ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 я где то читал, что "quday" (бог) вышло из персидского "hudo". на фарсизированном узбекском "бог" так и будет - "худо". но в случае с бурятским и монгольским "хоодай", "худай" скорее монголизмы (окончание "-дай", "-тай"). имхо Это слово присутствует и у хакасов,и у тувинцев,и (если не ошибаюсь) у якутов.. 1. Кудай = xwadāy /xwt'y/ - иранизм К Хакасам и Тувинцам попал, вероятнее всего, от манихеев. Надо манихейские тексты посмотреть. Еще Кызласов-ст. про это слово писал, ЕМНИП. 2. Куда = сват - монголизм (ЭСТЯ т.6, стр. 101) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Тувинско-русский словарь (1968): кудай 1) см. дээр III; 2) миф. Потусторонний мир. дээр III - небо дежилген: дежилген кудай боор ой! какая скверная погода! (дештир ..2) становиться дырявым) кут миф. душа; животворная сила; ◊ кудун ышкынар терять голову, впадать в панику. если корень слова составляет кут, то можно предположить: кудай - небесный/божественный/потусторонний мир, где обитают души; обиталище душ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 1. Кудай = xwadāy /xwt'y/ - иранизм К Хакасам и Тувинцам попал, вероятнее всего, от манихеев. Надо манихейские тексты посмотреть. Еще Кызласов-ст. про это слово писал, ЕМНИП. 2. Куда = сват - монголизм (ЭСТЯ т.6, стр. 101) 1)Буду очень признателен вам,если потянете сюда манихейские тексты с упоминанием этого слова и слова Кызласов.. 2)На мой взгляд,"куда=сват" не очень подходит... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 На кыргызском : кудай ир. ( ср. теңир, алда I)бог;кудайыңа ишенсең, жөө каласың погов. если на бога своего будешь надеяться, то пешим останешься;башы оорубагандын кудай менен иши жок погов. у кого голова не болит, тому до бога дела нет;кедей байга жетем дейт, бай кудайга жетем дейт погов. бедняк хочет с баем сравняться, бай хочет с богом сравняться;кудайдын буйругу божья воля;кудайды карап айт говори по совести; стыдись говорить такие вещи;кудайды карабай эле, калп айта берет он врёт без зазрения совести;кудайды карап иш кыл делай по совести;кудай урсун! накажи (меня) бог!; ей-богу!;кудай урбадыбы! напасть-то какая!; вот тебе раз!;сени кудай төбөңөн уруп таштадыбы? да ты совсем обалдел, что ли?муну кайсы кудай уруп журөт! какая муха его укусила!; белены он объелся, что ли!;кудай урган жерде уж в самом худшем случае;кудай салбасын! не приведи господи!;кудай алсын1) негодный;2) пустяки; об этом и говорить нечего;чечимди кудай алсын, эми эле боло калат решение? - оно в два счёта будет готово (подумаешь, трудность какая, стоит об этом говорить!);кудай бетин көрсөтпө! не приведи бог видеть (его) !;аны кудай билбесе или аны кудай билет бог его знает, господь его знает (я не знаю, не могу сказать);биз Ташкенге барарыбызды кудай билет едва ли удастся нам поехать в Ташкент;кудай алгыр! никудышный!;кудай аткыр богом проклятый; проклятый;паана кылса өз элин, аны кудай атабы? фольк. разве бог его накажет, если он окажет защиту народу своему?кудайыңа кетесиң ты умрёшь (букв. уйдёшь к богу своему);кудайга кой- положиться на суд божий, на совесть человека;биз сага жамандык издесек, кудайга койгун если мы желаем тебе зла, пусть бог нас накажет;сени кудайга койдум бог тебе судья;кудайга койгондонбашка айла жок другого выхода, как положиться на бога, нет (напр. в каком-л. затруднительном положении);кудайдан жөө качкан или кудай безери пройдоха, жулик (букв. от бога пешком бежавший);кудайдай болсо да будь хоть хороший-прехороший;кудайдай бозо болсо да, ичпеймин будь хоть самая хорошая буза, я пить не буду;кудай үйү уст. Мекка (букв. божий дом);кудайдын үйүн көрүп келген киши человек, совершивший паломничество в Мекку;кудай акы! ей-богу!;кудая! о боже!, господи!;кудая тобо! прости господи! (возглас раскаяния или крайнего удивления);кудая тобо, ушундай да укмуш болобу! господи, возможно ли такое!;кудай кут кылсын см.