в Сайраме, Алмалыке, Кашгаре, Самарканде, Таразе, Аксу и т.д. Смешавшись с местными тюркскими и не тюркскими народностями (в Мавераннахре ими были еще местные таджики), образовались две новые местные тюркские народности, мусульмане по вере и близкие к монголам по обычаям - чагатайцы и могулы. В дальнейшем они жестко схлестнулись между собой, сначала доминировали могулы (Тоглук Тимур хан), затем чагатайцы (Тимур бек барлас), и далее доминирование их было переменным до усиления узбеков, казахов, кыргызов и калмаков (16 в.), когда они были вытеснены со значительной территории, и значительная часть чагатайцев ушла в Афганистан и Хиндустан (другая часть инкорпорировалась с узбеками и в дальнейшем с ними и местными таджиками сформировала современный узбекский этнос),

 

а могулы ушли в доглатский Манглай Субэ (меньшая часть вместе с чагатайцами в Хиндустан), где Саид-хан в Яркенде основал по сути новое государство "Могулия" ("Мамлакат ве Могулие"), и уже оттуда его потомки вели войны за бывшие свои владения в Средней Азии на протяжении всего 16 в., тактически удачные, но стратегически проигрышные ибо своего населения было мало и заселить соответственно отвоеванные земли было не реализуемой задачей.

В Восточном Туркестане, к моменту прихода монголов Чингис хана жили две местные основные тюркские народности, близкие по языку, но далекие по культуре - тюрки мусульмане Кашгара и средневековые уйгуры Идикутства, бывшие по вере буддистами, несторианами и манихеями. Пришедшие монголы, смешавшись с местными тюркскими народностями и племенными общностями, как писалось выше образовали новую местную народность - могулов. Все эти три местные тюркские народности уже к 16 в. были значительно перемешаны, и по сути скорее были уже этнографическими группами, одного этноса, а не отдельными народностями.

+100

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Бахтияр, не ли у Вас книги Чураса?

 

В "Тарихи Рашиди" складывается впечатление, что могольская знать была очень далеко от простых моголов, что-то вроде пренебрежения :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Бахтияр, не ли у Вас книги Чураса?

 

В "Тарихи Рашиди" складывается впечатление, что могольская знать была очень далеко от простых моголов, что-то вроде пренебрежения :)

 

Нет к сожалению, тока отрывки что есть в сети

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В. П. Юдин, 


Благодаря могулам Восточный Туркестан получил название Могулия, широко употреблявшееся уйгурскими историками в качестве названия своей страны. О том, что Восточный Туркестан назывался Могулией, было известно еще Иакинфу Бичурину, что явствует из его неопубликованных работ. 

Уйгуры за пределами Восточного Туркестана на вопросы западных исследователей о своей этнической принадлежности отвечали, что они могулы. Западноевропейские исследователи решили, что уйгуры считают себя монголами, и на этом основании сделали вывод, что уйгуры не имеют никакого представления о своем прошлом, о своем происхождении, так как уйгуры - тюрки. Но уйгуры-информаторы не ошибались. Они называли себя не монголами, а могулами, на что они имеют историческое право, так как могулы, наряду с другими этносами, являются прямыми физическими предками современных уйгуров.

Необходимо отметить, что некоторые патриотически настроенные историки конца 19 - начала 20 в. придавали особое значение факту долгого правления в Кашгарии эмиров могульского племени "доглат", считали потомков доглатских эмиров законными претендентами на верховную власть в Восточном Туркестане и как будто связывали свои надежды на национальное освобождение от маньчжуро-китайского господства с их именами. Вспомним, что в 1864 г. в момент восстания в Куче повстанцы предложили возглавить их Ахмад - вану, сыну вышеупомянутого Исхак-бека. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Бахтияр, спасибо большое, уже нашел и Чураса :) У меня собрано порядка 6 гигов книг и статей, вот думаю сделать каталог здесь и сделать ссылки с форума на файлообменники. Главное классифицировать их грамотно, чтобы каждый мог найти что ему интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.05.2007 в 20:55, Dilshad сказал:

Гордость дулатов! Казахов и народов средней азии в целом. Его жизнь удивляет своим многообразием.

Судьба заносила его и в Кашгар и в Яркенд, в Кабул и даже в Кашмир. Возможно его потомки до сих пор живут в Индии.

 

Оказывается могила Мухаммеда Хайдара Дулати находится в Индии, в г. Сринагар, штат Джаму и Кашмир.

Великий тюркский историк и литератор Монгол улуса (Моголистана) похоронен на кладбище султанов империи великих монголов «Мазар-и-Салатин».

У изголовья могилы табличка на урду и английском языке, установленная в 2015 году.

Могила реставрирована по инициативе Посольством Казахстана в Индии. 

Жатқан жері жарық болсын, топырағы торқа болсы!

a6f76e89966ea94caf4a52833b8e5b1a_L.jpg71d65e058d7896f0dc09bbb8fc779255

Надгробие:

dd001411ece01118d499f7f0fb95baa9

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Д-р Аббаскули Гаффари Фард составил такую генеалогическую таблицу дуглатских (дулат) эмиров. Здесь меня заинтересовал эмир Уртубу.
Согласно перевода Тарих-и Рашиди на русский язык (А. Урунбаев, Р.П. Джалилова, Л.М. Епифанова), Уртубу получил от Чагатая “Манглай Субе”, а Ордаби получил от Чингиз-хана семь привилегий. Однако в персидском тексте издания Тарих-и Рашиди (Аббаскули Гаффари Фард) и в рукописи Общественной библиотеки Исфахана от Чингиз-хана семь привилегий получил тоже Уртубу, в них нет никакого упоминания Ордаби. В английском переводе Тарих-и Рашиди (W. Thackston) также не упоминается Ордаби, у него Ortu Bora получил от Чингиз-хана семь привилегий и от Чагатая “Манглай Субе”. Откуда узбекские востоковеды взяли Ордаби не понятно. Может в Ташкентском списке или Санкт-Петербургских списках Тарих-и Рашиди есть Ордаби. Нужно сверить все списки Тарих-и Рашиди и сделать сводный текст данного труда. По-хорошему, исследователи должны сравнивать переводы с оригинальными рукописными текстами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...