→ кут I 5. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 На кыргызском : кут кут I1. миф. кусочек студенистого вещества тёмно-красного цвета, якобы падающий через түндүк (см.) в коломто (см.) и приносящий счастье тому, кто сможет его взять (взять его может только хороший, чистый человек, в руках же дурного он превращается в кусочек кала);чын касиет кут түшүп, чыктың окшойт жолуман фольк. ты мне встретился, похоже, что (в мою юрту) упал настоящий благодатный кут;2. уст. оберег, якобы охраняющий скот и человека (семь перламутровых пуговиц, нашитых на мешочек с кусочком свинца, или фигурка человека из свинца или олова, одетая в синие или красные тряпки; эта фигурка обмывалась водой, которой потом обрызгивали скот; теперь это позабыто, смутно помнят только старики);3. (в эпосе) божок, маленький идол (у калмыков);кутун салып койнуна, мылтыгын салып мойнуна фольк. положив божка своего себе за пазуху, повесив ружьё своё себе на шею;4. жизненная сила, дух, душа;кутум учту я сильно испугался; у меня душа в пятки ушла;кутун учур- нагнать на кого-л. страху;атын атаса, куту сүйүнөт погов. не женит отец - так хоть словом потешит (букв. хотя бы (только) по имени назвали его, (только от этого) у него (уже) душа радуется; напр. ему не дали награды, а только добром упомянули его имя);5. счастье, удача; благодать;конок - кут гость - счастье;конок бир консо - кут, эки консо - жут погов. если гость ночует раз - счастье, если ночует два раза - беда (см.→ жут I);келишиң кут болсун! добро пожаловать! (букв. да будет твой приход счастьем!);кадамыңыз кут болсун! да принесёт ваш приезд счастье! (букв. да будет ваш шаг счастьем!);сапарыңар кут болсун! счастливого пути!;жолугушканыңар кут болуп, жолуңар жарык болсун! (напутствие отъезжающим) пусть вам встретится счастье, пусть путь ваш будет светлым!;конуш кут болсун! да будет благодатным (новое) место (пожелание прикочевавшему); с новосельем!;айткандарың кут болсун! да исполнится всё сказанное тобою!;куту качып калды от него счастье отвернулось; он потерял всякий вес и уважение;куту кетти он захудал (материально или с точки зрения общественного положения);элдин куту колдоп, бийик даражага жеттиң благодаря силе народа ты достиг высокого положения (букв. высоких степеней);сизге кут болсун! желаю вам счастливо пользоваться!;Аккула сизге кут болсун! фольк. желаю вам счастливо пользоваться (конём) Аккулой! (конь теперь принадлежит вам);Сарала мага кут болсун фольк. пусть (конь) Сарала будет мне счастьем (пусть он теперь будет моим);кут күткөн күн счастливый день;кудай кут кылсын! дай бог счастья!; да поможет бог!;6. то же, что. от→ куттуу;таксыр каным аманбы? алтын тагыңыз кут болсун! фольк. господин мой хан здоров ли? поздравляю вас с золотым троном!;жоруган түшүм кут болсун! поздравляю с (благоприятно) истолкованным мною сном! (твой сон, который я истолковал, предвещает хорошее);кут урсун! будь ты (он) проклят!кут IIар.1. Кут (точнее Кут жылдыз) Полярная звезда;Кут жылдызды бет алып фольк. направившись в сторону Полярной звезды;2. (точнее кут жак или кут тарап) север;күн жүрүштө коосу бар, кут жагында көлү бар фольк. на юге там есть глубокий овраг, на северной стороне озеро есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Это слово присутствует и у хакасов,и у тувинцев,и (если не ошибаюсь) у якутов.. Вообще то тема не подходящая. Мое личное мнение, что это изначально тюркское слово, но с интересной дальнейшей судьбой. Отчего оно присутствует в тюркских и монгольских языках - у халхасцев, у других монголоязычных народов, у хакасов, тувинцев, алтайцев, теленгитов, кумандинцев, шорцев, саха (якутов), казахов, кыргызов, каракалпаков, туркмен, узбеков, башкиров, татар, у таджиков, народов Афганистана и т.д. Я бы назвал его таким же фарсизмом, что и к примеру "арабизмы" из сериала, в котором к ним приписали (навскидку): отан, арслан, каир, султан, айман, аман, айна, мал, майдан, нур, гуль, касым, такыр, таксыр, кайрат, кала, джан, джаза, джуз, серт, сагат, сурет и т.д. и т.п. Да, чуть не забыл, что в том же арабском сериале традиции тюрко-монгольского кочевого скотоводства и охоты с ловчими птицами и борзыми собаками тоже запатентованы за арабами. Я уже молу про имена личные, часть которых также незаслуженно имеет прописку в арабских странах. Непосредственно про тюрко-монгольский Кьудай-Худай-Ходай мое мнение таково, что это обыкновенный синоним понятиям Täňir, Джасаган, Джаракткан, Джаратушы, у всех у них тюркская этимология и значение Всевышний. На фарси оно звучит как Хода или Ходаванд, хотя на древнеперсидском бог Baga. Лично я сам усматриваю в спорной лексеме корень QUT со значением в тюркских языках "благодать, высшее счастье" по другому "состояние нирваны, просветвления" (без учета имеющихся у некоторых тюркских народов других его значений "душа", "изобилие", "достаток", которые я считаю производными или переносными). QUT понятию BAQ. Могу предположить, что древнеперсидское бог Baga и новоперсидское бог Хода это видоизмененные тюркские понятия, соответственно BAQ и QUT. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Нашел историческое подтверждение своей версии. Читаем у Ц. де Бридиа в "История татар", что команы называют бога Кодар. Я думаю здесь опечатка, в рукописи наверняка было Кодай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 На кыргызском : куда куда Iв разн. знач.сват;куда бол- породниться через брак своих детей или родственников;ит менен куда болсоң, жегени менен той бересиң погов. если породнишься (станешь сватом) с собакой, то из её пищи (т.е. дерьма) пир устроишь;куда түш- свататься; сватать;куда түшүр- засылать сватов;куда башы главный сват (их два: один со стороны жениха, другой со стороны невесты);кайчы куда или кайчылаш куда уст. перекрёстный сват (когда две семьи обмениваются дочерьми, выдавая их замуж за сыновей другой стороны);бел куда уст. родители (обычно - отцы), просватывающие своих ещё не родившихся детей;бешик куда уст. родители (обычно - отцы), просватывающие своих детей с колыбели.куда II, кудааредко,то же, что. от→ кудай;кудаага күнөөкөр грешен богу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 А здесь ссылка дабы не быть голословным. "Древние тюркские диалекты и их отражение в современных (тюркских) языках" (Фрунзе: Iëiì, 1971. АН Кирг.ССР. Отдел востоковедения. Под ред. Батманова И.А.): "QUT (ҚҰТ)" - счастье. Меня терзают смутные сомнения, что таким макаром я сейчас приближусь к славянскому "Бог" и романскому "GOT". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 На кыргызском : куда сват Сватов не трожьте! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 А еще вспомнился Худай-Тая сын Махмуда (по монгольски Махаму) - предок Тогана, Эсена, Кара-Кула и других ойратских князей, 15 век. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 А здесь ссылка дабы не быть голословным. "Древние тюркские диалекты и их отражение в современных (тюркских) языках" (Фрунзе: Iëiì, 1971. АН Кирг.ССР. Отдел востоковедения. Под ред. Батманова И.А.): "QUT (ҚҰТ)" - счастье. Меня терзают смутные сомнения, что таким макаром я сейчас приближусь к славянскому "Бог" и романскому "GOT". Возможно плохо искал,но в ДТС не встретил это слово..в значении "Кудай","Худай","Хоодай" и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Сватов не трожьте! Мне тоже кажется,что это не корень слова "Худай"..Не вяжется.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 А еще вспомнился Худай-Тая сын Махмуда (по монгольски Махаму) - предок Тогана, Эсена, Кара-Кула и других ойратских князей, 15 век. Кстати сын Худай-тайя Угэчи-кашка в исторических источниках упоминается как кергууд,т.е.монгольской формой мн.числа этнонима "кыргыз".. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Вообще то тема не подходящая. Вот-вот. Неплохо бы в отдельную тему. А кому, как вам, модератору? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Proto-Altaic: *kùt`á Nostratic: Nostratic Meaning: fortune Russian meaning: судьба, счастье Turkic: *Kut Proto-Turkic: *Kut Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: luck, good fortune Russian meaning: счастье, хорошая судьба Old Turkic: qut (Orkh., OUygh.) Karakhanid: qut (MK) Turkish: kut Tatar: qot Middle Turkic: qut (AH) Uzbek: qut Turkmen: Gut Khakassian: xut Oyrat: qut Chuvash: xъʷt Yakut: kut Dolgan: kut Tuva: qut Kirghiz: qut Kazakh: qut Noghai: qut Bashkir: qot Karaim: qut Karakalpak: qut Comments: VEWT 305, EDT 594, ЭСТЯ 6, 175-177, Stachowski 162. Mongolian: *kutug Proto-Mongolian: *kutug Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: good fortune, majesty Russian meaning: счастье, святость, величие Written Mongolian: qutuɣ (L 992) Middle Mongolian: qutux (SH, HY), qudux (SH) Khalkha: xutag Buriat: xutagta 'a Buddhist rank' Kalmuck: xutǝg Ordos: GutuG Comments: KW 200. Mong. > Evk. kutu (ТМС 1, 440, Doerfer MT 136). Tungus-Manchu: *kutu-ri Proto-Tungus-Manchu: *kutu-ri Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: luck, fortune Russian meaning: счастье, удача Literary Manchu: χuturi Jurchen: xu-tur Comments: ТМС 1, 440. The Manchu-Jurchen word cannot easily be explained as a mongolism, despite Doerfer MT 136. Man. > Dag. xotor (Тод. Даг. 178). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Вообще то тема не подходящая. Как это не подходящая?Мы обсуждаем этимологию бурятского рода "Худай" в теме про Бурятов..Все в рамках правила и по сабжу..Не вижу никакого оффтопа.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 "Сват" все-таки монголизм в тюркских языках, так как восстанавливается общая форма: Proto-Altaic: *kude Nostratic: Nostratic Meaning: relative-in-law Russian meaning: свойственник Turkic: *güde Proto-Turkic: *güde- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 son-in-law 2 guest Russian meaning: 1 зять 2 гость Old Turkic: küdegü 1, küden 2 (OUygh.) Karakhanid: küdegü 1, küden 2 (MK, KB) Turkish: güveji 1 Tatar: kijäw 1 Middle Turkic: küjew 1 (Abush., Sangl.) Uzbek: kujɔw 1 Uighur: küjoɣul 1 (*küjö-oɣul) Sary-Yughur: kuzeɣɨ 1 Azerbaidzhan: gijev 1 Turkmen: gijev 1 Khakassian: kǝzö 1 Shor: küze 1 Oyrat: küjü 1 Halaj: kideji 1 Chuvash: kǝrü 1 Yakut: kütüö 1 Dolgan: kütüö 1 Tuva: küdē 1 Tofalar: hüdǟ 1 Kirghiz: küjȫ 1 Kazakh: küjew 1 Noghai: kijew 1 Bashkir: kejäw 1 Balkar: kijew 1 Gagauz: güvǟ 1 Karaim: gijav 1 Karakalpak: küjew 1 Salar: kui 1 (ССЯ) Kumyk: gijev 1 Comments: EDT 703, 704-705, ЭСТЯ 3, 43-45, Лексика 297-298, Stachowski 166. Turk. > Mong. küdegü; Yak. > Evk. kutē Proto-Mongolian: *kuda Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: relative-in-law Russian meaning: сват, свойственник Written Mongolian: quda (L 979) Middle Mongolian: guda 'match-maker, parent-in-law' (HY 32), quda (SH) Khalkha: xud Buriat: xuda 'сват', xudagɨ 'cватья' Kalmuck: xudǝ Ordos: xuda Dongxian: Gudaɣi Dagur: xodugu, (Тод. Даг. 176) xodog, (Тод. Даг. 178) xuada Shary-Yoghur: Gudā Monguor: Guda (SM 123), Gudā Comments: MGCD 384. Mong. > Chag. quda etc. (see TMN 1, 424, Лексика 310, ЭСТЯ 6, 102-103), Chuv. xъda (Róna-Tas KM), Man. xuda etc., see KW 194, Щербак 1997, 208, Doerfer MT 81-82. Как видно, в монгольский из тюркского попало слово "зять", а в тюркские из монгольского "сват". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Я бы назвал его таким же фарсизмом, что и к примеру "арабизмы" из сериала, в котором к ним приписали (навскидку): отан, арслан, каир, султан, айман, аман, айна, мал, майдан, нур, гуль, касым, такыр, таксыр, кайрат, кала, джан, джаза, джуз, серт, сагат, сурет и т.д. и т.п. Да, чуть не забыл, что в том же арабском сериале традиции тюрко-монгольского кочевого скотоводства и охоты с ловчими птицами и борзыми собаками тоже запатентованы за арабами. Я уже молчу про имена личные, часть которых также незаслуженно имеет прописку в арабских странах. Вот это вы даете... с каждым разом все удивительней и удивительней... А "КОСМОДРОМ" - это калька с древнеказахского слова БАЙКОНУР? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Как видно, в монгольский из тюркского попало слово "зять", а в тюркские из монгольского "сват". На кыргызком "күйөө" - зять :муж дочери,младшей сестры.."жезде" - тоже зять : муж старшей сестры.. А "куда" - сват.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 1. Кудай = xwadāy /xwt'y/ - иранизм К Хакасам и Тувинцам попал, вероятнее всего, от манихеев. Надо манихейские тексты посмотреть. Еще Кызласов-ст. про это слово писал, ЕМНИП. 2. Куда = сват - монголизм (ЭСТЯ т.6, стр. 101) 1)Буду очень признателен вам,если потянете сюда манихейские тексты с упоминанием этого слова и слова Кызласов.. 2)На мой взгляд,"куда=сват" не очень подходит... 1. ....Как оказалось, иран ское наименование верховного божества «Худай» или «Кудай» (в фонетической форме предшествующей новоперсидскому «Худо») употреблялось и в большинстве своем употребляется до современности почти всеми тюркоязычными народами Евразии. На востоке ареал расселения этих народов простирается до излучины реки Хуанхэ (салары) в Китае. На западе он достигает берегов Волги и границ Северного Кавказа (поволжские татары, кряше- ны, ногайцы и др.). Ранний иранизм «Худай (Кудай)» к эпохе своего распространения принадлежал уже к лексике тюркского манихейства... http://www.nbdrx.ru/pdf/Kyzlasov/ax0000084.pdf P/S/ но иногда следует учитывать некоторую "своеобразность суждений" Кызласова... 2. Так и есть, слова разные и разного происхождения. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 1. ....Как оказалось, иран ское наименование верховного божества «Худай» или «Кудай» (в фонетической форме предшествующей новоперсидскому «Худо») употреблялось и в большинстве своем употребляется до современности почти всеми тюркоязычными народами Евразии. На востоке ареал расселения этих народов простирается до излучины реки Хуанхэ (салары) в Китае. На западе он достигает берегов Волги и границ Северного Кавказа (поволжские татары, кряше- ны, ногайцы и др.). Ранний иранизм «Худай (Кудай)» к эпохе своего распространения принадлежал уже к лексике тюркского манихейства... http://www.nbdrx.ru/pdf/Kyzlasov/ax0000084.pdf P/S/ но иногда следует учитывать некоторую "своеобразность суждений" Кызласова... Цитата из этой статьи Кызласова: Итак, манихейство явилось единственной мировой религией, которая в эпоху средневековья на несколько веков (IX—XIV вв.) объединила почти все тюркоязычные народы Евразии от верховьев Амура на востоке до устья Дуная на западе. Именно это вероучение более прочих приобщило тюрков к передовым достижениям общественной мысли и духовной культуры Западной и Средней Азии. Историческое значение тюрко-иранского культурного и языкового взаимодействия трудно переоценить. Оно не закончилось в средние века, но продолжалось и все Новое время30. Будучи освященным веками, не закончится и впредь. Иран для истории тюрков имеет такое же значение, как Византия для истории славян. Поступила в редакцию 30.10.03 да уж, тут следует учитывать не то что "своеобразность суждений" его, а просто "откровенный гон". Манихейство сумело захватить умы лишь верхушки определенной эпохи (Уйгурского каганата), но не касалось жизни народа. Уйгурские властители отделились от своего народа крепостными стенами, в которых, в том числе, предавались разврату. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Я поэтому и "предупредил". Однако аспект его "радикализации" после 1991 года не сильно умаляет проделанной им практической работы. А про "ираноязычную долю" в этногенезе и культурогенезе Тюрков Первого Каганата и в последующее время он дело говорит. Посмотрите сами статью http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5207-monety-tiurkskogo-kaganata/?hl=%2Bмонеты+%2Bкаганата Правда, английским или турецким надо владеть. Я об этом писал еще в теме "тувинцы", если помните. Понятие "Тюрк" возникло в I Каганате. И что любопытно, там нет ничего на "современном тюркском". Согдийский, санкскрит - сколько угодно. Согдийцы ВЕЗДЕ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 Вот вам еще связи предков : 1. Имя Манас никак не переводят. 2. Переселение кыргызов на Тянь-Шань не было одномоментным явлением, по моему мнению, основная часть кыргызских племен заняла Тянь-Шань в 14-15 века. Ув. Rust, я в ЭСИЯ т. 5, стр. 182 вот что вычитал:*mana-, *manah- "Умственная сила, разум, мысль, представление",- из арийского *manas- (ср.р. "дух, душа; ум, разум", в производных прилагательных так-же -manas- "мыслящий") Восходит к И.-Е. *menos-, *menes- смелость, мужество, отвага. P/S/ ударение везде на первом слоге. http://www.istmira.com/novosti-istorii/6155-buddizm-kushanskaya-imperiya.html"...Кушаны жили на территории современного Афганистана (сердце Евразии). Вес оставался тот же, а на обеих сторонах монет изображались боги: индийский бог Шива, бог солнца и хранитель народа Ирана – Митра, греческий бог неба и воздуха – Анемос. Кушаны контролировали и морской Шелковый путь. Благодаря весьма удачному расположению империя постоянно обогащалась. Канишка считался покровителем .." http://broukgauzefron.slovaronline.com/Д/ДУ/38317-DUSHA "...в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.).." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 1 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2016 У Кызласова и других может быть не "гон", а "недогон" ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться